5. Молчаненко С.А., Шуваев А.В. Научный подход к устойчивому эко-лого-экономическому развитию сельских территорий // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12 (53). - С. 79-84.
6. Скрипниченко Ю.С., Молчаненко С.А., Барсуков М.Г. Формирование центров опережающего развития в аграрной экономике Ставропольского края // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - N° 4. - С. 86-93.
7. Фомин Л.А., Линец Г.И., Шлаев Д.В., Калашников С.В. Причины са-моподобности в сетевом трафике // Электросвязь. - 2008. - № 2. - С. 20-23.
8. Чернобай Н.Б. Методы разрешения конфликтных ситуаций в системе управления аграрным производством // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 242-243.
9. Чернобай Н.Б. О проблемах управленческой деятельности в производственных кооперативах // В сборнике: Модели управления производством и совершенствование информационных технологий. - 2010. - С. 106-108.
10. Шлаев Д.В., Будко Н.П. Математическая модель маршрутизации на сети // Обозрение прикладной и промышленной математики. - 2008. - Т. 15, № 1. - С. 186-187.
11. Шуваев А.В. Трансформационная модель АПК и проблемы социо-эколого-экономического развития // Экономика и предпринимательство. -2013. - № 9 (38). - С. 405-409.
12. Шуваев А.В. Экологическое агропроизводство как системный фактор развития регионального АПК // Экономика и предпринимательство. -2013. - № 6 (35). - С. 202-206.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИИ
© Батюк Д.*, Манасян К.4, Пацук О.В.*
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск
Экономические реформы в Российской федерации 1990-х гг. существовали из-за затянутого финансового положения, имевшего место в советском союзе в минувшие года его существования. Понижение стоимости на черное золото в обстоятельствах неэффективной жесткой государственно-плановой системы экономики и весьма больших затрат в оборонческий комплекс обусловили возрастание продовольственного и общеэкономического упадка в государстве.
Ключевые слова: экономические реформы, кризис, либерализация, приватизация, денежная реформа, инфляция, перестройка.
* Студент.
* Студент.
" Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук, доцент.
После распада советского союза, из-за уничтожения многочисленных производственных цепочек и хозяйственных связей, экономика, направленная на производство средств, военной продукции и вывоз ресурсов оказалась нежизнеспособна, и власть прибегла к конструктивным реформам. На территории прежних республик советского союза оказалась большая часть незамерзающих портов, большие зоны бывших союзных трубопроводов, существенное количество высокотехнологичных компаний (том числе АЭС).
К 1990-му году продовольственный кризис начал вступать в острую фазу. Острее чувствовался недостаток продуктов первой необходимости, появлялись громадные очереди. Начало преобразований намечалось на январь 1992 года. Конкретно дать оценку первому году реформ невозможно. Специалисты обнаруживают в них немало положительного и отрицательного, и ошибочного. К положительным итогам реформирования можно отнести то, что торговые центры наполнились товарами, сформировался слой предпринимателей, усиленно создавались рыночные структуры: рынки труда, недвижимости. Отрицательные итоги реформ проявились в том, что рост цен оказался неудержимым, инфляция переросла в гиперинфляцию; инфляция привела к сильному расстройству финансовой системы, значительной денежной эмиссии; «шокотерапия» привела к быстрому расслоению на богатых и бедных. Если рассматривать хронологию реформ, то видно, что:
- декабрь 1991 - издан указ о свободе торговли;
- январь 1992 гиперинфляция, начало ваучерной приватизации;
- июль-сентябрь 1993 - денежная реформа;
- 1 января 1998 - 1000-кратная деноминация рубля;
- с 17 августа 1998 - экономический кризис, угроза дефолта.
Вначале 1992 года в стране стали проводиться решительные экономические переустройства, в частности, 2 января вступил в силу акт президента о либерализации цен. Уже впервые месяцы года биржа начала заполоняться потребительскими товарами, однако денежная стратегия эмиссии денег (в том числе и в прежних союзных республиках) привела к гиперинфляции: внезапному уменьшению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, падению уровня жизни.
Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от экономических спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой денежной единице. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали единое положение хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в Российской федерации начала создаваться многоукладная рыночная экономика, усовершенствовались общественно-политические и финансовые взаимосвязи с государствами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Однако в 1991-1995 ВВП опустился и уровень жизни большинства населения резко уменьшился, а средний класс составил 15-20 % населения к 1997-1998 [1].
