Научная статья на тему 'Экономическое развитие как фактор территориальной индивидуальности региона (на примере Республики Мордовия)'

Экономическое развитие как фактор территориальной индивидуальности региона (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / РЕГИОН / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / ECONOMIC DEVELOPMENT / TERRITORY / TERRITORIAL ORIGINALITY / REGION / TERRITORIAL IMAGE / INNOVATIVE POTENTIAL / REPUBLIC OF MORDOVIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Напалкова Ирина Геннадьевна, Десяев Дмитрий Геннадьевич

Оценка деятельности современных регионов как экономических субъектов Российской Федерации во многом связана с их имиджем, являющимся инструментом стратегического развития и влияющим на степень деловой активности, оценку инвестиционного потенциала, стимулирующим интерес инвесторов к реализации экономических проектов и освоению ресурсных возможностей дестинации. Позитивный имидж отдельных территорий создает положительный имидж страны в целом, формирует ее деловую репутацию и повышает степень авторитетности на международном уровне. Поэтому и федеральная власть, и региональная уделяют много внимания вопросам концептуализации имиджа регионов и его продвижению с целью повышения территориальной конкурентоспособности. Однако показатели экономического развития, формирующие образ успешного региона, не всегда свидетельствуют о высоком уровне жизни населения, удовлетворенности политикой властей, что приводит к депрессионности и недовольству внутренней аудитории. Исследования в данной области помогают определить сильные и слабые стороны имиджевой стратегии, а также определить потенциал для повышения эффективности экономической сферы и, как следствие, улучшения качества жизни населения. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования выступили системный, комплексный и аналитический подходы, а также прикладные методы элементы многофакторного анализа, кейс-стади, результаты экспертного опроса «Республика Мордовия: проблемы и перспективы формирования имиджа региона». Результаты исследования. В ходе анализа ключевых отраслей производства Республики Мордовия были отражены основные показатели экономического роста и их соотношение с другими регионами России и страны в целом. Установлено, что в основе экономики Мордовии лежат три главных направления: светотехническая промышленность, сельское хозяйство и производство, основанное на инновационном развитие. Детально рассмотрены темпы экономического роста в процентном соотношении по сравнению с предыдущими годами, а также показана значимость предприятий республики в сфере общероссийского инновационного развития. Обсуждение и заключение. Республика Мордовия продолжает развивать производственные предприятия, что обеспечивает ежегодную положительную динамику. Этому способствуют и поддержка федерального правительства, и поощрение от местного руководства. Развивается не только межрегиональная торговля, но и сотрудничество в этой сфере с зарубежными странами, что приносит определенный доход. Кроме анализа производства, отражены и экономические проблемы Мордовии, из которых наиболее остро выражены госдолг перед федеральным центром и низкие показатели по заработной плате трудящихся не только среди Приволжского федерального округа, но и по всей России. Разница между экономическими показателями, формирующими имидж для внешней (инвесторы, федеральные власти) и внутренней аудитории (прежде всего население республики, трудовые мигранты), приводит к противоречивости и недовольству общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Напалкова Ирина Геннадьевна, Десяев Дмитрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Development as the Factor of the Territorial Identity of the Region (On the Example of The Republic of Mordovia)

Introduction. The activity assessment of modern regions as economic territorial subjects of the Russian Federation is mainly connected with their image, which is the instrument of strategic development and influencing the degree of business activity, the assessment of investment potential, stimulating the interest of investors in implementation of economic projects and development of resource opportunities of a region. The positive image of certain territories creates a positive image of the country in general, forms its business reputation and raises the authoritativeness degree at the international level. Therefore, both the federal and regional authorities pay much attention to issues of the image conceptualization of regions and its advance to increase their territorial competitiveness. However, the index of economic development forming the image of the successful region is not always indicative of a population’s high standard of living, satisfaction with the policy of the authorities that leads to dissonance and discontent of internal audience. Researches in the field help to define strengths and weaknesses of image strategy and to determine the potential for increasing in efficiency of the economic sphere and for improvement of population’s quality of life as a result. Materials and methods. System, complex and analytical approaches acted as the theoretical and methodological strategy of the research combined with applied methods such as elements of the multiple-factor analysis, case study and the results of expert poll “The Republic of Mordovia: problems and prospects of image formation of the region”. Results. During the key industries production analysis of the Republic of Mordovia, key indicators of economic growth and their ratio with other regions of Russia and the country in general were reflected. It is established that three main directions are the basis of the economy of Mordovia: the lighting industry, agricultural industry and production based on innovative development. The percent ratio rates of economic growth in comparison with previous years are considered in details and the importance of the enterprises of the republic in the sphere of the all-Russian innovative development is shown. Discussion and conclusion. The Republic of Mordovia continues to develop manufacturing installations, which provides annual positive dynamics. It is promoted both by support of the federal government, and encouragement from the local management. Not only the interregional trade, but also the cooperation with foreign countries develops in the sphere, which brings a certain income. Except the analysis of production, also economic problems of Mordovia are expressed, such as the national debt to the federal center and low indicators on the salary of workers not only among Volga federal district, but also across all Russia are reflected. A difference between the economic indicators forming image for external (investors, the federal authorities) and internal audience (first of all the population of the republic, labor migrants), results in discrepancy and discontent of the public.

Текст научной работы на тему «Экономическое развитие как фактор территориальной индивидуальности региона (на примере Республики Мордовия)»

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.046.015.201903.289-306

УДК 332.1(470.345)

Д. Г. Десяев1, И. Г. Напалкова2

1 НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

(Саранск, Россия), e-mail: exprise@mail.ru 2Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: inapalckova@yandex.ru

Экономическое развитие как фактор территориальной индивидуальности региона (на примере Республики Мордовия)

Введение. Оценка деятельности современных регионов как экономических субъектов Российской Федерации во многом связана с их имиджем, являющимся инструментом стратегического развития и влияющим на степень деловой активности, оценку инвестиционного потенциала, стимулирующим интерес инвесторов к реализации экономических проектов и освоению ресурсных возможностей дестинации. Позитивный имидж отдельных территорий создает положительный имидж страны в целом, формирует ее деловую репутацию и повышает степень авторитетности на международном уровне. Поэтому и федеральная власть, и региональная уделяют много внимания вопросам концептуализации имиджа регионов и его продвижению с целью повышения территориальной конкурентоспособности Однако показатели экономического развития, формирующие образ успешного региона, не всегда свидетельствуют о высоком уровне жизни населения, удовлетворенности политикой властей, что приводит к депрессионности и недовольству внутренней аудитории Исследования в данной области помогают определить сильные и слабые стороны имиджевой стратегии, а также определить потенциал для повышения эффективности экономической сферы и, как следствие, улучшения качества жизни населения. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования выступили системный, комплексный и аналитический подходы, а также прикладные методы - элементы многофакторного анализа, кейс-стади, результаты экспертного опроса «Республика Мордовия: проблемы и перспективы формирования имиджа региона». Результаты исследования. В ходе анализа ключевых отраслей производства Республики Мордовия были отражены основные показатели экономического роста и их соотношение с другими регионами России и страны в целом. Установлено, что в основе экономики Мордовии лежат три главных направления: светотехническая промышленность, сельское хозяйство и производство, основанное на инновационном развитие. Детально рассмотрены темпы экономического роста в процентном соотношении по сравнению с предыдущими годами, а также показана значимость предприятий республики в сфере общероссийского инновационного развития. Обсуждение и заключение. Республика Мордовия продолжает развивать производственные предприятия, что обеспечивает ежегодную положительную динамику. Этому способствуют и поддержка федерального правительства, и поощрение от местного руководства. Развивается не только межрегиональная торговля, но и сотрудничество в этой сфере с зарубежными странами, что приносит определенный доход. Кроме анализа производства, отражены и экономические проблемы Мордовии, из которых наиболее остро выражены госдолг перед федеральным центром и низкие показатели по заработной плате трудящихся не только среди Приволжского федерального округа, но и по всей России Разница между экономическими показателями, формирующими имидж для внешней (инвесторы, федеральные власти) и внутренней аудитории (прежде всего население республики, трудовые мигранты), приводит к противоречивости и недовольству общественности

Ключевые слова: экономическое развитие, территория, территориальное своеобразие, регион, территориальный имидж, инновационный потенциал, Республика Мордовия.

