Научная статья на тему 'Экономическое содержание и историко-теоретические основы управления налоговыми отношениями'

Экономическое содержание и историко-теоретические основы управления налоговыми отношениями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / НАЛОГ / TAX / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / TAX RELATIONS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / EFFECTIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белогорская Алла Николаевна, Димитриева Ирина Валерьевна

Посвящено научному исследованию экономического содержания, исторических и теоретических основ формирования, а также реализации налоговых отношений, специфики управления системой налоговых отношений, которые сопровождаются изменением механизма регулирования и направлены на совершенствование научных подходов по созданию эффективной системы налоговых отношений в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC CONTENT AND HISTORICAL AND THEORETICAL BASES OF MANAGEMENT OF THE TAX RELATIONS

The article is devoted to the scientific study of economic content, historical and theoretical bases of formation and implementation of tax relations, the specific nature of the management system of tax relations, which are accompanied by changes in the regulatory mechanism and are aimed at improving scientific approaches to create an effective system of fiscal relations in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Экономическое содержание и историко-теоретические основы управления налоговыми отношениями»

тор науки ТГУ. Сер. «Экономика и управление».

2012. № 1(8). С. 12-16.

2. Волков А.А. Эволюция научных подходов к содержанию и сущности налогового потенциала региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 41. С. 45.

3. Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. 1999. № 6. С. 27-30.

4. Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. Налоговый потенциал региона: эффективность реализации и факторы роста: монография. Краснодар: «Атри», 2010. 164 с.

5. Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. О методиках оценки налогового потенциала региона - субъекта РФ // TERRA ECONOMICUS. 2009. Т. 7. № 4 (ч. 2). С. 197-201.

6. Коростелкина И.А. Комплексная оценка налогового потенциала // Управленческий учет.

2013. № 3. С. 47-56.

7. Миронов А.А. Налоговый потенциал, его роль и место в системе налоговых отношений // Экономические науки. 2011. № 1(74). С. 316-320.

8. Мошков С.С. Эффективность развития налогового потенциала региона // Инновационное развитие экономики. 2012. № 6(12). С. 55-58.

9. Осипов С.Л., Осипова Е.С. Вариативные модели измерения налогового потенциала // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2010. №1У-2 (4). С. 135-143.

10. Осипова Е.С. Формирование и оценка налогового потенциала субъекта Российской Федерации // Налоги. 2012. № 2. С. 26-29.

11. Рощупкина В.В. Логическая структура налогового потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №2 (137). С. 43-48.

12. Рощупкина В.В. Оптимизация механизма оценки налогового потенциала: монография // Изд-во Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь, 2008. 184 с.

13. Улыбина Л.В. Налоговый потенциал региона: проблемы формирования и перспективы развития. Чебоксары: Новое время, 2008. 132 с.

БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ANchief@mail.ru

BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ANchief@mail.ru

УДК 336.2

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

А.Н. Белогорская, И.В. Димитриева

Посвящено научному исследованию экономического содержания, исторических и теоретических основ формирования, а также реализации налоговых отношений, специфики управления системой налоговых отношений, которые сопровождаются изменением механизма регулирования и направлены на совершенствование научных подходов по созданию эффективной системы налоговых отношений в современных условиях.

Ключевые слова: экономика; налог; управление; налогообложение; налоговая система; налоговые отношения; эффективность системы управления.

A.N. Belogorskaya, I.V. Dimitrieva. THE ECONOMIC CONTENT AND HISTORICAL AND THEORETICAL BASES OF MANAGEMENT OF THE TAX RELATIONS

The article is devoted to the scientific study of economic content, historical and theoretical bases of formation and implementation of tax relations, the specific nature of the management system of tax relations, which are accompanied by changes in the regulatory mechanism and are aimed at improving scientific approaches to create an effective system of fiscal relations in modern conditions.

Keywords: economy; tax; management; taxation; tax system; tax relations; effective management.

Экономико-правовые отношения, возникающие и развивающиеся в сфере налогообложения, определяются как налоговые отношения. Генезис налоговых отношений непосредственно связан с социально-экономическим развитием общества и государства.

