Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ИМИДЖИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ИМИДЖИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / ИМИДЖЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЙТИНГ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ / ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / IMAGE OF THE TERRITOR / IMAGE-FORMING FACTOR / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL DEVELOPMENT RATING / FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMEN / POLITICAL IDENTITY / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGES / MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Казакова Марина Николаевна, Напалкова Ирина Геннадьевна

Введение. Создание и трансляция положительного регионального имиджа в современных условиях выступают значимыми факторами региональной конкурентоспособности. Демонстрация территориальных преимуществ целевым аудиториям имиджмейкинга (федеральной власти, бизнес-сообщества, инвесторов, общественности) дает возможность выделиться на фоне других субъектов и получить определенные преференции. Часто, декларируя в государственных программах и продвигая отдельные имиджеобразующие направления (инвестиционная привлекательность, инновационный кластер, наукоград, туристическая дестинация, территория безопасности и комфорта и др.), региональные власти забывают о комплексном характере имиджа, который представляет собой совокупность различных элементов и детерминант: экономических, политических, природно-географических, исторических, этнонациональных, социокультурных и т. п. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили: структурно-функциональный подход, рассматривающий имидж как определенный образ, обладающий универсальным набором взаимосвязанных элементов; аксиологический подход, основанный на оценочном восприятии основных имиджевых характеристик; метод кейс-стади, используемый для изучения имиджа Республики Мордовия на основании анализа документов, официальной статистической информации и т. п. Результаты исследования. Представлена дескрипция экономических и политических факторов, определяющих имиджевую привлекательность Республики Мордовия. В числе имиджевых характеристик, обусловленных особенностями современного экономического развития республики, отмечаются: развитая инновационная инфраструктура, увеличение объемов производства и экспорта продукции, расширение торгово-экономических связей, активное участие в реализации госпрограмм, включенность во многие федеральные проекты. Поддержка со стороны центра в проблемных для республики вопросах во многом обусловлена политическими факторами: активной поддержкой федеральных инициатив со стороны республиканского руководства, а также высоким уровнем политической стабильности, управляемости территорией, отсутствием межэтнических конфликтов и противоречий. Обсуждение и заключение. Анализ экономического развития республики позволяет говорить о несбалансированности имиджевых характеристик: развитая инновационная инфраструктура, эффективная практика по развитию кластеров и технопарков нивелируются низкими позициями в общем рейтинге кокурентоспособности и инновационного потенциала. Самая негативная тема - проблема бюджетной задолженности и введение внешнего регулирования в связи с объемами долгов. В то же время на имидже Мордовии положительно сказываются попытки привлечения заметных внешних мероприятий. В целом демонстрируется положительная динамика по финансово-экономическим показателям, включающим улучшение инвестиционного климата и эффективность бюджетной политики. По политическим показателям республика занимает ведущие позиции в плане политической устойчивости и стабильности, перемещаясь между группами с максимальной и высокой устойчивостью, однако отмечаются «зарегулированность» политической системы, фактическое отсутствие оппозиции и независимых СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Казакова Марина Николаевна, Напалкова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND POLITICAL DIVERSITY OF REGIONAL DEVELOPMENT AS THE BASIS OF MODERN IMAGING (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)

Introduction. Creating and broadcasting a positive regional image in modern conditions is an important factor in regional competitiveness. Demonstration of territorial advantages to target audiences of image-making (federal government, business community, investors, the public) makes it possible to stand out from other entities and receive certain preferences. Often declaring in state programs and promoting individual image-forming areas (investment attractiveness, innovation cluster, science city, tourist destination, a territory of safety and comfort, etc.), regional authorities forget about the complex nature of the image, which is a combination of various elements and determinants: economic, political, natural-geographical, historical, ethno-national, sociocultural, etc. Materials and Methods. The theoretical and methodological foundations of the study were: a structurally functional approach that considers the image as a specific image with a universal set of interconnected elements; axiological approach based on evaluative perception of the main image characteristics; case study method used to study the image of the Republic of Mordovia based on an analysis of documents, official statistical information, etc. Results. The description of economic and political factors that determine the image attractiveness of the Republic of Mordovia is presented. Among the image characteristics, due to the features of the modern economic development of the republic, are noted: a developed innovative infrastructure, an increase in production and export of products, expansion of trade and economic ties, active participation in the implementation of state programs, and inclusion in many federal projects. The support from the center in matters that are problematic for the republic is largely due to political factors: the active support of federal initiatives from the republican leadership, as well as the high level of political stability, manageability of the territory, and the absence of ethnic conflicts and contradictions. Discussion and Conclusion. An analysis of the economic development of the republic allows us to talk about imbalance in image characteristics: well-developed innovative infrastructure, effective practice in developing clusters and technology parks are leveled out by low positions in the overall ranking of co-competitiveness and innovative potential. The most negative topic is the problem of budget debt and the introduction of external regulation in connection with the volume of debts. At the same time, the image of Mordovia is positively affected by attempts to attract notable external events. On the whole, positive dynamics are demonstrated in terms of financial and economic indicators, including an improvement in the investment climate and the effectiveness of fiscal policy. In terms of political indicators, the republic occupies a leading position in terms of political stability and stability, moving between groups with maximum and high stability, but there is a “over-regulation” of the political system, a virtual absence of opposition and independent media.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ИМИДЖИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)»

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.050.016.202003.269-285

УДК 332.1(470.345)

M. H. Казакова1, И. Г. Напалкова2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: marina.kazakova1978/kazakova@inbox.ru

2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: inapalckova@yandex.ru

экономическое и политическое своеобразие регионального развития как основа современного имиджирования (на примере Республики Мордовия)

Введение. Создание и трансляция положительного регионального имиджа в современных условиях выступают значимыми факторами региональной конкурентоспособности. Демонстрация территориальных преимуществ целевым аудиториям имиджмейкинга (федеральной власти, бизнес-сообщества, инвесторов, общественности) дает возможность выделиться на фоне других субъектов и получить определенные преференции. Часто, декларируя в государственных программах и продвигая отдельные имиджеобразующие направления (инвестиционная привлекательность, инновационный кластер, наукоград, туристическая дестинация, территория безопасности и комфорта и др.), региональные власти забывают о комплексном характере имиджа, который представляет собой совокупность различных элементов и детерминант: экономических, политических, природно-географических, исторических, этнонациональных, социокультурных и т. п. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили: структурно-функциональный подход, рассматривающий имидж как определенный образ, обладающий универсальным набором взаимосвязанных элементов; аксиологический подход, основанный на оценочном восприятии основных имиджевых характеристик; метод кейс-стади, используемый для изучения имиджа Республики Мордовия на основании анализа документов, официальной статистической информации и т. п. Результаты исследования. Представлена дескрипция экономических и политических факторов, определяющих имиджевую привлекательность Республики Мордовия. В числе имиджевых характеристик, обусловленных особенностями современного экономического развития республики, отмечаются: развитая инновационная инфраструктура, увеличение объемов производства и экспорта продукции, расширение торгово-экономических связей, активное участие в реализации госпрограмм, включенность во многие федеральные проекты. Поддержка со стороны центра в проблемных для республики вопросах во многом обусловлена политическими факторами: активной поддержкой федеральных инициатив со стороны республиканского руководства, а также высоким уровнем политической стабильности, управляемости территорией, отсутствием межэтнических конфликтов и противоречий. Обсуждение и заключение. Анализ экономического развития республики позволяет говорить о несбалансированности имиджевых характеристик: развитая инновационная инфраструктура, эффективная практика по развитию кластеров и технопарков нивелируются низкими позициями в общем рейтинге кокурентоспособности и инновационного потенциала. Самая негативная тема - проблема бюджетной задолженности и введение внешнего регулирования в связи с объемами долгов. В то же время на имидже Мордовии положительно сказываются попытки привлечения заметных внешних мероприятий. В целом демонстрируется положительная динамика по финансово-экономическим показателям, включающим улучшение инвестиционного климата и эффективность бюджетной политики. По политическим показателям республика занимает ведущие позиции в плане политической устойчивости и стабильности, перемещаясь между группами с

© Казакова М. Н., Напалкова И. Г., 2020

максимальной и высокой устойчивостью, однако отмечаются «зарегулированность» политической системы, фактическое отсутствие оппозиции и независимых СМИ. Ключевые слова: имидж территории, имиджеобразующие факторы, региональное развитие, рейтинг развития регионов, факторы экономического развития, политическое своеобразие, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, эффективность управления.