© Десяев Д. Г., Напалкова И. Г., 2019

Для цитирования: Десяев Д. Г., Напалкова И. Г. Экономическое развитие как фактор территориальной индивидуальности региона (на примере Республики Мордовия) // Экономическая история. -2019. - Т. 15. - № 3. - С. 289-306. DOI: 10.15507/2409-630X.046.015.201903.289-306. Благодарность: Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства РМ, проект «Современный регион в фокусе политической имиджелогии (на примере Республики Мордовия)» (№ 18411-130012 р_а).

Dmitriy G. Desyaev1, Irina G. Napalkova2

1 Research Institute for the Humanities under the Government of the Republic of Mordovia

(Saransk, Russia), e-mail: exprise@mail.ru 2 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), e-mail: inapalckova@yandex.ru

Economic Development as the Factor of the Territorial Identity of the Region (On the example of The Republic of Mordovia)

introduction. The activity assessment of modern regions as economic territorial subjects of the Russian Federation is mainly connected with their image, which is the instrument of strategic development and influencing the degree of business activity, the assessment of investment potential, stimulating the interest of investors in implementation of economic projects and development of resource opportunities of a region. The positive image of certain territories creates a positive image of the country in general, forms its business reputation and raises the authoritativeness degree at the international level. Therefore, both the federal and regional authorities pay much attention to issues of the image conceptualization of regions and its advance to increase their territorial competitiveness. However, the index of economic development forming the image of the successful region is not always indicative of a population's high standard of living, satisfaction with the policy of the authorities that leads to dissonance and discontent of internal audience. Researches in the field help to define .strengths and weaknesses of image strategy and to determine the potential for increasing in efficiency of the economic sphere and for improvement of population's quality of life as a result. Materials and Methods. System, complex and analytical approaches acted as the theoretical and methodological strategy of the research combined with applied methods such as elements of the multiple-factor analysis, case study and the results of expert poll "The Republic of Mordovia: problems and prospects of image formation of the region". Results. During the key industries production analysis of the Republic of Mordovia, key indicators of economic growth and their ratio with other regions of Russia and the country in general were reflected. It is established that three main directions are the basis of the economy of Mordovia: the lighting industry, agricultural industry and production based on innovative development. The percent ratio rates of economic growth in comparison with previous years are considered in details and the importance of the enterprises of the republic in the sphere of the all-Russian innovative development is shown. Discussion and Conclusion. The Republic of Mordovia continues to develop manufacturing installations, which provides annual positive dynamics. It is promoted both by support of the federal government, and encouragement from the local management. Not only the interregional trade, but also the cooperation with foreign countries develops in the sphere, which brings a certain income. Except the analysis of production, also economic problems of Mordovia are expressed, such as - the national debt to the federal center and low indicators on the salary of workers not only among Volga federal district, but also across all Russia are reflected. A difference between the economic indicators forming image for external (investors, the federal authorities) and internal audience (first of all the population of the republic, labor migrants), results in discrepancy and discontent of the public.

Keywords: economic development, territory, territorial originality, region, territorial image, innovative potential, The Republic of Mordovia.

For citation: Desyaev D. G., Napalkova I. G. Economic Development as the Factor of the Territorial Identity of the Region (On the Example of The Republic of Mordovia). Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2019; 15(3): 289-306. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.046.015.201903.289-306.

290

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Том 15, № 3. 2019

Acknowledgements: The research is executed with assistance of the Russian Federal Property Fund and the Government of Republic of Mordovia, the project "Modern Region in Focus of the political imageology (on the example of the Republic of Mordovia)" project (No. 18-411-130012 r_a).

Введение

На сегодняшний день все большее значение для привлекательности региона в борьбе за локальные рынки приобретает фактор территориальной индивидуальности. Одним из основных критериев является экономическое развитие, от которого зависит привлечение бизнеса, инвестиций, высококвалифицированных мигрантов, туристов, новых жителей. Национальный капитал региона включает территориальную репутацию и имидж, которые оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие. Прослеживание и анализ динамики изменения экономической составляющей дает понять проблемы и перспективы региона, а также спрогнозировать будущую привлекательность для миграции и инвестирования. Республика Мордовия как регион без сырьевых ресурсов, благодаря которым регионы-энергодобытчики находятся в передовой группе экономического развития, полагается на исторически сложившиеся экономические сферы, такие как аграрная промышленность, сельское хозяйство, и на предложенные относительно недавно, но ставшие прочно ассоциироваться с Мордовией и получившие успешное развитие и поддержку, - инновационные проекты.

Территориальная индивидуальность становится основой для конструирования и эффективной трансляции имиджа региона как целенаправленно формируемого образа, а экономическая составляющая при этом является базой для формирования вторичного имиджа, который возникает в процессе межрегиональной конкуренции.

Базовой целью данного исследования является анализ экономического развития Республики Мордовия как фактора территориального своеобразия, являющегося основой современной имиджевой стратегии региона. Соответственно задачами исследования выступают выявление сильных

и слабых сторон экономического развития РМ, анализ степени их влияния на вторичный имидж дестинации.

Обзор литературы

Проблемы экономического развития регионов, несмотря на предметную акценти-рованность, включают различные аспекты и изучаются специалистами разных областей: политологами, социологами, историками, географами и др.

Зарубежные исследователи значительное внимание уделяют вопросам специфики пространственного развития регионов, стран и городов (X. Diao, E. Magalhaes, J. Silver, S. Nogués, E. González-González, R. Cordera, S. Henderson R. и др.) [32; 34; 36], особенностям функциональной специализации территорий (S. Samoilenko, K.-M. Osei-Bryson, J. Romäo, P. Nijkamp и др.) [37; 38], проблемам и моделям стратегического управления территориями (S. Hartman, C. Parra, G. de Roo, J. R. López-Robles, J. R. Otegi-Olaso, I. Porto Gómez, M. J. Cobo и др.) [33; 35].

Общетеоретические и методологические исследования экономического фактора в региональном развитии представлены в работах Я. А. Дикова, С. В. Кузнецова, И. В. Нусратуллина, А. О. Полынева, О. Г. Смешко и др. [13; 17; 25; 28].

Территориальная дифференциация в социально-экономическом развитии рассматривается И. А. Богатыревой, М. Э. Буя-новой, М. Н. Криковцовой, Н. А. Михайловой, М. В. Морошкиной, И. Г. Напалковой, А. С. Румянцевой и др. [6; 8; 23; 24; 26].

Вклад в изучение специфики разработки региональной экономической политики и инструментов регулирования внесли А. Ш. Ахмадуев, А. Г. Гранберг, А. В. Лапин, В. Н. Лексин, А. И. Швецов и др. [2; 18; 19; 20; 29].

Модели социально-экономического развития регионов в условиях кризиса разрабатывают Г. Ф. Балакина, Т. В. Волян-

ская, Н. Е. Данилова, А. Ю. Каширцева, А. С. Маршалова, А. С. Новоселов, А. В. Полянин, Ю. П. Соболева, Е. Ю. Ча-рочкина и др. [3; 11; 22; 31].

Изучение экономической специфики развития отдельных территорий и выработка наиболее оптимальных сценариев их изменения стало предметом анализа С. Н. Барей-ко, Г. Ф. Деттер, М. А. Гурьевой, Н. А. Серовой, О. С. Ковалевой, Ю. А. Макуриной, М. А. Татарниковой и др. [5; 10; 12; 15; 27].

С имиджевых позиций экономическое своеобразие исследуется Е. М. Алябьевой, Т. А. Балиной, Ж. А. Бодровым, Н. З. Губ-неловой, М. П. Логиновым, С. В. Толчиным и др. [1; 4; 7; 9].

Экономическое развитие и потенциал Республики Мордовия исследуется в работах Е. А. Логиновой, Е. А. Кашириной, Ю. Г. Королевой, Н. Н. Федяковой и др. [14; 16; 21; 30].

Несмотря на значительный исследовательский задел, данная проблема не теряет актуальности вследствие динамичности показателей экономического развития и имиджевого контекста, заложенного в основу анализа.

