Научная статья на тему 'Факторы трудовой мотивации белорусов'

Факторы трудовой мотивации белорусов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ / ОБЩАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ / LABOR MOTIVATION / LABOR VALUES / FACTORS OF LABOR MOTIVATION / GENERAL SATISFACTION WITH WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таранова Е. В.

В статье рассматриваются структура трудовых потребностей работников в контексте теории мотивации Ф. Херцберга. На основе эмпирических социологических данных анализируется влияние удовлетворенности внутренних и внешних потребностей на общую удовлетворенность работой среди белорусского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF LABOR MOTIVATION OF BELARUSIANS

The structure of workers labor needs in a context of F. Hertsberg motivation theory is considered in the article. On the basis of empirical sociological data satisfaction of internal and external requirements and the general satisfaction with work of belorussians is analyzed.

Текст научной работы на тему «Факторы трудовой мотивации белорусов»

УДК 316.334.2(476)

Е. В. ТАРАНОВА,

кандидат социологических наук,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ БЕЛОРУСОВ

В статье рассматриваются структура трудовых потребностей работников в контексте теории мотивации Ф. Херцберга. На основе эмпирических социологических данных анализируется влияние удовлетворенности внутренних и внешних потребностей на общую удовлетворенность работой среди белорусского населения.

Ключевые слова: трудовая мотивация, трудовые ценности, факторы трудовой мотивации, общая удовлетворенность работой.

Исследования трудовой мотивации остаются актуальными в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Значительная часть таких исследований сфокусирована на изучении структуры трудовых ценностей (в том числе для различных социально-демографических групп), разработке индикаторов «измерения» и их интерпретации. В рамках данного направления трудовая мотивация, удовлетворенность различными аспектами труда выступают как зависимые переменные, а в качестве факторов рассматриваются, с одной стороны, социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование и т. д.), и, с другой стороны, - специфика рынка труда, которая также оказывает влияние на формирование, трансформацию, адаптацию трудовых ценностей занятого населения.

Одним из самых ранних является исследование трудовой мотивации Ф. Херцберга и разработанная им теория мотивации, в которой выделяются внутренние (intrinsic) и внешние (extrinsic) мотивы трудовой деятельности [1, с. 76]. Первые включают такие характеристики, как содержание работы, связанное с мотивами достижения и продвижения; вторые обусловлены условиями труда - зарплатой, межличностными отношениями, гарантиями занятости и др.

Согласно Ф. Херцбергу, существует две шкалы измерения удовлетворенности работой, каждая из которых детерминируется различными факторами (рис. 1). Удовлетворение гигиенических потребностей ведет не к высокой удовлетворенности работой, заинтересованности в ней, а к отсутствию неудовлетворенности, т. е. данные факторы «закрепляют» работников в организации, но не обязательно побуждают их повышать эффективность своего труда. Иными словами, они не повышают производительность, а предупреждают (отсюда термин «гигиенический») от сознательного недобросовестного вы-

Факторы трудовой мотивации белорусов

437

полнения работы. В свою очередь, повышение производительности труда и удовлетворенность работой зависят от других факторов, которые Ф. Херц-берг назвал «мотиваторами». Они удовлетворяют внутренние потребности и включают интерес к работе, ее содержанию, успехам в работе, самостоятельность и ответственность за ее выполнение. Именно они определяют общую удовлетворенность работой и способствуют повышению трудовой активности работников. Поэтому удовлетворенность есть функция содержания работы, а неудовлетворенность - функция условий труда. Из этого следует, что трудовая активность коррелирует с ростом удовлетворенности работой, а не с уменьшением степени неудовлетворенности. Таким образом, удовлетворенность и неудовлетворенность являются разными плоскостями поведения человека в трудовой сфере. С помощью «гигиенических» мероприятий можно уменьшить неудовлетворенность до некоторого исходного («нулевого») уровня отношения к своей работе. Следовательно, материальное вознаграждение нельзя рассматривать как постоянно действующий фактор. Люди работают за деньги до определенного предела, границами которого является личное представление о хорошей работе. Наличие соответствующего вознаграждения скорее «привязывает» работника к рабочему месту, но далеко не всегда стимулирует его эффективность [2, с. 263-264].