Категория «налоговые отношения» является относительно новой научной категорией. Поэтому, на наш взгляд, вначале необходимо выделить одну из важнейших категорий - «налог», так как именно с возникновением налога связано развитие налоговых отношений. Т.Ф. Ютки-на отмечает, что «разработка категории «налог» крайне важна для правовой формализации системы отношений государство - налогоплательщики. Ведь налоги - это базовое понятие, интегрирующее смысл всех других налоговых категориальных образований, причем не только в теоретическом, но и конкретно содержательном контексте их функционирования в государстве в данный момент времени» [18, с. 35].

Развитие налогов и управление налоговыми отношениями также тесно связано и определено эволюцией управления государственными делами и хозяйственной деятельностью. Изначально налоги не являлись системными платежами и взимались, как правило, в натуральной форме. Денежную форму налоги стали принимать с момента появления первых денежных единиц и с развитием товарно-денежных отношений. Так, налог стал выступать в качестве обязательного и безвозмездного платежа и, тем самым, являлся источником образования финансов в государстве.

По мнению К. Хойзера, «поскольку налоги пришли к нам из далекого прошлого, значит, они были всегда, по крайней мере, в исторически обозримом времени. Но их формы и обозначения различались между собой в такой степени, что часто трудно решить, идет ли речь о налоге, аренде, участии в доходе или же просто о дани, штрафе или вымогательстве» [17, с. 43].

Ученый И.И. Янжул (1846-1914) в конце XIX в. выделял в процессе развития налогообложения и налоговых отношений три этапа [19]:

- первый этап охватывает Древний мир и средние века, этот период отличается неразвитостью и случайным характером налогов;

- второй период затрагивает XVI-XVШ вв., когда появилось большое количество новых налогов;

- третий период начинается в XIX в. и характеризуется меньшим количеством налогов, их большим разнообразием и более совершенными правилами администрирования.

Таким образом, охарактеризовать эти три периода эволюции можно развитием форм

налогов, способов их взимания, взаимоотношений между государством и органами взыскания с одной стороны и плательщиками - с другой стороны.

Аристотелем (384-322 до н.э.) введено понятие «экономика» (от греч. oikonomike, букв. - искусство ведения домашнего хозяйства), что послужило началом становления налоговых отношений как важной экономической категории общественных отношений. Несмотря на развитие научной мысли об управлении хозяйственной деятельностью и источниках доходов государства, на практике налоговые отношения носили весьма нецивилизованный характер, а сам процесс налогообложения был неустойчивым и непостоянным.

В дальнейшем осмысление налоговых отношений получило развитие в философских сочинениях средневековых философов (Ф. Аквин-ский и др.), которые затрагивали вопрос о финансовой нравственности налогов, призывая вводить их только в случае чрезвычайных обстоятельств, как «помощь» граждан государству.

Начинающийся технический прогресс в XV-XVI вв. новой эры обусловил новый этап научных воззрений на налоговые отношения, связанные со школами меркантилистов (А. де Монкретьен, У Петти, Д. Локк) и физиократов (Ф. Кенэ, А.Р.Ж. Тюрго и др.). Впервые были поставлены вопросы о государственном финансовом и бюджетном хозяйстве, выделении государственных доходов и расходов, превращении налогов из временного в постоянный источник доходов государства. Также получили обоснование такие вопросы, как связь налогов с экономическим процессом, выбор благоприятных, с точки зрения экономики и налогоплательщика, объектов обложения, управление налогами и налогообложением.

По мере развития цивилизации, смены общественно-экономических формаций развивались и сами налоговые отношения, становясь более приемлемыми и благоприятными для экономики и налогоплательщиков. Налоги становятся основой формирования бюджета государства, финансирования государственного аппарата, регулирования хозяйственной деятельности, а налогообложение приобретает более упорядоченный и устойчивый характер. Всё это в дальнейшем оказало огромное влияние на формирование классической теории налогообложения и становление научного подхода к управлению налоговыми отношениями. Развитие капитализма и начало индустриального прогресса в Европе характеризуется развитием товарно-денежных отношений и расцветом теорий классической политической экономии

(А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль и др.). Именно в этот период формируется классическое представление о роли налогов в экономике, их функциях, принципах налогообложения, государственного регулирования налогообложения.