Материалы и методы

Базовыми методами данного исследования выступили системный и комплексный подходы, позволяющие мобилизовать познавательные средства и провести междисциплинарный анализ исследуемой области. Аналитический метод позволил сравнить основные параметры экономического развития Республики Мордовия с другими регионами России и Приволжского федерального округа (ПФО).

В качестве прикладных методов использовались элементы многофакторного анализа, для выделения показателей экономического развития, определяющих территориальное своеобразие региона и кейс-стади как поисково-исследовательская технология изучения отдельных случаев для исследования уровня и содержания этих показателей в Республике Мордовия.

В работе также приводятся результаты экспертного опроса «Республика Мордовия: проблемы и перспективы формиро-

вания имиджа региона». Экспертами выступили компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете исследования, а также соответствующие реестру таких качеств, как креативность, эвристичность, интуиция, предикаторность, независимость, всесторонность. Всего опрошено 32 чел., из них 7 чел. - представители научного сообщества (политологи, социологи, философы, юристы) из вузов и научных организаций Мордовии; 5 чел. - представители органов государственной власти и управления; 5 чел. - представители СМИ; 5 чел. - представители общественных организаций; 5 чел. - представители бизнеса, в том числе туристического; 5 чел. - музейные специалисты. Полученная информация позволила оценить степень влияния экономического развития на имидж территории для внутренней и внешней аудитории.

Выбранная совокупность методов и методологических подходов позволила реализовать поставленную цель и задачи, обеспечить достоверность полученных результатов.

Результаты

В последние годы основные макроэкономические показатели развития Республики Мордовия, лежащие в основе имиджа региона, имеют положительную динамику. Предпринимаемые меры по улучшению предпринимательского климата, стимулированию экономической активности и роста, поддержке инновационного развития, повышению качества муниципального и государственного управления способствуют формированию положительного первичного имиджа.

В республике положительная экологическая обстановка и благоприятная среда для осуществления бизнес-проектов. Имеется значительный научно-исследовательский и производственный потенциал.

Отсутствие полезных ископаемых не помешало Мордовии развивать несырьевой экспорт и достичь достойных показателей. По заявлению министра промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия Александра Седова, наиболее значи-

мое обеспечение роста составляют высокотехнологичные предприятия электронного и транспортного машиностроения (вагоностроители), заводы по производству оптического волокна, солнечных панелей и комплектующих, а также «Электровыпрямитель».

Конкурентоспособность мордовской промышленной продукции подтверждается положительной динамикой в производстве за последние пять лет, с 2014 по 2018 г. В среднем ее ежегодное увеличение составило 5-6 %.

В заявлении пресс-службы Главы Мордовии В. Д. Волкова отмечается, что рост экспорта подтверждает конкурентоспособность республики не только на российском, но и на зарубежном рынке. Экспорт товаров из Мордовии более чем на 90 % обеспечивается внутренним производством региона. За 2018 г. отмечено увеличение объема поставок в зарубежные страны на 1/3 по сравнению с 2017 г., что обеспечило республике 2-е место по темпам роста экспорта в Приволжском федеральном округе. Всего в 2018 г. республика экспортировала продукции на 290 млн долл.1

Республика Мордовия является индустриально-аграрным регионом. Несмотря на отсутствие полезных ископаемых, Мордовия обладает интеллектуальным, научным и производственно-экономическим потенциалом. Кроме того, у региона есть отличительные конкурентные преимущества, среди которых стоит отметить развитую социальную и производственную инфраструктуру, удобное географическое расположение (например, к центрам потребления продукции), а также прогрессивную систему коммуникаций и информационных технологий.

Формирование трех кластерных структур определяет направление экономического развития республики:

1. Производственный «авангард». К наиболее ключевым относится изготовление электротехнической продукции, производство строительных материалов (в т.ч. цемента) и транспортное машиностроение.

2. Изготовление высокотехнологичной и наукоемкой продукции образует инновационный кластер.

3. Аграрно-промышленный комплекс.

Промышленная специализация региона основывается на выпуске электротехнических изделий (включая производство оптического, электронного и светотехнического оборудования), широкого спектра кабельной продукции, строительных материалов, транспортного машиностроения и товаров агропромышленного комплекса. К крупнейшим предприятиям республики относятся «Рузхиммаш», «ВКМ-Сталь», холдинг «Оптик-Энерго», ОАО «Биохимик», ОАО «Орбита», ОАО «Электровыпрямитель», ООО «Сарансккабель-оптика», ОАО «Саранский завод Резинотехника», ЗАО «Рузаевский стекольный завод», ОАО «Саранский телевизионный завод» и др.

Кабельный кластер Мордовии, касаемо объемов выпускаемой продукции и номенклатуры, является одним из крупнейших в России. По итогам 2018 г. кабельные предприятия вышли на объем производства в 25 млрд руб. На данный момент более 85 % достиг уровень локализации производства. Инвестиции в промышленный кластер «Волоконная оптика и оптоэлектроника» достигли 15 млрд руб., а ежегодный прирост выручки - 25 %. В приоритетные инвестиционные проекты республики включено большинство проектов кабельной промышленности. Благодаря этому предусматриваются существенные льготы и субсидии. В 2017 г. по решению Правительства РФ в Рузаевке создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Данная площадка предоставляет преференции и льготы для бизнеса. По состоянию на март 2019 г. в ТОСЭР «Рузаевка» располагаются шесть резидентов, среди которых НПО «Промышленная микробиология» с проектом по выпуску пищевых добавок, предприятие «Прогресс» по изготовлению мягкой и корпусной мебели,

Промышленность Мордовии стала лучшей в ПФО по росту выпуска продукции [Электронный ресурс] // РИА Новости. - URL: https://ria.ru/20190305/1551567681.html. - Загл. с экрана.

«РМР Цифровые технологии» с проектом «Цифровые технологии для производства», «УФ Технологии» - выпуск высокотехнологичной продукции для медико-профилактического и санитарно-гигиенического применения, «Нефтехиммаш» - сборочное производство и механическая обработка металлических изделий, а также строительство завода по изготовлению блочно-модульных котельных (инвестиционный проект)2. Благодаря ТОСЭР в республику привлекаются значительные инвестиции и образуются важные для улучшения социально-экономической обстановки рабочие места.

В Мордовии развито производство строительной керамики, кровельных материалов, железобетонных изделий, цемента и других материалов благодаря имеющейся минерально-сырьевой базе.

В республике находится одно из крупнейших в России предприятий по производству цемента - ОАО «Мордовцемент», входящее в международный промышленный холдинг «Евроцемент груп», на долю которого приходится основная часть объема производства строительных материалов республики. С применением импортных материалов и современных технологий на предприятии реконструированы имеющиеся и введены новые производственные мощности для наращивания объемов производства. В октябре 2018 г. введен в эксплуатацию новый помольный комплекс полусухой линии, что позволило обеспечить полный цикл производства отделения «полусухого» способа. В создание комплекса было инвестировано 5 млрд рублей. «Мор-довцемент» - крупнейший производитель и поставщик цемента на российском рынке (поставки охватывают 35 регионов). Объем производства на 2018 г. составил 10 млн т3.

Положительной динамикой промышленного производства, строительства жи-

лых домов и оборотом розничной торговли характеризовалась социально-экономическая ситуация в республике в 2018 г. Индекс промышленного производства составил 108,7 %.

Отгружено товаров, выполнено работ и услуг по промышленным видам деятельности по полному кругу предприятий на сумму 197,7 млрд руб. - 114,8 % к 2017 г. в действующих ценах. Рост объемов отгруженной продукции в производстве прочих транспортных средств и оборудования составил 196,4 %; в производстве прочих готовых изделий - 168,9 %; в производстве химических веществ и химических продуктов - 150,0 %, в металлургическом производстве - 140,5 %; в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, - 137,4 %; в обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки - 128,4 %; в производстве пищевых продуктов - 111,8 %; в производстве электрического оборудования - 106,8 %; в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 103,7 %.

Крупными и средними промышленными предприятиями отгружено продукции на сумму 172 млрд руб. с ростом 110,6 %, в том числе в обрабатывающих производствах - на 159,3 млрд руб. (111,2 %).

