Научная статья на тему 'Внебюджетные фонды как компоненты социальной защиты в Российской Федерации'

Внебюджетные фонды как компоненты социальной защиты в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3931
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пайкович Петар Радославович, Горохов Александр Анатольевич

Статья отвечает на актуальные теоретические вопросы, связанные с развитием государственных внебюджетных фондов и социальной защиты в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внебюджетные фонды как компоненты социальной защиты в Российской Федерации»

УДК 336.1

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пайкович Петар Радославович, доцент

(e-mail: pecicanin@yandex.ru) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Москва, Россия Горохов Александр Анатольевич, к.т.н., доцент Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

Статья отвечает на актуальные теоретические вопросы, связанные с развитием государственных внебюджетных фондов и социальной защиты в РФ.

Ключевые слова: государственные внебюджетные фонды РФ, социальная защита, социальные риски, социальное страхование.

Российская Федерация есть государство, в котором права и свободы человека являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита, в том числе социальная, признана прямой обязанностью государства.

Право любого гражданина России на социальную защиту гарантировано статьёй 39 Конституции Российской Федерации [1] где указано, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Положения Конституции и законодательства России отображают международный подход к обязательности социального обеспечения в необходимых объёмах, отображённых в соответствующих международных документах, в частности в конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». [2] Конвенцией рекомендовано государствам, подписавшим Конвенцию, внедрить минимальное социальное обеспечение, под которым подразумевается обеспечение, предоставляемое непосредственно в виде обслуживания нуждающегося населения, либо опосредовано в форме возмещения расходов, понесённых заинтересованным лицом: в области медицинского обслуживания (любого болезненного состояния, независимо от вызвавшей его причины, а также беременность и роды и их последствия); от нетрудоспособности, вызванной болезненным состоянием и влекущей за собой приостановку заработка, по старости; в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, от инвалидности; от безработицы; в области семейного обеспечения и материнства; в связи с потерей кормильца.

Для изучения теоретических аспектов обязательного социального страхования необходимо уточнить трактовку некоторых понятий, используемых в данной сфере. Прежде всего это относится к таим понятиям как социальная защита и социальное обеспечение. Во многих публикациях авторы используют эти понятия как тождественные. Законодательство Российской Федерации в социальной сфере, не имея узаконенного определения

этих терминов, также использует их в разных нормативно-правовых актах как синонимы.

Между тем в самих названиях уже просматривается разница по сути этих терминов: социальная защита в большинстве случаев рассматривается как состояние защищённости человека, в то время как социальное обеспечение можно рассматривать как действие или меры по достижению этой социальной защищённости. Т.е. можно сделать вывод, что понятие «социальное обеспечение» является более узким по своему значению чем категория «социальная защита» и является его составляющей.

Это подтверждает и Конституции России, устанавливающая предметом совместного ведения федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации социальную защиту, включая социальное обеспечение (статья 72 ж) [3]

Социальное обеспечение рассматривается многими авторами как систему мер, гарантирующих материальное обеспечение людей в двух формах: государственной и негосударственной.

Система государственного обеспечения состоит из государственной социальной помощи, социального обслуживания, социального страхования.

1. Государственная социальная помощь осуществляется в соответствии с базовым законом «\О государственной социальной помощи», [4] который трактует социальную помощь как предоставление малоимущим семьям и другим законодательно определённым гражданам России социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых (социально значимых) товаров.

При этом под социальным пособием понимается безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в том числе и средств государственных внебюджетных фондов. Субсидией является полная или частичная оплата предоставляемых гражданам России социальных услуг со строго целевым назначением.

Необходимо отметить, что при определении социальной помощи основной упор делается на безвозмездное предоставление гражданам России пособий и субсидий.

2. Социальное обслуживание осуществляется на основе базового федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», [5] который определяет социальное обслуживание граждан как деятельность уполномоченных организаций по предоставлению социальных услуг гражданам России.

Социальное обслуживание объединяет деятельность различных социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-правовых социально-медицинских, психолого-педагогических услуг, а также проведению социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Под ней понимается такая ситуация, которая существенно влияет

как правило негативно, на человеческую жизнедеятельность и человек не может преодолеть её самостоятельно.

3. Основной составной частью социального обеспечения населения как его составной социальной защиты является социальное страхование. Разберёмся с этим понятием более подробно.

Страхование - это финансовые отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных или иных оговорённых в договорах страхования интересов физических и юридических лиц (страхователей, застрахованных лиц) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии). [6]

При этом страховой случай рассматривается некоторыми авторами как случай реализация риска, реализованный страховой риск. [7] Страховым риском по определению законодательства Российской Федерации является предполагаемое событие, носящее вероятностный характер, на случай наступления которого проводится страхование. [8]

Иными словами, основную функцию страхования можно определить, как защиту от страховых рисков. По аналогии с этим суждением можно сказать, что социальная защита - это защита от социальных рисков. В свою очередь защита от социальных рисков есть не что иное как социальное страхование, которое существует в двух вариантах: обязательном и добровольном.

