Научная статья на тему '2010. 03. 035. ДОУ Ш. С. , Гхош Д. , Рузиев К. Банковская система в странах с переходной экономикой: этапы развития. Dow S. C. , Ghosh D. , Ruziev K. A stages approach to banking development in transition countries // J. of post Keynesian Economics. - armonk, 2008. - Vol. 31, n 1. - p. 3-33'

2010. 03. 035. ДОУ Ш. С. , Гхош Д. , Рузиев К. Банковская система в странах с переходной экономикой: этапы развития. Dow S. C. , Ghosh D. , Ruziev K. A stages approach to banking development in transition countries // J. of post Keynesian Economics. - armonk, 2008. - Vol. 31, n 1. - p. 3-33 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 03. 035. ДОУ Ш. С. , Гхош Д. , Рузиев К. Банковская система в странах с переходной экономикой: этапы развития. Dow S. C. , Ghosh D. , Ruziev K. A stages approach to banking development in transition countries // J. of post Keynesian Economics. - armonk, 2008. - Vol. 31, n 1. - p. 3-33»

тение токсичных активов, особенно тогда, когда балансы банков обременены проблемными (убыточными) активами.

Л.А. Зубченко

2010.03.035. ДОУ Ш.С., ГХОШ Д., РУЗИЕВ К. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.

DOW S.C., GHOSH D., RUZIEV K. A stages approach to banking development in transition countries // J. of post Keynesian economics. -Armonk, 2008. - Vol. 31, N 1. - P. 3-33.

Одним из важнейших факторов, определивших резкое падение объемов производства в странах с переходной экономикой в 1990-е годы, считает международная группа авторов, был дефицит кредитных ресурсов. Он, в свою очередь, стал следствием внеисто-рического подхода к выработке экономической политики, которая игнорировала необходимость определенного времени для создания и развития рыночных институтов. Вновь созданный банковский сектор оказался неспособным заменить монобанковскую систему, что привело к сокращению кредитов, кризису неплатежей, распространению неэффективных денежных суррогатов и масштабному падению производства.

Разработанная в рамках современной экономической теории схема периодизации процесса формирования эффективной банковской системы, соответствующей нуждам рыночной экономики, характеризуется следующими этапами.

1. Распространенным средством расчетов является денежная наличность. Депозиты представляют собой часть накопленных сбережений, но не операционные остатки средств на счетах.

2. Банки демонстрируют жизнеспособность и добиваются общественного доверия. В результате банковские обязательства становятся удобным средством расчетов. Однако использование депозитов как средства платежа носит ограниченный, территориальный характер.

3. Банки сознают, что развитие системы межбанковского кредитования соответствует их интересам. Связанная с этим возросшая доступность финансовых ресурсов способствует экономическому росту.

4. Кардинальным образом меняется роль центрального банка, который принимает на себя всю ответственность за поддержание доверия к банковской системе прежде всего за счет выполнения функций кредитора в последней инстанции.

5. Банки вступают в новую фазу управления обязательствами; небанковские финансовые посредники используют обязательства банков в качестве резервной базы и начинают серьезно конкурировать с банками. Банки вместо ожидания кредитных заявок, как это было в прошлом, ведут активный поиск новых кредитных возможностей.

6. Кредитная экспансия банков ведет к росту доли проблемных кредитов. В ответ власти усиливают регулирование и вводят нормативы достаточности капитала для поддержания доверия к банковской системе, что удорожает кредит для банков. Это, в свою очередь, стимулирует банки к созданию новых инструментов, видов услуг и банковских технологий в качестве альтернативных источников прибыли.

7. Перечисленные явления в сочетании с дерегулированием стирают различия между банками и другими финансовыми институтами. Тем не менее банки продолжают играть свою фундаментальную роль в обеспечении денежной базы, на которой строится весь финансовый сектор.

Существенная черта этой схемы, основанной на банковской истории стран с развитой рыночной экономикой, состоит в постепенном формировании доверия со стороны самых разных институциональных структур рыночной экономики. Важно, чтобы их переход к рыночной экономике основывался на использовании опыта и технологии, разработанной западными банками на более поздних этапах развития.