Классическое понимание налоговых отношений было представлено А. Смитом (1723-1790). Он определил налоги как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов хозяйствующих субъектов, а также выдвинул основные принципы налогообложения: равномерность, удобство уплаты, определённость и дешевизна. Теоретические положения, высказанные А. Смитом, стали определяющими для последующих постклассических экономических учений (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.) в части фундаментальных экономических проблем, включая проблемы налоговых отношений.

А. Смит и его последователи положили начало науке о налогах и налогообложении, определению их места и роли как элементов воспроизводства, факторов экономического роста, требующих механизмов функционирования в обществе.

Развитие рыночных отношений и промышленный прогресс XIX в. послужили началом дальнейшего этапа, который относится к концу XIX - началу XX в. К этому времени во всех ведущих капиталистических странах окончательно сформировались налоговые системы как самостоятельные сферы научно-практической деятельности, сложились механизмы государственного управления налоговыми отношениями.

Развитие классической теории было в основном связано с двумя главными научными направлениями - кейнсианским и неоклассическим. Рассматривая с единых позиций сущность налогов и признавая роль государства в регулировании налоговых отношений, они предлагали свои подходы к методам государственного управления налогами и налогообложением.

Основатель кейнсианской теории Дж.М. Кейнс выделял роль государства и его влияние на экономические процессы, регулирование социально-экономических границ налогообложения, исходя из неустойчивости динамического равновесия и необходимости прямых управленческих воздействий государства на экономические процессы при помощи налоговых инструментов и механизмов.

В отличие от Дж. М. Кейнса основоположник неоклассической теории Джеймс Мид отводил государству косвенную роль по урегулированию экономических процессов и определял его управленческие воздействия как корректирующие меры, направленные на то,

чтобы устранять препятствия для действия законов свободной конкуренции.

Несмотря на разный подход, разработки этих школ внесли большой вклад в развитие действовавших в США и Европе систем налогов и налогообложения, в совершенствование механизмов управления налоговыми отношениями.

В 80-90 гг. XX в. экономическая мысль получила дальнейшее развитие, которое осуществлялось в рамках неокейнсианской теории (И. Фишер, Н. Кондор), теории предложения (А. Берне, Г. Стайн, А. Лауфер) и теории монетаризма (Н. Фридман и др.).

Сторонники неокейнсианской теории считали нужным разделить объекты налогообложения по их связи к потреблению и сбережению, что послужило основанием для создания методов налогового стимулирования и механизмов борьбы с инфляцией. В теории предложения и монетаризма разрабатывали механизм стимулирования хозяйственной деятельности за счёт налоговых льгот (теория предложения) и регулирования денежной массы в сочетании со снижением налоговых ставок (теория монетаризма), что в целом ускорило развитие научно-практических проблем государственного налогового регулирования.

Современные экономические теории в большей степени взаимодействуют одновременно в трёх основных концепциях: кейнси-анства, теории предложения и монетаризма. Учёные и специалисты стоят на позиции системного применения методов и инструментов этих концепций.

Первые налоговые отношения в нашем государстве зародились в конце IX в. в Древней Руси. Несмотря на более позднее, чем в Европе, формирование финансовой системы, Древняя Русь активно использовала налоговые инструменты в интересах государства, так же как и в Европе, прошла путь от нецивилизованных налоговых форм к более устойчивым.

Теоретические и практические исследования в области построения налоговой системы России, государственного управления налоговыми отношениями стали возрождаться с 1991 г. Налоговые отношения в своём становлении и развитии опираются на проверенный временем зарубежный и отечественный экономический опыт, а также на научный потенциал и практический опыт управления налогообложением в нашей стране.

Конец XX в. и начало третьего тысячелетия ознаменовались развитием нашей страны по пути рыночной экономики, что поставило перед Россией проблемы формирования и совершенствования налоговой системы, а также

создания эффективного механизма управления налоговыми отношениями.

История налоговых отношений развивалась одновременно с развитием способов взимания налогов и фискальных органов, осуществляющих их сбор. Систематизировав научные работы экономистов, можно сделать заключение, что в течение длительного периода времени налоговые отношения развивались как практическая отрасль. На их развитие большое влияние оказывали различные факторы: стихийные бедствия, войны, желания государя. На современном этапе экономического развития Россия использует основные элементы смешанной экономики социально-ориентированного типа.

