Научная статья на тему 'Уровень жизни и социально -экономическая дифференциация белорусского общества'

Уровень жизни и социально -экономическая дифференциация белорусского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
469
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровень жизни / социально-экономическая дифференциация / социальное неравенство / малообеспеченность / потребление / трудовая мотивация / living standards / socio-economic disparities / social inequality / poverty / consumption / work motivation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е. В. Таранова

Проанализированы показатели уровня жизни и социально-экономической дифференциации, в том числе ключевые детерминанты – доходы и потребление по данным государственной статистики и социологических исследований. В качестве важных индикаторов уровня и качества жизни рассмотрена трудовая мотивация и удовлетворенность трудом работающих белорусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

living standards and socio -economic disparities in Belarusian society

Indicators of living standards, socio-economic disparities, income and consumption according to state statistics and sociological research are analyzed in the article. Work motivation and job satisfaction as important indicators of the level and quality of life were reviewed.

Текст научной работы на тему «Уровень жизни и социально -экономическая дифференциация белорусского общества»

УДК 316.344.233

Е. В. ТАРАНОВА,

кандидат социологических наук, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

Проанализированы показатели уровня жизни и социально-экономической дифференциации, в том числе ключевые детерминанты - доходы и потребление по данным государственной статистики и социологических исследований. В качестве важных индикаторов уровня и качества жизни рассмотрена трудовая мотивация и удовлетворенность трудом работающих белорусов.

Ключевые слова: уровень жизни, социально-экономическая дифференциация, социальное неравенство, малообеспеченность, потребление, трудовая мотивация.

По данным Доклада о человеческом развитии 2015 г. Республика Беларусь находится на 50-м месте рейтинга Индекса человеческого развития и возглавляет группу стран с высоким уровнем человеческого развития [1, с. 28]. Уровень жизни населения отражает особенности социально-экономического развития государства и то, насколько его экономическая система обеспечивает удовлетворение многообразных потребностей людей - материальных, социальных, духовных, гарантирует высокое качество жизни [2, с. 258-259]. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г. заявлена необходимость обеспечения высоких жизненных стандартов населения, создание условий, обеспечивающих свободно избранную занятость и профессиональное развитие, достойный уровень доходов, высокое качество и доступность услуг для всех граждан [3, с. 18-19].

В научно-исследовательской практике нет единого подхода к вопросу о том, какие показатели необходимо включать в анализ уровня жизни в стране, необходима ли разработка интегрального показателя и каким образом должны взвешиваться его компоненты. В перечень статистических показателей уровня и качества жизни включены показатели благосостояния, социальной защиты населения, здравоохранения, образования, жилищные условия, потребительские товары и услуги, экологическая ситуация, правовая защищенность, культура, физическая культура и спорт, туризм (каждый из показателей включает свой перечень индикаторов).

Благосостояние и доходы населения признаются ключевыми детерминантами формирования уровня жизни. Статистические показатели благосостояния следующие: ВВП в расчете на душу населения по паритету покупа-

тельной способности, доходы населения (среднемесячная заработная плата, индекс реальной заработной платы), распределение доходов (коэффициент Джини, коэффициент фондов, квинтильный коэффициент дифференциации), доля населения, проживающего за национальной чертой бедности, уровень занятости и безработицы и др.

Считается, что из всех слагаемых социально-экономического неравенства особая роль принадлежит различиям в доходах, которые определяют уровень жизни людей, мотивацию трудовой и деловой активности, от них зависит социальное самочувствие населения и стабильность в обществе. Амплитуда неравенства может быть определена при анализе распределения доходов между домохозяйствами. С этой целью используют показатели распределения населения (домохозяйств) на квинтильные группы, каждая из которых включает 20 % семей (первая квинтильная группа составляет 20 % семей с наименьшим, а пятая - 20 % семей с наибольшим уровнем доходов) и квинтильный коэффициент дифференциации. В качестве показателя дифференциации населения по уровню доходов в социально-экономической статистике используется также индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), отражающий характер распределения всей суммы доходов населения между отдельными его группами. Его величина измеряется от 0 до 1; чем ближе значение показателя к 1, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

В Беларуси в 2015 г. в низшей квинтильной группе (с наименьшими ресурсами) доля доходов составила 9,3 %, во второй - 13,7 %, в третьей - 17,1 %, в четвертой - 22,0 %, в высшей (с наибольшими ресурсами) - 37,9 %. Квин-тильный коэффициент дифференциации (соотношение средних уровней располагаемых ресурсов 20 % наиболее и 20 % наименее обеспеченных групп домашних хозяйств) составил 4,1. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) равен в 2015 г. 0,276 [4, с. 79]. Величина данных показателей практически не претерпевала изменений на протяжении более чем 15 последних лет. Доля населения, проживающего за национальной чертой бедности или мало-обеспеченности (в качестве черты малообеспеченности используется бюджет прожиточного минимума), напротив, изменялась - с 13,1 % в 2005 г. до 5,2 % в 2010 г. и 5,1 % в 2015 г. [4, с. 84].

