выступал в качестве некоего неприятного, хотя и достаточно грамотного чиновника, формалиста, бюрократа, для которого абстрактная справедливость намного ценнее человеческих судеб.
1. Антология юридического анекдота / сост. В.М. Баранов, П.П. Баранов, В.В. Гриб,
В.И. Каныгин. М.; Н. Новгород, 2007.
2. Вересаев В.В. Собр. соч.: в 4 т. М., 1985. Т. 4.
3. Утевский Б.С. Воспоминания юриста: Из неопубликованного. М., 1989.
4. Режим доступа: http://www.timesaver.ru/articles/ а!252.рИр. Загл. с экрана.
5. Демичев А.А. // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2007. № 1. С. 10-16.
Поступила в редакцию 6.11.2007 г.
Demichev A.A. The image of the state prosecutor in pre-revolutionary law anecdote. The article reconstructs the image of the prosecutor in the legal awareness of the Russian subjects based on the study of pre-revolutionary law anecdote. The conclusion is that contemporaries saw the prosecutor as a sufficiently educated officer, not a bureaucrat and formalist for whom the abstract justice is much more valuable than human destinies. The article also analyses the reasons for such idea of the prosecutor.
Key words: pre-revolutionary law anecdote, prosecutor.
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ИХ ОСОБОЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
Е.К. Широкова
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды являются одним из источников государственных доходов. В связи с тем, что они, так же как и налоги являются обязательными платежами, в статье дана их сравнительная характеристика.
Ключевые слова: страховые взносы, государственные внебюджетные фонды, доходы.
Одним из источников государственных доходов являются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
На сегодняшний момент в Российской Федерации существуют и подлежат уплате следующие виды страховых взносов:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование подлежат уплате в Пенсионный фонд РФ;
- страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний уплачиваются в Фонд социального страхования РФ.
Правовая база исчисления страховых взносов на пенсионное и социальное страхование установлена Федеральными законами об указанных видах страхования «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (ст. 10, 28) [1], «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст. 22) [2], Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева-
ний на 2007 год» [3], «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2007 г. уплачивались страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены нормативным актом.
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусматривает уплату двух видов страховых взносов в зависимости от категории страхователей. Такая категория страхователей как юридические лица (страхователи, которые обеспечивают работой других) рассчитывают и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исходя из начисленных выплат и вознаграждений в пользу своих работников. В соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается
страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса (страховой и накопительной) и определяется как соответствующая процентная доля базы (начисленные выплаты и вознаграждения в пользу своих работников) для начисления страховых взносов, устанавливаемых п. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.
Ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусматривает уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа. Особенность этих страховых взносов состоит в том, что их непосредственным плательщиками являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, т. е. те страхователи, которые работают сами на себя. Если в первом случае размер страховых взносов исчисляется в процентном соотношении к сумме всех выплат в пользу работников, то в данном случае размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. То есть самими страхователями взнос не исчисляется, поскольку сумма данного вида страховых взносов является фиксированной и устанавливается в императивном порядке, отдельно на страховую и отдельно на накопительную части.
Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливаются в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. -на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 % страхового тарифа, установленного для
соответствующего класса профессионального риска. Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» [4] установлены страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
Юридическая природа страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного социального страхования России может быть выявлена в сравнении с налоговыми и неналоговыми доходами.
Как следует из ст. 41 Бюджетного кодекса РФ [5], государственные доходы представляют собой доходы бюджета, которые складываются из налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений.
Налоговые доходы представляют собой налоги, сборы, пени и штрафы, начисленные за неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов [6].
Определение неналоговых доходов может быть дано путем использования метода исключения. Иначе говоря, те источники пополнения бюджета, которые нельзя отнести к налоговым платежам либо безвозмездным и безвозвратным перечислениям, считаются неналоговыми доходами [7]. Неполный перечень неналоговых доходов приводится в ст. 41 Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти (субъектов исполнительной
власти и местного самоуправления) после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. В том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; иные неналоговые доходы.
Перечисления представляют собой дотации, субсидии других бюджетов, субвенции, перечисления из внебюджетных фондов, перечисления от физических и юридических лиц.
Перечень неналоговых доходов, указанный в ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, не содержит упоминания о страховых взносах.