Такое умозаключение подтверждается и российским законодательством. Социальный страховой риск - предполагаемое вероятностное событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование, а обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения по независящим от них обстоятельствам.

Однако, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие «социальный страховой риск» определённое законодателем не имеет однозначного, точного и чёткого толкования. Его определение как «вероятностное событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование», не раскрывает сути этого понятия. Более того, анализ справочной информации по разъяснению этого понятия показал, что большинство толкований просто ссылается на вышеприведённый закон без углубления в суть этого термина.

Между тем социальные риски носят совершенно точный и определённый характер: Социальный риск - это возможность наступления вероятностных, случайных и не зависимых от воли человека событий, нарушающих его физиологическую и социально-экономическую жизнедеятельность. [9] Более подробно суть социальных рисков описывает В.И. Шарий. [10] Так, он отнёс к основным социальным рискам:

- риск заболевания, связанный с возможностью утраты трудового дохода из-за временной потерей трудоспособности;

- риск утраты трудоспособности, в т. ч. за счёт инвалидности, при котором люди теряют возможность полностью или частично получать необходимый доход для обеспечения своей жизнедеятельности;

- риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний связан с возможностью полной или частичной потери трудоспособности по месту работы;

- риск старости, при котором граждане по достижении определённого законодательством возраста утрачивают трудоспособность и получают право на пенсионные выплаты по возрасту. По мнению автора применения термина по старости не совсем корректно, поскольку возраст наступления старости многие источники определяют от 75 лет: пожилые люди - это люди в возрасте от 60 до 74 лет, период старости начинается после 75 лет, а люди старше 90 лет называются долгожителями. [11] Учитывая определения старости с медицинской точки зрения как период возрастного развития организма, заключительный этап онтогенеза (индивидуальное развитие организма от его зарождения до смерти), [12] характеризующийся необратимыми существенными изменениями в обмене веществ, структуре и функционировании организма, [13] конкретный возраст, при котором наступает старость определить невозможно. Поэтому в данном случае социальный риск - это достижение определённого, законодательно установленного возраста;

- риск безработицы связан с утратой человека возможности трудиться либо его не востребованностью в качестве рабочей силы, в результате чего он теряет возможность получать доход, необходимый для обеспечения своей жизнедеятельности;

- риск потери кормильца ведёт к резкому снижению уровня жизни людей, находившихся на иждивении умершего или признанного пропавшим кормильца;

- риск материнства связан с возможной временной потерей женщиной трудоспособностью, а также увеличения расходов в связи с беременностью и родами с последующим уходом за ребёнком;

- риск бедности связан с угрозой падения доходов индивида или домохозяйства по независящим от них условиям, например, инфляции или роста цен при сохранении прежних доходов;

- риск беспомощности может проявиться в неспособности человека к самообслуживанию в связи с наступлением вышеперечисленных социальных рисков: возрастом, состоянием здоровья или иными, признаваемыми обществом уважительными причинами, что ведёт к резкому снижению уровня и качества жизни конкретного человека.

- риски недоступности, проявляющиеся, как правило, в период нахождения человека в трудной жизненной ситуации, снижающей уровень и качество жизни. Они проявляются в ограничении и в некоторых случаях не-

возможности доступа к общественной инфраструктуре (образованию, здравоохранению, социальной защите, экологической безопасности и т. п.).

Подытоживая вышеизложенное можно сделать вывод, что все вышеперечисленные и упоминающийся в других публикациях социальные риски сконцентрировались в едином доминирующем социальном риске - потере трудового дохода.

На современном этапе социально-экономического развития Российской Федерации подавляющему большинству населения требуются два основных условия обеспечения себя средствами к жизнедеятельности: способность к труду и возможность трудоустройства. Потеря трудоспособности должна рассматриваться в двух аспектах: постоянная потеря трудоспособности и временная. Поскольку они могут компенсироваться по разным видам обязательного социального страхования и, соответственно, финансироваться из разных страховых фондов.

Основные социальные риски в России представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные социальные риски в Российской Федерации

Анализ взаимосвязи социальных рисков, представленных на рисунке 1 показывает и пути организации социальной защиты граждан России от реализации этих рисков через её составляющую - социальное обеспечение, содержание которого как было указано ранее составляют: социальная помощь, социальное обслуживание и социальное страхование. Схематично это показано на рисунке 2, который составлен на основе действующего законодательства России.

