От редакции
УДК 316.4 ББК 60.524
© Шабунова А.А., Дементьева И.Н.
О КРИЗИСЕ, ПОТРЕБЛЕНИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА
ШАБУНОВА АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВНА
Институт социально-экономического развития территорий
Российской академии наук
Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а
E-mail: aas@vscc.ac.ru
ДЕМЕНТЬЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук 160014, Россия, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: irinika_74@mail.ru
Кризисные процессы, происходящие в экономике России, непосредственным образом отразились и на социально-экономическом развитии регионов. В числе территорий, находящихся под воздействием кризисных явлений, оказалась и Вологодская область. Однако, как свидетельствуют данные Минэкономразвития России, уже с середины 2015 года наметилась последовательная приостановка спада экономической активности, а именно некоторое увеличение основных макроэкономических показателей или помесячное замедление темпов их сокращения. В то же время на фоне позитивных тенденций и благоприятных прогнозов социально-экономического развития доходы населения и уровень потребления домохозяйств демонстрировали негативную динамику. Целью исследования, представленного в статье, стал анализ особенностей и тенденций, складывающихся в сфере потребительского поведения населения региона в условиях кризисных процессов в экономике. Исследование тенденций, складывающихся в сфере материального потребления жителей региона, было проведено на основе данных мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН. Для исследования социально-психологических факторов, формирующих потребительское поведение населения, использовался интегрированный индекс потребительских настроений, рассчитанный по методике, разработанной в Институте социальных исследований Мичиганского Университета (США). Исследования показали, что в 2015-2016 гг. в сфере потребления отмечались негативные тенденции. Ухудшение оценок потребления товаров и услуг было обусловлено снижением темпов роста доходов
населения и увеличением темпов роста цен. Ухудшение ситуации в сфере потребления происходило на фоне стабилизации основных макроэкономических индикаторов, что говорит о вялой социальной политике государства. Улучшение ситуации на потребительском рынке, а также выход экономики на устойчивую траекторию развития во многом будет зависеть от эффективности мероприятий федеральных и региональных властей по поддержке уровня доходов, преодолению избыточной дифференциации и имущественного расслоения населения, созданию дополнительных гарантий поддержки малоимущих слоев населения, повышению бюджетных расходов на социальные нужды, а также стабилизации ситуации на рынке труда.
Экономический кризис, потребительское поведение, социальная политика, эффективность государственного управления, индекс потребительских настроений, мониторинг общественного мнения.
Кризисные явления в российской экономике, начавшиеся еще в 2012 году, в значительной степени были обусловлены внутренними причинами. Устойчивое падение темпов роста в первую очередь было связано с заметным снижением инвестиционной активности. Из-за сокращения экспортных доходов и слабости национальной банковской системы отечественные корпорации не имели возможности заменить внешние кредитные ресурсы внутренними. Еще одним ключевым фактором спада стала неудачная реакция на падение мировых цен на нефть в IV квартале 2014 года [7, с. 15]. Геополитические перемены, антироссийские санкции Запада, ухудшение взаимоотношений с иностранными деловыми и политическими партнерами, нестабильный курс национальной валюты усугубили ситуацию и привели страну в состояние затяжной рецессии.
В 2015 году экономика России находилась в крайне неблагоприятном положении: ВВП России снизился на 3,8% и составил 96,2% по отношению к предыдущему году, это самое минимальное значение с 2009 года, когда данный показатель упал на 7,8% (в 2014 году ВВП составлял 100,7%; табл. 1).
Существенный экономический спад, затронувший Россию в целом, непосредственным образом отразился и на социально-экономическом развитии регио-
нов. В числе территорий, находящихся под воздействием кризисных процессов, оказалась и Вологодская область: в 2015 году по сравнению с 2014 годом ВРП снизился на 12,9% до уровня, соответствующего кризисному 2009 году (87,1%).
Однако, как свидетельствуют данные Минэкономразвития России, уже с середины 2015 года началась адаптация экономики России к функционированию в условиях санкций и новому уровню цен на нефть и углеводороды, что повлекло за собой последовательную приостановку спада экономической активности. Тенденция помесячного замедления экономического спада сохранилась и в 2016 году: основные макроэкономические показатели сокращались умеренными темпами или даже несколько возросли. По итогам 2016 года индекс промышленного производства увеличился на 1,1%, объем производства продукции сельского хозяйства - на 3,2% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Улучшение ситуации, в том числе в промышленном производстве и сельском хозяйстве, способствовало замедлению спада ВВП до -0,2% по отношению к 2015 году. По оценкам экспертов, к настоящему времени в российской экономике сложился уникальный набор условий, обеспечивающий потенциал для повышения темпов роста ВВП до 3-5% в год на протяжении ближайших 2-3 лет [7, с. 15].
