Е. Б. ПАЛХОВСКАЯ,
кандидат социологических наук,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ТРУДА БЕЛАРУСИ
В статье изучены основные социально-экономические показатели Республики Беларусь, доходы и расходы домохозяйств, охарактеризовано экономическое поведение и социальное самочувствие работников на внутреннем рынке труда. В процессе анализа использованы данные официальной статистики, материалы международных аналитических агентств и республиканского социологического мониторинга. В результате обосновано, что успех структурного реформирования и повышения конкурентоспособности экономики во многом обусловлен активностью экономического поведения работников и наличием достаточных возможностей для профессиональной реализации.
Ключевые слова: экономическое поведение, социальное самочувствие, рынок труда, реальные денежные доходы, потребительские расходы.
Реализация «Плана совместных действий Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь» предусматривает осуществление комплекса социальных и технологических инноваций для перевода национальной экономики на инновационный путь динамичного конкурентоспособного развития, реформирование системы оплаты труда работников.
Согласно заявленным программам, конечной целью развития должен выступать не сам по себе экономический рост, темпы и размеры накопления, а человек, активно включенный в социально-экономические преобразования. Осуществляемая структурная перестройка экономики еще не является основой для социальных изменений, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты. Как они будут использованы - зависит как от социальной политики государства, так и от активности экономического поведения основных хозяйствующих субъектов.
Позитивные социальные изменения и устойчивое экономическое, политическое и культурное развитие белорусского общества зависят от множества разнообразных обстоятельств и условий, среди которых главное значение имеет «человеческий фактор» - социальная деятельность и активность личности. Тем не менее жизнь в условиях социально ориентированной экономики породила в массовом сознании белорусов ощущение спокойной, устойчивой,
без катаклизмов жизни, сделала это чувство (чувство безопасности) одной из главных жизненных ценностей. В настоящее время, в период кризиса и нестабильности, социальная реальность требует изменения социальных стереотипов и переориентации на активное экономическое поведение. Насколько быстро население республики приспосабливается к происходящим социально-экономическим переменам? Успешно ли реализует свой трудовой потенциал? Ответу на эти вопросы посвящена данная статья.
Экономическое поведение - это использование ограниченных ресурсов для достижения определенной цели, связанной с обеспечением жизнедеятельности [1, с. 21]. В исследовании экономического поведения как социального феномена важно учитывать следующие положения. Во-первых, экономическое поведение представляет собой форму социального поведения, процесс взаимодействия хозяйствующих субъектов, связанных между собой системой взаимных ожиданий относительно результатов деятельности [2, с. 59]. Во-вторых, экономическое поведение социально обусловлено, поскольку внедрено в систему социальных отношений [2]. В-третьих, экономическое поведение, как правило, ориентировано на максимизацию выгоды и минимизацию издержек [3, с. 245]. В-четвертых, процессы формировании экономического поведения хозяйствующего субъекта основываются на сочетании объективных предпосылок, таких как социально-экономическое положение страны, региона, ситуационное окружение социальных субъектов, наличие необходимых ресурсов; и субъективных предпосылок: уровень потребностей, интересы, мотивы, ценностные ориентации [4].
Взвешивая выгоды и издержки различных вариантов хозяйственной активности (связанной с добыванием, распределением, обменом различных благ или способом их потребления), оценивая свои потенциальные и реальные возможности, индивид совершает свой экономический выбор. Выявление содержательно близких образцов поведения, которые различные субъекты используют при решении аналогичных экономических задач, позволяет говорить о сформированном типе экономического поведения, а его реализаторов рассматривать как группу носителей данного типа экономического поведения. В зависимости от степени активности/интенсивности поведения можно выделить активное, адаптивное и пассивное экономическое поведение.
Характер современных рыночных преобразований оказывает противоречивое влияние на экономическое поведение жителей Беларуси. С одной стороны, у людей развиваются такие черты, как самостоятельность, инициатива, предприимчивость, способность действовать в условиях конкуренции. Граждане страны через опыт, порой негативный, все более осваиваются с рыночными структурами. В обществе становятся востребованными свобода выбора, возможность заниматься предпринимательством, работать за границей. На первый план в системе ценностей выдвигаются деловые качества, умение зарабатывать, которые позволяют адаптироваться к новым экономическим условиям. С другой стороны, население республики испытывает трудности
с решением экономических проблем и эффективной интеграцией в рыночную экономику.