Анализ схемы защиты от социальных страховых рисков показывает, что не все страховые риски защищены обязательным государственным социальным страхованием. Так с 2002 г. социальное страхование на случай безработицы было заменено выплатами пособий по безработице через Федеральную государственную службу занятости. Однако уже в 2016 г. начал прорабатываться вопрос возврата страхования от безработицы, как было в России до 2002 года и воссоздания фонда содействия занятости населения, в который работодатели отчисляли всего 2,0% от фонда оплаты труда. Из него финансировались программы занятости, пособия по безработицы, а потерявшие работу получали 90-40% утерянного среднего заработка за последние три месяца работы при условии, что взносы за человека платили не менее года. При этом чем ближе было окончание срока выплаты пособий, установленного длительностью девять месяцев, тем ниже оно становилось. Таким образом стимулировалось стремление человека быстрее трудоустроиться. [14]

В настоящее время для финансирования социальной защиты от социальных рисков существуют бюджетные и внебюджетные целевые фонды. Государственные бюджетные целевые фонды создаются на основе государственных бюджетов разных уровней: федерального и (или) субъектов федерации. Государственные внебюджетные фонды - это целевые фонды денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъ-

ектов Российской Федерации и предназначенные для осуществления обязательного государственного социального страхования.

В настоящее время в России действую три государственных внебюджетных фонда:

- Пенсионный фонд Российской Федерации, обеспечивающий финансирование обязательного пенсионного страхования;

- Фонд социального страхования Российской Федерации, обеспечивающий финансирование обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, обеспечивающий финансирование обязательного медицинского страхования в пределах медицинской базовой программы.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации URL: http://www.constitution.ru/

2. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/ normativeinstrument/ wcms_c102_ru.pdf

3. Финансы и кредит/ Пайкович П.Р.// Москва, 2015.

4. Бюджетная система РФ/ Пайкович П.Р.// Курск, 2017.

5. Бюджет как инструмент государственного регулирования экономики/ Пайкович П.Р.// Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С. 81-86.

6. Пути повышения эффективности управления государственным долгом/ Пайкович П.Р.// Экономика и предпринимательство. 2014. № 6 (47). С. 235-240.

7. Конституция Российской Федерации URL: http://constitution.kremlin.ru/

8. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016 URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_23735/

9. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/

10. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 192 с.

11. Косаренко Н.Н. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования. Монография / Н.Н. Косаренко. М.: Волтерс Клувер. 2010. - 320 с.

12. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 № 4015-1 (действ. ред. 21.12.2016)

13. Краткий курс лекций по дисциплине «Страхование» [Электронный ресурс] / Сайт URL: http://studme.org/ 124612208450/ strahovoe_delo/ sotsialnoe_strahovanie

14. Шарий В.И. Социальные риски как угрозы социальному положению и защита от них //В.И. Шарий Известия УрГЭУ 6 (50) 2013

15. Старость [Электронный ресурс] / Медицинская энциклопедия URL: http://www.medical-enc.ru/ 17/starost-starenie.shtml

16. Онтогенез [Электронный ресурс] / Медицинская энциклопедия URL: http://www.medical-enc.ru/ 14/ontogenez.shtml

17. Старость [Электронный ресурс] / Энциклопедия социологии URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/socio/3943.

18. Гусенко М. Платить не всем, но больше // Марина Гусенко, Российская газета 15.05.2016№ 6971 (103)

Paykovich Petar Radoslavovich, docent

(e-mail: pecicanin@yandex.ru)

Russian economic university Plekhanov, Moscow, Russia.

EXTRABUDGETARY FUNDS AS A COMPONENT OF SOCIAL PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: The article responds to the current theoretical issues associated with the development of extra-budgetary funds, and social protection in the Russian Federation.

Keywords: state non-budgetary funds of the Russian Federation, social protection, social risks, social insurance.

УДК 336.1

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ Пайкович Петар Радославович, доцент

(e-mail; pecicanin@yandex.ru) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Москва, Россия Горохов Александр Анатольевич, к.т.н., доцент Юго-Западный государственный университет, г.Круск, Россия

Статья отвечает на актуальные теоретические вопросы, связанные с экономическим назначением государственных внебюджетных фондов в РФ.

Ключевые слова: государственные внебюджетные фонды РФ, социальная защита, социальные риски, социальное страхование.

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации созданы с целью управления финансовыми средствами государственного социального страхования России и являются специализированными целевыми финансово-кредитными учреждениями при Правительстве Российской Федерации. При этом денежные средства, а также имущество, в т. ч. здания, строения, сооружения и оборудование, находящееся в оперативном управлении этих фондов и подведомственными им строениями, и санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. [1]

Иными словами, понятие Фонд социального страхования имеет двоякое значение. С одной стороны, это финансовое учреждение управляющее финансовыми средствами обязательного социального страхования, а с другой - собственно сами финансовые средства аккумулированные в этом фонде. При этом внебюджетный фонд (денежные средства) хотя и находится в собственности Российской Федерации, но является автономным и не входит в состав бюджетов соответствующих уровней от федерального до регионального и не подлежат изъятию или использованию в других целях.

Таким образом, Фонды социального страхования являются одним из полноправных элементов финансовой системы Российской Федерации, одним из способов перераспределения денежных ресурсов для финансирования социальных обязательств государства с обеспечением их самостоя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.