В обществе, отрицающем деньги, их роль сводилась к счетным деньгам (масштабу цен), а роль банков была ограничена в основном функциями учета и контроля над деятельностью предприятий. При монобанковской системе не было различия между центральным банком и коммерческими банками; ее роль сводилась к организации системы платежей и краткосрочному кредитованию предприятий. Банки контролировали финансовые потоки, осуществляли мониторинг деятельности предприятий и снабжали информацией власти. В банковской практике отсутствовали такие поня-

тия, как рыночная процентная ставка, предпочтения ликвидности, стоимость финансовых ресурсов, залоговое обеспечение, кредитоспособность и т.п. Банковский сектор использовался как эффективный канал проведения государственной политики распределения ресурсов.

К сожалению, при разработке реформ децентрализация хозяйственных процессов, либерализация цен, приватизация и реструктуризация банковского сектора рассматривались как условия, достаточные для успешного перехода к рынку. Но, поскольку такая трансформация предполагает полную смену модели распределения ресурсов и монетизацию экономики, эти условия оказались недостаточными. Важно, чтобы накопление богатства и, следовательно, модели сбережения переключились с товаров на деньги, чтобы банковский сектор подвергся реорганизации и реструктуризации, а модели банковской деятельности эволюционировали. Для этого деньги должны стать универсальным правооснованием для приобретения всех товаров и услуг, стандартным средством номинации и погашения долговых контрактных обязательств. Банковский сектор должен избавиться от некоторых функций, релевантных только для централизованного планирования (льготное кредитование, сбор налогов и т.п.), завоевать доверие общества, убедить клиентов воспользоваться его услугами, научиться определять кредитоспособность клиентов и коммерческую эффективность проектов, стать искусным кредитором в условиях рынка.

Изучение динамики двух показателей - отношения денежной наличности к объему депозитов (показатель зависимости экономики от наличных денег) и отношения объема депозитов к ВВП (показатель значения банковского сектора) - в странах - бывших республиках Советского Союза (БРСС) за период 1992-2006 гг. свидетельствует: во всех этих странах на начальных этапах переходного периода зависимость от наличных трансакций возрастала, а роль банков снижалась. Данная тенденция сохранялась до 19961997 гг., а затем постепенно сменилась на противоположную. Однако отдельные страны имели разные начальные условия и сумели добиться существенно различных успехов.

Тремя контрастными примерами являются страны Балтии, Россия и Узбекистан. Только в Эстонии, Латвии и Литве прогресс сравним с передовыми переходными экономиками Восточной Ев-

ропы. Здесь, как и в других БРСС, гиперинфляция начала 1990-х годов нанесла жестокий удар по доверию к банковскому сектору. Ответом была жесткая политика макроэкономической стабилизации. Дополнительным стимулом для быстрого и последовательного проведения институциональных реформ была перспектива вступления в ЕС. После введения национальных валют в 1992-1993 гг. борьба с инфляцией проводилась в рамках жесткого валютного управления (режима «currency board»). Эстония привязала свою валюту к немецкой марке, Латвия - к корзине валют, Литва - к доллару США. В результате к 1998 г. инфляция была сокращена до однозначной цифры. Реструктуризация банковского сектора проводилась с помощью предложения государственных банков стратегическим иностранным инвесторам. К 2000 г. доля иностранной собственности в банковском капитале этих стран превысила 60%. Иностранные банки привнесли рыночный опыт, эффективное управление, развитие конкуренции, помогли модернизировать системы платежей. Эта политика способствовала восстановлению общественного доверия.

Опыт Россия достаточно сложный. В 1991-2000 гг. доверие домашних хозяйств к национальной валюте и финансовым институтам испытало несколько серьезных ударов. Наиболее серьезный удар нанесла инфляция на уровне 1500% в 1992 г. и 900% в 1993 г., последовавшая за массовой приватизацией и либерализацией цен. В этот период экономика испытывала дефицит наличности. Не было принято никаких мер по защите реальной стоимости финансовых активов, «съеденных» гиперинфляцией, таких как депозиты домашних хозяйств и оборотный капитал предприятий, попавших в результате в зависимость от внешнего финансирования. Но из-за сжатия депозитной базы коммерческие банки не имели возможности удовлетворить спрос на кредит. Власти были вынуждены пойти на централизованный и прямой кредит банкам, что не смогло предотвратить роста взаимной задолженности предприятий и снижения роли банков в системе платежей.