Обеспечили положительную динамику предприятия: АО «Рузхиммаш», ООО «ВКМ - Сталь, ООО «ЭМ-КАБЕЛЬ», ООО «Сарансккабель-Оптика», ООО «Са-рансккабель», АО «Лидер-Компаунд», ПАО «Электровыпрямитель», АО «Орбита», АО «Кадошкинский электротехнический завод», АО «Биохимик», ЗАО «Плайтерра», ООО «Мордоввторсырье», ООО «МПК Атяшевский», ООО «Сыродельный комбинат "Ичалковский", ООО «Ком-биС», ООО СЗ «Сармич», ЗАО «Рузово» и др.

Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в

В ТОСЭР «Рузаевка» пришел шестой резидент [Электронный ресурс] // Российская газета. - URL: https://

rg.ru/2019/03/27/reg-pfo/v-toser-ruzaevka-prishel-shestoj-rezident.html. - Загл. с экрана. На «Мордовцементе» открыли новую линию [Электронный ресурс] // Pro Город. - URL: https://pg13.ru/ news/28548. - Загл. с экрана.

январе-декабре 2018 г. составил 59,8 млрд руб. - 101,3 % к январю-декабрю 2017 г. троительными организациями республики выполнены работы по виду деятельности «Строительство» на сумму 19,6 млрд руб. (53,5 % к январю-декабрю 2017 г.). Предприятиями и организациями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками введено 333,6 тыс. кв. м общей площади жилых домов (101,1 % к январю-декабрю 2017 г.).

Оборот розничной торговли за январь-декабрь 2018 г. составил 92,3 млрд руб. -103,9 % к аналогичному периоду 2017 г. Оборот розничной торговли на душу населения в январе-декабре 2018 г. составил 114 619,4 руб.4

В последние несколько лет в политике правительства республики прослеживается четкая ориентация на использование конкурентных преимуществ. Это ставка на развитие инновационного кластера и агропромышленного комплекса. Мордовия - лидер в России по доле инновационной продукции в общем объеме (29 %). Такие результаты позволяют не только влиять на темпы роста экономики региона, но и создавать имидж субъекта, который добивается решения стратегических задач федерального масштаба5.

В Мордовии продолжается формирование уникального кластера инновационного развития, который включает Мордовский университет, Бизнес-инкубатор, Центр нанотехнологий, Республиканский лицей - центр одаренных детей и ведущее учреждение объединения инновационных идей - АУ «Технопарк-Мордовия», который имеет в настоящее время 117 резидентов. Технопарк специализируется по шести направлениям: электронное приборостроение, энергосберегающая светотехника,

волоконная оптика, биотехнологии, оптоэ-лектроника, информационные технологии. Высокотехнологичный DATA-центр по обработке, хранению и защите информации функционирует на базе технопарка.

По итогам IV Национального рейтинга технопарков России «Технопарк-Мордовия» занял второе место среди 157 участников, что говорит о высокой эффективности работы. В сфере высоких технологий технопарк вошел в первую группу (А+) «Наивысший уровень эффективности функционирования технопарка». Такие достижения включают республику в категорию наиболее развитых регионов инновационного развития.

Уникальный для страны завод по производству оптоволокна, первый подобного типа в России, способствует повышенному вниманию федерального центра к региону в силу стратегической важности развития предприятия (развитие ОАО «Оптоволоконные системы» находится под личным наблюдением министра промышленности и торговли Д. Мантурова)6. Завод «Биохимик» особый экономический актор, способствующий инновационному развитию. В условиях действия санкций снижение зависимости отечественной фармацевтической промышленности имеет одну из приоритетных ролей, а разработка и выпуск лекарственных препаратов российским предприятием помогает решить задачу подобного масштаба.

Инновационное развитие направлено не только на локальное, внутрироссийское пространство, но и на международное сотрудничество с целью расширения внешнеэкономических связей и привлечения в регион иностранных инвестиций.

Инновационные разработки во многим обеспечили высокие достижения Мордо-

Информация о социально-экономическом положении Республики Мордовия за 2018 год [Электронный ре-

сурс] / Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия. - URL: http:// mineco.e-mordovia.ru/directions-of-activity/socio-economic/information-on-the-socio-economic-situation-of-the-republic-of-mordovia.php. - Загл. с экрана.

Мамонова В. Политика Владимира Волкова: гибкая управляемость, ставка на конкурентные отрасли и «эффект мундиаля» [Электронный ресурс] / АПЭК. - URL: http://www.apecom.ru/projects/item. php?SECTION_ID=92&ELEMENT_ID=5189. - Загл. с экрана. Там же.

4

вии в сельском хозяйстве. Аграрный сектор является основным для экономики республики, а его развитие носит приоритетный характер. От общей доли всех новых внедренных технологий в сельское хозяйство на инновационные приходится около 25 %. Опыт применения передовых технологий в сфере АПК вызывает интерес и за пределами республики.

В 2017 г. на территории Республики Мордовия реализованы следующие инвестиционные проекты.

1. В филиале «Молочный комбинат "Саранский" АО «Данон Россия» проведена модернизация технологического оборудования на сумму 145 млн руб. и запущена линия по производству сметаны.

2. На Саранском ликероводочном заводе проведена модернизация производства, что позволило увеличить мощность производства с 3 млн до 5 млн дал. в год. Стоимость составила 184 млн руб.

3. На спиртовом заводе «Вл. Марьянов-ский» построены современные очистные сооружения и цех бардопереработки, что дает возможность полной и экологически чистой переработки зерна. Стоимость составила 24 млн руб.

4. На базе Ичалковского сыродельного комбината заработало ООО «Протеин» -единственное в России предприятие по производству сывороточных протеинов, необходимых для спортивного питания. Проектная мощность нового предприятия -650 т сухого продукта в год. Было создано 15 рабочих мест.

5. ОАО «Ковылкинский комбикормовый завод» запущена вторая линия по производству кормов. Производственная мощность достигла 100 тыс. т в год. Стоимость составила 120 млн руб.

6. Обществом «КомбиС» проведено техническое перевооружение комбикормового завода с целью увеличения производительности на 10 т в час. Стоимость составила 86 млн руб.

Мордовия продолжает динамичное развитие агропромышленного комплекса. За 2018 г. во всех категориях хозяйств про-

изведено 315,1 тыс. т мяса скота и птицы на убой, или 106,7 % к соответствующему периоду прошлого года. Увеличение связано с реализацией инвестиционных проектов в птицеводстве и свиноводстве. Валовое производство молока в хозяйствах всех категорий составило 434,6 тыс. т, сельскохозяйственными предприятиями и КФХ произведено 371,7 тыс. т молока (прирост 16 тыс. т, или 4,5 %). Производство молока в сельхозорганизациях увеличилось во всех районах, кроме Атюрьевского, Ельников-ского, Зубово-Полянского, Кадошкинского, Дубенского и Торбеевского. Наибольший прирост обеспечили сельхозпредприятия Ичалковского муниципального района -на 4 479 т, Краснослободского - на 3 528 т, Старошайговского - на 2 604 т, Ромоданов-ского - на 1 515 т, Чамзинского - на 964 т, Темниковского - на 875,6 т, Рузаевского - на 836 т и Ардатовского - на 805,1 т. Прирост производства молока обеспечен за счет увеличения молочной продуктивности коров в сельхозорганизациях. За 2018 г. молочная продуктивность увеличилась на 310 кг и составила 6 320 кг. За 2018 г. в хозяйствах всех категорий произведено 1 458,1 млн шт. яиц. Прирост обеспечили ООО «Авангард» -59,8 млн шт., АО «Агрофирма "Октябрьская"» - 9,0 млн шт., ОАО «Птицефабрика "Чамзинская"» - 7,8 млн шт., АО «Птицефабрика "Атемарская"» - 7,6 млн шт.

По причине неудовлетворительных погодных условий в 2018 г. заметен спад в растениеводстве. Так, было произведено 1 144,1 тыс. т зерна (77 % к январю-декабрю 2017 г.). Собрано 621,3 тыс. т сахарной свеклы (84,9 % к январю-декабрю 2017 г.)

Благодаря активному участию республики в реализации государственных и целевых программ Минсельхоза России объем государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в 2018 г. составил 3 089 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 2 004,2 млн руб., республиканского - 1 084,8 млн руб. Применение новых технологий и высокопроизводительной техники на сельхозпредприятиях республики способствует росту финансовых

показателей, производительности труда и повышению уровня среднемесячной заработной платы. За январь-ноябрь 2018 г. среднемесячная заработная плата в отрасли сельского хозяйства увеличилась на 8,2 % к уровню 2017 г. и составила 25 179,1 руб.

Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Мордовия за 2018 г. произведено товарной продукции на сумму 74,6 млрд руб., что на 4 % больше уровня аналогичного периода 2017 г. Предприятиями молочной отрасли произведено продукции на сумму 14,2 млрд руб., мясной - на 37,2 млрд руб., пищевой промышленности - на 23,2 млрд руб.

Объем реализации продукции за 2018 г. составил 73,9 млрд руб., что на 8 % выше аналогичного периода 2017 г., в том числе по молочной отрасли реализовано продукции на сумму 13,9 млрд руб. (увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 6 %); продукции мясоперерабатывающей отрасли - на 36,6 млрд руб. (увеличение на 8 %); пищевой промышленности -на 20,1 млрд руб.

В 2019 г. предприятиями реализуются следующие инвестиционные проекты: «Реконструкция цехов по приемке, первичной и (или) последующей (промышленной) переработке сельскохозяйственных животных, включая холодильную обработку и хранение мясной продукции» на ООО «МПК "Атяшевский", срок реализации проекта - 2017-2019 гг.; «Увеличение производства колбасной продукции ООО МПК «Атяшевский», вторая очередь» (производственная мощность по выпуску колбасной продукции до 240 тыс. т в год), срок реализации проекта - 2014-2020 гг.

В развитие сельскохозяйственной отрасли вносят свой вклад и малые формы хозяйствования. В целях поддержки малых форм хозяйствования в 2018 г. была продолжена реализация ведомственных целевых программ «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермер-

ских) хозяйств», «Поддержка начинающих фермеров» и «Поддержка создания и расширения материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов».

В 2018 г. для реализации программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» было направлено 25 млн руб. бюджетных средств, в том числе из федерального бюджета - 20 млн руб., республиканского - 5 млн руб. Участие в программе приняли четыре крестьянских (фермерских) хозяйства. В рамках реализации программы «Поддержка начинающих фермеров» оказана государственная поддержка 19 фермерам. Общая сумма составила 32,5 млн руб., в том числе средства федерального бюджета - 26 млн руб., республиканского -6,5 млн руб. В 2018 г. в рамках реализации программы «Поддержка создания и расширения материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов» оказана государственная поддержка одному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу. Общая сумма поддержки составила 12,5 млн руб., в том числе средства федерального бюджета - 10 млн руб., республиканского -2,5 млн руб.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение

Республика вносит существенный вклад в развитие сельского хозяйства Приволжского федерального округа и занимает лидирующие позиции по объему валовой продукции сельского хозяйства, который в 2018 г. составил 59,8 млрд руб. Индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 101,3 % (в ПФО -98,7 %, в Российской Федерации - 99,4 %). В 2018 г. по производству животноводческой продукции на душу населения Мордовия по яйцу заняла первое место в России и ПФО, по молоку - второе место в России и первое в ПФО, по мясу скота и птицы - седьмое в России и второе в ПФО.

7 Агропромышленный комплекс Республики Мордовия [Электронный ресурс] / Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия. - URL: http://agro.e-mordovia.ru/apk/. - Загл. с экрана.

Республика Мордовия сейчас не только полностью обеспечивает свой потребительский спрос на рынке по мясу, молоку, яйцу, сахару, картофелю и овощам, но и реализует производимую продукцию в другие регионы. Доля вывоза по отдельным ее видам составляет от 40 до 80 % от объемов производства. Производимая продукция представлена во всех регионах России - от Калининграда до Камчатки. Также мордовские продукты поставляются в 19 стран мира, с начала 2018 г. объем поставок превысил 10 млн долл.

В 2018 г. на 8,7 % увеличилось производство промышленной продукции республиканскими предприятиями по сравнению с 2017 г. Таким образом, по данному показателю Мордовия занимает лидирующую позицию по ПФО. Для сравнения, в Пензенской области рост составил ~ 7 % (2-е место), а в Кировской - 4,5 % (3-е ме-сто)8. По итогам 2018 г. только 6 из 68 регионов смогли достичь роста более 10 %, среди них г. Севастополь, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тамбовская, Тверская, Астраханская и Московская области.

Анализируя один из важнейших показателей развития территории, валовый региональный продукт (ВРП), отметим, что по состоянию на 2017 г. его объем составил 213,3 млрд руб. (63-я позиция из 85). В десятку регионов с наименьшими показателями входят: Республика Северная Осетия - Алания (128,2 млрд), Республика Адыгея (99,4 млрд), Карачаево-Черкесская Республика (74,7 млрд), г. Севастополь (71,4 млрд), Чукотский автономный округ (68,7 млрд), Республика Калмыкия (66,5 млрд), Республика Тыва (59,1 млрд), Республика Ингушетия (55,6 млрд), Еврейская автономная область (52,6 млрд), Республика Алтай (44,6 млрд - 85-я позиция).

Наилучшие показатели у г. Москвы (15 724,9 млрд - 1-я позиция), г. Санкт-Петербурга (3 866,4 млрд), Московской области (3 803 млрд), Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (3 511,1 млрд), Ямало-Ненецкого автономного округа (2 461,4 млрд), Краснодарского края (2 225,9 млрд), Свердловской области (2 142,5 млрд), Республики Татарстан (2 114,2 млрд), Красноярского края (1 882,3 млрд), Республики Башкортостан (1 396,4 млрд).

Таким образом, показатель ВРП Республики Мордовия в 73,72 раза ниже относительно 1-й позиции и в 4,78 раза выше относительно 85-й позиции.

В ПФО Мордовия по ВРП на 2017 г. занимает предпоследнее место, опережая только Республику Марий Эл (169 млн). Однако по темпам роста лидирует по всему округу со 102,7 % роста ВРП по сравнению с предыдущим годом (21-е место среди регионов РФ)9.

Несмотря на положительную экономическую динамику, республика лидирует в рейтинге самых закредитованных регионов России. Так, по итогам 2016 г. показатель соотношения доходов и государственного долга составлял 176 %, к январю 2018 г. он превысил 200 % (критический уровень госдолга зафиксирован также в Костромской области). В течение 2018 г. республика увеличила объем долговых обязательств на 12,45 % (на 6,227 млрд руб.), в итоге госдолг региона на 1 января 2019 г. составил 56,217 млрд руб. При этом практически в два раза (на 9,105 млрд руб.) увеличилась сумма средств, привлеченных в иностранных банках и кредитных организациях. Доля коммерческих кредитов в структуре долговых обязательств увеличилась с 19,4 до 33,6 %10. Также следует отметить, что за-кредитованность региона не вновь возник-

Промышленность Мордовии стала лучшей в ПФО по росту выпуска продукции [Электронный ресурс] //

РИА Новости. - URL: https://ria.ru/20190305/1551567681.html. - Загл. с экрана.

Национальные счета [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/. - Загл. с экрана. Мордовия за год нарастила госдолг более чем на 6 млрд рублей // ИА REGNUM [Электронный ресурс]. -URL: https://regnum.ru/news/2556619.html. - Загл. с экрана.

10

шая проблема, она существует на протяжении длительного времени. Уже по итогам 2010 г. соотношение долга и собственных доходов Мордовии превышало 100 %, т. е. к реализации майских указов Президента и строительству объектов к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года регион подошел с очень большой долговой нагрузкой.

Государственный долг - главный вызов социально-экономическому развитию Мордовии, и ответ региональной власти на него существенно корректирует проводимую политику.

В конце 2018 г. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) понизило рейтинг республики Мордовия на четыре ступени до B(RU). Отмечается низкий уровень кредитоспособности региона: он может исполнять долговые обязательства, но при этом «присутствует высокая уязвимость при наличии неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий в Российской Федерации»11.

По оценке АКРА, с 1 февраля объем списания средств составит 81 % бюджета Мордовии. В случае их списания республика будет не способна исполнять обязательства по обслуживанию рыночного долга. При этом существует возможность продлить срок исполнения бюджетной меры принуждения. В конце октября 2018 г. Правительство Мордовии утвердило общие требования для продления срока исполнения бюджетной меры принуждения. Министерство финансов России отмечает, что не видит рисков для наступления дефолта, так как предусмотрен дополнительный механизм - санкционирование расходов через Федеральное казначейство, а также установление очередности платежей по расходам за счет доходов региона.

