Каменев С.Н.*
Экономическое развитие Пакистана: факторы роста
Оценивая современное состояние экономики Пакистана необходимо принимать во внимание целый ряд внутренних и внешних факторов, обусловливающих развитие национального хозяйства страны. Здесь надо учитывать демографический потенциал Пакистана, уровень военных расходов, геополитическое положение страны на стыке регионов Южная и Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, близость Ближнего Востока с его нефтедобывающими государствами; наконец, нельзя не учитывать ядерный потенциал Пакистана и его сложные взаимоотношения с Индией, а также существенные расходы на борьбу с терроризмом как внутри страны, так и на борьбу с внешним терроризмом.
Экономика Пакистана в последние 5 лет (2012-2017 гг.) развивается сравнительно стабильными темпами - на уровне 4.2% в среднем в год; при этом реальный сектор экономики показывает неоднозначную динамику - объем сельскохозяйственного производства колебался на уровне 2.3%, а индустриальных отраслей в пределах 4%. Так что указанный выше среднегодовой рост ВВП за 5 лет был в основном обеспечен за счет расширения сферы услуг (почти 6% в среднем в год), которая является основным абсорбентом быстро растущего населения Пакистана - по переписи 2017 г. его численность составила 208 млн человек.
Агросфера в Пакистане в соответствии с международной статистикой национальных счетов объединяет земледелие, животноводство (оно обеспечивает 60% вклада в общую сельскохозяйственную добавленную стоимость), лесное хозяйство и рыболовство и обеспечивает примерно 20% ВВП страны. Индустрия охватывает горнодобывающую и обрабатывающую промышленность, строительство, энерго- и газоснабжение - ее вклад в ВВП также составляет около 20%. В сферу услуг (60% ВВП) входят такие отрасли, как транспорт и связь, торговля, кредитная система, домовладение, управление и оборона, некоторые небольшие отрасли сферы обслуживания.
Таблица 1
Основные макроэкономические параметры ряда стран мира в 2016 г.
Страна Население, на 1.01.2017 г., млн человек Доход на душу населения, долл. Темпы роста ВВП,% ВВП, млрд долл.
США 325 57220 2.5 18558
Китай 1340 8240 6.5 11383
* Каменев С.Н. - к.э.н., ведущий научный сотрудник, Институт востоковедения РАН, Центр изучения стран Ближнего и Среднего Востока, [email protected]
Страна Население, на 1.01.2017 г., млн человек Доход на душу населения, долл. Темпы роста ВВП,% ВВП, млрд долл.
Япония 127 34871 1.0 4428
Индия 1330 1710 6.6 2289
Россия 146 7742 -0.5 1133
Пакистан 208 1462 5.3 304
Бангладеш 164 1401 6.6 229
Шри Ланка 21 3990 6.4 85
Непал 29 761 3.8 22
Мальдивы 0.4 9281 3.9 4
Как свидетельствуют данные приведенной таблицы, основные государства Южной Азии показали довольно высокие темпы экономического роста в 2016 г. - Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри Ланка - 5-6%; даже в Непале был достигнут относительно хороший рост ВВП в размере почти 4%.
Не исключено, что темпы роста ВВП, в частности, Пакистана могли быть несколько завышены официальной статистикой (с целью показать состояние экономики в розовых тонах), но скорее всего незначительно. По мнению работающих на постоянной основе в Пакистане экспертов Всемирного банка и МВФ, основные макроэкономические показатели, публикуемые правительством Пакистана в официальных изданиях, в основной своей массе соответствуют истинному положению дел в экономике страны - бригада экспертов МВФ 2 раза в год осуществляет детальный мониторинг состояния национального хозяйства страны для определения возможности предоставления Пакистану экономической помощи. В 2016 г. истек 3-х летний срок предоставления траншей МВФ Пакистану на общую сумму в 6.4 млрд долл., и Пакистан вновь обратился к этой организации за очередной порцией кредитов.
Три основных препятствия стоят на пути ускорения экономического развития Пакистана.
Первая и главная проблема - острая нехватка электроэнергии как для нормального функционирования всех отраслей национального хозяйства Пакистана, так и для жизни всего населения страны (ввиду веерного ежедневного отключения электричества на 4-8 часов, а иногда на 10-12 часов). По оценкам Министерства энергетики и водных ресурсов Пакистана, потребность страны в электроэнергии составляет 22 тыс. МВт, при этом не хватает как минимум 6 тыс. МВт. Наваз Шариф, победив на выборах в 2013 г., пообещал кардинально решить эту проблему к 2018 г., понимая, что в случае невыполнения обещания он существенно лишится голосов избирателей на всеобщих выборах в 2018 г. Энергетическая проблема решается путем строительства новых и модернизации действующих ГЭС и ТЭС, атомных электростанций, массированных закупок газа за рубежом для ТЭС - в этом Пакистану оказывают существенную финансовую помощь АзБР, МВФ, Всемирный банк. Нетрадиционные источники энергии (солнце, ветер) используются в незначительной степени.
Экономическое развитие Пакистана: факторы роста
39
Вторая проблема - крайне низкий уровень собираемости налогов, массовое уклонение от прямого налогообложения и как следствие - острая нехватка средств для покрытия растущих расходов на обслуживание внутреннего и внешнего долга (внешний долг составляет 65 млрд долл.), военные нужды, экономическое развитие. Отношение налогов к ВВП в Пакистане одно из самых низких в мире - 9%, ставится задача повысить этот параметр к 2018 г. до 13%. Заметим, что показанный выше сравнительно небольшой бюджетный дефицит связан не столько с сбалансированностью самого бюджета, сколько с объективной невозможностью повысить его расходную часть из-за сложностей с увеличением его доходной части.
