Научная статья на тему 'Экономическое обоснование обновления основного капитала'

Экономическое обоснование обновления основного капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ЗАМЕНА ОБОРУДОВАНИЯ / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / ОБНОВЛЕНИЯ ГРУППЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ "ПОРТАЛЬНЫЕ КРАНЫ" / FIXED ASSETS / EQUIPMENT REPLACEMENT / OVERHAUL / MODERNIZATION / FINANCIAL ANALYSIS / UPDATES THE GROUP OF FIXED ASSETS "GANTRIES"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дятлов А.В.

Рассмотрены основные факторы, определяющие необходимость обновления группы основных средств «портальные краны». Определены проблемные моменты в основной сфере деятельности разгрузо-погрузочных работ, выявлены недостатки по безопасности при эксплуатации портальных кранов. Проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, предложен вариант по обновлению группы основных средств «портальные краны».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC RATIONALE FOR THE RENEWAL OF FIXED CAPITAL ON THE EXAMPLE OF JSC "KALININGRAD SEA COMMERCIAL PORT"

The article discusses the main factors that determine the need for updating the fixed asset groups "gantry cranes". Identified problematic locations in the core activities of cargo handling operations taken account identified deficiencies in the safety in the operation of gantry cranes. Analysis of financial and economic activity of the enterprise, offered the option to update the asset groups "gantry cranes".

Текст научной работы на тему «Экономическое обоснование обновления основного капитала»

УДК 336.662

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНОГО

КАПИТАЛА

А.В. Дятлов, магистрант ИФЭМ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

Рассмотрены основные факторы, определяющие необходимость обновления группы основных средств «портальные краны». Определены проблемные моменты в основной сфере деятельности разгрузо-погрузочных работ, выявлены недостатки по безопасности при эксплуатации портальных кранов. Проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, предложен вариант по обновлению группы основных средств «портальные краны».

основной капитал, замена оборудования, капитальный ремонт, модернизация, финансовый анализ, обновления группы основных средств «портальные краны»

В настоящее время разработка и применение новых подходов к управлению процессом обновления основного капитала, является одной из важных проблем финансово-хозяйственной деятельности морских портов Российской Федерации.

В Российских портах, в частности в ОАО «Калининградский Морской Торговый Порт», управление процессом обновление основного капитала осуществляется с низкой эффективностью, а особенно в основополагающей группе основных средств в деятельности порта - портальные краны. Данная группа основных средств характеризуется высоким значением коэффициента износа (некоторые краны изношены на 100%), низким значением коэффициента обновления, тем не менее, портальные краны продолжают эксплуатироваться, что приводит к снижению безопасной эксплуатации подъемных сооружений (портальных кранов) [1].

Недостаточный объем собственных финансовых ресурсов, а также сложности, связанные с привлечением заемного капитала, определяют низкую инвестиционную активность российских морских портов.

Поддержание эксплуатируемых средств труда в рабочем состоянии и повышение технической оснащенности предприятия обеспечивает его устойчивое экономическое развитие в условиях конкурентной борьбы [2]. Поддержка эксплуатационной надежности портальных кранов РФ обеспечивается за счет существующей системы экспертизы промышленной безопасности.

В настоящее время в российских портах и в частности в ОАО «КМТП» 70-80% группы основных средств «портальные краны» уже отработали свой срок эксплуатации 20-25 лет, установленный РД 10-112-4-09.

Соответствующее исследование позволило сделать вывод о том, что полная замена парка портальных кранов на новые не возможна вследствие недостаточного объема денежных средств в компании. Поэтому на данном этапе стоит проводить капитально-восстановительные ремонты кранов, которые не достигли 100% износа. Такие работы позволяют продлить ресурс перегрузочных средств (кранов) до 35 -40 лет. Краны, у которых допустимый срок эксплуатации вышел, подлежат замене.

Ситуация осложняется значительной конкуренцией портов в Балтийской акватории. В Калининградской области в г. Балтийске наращивает свой потенциал ООО «Балтийская Стивидорная Компания»: ОАО «Новороссийский морской торговый порт» сообщает о том,

что ООО «Балтийская стивидорная компания» (дочерняя компания «НМТП») приобрела два новых современных береговых крана Liebherr LHM400 общей стоимостью свыше 5 млн. евро. Техника подобного уровня впервые поступает на вооружение порта Балтийск и не имеет аналогов в портах Калининградской области.

В Торговом Порту положительное финансовое состояние находится в прямой зависимости от состояния парка портальных кранов.