Удовлетворенность

работой

Неудовлетворенность

работой

Мотивирующие

потребности

Внутренние

вознаграждения

Отсутствие

удовлетворенности

работой

Гигиенические

потребности

Внешние

вознаграждения

Отсутствие

неудовлетворенности

работой

Рис. 1. Двумерная модель мотивационно-гигиенической теории Ф. Херцберга [2, с. 262]

Хорошая оплата труда и социальный пакет, хорошие условия труда, стабильная занятость, возможность карьерного роста, интересная работа, квалифицированные коллеги обычно признаются характеристиками «хорошей» работы. Однако не все работающие считают эти и другие аспекты труда одинаково важными. Группируя различные характеристики работы, которые сами работники отмечают как важные, можно получить данные о том, на что в большей степени ориентируется занятое население в своей трудовой деятельности, определить его отношение к своей работе. Для этого проанализируем данные социологических исследований Института социологии НАН Беларуси. В результате ранжирования ответов на вопрос: «Что для Вас наиболее важно в работе?» (2014 г.), мы получим достаточно традиционную (для последних 10 лет) картину - на первом месте у населения потребность в достойном заработке, затем идут хорошие условия труда и режим работы (табл. 1).

438

Е. В. Таранова

Таблица 1. Частотное распределение ответов на вопрос: «Что для Вас наиболее важно в работе?», 2014 г., %

Внутренние (мотивационные) потребности

Быть относительно самостоятельным в работе 37,6

Реализовать свои знания, опыт, квалификацию 30,0

Работать с квалифицированными коллегами 25,5

Работать над интересными и новыми проектами 11,8

Успешно продвигаться по службе, делать карьеру 17,1

Внешние (гигиенические) потребности

Зарабатывать хорошие деньги 82,2

Иметь хорошие условия и режим труда 62,9

Работать без перегрузок 35,5

Иметь доступ к льготам, социальному пакету, социальным гарантиям 20,1

Работать на солидном предприятии, в престижной организации 12,4

Устанавливать связи с полезными, влиятельными людьми 10,9

Кроме частотного распределения, нами было подсчитано количество мотивационных и количество гигиенических потребностей, которые отмечал респондент, и разница между ними. Динамика (2004-2014 гг.) данных показателей в целом по выборочной совокупности показывает устойчивое преобладание значимости гигиенических над мотивационными потребностями, причем ориентация на первые усилилась в 2012 г. (что было обусловлено снижением уровня жизни из-за финансово-экономического кризиса 2011 г.), а затем, по мере стабилизации ситуации, вновь вернулась к уровню 2004-2009 гг. (рис. 2).

Рис. 2. Динамика выбора внешних (гигиенических) и внутренних (мотивационных)

потребностей, 2004-2014 гг.

Анализ социально-демографических факторов трудовой мотивации показывает, что гендер практически не оказывает влияния на частоту выбора

Факторы трудовой мотивации белорусов

439

тех или иных потребностей. Значимыми являются уровень образования и возраст: работники с более высоким уровнем образования менее заинтересованы в удовлетворении внешних потребностей и чаще отмечают важность внутренних, по сравнению с теми, у кого уровень образования ниже (рис. 3). Для работников старшей возрастной группы мотивационные потребности менее значимы, чем для молодежной и средней возрастной групп (рис. 4).

Рис. 3. Выбор гигиенических и мотивационных потребностей респондентами разных образовательных групп, 2014 г.

Рис. 4. Выбор гигиенических и мотивационных потребностей респондентами разных

возрастных групп, 2014 г.