Выстроенный Мордовией имидж как территории, активно поддерживающей и вписывающейся в федеральные проекты, позволил заручиться поддержкой федераль-

ных властных элит. В частности, в феврале 2018 г. Валентина Матвиенко поддержала предложение Главы Республики В. Д. Волкова об оказании республике федеральной поддержки на «индивидуальных условиях реструктуризации», озвученное на заседании в Совете Федерации.

Следует отметить, что основная часть государственного долга стала результатом методов управления предыдущего политического менеджмента. Во многом госдолг Мордовии - это следствие принятия популистских решений и издержки ручного управления.

Важный момент при оценке ситуации с нынешним госдолгом Мордовии - «целевой»: заемные средства использованы на исполнение майских указов и подготовку акций международного значения. Это означает, что у федерального центра нет претензий по поводу статей расходования средств.

Одним из значимых факторов экономической составляющей привлекательного образа региона является уровень заработной платы. В Республике Мордовия этот показатель имеет негативное значение. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в январе-декабре 2018 г. составила 26 719,4 руб. и увеличилась по сравнению с январем-декабрем 2017 г. на 8,4 %. Это последнее, 14-е, место в ПФО. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе-декабре 2018 г. составила 106,4 %, реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-декабре 2018 г. составили 97,2 % (без учета единовременной денежной выплаты в 2017 г.). В январе-декабре 2018 г. денежные доходы в расчете на душу населения составили 18 154,5 руб. - 13-е (предпоследнее) место в ПФО; 1-е место - у Республики Татарстан -33 111,6 руб., 2-е место - у Нижегородской области - 31 631,4 руб., 3-е место - у Перм-

11 Национальная рейтинговая шкала для Российской Федерации [Электронный ресурс] / АКРА. https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/scales. - Загл. с экрана.

URL:

ского края - 28 776,7 руб. Сводный индекс потребительских цен за 2018 г. составил 101,9 %, в том числе на товары 101,7 %, на услуги - 102,5 %12.

По данным Росстата, за март 2019 г. в Мордовии из 441 300 чел. трудоспособного населения 20 500 нигде не работают. Уровень безработицы - 4,6 % (9-е место в ПФО, 54-е - в стране). Больше всего нетрудоустроенных в ПФО проживают в Пермском крае (5,3 %), меньше всего - в Республике Татарстан (3,4 %). В стране больше всего -в Республике Ингушетия (26,3 %), меньше всего - в Москве и Санкт-Петербурге - по 1,2 и 1,3 % соответственно13.

Так, эксперты в области имиджевой стратегии в рамках проекта «Современный регион в фокусе политической имиджело-гии (на примере Республики Мордовия)», реализуемого коллективом кафедры всеобщей истории, политологии и регионове-дения МГУ им. Н. П. Огарева, отметили низкий уровень качества жизни населения. Среди событий и особенностей развития региона, оказавших отрицательное влияние на его имидж, были названы: «низкий уровень прожиточного минимума», «низкий уровень заработной платы по сравнению с другими российскими регионами и регионами ПФО», «увеличение внешних долгов», «негативные отзывы о республике в СМИ».

К имиджевым экономическим факторам также относят показатель инвестиций в основной капитал, исполнение консолидированного бюджета и доходность бюджета.

По показателю инвестиций в основной капитал Республика Мордовия по итогам 2018 г. заняла последнее место в ПФО со значением в 81,3 % по отношению к 2017 г. Данный уровень является наименьшим за

последние девять лет, что характеризует республику как одну из наименее инвестиционно привлекательных среди субъектов ПФО. Все остальные регионы округа по отношению к 2017 г., привлекли от 90 % инвестиций, шесть из них получили более 100, т. е. увеличили инвестиционный приток. Несмотря на общую динамику спада инвестиций в субъектах ПФО (8 из 14 получили менее 100 % от предыдущего года), показатели Мордовии оказались на порядок ниже. Не спасают регион в плане привлечения инвестиций даже развитый инновационный сектор и проведение масштабных мероприятий, в частности ЧМ-2018. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России по итогам 2018 г. Мордовия заняла 65-е место и по-прежнему входит в последнюю, «умеренную» группу (1С-7 - первый уровень), не повысив категории. В первой десятке среди лидеров по России г. Москва (1-е место), г. Санкт-Петербург, Белгородская, Ленинградская, Московская области, Республики Татарстан, Сахалинская, Тюменская области и Ямало-Ненецкий автономный округ. Замыкают рейтинг такие регионы, как Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская республики, Курганская область, Республика Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия -Алания, Тыва и Чеченская Республика (85-е место).

В 2018 г. республика возглавила антирейтинг по консолидированному бюджету среди всех регионов России. Однако, рассматривая общероссийские показатели, следует отметить, что 70 субъектов исполнили консолидированный бюджет с профицитом и это наибольший зафиксированный уровень за последние 17 лет. Максимальный уровень дефицита у Республики Мор-

Информация о социально-экономическом положении Республики Мордовия за 2018 год [Электронный ресурс] / Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия. - URL: http:// mineco.e-mordovia.ru/directions-of-activity/socio-economic/information-on-the-socio-economic-situation-of-the-republic-of-mordovia.php. - Загл. с экрана.

Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2019 года [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/79. htm. - Загл. с экрана.

12

13

довия (-7 млрд руб., или -24,5 % налоговых и неналоговых доходов). По сравнению с прошлым годом такое исполнение бюджета можно назвать «улучшением ситуации» - в

2017 г. дефицит консолидированного бюджета составил -37,0 % (-10,1 млрд руб.). Изначально (по состоянию на 1 февраля

2018 г.) консолидированный бюджет республики предусматривал дефицит на уровне 3,0 млрд руб. Фактические ННД по итогам 2018 г. оказались только на 2,4 % меньше запланированных. Таким образом, увеличение дефицита до 7 млрд руб. было обусловлено наращиванием расходов без соответствующего прироста собственных доходных источников. Среди всех субъектов России в десятку аутсайдеров из ПФО вошла только Мордовия, а в десятке лидеров такие регионы Приволжского федерального округа, как Приморский край (9-е место) и Оренбургская область (10-е место)14.

По состоянию на 1 марта 2019 г. Республика Мордовия является единственным регионом в ПФО с отрицательным значением по доходам бюджета к аналогичному периоду 2018 г. Итоговый доход составил 3 668,56 млн руб. (99,71 % от 1 марта 2018 г.). Все остальные субъекты ПФО имеют положительную бюджетную динамику. Так, лидирующие позиции занимают Республика Чувашия (141,83 %), Республика Татарстан (122,15 %) и Оренбургская область (120,35 %). Замыкают профицитные позиции Удмуртская Республика (107,98 %), Республика Марий Эл (107,33 %), которая по большинству экономических показателей регионов ПФО часто занимает низшие строки, и Пензенская область (106,53 %). Среди всех регионов России по данному показателю Мордовия расположилась на 73-м месте.

Таким образом, сложившаяся ситуация практически нивелирует имеющиеся до-

стижения и делает имидж региона весьма противоречивым: имея массу преимуществ и показателей с положительной динамикой (рост промышленного производства, экспорта, объема реализованной продукции, строительства жилья), он ассоциируется с невыполненными долговыми обязательствами, низким уровнем и качеством жизни, умеренной инвестиционной привлекательностью, неисполнением консолидированного бюджета и др.

