Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРИОД 1991-2021 ГОДОВ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРИОД 1991-2021 ГОДОВ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КРИЗИС / МАКРОЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козырев В.М.

Анализируются экономические и социальные процессы, которые происходили в России на макроэкономическом уровне в 1991-2021 годах. Отмечаются своеобразие и специфичность этих процессов, анализируются их последствия. Знание экономического и социального развития России в этот период поможет студентам, магистрантам и аспирантам при подготовке их научных работ. Особо подчеркивается актуальность Послания Президента В.В. Путина Федеральному собранию 21 апреля 2021 года в процессах подготовки их научных работ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козырев В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA IN THE PERIOD 1991-2021: MACROECONOMIC ASPECT

The article analyzes the economic and social processes that took place in Russia at the macroeconomic level in the period 1991-2021. The originality and speci city of these processes is noted, their consequences are analyzed. Knowledge of the economic and social development of Russia during this period will help students, undergraduates and graduate students in the preparation of their scienti c works. The relevance of the Address of the President V.V. Putin to the Federal Assembly on April 21, 2021 in the process of preparing students’ scienti c works is underlined.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРИОД 1991-2021 ГОДОВ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338

В.М. КОЗЫРЕВ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРИОД 1ЭЭ1-2021 ГОДОВ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Анализируются экономические и социальные процессы, которые происходили в России на макроэкономическом уровне в 1991-2021 годах. Отмечаются своеобразие и специфичность этих процессов, анализируются их последствия. Знание экономического и социального развития России в этот период поможет студентам, магистрантам и аспирантам при подготовке их научных работ. Особо подчеркивается актуальность Послания Президента В.В. Путина Федеральному собранию 21 апреля 2021 года в процессах подготовки их научных работ.

Ключевые слова: экономический рост, кризис, макроэкономика, социальное развитие, качество жизни, макроэкономика.

The article analyzes the economic and social processes that took place in Russia at the mac-roeconomic level in the period 1991-2021. The originality and specificity of these processes is noted, their consequences are analyzed. Knowledge of the economic and .social development of Russia during this period will help students, undergraduates and graduate students in the preparation of their scientific works. The relevance of the Address of the President V.V. Putin to the Federal Assembly on April 21, 2021 in the process ofpreparing students' scientific works is underlined.

Keywords: economic growth, crisis, macroeconomics, social development, quality of life, macroeconomics.

2021 год для современной России по сути является рубежным. В 1990 году Россия была в составе СССР, когда экономическая система была социалистической. В 2002 году Россия как са-

© Козырев В.М., 2021

Ясно обдумав предмет, можно достигнуть цели.

Конфуций

Будет работа великая -будет награда за труд.

Н.А. Некрасов

Государство есть сила. Это его главное. Поэтому единственная порочность государства -это его слабость.

В.В. Розанов

мостоятельное государство переходит на капиталистический путь развития. В 2001 году начались кардинальные экономические и социальные преобразования, переход от одной системы хозяйства к другой, противоположной.

Заметим, однако, что уже в конце 1990-х годов экономическая политика М.С. Горбачева вплотную привела страну к экономическому и политическому краху. В результате горбачевской перестройки новоявленные кооператоры в 1989 году вывезли из СССР треть потребительских товаров. Наши товары стоили дешевле в 3-4 раза, чем в Европе. Внутренний рынок и прежде всего рынок продуктов питания обрушился. Имели место вывозы продовольствия на свалку; разрешено было создавать частные предприятия - акционерные общества с ограниченной ответственностью, которые реализовывали свою продукцию через кооперативы по рыночным ценам. В результате предприятия получали прибыль, а государство лишалось налогов; падали реальные доходы населения, снижался уровень жизни, сокращалась рождаемость. В 80-е годы СССР по размеру валового внутреннего продукта занимал в мировой экономике 3-е место; Российская Федерация - 7-е, но уже в 1997 году -14-е место [9, с. 11].

Во внешней политике горбачевская перестройка выразилась в том, что Варшавский договор социалистических стран был ликвидирован, а страны НАТО начали приближать военные базы к границам нашей страны. М.С. Горбачев поверил устным заверениям руководителей НАТО о том, что они не двинутся на Восток. Так, госсекретарь США Джеймс Бейкер уверял М.С. Горбачева: НАТО не двинется на Восток ни на дюйм. Однако Билл Клинтон сразу же стал создавать на Востоке военные базы, называя их зонами мира. Никакого официального правового документа при этом не было оформлено. Что это? Простодушие, наивность или предательство? Вопро-

сы до настоящего времени остаются открытыми. Реальными оказались другие факты: в Германии М.С. Горбачев заслужил звание лучшего немца страны; в СССР М.С. Горбачев подготовил переход власти к Б.Н. Ельцину.

В 1991 году Советский Союз был разрушен в результате Беловежского соглашения руководителей трех союзных республик - России, Украины и Белоруссии. Началась эпоха рождения самостоятельных государств на базе бывших союзных республик.

Россия так же становится суверенным, самостоятельным государством, но уже иным по своей социально-экономической направленности. Руководитель России Б.Н. Ельцин и его команда так называемых младорефор-маторов (Е. Гайдар, А. Кох, Б. Немцов, А. Чубайс и др.) начали проводить экономические, социальные и политические преобразования, пользуясь советами и прямыми указаниями своих американских советников.

Эти преобразования исходили из трех основополагающих концепций, трех постулатов: абсолютное господство частной собственности во всех сферах экономической жизни; решающая роль рынка в системе хозяйства на основе монетаризма; всемерное умаление роли государства, которому предназначалась одна функция - регулирование денежного потока.