Рассмотрев этапы возникновения и развития налоговых отношений, мы пришли к следующему выводу: налоговые платежи, имея на ранних этапах случайный характер, впоследствии стали основным источником государственных доходов и от простых форм переросли в более зрелые и совершенные. При помощи установленных единых принципов и форм налогообложения они позволяют обеспечивать стабильные поступления в бюджет государства. Как экономическая категория, налоговые отношения являются теоретическим выражением взаимодействия, взаимозависимости, их взаимной согласованности и функционирования как определенной целостности.

Налоговые отношения имеют двойственную, порой противоречивую природу. Во-первых, налоговые отношения характеризуются как экономические отношения, возникающие в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и переходящие от экономических агентов к органам публичной власти в части индивидуальных и корпоративных доходов, необходимых для выполнения государственных функций. Во-вторых, - как отношения обмена части доходов налогоплательщиков (индивидуальных и корпоративных) на общественные блага [8].

Налоговые отношения рассматриваются различными учеными как взаимоотношения государственных структур и хозяйствующих субъектов в сфере реализации их налоговых прав и обязанностей, которые являются ядром всех отношений, возникающих в сфере налогообложения. При этом необходимо учитывать особенности налоговой системы, а также исторические условия развития государства, так как при помощи механизма реализации налоговых отношений аккумулируются средства и производится перераспределение общественных доходов.

Налоговые отношения являются фундаментальной основой налогообложения. Под

налоговыми отношениями следует понимать организованную на определенных принципах систему общественных отношений по поводу перераспределения созданных обществом ресурсов (валового национального продукта и части национального дохода) с помощью налогов для создания общественных благ. Субъектами налоговых отношений являются центральная власть, региональные и местные структуры управления, налогоплательщики. Объект -налоговая база, закрепленная за конкретным органом управления (местного самоуправления), который обладает налоговыми доходами законодательно, а также имеет налоговые полномочия и ответственность, необходимые для выполнения своих функций и удовлетворения общественных потребностей.

В узком значении, налоговые отношения -это отношения субъектов, складывающиеся по поводу уплаты и взимания налогов и сборов в результате взаимодействия экономических агентов и государства. В широком значении, налоговые отношения - это отношения, сложившиеся между экономическими агентами, представителями государственной (муниципальной) власти по сбору налоговых доходов в бюджеты соответствующих уровней, а именно: отношения по установлению принципов налогообложения, определения перечня налогов и сборов, разграничения налоговых полномочий и ответственности, определение состава и структуры налоговых доходов бюджетов, отнесение налогов к определенному уровню бюджета и др.

А.А. Тедеев и В.А. Парыгина определяют налоговые отношения (отношения в сфере налогообложения) как «отношения и социальные связи, складывающиеся между соответствующими участниками в процессе функционирования всех составляющих налоговой системы государства» [16, с. 57].

Более современным и емким является определение категории «налоговые отношения», данное С.С. Мошковым: «налоговые отношения являются частью финансовых отношений общества, возникающих при перераспределении созданной стоимости и формировании доходной части бюджета государства и определяющих взаимоотношения государственных структур и хозяйствующих субъектов в сфере установления, введения, взимания и отмены налогов, реализации их налоговых прав и обязанностей» [10, с. 388-392].

Специфика налоговых отношений состоит в том, что на стадии отчуждения (присвоения) отношения основываются не на естественном праве государства присваивать доход от эксплуатации государственной собственности, а

на переходе права собственности на доход от частных лиц к государству в процессе перераспределения. Отчуждение государством части доходов экономических агентов означает, по словам В.А. Альтшулера, «вторжение государственной власти в частноправовую сферу граждан, ограничение их свободы распоряжаться доходом по своему усмотрению и в личных целях. В демократическом государстве такое ограничение осуществляется в интересах экономических агентов, позволяя им удовлетворять потребности в общественных благах» [4, с. 13].