Заключение

По темпам заработной платы Мордовия располагается на последнем месте в ПФО и на одном из последних в России, тем самым кардинально снижая привлекательность для населения и внутрироссийской миграции в регион. Республика фактически потеряла экономическую самостоятельность ввиду установления «казначейского контроля». Высокие экономические показатели региона нивелируются одной из худших социально-экономической обстановок, на что обращают внимание не только жители республики, но и первые лица государства. Например, в конце марта 2019 г. на совещании по социально-экономическому развитию регионов премьер-министр Д. А. Медведев заявил, что Мордовия относится к группе субъектов с наиболее сложной обстановкой, к которым также относятся Республика Алтай, Калмыкия, Марий Эл, Тыва, Пензенская, Курганская и Саратовская области. Д. А. Медведев дал сигнал данным регионам к нахождению внутренних источников для решения проблем, а не надеяться на постоянное и полное финансирование из Москвы15. По данным аналитического агентства РИА Рейтинг, 32,5 % работающего населения Республики Мордовия получают заработную плату в размере менее 15 000 руб. в месяц, а половина работающего населения - от 13 000 до 27 000 руб.16

Бюджеты российских регионов в 2018 году: рекордные профициты, дотации и сдержанные инвестиции [Электронный ресурс] / Рейтинговое агентство Expert. - URL: https://raexpert.ru/researches/regions/budget_ regions_2018. - Загл. с экрана.

О социально-экономическом развитии регионов [Электронный ресурс] / Правительство России. - URL: http://government.ru/news/36183/. - Загл. с экрана.

Все сложно: Медведев сказал правду о социально-экономическом благосостоянии Мордовии [Электронный ресурс] / MordovMedia.ru. - URL: https://www.mordovmedia.ru/news/society/item/74079/. - Загл. с экрана.

14

15

Для корригирования имиджа Республи- поддерживать темпы роста, а также больше

ки Мордовия необходимо активно развивать внимания уделять решению социально-эко-

имеющийся экономический потенциал, опи- номических проблем, актуальных для на-

раться на имиджевый бэкграунд (историко- селения региона, что приведет к планомер-

культурные традиции, природно-географи- ному улучшению ситуации и выравниванию

ческие характеристики территории и т. п.), первичного и вторичного имиджа.

Библиографический список

1. Алябьева Е. М. Имидж территории как фактор экономического развития регионов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия : Экономика. - 2017. - № 4 (50). - С. 26-30.

2. Ахмадуев А. Ш. Проблемы чрезмерной поляризации уровня социально-экономического развития регионов России и императивы модернизации государственной региональной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. - № 6 (80). - С. 37-51.

3. Балакина Г. Ф. Концептуальная модель стратегического управления социально-экономическим развитием депрессивного региона // Региональная экономика: теория и практика. -

2016. - № 9 (432). - С. 46-57.

4. Балина Т. А., Пономарева З. В., Столбов В. А., Толчин С. В. Инновационно ориентированная региональная политика как базис капитализации и социально-экономический императив развития территории // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 3. - С. 192-202.

5. Барейко С. Н., Татарникова М. А. Развитие малого и среднего предпринимательства как фактор экономического роста Ленинградской области // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2018. - № 11 (97). - С. 259-264.

6. Богатырева И. А., Криковцова М. Н. Проблемы дифференциации регионов России по уровню социально-экономического развития // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края. - 2016. - № 8. - С. 13-24.

7. Бодрова Ж. А., Логинов М. П. Повышение конкурентоспособности территорий на основе инвестиционного маркетинга // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. -Т. 15. - № 5 (440). - С. 859-868.

8. Буянова М. Э., Михайлова Н. А. Оценка дифференциации социально-экономического развития регионов в инновационной стратегии России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3 : Экономика. Экология. - 2017. - Т. 19. - № 3 (40). - С. 135-142.

9. Губнелова Н. З. Бренд региона как конкурентный ресурс развития территории // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. - Т. 7. - № 12А. - С. 37-44.

10. ГурьеваМ. А., Симарова И. С. Оценка развития «зеленой» экономики в региональном экономическом пространстве (на примере субъектов УрФО) // Глобальный научный потенциал. -

2017. - № 9 (78). - С. 48-64.

11. Данилова Н. Е., Полянин А. В., Соболева Ю. П. Модель оценки социально-экономического потенциала региона на основе концепции оценки человеческого развития // Регион: системы, экономика, управление. - 2018. - № 3 (42). - С. 19-32.

12. Деттер Г. Ф. Модели освоения ресурсов и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа // Арктика и Север. - 2017. - № 26. - С. 98-116.

13. Диков Я. А., Нусратуллин И. В. Пространственное развитие территорий: комплексный подход // Экономические исследования и разработки. - 2017. - № 7. - С. 15-23.

14. Каширина Е. А. Исследование инвестиционного климата в Республике Мордовия // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 2 (58). - С. 326-331.

15. Ковалева О. С., Макурина Ю. А. Компаративный анализ развития экономики сельских территорий Сибири // Экономика сельского хозяйства России. - 2017. - № 2. - С. 56-62.

16. Королёва Ю. Г. Социально-экономические проблемы сельских территорий Республики Мордовия // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16. - № 3 (450). -С. 414-425.

17. Кузнецов С. В. Единое социально-экономическое пространство как фактор регионального развития. - СПб. : ИРЭ РАН, 2007. - 210 с.

18. Лапин А. В. Инструменты регулирования территориальной социально-экономической дифференциации в системе управления развитием территории // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 1 (18). - С. 229-234.

19. Лексин В. Н. Региональная политика в контексте угроз и рисков стабильного функционирования государства // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2013. - Т. 6. - № 5. - С. 89-98.

20. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 368 с.

21. Логинова Е. А. Оценка инновационной активности региона в контексте развития человеческого потенциала (на примере Республики Мордовия) // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2017. - № 4 (20). - С. 76-86.

22. Маршалова А. С., Новоселов А. С., Волянская Т. В. Концепция регионального управления на этапе поиска эффективной модели экономического развития России // Современные технологии управления. - 2016. - № 8 (68). - С. 11-26.

23. Морошкина М. В. Сравнительный анализ экономической и социальной дифференциации на примере приграничных регионов России и Финляндии // Политика и общество. - 2016. -№ 3 (135). - С. 345-352.

24. Напалкова И. Г., Павлова А. В. Дифференциация регионального социально-экономического развития современной России (на примере Приволжского федерального округа) // Экономическая история. - 2015. - № 2 (29). - С. 88-98.

25. Полынев А. О. Конкурентные возможности регионов: методология исследования и пути повышения. - М. : КРАСАНД, 2010. - 207 с.

26. Румянцев А. С. Региональная дифференциация социально-экономических показателей на примере Сибирского федерального округа и Новосибирской области // Вестник НГУЭУ -2019. - № 1. - С. 231-239.

27. Серова Н. А. Инвестиционная политика регионов Арктической зоны России // Россия в глобальном мире. - 2017. - № 10 (33). - С. 237-247.

28. Смешко О. Г. Региональная экономика: факторы развития. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. - 266 с.

29. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. А. Г. Гранберг. - М. : Наука, 2004. - 720 с.

30. Федякова Н. Н. Проблемы устойчивого развития сельских территорий (на примере Республики Мордовия) // Аграрная Россия. - 2016. - № 2. - С. 38-41.

31. Чарочкина Е. Ю., Каширцева А. Ю. Адаптивная модель социально-экономического развития России в условиях современного кризиса // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. -2016. - Т. 8. - № 1. - С. 165-169.

32. Diao X., Magalhaes E., Silver J. Cities and rural transformation: A spatial analysis of rural livelihoods in Ghana // World Development. - 2019. - Vol. 121. - С. 141-157.

33. Hartman S., Parra C., de Roo G. Framing strategic storytelling in the context of transition management to stimulate tourism destination development // Tourism Management. - 2019. -Vol. 75. - С. 90-98.

34. Henderson S. R. Outer metropolitan areas and infrastructure deficits: Policy dynamics on the edge of Melbourne, Australia // Cities. - 2019. - № 90. - C. 24-31.

35. López-Robles J. R., Otegi-Olaso J. R., Porto Gómez I., Cobo M. J. 30 years of intelligence models in management and business: A bibliometric review // International Journal of Information Management. - 2019. - № 48. - C. 22-38.

36. Nogués S., González-González E., Cordera R. Planning regional sustainability: An index-based framework to assess spatial plans. Application to the region of Cantabria (Spain) // Journal of Cleaner Production. - 2019. - Vol. 225. - C. 510-523.

37. Romao J., Nijkamp P. Impacts of innovation, productivity and specialization on tourism competitiveness-a spatial econometric analysis on European regions // Current Issues in Tourism. -2019. - № 22 (10). - C. 1150-1169.