Для цитирования: Казакова М. Н., Напалкова И. Г. Экономическое и политическое своеобразие регионального развития как основа современного имиджирования (на примере Республики Мордовия) // Экономическая история. - 2020. - Т. 16. - № 3. - С. 269-285. DOI: 10.15507/2409-630X.050.016.202003.269-285

Благодарность: Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства РМ, проект «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)» (№ 18-411-130012 р_а).

Marina N. Kazakova1, Irina G. Napalkova2

1 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), e-mail: marina.kazakova1978/kazakova@inbox.ru

2 National Research Ogarev Mordovia State University

(Saransk, Russia), e-mail: inapalckova@yandex.ru

Economic and Political Diversity of Regional Development as the Basis of Modern Imaging (on the example of the Republic of Mordovia)

Introduction. Creating and broadcasting a positive regional image in modern conditions is an important factor in regional competitiveness. Demonstration of territorial advantages to target audiences of image-making (federal government, business community, investors, the public) makes it possible to stand out from other entities and receive certain preferences. Often declaring in state programs and promoting individual image-forming areas (investment attractiveness, innovation cluster, science city, tourist destination, a territory of safety and comfort, etc.), regional authorities forget about the complex nature of the image, which is a combination of various elements and determinants: economic, political, natural-geographical, historical, ethno-national, sociocultural, etc. Materials and Methods. The theoretical and methodological foundations of the study were: a structurally functional approach that considers the image as a specific image with a universal set of interconnected elements; axiological approach based on evaluative perception of the main image characteristics; case study method used to study the image of the Republic of Mordovia based on an analysis of documents, official statistical information, etc. Results. The description of economic and political factors that determine the image attractiveness of the Republic of Mordovia is presented. Among the image characteristics, due to the features of the modern economic development of the republic, are noted: a developed innovative infrastructure, an increase in production and export of products, expansion of trade and economic ties, active participation in the implementation of state programs, and inclusion in many federal projects. The support from the center in matters that are problematic for the republic is largely due to political factors: the active support of federal initiatives from the republican leadership, as well as the high level of political stability, manageability of the territory, and the absence of ethnic conflicts and contradictions. Discussion and Conclusion. An analysis of the economic development of the republic allows us to talk about imbalance in image characteristics: well-developed innovative infrastructure, effective practice in developing clusters and technology parks are leveled out by low positions in the overall ranking of co-competitiveness and innovative potential. The most negative topic is the problem of budget debt and the introduction of external regulation in connection with the volume of debts. At the same time, the image of Mordovia is positively affected by attempts to attract notable external events. On the whole, positive dynamics are demonstrated in terms of financial and economic indicators, including an improvement in the investment climate and the effectiveness of fiscal policy. In terms of political indicators, the republic occupies a leading position in terms of political stability and stability, moving between groups with maximum and high stability, but there is a "over-regulation' ' of the political system, a virtual absence of opposition and independent media.

For citation: Kazakova M. N., Napalkova I. G. Economic and Political Diversity of Regional Development as the Basis of Modern Imaging (on the Example of the Republic of Mordovia).

270

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Том 16, № 3. 2020

Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2020; 16(3): 269-285. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.050.016.202003.269-285

Acknowledgment: The research is executed with assistance of the Russian Federal Property Fund and the Government of the Republic of Moldova, the project "Modern Region in Focus of the political imagology (on the example of the Republic of Mordovia)" project (No. 18-411-130012 r_a).

Введение

Имидж региона в современном информационном обществе (information society) становится значимым инструментом, дающим территории конкурентные преимущества в виде преференций федерального центра, притока инвестиций, квалифицированной рабочей силы, продвижения интересов бизнеса, системы образования, привлечения туристов, повышения доверия к региональным властям, снижения уровня социальной напряженности, возможности мобилизации населения и др. В нем, как подчеркивает вице-президент Академии имиджелогии В. П. Делия [7, с. 27], отражаются «своеобразие, устойчивость и успешность регионального развития».

Под имиджем территории в данной работе будет пониматься «комплексный эмоционально воспринимаемый образ, наделенный определенными ценностями, целенаправленно формируемый и транслируемый средствами коммуникативных технологий, исходя из имеющихся территориальных ресурсов, повышающий ее конкурентоспособность, продвигаемый среди представителей целевых групп и воспроизводимый ими» [14, с. 423].

Образ территории представляет собой комплекс элементов, так называемых имид-жеобразующих факторов, оказывающих характерное влияние на мнение целевых групп о данном регионе. В совокупности они устанавливают территориальную уникальность, формируют целостное представление о территории и определяют перспективы развития.

Большинство авторов выделяют три группы наиболее значимых имиджеобразу-ющих факторов: экономические (уровень и динамика экономического развития, ресурсный потенциал, состояние инфраструктуры и коммуникаций, инвестиционный климат,

степень свободы движения капитала, товаров, рабочей силы), социальные (условия и уровень жизни населения, социальный климат, уровень безопасности, общественный порядок, традиции, самобытность), политические (устойчивость и преемственность власти, наличие политического диалога, прозрачность политических процедур) [18]. Часть из них (историческое наследие, географическое положение, климат, наличие или отсутствие сырьевой базы и т. п.) инвариантна, так как является данностью, существующей вне воли и желания людей (хотя наблюдаются случаи, когда предпринимаются попытки, например, пересмотреть историю или переоценить значимость тех или иных событий). К вариативной же составляющей относятся социально-демографические, экономические, социокультурные, политические особенности, которые динамично развиваются и изменяются как в лучшую, так и в худшую сторону и могут по-разному восприниматься различными целевыми группами.

Цель данной публикации - рассмотреть экономическое и политическое своеобразие регионального развития как основу современного имиджирования на примере Республики Мордовия.

Обзор литературы

Классическим в имиджелогии считается труд Ф. Котлера, К. Асплунда, И. Рейна, Д. Хайдера «Маркетинг мест», в котором рассматриваются способы позиционирования и продвижения разных видов территорий, предлагается классификация территориальных имиджей; имидж территории понимается как совокупность преставлений и впечатлений о данной территории [12, с. 204-205].

В целом проблемы пространственного развития разных по масштабу территорий актуализируют R. Cordera,

E. González-González, S. Henderson, X. Diao, E. Magalhaes, P. Nijkamp, S. Nogués, J. Romao, K.-M. Osei-Bryson, S. Samoilenko, J. Silver [24; 28; 30; 31] и др.

Различные аспекты и атрибуты имиджа городов, регионов, стран, их символическое осмысление представлены в работах W. M. de Jon, J. Doyle, T. Hoppe, S. Jiménez-Tovar, M. Lavicka, A. Rajagopal, N. Wackerlin, M. Warnier [25; 27; 29; 32] и др.

Отечественные исследователи И. С. Ва-женина, С. Г. Важенин, И. А. Василенко, М. В. Терских, Е. Д. Маленова [4; 5; 21] рассматривают территориальный имидж в контексте анализа его различных элементов: природно-географических, исторических, социокультурных, социально-демографических, этнических, экономических, политических, организационно-правовых, символических (атрибутивных). Среди комплекса факторов, влияющих на имидж региона, особое внимание уделяется социально-экономическим и политическим характеристикам, которые выступают важными ресурсами обеспечения конкурентоспособности региона.