Слабая система регулирования привела к массовому появлению небанковских финансовых учреждений (НБФУ), большая часть которых оказалась мошенническими пирамидами, которые благодаря спекулятивным операциям, особенно на валютном рынке, смогли на некоторое время продлить свое существование. Про-

веденная в 1995 г. монетарными властями замена режима плавающего валютного курса управляемым режимом существенно ограничила возможности пирамид финансировать свои операции за счет валютных спекуляций и ускорила их падение. Тем не менее многие домохозяйства уже пострадали.

Политика властей по обузданию инфляции привела к прекращению деятельности вредных НБФУ, но по иронии судьбы она способствовала возникновению пирамидальной схемы другого типа, на сей раз инициированной самими финансовыми органами: растущий бюджетный дефицит финансировался с помощью государственных краткосрочных облигаций (ГКО). При дальнейшем сжатии экономики и низких ценах на нефть, а также широко распространенном уклонении от уплаты налогов это привело в конечном счете к дефолту 1998 г. Для банков, увлекавшихся ГКО как инструментами, приносившими реальный доход в условиях высокого риска кредитования бизнеса, результатом стал жестокий шок, а для общества - новое падение доверия к банковской системе. Вытеснение банковского кредита из сферы реальной экономики еще более ухудшило ситуацию с задолженностью предприятий и кризисом неплатежей. Неденежные формы совершения сделок, такие как взаимозачет платежей, простые векселя и чистый бартер, составляли более 50% трансакций в промышленности России. С 1999 г. в результате снижения уровня инфляции и роста цен на нефть, приведших к макроэкономической стабилизации, зависимость экономики от денежной наличности постоянно снижалась, а роль банковских услуг возрастала.

Узбекистан служит противоположным примером: здесь сохранился полный контроль над банковским сектором и потери удалось предотвратить, но отсутствовал прогресс в достижении общественного доверия. Сохраняя макроэкономический менеджмент советского типа, Узбекистан добился наименьшего падения производства среди стран БРСС и первым вышел на допереходный уровень, но его банковский сектор так и не оправился полностью от начального шока гиперинфляции. Вместо того чтобы развивать собственный банковский сектор, правительство привлекло значительные внешние заимствования международных банков и финансовых институтов, объем которых превысил 55% ВВП. Несмотря на многие позитивные изменения, включая замену монобанковской

системы двухуровневым рыночно ориентированным банковским сектором, модернизацию системы платежей, создание фонда страхования депозитов, банки в Узбекистане все еще используются как канал для льготного кредитования, бюджетного субсидирования и передачи предприятиям гарантированных правительством иностранных кредитов.

В целом все страны БРСС шли сходным путем и испытывали сходные трудности - гиперинфляцию, коллапс доверия к банкам, кредитное сжатие и кризис неплатежей. Инфляционную спираль можно было предотвратить, а доверие общества к финансовым институтам сохранить, если бы реальная стоимость сбережений домашних хозяйств, помещенных в государственные сберегательные банки, поддерживалась путем индексации. Кроме того, безусловно, необходимую либерализацию цен не следовало осуществлять немедленно. Наконец, финансовые активы и сбережения домашних хозяйств не вызвали бы инфляционного давления, если бы рассматривались как правооснование на приобретение не только товаров и услуг, но и частной собственности. Инфляционные последствия можно было предотвратить, разрешив частную собственность и осуществив постепенный трансферт общественных активов в частный сектор путем поэтапной приватизации.

Таким образом, опыт стран БРСС показывает, что с учетом первоначальных реформ, проведенных в начале переходного периода, и последующих событий в виде создания двухуровневого банковского сектора, спонтанной либерализации цен и гиперинфляции, банки этих стран были вынуждены пройти по крайней мере еще пять дополнительных этапов.

Этап 1: период централизованного планирования. Одной из особенностей банковского дела при централизованном планировании было разделение корпоративного и розничного обслуживания.

Этап 2: начало переходного периода - гиперинфляция и полная потеря доверия к банкам. Децентрализация, либерализация цен, падение производства и гиперинфляция быстро привели к обесценению банковских депозитов и разрушению доверия к банкам. Одновременно бурное развитие розничной торговли вызвало рост спроса на наличные деньги. Коренные изменения в движении денежной наличности отражали фундаментальные институциональные реформы, которые состояли в замене монобанковского

сектора двухуровневым банковским сектором, ликвидации различий между наличными и безналичными деньгами, возможности хранить сбережения домашних хозяйств в коммерческих банках.