Начиная с 1992 года в России происходила кардинальная смена формы собственности. Социалистическая, общественная, государственная и коллективная формы собственности стали заменяться частной формой. В промышленности формой становления частной собственности стала приватизация предприятий. Тысячи предприятий были переданы в частную

собственность людей, подчас близких к руководящей верхушке реформаторов. В первые годы приватизация проводилась стремительными темпами: уже в 1993 году было приватизировано 42 924 государственных предприятия, в 1994 году - 21 905 предприятий, в 1995 году - 10 152 предприятия, в 1996 году - 928 предприятий и в 1997 году - 2734 предприятия [10, с. 193].

Процесс приватизации продолжался во все последующие годы вплоть до современности. В итоге к 2019 году в частной собственности находилось уже 85,9%, в государственной форме -2,4%, в муниципальной - 4,5%, в собственности общественных и религиозных организаций - 3,2%, в смешанной (российской и иностранной или только иностранной) - 4,0% общего количества всех предприятий Российской Федерации [11, с. 238].

В 2020 и 2021 годах нормальное функционирование всей системы хозяйствования было нарушено в связи с эпидемией коронавируса. На первый план выдвинулись проблемы эффективной деятельности всей системы хозяйствования в чрезвычайных условиях.

В сферах медицины и образования так же появились частные коммерческие организации и фирмы наряду с государственными.

В сельском хозяйстве общественная, социалистическая, государственная и коллективная формы собственности были заменены частной формой. Совхозы и колхозы были ликвидированы, на их основе создавались фермерские хозяйства. В результате в сельском хозяйстве сложилась следующая структура организаций: фермерские хозяйства; личные подсобные хозяйства;

садоводческие, огороднические и дачные хозяйства, которые представляют собой некоммерческие организации; индивидуальные предприниматели по сельскохозяйственной деятельности; производственные кооперативы; закрытые и открытые акционерные общества; подсобные хозяйства различных организаций. Если индивидуальных предпринимателей включить в категорию фермерских хозяйств, то в 1992 году сельскохозяйственные организации всех видов производили 67,1% продукции, хозяйства населения - 31,6% и фермерские хозяйства - 1,1% [10, с. 245].

В настоящее время все сельскохозяйственные организации производят 55,1%, хозяйства населения - 33,0% и фермерские хозяйства - 11,9% [11, с. 309].

Эффективность деятельности предприятий России, как показал прошедший 30-летний период, оказалась невысокой. В настоящее время удельный вес убыточных организаций в целом по стране составляет 27,7%, а сумма убытка - более 2,7 млрд руб., в том числе количество убыточных организаций в добыче полезных ископаемых - 30,5%, в строительстве - 25,7%, в сельском и лесном хозяйствах - 20,3%, в транспортировке и хранении - 32,4%, в сухопутном и трубопроводном транспорте - 41,2%, в торговле - 20,0%; соответственно, удельный вес прибыльных организаций по стране составляет 72,6% [11, с. 244-250].

В статье сознательно не акцентируется внимание на эффективности деятельности организаций в России в современных чрезвычайных условиях, вызванных эпидемией коронавируса, поскольку это не типичная, а именно чрезвычайная ситуация. Не случайно, а

глубоко продуманно в своем Послании Федеральному собранию в 2021 году как особую и самостоятельную проблему Президент В.В. Путин выделил комплекс вопросов, связанных с решением задач, возникших в связи с эпидемией коронавируса (поскольку это особая проблема, о ней речь пойдет далее).

В связи с низкой эффективностью деятельности организаций в России и мировой экономике практика и экономическая наука ищут более эффективные типы организаций. Основное направление этих поисков состоит в том, чтобы заинтересовать коллективы самих работников организаций в повышении эффективной работы предприятий, т.е. сгладить противоречие между руководителем предпринимательской деятельности и коллективом трудящихся, между частным собственником и наемным трудом. Так, американский экономист, заслуженный профессор международного маркетинга, доктор экономических наук, автор более чем 50 книг, включая бестселлер «Маркетинг. Менеджмент», который мировая литература определила как одну из лучших книг по бизнесу всех времен и всех народов, Ф. Котлер в своей последней книге «Лицом к лицу с капитализмом», которая в России получила название «Конец капитализма? 14 антидотов от болезней рыночной экономики», обращает внимание читателей на новое явление в современной капиталистической экономике: «Есть еще одно движение, которое носит название "новая экономика"... Его цель - сосредоточить бизнес и капитализм в руках 99%, а не 1% людей. Оно предлагает новую модель, подразумевающую, что рабочие владеют и управляют предприятиями, это не

корпоративный капитализм» [6, с. 24]. Он имеет в виду программу передачи служащим акций этих компаний. По его мнению, «новая экономика» ищет «более просвещенную и конструктивную модель капитализма» [6, с. 25]. По сути, Ф. Котлер имеет в виду народные предприятия и приводит факт: «Более 10 млн американцев работают в около 11 000 фирм, которые находятся в собственности сотрудников» [6, с. 25].

Небезынтересно заметить, что поиски такой формы предприятия, которая учла бы интересы работников и социальные императивы современной экономики, в России начались гораздо раньше, чем в США.

Практически в российской экономике с 1992 года по настоящее время имеют место невыплаты заработной платы, безработица, перевод работников предприятия на сокращенный график работы, нарастает разрыв между оплатой труда рабочих и высокой заработной платой руководителей, растут доходы миллиардеров. Все эти и другие негативные факторы требуют организации новых форм социальной защиты рядовых тружеников предприятий, новых действенных форм социально ориентированной экономики.