440

Е. В. Таранова

Согласно двумерной модели Ф. Херцберга, удовлетворение гигиенических потребностей снижает неудовлетворенность работой, а мотивационные -оказывают положительное влияние на уровень удовлетворенности работой. В данном контексте рассмотрим уровень и динамику удовлетворенности работой и ее аспектами среди белорусов (рис. 5).

Рис. 5. Динамика индекса общей удовлетворенности работой

Чтобы проанализировать динамику, шкалу ответов на вопрос: «В какой степени Вы удовлетворены своей работой в целом?» мы преобразовали для расчета индексов удовлетворенности, которые могут принимать значения от -1 (все респонденты полностью не удовлетворены своей работой) до +1 (все респонденты полностью удовлетворены своей работой). Индекс от 0 до +0,5 означает средний уровень удовлетворенности своей работой. Так, в 2014 г. значению индекса, равному 0,474, соответствует следующее распределение ответов: 41,6 % респондентов, ответивших на вопрос, удовлетворены своей работой в целом, 36,0 % - скорее удовлетворены; 12,2 % - скорее не удовлетворены, 6,1 % - не удовлетворены и 4,0 % затруднились ответить.

В социологических исследованиях, включавших трудовой блок вопросов в 2007, 2009, 2011-2014 гг., помимо вопроса об общей удовлетворенности работой, задавались вопросы относительно удовлетворенности различными аспектами труда, в том числе заработной платой. Сравнение динамики индексов удовлетворенности зарплатой и общей удовлетворенности работой показывает схожесть тенденций изменения этих показателей (рис. 6). Причем значения индекса удовлетворенности зарплатой находятся ниже нуля, в диапазоне, означающим, что белорусы «скорее не удовлетворены» размером оплаты труда.

В 2014 г. значение индекса удовлетворенности зарплатой составило -0,139, а частотное распределение ответов на вопрос: «В какой степени Вы удовлетворены оплатой труда?» выглядело следующим образом: 17,6 % полностью удовлетворены, 22,4 % - скорее удовлетворены; 28,5 % - скорее не удовлетворены, 28,5 % - полностью не удовлетворены и 3,0 % затруднились ответить.

Факторы трудовой мотивации белорусов

441

Рис. 6. Динамика индексов удовлетворенности оплатой труда и общей удовлетворенности

работой, 2007-2014 гг.

То, что ситуация на белорусском рынке труда и происходящие изменения могут рассматриваться как контекст и даже как фактор изменения личной трудовой ситуации, подтверждается тем, что тенденция изменения удовлетворенности оплатой труда (в индексном выражении) соотносится с тенденцией изменения уровня реальной заработной платы (рис. 7).

Рис. 7. Динамика индексов изменения реальной заработной платы и индексов удовлетворенности оплатой труда, 2007-2013 гг.

Согласно концепции Ф. Херцберга, зарплата, как гигиеническая потребность, оказывает влияние на удовлетворенность работой, отражаемой по шкале «Наличие неудовлетворенности работой Отсутствие неудовлетворенности работой». Следовательно, наличие неудовлетворенности размером зарплаты у большинства белорусских респондентов оказывает отрицательное влияние на формирование общей удовлетворенности трудом (в направлении к полюсу «наличие неудовлетворенности работой»). В дальнейшем, с помощью построенной модели (формулы) общей удовлетворенности работой мы

442

Е. В. Таранова

попробуем определить, какие факторы в большей степени оказывают влияние на ее формирование и улучшение которых может мотивировать работников к более эффективному выполнению работы.

В качестве зависимой переменной была взята общая удовлетворенность работой, в качестве факторов (независимых переменных) - удовлетворенность такими аспектами труда, как содержание работы, условия труда и режим работы, размер заработной платы, отношения в коллективе, отношения с руководством, социальный пакет предприятия. На рис. 8 представлены значения индексов удовлетворенности рассматриваемых показателей по данным исследований, проведенных в 2012 и 2014 гг. Отметим, что в 2014 г., по сравнению с 2012 г. (когда последствия кризиса 2011 г. были еще не преодолены), произошло повышение значений индексов удовлетворенности всех рассматриваемых аспектов.