Таблица 1. Динамика основных макроэкономических показателей России, СЗФО и Вологодской области
Показатель Территория 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Индекс физического объема ВВП / ВРП, РФ 105,2 92,2 104,5 104,3 103,5 101,3 100,7 96,2 99,8
СЗФО 104,7 94,9 104,4 106,1 103,8 100,3 100,9 97,2 96,4
Вологодская область
в % к предыдущему году 96,7 87,1 105,7 106,9 104,8 95,7 96,7 87,1 86,9
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году РФ 100,6 89,3 107,3 105,0 103,4 100,4 101,7 96,6 101,1
СЗФО 100,6 92,6 107,9 107,7 102,6 99,8 97,9 96,0 101,3
Вологодская область 95,3 90,5 111,8 105,6 101,3 102,5 103,7 102,6 99,1
Индекс сельскохозяйственного производства, в % к предыдущему году РФ 110,8 101,4 88,7 123,0 95,2 105,8 103,5 102,6 103,2
СЗФО 103,8 104,2 101,9 108,3 103,9 99,9 104,7 104,7 101,2
Вологодская область 100,5 97,6 92,5 110,6 95,0 93,3 98,2 104,2 105,4
Оборот розничной торговли, РФ 113,7 94,9 106,5 107,8 106,3 103,9 102,7 90,0 94,8
в % к соответствующему СЗФО 112,2 94,4 106,2 104,5 107,7 103,1 102,6 93,0 96,9
периоду предыдущего года (в сопоставимых ценах) Вологодская область 124,1 89,4 116,3 107,6 119,7 101,7 102,0 90,3 92,8
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года, % РФ 113,3 108,8 108,8 106,1 106,6 106,5 111,4 112,9 105,4
СЗФО 114,1 108,5 109,2 105,8 106,1 106,6 112,5 113,1 105,1
Вологодская область 114,3 107,2 109,2 105,7 106,0 107,2 112,0 112,0 105,0
Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году РФ 103,8 101,8 105,4 101,2 105,8 104,8 99,3 96,8 94,5*
СЗФО 98,7 103,9 106,7 98,7 105,9 105,3 101,4 97,4 96,1*
Вологодская область 100,4 90,0 108,2 100,9 110,6 105,6 102,3 97,2 98,8*
Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году РФ 111,5 96,5 105,2 102,8 108,4 104,8 101,2 91,0 102,1**
СЗФО 110,9 96,0 105,4 101,1 107,6 105,0 100,8 91,7 100,2**
Вологодская область 108,3 92,9 105,6 99,8 106,9 104,4 98,2 89,0 101,5**
РФ 6,3 8,3 7,3 6,5 5,5 5,5 5,2 5,6 5,4***
Уровень СЗФО 5,2 6,9 5,9 5,1 4,0 4,3 4,1 4,7 4,2***
безработицы, в % Вологодская область 5,9 7,8 7,8 7,3 5,8 6,1 5,6 6,8 5 2***
* Январь - ноябрь 2016 года к соответствующему периоду предыдущего года. ** Ноябрь 2016 года к ноябрю 2015 года. *** IV квартал 2016 года.
Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru - Дата обращения 05.04.2017_
В то же время нельзя не отметить, что на фоне позитивных тенденций и благоприятных прогнозов социально-экономического развития доходы населения и уровень потребления демонстрируют нисходящий тренд. В современной рыночной экономике потребители играют чрезвычайно важную роль, поскольку осуществляемые ими расходы составляют свыше половины валового внутреннего продукта страны. По данным статистики, в IV квартале 2016 года расходы домашних хозяйств на конечное потребление составляли 54% ВВП [5]. Расходы
потребителей играют определяющую роль в динамике внутреннего спроса и, соответственно, в ускорении или замедлении темпов социально-экономического развития. Особенности и тенденции потребительского поведения населения, с одной стороны, выступают отражением социально-экономических процессов, происходящих в региональном сообществе, индикатором проводимых преобразований, с другой - являются значимым фактором, способствующим (или препятствующим) социально-экономическому развитию общества.
Целью исследования, представленного в статье, стал анализ особенностей и тенденций, складывающихся в сфере потребительского поведения населения региона в условиях кризисных процессов в экономике. Достижению указанной цели способствовали: анализ динамики субъективных оценок населения в сфере материального потребления за период с 2012 по 2016 год; характеристика доходов и уровня потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в разрезе различных доходных групп населения; анализ динамики индекса потребительских настроений жителей Вологодской области, в том числе в различных социально-демографических категориях.
Ежегодное исследование тенденций, складывающихся в сфере материального потребления жителей региона, осуществляется в рамках мониторинга общественного мнения, который Институт социально-экономического развития территорий РАН проводит на территории Вологодской области с конца 1990-х годов. Каждые два месяца (6 раз в год) опрашивается 1500 жителей старше 18 лет в двух крупных городах (Вологда, Череповец), а также в 8 районах области (Бабаевский, Великоустюгский, Вожегодский, Гря-зовецкий, Кирилловский, Никольский, Тарногский и Шекснинский)1. Основным методом мониторинга является анкетирование по месту жительства, позволяющее получать достоверные результаты исследования, прежде всего, за счет создания удобных условий для анкетеров и респондентов, осуществляющих непо-
1 Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением следующих условий: пропорций между городским и сельским населением; пропорций между жителями населенных пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые и средние города); половозрастной структуры взрослого населения области. Метод опроса -анкетирование по месту жительства респондентов. Ошибка выборки не превышает 3%.
средственное взаимодействие. Объем выборочной совокупности исследования составляет около 9 тысяч жителей региона в год. В круг вопросов для анализа потребительского поведения входят оценки обеспеченности основными товарами, материальных возможностей покупки продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; количества и качества приобретаемых товаров.
Интегрированную характеристику дает индекс потребительских настроений населения (ИПН), который отражает динамику различных факторов, формирующих потребительское поведение населения. Расчет индекса осуществляется на основе методики, разработанной в Институте социальных исследований Мичиганского Университета (США).
Методика расчета ИПН строится на основе данных опросов общественного мнения по 5 вопросам, относящимся к текущему экономическому положению населения и экономики в целом, а также оценке ближайших перспектив их развития (табл. 2). Для каждого вопроса рассчитываются частные индексы, которые также можно использовать для оценки отношения населения к тем или иным изменениям социально-экономической и политической ситуации в области2. Средняя арифметическая из частных индексов дает совокупную величину - ИПН.
Применение индексного метода позволяет выявить соотношение позитивных и негативных настроений в обществе, зафиксировать «критические точки» в общественном мнении, проанализиро-
2 Для расчета частных индексов из доли положительных ответов (в процентах) вычитается доля отрицательных, затем к полученному значению прибавляется 100, чтобы не иметь отрицательных величин. Таким образом, полностью отрицательные ответы дали бы общий индекс 0, сплошь положительные - 200, равновесие первых и вторых - индекс 100, являющийся, по сути, нейтральной отметкой.
Таблица 2. Вопросы, используемые для расчета индекса потребительских настроений
Название индекса Формулировка вопроса
1 Индекс текущего личного материального положения Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи: оно лучше или хуже, чем было год назад? (варианты ответов: «лучше», «хуже»).