Чтобы заинтересовать наемных работников в повышении эффективной деятельности предлагается такая форма предприятия, в которой все работники - от рядового до руководителя -стали бы реальными совладельцами своего предприятия. 28 июня 1998 года Государственная дума Российской Федерации приняла Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». 9 июля 1998 года закон был одобрен Советом

Федерации. 19 июля 1998 года закон был подписан Президентом Б.Н. Ельциным. С 1 октября 1998 года закон вступил в силу. Газета «Экономика и жизнь» в № 30 за 1998 год опубликовала закон с комментариями председателя Комитета Государственной думы по экономической политике Ю. Маслюкова и президента Международной ассоциации предприятий с собственностью работников С. Федорова.

Закон состоит из 16 статей и создает условия для создания предприятий, принадлежащих самим работникам.

Народное предприятие - это разновидность закрытого акционерного общества, которое имеет следующие основные особенности:

1. Работникам предприятий должно принадлежать более 75% уставного капитала.

2. Одному работнику-акционеру не может принадлежать более 5% от общего количества акций.

3. Работники-акционеры наделяются акциями безвозмездно в соответствии с трудовым вкладом за прошедший период (преимущественно - год).

4. Генеральный директор и другие работники администрации наделяются акциями безвозмездно в соответствии с личным трудовым вкладом, если они являются работниками данного предприятия. При этом они не имеют права покупать акции у своих акционеров или у самого предприятия.

5. Чтобы выдержать эти нормативы, закон обязывает увольняющихся продать акции, а предприятие обязано их купить.

6. При решении вопросов акционеры голосуют по принципу «один акционер - один голос».

7. Число акционеров может колебаться от четырех до пяти тысяч.

8. Генеральный директор избирается общим собранием акционеров на срок до пяти лет, в последующем он может переизбираться.

Эти особенности народных предприятий принципиально отличают их от классической формы закрытого акционерного общества в социально-экономическом аспекте. Неслучайно Ф. Котлер подчеркивает, что модель, в которой рабочие владеют и управляют предприятиями, - это не корпоративный капитализм. Народные предприятия имеют существенные преимущества перед частными закрытыми акционерными обществами. Эти преимущества заключаются в следующих аспектах. Первое - индивидуальный интерес работника органично сочетается с общим интересом всего коллектива предприятия. Второе - три экономических фактора (заработная плата, акции и реальное участие в управлении) действуют в одном социально-экономическом направлении. Третье - руководитель предприятия не зависит от владельцев крупных пакетов акций. Четвертое -запрет на покупку акций руководителем вызывает к нему доверие, но не лишает его повышенного дохода от 5% акций в связи с высоким уровнем его заработной платы. Пятое - народные предприятия могут стать гарантами социально-политической стабильности. Никакая мафиозная группа практически не сможет получить контрольный пакет акций.

Разумеется, в реальной жизни практической деятельности народные предприятия могут иметь свои индивидуальные особенности.

В России народные предприятия не получили широкого массового рас-

пространения. Главная причина этого положения заключается в том, что основным фактором и основной юридической базой деятельности предприятий в России является частная собственность в ее старой классической форме. В этих условиях создание народных предприятий оказывается делом отдельных предпринимателей, преимущественно левого движения. Другая особенность практической деятельности народных предприятий в России состоит в том, что эта форма предприятий получила распространение не только в промышленности, но и в аграрном секторе экономики. По данным Госкомстата России, на 1 января 2004 года в стране было зарегистрировано 130 народных предприятий, насчитывающих 40 тыс. человек, которые выпустили продукции на 9 млрд руб. и получили 1,5 млрд прибыли [2, с. 85].

В последующие годы Росстат сведения о деятельности народных предприятий не публиковал. По данным профессора Т. Зиминой, в 2014-2020 годах была разработана программа развития народных предприятий в Липецкой области, на которую из бюджета области было выделено 380,4 млн руб. [2, с. 86].

Для наглядности приведем пример народного предприятия в аграрном секторе экономики. Это совхоз «Зве-ниговский» в Марийской Республике, возглавляемый И.И. Казанковым. Результаты деятельности этого народного предприятия восхищают. Созданный в начале 90-х годов совхоз, действующий как народное предприятие, прошел удивительный путь развития. В основе этого пути лежит общинная цивилизация, которая свойственна православию и мусульманству (основной постулат мусульманства - умма, т.е. община). В 2017 году совхоз про-

извел продукции на 15 млрд руб., прибыль совхоза составила 1 млрд 220 млн руб., государству было уплачено 1 млрд 100 млн руб. налогов. В совхозе в том году работало 2700 работников, им уплачено 1 млрд 284 млн руб. заработной платы. Это 39 тыс. руб. среднемесячной зарплаты каждому труженику на протяжении года. Совхоз имеет свой мясокомбинат, продукция которого реализовывалась в 600 собственных магазинах в республиках Марий Эл и Татарстан, в Нижегородской и Кировской областях.