В связи с чем возникает вопрос, что же такое страховые взносы, какое место отведено им в системе государственных доходов, какую функцию они выполняют?
Как следует из анализа положений ст. 16 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» [8], государственные внебюджетные фонды денежных средств образуются вне федерального бюджета и при этом управляются органами государственной власти РФ.
Таким образом, страховые взносы представляют собой форму образования денежных средств за пределами федерального, регионального и местного бюджетов, направляемых на реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Страховые взносы образуют особую систему государственных доходов, совершенно отличную от налогов, неналоговых доходов и прочих перечислений по своей социально -правовой природе, формированию, распределению и использованию.
Как показывают научная теория и законодательство, единственное, что сближает страховые взносы и налоги - обязательность их уплаты, обеспечиваемая сходными мерами контроля и государственного принуждения. Этот признак выражается в том, что уплата как налогов, так и страховых взносов обусловлена государственной необходимо-
стью. Поэтому неуплата как налога, так и страхового взноса влечет за собой ответственность в виде наложения на неплательщиков штрафных (налоговых и финансовых) санкций, а также сопровождается начислением пени [9]. В остальном их признаки качественно не совпадают.
В соответствии с положениями статьи 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [10].
Первый признак, отличающий страховые взносы от налогов, состоит в том, что уплата налогов обусловлена публичным фактором. За счет уплаты налогов происходит содержание государства как огромного административного аппарата со всеми его потребностями. Таким образом, целью уплаты налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. В отличие от страховых взносов налоги служат инструментом улучшения благосостояния государства, поэтому собранные налоги образуют обезличенную массу денежных средств, расходуемую на нужды государства.
Рассматривая признаки налога, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 ноября 1997 г. №16-П [11] указал на тот факт, что налог взимается «с целью обеспечения расходов публичной власти». Налог - это платеж, производимый налогоплательщиками для финансирования государственных нужд. Именно с помощью налогов образуется большая часть денежных фондов, необходимых для функционирования государства.
Уплата же страховых взносов обусловлена финансовым обеспечением социальноцелевого характера для осуществления публичных функций. Указанный признак нашел отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. №7-П «По делу о поверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов» [12].
Исходя из содержания вышеуказанного постановления, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности государственного социального (в том числе пенсионного) страхования. Страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования Российской Федерации - это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы. Они являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам, которые рассматриваются в качестве страховых рисков и выступают основаниями государственного пенсионного обеспечения. Однако уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений. Для граждан - плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации этот платеж с целью финансирования трудовых пенсий является прямым и обязательным вычетом из их заработка (дохода).
Страховые взносы в отличие от налогов не обезличиваются, в частности пенсионные взносы подлежат учету на индивидуальных лицевых счетах каждого застрахованного лица с целью последующей выплаты пенсии.
Вторым признаком, отличающим налог от страхового взноса, является индивидуальная безвозмездность налога как обязательного платежа, ввиду того, что налогоплательщик, отчисляя налог в пользу государства, не получает никаких выгод, никаких благ, эквивалентных произведенному платежу. Налог перечисляется просто так, безвозмездно. Презюмируется, что поскольку налогоплательщик имеет возможность заниматься той или иной деятельностью, и государство в этом ему не препятствует, он должен производить соответствующие отчисления именно в пользу государства.
Таким образом, налог взимается в целях покрытия потребностей общества, которые в значительной мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. Налогоплательщик же уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо компенсации от государства. В этом состоит один из важнейших признаков налога - признак индивидуальной безвозмездности. Результаты теоретических исследований природы налоговых платежей нашли свое отражение и в практике Конституционного Суда России. Впервые развернутое определение налога, данное Конституционным Судом в своем Постановлении от 11 ноября 1997 г. №16-П, содержало указание на то, что налоговый платеж взимается на началах «индивидуальной безвозмездности».
Природа уплаты страховых взносов в корне отлична от налогов. Страховые взносы исчисляются и подлежат уплате не за возможность осуществления страхователем конкретной деятельности, а для накопления работающими лицами будущей пенсии по старости, а также обеспечения выплат при несчастных случаях на производстве и возникновении профессиональных заболеваний. Таким образом, когда уплату страховых взносов осуществляет страхователь, самостоятельно обеспечивающий себя работой, здесь присутствует элемент возмездности [13], поскольку своевременно уплаченные страховые взносы в последующем вернутся к нему в виде пенсионных, либо социальных выплат. Что же касается уплаты взносов страхователями - юридическими лицами, то в данном случае уплата страховых взносов носит элемент безвозмездности, поскольку их отчисление производится в пользу работников (застрахованных лиц), а не в пользу организаций-работодателей.