Анализ социологических данных Института социологии НАН Беларуси по показателям оценки материального положения показал, что за период 20022016 гг. доля белорусов, которые отрицательно оценивают свое материальное положение, снизилась с 34,2 % в 2002 г. до 19,1 % в 2008 г., а затем вновь увеличилась до 30,2 % в 2016 г. Около половины респондентов, как правило, характеризуют материальное положение своих семей как «среднее» (табл. 1).

Для анализа динамики данных мы используем индексы, величина которых может принимать значения от -1 (когда все респонденты оценивают материальное положение как «плохое») до +1 (все респонденты оценивают материальное положение как «хорошее»). Значение индекса от -0,5 до 0 говорит о преобладании оценок от «скорее плохого» до «среднего» материального

Таблица 1. Частотные распределения ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?», %

Вариант ответа 2002 г. 2005 г. 2008 г. 2011 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Хорошее 4,9 7,3 9,1 4,8 8,2 4,7 3,1

Скорее хорошее 6,5 6,5 8,3 8,3 11,1 8,2 8,2

Среднее 50,6 58,1 60,7 54,3 56,4 58,0 54,3

Скорее плохое 21,4 14,3 13,4 20,0 13,9 16,9 21,2

Плохое 12,8 10,6 5,7 8,4 6,4 8,1 9,0

Затрудняюсь ответить 3,8 3,2 2,8 4,2 3,9 4,0 4,3

Индекс -0,16 -0,08 +0,01 -0,10 +0,01 -0,08 -0,13

положения; от 0 до +0,5 означает преобладание оценок от «среднего» до «скорее хорошего» материального положения (респонденты, затруднившиеся ответить на вопрос, в расчет не принимаются). Динамика индексов показывает, что оценки материального положения белорусов на протяжении ряда лет находятся в районе нуля, то есть «среднего материального положения» с небольшими отклонениями в положительную либо отрицательную сторону.

Уровень материальной обеспеченности остается основным критерием самоидентификации с тем или иным социальным слоем. По результатам социологического опроса в 2016 г., богатыми себя считают 0,6 % респондентов, обеспеченными людьми - 4,2 %, людьми среднего достатка - 53,2 %, с достатком ниже среднего - 27,0 %, бедными - 10,3 % (затруднились ответить 4,7 %).

Сопоставляя статистические и социологические данные, мы получаем, что доля малообеспеченных белорусов (5,1 % - 2015 г.), имеющих доходы ниже бюджета прожиточного минимума (который во многих странах принимается за порог бедности), не совпадает с долей респондентов, которые оценивают свое материальное положение как «плохое», и не совпадает с долей «бедных», по данным социологического мониторинга.

Поскольку дифференциация населения определяется не только оценкой уровня доходов, но также доступом к социально-экономическим возможностям в различных сферах жизни - потреблении, образовании, отдыхе и т. д., в ходе социологического мониторинга задается вопрос о том, хватает ли респонденту средств на оплату различных товаров и услуг. По данным 2016 г., более 80 % белорусов могут позволить себе покупку продуктов питания, оплату коммунальных и бытовых услуг; около 70 % - покупку хозяйственно-бытовых товаров; около 60 % - оплату бытовых услуг и содержания детей в детском саду, школе, кружках; чуть менее 60 % - покупку одежды и обуви; менее 50 % - оплату лечения и медикаментов. Вместе с тем такие, безусловно, необходимые для современного общества виды потребления, как отдых и путешествия, товары долговременного пользования (мебель, техника, автомобиль), платное образование, строительство жилья, доступны менее, чем % белорусов (табл. 2).

Таблица 2. Частотные распределения ответов на вопрос: «Хватает ли Вам средств на оплату следующих видов товаров и услуг?», %

Статья расходов % положительных ответов, 2016 г.