2 Индекс перспектив личного материального положения Как Вы считаете, через год Ваше материальное положение будет лучше, хуже или примерно такое же, как сейчас? (варианты ответов: «хорошее», «плохое»)
3 Индекс краткосрочных перспектив развития экономики страны Как Вы считаете, следующие 12 месяцев будут для экономики страны хорошим временем, плохим или каким-либо еще? (варианты ответов: «будет лучше», «будет хуже»)
4 Индекс долгосрочных перспектив развития экономики страны Если говорить о следующих 5 годах, они будут для экономики страны хорошим или плохим временем? (варианты ответов: «хорошим», «плохим»)
5 Индекс целесообразности приобретения товаров длительного пользования Если говорить о крупных покупках для дома, то, говоря в общем, как Вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы покупать большинство таких товаров? (варианты ответов: «хорошее», «плохое»)
Источник: Социально-экономические индикаторы. Индекс потребительских настроений [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.levada.ru/indikatory/sotsialno-ekonomicheskie-indikatory - Дата обращения 05.04.2017.
вать колебания и изменения индекса во времени, сопоставив его с другими происходящими в обществе социально-политическими и экономическими процессами.
Результаты и обсуждение
1. Кризис в экономическом развитии страны и вялая социальная политика обусловили усиление инфляционных процессов и снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения России в целом и большинства регионов, в том числе Вологодской области. Ухудшение уровня и качества жизни населения негативно повлияло на потребительские расходы домашних хозяйств.
В 2015-2016 гг. проблемы инфляции и низкого уровня жизни остаются ключевыми проблемами, волнующими жителей Вологодской области. Как показывают результаты социологических исследований ИСЭРТ РАН, об их актуальности заявили 61 и 34% соответственно (табл. 3). Аналогичные проблемы вызывают обеспокоенность и жителей России в целом: подавляющее большинство россиян продолжают испытывать беспокойство в связи с ростом цен на товары и услуги, ростом платежей ЖКХ, снижением уровня жизни значительной части населения [3, с. 7].
Потребительский потенциал и потребительские возможности населения формируются под воздействием изменений
материального благосостояния (заработная плата, денежные доходы, натуральные поступления), а также доступности значимых социальных благ и услуг. Как свидетельствуют данные официальной статистики, в период с 2014 по 2016 год отмечается ухудшение показателей, характеризующих уровень жизни населения, рассматриваемые индикаторы упали ниже уровня кризисного 2008 года. Так, если в условиях финансового кризиса 2008 года по сравнению с предыдущим годом реальные располагаемые денежные доходы населения России составляли 103,8%, Вологодской области - 100,4%, то в январе-ноябре 2016 года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года - 94,5 и 98,8% соответственно. Если в 2008 году по сравнению с 2007 годом реальная начисленная заработная плата соответствовала в России 111,5%, в Вологодской области - 108,3%, то в ноябре 2016 года по отношению к ноябрю 2015 года - 102,1 и 101,5% (табл. 4) [14].
Темпы инфляции как в России, так и в Вологодской области в 2015 году приблизились к уровню кризисного 2008 года, при этом рост цен на непродовольственные товары даже превзошел показатели 2008 года. В декабре 2016 года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года цены на товары и услуги в в Вологодской области увеличились в
Таблица 3. Наиболее актуальные проблемы, которыми обеспокоены жители Вологодской области*, % от числа опрошенных
Проблема 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Инфляция 54,1 50,3 55,2 58,6 54,7 60,2 59,2 70,0 60,6
Неудовлетворительное качество инженерной инфраструктуры (ЖКХ, дороги, транспорт и т. д.) - - 29,3 32,9 37,4 40,6 40,5 40,4 36,7
Низкий уровень жизни, бедность 32,7 31,9 34,4 33,9 29,2 32,2 32,6 34,2 34,4
Жилищное обеспечение, низкая доступность жилья 40,8 28,3 32,0 32,4 34,0 39,0 36,6 35,1 29,7
Недоступность здравоохранения, низкое качество медицинских услуг 29,4 21,3 29,9 26,9 28,0 29,5 30,1 29,6 26,1
Расслоение населения на «бедных» и «богатых» 25,1 21,1 23,3 21,6 22,8 24,6 20,3 21,9 18,9
Социальная незащищенность граждан 26,6 21,8 22,5 21,1 19,4 18,0 20,1 21,5 18,9
Плохая экология, загрязнение окружающей среды 19,5 13,8 19,7 18,7 16,3 13,9 14,1 15,0 15,5
Несправедливое налогообложение 5,7 4,2 8,1 10,9 10,7 10,9 15,7 12,8 12,9
Экономическая нестабильность, остановка предприятий 8,2 16,2 12,4 13,5 11,1 9,6 10,5 11,4 12,8
* В таблице представлены 10 из 23 проблем, которые жители Вологодской области отметили как «наиболее острые» для себя и своей семьи. Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.
Таблица 4. Показатели, характеризующие уровень жизни населения, % к предыдущему году
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Реальные располагаемые денежные доходы
РФ 103,8 101,8 105,4 101,2 105,8 104,8 99,3 96,8 94,5*
Вологодская область 100,4 90,0 108,2 100,9 110,6 105,6 102,3 97,2 98,8*
Реальная начисленная заработная плата
РФ 111,5 96,5 105,2 102,8 108,4 104,8 101,2 91,0 102,1**
Вологодская область 108,3 92,9 105,6 99,8 106,9 104,4 98,2 89,0 101,5**
* Январь - ноябрь 2016 года к соответствующему периоду предыдущего года. ** Ноябрь 2016 года к ноябрю 2015 года. Источник: Социально-экономическое положение Вологодской области в январе Вологда, 2016. - С. 22, 38, 54. - сентябре 2016 г. : доклад / Вологдастат. -
среднем на 5%, в том числе на продовольственные товары на 4%, на непродовольственные товары - на 7%, на платные услуги - на 4% соответственно (табл. 5).