Таким образом, в сфере пенсионного обеспечения тарификационная уплата установленных законом пенсионных взносов страхователями, обеспечивает застрахованным лицам в будущем накопление определенной денежной базы, исходя из которой работающим гражданам будет установлена и представлена к ежемесячной выплате пенсия по обязательному пенсионному страхованию.
Поэтому возмездный характер пенсионных обязательных платежей состоит в том, что уплата пенсионных страховых взносов
порождает у государства в лице органов управления Пенсионным фондом РФ встречную обязанность по выплате пенсий [14].
Уплата страхователями страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний гарантирует возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в т. ч. оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Третьим отличительным признаком налогов от страховых взносов является то, что налоги уплачиваются налогоплательщиками в различные бюджеты (местные, региональные, федеральные). В зависимости от группы, к которой налог относится, он зачисляется в бюджет соответствующего уровня.
Страховые взносы подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов: Фонда социального страхования и Пенсионного фонда РФ, которые являются федеральными.
Четвертым признаком, отличающим налоги от страховых взносов, являются различные функции, выполняемые этими платежами. Так, в отличие от налога, основной функцией которого является фискальная, то есть формирование ресурсов государства, необходимых для выполнения его задач, а также финансирование публичных субъектов, основной функцией страховых взносов является обеспечительная, которая состоит в том, что уплата страховых взносов способствует формированию страхового обеспечения.
Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда
Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение,
которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности [15].
В отличие от налоговых доходов, выявление неналоговых доходов исходя из бюджетного законодательства, построено на методе исключения. Иначе говоря, те источники пополнения бюджета, которые нельзя отнести к налоговым платежам либо безвозмездным и безвозвратным перечислениям, считаются неналоговыми.
В этом смысле справедлива дефиниция А.В. Брызгалина: неналоговый платеж - обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством [16].
На данный момент построению стройной научно обоснованной концепции неналоговых доходов препятствуют следующие обстоятельства.
Во-первых, неналоговые доходы неоднородны. Среди них есть:
- обязательные платежи, близкие к налогам (таможенная пошлина, отдельные виды лицензионных сборов);
- обязательные платежи как меры уголовного и административного наказания;
- добровольные платежи, взимаемые в соответствии с гражданским законодательством (доходы от использования имущества, от платных услуг, суммы компенсаций).
Во-вторых, внесение в бюджет неналоговых платежей обусловлено многочисленными нормативными актами разной отраслевой принадлежности, поэтому какая-либо
унификация либо кодификация «права неналоговых доходов» фактически невозможна.
В-третьих, поступление доходов от использования имущества и оказания услуг обеспечивают практически все без исключения органы государственной власти, местного самоуправления, бюджетные учреждения.
Страховые взносы по своей сути, не являясь налогами, не являются и неналоговыми доходами ввиду их особой правовой природы.
Во-первых, страховые взносы, как обязательные платежи, подлежат зачислению исключительно в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Неналоговые же доходы поступают как в федеральный бюджет [17], бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, так и в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Таким образом, следует говорить о строгоцелевой природе страховых взносов и многоцелевой природе неналоговых платежей.
Во-вторых, неналоговые платежи имеют определенную специфику, обусловленную их объектом (перевозкой именно тяжеловесных грузов, проведением именно технического осмотра транспортных средств) [18].
В-третьих, возникновение обязанности уплаты неналогового платежа основано на несвойственной страховому взносу свободе выбора (перевозчик вправе, но не обязан осуществлять перевозку тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам; покупатель вправе, но не обязан заключать сделку купли-продажи прав на вылов водных биологических ресурсов) [19]. Отношения в сфере обязательного социального страхования строятся на началах обязательности и лишены какой-либо диспозитивно-сти. Страхователь не может отклониться от модели поведения, установленной законом, в частности, выбрать страховщика, повлиять на определение страхового случая, размер страховых взносов, порядок их уплаты и т. д.