Если анализировать основные социально-экономические показатели республики, то можно отметить, что страна является достаточно привлекательной для внешних инвесторов. За 2000-2013 гг. происходил рост не только ВВП Республики Беларусь, но и реальной денежной заработной платы работников и реальных денежных доходов населения (табл. 1) [5]. Розничный товарооборот показывает положительную динамику, что характеризует потребительскую активность населения. За последнее десятилетие в республике удалось достичь позитивной тенденции снижения численности малообеспеченного населения: численность населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума (БПМ) снизилась с 41,9 % в 2000 г. до 4,6 % в 2012 г. Однако в целом, учитывая невысокий размер БПМ, для обеспечения роста уровня жизни населения и увеличения экономического благосостояния основных социально-демографических слоев необходимо дальнейшее изменение социальной структуры общества в направлении увеличения доли средних и верхних социальных страт.
Таблица 1. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь
за 2000- 2013 годы
Показатели 2000 г. к 1999 г. I квартал 2013 г. к I кварталу 2012 г.
ВВП, в % к соответствующему периоду предыдущего года 105,8 103,5
Реальные денежные доходы населения, в % к соответствующему периоду предыдущего года 114,1 121,8
Реальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, в % к соответствующему периоду предыдущего года 112,0 123,2
Индекс потребительских цен на товары и услуги 268,6 122,9
Цена на жилищно-коммунальные услуги, в % к соответствующему периоду предыдущего года 101,2 131,5
Платные услуги населению, в % к соответствующему периоду предыдущего года 104,9 145,0
Международная исследовательская компания «Standard & Poor’s» пересмотрела прогноз по рейтингам Беларуси со «стабильного» на «позитивный», отмечая продолжающуюся стабилизацию экономики, снижение инфляции и ослабление давления на валютный курс [6].
Таким образом, предпринимаемые социально-экономические меры позволили обеспечить некоторое соответствие уровня инфляции и динамики роста реальных денежных доходов населения. Однако эти меры не позволяют делать накопления и активно сберегать, а для большинства социальных групп обеспечивать свои потребительские запросы и удовлетворять базовые потребности.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по республике в целом в 2013 г. составила 4952,5 тыс. рублей. Наибольшие ее показатели
Рис. 1. Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)
зафиксированы в г. Минске и Минской области; наименьшие - в Гродненской и Брестской областях [5]. Однако для более глубокого изучения уровня жизни населения обратимся к анализу структуры доходов населения, дифференциации заработной платы по отраслям экономики, распределению населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов. Структура доходов населения Беларуси по данным статистики представлена следующими статьями: оплата труда (68,3 %), трансферты населению (21,2 %), доходы от предпринимательской деятельности (10,6 %), доходы от собственности и прочие доходы (4,4 %) (рис. 1) [5].
Социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) занимают значительное место в доходах населения (1/5 часть), при этом их объем более чем за 10 лет практически не изменился. Это связано с сохранением (наряду с переходом на принцип субсидиарности) социального патернализма. Так, пенсии являются вторым по значимости источником доходов населения. За последнее десятилетие на треть снизились доходы от предпринимательской деятельности (с 15,4 % до 10,6 %), что говорит об ухудшении бизнес-климата в республике.
Анализ уровня оплаты труда по отраслям экономики свидетельствует о повышении уровня заработной платы в непроизводственных отраслях экономики (таких как торговля и общественное питание, здравоохранение, образование, культура, искусство и др.). Однако уровень оплаты труда здесь ниже, чем средний по республике, и составляет 70 % от общереспубликанского (рис. 2) [5]. Такая дифференциация оплаты труда и низкие показатели заработной платы в социально значимых отраслях отрицательно сказываются на мотивации трудовой деятельности работников в сферах, где требуется квалифицированный труд.