Определенную обеспокоенность вызывает и ситуация, складывающаяся на рынке труда. Несмотря на снижение уровня безработицы, которое фиксирует Росстат (в РФ - на 0,2%, в Вологодской области - на 1,6%), специалисты исследовательского холдинга «Ромир» называют ситуацию на рынке труда стабильно кризисной: в 2016 году почти четверть трудоспособных граждан поменяли работу - половина добровольно, а остальные были уволены, доля тех, кто продолжает поиски, составила 29% (этот показатель не изменился по сравнению с предыдущим годом) [9].
Одним из важных социально-экономических индикаторов, характеризующих уровень жизни населения, является доля расходов на продукты питания в структуре бюджетов семей. В благополучных странах с высокими доходами и сравнительно невысокими ценами на продукты расходы на питание составляют не более 15% от потребительских затрат семьи. Остальные средства жители таких стран могут позволить себе потратить на развитие, полноценный отдых, образование, одежду и прочее. Население менее богатых стран вынуждено тратить на еду гораздо более значительную часть своих средств (до 40% - 50% от потребительских расходов), т. к. уровень благосостояния не позволяет расходовать существенные суммы на второстепенные, по
Таблица 5. Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), %
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Цены на товары и услуги
РФ 113,3 108,8 108,8 106,1 106,6 106,5 111,4 112,9 105,4
Вологодская область 114,3 107,2 109,2 105,7 106,0 107,2 112,0 112,0 105,0
Цены на продовольственные товары
РФ 116,5 106,1 112,9 103,9 107,5 107,3 115,4 114,0 104,6
Вологодская область 118,5 103,2 112,9 102,6 107,0 107,7 116,4 113,2 104,0
Ц ены на непродовольственные товары
РФ 108,0 109,7 105,0 106,7 105,2 104,5 108,1 113,7 106,5
Вологодская область 109,0 108,8 105,4 107,4 104,4 104,8 107,6 114,5 106,9
Цены на платные услуги
РФ 115,9 111,6 108,1 108,7 107,3 108,0 110,5 110,2 104,9
Вологодская область 116,3 110,1 106,9 109,0 106,6 109,9 110,5 107,0 104,0
Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru - Дата обращения 05.04.2017.
сравнению с продуктами, ценности, что сокращает возможности развития человеческого потенциала.
Согласно данным экспертов РИА «Рейтинг», которые подготовили очередной рейтинг европейских государств по доле расходов семей на продукты питания, Россия занимает 32 место, располагаясь между Болгарией и Литвой. По итогам 2015 года жители нашей страны тратили на еду 32% своих потребительских расходов, что на 3,5 п. п. больше, чем в 2014 году (рис. 1). В разных регионах России в силу экономических и ментальных особенностей доля расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов колеблется от 24 до 59%, при этом жители 9 субъектов РФ тратят на еду более 40% своих потребительских расходов.
В Вологодской области в 2015 году наблюдалось увеличение доли расходов населения на питание (37% против 33% в 2014 году и 35% в 2012 году) и снижение удельного веса расходов на покупку непродовольственных товаров (31% против 37% в 2014 году и 34% в 2012 году). В результате структура потребительских расходов домашних хозяйств приблизилась к уровню кризисного 2009 года [6].
В целом, повышение цен и снижение доходов населения негативно повлияли
Люксембург 8,6
Нидерланды 10,0
Великобритания ^^^^^^ 11,0 Дания 11,5
Швейцария 11,8
Норвегия 11,8
Австрия 11,8
Германия 12,0
Ирландия 12,2
Кипр 12,3
Финляндия ^^^^^^^ 12,7 Бельгия 13,1
Португалия 13,3
Франция 13,4
Швеция 13,5
Словения ^^^^^^^^ 14,3 Исландия 14,9
Испания 15,1
Италия ^^^^^^^^^^ 17,7
Чехия 20,0
Турция 20,2
Греция 20,7
Словакия 21,7
Мальта 22,4
Эстония 23,0
Польша^^^^^^^^^^^м 24,0 Латвия 26,5
Венгрия 26,7
Хорватия 29,5
Черногория 30,7
Бол гария 31,4
Россия 32,0
Литва 33,7
Сербия 35,6
Румыния 38,2
Македония 38,5
Бел а русь 39,1
Молдавия 42,1
Казахстан 43,8
Украина ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ 54,0 Среднее 22,4
Рис. 1. Рейтинг стран Европы по доле расходов семей на продукты питания в 2015 году*, %
* Страны в рейтинге расположены в порядке возрастания доли расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов семей.
Источник: Расходы на еду в странах Европы - рейтинг 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://riarating. ru/infografika/20161206/630048608.html - Дата обращения 03.04.2017.
на уровень и качество жизни населения, что привело к росту и без того высокой доли затрат на питание и одновременному снижению доли расходов на другие потребности (табл. 6).
2. Снижение доходов и повышение цен отозвалось заметным снижением потребления. Ухудшение материального благосостояния и качества жизни населения, а также инфляционные процессы оказали существенное негативное влияние на развитие потребительского рынка.
Как показывают результаты общероссийских и региональных исследований, в последние годы отмечается снижение оборота товаров и услуг. Оборот розничной торговли в Вологодской области в 2015-2016 гг. по сравнению с 2012 годом снизился на 26,9% (в РФ - на 11,9%). При этом оборот продовольственных товаров в сопоставимой оценке уменьшился на
22% (в РФ - на 8,9%), непродовольственных товаров - на 33,1% (в РФ - на 13,7%), платных услуг - на 2,7% (в РФ - на 3,8%; табл. 7). В целом, большинство индексов физического объема оборота розничной торговли в России и Вологодской области опустились до уровня 2009 года.
3. При снижении реальных располагаемых доходов и росте цен основным способом адаптации населения к сложившимся условиям стала стратегия экономии, которая предполагает сокращение потребления продовольственных и непродовольственных товаров, а также переход на потребление товаров низкого ценового диапазона. Это влечет снижение воспроизводства человеческого потенциала.