В-четвертых, обязанность уплаты неналогового платежа обусловлена дополнительными затратами публичной власти, возникающими в связи с получением плательщиком соответствующего блага (перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что требует его восстановления; работы по проверке технического состояния транспортных средств влекут соответствующие затраты).
Такие дополнительные затраты публичной власти должны возмещаться не за счет налогоплательщиков, а за счет лиц, получающих соответствующие блага [20].
В-пятых, последствием неуплаты неналогового платежа является не принудительное изъятие соответствующих денежных средств в виде недоимки по страховым взносам, а отказ в предоставлении соответствующего блага (отказ в выдаче разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, что влечет невозможность перевозки; отказ в предоставлении прав на вылов водных биологических ресурсов, что влечет невозможность вылова; отказ в выдаче талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, что влечет невозможность его эксплуатации).
Исходя из проведенного анализа таких правовых категорий как налогов, неналоговых платежей и страховых взносов, возможно сформировать следующее понятие страховых взносов:
Страховые взносы - это обязательные, индивидуальные, возмездные платежи, составляющие самостоятельную систему доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования России), автономную от налогов и неналоговых доходов, формируемую за счет ежемесячных отчислений работодателей и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, согласно законодательно установленным тарифам, целью которых является формирование страхового социального обеспечения физических лиц и неуплата которых влечет принудительное взыскание исчисленных платежей государственными внебюджетными фондами.
Вместе с тем, ряд нормативных актов содержит понятия страховых взносов, однако, они в полной мере не раскрывают их природу, особенности и правовое значение.
Впервые нормативное понятие пенсионных страховых взносов официально закреплено в ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» [21], согласно которому страховые взносы представляют собой обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые
их плательщики уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данное понятие содержит ссылку лишь на один из элементов страховых взносов -обязательность, что делает невозможным отграничение взносов от налогов и в принципе не раскрывает понятие страховых взносов как самостоятельного вида платежей.
В ст. 3 Закона о пенсионном страховании дано более развернутое понятие страховых взносов в сфере пенсионного обеспечения:
страховые взносы - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Указанное определение дает понятие только конкретного вида страховых взносов -пенсионных, тем не менее, по сравнению с определением, данным в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» является наиболее полным и отражает основные характеристики страхового взноса в целом, подчеркивая их индивидуальность, возмездность и обязательность.
Согласно ст. 3, 4, 12, 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» страховой взнос представляет собой обязательный платеж, имеющий всеобщий характер и уплата которого осуществляется на основании федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования.
Указанная дефиниция также отражает лишь один из признаков взносов - обязательность, приписывая таким платежам всеобщий характер. Что предопределяет такую всеобщность и в чем она выражается абсолютно не ясно.
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний, регулируются Федеральным законом «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» [22], Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. №184-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» [23].
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховой взнос - это обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
Исходя из определений, данных в различных Федеральных законах, невозможно определить правовую природу страховых взносов как самостоятельной категории обязательных платежей, выделить конкретные признаки, присущие только страховым взносам, четко сформировать специфику каждого вида страхового взноса.
На основании изложенного, в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» следует дать общее понятие страховых взносов, четко отграничивающее указанные платежи от иных форм доходов, определяющее их специфику и роль в системе социального страхования.
Кроме того, следует разработать наиболее развернутые определения страховых взносов в зависимости от принадлежности к тому или иному виду страхования.
В отличие от действующего законодательства, в частности Бюджетного кодекса РФ, финансовая наука помимо налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, к доходам бюджетов относит и страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды.
Анализ положений ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относит исключительно налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Вместе с тем, законодателем не учтено то
обстоятельство, что указанная норма Бюджетного кодекса РФ является общей, в связи с чем должна содержать полный перечень видов доходов бюджетов.
При этом законодатель по собственной инициативе, внося изменения в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. №63-ФЗ, подверг дефинициальной корректировке наименование гл. 17 Бюджетного кодекса РФ, определив его как «Бюджеты государственных внебюджетных фондов».
Тот факт, что страховые взносы образуют особую систему государственных доходов, совершенно отличную от налогов, неналоговых доходов и прочих перечислений, следует, например, из положений Федерального закона «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от
21.07.2007 г. № 182-ФЗ (в ред. от 23.11.2007 г.) [24]. Исходя из анализа которых можно сделать вывод о том, что прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда является одной из основных характеристик бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно Приложению №1 к вышеуказанному Закону о бюджете, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации составляют перечень доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.