На сегодняшний период состояние кранового хозяйства ОАО «КМТП» является критическим. Темпы старения кранов опережают темпы обновления. Коэффициент обновления (Коб=0) равен нулю. Последнее приобретение крана в лизинг было в 2003 г.

Физические характеристике портальных кранов, которые имеются в ОАО «КМТП» представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Физические характеристики кранов ОАО «КМТП».

Тип крана Г\П, т. Сред. возр., лет Срок полезного использ., лет. Износ, % Кол-во, шт. Наработка т\час, в год. Право владения Ср.цена за ед., млн. руб.

Ганц До 6 42 20-25 100 11 6 В собств. 0,7-0,9

Альбатрос До 10 36 25 70 19 130 То же 4-5

Сокол До 20 32 30 65-75 7 50 - « - 7-9

Кондор До 40 30 30 65-75 2 45 - « - 10-15

Феникс До 50 13 30 30 1 4 Лизинг 35-40

В ОАО «Калининградский морской торговый порт» практически все краны отработали нормативный срок службы.

Рассмотрим расположение кранов по их географическому местоположению (по причалам). В порту имеется 16 причалов, где обрабатываются грузы различного вида. Причалы по обработки сыпучих грузов (щебень, известь, торф, коксовая крошка), оснащены малопроизводительными кранами типа «ГАНЦ», некоторые краны практически не эксплуатируются, так как находятся в очень длительном ремонте, что уменьшает коэффициент готовности кранов и соответственно оказывает влияние на результативность работы. При дальнейшей эксплуатации кранов этого типа, прошедших капитальный ремонт, выявляются новые дефекты, что соответственно оказывает влияние на безопасность при их эксплуатировании. Некоторые проблемы выявляются при эксплуатации тяжелых кранов на причале РО-РО (контейнерный терминал), на котором производятся разгрузочно-погрузочные работы тяжелых слябов. На причале задействованы 5 кранов: 2 крана грузоподъемностью 20т., 2 крана - 40т. и 1 кран -50т. При выгрузке слябов массой 60 и более тонн, приходится эксплуатировать краны в спаренном режиме, эксплуатация производиться кранами разной грузоподъемностью, что противоречит безопасной эксплуатации подъемных сооружений, из-за чего выходят из строя дорогостоящие элементы крана и кран останавливается на текущий ремонт, что влечет за собой снижение коэффициента готовности крана и дополнительные затраты. Следует отметить, что в 2013 году при эксплуатации крана типа «Ганц» произошла авария, что привело к повреждению здоровья человека.

Рассмотрим данные бухгалтерского баланса ОАО «Калининградский Морской Торговый Порт» за 2014-2015 гг. (табл. 2) [3].

Согласно представленным в табл. 2 данным можно сделать вывод о снижении стоимости основных средств на 28,1 млн. руб., что произошло, в том числе за счет списания двух портальных кранов.

Размер дебиторской задолженности снизился на 197,8 млн. руб., что является положительной тенденцией.

В целом можно сделать вывод о положительных изменениях в статьях бухгалтерского баланса.

Таблица 2 - Бухгалтерский баланс ОАО «Калининградский Морской Торговый Порт» за 2014-2015 гг., тыс. руб._

Наименование показателя Код На 31 декабря 2014 г. На 31 декабря 2015 г. Абсолютное изменение

Активы

Основные средства 1150 813783 785717 -28066

Финансовые вложения 1170 11529 18345 6816

Запасы 1210 15828 18352 2524

Дебиторская задолженность 1230 328633 130863 -197770

Денежные средства 1250 16103 43452 27349

Пассивы

Капитал и резервы 1300 755863 685856 -70007

Долгосрочные обязатель- 1400 321676 277839 -43837

ства

Краткосрочные обязатель- 1500 111578 52639 -58939

ства

Основную часть поступления денежных средств (табл. 3) идет от производственного процесса в порту, где непосредственно участвуют основные средства, в частности портальные краны. Чтобы поддерживать производство в конкурентоспособном состоянии необходимо принимать управленческие решение по модернизации и обновлению основных средств производства.

Таблица 3 - Отчет о движение денежных средств ОАО «Калининградский Морской Торговый Порт» за 2014-2015 гг., тыс. руб._

Денежные потоки от текущих операций код За январь-декабрь 2014г. За январь-декабрь 2015г.

Поступления всего 4110 958934 1021283

От произведенных услуг 4111 902182 992661

Все остальные поступления 56752 28622

Платежи 4120 838095 926894

Сальдо денежных потоков от текущих операций 4100 120839 94389

Остаток денежных средств на начало отчетного периода 4450 29708 16103

Остаток денежных средств на конец отчетного периода 4500 16103 43452

Как видно из табл. 3 остаток денежных средств на конец 2015 года увеличился на 27349 тыс. руб.