Роль экономических факторов в формировании имиджа территории актуализируется в работах М. Л. Бачериковой, И. М. Романовой, Е. С. Переладовой и др. [3; 16]. Необходимость формирования политического имиджа как дополнительного ресурса для формирования инвестиционного климата обосновывается Т. В. Сачук, П. С. Чирковым и др. [19; 23].

Кейсы имиджа отдельных регионов представлены в исследованиях Н. А. Андриановой, Н. В. Зиновьевой, Е. Н. Ежовой, В. Ю. Пашкус, Т. А. Рассадиной, Ж. Н. Тории и др. [1; 9; 15; 17; 22].

Имиджевая специфика Республики Мордовия анализируется В. В. Волковой, Д. Г. Десяевым, Л. А. Зайцевой, М. Н. Казаковой, К. В. Курочкиной, С. Э. Майковой, И. Г. Напалковой, Д. В. Окуневым, А. С. Солдатовой и др. [6; 8; 10; 11; 13; 20].

Несмотря на обширную исследовательскую практику, тематика регионального имиджа остается актуальной вследствие динамичности процессов, влияющих на об-

раз территории, изменчивости вариативной составляющей, постоянного совершенствования технологических приемов и инструментария конструирования.

Материалы и методы

В основу исследовательской методологии были положены: структурно-функциональный подход, рассматривающий имидж как определенный образ, обладающий универсальным набором взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет свою роль и имеет свой функционал; аксиологический подход, так как имидж основан на оценочных суждениях, транслируемых в процессе социальной коммуникации

В качестве прикладного использован метод кейс-стади. Конкретным случаем выступает имидж Республики Мордовия, сущность которого рассмотрена на основании анализа документов, официальной статистической информации, экспертного интервью и т. п. Конструктивная валидность достигалась за счет использования разных источников информации, а внутренняя - за счет использования альтернативных оценок и интерпретаций.

В качестве информационной основы при выявлении особенностей экономических и политических имиджевых характеристик Республики Мордовия выступил рейтинги и ренкинги ведущих рейтинговых агентств (РИА Рейтинг, Агентство стратегических инициатив, Агентство политических и экономических коммуникаций, Консорциум Леонтьевский центр - AV Group, Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и др.), отчеты региональных органов государственной власти об итогах социально-экономического развития.

Результаты

Экономическая и политическая сферы жизнедеятельности общества являются одними из основных, поэтому в данной публикации осуществляется их дескрипция как составляющих имиджевой территориальной уникальности Республики Мордовия.

В числе позитивных факторов экономического развития отмечаются:

- положительная динамика в производстве за последние пять лет (в среднем за 2015-2019 гг. ежегодное увеличение составило 5-6 %;

- увеличение объема экспорта, обеспечиваемое внутренним производством региона, а также реализация межправительственных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Торговыми партнерами республики являются 75 стран (при экспорте - 67, при импорте - 46), более 50 регионов России;

- увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств. Доля валовой продукции сельскохозяйственных организаций республики в общем производстве валовой продукции сельского хозяйства в Республике Мордовия составляет 71,1 %, в Приволжском федеральном округе - 52,6 %, по России - 58,2 %';

- активное участие республики в реализации государственных и ведомственных целевых программ Министерства сельского хозяйства РФ и, как следствие, - рост объемов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей;

- развитая инновационная инфраструктура, в которую входят центры поддержки инновационных проектов и малого предпринимательства в научно-технической сфере (Агентство инновационного развития Республики Мордовия, Технопарк в сфере высоких технологий);

- реализация мероприятий по упрощению процедур ведения бизнеса и снятию административных барьеров для улучшения инвестиционного климата в республике;

- разработка и реализация 12 «дорожных карт» по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

- включенность в федеральные проекты, во многом благодаря эффективному

взаимодействию с игроками федерального уровня. Мордовия участвует в 56 федеральных проектах, которые являются частью национальных.

Участие республики в федеральных проектах, поддержка федеральных инициатив обеспечивает поддержку центра в проблемных для республики аспектах. Лояльность со стороны федерального центра в вопросах предоставления финансовой помощи во многом обусловлена следующими свойственными региону политическими факторами развития:

- высокий уровень политической стабильности. Мордовия в рейтинге про-тестной активности российских регионов (март 2019 г.) входит в так называемую «зеленую группу» - стабильную зону, которая характеризуется немногочисленными про-тестными акциями;

- отсутствие внутриэлитных противоречий. Правительство Мордовии представляет собой сегодня устойчивый механизм, основными узлами которого выступают министры стратегически значимых для региона направлений;

- высокий уровень управляемости территорией. Важным элементом политического контроля является взаимодействие с муниципалитетами, повышенное внимание к руководителям стратегически важных городов (Саранск, Рузаевка);

- отсутствие проблем, свойственных национальным республикам, в вопросах межэтнического взаимодействия, использования языка, развития национальных культур и т. п. Основной характеристикой межэтнических и межнациональных отношений в регионе является толерантность -терпимость к межгрупповым различиям.

Значимыми преимуществами в рамках реагирования на вызовы, диктуемые общенациональной повесткой, являются прямой контроль Главы Мордовии за решением социально-экономических проблем, в том

1 Развитие агропромышленного комплекса Республики Мордовия за 2019 год [Электронный ресурс] / Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. - URL: http://agro.e-mordovia.ru/ apk. - Загл. с экрана.

числе связанных с распространением коро-навирусной инфекции, а также оперативное реагирование региональных властей на недочеты в деятельности муниципальных чиновников.

Обсуждение

Республика Мордовия по уровню и типу хозяйственного развития относится к индустриально-аграрному типу регионов (как, например, Липецкая, Волгоградская области). Среди конкурентных преимуществ отмечаются: выгодное географическое положение с позиции близости к основным центрам потребления продукции; высокий логистический потенциал, развитые производственная, социальная инфраструктура, система информационных технологий и коммуникаций. В силу специфики региона основные ориентиры экономического развития - агропромышленный комплекс и инновационный кластер.

В республике за последние пять лет отмечается положительная динамика в производстве, в среднем на 5-6 % ежегодно. В 2019 г. индекс промышленного производства в Мордовии составил 105,4 % по данному показателю; по темпам роста поставок в зарубежные страны республика занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе.

Экспорт товаров из Мордовии более чем на 90 % обеспечивается внутренним производством региона. Активному продвижению продукции на российский и зарубежный рынки способствует развитая сеть торговых представительств, количество которых в настоящее время составляет 16 в регионах России и 3 - в зарубежных странах. В то же время следует отметить снижение товарооборота в 2019 г. по сравнению с 2018 г.

В сфере международных и межрегиональных отношений реализуются межпра-

вительственные соглашения о торговом, экономическом, научно-техническом, культурном сотрудничестве, организуются совместные ярмарки, выставки, конференции как в республике, так и в других регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Нижегородской области и др. Предприятия и организации Мордовии открыли торговые дома в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Владимире, Воронеже, Волгограде, Вологде, Омске, Пензе, Саратове и других городах. Это способствует привлечению инвестиций и росту реализации продукции за пределами республики. Межправительственные соглашения по различным видам сотрудничества заключены с правительствами Республики Беларусь, Бурунди, Венгрии, провинций Сычуань, Аньхой, Хубэй и г. Чунцин (КНР)2. Осуществляется активное сотрудничество с Ассамблеей Европейских Регионов (АЕР), которая включает 260 регионов из 34 стран. Для установления деловых и культурных связей только в 2015-2020 гг. Мордовию посетили делегации из КНР, Норвегии, Венгрии, Финляндии, Чехии, Эстонии, Германии и т. д.