В последующие годы, несмотря на эпидемию коронавируса, народное предприятие добилось новых успехов. К совхозу по их просьбе были присоединены два села из Республики Татарстан. Сегодня в этом народном предприятии три отделения: головной кооператив «Звениговский», мясокомбинат и общество «Хузангаевское» в Республике Татарстан. Ранее в совхозе было 3 тыс. га посевных площадей, ныне в объединении - 73 тыс. га всех угодий, в том числе 69 тыс. га пашни. На этой основе развивается животноводство: в 1990 году было 16 тыс. свиней, ныне - 210 тыс.; заново создано стадо крупного рогатого скота, в котором ныне 22 тыс. голов. В результате предприятие производит 60 тыс. тонн свинины и говядины, 38 тыс. тонн колбасных изделий и 18 тыс. тонн молока. Совхоз открыл 782 продовольственных магазина в 12 субъектах России, из них 80 магазинов - в Москве. В 2020 году доход народного предприятия составил 21 млрд руб. Средняя заработная плата в объединенном предприятии в 2020 году составила 54 тыс. руб. в месяц, выплаты производятся два раза в месяц, кроме того, каждый работающий в народном предприятии может

взять в месяц 5 кг мясных продуктов и 4 кг колбасных изделий по цене 1 руб./кг. Кроме того, у всех работающих есть бесплатное трехразовое питание на своем участке производства [3, с. 11]. За выдающиеся успехи народное предприятие «Звениговский» на международных выставках получило 41 золотую медаль.

Международный опыт показывает, что кооперативный труд более эффективен, чем индивидуальный. В связи с этим заслуживает внимания более чем столетний опыт кибуцев в Израиле, которые впервые появились в 1909 году. Кибуц - это коллектив тружеников, где степень обобществления доведена до крайних пределов. В Израиле ныне существуют более 300 хозяйств кибуцного типа. В них трудятся более 300 тыс. человек (примерно 5% населения страны). Они обрабатывают 40% сельскохозяйственных угодий и производят более 41% сельхозпродукции страны. С учетом семей численность населения в кибуцах - более 5%. В ки-буцах действует принцип «от каждого по способностям - каждому трудовую долю от "кибуцного пирога"». Кибуц-ник заработную плату не получает, но у него имеется личный бюджет, размеры которого определяются общим собранием коллектива подразделения. Рост личного бюджета - признак высокоэффективного труда, оцененного коллективом. В связи с этим труд в ки-буцах считается делом весьма и весьма почетным. Соблюдается восьмичасовой рабочий день. Характер труда в кибуцах по степени энергетической и технической оснащенности не уступает труду в промышленности. Труд как почетная дисциплина включен в школьные программы. В ряде отраслей на кибуцы приходится большая часть

продукции: 81% хлопка, 73% бананов, 57% картофеля, 60% молока, почти 100% рыбы.

Жизненный уровень тружеников кибуцев соответствует общегосударственным стандартам. Вхождение и прием людей в кибуцы - явления абсолютно добровольные. Более того, отношение коренного населения страны к кибуцам уважительное: в них они видят свое родное, историческое прошлое и одновременно настоящее и будущее. Молодежь, студенты и школьники коренного населения труд в кибуцах считают делом почетным. В целом кибуцы в Израиле занимают достойное место в экономической системе страны [1].

Вторым важнейшим постулатом, который был положен в основу экономической политики России в 1991 году, стал отказ от плановой экономики, проводимой государством, и переход на абсолютное господство рыночной системы на принципах монетаризма. Рынок как форма хозяйствования имеет тысячелетнюю историю. Однако характер его использования в различные эпохи был неодинаковым. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть основные положения теории монетаризма.

Родоначальником теории монетаризма был Ирвинг Фишер (18671947). Профессор Йельского университета (США), математик по образованию, он выдвинул теоретическое положение, которое получило название «уравнение обмена». Это уравнение устанавливает связь между количеством денег в обращении и уровнем цен. Уравнение обмена выглядит следующим образом:

MV = PQ,

где М - денежное предложение;

V - скорость обращения денег;

Р - средняя цена товаров и услуг на рынке;

О - количество проданных товаров и услуг.

Это уравнение гласит: совокупные расходы равны стоимости всех товаров и услуг. Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи (МУ), равняется совокупному количеству денежных средств, израсходованных в экономике страны в течение года. Изменение денежного предложения будет прямо влиять на цены. При возрастании денежного предложения цены тоже увеличатся, и наоборот. Если увеличение выпуска товаров и услуг (О) происходит в большей степени, то увеличение денежного предложения (М) не приведет к росту цен (Р).

Этот постулат позволил другому американскому экономисту Милтону Фридмену (1912-2006), профессору Чикагского университета, выдвинуть и определить основные положения теории монетаризма.

Заметим, что монетаризм не был и не является ведущей экономической теорией своей эпохи. Так, эпоха рождающегося капитализма (мануфактурного капитализма) представлена в работах Адама Смита (1723-1790) и прежде всего в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 год). Развитый капитализм нашел свое отражение в работах Карла Генриха Маркса (1818-1883), главным научным трудом которого стал многотомный «Капитал» (1867 год - том 1-й; 1885 год - том 2-й под редакцией Ф. Энгельса; 1894 год - том 3-й в двух частях под редакцией Ф. Энгельса; 1905-1910 годы - том 4-й в трех частях

под редакцией К. Каутского). Монополистический капитализм XX века нашел отражение в работах Джона Мей-нарда Кейнса (1883-1946). Его главный труд - «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 год, русский перевод - 1948 год).

Кейнсианство обосновывает необходимость государственного регулирования рыночной экономики, основным недостатком капитализма оно считает неполную занятость, безработицу. Должное внимание кейнсианство уделяет финансовым проблемам и денежному обращению (инфляции).

Все изложенное выше о выдающихся экономистах прошлого позволяет лучше понять роль и значение теории монетаризма. Ее основные постулаты сводятся к следующим тезисам:

1. Решающую роль в экономических процессах на макроуровне выполняют деньги, поэтому в центре внимания теории должна быть инфляция.