Статистические данные по доходам работников необходимо дополнить анализом расходов населения республики. В 2012 г. потребительские расходы в расчете на домашнее хозяйство составили 3,6 млн рублей в месяц, что в реальном выражении на 11 % выше уровня 2011 г. В общем объеме потребитель-
финансовая деятельность строительство научные исследования и разработки транспорт и связь промышленность РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий деятельность по организации отдыха и... деятельность в области здравоохранения гостиницы и рестораны сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство образование
й Ъ
■ 5329 I 5245
■ 5222
■ 5200
■ 4505
■ 4219
■ 3469
■ 3421
■ 3235
■ 3234
■ 3217
■3523
Рис. 2. Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь по отдельным видам экономической деятельности в феврале 2013 г. (тыс. рублей)
ских расходов домашних хозяйств доля расходов на питание составила 43 %, на покупку непродовольственных товаров - 37,7 %, на оплату услуг - 16,7 %. Структура потребительских расходов населения изменяется в зависимости от состава домашних хозяйств (рис. 3) [5].
По сравнению с 2000 г. потребительские расходы на продукты питания несколько снизились, соответственно произошло повышение расходов на здравоохранение, образование, культуру и отдых. Однако, основываясь на данных статистических организаций различных стран Европы, эксперты Центра экономического анализа «РИА-Аналитика» составили рейтинг европейских го-
домашние хозяйства с детьми в возрасте до 18 лет 40,2
домашние хозяйства без детей
домашние хозяйства, состоящие из 1 человека
40,2 ;, Ш-
44
47,5
□ питание Палкогольные напитки □ непродовольственные товары Шоплатауслуг
Рис. 3. Структура потребительских расходов домашних хозяйств с различным составом
в 2012 г. (в процентах к итогу)
Таблица 2. Оценка материального положения своей семьи, 2012 г., в %
Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи? В целом по выборке
Нет ответа 0,5
Хорошее 3,7
Скорее хорошее 8,4
Среднее 60,7
Скорее плохое 14,6
Плохое 9,3
Затрудняюсь ответить 2,8
сударств по доле расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов. Беларусь в этом рейтинге занимает третье место с конца из 38 европейских стран, уступая лишь Украине и Молдове, жители которых тратят половину своих потребительских расходов на еду [7].
Международная аналитическая компания GFK опубликовала рейтинг самых бедных государств Европы. В него вошли Беларусь и Украина, в которых покупательная способность населения составляет менее 3,2 тысяч евро в год. Всего компания проанализировала возможные расходы в 42 европейских странах. В среднем, как сообщают аналитики, каждый гражданин государств Европы в текущем году на оплату товаров и услуг потратит примерно 12,8 тысяч евро, а вот жители Беларуси, Украины и еще восьми стран могут рассчитывать на куда более скромную сумму - примерно 25 % от вышеупомянутого числа [7].
Анализ статистических данных может быть дополнен результатами социологических исследований, позволяющими узнать экономические ожидания, экономическое поведение и социальные настроения населения. С этой целью изучены результаты республиканских социологических мониторингов, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси в 2002-2012 гг.
Так, при оценке материального положения своей семьи 1/4 часть респондентов (24 %) оценили его как плохое и скорее плохое и лишь 12,1 % как хорошее и скорее хорошее (табл. 2). Необходимо отметить, что 2/3 респондентов отмечают ухудшение материального положения их семьи по сравнению с прошлым годом.
Самоидентификация белорусов с различными слоями общества представлена в табл. 3. Согласно данным мониторинга, чуть больше половины респон-
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Кем Вы себя считаете?», 2012 г., в %
Вариант ответа В целом по выборке
Нет ответа 0,5
Богатым человеком 0,1
Обеспеченным человеком 3,7
Человеком со средним достатком 55,0
Бедным человеком 27,6
Нищим человеком 3,4
Затрудняюсь ответить 9,8
дентов относят себя к людям среднего достатка, 1/3 респондентов считают себя бедными, около 3,4 % - нищими, еще 3,7 % могут назвать себя обеспеченными.
Однако оценка материального положения является субъективной оценкой и зависит от того социального стандарта, который респондент рассматривает как средний показатель. Поэтому в качестве дополнения к описанию материального положения респондентов с разным уровнем образования проанализируем возможность доступа индивида к социальным возможностям в различных сферах жизни, прежде всего - в потреблении, отдыхе, образовании (табл. 4).