Третья проблема - высокий рост расходов на борьбу с терроризмом и экстремизмом. По оценкам пакистанской стороны (не исключено, что завышенным), на эти цели напрямую ежегодно расходуется около 3 млрд долл. (часть которых, впрочем, компенсируется за счет средств Фонда коалиционной поддержки, функционирующего в США). По утверждению министра финансов Пакистана Исаак Дара, общие потери страны от террористических актов (прямые и косвенные, включая потери в результате нежелания национальных и особенно зарубежных инвесторов вкладывать капиталы в пакистанскую экономику) составили 9.2 млрд долл. в 2015 г., 5.6 млрд долл. в 2016 г., а в целом, начиная с 2001 г., - 118 млрд долл.
Кроме того, сдерживающим фактором роста экономики являются сильная забюрократизированность госаппарата и его коррумпированность, а также неполное выполнение Программы приватизации. Хотя в рейтинге коррумпированности Пакистан постепенно улучшает свои показатели - по расчетам Transparency International страна занимала 144 место в 2005 г., 134 в 2011 г. и 116 место в 2016 г. - тем не менее, пока что этот негативный фактор существенно препятствует развитию национального хозяйства страны.
Три основных фактора позволяют Пакистану оставаться «на плаву» в экономическом и в какой-то степени политическом плане - значительная внешняя помощь и поступления от пакистанцев, работающих за границей. А в ближайшей перспективе - Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК).
Внешняя помощь поступает в Пакистан от ведущих международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития и др.), а также на двусторонней основе (главным образом из арабских нефтедобывающих государств, Китая и США, некоторых стран Евросоюза). По оценкам пакистанских экспертов, в 2013-по март 2017 г. Пакистан получил помощь в различных формах на огромную сумму в 26 млрд долл. Из них 6.4 млрд предоставил МВФ, 4.5 млрд долл. - в виде долговых обязательств на международном рынке капиталов ($4.5bn bonds from the international capital market), Всемирный банк предоставил 4.4 млрд долл., Исламский банк развития - 2.7 млрд долл., Азиатский банк развития - 2.4 млрд долл. и Китай - около 3 млрд долл.
Поступления от пакистанцев из-за рубежа ежегодно растут и составили в 2015/16 г. 19 млрд долл. (почти равны доходу от экспорта). Основная их часть поступает из мусульманских нефтедобывающих стран, в первую очередь из Саудовской Аравии (30% всех поступлений) и ОАЭ (22%). Значение миграции части пакистанского населения в арабские страны, а также в Европу и Северную Америку определяется и социальным фактором - снижается уровень безработицы и неполной занятости (сейчас безработица официально составляет 6%), в результате чего сокращается возможность социального взрыва вследствие частичного оттока за пределы Пакистана безработной части населения страны.
Важным фактором роста экономики в ближайшей перспективе становится Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), создаваемый в рамках «Нового шелкового пути». Он соединит порт Гвадар с китайским городом Кашгар в Синьцзян-уйгурском автономном районе и будет сочетать сеть автодорог и железных дорог с трубопроводами по транспортировке нефти и газа, мощную энергетическую систему, а также несколько Свободных экономических зон. Первоначально в ходе визита в Пакистан Председателя КНР Си Цзиньпина в апреле 2015 г. общая стоимость проекта оценивалась в 46 млрд долл., затем возросла до 55 млрд долл., а в апреле 2017 г. повысилась до гигантской суммы в 62 млрд долл. Только на развитие энергетики будет израсходовано 35 млрд долл. и построено 19 энергообъектов, которые будут вырабатывать дополнительно свыше 12 тыс. МВт электроэнергии. Общая протяженность коридора - 2400 км с ответвлениями скоростных магистралей в основные города страны - Карачи, Исламабад, Лахор и др., напрямую пройдет через Кветту. И в результате, общая длина КПЭК составит 3500 км.
По оценкам китайских экспертов, завершение проекта КПЭК позволит увеличить прирост ВВП на 3% (до 8%), хотя мы полагаем, что рост не превысит 1%. Уже сейчас почти закончены работы по модернизации пакистанского порта Гвадар, который находится в аренде у китайской компании и уже превратился в мощный современный глубоководный порт с грузооборотом свыше 1 млн тонн. В перспективе планируется довести этот показатель до 300 млн тонн. Уже началась модернизация высокогорного Каракорум-ского шоссе, строительство автодороги Суккур-Лахор, ряда гидро- и тепло-станций, ветряных станций. Пакистанская сторона создала специальное военное подразделение для охраны китайских специалистов, работающих на сооружении этого коридора, и непосредственно сам КПЭК; его численность, как объявил в марте 2017 г. Глава Армии Пакистана генерал Камар Баджва, составит 15 тыс. человек.
И, конечно, реально увеличится товарооборот Пакистана с Китаем, который в 2017 г. составил 18 млрд долл. При этом модернизация порта Гвадар позволит облегчить и расширить торговлю непосредственно Пакистана как с мусульманскими нефтедобывающими странами, так и со странами Евросоюза и Северной Америки. А это даёт возможность сократить постоянно растущее отрицательное сальдо торгового баланса, достигшее в 2017 г. 35 млрд долл.