2. Рыночное хозяйство само стремится к стабильности и саморегулированию, поэтому государство не должно вмешиваться в естественный процесс обмена.

3. Деньги выполняют главную роль в регулировании экономических процессов в отличие от административных ценовых методов, а также от воздействия налоговой системы.

4. Регулирование экономики должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи.

5. Богатство можно хранить в различных формах (ценные бумаги, земельные участки, недвижимость, предметы длительного пользования), но только деньги способны заменить любую форму богатства,

поэтому потребность в деньгах вызывается объективными факторами.

Потребность в деньгах - это спрос на деньги. На денежный спрос влияют три фактора: 1) объем производства и дохода; 2) уровень цен; 3) скорость обращения денег. Предложение денег -это количество денег, которое находится в обращении. Задача состоит в том, чтобы обеспечить равновесие между спросом и предложением денег. Денежное правило М. Фридмена сводится к

тому, чтобы восстановить равновесие между спросом и предложением. Отсюда делается вывод: инфляция - это чисто денежный феномен, причина инфляции - избыток денег, но недостаток товаров и услуг.

Эти положения принципиально отличают подход к анализу двух современных теоретических концепций -кейнсианства1 и монетаризма. Для наглядности представим эти два подхода в следующей параллели (табл. 1).

Таблица 1

Кейнсианство и монетаризм

Тезисы Дж. М. Кейнса Тезисы Милтона Фридмена

Необходимо вмешательство государства в рыночное хозяйство Рынок способен к саморегулированию, вмешательство государства не нужно

Занятость населения зависит от совокупного спроса на товары и услуги Экономика сама установит уровень производства и занятости

Денежная масса нейтральна к производству товаров и услуг Денежная масса - причина роста цен и изменения конъюнктуры

Главная проблема страны - безработица Главная проблема страны - инфляция

Нужна гибкая денежная политика Нужна стабильная денежная политика

Бюджетный дефицит - способ стимулирования спроса Бюджетный дефицит - причина инфляции

Кейнсианство - теория экономического роста Монетаризм - теория экономического равновесия

Третьим важнейшим постулатом, который был положен в основу экономической политики в России в 1991 году, стал тезис об отрицании многогранной роли государства. Об этом в статье уже упоминалось неоднократно; напомним, что теперь государству отводилась скромная и единственная функция - быть регулятором денежного обращения. Однако этот тезис имел преимущественно теоретическое обоснование, ибо в реальной жизни государство сразу же приняло решение об отказе от планового регулирования

экономики, проводило приватизацию, создавало фермерские хозяйства, приняло решение о ликвидации колхозов и совхозов, пыталось предпринимать меры по борьбе с инфляцией, руководитель страны обещал лечь на рельсы в случае роста цен.

В реальной жизни все три постулата экономической политики России -

1 Обстоятельное изложение содержания данной концепции дано в работах Дж.М. Кейнса [4]. Использование данной концепции в российской экономике дано в учебнике В.М. Козырева [5].

установление государства частной собственности, монетаризм и умаление роли государства - дали такой результат, такие драматичные последствия, которые никак не ожидали реформаторы: цены возросли в тысячу раз (!!!), а проведенная денежная реформа узаконила это положение. Миллионы россиян лишились практически всех вкладов и сбережений, в тысячу раз обесценились наличные сбережения. До настоящего времени государство не восстановило потери населения. Все статистические справочники информацию за 1992 год представляют в тысячах рублей, начиная с 1993 года - в текущих ценах. Так, среднедушевые доходы населения страны в 1992 году составили 4 тыс. руб. в месяц; среднедушевые расходы - 3,4 тыс. руб. в месяц, средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций - 6 тыс. руб. в месяц.

Доктрина свободного, нерегулируемого государством рыночного механизма обнаружила свою полную несостоятельность.

С приходом к руководству страной новой администрации во главе с В.В. Путиным экономическая политика России начала приобретать более реалистичный характер, однако полностью преодолеть негативные стороны развития экономики России и после 2000 года не удалось. И ныне в России имеют место быть болезни рыночной экономики, определенные Ф. Котле-ром: не полностью решена проблема бедности; идет рост неравенства доходов; низкий уровень прожиточного минимума; существует неполная занятость населения, безработица; страна периодически испытывает депрессию и падение производства, кризисы; индивидуальные интересы разобщают

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

людей; растет задолженность населения перед финансовой системой; клан олигархов игнорирует интересы большинства населения; в продажу поступает продукция низкого качества. Нельзя полагать, что эти болезни свойственны только России. Это болезни всех стран, имеющих неплановую и нерегулируемую государством рыночную экономику. Однако и в России они имеют место быть. Задача состоит в том, чтобы уменьшить негативные последствия болезней рыночной экономики или полностью устранить последствия некоторых из этих болезней.

На современном этапе развития мировой экономики проблема преодоления указанных выше болезней рыночной системы представляет особую трудность в связи с эпидемией коронавируса. По оценкам Мирового валютного фонда, в 2020 году мировой внутренний продукт (ВВП мира) сократился на 3,5%; ВВП США - на 3,5%; ВВП России - на 3,1%; ВВП Китая в 2020 году увеличился, но прирост был весьма скромным - 2,3%. В этих чрезвычайных условиях актуальной становится проблема экономического роста. Увеличение темпов экономического развития в условиях, когда на преодоление последствий эпидемии коронавируса приходится выделять колоссальные материальные и финансовые ресурсы, - задача труднейшая. Международный опыт показывает, что проблему экономического роста при данных чрезвычайных условиях можно позитивно решить в условиях китайского пути развития или в условиях экономического развития на основе концепции кейнсианства.