Ряд основных сырьевых компаний были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых собственников, в соответствии с ценами значительно преуменьшенными, согласно сопоставлению с их реальной ценой. Сто сорок пять тысяч муниципальных предприятий было отдано новым владельцам по заниженной в десятки тысяч раз стоимости, в целом приблизительно один млрд. долларов. В тот же период времени, ряд исследований показали увеличение эффективности части приватизированных предприятий по сравнению с государственными.
В результате приватизации в России сложился класс «олигархов». В то время как, многие люди проживали ниже уровня бедности. Значительная доля жителей России отрицательно относится к результатам приватизации. Как указывают сведения некоторых социологических опросов, приблизительно 80 % жителей России полагают, ее нелегитимной и выступают за целое либо частичное переосмысление ее результатов. Приблизительно 90 % жителей России придерживаются взгляда, что приватизация велась нечестно и большие капиталы нажиты нечестным путем. Как замечают ученые, в русском мире сформировалось стойкое, «практически консенсусное» отрицание приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности [2].
Денежная реформа 1993 года в России была проведена в период с 26 июля по 7 августа 1993 года. Она была нацелена на укрощение инфляции и на то, чтобы убрать из обращения денежные знаки, оставшиеся с 1961 по 1992 гг. Реформа носила конфискационный характер в виду того, что были установлены ограничения при обмене денежных знаков. Помимо этого, преобразование велось в момент летних отпусков, это образовывало дополнительные трудности для людей. В данной взаимосвязи Центральный банк России выпустил пояснение о том, что бартер дензнаков с 1 октября 1993 года выполняется только при предоставлении документов, поддерживающих неосуществимость обмена в определенные сроки. Это ограничение было ориентировано на борьбу с притоком денежных знаков из бывших советских республик. Одним из итогов реформы также стал отказ от рубля и формирование государственных денежных единиц в странах СНГ (несмотря на то, что рубли СССР уже не принимаемые в России, активно использовались в денежном обращении стран СНГ) [3].
В 1997 году отечественная денежная единица обесценилась до такой степени, что стоимость элементарных продуктов выражалась в трёх-четырёх-значных числах. Так, стоимость наиболее простых машин (Жигуль, Газ, дешевые иностранные автомобили) исчислялась десятками и сотнями млн. руб. Очевидно то, что подобное положение вещей было недопустимо, и необходимо было исключить избыточную денежную массу, а кроме того увеличить значимость денежной единицы.
4 августа 1997 года вышел указ Президента России Б.Н. Ельцина «Об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен». Бартер
был проведён с коэффициентом 1000:1, один новый рубль соответствовал 1000 старых (образца 1993 и 1995 годов). Все без исключения, никак не деноминированные монеты Центрального банка России (1, 5, 10, 20, 50, 100 рублей и коллекционные), перестали быть законным платёжным средством.
17 августа 1998 года из-за нелегких экономических обстоятельств, сформировавшихся в России уже после распада советского союза, российское руководство объявило технический дефолт. В течение многих месяцев курс рубля к доллару обрушился в три раза, рублёвые накопления граждан обесценились, а инфляция резко вверх. После распада Советского союза правительство РФ столкнулось с острой нехваткой денег.
Ситуацию с экономическими трудностями усугубляло общественно-политическое соперничество, происходящее с назначенной Борисом Ельциным властью, которая придерживалась либеральных ценностей, и Госдумой. Дисбаланс в отношениях государственной думы и кабинета министров отразился в повышении госдолга России. Проблема в том, то что парламентарии приняли несбалансированные экономические затраты, увеличивая растрачиваемую долю государственной казны, а руководство обретало методы спрятать бюджетные дыры, наращивая задолженность путём выпуска муниципальных казначейских обязанностей.
Процесс социального выпуска ГКО появился уже после переизбрания Ельцина президентом. В случае, если в 1995 году объём выпуска ГКО оценивался в 160 млрд. $, то в 1997 году показатель увеличился вплоть до 502 млрд. руб. Покупателям ГКО предлагались большие процентные ставки, согласно данному обстоятельству спрос на ГКО был значительным. Проще говоря, за каждый позаимствованный рубль через год руководство отдавало 5-7 руб. с бюджетных средств. Вскоре экономисты забили тревогу, высчитав, что выплаты в соответствии с ГКО в 2 раза больше совершенно всех доходов государства [4].
Помимо внутренних трудностей, были и внешние условия, установившие наступление упадка в России. В таком случае российская экономика еще интенсивнее, чем в настоящее время, зависела от экспорта энергоресурсов. Обрушение мировых цен на сырьё кроме того стало одной из причин дефолта 1998 годы.