За 2015-2019 гг. констатируется увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств. Мордовия полностью обеспечивает себя производимыми продуктами питания и свыше 60 % производимой сельскохозяйственной продукции поставляет за пределы республики. В сельском хозяйстве занято 20 % населения3. Республика активно участвует в реализации государственных и ведомственных целевых программ Минсельхоза РФ, вследствие чего отмечается рост объемов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. В частности, в 2018 г. такая поддержка составила 3 089 млн руб., в том числе из федерального бюджета -2 004,2 млн руб., республиканского -

Межправительственные соглашения [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Мордовия. - URL: http://mmeco2.e-mordovia.m/index.php?option=com_content&view=articb&id=1701:2017-10-25-09-02-26&catid=70:2009-09-03-06-04-42&Itemid=374. - Загл. с экрана.

Агропромышленный комплекс Республики Мордовия [Электронный ресурс] / Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. - URL: http://agro.e-mordovia.ru/apk/. - Загл. с экрана.

2

1 084,8 млн руб. Объем государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей за 2019 г. составил 2 422,2 млн руб., в том числе из федерального бюджета -1 805,8 млн руб., республиканского бюджета - 616,4 млн руб.

Важным конкурентным преимуществом республики является развитая инновационная инфраструктура. В нее входят центры поддержки инновационных проектов и малого предпринимательства в научно-технической сфере (Агентство инновационного развития Республики Мордовия, Технопарк в сфере высоких технологий (Технопарк-Мордовия), Центр нанотехнологий и нано-материалов, Бизнес-инкубатор, Центр поддержки предпринимательства, Корпорация развития, Центр инноваций социальной сферы) и образовательные организации (МГУ им. Н. П. Огарёва, Республиканский лицей для одаренных детей).

По итогам V Национального рейтинга технопарков России в 2019 г. АУ «Технопарк-Мордовия» вошло в тройку лидеров рейтинга среди 169 участников, что говорит о высокой эффективности работы. В сфере высоких технологий технопарк с 2018 г. находится в первой группе (А+) «Наивысший уровень эффективности функционирования технопарка» (свыше 110 %). В Национальном докладе «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» (2019) республика отнесена к числу регионов с лучшими региональными практиками по развитию кластеров и технопарков, где региональные власти ориентированы на поддержку высокотехнологичного бизнеса4.

Республика входит в Ассоциацию инновационных регионов России (АИРР). В общем рейтинге инновационных регионов Мордовия занимает 13-е место (лидерами рейтинга традиционно являются Санкт-Петербург, Республика Татарстан и

Москва), входит в группу «средне-сильных инноваторов», которую образуют 17 субъектов, в том числе шесть регионов АИРР. Кроме того, по уровню развития инновационной деятельности Республика Мордовия входит в первую пятерку регионов АИРР наряду с Татарстаном, Томской и Липецкой областями и Пермским краем. Доля инновационной продукции в общем объеме составляет 29 %5.

В Рейтинге инновационных регионов России в числе сильных сторон инновационного развития РМ обозначены: высокий удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе малых предприятий; инновационная деятельность региональных властей; число участников кластеров и резидентов технопарков в расчете на 1 тыс. чел. занятого населения6.

Мордовия входит в число лидеров по развитию фотоники в Приволжском федеральном округе в рамках нацпроекта «Наука». Созданы и функционируют инновационный территориальный кластер «Светотехника и оптоэлектронное приборостроение» и промышленный кластер «Волоконная оптика и оптоэлектроника», а также единственный в России производитель оптического волокна - завод «Оптиковолоконные системы».

В республике действует межведомственная комиссия «проектный офис», которая занимается вопросами внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата и внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

Правительство Республики Мордовия проводит активную работу по развитию сферы государственно-частного партнер-

Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России». Вып. 2. - М. : РАНХиГС, АИРР, 2019. - С. 36.

Рейтинг инновационных регионов России: версия 2017 [Электронный ресурс] / Ассоциация инновацион-

ных регионов России. - URL: http://i-regions.org/images/files/airr17.pdf. - Загл. с экрана. Рейтинг инновационных регионов России [Электронный ресурс] / Ассоциация инновационных регионов России. - URL: http://www.i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya. - Загл. с экрана.

ства (ГЧП). За 2018-2020 гг. республика занимает устойчивое 42-е место в рейтинге регионов по уровню развития ГЧП в субъектах Российской Федерации (2017 г. -61-е место). Сформирована нормативная база для реализации проектов государственно-частного партнерства, утверждена и реализуется «Дорожная карта» по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства на территории Республики Мордовия (регионального ГЧП-стандарта) на 2019-2020 гг. совместно с АНО «Национальный центр развития государственно-частного партнер-ства»7.

С 2017 г. в Республике Мордовия реализуются 12 «дорожных карт» по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, осуществляются мероприятия по развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата. Дополнительными инструментами для стимулирования работы в направлении развития конкуренции районов стал рейтинг муниципальных образований республики, а также План мероприятий («дорожная карта») Администрации г. о. Саранск по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия.

В рамках реализации Национального плана по развитию конкуренции в республике были установлены показатели: увеличение в 2 раза к 2020 г. по сравнению с 2017 г. доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;

увеличение до 18 % к 2020 г. доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (на 1 января 2019 г. в республике их доля уже составила 30,76 %). Наряду с мероприятиями, «дорожной картой» предусмотрены ключевые показатели, минимальные значения которых на 2022 г. установлены стандартом развития конкуренции. На сегодняшний день достигнуты минимальные значения по 21 товарному рынку из 33, причем на 13 рынках доля присутствия частного сектора составляет 100 %8.

В то же время следует выделить ряд проблем в экономическом развитии. Как было обозначено выше, отраслевой профиль республики формируют три отрасли, в числе которых сельское хозяйство, однако оно имеет выраженный сезонный характер и высокую зависимость от погодных условий. На территории республики нет крупных месторождений полезных ископаемых за исключением строительных материалов, что значительно ограничивает возможности увеличения валового регионального продукта.

Главным экономическим вызовом, оказывающим влияние на ключевые сферы, является госдолг региона. Республика Мордовия - лидер рейтинга самых закредито-ванных регионов России. Так, по итогам 2016 г. показатель соотношения доходов и государственного долга составлял 176 %, к январю 2018 г. он превысил 200 % (критический уровень госдолга зафиксирован также в Костромской области). В течение

2018 г. республика увеличила объем долговых обязательств на 12,45 % (на 6,227 млрд руб.); в итоге госдолг региона на 1 января

2019 г. составил 56,217 млрд руб. При этом

7 Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Экономическое развитие Республики Мордовия» за 2019 год [Электронный ресурс] / Министерство экономики, торговли, и предпринимательства Республики Мордовия. - URL: http://mineco.e-mordovia.ru/target-programs/annual-report-on-the-progress-of-implementation-and-evaluating-the-effectiveness-of-the-state-progra/index.php. -Загл. с экрана.

8 Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Экономическое развитие Республики Мордовия» за 2019 год [Электронный ресурс] / Министерство экономики, торговли, и предпринимательства Республики Мордовия. URL: http://mineco.e-mordovia.ru/target-programs/annual-report-on-the-progress-of-implementation-and-evaluating-the-effectiveness-of-the-state-progra/index.php. -Загл. с экрана.

практически в 2 раза увеличилась сумма средств, привлеченных в иностранных банках и кредитных организациях. Доля коммерческих кредитов в структуре долговых обязательств увеличилась с 19,4 до 33,6 %. Причинами, которые значительно увеличили рост государственного долга, стали подготовка к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства и к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года. Вложения в инфраструктуру привели к тому, что по итогам 2018 г. соотношение долга и собственных доходов Мордовии оказалось выше 200 %. Новым этапом в решении проблемы государственной задолженности республики можно считать 2019 г. Его началом послужил пересмотр условий, на которых должна происходить реструктуризация госдолга. Согласно новому соглашению с Министерством финансов, заключенному в феврале 2019 г., задолженность будет возвращаться с 2019 по 2024 г. Важным условием для сохранения графика рассрочки является ежегодное сокращение объема госдолга. К началу 2025 г. долговая нагрузка должна составить не более 100 % от объема налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.