Специфика современного китайского пути развития была четко определена председателем Китайской На-

родной Республики Си Цзиньпином [12]. Результат его экономической политики: в 2020 году прирост валового внутреннего продукта в условиях эпидемии составил 2,3%, в первом квартале 2021 года - 18%. Это результат, недосягаемый для всех стран мира. При этом следует учесть, что в мировой экономике уже ныне КНР занимает 16%. Следовательно, Китай реально становится первой державой мира по своему экономическому могуществу, вытесняя с этой позиции США.

Разумеется, каждая страна имеет право на свой специфический путь социально-экономического развития. Можно предположить, что для современной России предпочтительной является кейнсианская концепция развития, которая предполагает учет социальных факторов на основе увеличения денежного спроса населения и, следовательно, на основе экономического роста.

Если рассматривать проблему экономического развития России за весь прошедший период после 1991 года в его реальности с учетом типичных и чрезвычайных обстоятельств, то можно сделать вывод: на всех этапах исторического развития страны экономическая политика государства должна быть ориентирована на социальную направленность рыночной системы хозяйствования. Теория монетаризма противоречит этому направлению экономического развития.

Социальная ориентация экономического развития позволяет решить позитивно задачу улучшения качества жизни. Формы реализации улучшения качества жизни многообразны. Интегральным показателем улучшения качества жизни являются состояние и динамика народонаселения, выражен-

ные в трех показателях: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, естественное движение населения и динамика численности населения во времени.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России характеризуется следующими данными (в годах):

• 1992 год: всего населения - 67,8, мужчин - 61,9, женщин - 73,7;

• 2000 год: всего населения - 65,3, мужчин - 59,0, женщин - 72,3;

• 2005 год: всего населения - 65,4, мужчин - 59,9, женщин 72,5;

• 2010 год: всего населения - 68,9, мужчин - 63,1, женщин - 74,9;

• 2015 год: всего населения - 71,4, мужчин - 65,9, женщин - 76,7;

• накануне эпидемии коронавируса: всего населения - 72,9, мужчин -67,8, женщин - 77,8.

Естественное движение населения характеризуется следующими показателями (в расчете на 1000 чел. населения):

• 1992 год: число родившихся -10,7, умерших - 12,2, естественная убыль - 1,5;

• 2000 год: число родившихся -8,7, умерших - 15,3, естественная убыль - 6,6;

• 2005 год: число родившихся -

10.2, умерших - 16,1, естественная убыль - 5,9;

• 2010 год: число родившихся -12,5, умерших - 14,2, естественная убыль - 1,7;

• 2015 год: число родившихся -

13.3, умерших - 13,0, естественная убыль - 0,3;

• накануне эпидемии коронавиру-са: число родившихся - 10,9, число умерших - 12,5, естественная убыль - 1,6.

В конечном счете численность населения России на 1 января соответствующего года составила: 1993 год -148,6 млн человек; 2001 год - 146,3 млн; 2005 год - 143,8 млн; 2010 год -142,8 млн; 2015 год - 146,3 млн; 2019 год - 146,8 млн человек [11, с. 74, 77, 79].

Следует учесть, что в 2015 и во всех последующих годах значительную часть прироста населения составило возвращение Крыма на свою родину - в Россию. С учетом этого фактора статистика народонаселения в России показывает устойчивое и многолетнее снижение численности населения по всем трем показателям. В связи с этой тенденцией обеспокоенность вызывает будущее России в перспективе. Огромную территорию страны площадью в 17 125 млн кв. км населяет всего 146,24 млн человек. Таковы последние данные статистики на 1 января 2021 года. Плотность населения в России - 8,5 человек на 1 кв. км, а в Сибири, на которую приходится 75% российской территории, плотность населения составляет всего 2,5 человека на 1 кв. км. Это в 177 раз меньше по сравнению с Индией, в 155 раз меньше по сравнению с Японией, в 65 раз меньше по сравнению с Китаем, в 13 раз меньше по сравнению с США. Нетрудно предвидеть, что в современном враждующем мире могут найтись силы, мечтающие о переделе территорий.

В 2020 году демографическая ситуация в России, как и во всем мире, ухудшилась в связи с коронавирус-ной инфекцией. Общая смертность в 2020 году возросла на 18%, естественная убыль оказалась весьма и весьма высокой (688 тыс. человек). В 2020 году избыточная смертность, вызванная чрезвычайными обстоя-

тельствами, составила 324 тыс. человек. Ожидаемая продолжительность жизни по итогам 2020 года упала на два года. Эпидемия сыграла свою зловещую роль.

В России на современном этапе вызывает беспокойство еще одно обстоятельство: в активный репродуктивный возраст вступают малочисленные группы населения: 20-24-летних женщин меньше на 46%, а 25-29-летних женщин меньше на 27% в сравнении с предыдущим репродуктивным поколением 90-х годов.

В этих исторических условиях руководство России предпринимает определенные и существенные меры по поддержанию рождаемости. Но исторически демографическая ситуация в стране такова, что мероприятия по увеличению рождаемости должны быть усилены, а это требует выделения новых дополнительных материальных ресурсов, новых дополнительных финансовых средств. И это в условиях, когда ВВП России в 2020 году сократился на 3,1%, а в номинальном выражении оказался ниже на 31 982 млрд руб. в сопоставлении с 2019 годом и составил всего 106 606,6 млрд руб. На снижение ВВП в 2020 году существенно повлияло падение денежного спроса покупателей (на 5%). Внешне, на поверхности явлений, падение спроса -это снижение доходов населения.