Квартплата, оплата коммунальных услуг 84,2

Продукты питания 82,9

Товары текущего пользования (хозяйственно-бытовые и др.) 71,5

Содержание детей в ДДУ, учебных учреждениях, кружках, секциях 61,9

Оплата бытовых услуг (химчистка, парикмахерская, мелкий ремонт) 61,7

Одежда, обувь 57,9

Оплата лечения и медикаментов 46,5

Посещение концертов, театров, кино, выставок 39,1

Платное образование (профессиональное обучение) Ваше, детей 24,7

Товары долговременного пользования (мебель, техника и др.) 20,9

Отдых, путешествия 14,0

Строительство квартиры, дома (ЖСК и др.) 9,9

Специфика мотивации трудовой деятельности работающего населения выступает важным индикатором качества жизни, а уровень удовлетворенности основных трудовых потребностей влияет не только на благосостояние и уровень жизни, но и на формирование социального оптимизма, поддержание социальной стабильности в обществе. Достойная заработная плата, хороший социальный пакет, комфортные условия труда, социальные гарантии, стабильная занятость, перспективы карьерного роста, интересная работа, профессиональный коллектив обычно признаются важными составляющими трудовой деятельности. Однако не все перечисленные аспекты работающие белорусы считают одинаково значимыми. По данным социологического мониторинга 2015 г. на вопрос: «Что для Вас наиболее важно в работе?» 80,9 % респондентов ответили «зарабатывать хорошие деньги»; 68,2 % - «иметь хорошие условия труда»; 39,5 % - «быть относительно самостоятельным в работе»; 34,8 % - «реализовать свои знания, опыт, квалификацию»; 32,0 % - «работать без перегрузок»; 27,8 % - «работать с квалифицированными коллегами»; 24,8 % - «иметь доступ к льготам, социальному пакету, социальным гарантиям»; 15,2 % - «успешно продвигаться по службе, делать карьеру»; 15,0 % -«работать над интересными и новыми проектами»; 12,0 % - «работать на солидном предприятии, в престижной организации»; 10,1 % - «устанавливать связи с полезными, влиятельными людьми». В результате многомерного факторного анализа были выделены шесть факторов (векторов), на которые в своей трудовой деятельности ориентируются белорусы (табл. 3).

Фактор (1) профессионального интереса характеризуется ориентацией на работу с квалифицированными коллегами, работу над интересными, новыми проектами, необходимостью реализации знаний, опыта, квалификации. Фактор (2) ориентации на связи и карьеру определяется значимостью установления связей с полезными, влиятельными людьми, а также важностью

Таблица 3. Факторы (векторы) трудовой мотивации и их компоненты

Компоненты Факторы (векторы)

1 2 3 4 5 6

Работать с квалифицированными коллегами 0,690 - - - - -

Работать над интересными и новыми проектами 0,643 - - - - -

Устанавливать связи с «полезными», «влиятельными» людьми - 0,800 - - - -

Успешно продвигаться по службе, делать карьеру - 0,679 - - - -

Иметь доступ к льготам, социальному пакету, социальным гарантиям - - 0,686 - - -

Зарабатывать хорошие деньги - - 0,610 - - -

Быть относительно самостоятельным в работе - - - 0,771 - -

Реализовать свои знания, опыт, квалификацию 0,490 - - 0,543 - -

Работать без перегрузок - - - - 0,795 -

Иметь хорошие условия и режим труда - - 0,498 - 0,536 -

Работать на солидном предприятии, в престижной организации - - - - - 0,878

Примечание. Факторный анализ: метод главных компонент. Вращение: варимакс с нормализацией Кайзера; вращение сошлось за 6 итераций. Суммарная объясняющая дисперсия: 63,6 %.

успешного продвижения по карьерной лестнице. Фактор (3) материального благополучия объединяет потребности в социальных гарантиях, льготах, наличии социального пакета, а также в хорошей оплате труда и условиях работы. Фактор (4) профессиональной независимости отражает сильную ориентацию на самостоятельность в работе, реализацию своих знаний, опыта и квалификации. Фактор (5) комфорта сочетает в себе потребность в работе без перегрузок и хороших условиях труда. Фактор (6) престижности сфокусирован на важности работы в престижной организации. Фактор профессионального интереса, фактор профессиональной независимости и фактор ориентации на связи и карьеру выступают внутренними (мотивационными, по Ф. Герцбергу) факторами труда; фактор материального благополучия, фактор комфорта и фактор престижности - это внешние («гигиенические») факторы.