Результаты исследования Института социологии РАН, полученные в ходе общенационального социологического мониторинга, зафиксировали ухудшение массовой
Таблица 6. Структура потребительских расходов домашних хозяйств Вологодской области, %
Расходы 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Расходы на покупку продуктов питания и безалкогольных напитков 34,3 38,7 35,4 33,1 34,5 33,9 32,6 37,1
Расходы на покупку непродовольственных товаров 40,5 32,6 34,1 37,8 34,0 34,7 37,4 30,5
Расходы на оплату услуг 20,8 24,1 26,0 24,4 26,7 26,4 25,2 26,2
Источник: Доходы, расходы и потребление в домашних хозяйствах Вологодской области в 2015 году : стат. бюллетень. - Вологда, апрель 2016 г. - С. 22.
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Продовольственные товары
РФ 111,7 98,1 105,1 103,4 103,6 102,6 100,0 91,0 94,7
Вологодская область 106,2 89,1 117,2 102,8 114,9 100,1 103,8 92,5 92,9
Непродовольственные товары
РФ 115,3 91,8 108,0 110,8 108,6 104,9 105,1 89,1 94,9
Вологодская область 111,4 89,4 114,9 113,8 125,9 103,5 100,3 87,4 92,8
Платные услуги
РФ 104,8 95,8 101,5 103,0 103,5 102,0 101,0 98,9 99,7
Вологодская область 102,3 95,7 102,1 102,7 101,3 101,0 97,2 101,3 98,6
Всего
РФ 113,7 94,9 106,5 107,1 106,3 103,9 102,7 90,0 94,8
Вологодская область 108,5 89,4 116,3 107,9 119,7 101,7 102,0 90,3 92,8
Источники: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru - Дата
обращения 05.04.2017; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://vologdastat.gks.ru - Дата обращения 05.04.2017.
Таблица 7. Индексы физического объема оборота розничной торговли по РФ и Вологодской области, % к предыдущему году, в сопоставимых ценах
оценки перемен, произошедших с 2015 по 2016 год, которое стало результатом неоправдавшихся надежд населения на ослабление кризисных явлений. По мнению экспертов, основной стратегией адаптации населения в 2016 году стала экономия: 87% россиян отметили, что кризис заставил их изменить привычные модели потребления. Наиболее частыми направлениями экономии для населения оказались покупка одежды и обуви, продуктов питания и отдых. Кроме того, около 40% россиян стали также экономить на текущем досуге и приобретении дорогостоящих товаров длительного пользования.
Аналогичные изменения в потребительском поведении населения фиксируются и в исследованиях ИСЭРТ РАН на территории Вологодской области. В 2015-2016 гг. отмечается ухудшение оценок покупательной способности доходов населения в отношении приобретения продуктов питания, непродовольственных товаров, оплаты услуг (табл. 8). Так, в 2015-2016 гг. по сравнению с 2012 годом уменьшилась доля жителей региона, имеющих материальные возможности для покупки большинства продуктов питания (с 35 до 27-30%), непродовольственных товаров (с 25 до 19-20%), оплаты большинства услуг, кроме самых дорогостоя-
щих (с 20 до 16%). При этом возрос удельный вес тех, кто испытывал трудности при покупке даже самых необходимых товаров (с 8 до 13-15%) и оплате повседневных услуг (бытовых, парикмахерских, жилищно-коммунальных, транспортных; с 13 до 19-21%). Большинство жителей области по-прежнему в состоянии приобрести или оплатить только самые необходимые товары и услуги (54-58%).
В 2015-2016 гг. снизилось количество приобретаемых товаров и платных услуг (табл. 9). По сравнению с 2012 годом увеличилось представительство жителей области, которые «в меньшем объеме, чем прежде», приобретали или получали продукты питания, - с 20 до 28-31%, непродовольственные товары - с 30 до 36-38%, услуги - с 25 до 30-32%. При этом снизился удельный вес тех, у кого не произошло существенных изменений в количестве приобретенных продуктов питания (с 58 до 45-48%), промышленных товаров - с 48 до 39-40%, услуг - с 45 до 34-37%.
В 2015-2016 гг. менее благоприятными стали и оценки качества приобретаемых товаров (табл. 10). За рассматриваемый период снизилась доля жителей региона, которые заявили об улучшении качества приобретаемых населением продуктов питания (с 18 до 7-11%), непродо-
Таблица 8. Оценка материальных возможностей населения в приобретении продовольственных и непродовольственных товаров, а также в оплате получения различных услуг*, % от числа опрошенных
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Продовольственные товары
Могли позволить себе покупку большинства продуктов 34,7 36,5 32,5 27,1 30,2
Приобретали только самые необходимые продукты 51,7 52,1 51,1 55,5 54,1
Испытывали трудности при покупке даже самых необходимых продуктов питания 6,7 5,1 8,5 8,5 7,3
Непродовольственные товары
Могли позволить себе покупку большинства товаров 25,1 28,3 21,3 19,4 20,1
Приобретали только самые необходимые товары 62,2 59,3 59,7 56,9 58,1
Испытывали трудности при покупке даже самых необходимых товаров 8,2 6,9 9,9 14,5 13,3
Платные услуги
Оплата большинства услуг не вызывала трудностей 19,8 22,0 19,0 16,2 16,0
Могли оплатить только самые повседневные услуги 60,0 60,8 58,3 56,1 57,8
Испытывали трудности при оплате даже самых необходимых услуг 13,1 12,0 16,8 20,9 19,4
* Здесь и далее населением оценивались итоги прошедшего года в сравнении с предыдущим. Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.