На протяжении 2019 г. Мордовия демонстрировала позитивную динамику в сокращении государственного долга. В январе 2019 г. госдолг республики составлял 56,2 млрд руб., к началу 2020 г. он существенно сократился (51,088 млрд). В конце 2018 г. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) понизило рейтинг Республики Мордовия на четыре ступени до B (RU). Отмечался низкий уровень кредитоспособности региона: он может исполнять долговые обязательства, но при этом

«присутствует высокая уязвимость при наличии неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий в Российской Федерации»9. Во внимание принимались резкое ухудшение ликвидности республиканского бюджета, ожидаемое ухудшение показателей бюджетной дисциплины в 2019 г. и невозможность единовременного снижения долга в 2020 г. Главный риск - реализация списания бюджетных кредитов вследствие нарушения регионом условий реструктуризации.

Однако в начале 2019 г. этот риск был преодолен. После подписания соглашения между Министерством финансов и Республикой Мордовия об условиях продления бюджетной меры принуждения в марте АКРА присвоило Мордовии прогноз «Стабильный». При сохранении серьезной задолженности в 2019 г. Республика Мордовия продемонстрировала значительные темпы в ее сокращении. На протяжении 2019 г. республика демонстрировала позитивную динамику в сокращении государственного долга: в январе 2019 г. он составлял 56,2 млрд руб., к началу 2020 г. существенно сократился - до 51,088 млрд10. По итогам 2019 г. в ренкинге снижения абсолютного размера долга республика вошла в первую пятерку регионов, сокративших долг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успехи в развитии инновационной инфраструктуры нивелируются низкими показателями внедрения изобретений в расчете на 1 млн населения, объемов поступлений от экспорта технологий в расчете на 1 тыс. руб. валового регионального продукта и др.11

В числе регионов - полюсов роста, формирующих вклад в развитие России (рейтинге конкурентоспосбности), Республика Мордовия занимает 63-е место по данным на 2019 г. (в 2016 г. - 58-е место)12. По по-

Национальная рейтинговая шкала для Российской Федерации [Электронный ресурс] / АКРА. -URL: https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/scales. - Загл. с экрана.

Развитие Мордовии: управляемость, администрирование госдолга, инновации, перспективы, риски / АПЭК. - URL: http://apecom.ru/projects/item.php?SECTIONJD=92&ELEMENTJD=5915). - Загл. с экрана.

Рейтинг инновационных регионов России [Электронный ресурс] / Ассоциация инновационных регионов

России. - URL: http://www.i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnogo-razvitiya. - Загл. с экрана. Индекс конкурентоспособности регионов России 2019 [Электронный ресурс] / Консорциум Леонтьевский центр - AV Group. - URL: // http://lc-av.ru/wp-content/uploads/2019/11/AV_RCI_2019_beta.pdf. - Загл. с экрана.

У

10

11

казателям выпуска продукции, экспорта, налоговых сборов, новых рабочих мест и стартапов (доле в ресурсах России для развития высокотехнологичного бизнеса) республика находится в группе с самой низкой долей (менее 0,5 %)13. Отрицательной характеристикой является и низкий уровень инвестиций - в рейтинге инвестиционного потенциала регионов России в 2018-2019 гг. ^АЕХ-Аналитика) Мордовия заняла 67-е место.

Республика является традиционно дотационным регионом, т. е. бюджетной составляющей недостаточно для финансирования социальных и инфраструктурных расходов своими силами, поэтому федеральный бюджет направляет денежные трансферты в региональные бюджеты для дофинанси-рования расходов. Мордовия не является в данном плане особенным регионом, так как дотирование получают 72 региона из 85.

В совокупности характеристик, определяющих имиджевую привлекательность региона, важную роль играют политически значимые имиджеобразующие факторы: устойчивость и преемственность власти, наличие политического диалога институтов власти, партий и структур общественного самоуправления, прозрачность политических процедур, деятельности СМИ, независимость средств массовой информации.

Мордовия традиционно характеризуется высоким уровнем политической стабильности. По данным исследования Фонда «Петербургская политика», республика на протяжении последних нескольких лет входит в топ-8 регионов России с максимальной социально-политической устойчивостью (свыше 8 баллов)14. По результатам

мониторинга протестных акций в РФ за 2017-2018 гг., проведенном Центром экономических и политических реформ, Республике Мордовия отведено 79-80-е место при общей тенденции роста протестной активности в стране15.

Важным фактором политической стабильности является уровень административной устойчивости. Элита республики достаточно консолидирована при доминировании фигуры губернатора. Глава республики В. Д. Волков занимает высокие позиции в рейтинге влияния глав субъектов РФ. Так, согласно данным рейтинга Агентства политических и экономических коммуникаций, в декабре 2019 г. В. Д. Волков занимал 14-ю позицию в рейтинге влияния глав субъектов РФ16. Однако следует все же отметить нисходящий тренд в течение второго полугодия 2019 г.

В Национальном рейтинге губернаторов по итогам 2019 г., составленном Центром информационных коммуникаций «Рейтинг», В. Д. Волков вошел в первую группу, заняв 19-ю позицию, которую удалось сохранить и в начале 2020 г.17 Политический курс нынешнего руководства республики характеризуется большей гибкостью, меньшей централизованностью и жесткостью в отношении текущего управления. Политика республиканской власти традиционно ориентирована на укрепление и развитие позитивных тенденций в социально-экономической сфере и устранение рисков политической стабильности. Кадровая политика базируется на принципах преемственности (реорганизации в структуре правительства региона происходят с опорой на подтвердивших свою компетентность персон),

Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России». - Вып. 2. - С. 15.

Рейтинг политической устойчивости: Мордовия опередила Татарстан [Электронный ресурс] / Idel.

Реалии. - URL: https://www.idelreal.org/a729940141.html. - Загл. с экрана.

Протесты 2017-2018: рост протестной активности населения [Электронный ресурс] / Центр экономических и политических реформ. - URL: http://cepr.su/2018/11/08/protests-2017-2018/. - Загл. с экрана. Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в декабре 2019 года [Электронный ресурс] / АПЭК. - URL: http://apecom.ru/projects/item.php?SECTI0N_ID=101&ELEMENT _ID=5830. - Загл. с экрана.

Национальный рейтинг губернаторов (итоги 2019 г.) [Электронный ресурс] / Национальный рейтинг. -URL: http://russia-rating.ru/info/17247.html. - Загл. с экрана.

13

14

15

16

17

ориентации на повышение эффективности работы и бюджетную экономию (отказ от органов власти с небольшим набором функций управления в пользу более крупных министерств, сокращение госслужащих на 10 %), поддержания баланса в элите (ликвидация Министерства целевых программ, возглавляемого А. Н. Меркушкиным). Ключевым фактором внутриэлитных отношений является отсутствие существенных противоречий между региональными и муниципальными властями.

К позитивным характеристикам современной политической системы относится также отсутствие практики распределения властных полномочий с учетом этнично-сти: в течение длительного времени Главой республики являлся Н. И. Меркушкин (мордвин по национальности), В. Д. Волков (русский) занимал в то время пост Председателя Правительства. Должность Председателя Государственного Собрания также не закреплена за определенной этнической группой.

Высока результативность взаимоотношений с федеральным центром как в плане продвижения региональных интересов и поддержки региональных инициатив в федеральном центре, так и в реализации требований федерального центра в регионе. Степень включенности в федеральные проекты можно оценить по топовым мероприятиям: например, Саранск стал городом - организатором Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России.

Для республиканских властей характерно постоянное взаимодействие с игроками федерального уровня. Руководство республики действует в логике реализации национальных проектов - это один из основных векторов работы региональной власти. Мордовия участвует в 56 федеральных проектах, которые являются частью национальных.