Пндексы удовлетворенности ■ 2014год и2012год

Cbo«"i работой в цепом Содержанием своей работы Условиям][труда и режимом работы Размером заработной платы Отношениям! с коллективом Отношен или! с руководством Соц] [альным пакетом предприятия

-0,3 -0,2 -0.1 0,0 0,1 0.2 0.3 0.4 0,5 0,6

Рис. 8. Сравнение индексов удовлетворенности различными аспектами труда

в 2012 и 2014 гг.

0,7

В оценках удовлетворенности различными аспектами труда наблюдаются определенные социально-демографические различия: уровень удовлетворенности своей работой и отдельными ее аспектами у женщин ниже, чем у мужчин (рис. 9). С возрастом также повышается общая удовлетворенность работой, ее содержанием и занимаемой должностью. Среди работников с высшим образованием удовлетворенность зарплатой, условиями труда и режимом работы выше, чем у работников, у которых нет высшего образования.

Кроме вышеназванных аспектов, в модель был включен еще один фактор - удовлетворенность занимаемой должностью (который отсутствовал в исследовании 2012 г.).

Полученная модель показывает, что удовлетворенность заработной платой хоть и вошла в уравнение модели, однако гораздо более весомое влияние

Факторы трудовой мотивации белорусов

443

Рис. 9. Гендерные отличия в индексах удовлетворенности различными аспектами труда,

2014 г.

оказывают: занимаемая должность, содержание работы, условия труда и режим работы. Уравнение модели регрессионного анализа имеет следующий вид:

Общая удовлетворенность работой = 0,110 + 0,335*(Удовлетворенность должностью)

+ 0,310*(Удовлетворенность содержанием работы)

+ 0,132*(Удовлетворенность условиями труда и режимом работы)

+ 0,086*(Удовлетворенностьразмером заработной платы)

+ 0,070*(Удовлетворенность социальным пакетом предприятия); (R-квадрат = 0,614).

Полученные данные позволяют говорить о наличии тенденции, при которой из всех включенных в анализ факторов общая удовлетворенность работой формируется в большей степени под влиянием удовлетворенности внутренних (мотивационных) потребностей, таких как занимаемая должность и содержание работы, а не внешних (гигиенических) потребностей.

Проведенный анализ позволил ответить на вопрос, почему при средней общей неудовлетворенности уровнем оплаты труда, в ситуации, когда более чем для 80 % белорусов важно «зарабатывать хорошие деньги», общая удовлетворенность своей работой остается довольно высокой, хотя и имеет ту же тенденцию к изменению (повышению или снижению), что и удовлетворенность оплатой труда. Вместе с тем следует учитывать то, что когда работник не удовлетворен своим доходом, мотивация его труда будет ориентирована, в большей степени, на неудовлетворенные материальные потребности, а внутренние, влияющие в конечном итоге на эффективность и содержательные результаты его работы, - будут отходить на второй план, что можно наблюдать на протяжении последних 10 лет по данным социологических опросов.

444

Е. В. Таранова

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Putman, L. S. Work values: Their emergence and their consequences for labour market behaviour [Electronic resource] / L. S. Putman. - 2013. - Mode of access: http://dare.uva.nl/ record/1/387968. - Date of access: 01.09.2014.

2. Соколова, Г. Н. Экономическая реальность в социальном измерении: экономические вызовы и социальные ответы / Г. Н. Соколова. - Минск : Беларус. навука, 2010. - 460 с.

E. V. TARANOVA

FACTORS OF LABOR MOTIVATION OF BELARUSIANS

Summary

The structure of workers labor needs in a context of F. Hertsberg motivation theory is considered in the article. On the basis of empirical sociological data satisfaction of internal and external requirements and the general satisfaction with work of belorussians is analyzed.

Keywords: labor motivation, labor values, factors of labor motivation, general satisfaction with work.

Поступила 11.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.