Таблица 10. Оценка изменения качества приобретаемых продуктов питания, непродовольственных товаров, оказанных платных услуг в прошлом году по сравнению с предыдущим годом, % от числа опрошенных
Таблица 9. Оценка изменения количества (объема) приобретаемых продуктов питания, непродовольственных товаров, платных услуг в прошлом году по сравнению с предыдущим годом, % от числа опрошенных
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Продовольственные товары
Приобретали больше, чем прежде 10,4 11,8 7,9 9,0 7,7
Приобретали в том же объеме, что и прежде 57,5 58,9 50,2 45,3 48,4
Приобретали меньше, чем прежде 20,1 18,1 23,3 31,3 28,1
Непродовольственные товары
Приобретали больше, чем прежде 9,2 9,6 6,6 7,4 6,0
Приобретали в том же объеме, что и прежде 48,4 52,3 40,9 39,0 39,5
Приобретали меньше, чем прежде 29,5 24,7 36,2 38,2 36,9
Платные услуги
Получили больше, чем прежде 7,5 10,0 5,6 6,9 7,9
Получили в том же объеме, что и прежде 44,5 48,0 37,1 34,0 37,1
Получили меньше, чем прежде 25,2 22,5 25,3 31,9 29,5
Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Продовольственные товары
Значительно и немного улучшилось 18,3 19,6 8,0 6,5 11,2
Не изменилось 57,1 57,5 55,9 47,5 50,0
Значительно и немного ухудшилось 15,9 16,0 24,6 30,7 24,6
Непродовольственные товары
Значительно и немного улучшилось 20,2 24,0 10,5 7,8 11,6
Не изменилось 54,3 57,5 55,9 51,3 54,1
Значительно и немного ухудшилось 13,2 10,0 16,6 23,2 19,3
Платные услуги
Значительно и немного улучшилось 16,6 23,4 9,2 9,4 10,7
Не изменилось 56,2 57,5 52,1 51,3 52,9
Значительно и немного ухудшилось 12,2 8,8 14,8 20,2 18,7
Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.
вольственных товаров (с 20 до 8-12%), услуг (с 17 до 9-11%). При этом возрос удельный вес негативных оценок в отношении качества продовольственных товаров - с 16 до 25-30%, промышленных товаров - с 13 до 19-23%, платных услуг -с 12 до 19-20% соответственно.
На фоне ухудшения материального положения населения, сокращения покупательной способности доходов отмечается не только снижение количества и качества потребляемых товаров и услуг, но и изменение структуры потребления, а именно замещение дорогостоящих товаров более дешевыми. Изменение структу-
ры потребления, в частности продовольственных товаров, является одним из механизмов стратегии выживания населения в условиях кризиса. В 2015-2016 гг. по сравнению с 2012 годом снизилось регулярное потребление относительно дорогостоящих продуктов питания: мяса и мясных изделий (с 56 до 50%), колбасы (с 49 до 42%), рыбы и рыбных изделий (с 40 до 34%), овощей (с 88 до 72%) -в основном за счет представителей 20%-й группы наименее и 60%-й группы среднеобеспеченных жителей области.
Одновременно с этим наблюдался рост потребления менее дорогостоящих про-
дуктов: молока и молочных изделий (с 73 до 77%), круп (с 71 до 76%), макаронных изделий (с 70 до 72%). За последний год потребление данных товаров существенно увеличилось среди низкодоходных категорий населения (на 10-20%). Эти данные свидетельствуют об изменении структуры потребления, а именно о замещении дорогостоящих товаров более дешевыми (табл. 11).
Принятие потребителями решений об осуществлении тех или иных покупок (в особенности крупных), получении платных услуг или формировании сбережений зависит не только от объективных причин, каковыми являются уровень личных доходов и цены на потребительском рынке. Воздействие этих факторов на поведение людей в современной экономике неизбежно опосредуется их субъективными воззрениями, т. е. представлениями, оценками и ожиданиями относительно своего материального положения, занятости, динамики цен,
общеэкономических перспектив развития страны в целом [4, с. 91]. Учитывать эти социально-психологические факторы позволяет Индекс потребительских настроений. ИПН является одним из немногих макроэкономических индикаторов, агрегирующих в себе мнения, оценки и ожидания всего населения территории, которое играет, в конечном счете, определяющую роль в динамике внутреннего спроса и, соответственно, ускорении или замедлении экономического роста [12]. На основе анализа динамики индекса потребительских настроений можно прогнозировать экономическое и социально-политическое поведение населения в ближайшей перспективе, а также динамику экономического развития области и страны в целом.
Как показали результаты социологических опросов, начиная с 2012 года отмечается тенденция ухудшения потребительских настроений жителей Вологодской области (рис. 2). В период с 2012 по
Таблица 11. Доля жителей Вологодской области, регулярно потребляющих основные продукты питания, % от числа опрошенных
Вариант ответа Всего По доходным группам в 2012, 2015, 2016 гг.
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 20% наименее обеспеченных 60% среднеобеспеченных 20% наиболее обеспеченных
2012 2015 2016 2012 2015 2016 2012 2015 2016
Молоко и молочные изделия 73,1 74,7 74,7 75,5 76,8 64,8 62,1 66,5 76,5 81,0 77,4 75,8 85,1 86,7
Масло животное 40,2 49,9 61,0 56,5 53,5 26,5 39,8 40,4 39,0 58,3 50,9 58,0 73,2 77,6
Масло растительное 74,1 79,6 81,1 78,7 78,1 66,7 61,3 69,2 74,0 83,1 77,0 83,3 88,5 89,0
Мясо и мясные изделия 55,5 61,3 57,8 55,0 49,9 43,9 39,0 31,5 52,8 53,9 47,8 74,6 81,4 76,4
Колбаса 48,8 51,3 53,5 47,8 42,4 33,7 29,4 33,1 48,7 49,0 39,2 63,3 67,7 59,7
Яйцо 68,1 70,9 69,5 66,9 65,7 56,8 49,4 57,7 71,0 70,6 65,1 72,3 83,3 71,5
Рыба и рыбные изделия 39,5 44,4 47,5 41,7 34,1 28,4 28,3 27,3 38,9 42,0 29,6 51,5 62,1 55,5
Овощи 87,8 88,4 78,7 70,3 72,0 91,3 56,5 69,6 88,4 71,5 67,0 89,0 85,5 88,6
Фрукты 47,3 51,7 55,7 54,3 51,0 30,3 38,3 38,5 44,2 55,7 46,3 74,2 74,0 76,0
Сахар 79,4 80,0 78,7 80,9 79,8 74,6 65,8 72,7 81,9 84,7 80,0 83,3 89,2 89,0
Крупы 70,9 72,2 78,3 76,7 75,9 70,8 58,0 70,4 72,3 80,3 76,0 72,0 88,5 79,0
Хлебобулочные изделия 86,9 87,8 88,5 86,5 88,4 89,4 73,2 83,5 87,5 90,2 89,3 90,9 93,7 91,3
Макаронные изделия 69,6 71,8 76,3 74,1 72,3 71,2 56,5 75,0 70,5 77,5 69,5 70,1 87,0 75,7
Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.