Дж. Бьюкен считает, что «с учетом функционального назначения изъятых у налогоплательщика доходов, а также того факта, что право на изъятие государство получает на основе свободного решения граждан - избирателей, уплата налогов представляется ни чем иным, как свободным выбором граждан, обеспечивающим выполнение конституционных прав и гарантий, а налоговые отношения - добровольным обменом налогов на необходимые всем и каждому блага» [6, с. 23].

Одной из существенных характеристик налоговой системы является совокупность налоговых отношений между органами государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиками. В условиях правового государства налоговые отношения регламентируются нормами налогового права, приобретая форму налоговых правоотношений. Участники налоговых отношений взаимодействуют между собой для укрепления своей доходной базы, пополняемой за счет налоговых и неналоговых источников.

С целью реализации налоговых отношений необходимо наличие механизма управления, посредством которого они могут быть достигнуты. Поэтому налоговый механизм выступает как рычаг регламентирования системы налоговых отношений и управления потоком финансовых ресурсов от субъектов налогообложения в бюджеты разных уровней при выполнении налоговых обязательств.

Изучая механизм реализации налоговых отношений, надо исходить из того, что необходимо рассматривать процесс влияния государства на поведение налогоплательщиков в целях достижения желаемого результата. Таким образом, государство формирует налоговый механизм, т.е. систему целенаправленного упорядоченного воздействия на налоговые отношения для достижения намеченных целей в области налогообложения. При таких требованиях механизм реализации налоговых отношений, при помощи которого устанавливаются налоги, необходимо рассматривать как сложную систему,

состоящую из нормативной базы, контроля как метода, обеспечивающего поступление налогов и сборов в бюджетную систему, ответственности за неисполнение законодательства о налогах и сборах. Необходимо подчеркнуть, что особое место здесь занимает контроль, который необходим на различных стадиях каждого субъекта управления.

Так, Т.Ф. Юткина определяет налоговый механизм как «комплекс рычагов и стимулов, переводящих налоговую доктрину государства в плоскость налогового производства» [18, с. 55].

С практической точки зрения функции налогового механизма заключаются в нахождении компромисса между участниками налогового производства: налогоплательщиками и субъектами государственной налоговой власти.

Нам представляется, что налоговый механизм - это область налоговой теории, определяющей данное понятие как необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися относительно части созданного национального дохода. Функции механизма реализации налоговых отношений, которые складываются в этом процессе, делятся, исходя из сущности основных функций налогов: фискальной, регулирующей и контрольной. Таким образом, любые налоговые отношения реализуются одновременно в фискальной, регулирующей и контрольной функциях налогов.

Что касается налогового механизма, то необходимо выделить его структурные элементы: организация управления налоговым процессом, налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование, налоговый контроль.

Налоговый механизм по своей структуре и содержанию функций неоднороден на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, отличается участниками налоговых отношений и их компетенциями, финансовыми интересами, видами налоговых платежей и способами исполнения обязательств перед бюджетной системой государства. Поэтому только комплексное управление системой налоговых отношений позволяет более эффективно и оперативно достигать поставленных государством целей.

М.В. Мишустин считает, что государственное администрирование, включая и налоговое, является частью общего процесса государственного управления, в том числе налоговыми отношениями.

Переход России к рыночной экономике и интеграция в международное экономическое сообщество породили необходимость преобразования налоговых отношений через проведе-

ние реформ. В условиях современной экономики задачами управления в сфере налоговых отношений являются: поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности. Налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность на мировом рынке по привлечению инвестиций, процедуры налогового администрирования должны быть комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Относительно налогов следует выделять управление финансами государства, где налоги рассматриваются как источник доходов государства. Объектом управления является налогообложение как процесс воздействия на его внутренние подсистемы, функции и процессы. Налоговые отношения составляют иной уровень системы, где управление направлено на подсистемы, элементы, функции и внутренние процессы. В этой сфере отношений следует выделить два основных направления:

- отношения по уплате налогов, которые должны возникать между государством и налогоплательщиком;

- отношения контроля между налогоплательщиком и налоговой службой.