Таблица 4. Распределение положительных ответов на вопрос: «Хватает ли Вам средств на оплату следующих видов товаров и услуг?», 2012 г., в % к числу опрошенных
данной группы
Да, хватает на: В целом по выборке
Продукты питания 70,8
Квартплата, оплата коммунальных услуг 79,6
Товары текущего пользования 54,4
Оплата лечения и медикаментов 46,8
Одежда, обувь 35,6
Оплата бытовых услуг 42,6
Товары долговременного пользования 9,0
Платное образование 9,4
Отдых, путешествия 5,2
Строительство дома, квартиры 2,6
Согласно данным мониторинга, более половины респондентов могут позволить себе товары текущего пользования; менее половины опрошенных -оплату лечения и медикаментов, оплату бытовых услуг; 1/3 отметили, что им хватает средств на необходимую одежду и обувь; товары долговременного пользования и платное образование доступно менее чем для 10 %; путешествия и отдых - 5,2 %.
Рассмотрев потребительские возможности респондентов, проанализируем социальное самочувствие населения Беларуси. Необходимо отметить, что около половины опрошенных при характеристике своей теперешней жизненной ситуации отметили позицию «жить трудно, но терпеть можно», еще 1/3 опрошенных отметили, что «все не так плохо, и можно жить», 10,4 % чувствуют, что их положение бедственное, и «терпеть уже невозможно». Ситуацию как «нормальную» характеризуют 5,2 % опрошенных (рис. 4).
При анализе уровня социального оптимизма респондентов отметим, что 1/4 часть опрошенных считают, что в их жизни произойдут изменения к лучшему, еще столько же - считают, что все останется без изменений, 12,4 % -прогнозируют ухудшение ситуации, довольно значительное число респондентов затруднились давать какие-либо прогнозы в ситуации экономической и финансовой неопределенности (табл. 5).
_ Затрудняюсь Все более чем
Терпеть уже
невозможно;
10,4
Рис. 4. Оценка жизненной ситуации респондентами, %
Таблица 5. Прогноз респондентов по изменению их жизненной ситуации, 2012 г., в %
Как, по Вашему мнению, изменится Ваша жизнь в ближайшем будущем? В целом по выборке
Нет ответа 0,6
Изменится к лучшему 24,6
Останется без изменений 24,1
Изменится к худшему 12,4
Затрудняюсь ответить 38,2
Что касается оценки социально-экономического положения в республике. 16 % респондентов характеризуют его как «плохое», 20,5 % - как «скорее плохое» (табл. 6).
Таблица 6. Как Вы оцениваете социально-экономическое положение в стране?, в %
Вариант ответа В целом по выборке
Нет ответа 0,8
Хорошее 1,1
Скорее хорошее 5,8
Среднее 40,8
Скорее плохое 20,5
Плохое 16,0
Затрудняюсь ответить 15,0
На основе данных республиканского социологического мониторинга выявлены тенденции (2002-2011) в изменении экономического поведения, от которого зависят масштабы и интенсивность экономических преобразований. Доля респондентов, реализующих активный тип экономического поведения (повышающих свой доход всеми возможными способами) снизилась в численности занятого населения с 48,4 % в 2002 г. до 31,5 % в 2009 г. С 2002 по 2011 г.
значительно возросла доля респондентов, реализующих адаптивный тип экономического поведения (с 18,3 до 41,3 %), позволяющий поддерживать достигнутый уровень жизни. Несколько уменьшилась (с 33,3 до 27,2 %) доля респондентов, реализующих пассивный тип экономического поведения, снижающих уровень своих запросов, потребностей и не предпринимающих никаких усилий (табл. 7).