Лояльность федеральному центру является одним из трендов имиджевой полити-

ки региона, а выражением такой лояльности стала поддержка направлений развития, инициированных федеральной властью. Например, был объявлен курс на модернизацию и формирование инновационного кластера - продвигается проект «Технопарк-Мордовия». Республика неоднократно становилась площадкой для самых разных пилотных апробаций: реализации федерального инфраструктурного проекта «Управдом»; запуска нового совместного проекта Почты России и «Ростелекома» по развитию российского рынка цифровой рекламы; проекта РУСАДА по популяризации честного спорта среди школьников, для апробации проектов «Билет в будущее», «Бережливая поликлиника» и др. Все это позволяет вписываться во всероссийский мейнстрим и синхронизировать так называемый региональный хронотоп с текущим историческим моментом.

Эксперты Агентства политических и экономических коммуникаций в качестве традиционных характеристик общественно-политической ситуации в Республике Мордовия отмечают отсутствие политической и социальной турбулентности в межвыборный период18. На выборах Главы РМ в 2017 г. 89,19 % населения региона поддержали действующего губернатора. При этом Мордовия стала лидером среди российских регионов по показателю явки на избирательные участки (81,96 %).

Результаты выборов федерального уровня также демонстрируют ориентацию на действующие политические силы и высокую явку избирателей: на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва 18 сентября 2016 г. явка избирателей составила 83,02 %, из них 84,36 % голосов было отдано партии «Единая Россия» (1-е место по Приволжскому федеральному округу, 3-е место по России). На выборах Президента РФ 18 марта 2018 г. в голосовании приняли участие 77,86 % избирателей

Политика Владимира Волкова: гибкая управляемость, ставка на конкурентные отрасли и «эффект мундиа-ля» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=92&ELEMENT_ ID=5189. - Загл. с экрана.

республики, 84,36 % из них поддержали кандидатуру В. В. Путина19.

Поддержание внутриэлитного баланса происходит и с помощью тесного взаимодействия правительства региона с партией «Единая Россия», которая доминирует в региональном парламенте. В состав Государственного Собрания вошли 45 депутатов (из 48) от «Единой России», по одному депутату от ЛДПР и КПРФ, один самовыдвиженец.

В единый день голосования, 9 сентября 2018 г., из всех зарегистрированных региональных отделений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принимать участие в качестве избирательных объединений в дополнительных выборах депутата Государственного Собрания Республики Мордовия, воспользовались таким правом лишь четыре.

Подобная ситуация объясняется тем, что региональным отделениям политических партий не хватает организационного, идеологического и финансового ресурсов, а также сторонников и членов партий. По данным ЦИК РМ, в республике официально зарегистрировано 39 региональных отделений политических партий, однако численность половины из них не превышает 10 чел. Все это свидетельствует о фактическом отсутствии политической конкуренции.

Своеобразие развития региона связано и с показателями социально-политической напряженности, среди которых можно выделить протестную активность и уровень преступности.

В целом по России с начала 2019 г., согласно исследованию АНО «Институт региональной экспертизы»20, наблюдаются

рост числа протестных акций, повышение массовости протеста и отчасти его радикализации. Мордовия в рейтинге протестной активности российских регионов (март 2019 г.) входит в так называемую «зеленую группу» - стабильную зону, которая характеризуется немногочисленными про-тестными акциями, как правило, в форме пикетов, чаще всего одиночных. Так, в Саранске за март 2019 г. прошли одиночный пикет в защиту животных и митинг КПРФ «Защитим социально-экономические права граждан!». Вместе с тем эксперты подчеркивают, что это часто не означает отсутствие социально-экономических и/или политических проблем, а скорее определяется сложившимся типом политической культуры и типом регионального политического режима.

Уровень преступности и криминализации является активизатором других драйверов развития экономики, политики, общества, так как тормозит рост и развитие национального человеческого капитала. Республика Мордовия входит в число безопасных регионов страны. По данным агентства RG.Ru, уровень преступности здесь на 22 % ниже среднероссийского показателя. Вместе с тем вызывает опасения рост числа преступлений коррупционной направленности: в 2018 г. их совершено больше на 38,4 %; экономической направленности -на 12,7 %21.

В рейтинге криминогенности российских регионов, составленном Институтом региональных проблем на основе данных за февраль 2019 г., Мордовия вошла в топ-10 -группу самых благополучных регионов, заняв 9-е место за счет невысокого количества преступлений на душу населения и самых низких в стране показателей насильственных преступлений22. Однако в течение

Выборы Президента Российской Федерации на территории Республики Мордовия. Электоральная стати-

стика. - Саранск : ЦИК РМ, 2018. - С. 12.

«Заметный март»: рейтинг протестной активности регионов РФ, март 2019 года [Электронный ресурс] / ИА REGNUM. - URL: https://regnum.ru/news/accidents/2609425.html. - Загл. с экрана. О состоянии преступности в Республике Мордовия за 2018 год [Электронный ресурс] / Новости Прокуратуры РФ. - URL: https://procrf.ru/news/706423-o-sostoyanii-prestupnosti-v.html. - Загл. с экрана.

19

20

21

280

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Том 16, № 3. 2020

года отмечено незначительное падение по сравнению с предыдущими показателями (-2), которое означает движение в сторону неблагополучных регионов23. Данные характеристики являются значимыми для туристов, студентов, абитуриентов и мигрантов, особенно зарубежных.

Обобщающим показателем эффективности ныне действующей региональной власти и высшего должностного лица субъекта Федерации является рейтинг эффективности управления, состоящий из трех блоков: политико-управленческого, социального и финансово-экономического. В итоговом рейтинге эффективности управления в субъектах Российской Федерации (АПЭК) Республика Мордовия занимает 25-е место. При этом произошло значительное падение рейтинга в политико-управленческом блоке, включающем показатели общественной поддержки главы, эффективности консолидации элиты, отношений с федеральным центром (с 5-го до 23-24-го места), а также в социальном блоке (с 8-го до 33-го места). В то же время демонстрируется положительная динамика по финансово-экономическим показателям, включающим улучшение инвестиционного климата и эффективность бюджетной политики (республика поднялась с 83-го на 16-е место)24.

Заключение

Проанализировав особенности современного экономического и политического развития Республики Мордовия как факторы территориальной индивидуальности следует отметить:

а) в каждой из рассматриваемых общественных сфер имеется веер сильных и слабых сторон, причем один и тот же драйвер может иметь разную оценку у разных целевых категорий. Так, лояльность феде-

ральному центру - положительная сторона для властной элиты, но может быть отрицательной для бизнеса и местного населения;

б) отмечается несбалансированность различных направлений деятельности региональной власти: если по политическому и этнонациональному блокам республика занимает достаточно высокие позиции, то в финансово-экономическом оказывается в числе аутсайдеров;

в) происходит своеобразная скарификация ядрообразующих имиджевых направлений региона, например, достижения в развитии промышленности, аграрной сферы, инновационных разработок диссонируют с невыполненными долговыми обязательствами, умеренной инвестиционной привлекательностью региона, неисполнением консолидированного бюджета и др.;

г) существует разница между первичным (восприятие территории после первоначального знакомства) и вторичным имиджем (результат реальной оценки конкурентных преимуществ);

д) в информационном пространстве региона происходит акцентирование положительной и частичное замалчивание отрицательной информации о развитии территории, что влияет на возрастание разрыва между идеальным и реальным имиджевым образом.

Имидж республики характеризуется относительной устойчивостью и зависимостью от объективных характеристик регионального развития. Важными факторами формирования внутренней политики региона являются взаимодействие с центром и продвижение республиканских инициатив.