Одной из причин падения спроса в условиях инфляции является рост оптовых и розничных цен. Существенно подорожали базовые продукты питания: мясо, молоко, хлеб, сахар, гречка, подсолнечное масло, картофель, морковь. Правительство принимает меры по контролю за ценами, ограничивает рост цен. Безусловно, эти меры необходимы и полезны.

Однако мероприятия по административному ограничению роста цен имеют объективный предел. Производитель продуктов питания должен возместить издержки и получить хотя бы минимальную прибыль. Если этих условий нет, предпринимателю нет смысла производить эти товары: в перспективе его ждет банкротство. Заметим, что в обычных, а не чрезвычайных условиях предприниматель стремится получить максимальную прибыль. Это типичное условие для рыночной экономики.

Потребителя продуктов питания предполагаемый уровень цен может не удовлетворить: ему нужна доступная цена, соответствующая уровню его доходов.

В условиях, когда рыночная система не является плановой и не регулируется государством, рост цен неизбежен. Возникает объективное противоречие между интересами производителей и потребителями этих товаров. Есть ли выход, т.е. как разрешить это противоречие? Реальный выход из данного противоречия предлагает кейнсиан-ство: нужно систематически увеличивать денежный спрос населения. Это разрешит данное противоречие и создаст условия для экономического роста.

Для пояснения данного тезиса кейн-сианства возьмем конкретный пример, имеющий реальность в современной российской экономике: это характер использования Фонда национального благосостояния (ФНБ). Этот фонд в России был основан в 2008 году. Первоначально предполагалось, что этот фонд явится гарантом безопасности пенсионных затрат. Однако современная пенсионная система была основана без какой-либо связи с ФНБ.

В связи с этим обстоятельством назначение ФНБ было переориентировано. Ныне это государственный резервный фонд, который служит «подушкой безопасности» на случай обвала цен или каких-либо других чрезвычайных факторов. ФНБ формируется за счет дополнительных доходов от нефтегазового комплекса, а также от доходов в процессе управления государством собственными средствами. Во все годы, начиная с 2008 года, величина ФНБ росла и в последние три года достигла громадных величин: в 2019 году объем ФНБ составлял 7,8 трлн руб., в 2020 году - 11,37 трлн руб. и в 2021 году - 14,18 трлн руб.

Далее начинается самое невероятное: на средства ФНБ Россия покупает облигации иностранных банков (прежде всего банков США) под 1% годовых за вычетом инфляции и хранит эти громадные денежные ресурсы в этих же зарубежных банках, а сама берет кредиты в этих же зарубежных банках под более высокие проценты. Логика этой операции непонятна. Но еще более непонятно другое: почему мы не используем эти громадные денежные средства в самой России? В Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил: «Главная задача властей - восстановить реальные доходы граждан и обеспечить их дальнейший рост» [7, с. 2].

Следуя логике Дж.М. Кейнса, громадные денежные средства ФНБ нужно было бы использовать на увеличение спроса населения в самой России. Увеличение спроса покупателей России означало бы увеличение доходов населения, что увеличило бы возможности и желание покупателей страны увеличить покупку товаров и услуг.

Это, в свою очередь, вызвало бы желание и возможность предпринимателей производить большее количество нужных товаров и услуг. В конечном итоге ФНБ стал бы одним из факторов экономического роста. Ныне ФНБ способствует экономическому росту, но не в России, а в странах-конкурентах, которые угрожают нам экономическими санкциями. Обмен странный: они нам - санкции, мы им - денежные средства под удивительно низкий процент.

Заметим, что ФНБ - далеко не единственный источник роста реальных доходов. Концепция кейнсиан-ства рекомендует находить и использовать для увеличения спроса самые различные источники увеличения экономического роста. Приведем еще один пример. В связи с тем, что Россия является членом Всемирной торговой организации (ВТО) с декабря 2010 года, ей предписано снятие всяких ограничений на экспорт и импорт капитала в форме прямых, портфельных и прочих инвестиций. В реальной жизни это требование привело к тому, что экспорт капитала из России стал существенно превышать импорт. Это превышение складывается из бегства российского капитала в офшоры и за границу, из утечки прибылей иностранных компаний в свои страны. Так, чистый вывоз капитала из России частным сектором с января по ноябрь 2020 года, по данным пресс-службы Центрального банка Российской Федерации, составил 47,9 млрд долл., а в годовом выражении увеличился на 43,3%. Если бы существовали меры по ограничению вывоза капитала, эти денежные средства также можно было бы использовать для увеличения покупательного спроса населения Рос-

сии, для увеличения его денежных доходов и, в конечном счете, для экономического роста.

В условиях рыночной системы хозяйствования неизбежно проявляет себя конкурентная борьба, непременным следствием которой является банкротство предприятий. Так, на 1 января 2010 года в России было 4907,8 тыс. организаций, на 1 января 2019 года -4567,7 тыс. организаций [10, с. 180; 11, с. 237]. За девять лет число предприятий в России сократилось на 340,1 тыс. По итогам 2020 года, как свидетельствуют данные обзора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, число предприятий в России сократилось еще на 8,2%, сильнее всего пострадал малый и средний бизнес. Туристский бизнес в 2020 году потерял 70% оборота. Банкротство предприятий соответственно вызвало увеличение безработицы и рост числа бедных. Неизбежным стал и перенос выполнения важнейших задач и планов на более поздний период - до 2024 и даже до 2030 года.