Таблица 7. Типология экономического поведения занятого населения, в %
Какого подхода Вы придерживаетесь в решении материальных проблем? 2002 2006 2011
Повышаю свой доход всеми возможными способами 48,4 20,5 31,5
Стараюсь жить по средствам 18,3 56,8 41,3
Снижаю уровень своих запросов, потребностей 33,3 22,7 27,2
Таким образом, в сложившейся ситуации особую актуальность приобретает разработка социальной политики и мер по поддержанию уровня жизни населения в условиях мирового финансово-экономического кризиса, вызывающего значительные социально-экономические изменения в республике. Перебои в работе белорусских предприятий обусловили рост уровня неполной занятости и вынужденных отпусков населения. В I квартале 2013 г. численность работавших неполное рабочее время составила 4,8 тыс. человек (увеличилась на 9,2 % по сравнению с предыдущим месяцем), отправленных в отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы - 16,3 тыс. человек [8]. Увеличение объемов неполной занятости, снижение денежных доходов и уровня жизни населения - потенциальная база для роста безработицы и социальной напряженности в обществе. В силу социальной ориентации белорусской экономики антикризисные меры направлены на недопущение роста безработицы и поддержание уровня жизни населения. В результате уровень официальной регистрируемой безработицы составил в 2013 г. 0,5 %. Однако уровень нерегистрируемой безработицы по оценкам экспертов в 7-10 раз превышает официальные показатели.
В целом по данным статистики уровень жизни в республике повысился, доля работников с активным типом экономического поведения также возросла. Однако более глубокий анализ уровня жизни населения, основанный на материалах статистики и данных республиканского социологического мониторинга, выявил следующие социально-экономические проблемы: недостаточный уровень развития высокотехнологичных услуг, значительная отраслевая дифференциация в уровне оплаты труда, высокая доля домохозяйств с детьми в структуре малообеспеченных домохозяйств, невысокие оценки населением материального положения своей семьи, низкие оценки потребительских возможностей населения, ухудшения делового климата и др. Между тем, как пишет профессор Г. Н. Соколова, «коридор экономических и социальных возможностей предоставляется каждым новым этапом модернизации, однако
то, насколько они будут использованы, определяется готовностью и способностью общества не только внедрять новые научно-технические достижения, но и модернизировать социальную структуру: воспроизводить необходимые социально-профессиональные слои, адаптировать систему социальных ценностей и институциональную среду, нивелировать социальные риски и потрясения» [9, с. 33]. Следовательно, для структурного реформирования и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь необходимо расширять коридор экономических и социальных возможностей, способствовать дальнейшему увеличению благосостояния всех слоев населения, усилению трудовой мотивации и развитию активного экономического поведения работников.
Литература
1. Радаев, В. В. Что такое «экономическое действие»? / В. В. Радаев // Экон. социология. -2002. - № 5. - С. 18-26.
2. Granovetter, M. The Sociology of Economic Life / M. Granovetter, R. Svedberg. - NY.: Westview Press, 1992. - 399 p.
3. Ingram, N. Some Recent Changes in the Relationship between Economics and Sociology / N. Ingram // Cambridge J. of Economics. - 1996. - Vol. 20. - Р 243-250.
4. Кобяк, О. В. Экономический человек: закономерности формирования мышления и механизмы управления поведением / О. В. Кобяк. - Минск: Право и экономика, 2006. - 214 с.
5. Официальная статистика / Оперативные данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php. - Дата доступа: 16.04.2013.
6. S&P констатировал стабилизацию экономики Беларуси: прогноз «позитивный» / Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.tut.by/economics/344530.html. - Дата доступа: 17.04.2013.
7. Беларусь по покупательной способности вошла в список бедных стран Европы / Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://myfin.by/stati/view/1134belarus-po-pokupatelnoj-sposobnosti-voshla-v-spisok-bednyh-stran-evropy. - Дата доступа: 14.01.2013.
8. Занятость населения и безработица / Годовые данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2013_2/14.pdf. - Дата доступа: 16.04.2013.
9. Соколова, Г. Н. Модернизация как технологический и социальный феномен: Беларусь -Россия / Г Н. Соколова // Наука и инновации. - 2013. - № 7. - С. 33-35.
K. B. PALKHOUSKAYA
ECONOMIC BEHAVIOR OF WORKERS AT THE INTERNAL LABOUR MARKET
IN BELARUS
Summary
In the article the main socio-economic indicators of the Republic of Belarus, income and expenses of families are studied, as well as economic behavior and social mood of workers in the internal labor market are characterized. The official statistical data, materials of international analytical agencies and republic monitoring were used in the analysis. As a result we concluded that the success of socio-economic reforms depends on the activity of workers’ economic behavior and their possibilities for professional realization.
Keywords: economic behavior, social mood, labor market, incomes, expenses.
Поступила 16.11.2013 г.