Потребность в формировании имиджа региона неоспорима, это позволяет более эффективно лоббировать свои интересы, способствовать формированию благопо-

Рейтинг криминогенности регионов. Выпуск № 1 [Электронный ресурс] / Институт региональных про-

блем. - URL: https://www.irpr.ru/2019/05/31/pervyj-rejting-kriminogennosti-regionov/. - Загл. с экрана. Рейтинг криминогенности регионов. Выпуск № 8 [Электронный ресурс] / Институт региональных проблем. - URL: http://www.irpr.ru/2019/12/23/rejting-kriminogennosti-regionov-vypusk-8/. - Загл. с экрана. Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2019 году [Электронный ресурс] / АПЭК. - URL: http://apecom.ru/projects/item.php?SECTI0N_ID=90&ELEMENT_ID=5869. - Загл. с экрана.

22

23

лучного инвестиционного климата, наладить особые политические связи между центром и регионом. «Кредит доверия» к

региональной власти дает возможность получить дополнительные ресурсы для развития региона.

Библиографический список

1. Андрианова Н. А. Структура и технологии формирования имиджа Краснодарского края (по материалам экспертного опроса) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4 : История. Регионоведение. Международные отношения. - 2008. - № 2 (14). -С. 155-161.

2. Бачерикова М. Л., Пархомчук Л. П., Зиновьева Н. В. Влияние имиджевых характеристик Приморского края на инвестиционные намерения зарубежного бизнеса // Практический маркетинг - 2018. - № 10 (260). - С. 10-15.

3. Бачерикова М. Л., Романова И. М. Имидж территории: понятийно-терминологическая систематизация // Региональная экономика и управление : электронный научный журнал. -2017. - № 1 (49). - С. 56-62.

4. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории // Экономика региона. - 2010. - № 3. - С. 95-103.

5. Василенко И. А., Люлько А. Н., Василенко Е. В. Имидж регионов России: инновационные технологии и стратегии ребрендинга. - М. : Международные отношения, 2016. - 288 с.

6. Волкова В. В., Кулакова Л. В. Роль этнокультурных особенностей региона в формировании геоимиджа (на примере Республики Мордовия) // Политика и общество. - 2017. - № 2. -С. 67-76.

7. Делия В. П. Инновационные направления развития регионов // Имидж и маркетинг развития территорий: опыт и перспективы развития в бизнесе, культуре, туризме и образовании: XV международный симпозиум по имиджелогии (Астрахань, 14-16 сентября 2017 г). -М. : Изд-во Академии имиджелогии, 2017. - С. 27-32.

8. Десяев Д. Г., Напалкова И. Г. Республика Мордовия: дескрипция имиджевого бэкграунда // Финно-угорский мир. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 168-182. DOI: 10.15507/20762577.011.2019.02.168-182.

9. Ежова Е. Н. Стратегия формирования имиджа Северного Кавказа // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. - 2016. - № 2. - С. 195-201.

10. Зайцева Л. А., Напалкова И. Г. Факторы территориальной индивидуальности национальных республик России как основа современного имиджирования (на примере Мордовии) // Актуальные проблемы когнитивной науки : сб. ст. по итогам Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа : Агентство международных исследований, 2019. - С. 21-30.

11. Казакова М. Н., Напалкова И. Г. Социально-демографические, социокультурные и этнона-циональные факторы как основа формирования имиджа региона (на примере Республики Мордовия) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2019. - № 4. - С. 155-166.

12. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. - СПб. : Стокгольмская школа экономики, 2005. - 381 с.

13. Майкова С. Э., Окунев Д. В. Исследование перспектив формирования и развития финно-угорского туристского кластера в Республике Мордовия // Регионология. - 2018. - Т. 26. -№ 3 (104). - С. 438-459. DOI: 10.15507/2413-1407.104.026.201803.438-459.

14. Напалкова И. Г., Курочкина К. В. Имидж региона: специфика, основные элементы и технологии конструирования // Экономическая история. - 2018. - Т. 14. - № 43. - С. 414-429. DOI: 10.15507/2409-630Х.043.014.201804.414-429.

15. Пашкус В. Ю., Пашкус Н. А., Пашкус М. В. Создание сильного культурного бренда Санкт-Петербурга: прорывное позиционирование и подходы к оценке // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 4. - С. 19-30.

16. Переладова Е. С. Имидж региона: структура и факторы // Молодой ученый. - 2019. - № 30 (268). - С. 82-83.

17. Рассадина Т. А. Имидж региона: аспекты формирования и оценки населения (на примере Ульяновской области) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2015. - № 4 (36). - С. 163-178.

18. Ретивых И. Творческая реализация как фактор имиджа территории // Государственная служба. - 2015. - № 4 (96). - С. 73-76.

19. Сачук Т. В. Территориальный маркетинг - СПб. : Питер, 2009. - 368 с.

20. Солдатова А. С., Ширманов Е. В. Символы и образы идентичности жителей Республики Мордовия // Социально-политические науки. - 2016. - № 3. - С. 174-177.

21. Терских М. В., Маленова Е. Д. Имидж региона: теоретический аспект (Российский и зарубежный опыт) [Электронный ресурс] // Политическая лингвистика. - 2015. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-regiona-teoreticheskiy-aspekt-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt.- Загл. с экрана.

22. Тория Ж. Н. Формирование позитивного имиджа Карачаево-Черкесской республики в российском информационном пространстве (социологический подход) // Коммуникология. -

2018. - Т. 6. - № 5. - С. 99-106.

23. Чирков П. С. Проблема имиджа региона в политическом пространстве России // Вопросы политической науки: материалы I Международной научной конференции (г. Москва, июнь 2015 г.). - М. : Буки-Веди, 2015. - С. 29-35.

24. Diao X., Magalhaes E., Silver J. Cities and rural transformation: A spatial analysis of rural livelihoods in Ghana // World Development. - 2019. - Vol. 121. - С. 141-157.

25. Doyle J. Reconceptualising research impact: reflections on the real-world impact of research in an Australian context // Higher Education Research and Development. - 2018. - 37 (7). - 1366-1379.

26. Henderson S. R. Outer metropolitan areas and infrastructure deficits: Policy dynamics on the edge of Melbourne, Australia // Cities. - 2019. - No. 90. - P. 24-31.

27. Jiménez-Tovar S., Lavicka M. Folklorized politics: how Chinese soft power works in Central Asia // Asian Ethnicity. - 2020. - 21(2). - P. 244-268.

28. Nogués S., González-González E., Cordera R. Planning regional sustainability: An index-based framework to assess spatial plans. Application to the region of Cantabria (Spain) // Journal of Cleaner Production. - 2019. - Vol. 225. - P. 510-523.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Rajagopal A. Exploring behavioral branding: managing convergence of brand attributes and vogue // Qualitative Market Research. - 2019. - 22 (3). - P. 344-364.

30. Romao J., Nijkamp P. Impacts of innovation, productivity and specialization on tourism competitiveness-a spatial econometric analysis on European regions // Current Issues in Tourism. -

2019. - No. 22 (10). - P. 1150-1169.

31. Samoilenko S., Osei-Bryson K.-M. Representation matters: An exploration of the socio-economic impacts of ICT-enabled public value in the context of sub-Saharan economies // International Journal of Information Management. - 2019. - No. 49. - P. 69-85.

32. Wackerlin N., Hoppe T., Warnier M., de Jon W. M. Comparing city image and brand identity in polycentric regions using network analysis // Place Branding and Public Diplomacy. - 2020. -No 16 (1). - P. 80-96.

References

1. Andrianova N. A. The structure and technologies of forming the image of the Krasnodar Territory (based on an expert survey). Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Volgograd State University. Series 4: History. Regional studies. International relationships. 2008; No. 2 (14): 155-161. (In Russ.).

2. BacherikovaM. L., ParhomchukL. P., Zinov'evaN. V. The influence of image characteristics of the Primorsky Territory on the investment intentions of foreign business. Prakticheskij marketing = Practical Marketing. 2018; No. 10 (260): 10-15. (In Russ.).