Следовательно, законодателю необходимо внести изменения в ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, пополнив перечень видов доходов бюджетов понятием - страховые взносы.
1. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (в ред. от 19.07.2007 г.) // СЗ РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4832; СЗ РФ.
06.02.2006. № 6. Ст. 636; СЗ РФ 23.07.2007. № 30. Ст. 3754.
2. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ (в ред. от
21.07.2007 г.) // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3803; СЗ РФ. 23.07.2007. № 30. Ст. 3806.
3. Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год» от
19.12.2006 г. № 235-ФЗ // Российская газета. 2006. 23 дек. № 290.
4. Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» от
22.12.2005 г. № 179-ФЗ (в ред. от 21.07.2007 г.) // Российская газета. 2005. 27 дек. № 292; Российская газета. 2006. 23 дек. № 290; Российская газета. 2007. 25 июля. № 159.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г., с изм. от 06.12.2007 г.) // СЗ РФ 03.08.1998. № 31. СЗ РФ. 06.02.2006. № 6. Ст. 636; СЗ РФ. 05.11.2007. № 45. Ст. 5424; СЗ РФ. 10.12.2007. № 50. Ст. 6246.
6. Васин В.Н. Казанцев В.И. К вопросу о правовой природе штрафа // Российский судья. 2006. № 1.
7. Финансовое право: учебник / под ред. М.В. Карасевой. М., 2006. С. 437-438.
8. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (в ред. от 15.03. 2004 г.) // СЗ РФ. 9.07.1999. № 29. Ст. 3686; СЗ РФ. 08.03.2004. № 10. Ст. 836; СЗ РФ. 08.03.2004. № 10. Ст. 836.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации
(Часть первая): Федеральный закон от
31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 г.) // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 06.02. 2006. № 6. Ст. 636.
10. Комментарий к Налоговому кодексу РФ (Часть первая) / под ред. А.Н. Козырина, А.А. Ялбулганова. М., 2004. С. 24-26.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 г. № 16-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. № 6.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 г. № 7-П «По делу о поверке конституционности отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1242.
13. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000. С. 150.
14. Крутышев А.В. О правовой природе обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды // Журнал российского права. 1999. № 12.
15. Матросова У. Классы прибавили, тарифы понизили // Учет. Налоги. Право. 2006. № 1.
16. Брызгалин А.В. Понятие налога и нормативное разграничение налоговых и неналоговых платежей по законодательству Российской Федерации // Налоговый вестник. 1997. № 10.
С. 6.
17. Сергеев А.А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1.
18. Разгулин С.В. О некоторых аспектах практики Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налогообложения // Законодательство и экономика. 2003. № 4.
19. Киц А.В. Что такое «фискальный сбор» и как с ним бороться? // Законодательство и экономика. 2003. № 4.
20. Бандорин Л.Е. Актуальные вопросы правового регулирования платы за загрязнение окружающей среды // Экологическое право. 2003. № 4.
21. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ (в ред. от 19.07.2007 г.) // СЗ РФ. 01.04.1996. № 14. Ст. 1401; СЗ РФ.
09.05.2005 г. № 19. Ст. 1755; СЗ РФ.
23.07.2007. № 30. Ст. 3754.
22. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» от 22.12.2005 г. № 173-ФЗ (с изм. от 19.12.2006 г.) // СЗ РФ. 26.12.2005.
№ 52 (1 ч.). Ст. 5586; СЗ РФ. 25.12.2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5500.
23. Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год» от 29.12.2001 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. 31.12.2001. № 53 (Ч. 1). Ст. 5020.
24. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от
21.07.2007 г. № 182-ФЗ (в ред. от 23.11.2007 г.) // СЗ РФ. 23.07.2007. № 30. Ст. 3796; СЗ РФ.
26.11.2007. № 48 (Ч. 1). Ст. 5807.
Поступила в редакцию 28.12.2007 г.
Shirokova E.K. Social legal nature of insurance payments, their place in the system of state income. Insurance payments in the state extrabudgetary funds are one of the sources of state income. Along with the fact that insurance payments are obligatory payments, the article gives their comparative characteristics.
Key words: insurance payments, state extrabudgetary funds, income.