Респонденты с хорошим материальным положением ориентированы, прежде всего, на мотивационные факторы трудовой деятельности (фактор профессиональной независимости и фактор социальных связей и карьеры). Напротив, респонденты с низкими доходами заинтересованы в первую очередь в хорошем доходе, социальных гарантиях, социальном пакете, льготах и хороших условиях труда («гигиенический» фактор материального благополучия) (табл. 4).

Данные социологического мониторинга (2013-2016 гг.) показывают хороший уровень общей удовлетворенности работой: большинство белорусов (по данным 2016 г. - 76,2 %) в той или иной мере удовлетворены своей работой

Таблица 4. Средние значения факторов трудовой мотивации. Контекст: материальное положение

Факторы Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?

Хорошее + скорее хорошее Среднее Скорее плохое + плохое

Внутренние (мотивационные) факторы

Фактор профессионального интереса 0,081 0,044 -0,040

Фактор профессиональной независимости 0,150* 0,061 -0,181*

Фактор ориентации на связи и карьеру 0,275* 0,021 -0,126

Внешние («гигиенические») факторы

Фактор материального благополучия -0,253* 0,031 0,146*

Фактор комфорта -0,141* 0,031 0,096

Фактор престижности 0,035 0,028 -0,119*

* Значение по группе имеет статистически значимые отличия по сравнению с другими группами при уровне значимости а < 0,05 (и-критерий Манна-Уитни)

(табл. 5). В 2005 г. показатель общей удовлетворенности составлял 54,6 %, в 2007 г. - 62,2 %, в 2009 г. - 57,3 %, в 2011 г. - 68,9 %, в 2013 г. - 72,1 %, в 2015 г. - 80,8 %.

Таблица 5. Частотное распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы своей работой в целом?», %

Вариант ответа 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Удовлетворен 27,4 41,9 42,6 30,8

Скорее удовлетворен 44,7 36,0 38,2 45,4

Скорее не удовлетворен 15,2 12,3 11,6 13,0

Не удовлетворен 5,8 6,1 4,0 4,8

Затрудняюсь ответить 6,9 3,6 3,5 6,0

По данным социологического мониторинга (2016 г.), большинство белорусов удовлетворены занимаемой должностью (76,5 %), содержанием работы (75,6 %), условиями труда и режимом работы (72,0 %), реже - социальным пакетом (62,5 %). Меньше всего белорусы удовлетворены размером заработной платы (15,2 % удовлетворены и 23,6 % скорее удовлетворены). Такой уровень удовлетворенности (неудовлетворенности) трудовыми доходами сохраняется последние четыре года (табл. 6).

Таким образом, в Беларуси за последние 15 лет происходило постепенное равномерное повышение благосостояния и уровня жизни в обществе. Об этом говорит стабильность структуры квинтильных групп и коэффициента Джини (в противном случае их значение изменялось бы), снижение уровня мало-обеспеченности по данным статистики, положительная динамика оценок населением материального положения своих семей и общей удовлетворенности

Таблица 6. Уровень удовлетворенности различными компонентами работы, %

Удовлетворены ли Вы следующими компонентами работы? % положительных ответов

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Размер заработной платы 37,4 40,2 35,9 38,8

Социальный пакет предприятия 64,2 64,7 62,5

Условия труда и режим работы 70,3 74,7 73,5 72,0

Занимаемая должность 69,8 78,2 81,0 76,5

Содержание работы 76,5 79,2 75,6

работой по данным социологических опросов. Однако несовпадение статистических и социологических значений показателей малообеспеченности (бедности) в белорусском обществе актуализирует важность социологических исследований, разработки социологических индикаторов уровня и качества жизни и их включение в социологический мониторинг для выявления тенденций и проблем в данной сфере.

Список использованных источников

1. Доклад о человеческом развитии 2015. Труд во имя человеческого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr15_standalone_overview_ ru.pdf. - Дата доступа: 01.10.2016.

2. Рынок труда Республики Беларусь в социологическом измерении / Г. Н. Соколова [и др.]. - Минск : Беларус. навука, 2014. - 320 с.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. // Экон. бюл. - 2015. - № 4. - 100 с.

4. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - 380 с.

Е. TARANOVA

LIVING STANDARDS AND SOCIO-ECONOMIC DISPARITIES IN BELARUSIAN SOCIETY

Summary

Indicators of living standards, socio-economic disparities, income and consumption according to state statistics and sociological research are analyzed in the article. Work motivation and job satisfaction as important indicators of the level and quality of life were reviewed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: living standards, socio-economic disparities, social inequality, poverty, consumption, work motivation.

Поступила 14.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.