Накопление избытка безналичных денег в банковском секторе благодаря прямым централизованным и льготным кредитам, выдаваемым властями в целях предотвращения кризиса неплатежей и падения производства, при полной потере доверия к банкам означало, что немедленное достижение конвертабельности между наличными и безналичными деньгами возможно только ценой высокой инфляции. В этих условиях централизованные льготные кредиты центрального банка были основным источником банковских кредитов. Ограниченность кредита нанесла ущерб не только оборотному капиталу предприятий, но и ликвидности системы в целом. Рост применения денежных суррогатов и бартера в 1990-е годы характерен практически для всех переходных экономик, но в наибольшей степени - для России и Украины.

Таким образом, этот этап явился не шагом вперед, а шагом назад и низшей точкой в эволюции банковской системы. На последующих этапах банки смогли изменить направление и начать движение к зрелости.

Этап 3: достижение умеренной инфляции и модернизация системы платежей. Выход из этапа 2, как правило, требует реформы национальной валюты и достижения умеренных темпов инфляции, а затем модернизации системы платежей, начиная с сектора корпоративного банковского обслуживания. Все это должно способствовать постепенному повышению доверия к банковским обязательствам (безналичным деньгам) как надежному и ликвидному активу и росту их использования в качестве платежного средства. Однако ни юридические, ни физические лица не спешат увеличивать свои депозиты, в результате зависимость экономики от наличных денег на этом этапе сохраняется, что выражается в относительно высоком отношении массы наличности к объему средств на депозитных счетах. Посреднические функции банков постепенно расширяются, но кредитный потенциал банков все еще существенным образом зависит от совершенствования системы платежей и привлечения наличных сбережений домашних хозяйств.

Этап 4: поддержание стабильности национальной валюты и расширение реформы системы платежей на розничный банков-

ский сектор. Развитие финансов предполагает наличие прочной внешней по отношению к банковским обязательствам денежной базы (т.е. денег центрального банка), на основе которой развивается внутренняя денежная система. При повышении доверия к «внешним деньгам» постепенно развивается и обслуживание домашних хозяйств и способность банков абсорбировать их денежную наличность. Чтобы интенсифицировать этот процесс, банкам необходимо начать предлагать улучшенные персональные банковские услуги и создать в розничном банковском секторе механизм платежного клиринга. Банки начинают постепенно вводить в качестве платежных инструментов дебетовые и кредитные карты. Новые системы осваиваются медленно, поскольку установка терминалов и банкоматов требует времени и больших затрат. Тем не менее улучшение обслуживания ведет к дальнейшему росту доверия, что в сочетании со стабильностью национальной валюты и модернизацией системы платежей должно снять зависимость предприятий от наличных денег и резко увеличить долю безналичных операций. По мере повышения склонности населения к использованию банковских обязательств в качестве денег растет и кредитный потенциал банков.

Этап 5: полное восстановление общественного доверия к банкам. Создание механизма платежного клиринга в розничном бэнкинге (электронные расчеты по дебетовым и кредитным картам, клиринг чеков и т.д.) означает возможность использования депозитов домашних хозяйств в качестве денег при совершении сделок. Восстановление доверия к банкам и признание эффективности безналичных операций ведет к значительному сокращению объема операций с наличностью и при обслуживании корпоративного сектора. На этом этапе счета домашних хозяйств и предприятий и наличные деньги становятся в равной степени ликвидными. Банковские обязательства и наличные деньги полностью заменяют друг друга, признание первых в качестве полноправных денег и корпоративным, и розничным сектором открывает банкам возможность создавать кредит за счет внутренних ресурсов.

Таким образом, в результате неправомерной политики первых лет переходного периода развитие банковского сектора в странах БРСС началось в худших условиях. Полный коллапс доверия означал зависимость от наличных денег и падение роли банковской

системы, а отсюда - кредитное сжатие, кризис системы платежей и падение производства. Чтобы превратиться в надежный источник кредита, банкам необходимо восстановить общественное доверие и привлекать наличные сбережения. Важнейшую роль в этом процессе играют поддержание стабильности национальной валюты и модернизация системы платежей.

И.Г. Минервин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.