Согласно данным, представленным в финансовом отчете ОАО «Калининградский Морской Торговый Порт», лидирующую позицию в структуре грузооборота порта устойчиво занимает тяжелый металлопрокат (1290,8 тыс. т в 2015г.).

Общая выручка от реализации работ, услуг за отчетный период составила 936,4 млн. руб., что на 13,3% выше уровня предыдущего года, из них основную часть составляет выручка от основного вида деятельности (погрузо-разгрузочные работы) - около 860 млн. руб. за 2015 год.

Финансовым результатом финансово-хозяйственной деятельности порта за 2015 год является чистая прибыль в размере 144 млн. руб.

Проведенное исследование позволяют сделать следующие выводы:

1) в производственном процессе ОАО «КМТП» эксплуатируется физически и морально устаревшая группа основных средств «портальные краны»: срок полезного использования превысил установленный лимит, износ некоторых кранов достиг 100%;

2) порт не оснащен необходимыми кранами для переработки тяжелых грузов, которые постоянным потоком идут в порт; эксплуатация существующих кранов осуществляется с нарушениями правил эксплуатации подъемных сооружений;

3) анализа финансово-хозяйственной деятельности позволяет сделать вывод о том, что порт в своей хозяйственной деятельности имеет положительные результаты.

Управлению порта для дальнейшего развития и привлечения, большего грузопотока, а соответственно и новых клиентов, необходимо рассмотреть различные альтернативные варианты по обновлению кранов.

Немецкая фирма Liebherr предлагает ряд универсальных мобильных портальных кранов на колесном ходу LHM-250; LHM-400 грузоподъемностью соответственно 70 и 100 тонн, вылетом стелы до 48 метров, что позволяет обрабатывать довольно крупные суда, до класса Post-Panamax. Современная конструкция и механизмы обеспечивают высокую производительность погрузочно-разгрузочных работ до 16 операций в час, когда кран типа «Кондор» выполняет в среднем 9-10 операций в час. Кран может обрабатывать груза любого типа. Улучшенное шасси крана обеспечивает повышенную маневренность в ограниченном пространстве и снижает давление на причал. Это позволяет использовать кран, где невозможна установка более тяжелых кранов на рельсовом ходу, что не требует дополнительных работ и затрат по модернизации и укреплению причала.

Благодаря гидростатическому приводу кран фирмы Liebherr ,стоимостью от 30 до 40 млн. руб., отличается экономичным расходом топлива, лучшей маневренности и большей отдачей. Кран приблизительной стоимостью имеется в порту, но он стационарный и менее функциональный.

Фирма Liebherr проводит техническую, сервисную послепродажную поддержку для своих клиентов и работает во многих странах мира, в том числе в России. Кран можно приобрести в лизинг на оптимальных условиях для ОАО «КМТП».

Реализация проекта по приобретению крана компании Liebherr позволит обновить парк перегрузочной техники принципиально новым, с точки зрения технологий и характеристик, краном, производительность сыпучих грузов которого составляет до 30 тыс. тонн в сутки, что превышает работу трех 20-тонных кранов типа «Сокол», тем самым повысится имидж компании, что не мало важно в деятельности порта при растущей конкуренции.

При анализе грузопотока и работы кранов, стоит выделить краны, которые мене всего эксплуатируются или стоят на длительном ремонте, и выставить их на продажу, что позволит получить дополнительные средства на обновление основных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: учеб.пособ. / М. С. Абрютина, А. В. Грачев. - 4-е изд., испр. - Москва: Дело и сервис, 2011. -250 с.

2. Хлынин, Э.В. Определение основных потребностей и причин обновления основного капитала предприятия / Э. В. Хлынин // Финансы и кредит: научно-практический и теоретический журнал. - 2014. - № 35 (467). - С. 38-43.

THE ECONOMIC RATIONALE FOR THE RENEWAL OF FIXED CAPITAL ON THE EXAMPLE OF JSC "KALININGRAD SEA COMMERCIAL PORT"

A. Dyatlov, Undergraduate, Kaliningrad State Technical University

The article discusses the main factors that determine the need for updating the fixed asset groups "gantry cranes". Identified problematic locations in the core activities of cargo handling operations taken account identified deficiencies in the safety in the operation of gantry cranes. Analysis of financial and economic activity of the enterprise, offered the option to update the asset groups "gantry cranes".

fixed assets, equipment replacement, overhaul, modernization, financial analysis, updates the group of fixed assets "gantries"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.