—•— Вологодская область —•— Россия
Рис. 2. Динамика индекса потребительских настроений в Вологодской области и России, в пунктах
Источники: данные мониторинга ИСЭРТ РАН; Индекс потребительских настроений [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.levada.ru/indeksy
2016 год Индекс снизился на 14 пунктов и установился на стабильно низком уровне (78 пунктов). Аналогичная динамика ИПН наблюдалась и в России в целом. При этом в условиях текущего экономического кризиса индекс потребительских настроений фиксируется на отметке, расположенной ниже уровня финансового кризиса 2008-2009 гг. [8].
Снижение индекса потребительских настроений отмечается во всех социально-демографических категориях. По сравнению с 2012 годом наиболее существенное падение данного индикатора произошло в возрастной группе от 30 до 55 лет (на 15 п.), в 20%-й группе наиболее обеспеченных (на 16 п.), в Вологде и Череповце (на 17 и 22 п. соответственно; табл. 12). Во всех социальных группах потребительские настроения менее благоприятны по сравнению с показателями 2008-2009 гг.
Выводы.
1. Потребление товаров и услуг является индикатором качества жизни, благополучия и успешности в меняющихся экономических условиях. Исследование тенденций потребления помогает расширить представление о происходящих в стране и регионе социально-экономических изменениях.
Данные статистики и социологические исследования показывают понижающие тренды потребления товаров и услуг жителями России и Вологодской области в 2015-2016 гг. по сравнению с 2012 годом. По данным Росстата, оборот розничной торговли в РФ снизился на 11,9% (со 106,3 до 94,8%), в Вологодской области -на 26,9% (со 119,7 до 92,8%). По результатам мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН, по сравнению с 2012 годом увеличилось представительство жителей Вологодской области, которые «в меньшем объеме, чем прежде» приобретали или получали продукты питания, - с 20 до 28-31%, непродовольственные товары - с 30 до 36-38%, платные услуги - с 25 до 30-32%.
2. Негативные изменения в сфере потребления в 2015-2016 гг. были обусловлены снижением темпов роста доходов населения и увеличением темпов роста цен на товары и услуги. Так, по данным статистики, в январе - ноябре 2016 года по отношнию к соответствующему периоду прошлого года реальные располагаемые денежные доходы населения России составили 94,5%, Вологодской области -98,8% (для сравнения: в 2012 году - 105,8 и 110,6% соответственно). При этом рост цен на товары и услуги в 2016 году в РФ составил 105,4%, в Вологодской области -
Таблица 12. Динамика индекса потребительских настроений в различных социально-демографических группах населения (в пунктах)
Категория населения 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменение (+/-) 2016 г. к 2012 г.
Пол
Мужской 102,1 102,1 102,1 102,1 90,3 91,0 87,6 76,8 78,7 -12
Женский 99,3 99,3 99,3 99,3 89,1 89,8 87,6 77,3 76,9 -12
Возраст
До 30 лет 107,4 107,4 107,4 107,4 97,0 94,5 93,0 82,9 83,7 -13
30-55 лет 100,5 100,5 100,5 100,5 91,9 91,4 87,5 75,2 76,8 -15
Старше 55 лет 94,5 94,5 94,5 94,5 86,3 85,6 84,2 76,0 75,4 -11
Образование
Н/среднее и среднее 96,0 96,0 96,0 96,0 85,6 83,4 80,5 73,6 74,7 -11
Среднее специальное 100,7 100,7 100,7 100,7 87,9 88,7 86,9 76,9 78,4 -10
Н/высшее и высшее 105,8 105,8 105,8 105,8 95,6 99,2 96,3 81,1 80,2 -15
Доходные группы
20% наименее обеспеченных 90,4 90,4 90,4 90,4 77,6 71,2 69,8 62,5 64,8 -13
60% среднеобеспеченных 98,8 98,8 98,8 98,8 90,3 90,8 87,0 77,0 76,7 -14
20% наиболее обеспеченных 113,9 113,9 113,9 113,9 107,5 108,9 107,5 91,0 91,5 -16
Территории
Вологда 96,6 71,3 87,8 90,9 93,6 92,3 90,8 75,9 77,1 -17
Череповец 102,6 72,6 93,8 98,9 100,2 97,7 95,3 83,3 78,4 -22
Районы 101,4 76,0 81,7 84,4 86,2 85,3 81,7 74,2 77,5 -9
Источник: данные мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН.
105% (для сравнения: в 2012 году - 106,6 и 106% соответственно).
3. Ухудшение ситуации в сфере потребления происходило на фоне стабилизации основных макроэкономических индикаторов. Так, в 2016 году по сравнению с 2015 годом индекс промышленного производства увеличился на 1,1%, объем производства продукции сельского хозяйства - на 3,2%, прибыль предприятий -на 37,9%. Это свидетельствует о вялой социальной политике государства в данный период.
4. Существенное влияние на потребительское поведение оказывают и потребительские настроения и ожидания населения. Субъективные оценки оказывают влияние на поведение людей, прежде всего, в отношении потребления и сбережений, а в макроэкономических терминах -на динамику внутреннего спроса. В период с 2012 по 2016 год индекс потребительских настроений снизился в России на 16 пунктов (с 82 до 66 п.), в Вологодской области - на 14 пунктов (с 92 до 78 п.).
Ухудшение ИПН и его компонент, которое затронуло все основные социально-демографические группы, в ближайшей перспективе может не только повлиять на экономическое поведение населения и динамику экономического развития области и страны в целом, но и отразиться на уровне поддержки федеральных и региональных органов государственной власти, повлечь за собой ухудшение социального самочувствия и рост социальной напряженности.