Налоговые отношения как экономическое явление проявляются в конкретных формах налогообложения, отдельных налогах и сборах. Каждый налог (сбор), в свою очередь, является сложным образованием (подсистемой), включающей совокупность взаимоувязанных элементов. Налоги, являясь главным инструментом налоговых отношений в организационном плане, представляются налоговой системой в комплексном понимании. Соответственно, управление налогообложением и налоговыми отношениями правомерно подвергать рассмотрению как управление налоговой системой, но представленной совокупностью элементов, закрепленных законодательно.

В отношении налогов - это законодательное установление видов налогов и порядка ввода в действие каждого вида налога и сбора. Что касается следующего элемента - это законодательное определение принципов, компетенции, форм и методов организации и деятельности уполномоченных органов власти и порядка распределения налогов между бюджетами различных уровней.

В отношении совокупности уполномоченных органов по осуществлению контроля исполнения требований налогового законодательства - это определение задач, а также функций налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, обязанностей и прав налогоплательщиков, порядка привлечения к

налоговой ответственности нарушителей налогового законодательства и способов защиты интересов и прав налогоплательщиков.

Поэтому управление налоговой системой следует рассматривать как деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в определение налоговой системы государства.

И.А. Перонко характеризует управление налоговыми отношениями как «выработку правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля) и создание учетно-аналитических, отчетных правил, документов, и многое другое» [15, с. 44].

Происходящие в России социально-экономические преобразования, переход на рыночные принципы хозяйствования сопровождаются изменениями в функциях и методах государственного регулирования и управления, а именно созданием новых структур, задачей которых является обеспечение функционирования финансовых, налоговых, бюджетных механизмов экономической системы.

Прежде всего необходимо отметить расширение возможностей новых информационных технологий, позволяющих одновременно решать задачи повышения эффективности работы налоговых органов, снижения затрат времени и средств в связи с выполнением налоговых обязательств налогоплательщиков. Разработанная в мае 2007 г. Федеральной налоговой службой «Концепция планирования выездных налоговых проверок с критериями самостоятельной оценки рисков для проведения выездных налоговых проверок» принесла положительные последствия, которые привели к уменьшению затрат по организации контрольных мероприятий за счет углубления предпроверочного анализа и росту сознательности некоторых налогоплательщиков.

Следует отметить, что одной из функций государственного управления выступает администрирование, которое применительно к налоговому процессу «представляет собой организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений, включающих совокупность форм и методов, применение которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему» [7, с. 4].

Эффективность функционирования налоговых отношений зависит от качества деятельности государства по управлению налоговой системой и характеризуется задачами налого-

вой политики соответствующего этапа развития. Таким образом, управление налоговыми отношениями включает в себя такие сферы, как управление финансовыми, налоговыми органами, регулирование процессов образования государственных денежных фондов, включая контроль полноты и своевременности налоговых поступлений в бюджет государства.

В системе налоговых отношений существуют проблемные вопросы, требующие развития на уровне продуманной налоговой политики государства, закрепленной нормами права. Не исключением является и современная налоговая система России, которая находится на стадии развития. В настоящее время в Российской Федерации организационно процесс управления налоговыми отношениями в основном уже сложился, он выступает как многоуровневая система с нечеткими связями соподчинения между исполнительными и законодательными органами власти различных уровней.

Рассматривая основополагающие сферы управления налоговыми отношениями, необходимо затронуть регулирование процессов разграничения полномочий, а также распределения налоговых доходов, поступающих в распоряжение соответствующих бюджетов. Сама постановка данного вопроса о налоговых отношениях между уровнями власти является дискуссионной, так как проблемы бюджетного регулирования характерны для большинства государств, независимо от экономической системы и степени ее развития.

В экономике России явно определяется тенденция в сторону перераспределения значительной части полномочий с федерального на региональный уровень. В состав доходов федерального бюджета включаются более 60% налоговых поступлений субъектов Федерации. Через федеральный бюджет государства налоги перечисляются в виде трансфертных перераспределений на выравнивание бюджетной обеспеченности. Субъектам Федерации денежные средства возвращаются в урезанных объемах, а отдельным регионам, например «регионам-донорам», зачастую не возвращаются совсем. Более того, за счет временных перемещений денежные ресурсы теряют существенную часть эффекта от их использования. Современная трансфертная политика лишает субъекты Российской Федерации стимулов к дальнейшему своему развитию.