3. BacherikovaM. L., RomanovaI. M. Territory image: conceptual and terminological systematization. Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauchnyj zhurnal = Regional Economics and Management: electronic scientific journal. 2017; No. 1 (49): 56-62. (In Russ.).

4. Vazhenina I. S., Vazhenin S. G. Image and reputation as strategic components of intangible assets of a territory. Ekonomika regiona = Economy of the region. 2010; No. 3: 95-103. (In Russ.).

5. VasilenkoI. A., LyulkoA. N., VasilenkoE. V. Image of the regions of Russia: innovative technologies and rebranding strategies. Moscow, 2016, 288 p. (In Russ.).

6. Volkova V. V., Kulakova L. V. The role of ethno-cultural characteristics of the region in the formation of geo-image (for example, the Republic of Mordovia). Politika i obshchestvo = Politics and Society. 2017; No. 2: 67-76. (In Russ.).

7. Deliya V. P. Innovative directions of regional development. Image and marketing of territorial development: experience and development prospects in business, culture, tourism and education.

15th International Symposium on Imageology (Astrakhan, September 14-16, 2017). Moscow, 2017: 27-32. (In Russ.).

8. Desyaev D. G., Napalkova I. G. Republic of Mordovia: description of the image background. Finno-ugorskij mir = Finno-Ugric world. 2019; No. 11 (2): 168-182. (In Russ.). DOI: 10.15507/20762577.011.2019.02.168-182

9. Ezhova E. N. The strategy of forming the image of the North Caucasus. Strategicheskie kommunikacii v biznese i politike = Strategic communications in business and politics. 2016; No. 2: 195-201. (In Russ.).

10. Zajceva L. A., Napalkova I. G. Factors of the territorial identity of the national republics of Russia as the basis of modern image-building (on the example of Mordovia). Actual problems of cognitive science. Ufa, 2019 : 21-30. (In Russ.).

11. Kazakova M. N., Napalkova I. G. Socio-demographic, sociocultural and ethno-national factors as the basis for the formation of the image of the region (on the example of the Republic of Mordovia). Vestnik NII gumanitarnyh naukpri Pravitel stve Respubliki Mordoviya = Bulletin of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. 2019; No. 4: 155-166. (In Russ.).

12. Kotler F., AsplundK., Rejn I., Hajder D. Place marketing. St. Petersburg, 2005, 381 p. (In Russ.).

13. Majkova S. E., Okunev D. V. Study of the prospects for the formation and development of the Finno-Ugric tourist cluster in the Republic of Mordovia. Regionologiya = Regionology. 2018; No. 26 (3): 438-459. (In Russ.). DOI: 10.15507/2413-1407.104.026.201803.438-459.

14. Napalkova I. G., Kurochkina K. V. Image of the region: specifics, basic elements and design technologies. Ekonomicheskaya istoriya = Economic History. 2018; No. 14 (43): 414-429. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.414-429.

15. Pashkus V. YU., Pashkus N. A., Pashkus M. V. Creating a strong cultural brand of St. Petersburg: breakthrough positioning and approaches to evaluation. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: theory and practice. 2016; No. 4: 19-30. (In Russ.).

16. Pereladova E. S. Image of the region: structure and factors. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2019; No. 30 (268): 82-83. (In Russ.).

17. Rassadina T. A. Image of the region: aspects of the formation and assessment of the population (on the example of the Ulyanovsk region). Izvestiya vuzov. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki = University News. Volga region. Social Sciences. 2015; No. 4 (36): 163-178. (In Russ.).

18. Retivykh I. Creative implementation as a factor in the image of the territory. Gosudarstvennaya sluzhba = State service. 2015; No. 4 (96): 73-76. (In Russ.).

19. Sachuk T. V. Territorial marketing. St. Petersburg, 2009, 368 p. (In Russ.).

20. Soldatova A. S., SHirmanov E. V. Symbols and images of the identity of residents of the Republic of Mordovia. Social'no-politicheskie nauki = Socio-political sciences. 2016; No. 3: 174-177. (In Russ.).

21. Terskih M. V., Malenova E. D. Image of the region: theoretical aspect (Russian and foreign experience). Politicheskaya lingvistika = Political linguistics. 2015; No. 2. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/imidzh-regiona-teoreticheskiy-aspekt-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt. (In Russ.).

22. Toriya ZH. N. The formation of a positive image of the Karachay-Cherkess Republic in the Russian information space (sociological approach). Kommunikologiya = Communicology. 2018; No. 6 (5): 99-106. (In Russ.).

23. CHirkov P. S. The problem of the image of the region in the political process of Russia. Political Science Issues. Materials of the 1st international scientific conference. Moscow, 2015: 29-35. (In Russ.).

24. Diao X., Magalhaes E., Silver J. Cities and rural transformation: A spatial analysis of rural livelihoods in Ghana. World Development. 2019. Vol. 121. C. 141-157. (In Eng.).

25. Doyle J. Reconceptualising research impact: reflections on the real-world impact of research in an Australian context. Higher Education Research and Development. 2018. 37 (7). 1366-1379. (In Eng.).

26. Henderson S. R. Outer metropolitan areas and infrastructure deficits: Policy dynamics on the edge of Melbourne, Australia. Cities. 2019. No 90. P. 24-31. (In Eng.).

27. Jiménez-Tovar S., LavickaM. Folklorized politics: how Chinese soft power works in Central Asia. Asian Ethnicity. 2020. 21(2). P. 244-268. (In Eng.).

28. Nogués S., González-González E., Cordera R. Planning regional sustainability: An index-based framework to assess spatial plans. Application to the region of Cantabria (Spain). Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 225. P. 510-523.(In Eng.).

29. Rajagopal A. Exploring behavioral branding: managing convergence of brand attributes and vogue. Qualitative Market Research. 2019. 22 (3). P. 344-364. (In Eng.).

30. Romao J., Nijkamp P. Impacts of innovation, productivity and specialization on tourism competitiveness-a spatial econometric analysis on European regions. Current Issues in Tourism. 2019. No. 22 (10). P. 1150-1169. (In Eng.).

31. Samoilenko S., Osei-Bryson K.-M. Representation matters: An exploration of the socio-economic impacts of ICT-enabled public value in the context of sub-Saharan economies. International Journal of Information Management. 2019. No. 49. P. 69-85. (In Eng.).

32. Wackerlin N., Hoppe T., Warnier M., de Jon W. M. Comparing city image and brand identity in polycentric regions using network analysis. Place Branding and Public Diplomacy. 2020. No. 16 (1). P. 80-96. (In Eng.).

Поступила 20.04.2020.

Сведения об авторах

Казакова Марина Николаевна - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: проблемы национальной и региональной безопасности России, нациестроительства и пространственного развития, формирования территориального имиджа. Автор более 70 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid/org/0000-0001-9386-3435.

Е-mail: mnkazakova@mail.ru

Напалкова Ирина Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: политические механизмы управления национальными территориями, пространственное развитие, имидж государства, имиджевые технологии, символический капитал, прикладные исследования в области политологии. Автор более 180 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid/org/0000-0003-3896-1600.

E-mail: inapalckova@yandex.ru

Submitted 20.04.2020.

About the authors

Marina N. Kazakova - Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of General History, Political Science and Area Studies, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: problems of national and regional security of Russia, nation-building and spatial development, formation of a territorial image. The author of over 70 scientific and educational works. ORCID: https://orcid/org/0000-0001-9386-3435.

Е-mail: mnkazakova@mail.ru

Irina G. napalkova - Candidate of History, Associate Professor, Department of General History, Political Science and Area Studies, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: political mechanisms of management of national territories, central peripheral interaction in imperial Russia, spatial development, image of the state, image technologies. The author of more than 180 scientific, educational and methodical works. ORCID: https://orcid/org/0000-0003-3896-1600.

E-mail: inapalckova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.