Улучшение ситуации на потребительском рынке во многом будет зависеть от эффективности мероприятий властей различного уровня по преодолению избыточной дифференциации и имущественного расслоения населения, повышению доходов, созданию дополнительных гарантий поддержки малоимущих слоев населения, в том числе за счет преодоления неполной занятости. Немаловажное значение для дальнейшего роста потребительской активности и повышения благосостояния населения могут
иметь также мероприятия по формированию потребительских настроений и ожиданий населения. В целом, повышение
доходов населения и связанных с ними потребительских расходов будет способствовать экономическому росту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гулин, К. А. Динамика уровня потребления населения региона [Текст] / К. А. Гулин, И. Н. Дементьева // Проблемы развития территории. - 2005. - № 2 (29). - С. 52-61.
2. Горшков, М. К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход (статья 1) [Текст] / М. К. Горшков // Социологические исследования. - 2016. - № 12. - С. 26-34.
3. Горшков, М. К. Российский социум в условиях кризисного развития: контекстный подход (статья 2) [Текст] / М. К. Горшков // Социологические исследования. - 2017. - № 1. - С. 5-13.
4. Дементьева, И. Н. Потребительские настроения населения в условиях политических перемен [Текст] / И. Н. Дементьева // Проблемы развития территории. - 2013. - № 1 (63). - С. 85-97.
5. Доля расходов домашних хозяйств на конечное потребление в ВВП [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# -Дата обращения 10.03.2017.
6. Доходы, расходы и потребление в домашних хозяйствах Вологодской области в 2015 году [Текст] : стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда, 2016. - С. 11.
7. Ивантер, В. В. Перспективы восстановления экономического роста в России [Текст] / В. В. Иван-тер // Вестник Российской академии наук. - 2017. - № 1. - С. 15-28.
8. Индекс потребительских настроений [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.levada. ru/indeksy - Дата обращения 11.03.2017.
9. Комраков, А. А. Зарплату срезали каждому пятому [Текст] / А. А. Комраков // Независимая газета. -2017. - № 018. - С. 3.
10. Красильникова, М. Российский потребитель - меняется ли он? [Текст] / М. Красильникова // Вестник общественного мнения. - 2016. - № 1-2 (122). - С. 86-94.
11. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-октябре 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://goo.gl/2OfzTQ
12. Россинская, Г. М. К методологии анализа экономического поведения потребителя [Текст] / Г. М. Рос-синская // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. - 2007. - № 6. - С. 72-80.
13. Социально-экономическое положение Вологодской области в январе 2016 года [Текст] : доклад / Вологдастат. - Вологда, 2016. - 76 с.
14. Социально-экономическое положение Вологодской области в январе - сентябре 2016 г. [Текст] : доклад / Вологдастат. - Вологда, 2016. - 91 с.
15. Социально-экономическое положение Вологодской области в 2015 году [Текст] : доклад / Вологдастат. - Вологда, 2015. - 85 с.
16. Шавель, С. А. Потребление и стабильность общества [Текст] / С. А. Шавель. - Минск : Беларус. навука, 2010. - 316 с.
17. Bloom, P. N. How Will Consumer Education Affect Consumer Behavior [Electronic resource] / P. N. Bloom // NA - Advances in Consumer Research. - Vol. 03 / eds. Beverlee B. Anderson, Cincinnati, OH : Association for Consumer Research, 1976. - P. 208-212. - Available at : http://acrwebsite.org/volumes/9199/volumes/ v03/NA-03
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Шабунова Александра Анатольевна - врио директора, доктор экономических наук, доцент. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: aas@vscc.ac.ru. Тел.: (8172) 59-78-03.
Дементьева Ирина Николаевна - младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. 160014, Россия, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: irinika_74@mail.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.
Shabunova A.A., Dement'eva I.N.
ABOUT THE CRISIS, CONSUMPTION AND SOCIAL POLICY OF THE STATE
The crisis processes taking place in the Russian economy directly influenced the socio-economic development of the regions. The Vologda Oblast has also turned out to be among the territories that are under the influence of crisis phenomena. However, according to the data of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, since mid-2015 there has been a consistent halt of economic activity decline, namely a slight increase of the main macroeconomic indicators or a monthly slowdown of decline rate. At the same time, against the backdrop of positive trends and favorable forecasts of socio-economic development, the income of the population and the level of household consumption were demonstrating negative dynamics. The purpose of the study presented in the article is the analysis of the peculiarities and trends developing in the sphere of consumer behavior of the population of the region in the context of crisis processes in the economy. The study of trends in the sphere of material consumption of the inhabitants of the region was conducted on the basis of the public opinion monitoring data of ISEDT RAS. To study the socio-psychological factors shaping the consumer behavior of the population, an integrated index of consumer sentiment was used. It was calculated according to the methodology of the University of Michigan Institute for Social Research (USA). Studies have shown that in 2015-2016 negative trends in consumption were noted. The deterioration in the estimates of consumption of goods and services was due to a decrease in the income growth rates and price increase. The worsening of the situation in the sphere of consumption was occurring during the stabilization of the main macroeconomic indicators, thus indicating a weak government social policy. The improvement of the situation on the consumer market, as well as the economy's moving toward a stable development path, will largely depend on the effectiveness of measures taken by federal and regional authorities to support income levels, overcome excessive differentiation and stratification of the population in terms of wealth, create additional measures for supporting low-income social groups, to increase budget spending on social needs, as well as the stabilization of the situation on the labor market.
Economic crisis, consuming behavior, social policy, efficiency of public administration, measures of consumer sentiment, public opinion monitoring.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Shabunova Aleksandra Anatol'evna - Interim Director, Doctor of Economics, Associate Professor. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: aas@vscc.ac.ru. Phone: +7(8172) 59-78-03.
Dement'eva Irina Nikolaevna - Junior Research Associate at the Department of Living Standard and Lifestyle Studies. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: irinika_74@mail.ru. Phone: (8172) 59-78-21.