Проблемные вопросы в системе налоговых отношений серьезно влияют на налоговый климат страны, нарушают объемы поступления доходов в бюджет, затрудняя тем самым инновационное развитие государства. Соот-

ветственно, налоговое законодательство как правовой инструмент обеспечения управления налоговыми отношениями призвано регламентировать систему налогообложения в целом. В условиях современной экономики совершенствование норм должно быть направлено на формирование единой правовой базы и стабильности налоговых отношений.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федер. закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 420-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. №31, ст. 3824; 2013. № 52, ч. 1, ст. 6985.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 20102012 гг. // Финансы. 2009. № 6. С. 3-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

4. Альтшулер В.А. Налоги (промысловый, подоходный, гербовый сбор и акцизы). М.: Экономическая жизнь, 1926.

5. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2008. 269 с.

6. Бьюкен Дж. Сочинения: пер. с англ. М.: Таурус-Альфа. 1997. Т. 1. 560 с.

7. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М. 2006. 126 с.

8. Майбуров И.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения: учебник для магистров. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 591 с.

9. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2011. 408 с.

10. Мошков С.С., Нигматулина Э.Ф., Ханафеев Ф.Ф. Экономическое содержание категории «налоговые отношения» и ее развитие // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. № 11(21). С. 388-392.

11. Налоговое право России: курс лекций // сост. И.И. Кучеров. М.: Учебно-консульт. центр «ЮрИнфоР», 2010. 117 с.

12. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов / под ред. И.А. Майбу-рова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 519 с.

13. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов / ред. И.А. Майбуров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 509 с.

14. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012-2013 гг. // Налоги и налогообложение. 2010. № 7. С. 6-33.

46

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №3(17)

15. Перонко И.А. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации и пути их решения: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001. 354 с.

16. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право: учебник. М.: Приоритет, 2004. 480 с.

17. Хойзер К. Жертва и налог. От античности

до современности // Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М., 1992. 196 с.

18. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2003. 576 с.

19. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. М.: Статус, 2002. 553 с.

БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ANchief@mail.ru

ДИМИТРИЕВА Ирина Валерьевна - главный государственный налоговый инспектор. Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике. Россия. Чебоксары. E-mail: dimirval@gmail.com

BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ANchief@mail.ru

DIMITRIEVA, Irina Valeryevna - Chief State Tax Officer of the Department of the Federal Tax Service in the Chuvash Republic. Russia. Cheboksary. E-mail: dimirval@gmail.com

УДК 336.22

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ РЕГИОНА, ИХ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Л.А. Большова

Приведены приемы и методы анализа налоговых поступлений. Изучены динамика и структура налоговых поступлений, в том числе в разрезе видов деятельности. Определены факторы, влияющие на изменение налоговых доходов региональных бюджетов.

Ключевые слова: доходы регионального бюджета; валовый региональный продукт; налоговые доходы; неналоговые доходы; налоговое бремя.

L.A. Bolshova. TAX REVENUES OF THE REGION, THEIR ANALYSIS: THE CASE OF THE CHUVASH REPUBLIC

The article describes the techniques and methods of analysis of tax revenues. Dynamics and structure of tax revenues in the context of types of activities are studied. The factors affecting the change in tax revenues of regional budgets are determined.

Keywords: regional budget revenues; gross regional product; income tax; non-tax revenues: tax burden.

Механизм регулирования налоговых доходов между бюджетами различных уровней в федеративном государстве в современных условиях вызывает большой научный интерес. Обеспечение финансовой самостоятельности региональных бюджетов главным образом достигается за счет налоговых доходов, распределение которых является основой эффективного функционирования бюджетной системы.

В настоящее время оперативный анализ структуры налоговых поступлений в бюдже-

ты разных уровней представляется особенно важной задачей любого прикладного исследования, поскольку каждый год, месяц, день в экономике происходят существенные перемены, как правило, структурного характера. Проведение такого анализа сегодня возможно, так как уже накоплен разнообразный полезный и, что существенно, широко обсуждаемый отечественный опыт хозяйствования внепланово-административной модели управления экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.