Следует также обратить внимание на реальный сектор экономики, который занимается предпринимательской деятельностью, получает прибыль, но налоги государству не платит. Это теневая экономика. Ее особенность состоит в том, что она скрыта от общества и находится вне государственного контроля и учета. В средствах массовой информации можно встретить субъективные оценки объемов теневой экономики. Одни полагают, что эта специфическая часть экономики достигает 8%, другие - что она занимает 16%, третьи считают, что она занимает 46% валового внутреннего продукта страны. Разумеется, эти оценки объемов теневой экономики нельзя признать

достоверными, ибо они субъективны. Однако очевидно: в финансовом аспекте объемы теневой экономики в России варьируют в триллионах рублей, с точки зрения рынка труда в этом секторе экономики заняты миллионы россиян. Используя мысли Н.А. Некрасова, можно отметить, что в социальном аспекте в теневой экономике идет вражда - война за блага бренные, что души тленные там полны греха. Сильное, социально ориентированное государство не допускает возникновения и существования теневой экономики, используя трудовые, материальные и финансовые ресурсы этого сектора экономики на общегосударственные и на общественные нужды.

В сложившихся социально-экономических условиях своевременным и актуальным стало Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию 21 апреля 2021 года. Послание посвящено выходу России из кризиса, вызванного пандемией. В Послании обоснованы и определены проблемы выхода из кризиса, особое внимание В.В. Путин уделил вопросам обеспечения роста реальных доходов граждан, здравоохранению и борьбе с эпидемией, демографии и сбережению народа, поддержке семей с детьми, развитию внутреннего туризма и экологии, восстановлению рынка труда, ценообразованию на рынке продовольственных товаров и лекарств, поддержке регионов1.

Ценнейшим документом являются поручения по реализации Послания, которые утвердил В.В. Путин и которые являются конкретной Программой Президента. Программа гарантирует: все выплаты придут в срок. Эта

1 Более обстоятельно см. [7, с. 2-6].

Программа четко определяет меры по реализации Послания по каждому конкретному направлению всех социально-экономических направлений [8, с. 2-8].

Программа Президента в дальнейшем предполагает решения в постановлениях законодательных и исполнительных органов власти. Министерство финансов уже сообщило, что затраты на предложенные Президентом мероприятия за два года составят 400 млрд руб. При этом в 2021 году на эти цели потребуется 270 млрд руб., из которых 100 млрд уйдет на единовременные выплаты школьникам. В 2022 году на эти цели понадобится 130 млрд руб. На детский отдых в 2021 году кабинет министров направит 12 млрд руб.; на туристский кешбэк - 4,7 млрд руб. [8, с. 3].

В 2021 году впервые после 2008 года часть Фонда национального благосостояния будет использована на инфраструктурные проекты в самой России. Будем надеяться, что исполнительные и законодательные органы власти в ближайшее время примут и другие меры по ускорению экономического и социального развития. Эта проблема архиважна, ибо депрессия и замедление темпов экономического развития в последние годы изменили место и роль России в мировой экономике. Россия выбыла из пятерки развитых стран. Ее доля в мировом ВВП в 1990 году составляла 9%, в настоящее время - около 2%. В 1990 году Россия занимала 3-е место после США и Японии. Ныне она занимает 16-е место. Эпидемия ко-ронавируса выполнила свою разрушительную функцию как фактор, усугубивший депрессию.

В современном многополярном и глобальном мире зловещую роль вы-

полняет конкурентная борьба Запада против России, при этом используются самые гнусные приемы борьбы и прямого вмешательства во внутренние дела нашей страны. Экономические, политические и военные санкции Запада порождают необходимость всемерно укреплять обороноспособность страны. С удовлетворением стоит отметить высокую эффективность мероприятий по укреплению обороноспособности России, по воспитанию

патриотизма у всех народов нашей многонациональной родины.

Полагаю, что социально-экономические мероприятия, представленные в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина 21 апреля 2021 года, а также Программа Президента по реализации этих социально-экономических мероприятий позитивно будут способствовать решению проблем, представленных в данной статье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубсон Б.И. Кибуцы. Путешествие в светлое будущее и обратно. М.: Крафт, 2008.326 с.

2. Зимина Т. Собственность работников и структурная трансформация // Экономист. 2016. № 5.

3. Казанков И. Повторная целина // Советская Россия. 2021. № 30-31.

4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег//Избранное. М.: Эксмо, 2008.

5. Козырев В.М. Экономическая теория. М.: Логос, 2015.

6. Котлер Ф. Конец капитализма? 14 антидотов от болезней рыночной экономики. М.: Эксмо, 2016.

7. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 21 апреля 2021 года//Российская газета. Приложение «Неделя». 2021. № 86 (8437).

8. Путин В.В. Программа Президента по реализации социально-экономических мероприятий, разработанных в Послании 21 апреля 2021 г. // Российская газета. Приложение «Неделя». 2021. № 97 (8448).

9. Россия - 2015: оптимистический сценарий / под ред. Л.И. Абалкина. М.: ММВБ, 1999.

10. Россия в цифрах. М.: Росстат, 2010.

11. Россия в цифрах. М.: Росстат, 2019.

12. Тавровский Ю.В. Си Цзиньпин. По ступеням китайской мечты. М.: Эксмо, 2015.272 с.

13. Федеральный закон от 19.07.1998 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.