17 августа 1998 года был установлен «комплекс мер, нацеленных в нормализацию финансовой и бюджетной политики». Недостаток денег, требуемых для поддержки рубля, заставило Банк Российской федерации перейти на плавающий курс государственной валюты. Результатом данного решения стало обесценивание рубля в полтора раза. Очевидно, то, что дефолт был одним из наиболее сильных шоков для России. Во взаимодействии с этим, в течение двух месяцев курс рубля в три раза обрушился по отношению к доллару, внутренние товары обесценились и стали относительно дешевле привезенных из других стран. Число импорта на отечественных прилавках
сильно сократилось. У жителей появилась необходимость во внутренних товарах, так как собственное возможно было реализовать, а иностранного, практически не было.
Данные реформы России сказались негативно не только на нашей стране, но и изменили многое в постсоветских странах, например демографию. В новых независимых государствах, расположенных в Европе, сложилась устойчивая убыль населения, а у мусульманских республик Центральной Азии и Азербайджана сохраняется довольно высокий естественный прирост. Крайние позиции в списке постсоветских стран по динамике населения за 1990-е гг. заняли Туркменистан, у которого население увеличилось почти на 30 %, и Эстония, у которой население уменьшилось на 12,5 %. В 1990-е гг. на динамике населения заметно сказались межгосударственные миграции населения [5].
Хронические очаги бедности сформировались в бюджетной сфере и в ряде стагнирующих отраслей промышленности. В России более 65 % занятых людей в сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании и культуре получают зарплату ниже уровня прожиточного минимума. Бедность, как общественное явление, оказывает отрицательное воздействие на национальные экономики, сужая внутренний спрос, увеличивая риски и креативность предпринимательской деятельности за счет высокого уровня преступности, невысокой квалификации рабочей силы, снижения человеческого капитала [6].
Разочарование общества (прежде всего в результатах приватизации и ваучеризации государственной собственности) и ощущение социальной несправедливости присутствует на постсоветском пространстве до сих пор, постоянно высокой дифференциацией населения по доходам. Накопившиеся за время общественные издержки реформ превысили запас как материальной, так и эмоциональной крепости имевшегося в регионе «старого» среднего класса и не дали укрепить свои позиции «новому» среднему классу. Высококвалифицированные и конкурентоспособные, согласно мировым меркам, кадры в силу структурной перестройки рынка труда были буквально вытолкнуты за его пределы, втянуты в воронку безработицы и, как итог, реальной бедности.
Таким образом, можно сделать вывод, что реформы повлияли не только на Россию в настоящем ее территориальном устройстве, но и на входящие в состав СССР государства. Выявив плюсы и минусы реформ, страны могут теперь изменить ситуацию и принять меры для разработок мероприятий с целью уменьшения отрицательных явлений реформ. Как и показал анализ, любые реформы всегда являются серьезным потрясением для населения, в связи с этим можно спрогнозировать острую восприимчивость граждан на последующие реформы, которые необходимо будет проводить грамотно и как можно безболезненно. В общем и целом демографический строй нашей страны резко упал после реформ, однако Россия стремительно пытается
восполнить и приумножить численность населения после 90-х годов прошлого столетия.
Список литературы:
1. Пятенко С., Сапрыкина Т. Экономический кризис и личные финансы. -М.: Изд-во КноРус, 2009.
2. Мальцев Г. Финансы: проблемы управления и прогнозирования. - М.: Дело, 2005.
3. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. - М.: КНОРУС, 2007.
4. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.]; науч. ред. Е.Т. Гайдар. - М.: Проспект, 2010.
5. Пономаренко Е. Экономика и финансы общественного сектора. - М.: Инфра-М, 2013.
6. Движение регионов России к инновационной экономике / Под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея; Ин-т экономики РАН. - М.: Наука, 2006.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
© Бочкарева О.И.*
Финансово-экономический институт Тюменского государственного университета
В статье рассмотрены методические подходы к оценке инновационного потенциала региона, выделены основные достоинства и недостатки каждого из подходов.
Ключевые слова: инновационный потенциал, оценка инновационного потенциала региона, региональная экономика.
В современных условиях перед экономикой России и ее регионов стоит задача перехода на качественно новую ступень развития, которая предполагает использование инноваций. Именно развитие инновационного потенциала становится одним из основных факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества страны на международном уровне. Важную роль в повышении конкурентоспособности страны играют регионы, выступающие точками роста инновационной активности России.
* Магистрант 1 курса направления «Учет, анализ, аудит».