38. Samoilenko S., Osei-Bryson K.-M. Representation matters: An exploration of the socio-economic impacts of ICT-enabled public value in the context of sub-Saharan economies // International Journal of Information Management. - 2019. - № 49. - C. 69-85.

References

1. Aljab'eva E. M. Image of a Territory as a Factor of Regional Economic Development. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Serija: Jekonomika = Bulletin of Volga state University of service. Series: Economics. 2017; No. 4 (50): 26-30. (In Russ.).

2. Ahmaduev A. Sh. Problems of Excessive Polarization of the Level of Social-Economic Development of the Regions of Russia and Imperatives of Modernization of the State Regional Policy. Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki = Regional problems of transforming the economy. 2017; No. 6 (80): 37-51. (In Russ.).

3. Balakina G. F. A Conceptual Model of Strategic Management of the Socio-Economic Development of a Depressed Region. Regional'naja jekonomika: teorija i praktika = Regional Economics: Theory and Practice. 2016; No. 9 (432): 46-57. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Balina T. A., Ponomareva Z. V., Stolbov V. A., Tolchin S. V. Innovation-Oriented Regional Policy as the Basis of Capitalization and Socio-Economic Imperative of the Development of the Area. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Social'no-jekonomicheskie nauki = Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socioeconomic sciences. 2017; No. 3: 192-202. (In Russ.).

5. Barejko S. N., Tatarnikova M. A. The Development of Small and Medium-Sized Entrepreneurship as a Factor of Economic Growth of the Leningrad Region. Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki = Regional problems of transforming the economy. 2018; No. 11 (97): 259-264. (In Russ.).

6. Bogatyreva I. A., KrikovcovaM. N. The Problem of Differentiation of Regions of Russia on a Level of Socio-Economic Development. Aktual'nye voprosy funkcionirovanija jekonomiki Altajskogo kraja = Actual issues of the functioning of the economy of the Altai Territory. 2016; No. 8: 13-24. (In Russ.).

7. Bodrova Zh. A., Loginov M. P. Improving the Competitiveness of Territories on the Basis of Investment Marketing. Regional'naja jekonomika: teorija i praktika = Regional Economics: Theory and Practice. 2017; Vol. 15, No. 5 (440): 859-868. (In Russ.).

8. BujanovaM. Je., Mihajlova N. A. Evaluation of Differentiation of Socio-Economic Development of Regions in Innovative Strategy of Russia. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Jekonomika. Jekologija = Bulletin of Volgograd State University. Global Economic System. 2017; Vol. 19, No. 3 (40): 135-142. (In Russ.).

9. Gubnelova N. Z. Brand of the Region as a Competitive Resource of Development of the Territory. Jekonomika: vchera, segodnja, zavtra = Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2017; Vol. 7, No. 12A: 37-44. (In Russ.).

10. Gur'eva M. A., Simarova I. S. Evaluation of "Green" Economy Development in the Regional Economic Space (Urals Federal District Subjects). Global'nyj nauchnyj potencial = Global scientific potential. 2017; No. 9 (78): 48-64. (In Russ.).

11. DanilovaN. E., Poljanin A. V., Soboleva Ju. P. Assessment Model of the Socio-Economic Potential of the Region Based on the Concept of Human Development Assessment. Region: sistemy, jekonomika, upravlenie = Region: systems, economy and management. 2018; No. 3 (42): 19-32. (In Russ.).

12. Detter G. F. Models for Development of Resources and Territories of the Yamalo-Nenets Autonomous District. Arktika i Sever = Arctic and North. 2017; No. 26: 98-116. (In Russ.).

13. Dikov Ja. A., Nusratullin I. V. Spatial Development of Territories: Integrated Approach. Jekonomicheskie issledovanija i razrabotki = Economic development research journal. 2017; No. 7: 15-23. (In Russ.).

14. Kashirina E. A. Research of the Investment Climate in the Republic of Mordovia. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii = Modern scientific researches and innovations. 2016; No. 2 (58): 326-331. (In Russ.).

15. Kovaleva O. S., Makurina Ju. A. Comparative Analysis of Economy Development of Siberia's Rural Territories. Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii = Economics of Agriculture of Russia. 2017; No. 2: 56-62. (In Russ.).

16. Koroljova Ju. G. Socio-Economic Problems of Rural Areas of the Republic of Mordovia. Regional'naja jekonomika: teorija i praktika = Regional Economics: Theory and Practice. 2018; Vol. 16, No. 3 (450): 414-425. (In Russ.).

17. Kuznecov S. V. Single Social and Economic Space as a Factor Regional Development. St. Petersburg, 2007, 210 p. (In Russ.).

18. Lapin A. V. Instruments for Regulating Territorial Social and Economic Differentiation in the System of Management of Territorial Development. Sovremennye nauchnye issledovanija i razrabotki = Modern scientific research and development. 2018; No. 1 (18): 229-234. (In Russ.).

19. Leksin V. N. Regional Policy in the Context of the Threats and Risks to the Stable Functioning of the State. Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie = Problem Analysis and Public Administration Projection. 2013; Vol. 6, No. 5: 89-98. (In Russ.).

20. Leksin V. N., ShvecovA. N. State and Regions. Theory and Practice of State Regulation of Territorial Development. Moscow, 2009, 368 p. (In Russ.).

21. Loginova E. A. Estimating Innovation Activity of the Region in the Context of Human Potential Development (illustrated by the Republic of Mordovia). Vestnik Rossijskogo jekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plehanova. Vstuplenie. Put' v nauku = Bulletin of the Plekhanov Russian university of economics. Introduction. The road to science. 2017; No. 4 (20): 76-86. (In Russ.).

22. Marshalova A. S., Novoselov A. S., Voljanskaja T. V. Concept of Regional Management in the Period of Search for Effective Model of Economic Development of Russia. Sovremennye tehnologii upravlenija = Modern Management Technology. 2016; No. 8 (68): 11-26. (In Russ.).

23. Moroshkina M. V. Comparative Analysis of the Economic and Social Differentiation on the Example of Bordering Regions of the Russian Federation and Finland. Politika i obshhestvo = Politics and Society. 2016; No. 3 (135): 345-352. (In Russ.).

24. Napalkova I. G., Pavlova A. V. Differentiation of Regional Socio-Economic Development of the Modern Russia (On the Example of the Volga Federal District). Jekonomicheskaja istorija = Russian Journal of Economic History. 2015; No. 2 (29): 88-98. (In Russ.).

25. Polynev A. O. Competitive Ability Regions Research Methodology Ways to Improve. Moscow, 2010, 207 p. (In Russ.).

26. Rumjancev A. S. Regional Differentiation of Socio-Economic Indicators on the Example of the Siberian Federal District and Novosibirsk Region. Vestnik NGUJeU = Bulletin of Novosibirsk State University of Economics and Management. 2019; No. 1: 231-239. (In Russ.).

27. Serova N. A. The Investment Policy of the Russian Arctic Regions. Rossija v global'nom mire = Russia in Global Affairs. 2017; No. 10 (33): 237-247. (In Russ.).

28. Smeshko O. G. Regional Economy: Factors of Development. St. Petersburg, 2014, 266 p. (In Russ.).

29. Strategies of Russian Macroregions: Methodological Approaches, Priorities and Ways of Implementation. Ed. A. G. Granberg, Moscow, 2004, 720 p. (In Russ.).

30. Fedjakova N. N. Problems of Steady Development of Rural Areas (On the Example of the Republic of Mordovia). Agrarnaja Rossija = Agrarian Russia. 2016; No. 2: 38-41. (In Russ.).

31. Charochkina E. Ju., Kashirceva A. Ju. The Adaptive Model of Social and Economic Development of Russia in the Conditions of Modern Crisis. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe = East European Scientific Journal. 2016; Vol. 8, No. 1. 165-169. (In Russ.).

32. Diao X., Magalhaes E., Silver J. Cities and Rural Transformation: A Spatial Analysis of Rural Livelihoods in Ghana. World Development. 2019; Vol. 121: 141-157.

33. Hartman S., Parra C., de Roo G. Framing Strategic Storytelling in the Context of Transition Management to Stimulate Tourism Destination Development. Tourism Management. 2019. Vol. 75: С. 90-98.

34. Henderson S. R. Outer Metropolitan Areas and Infrastructure Deficits: Policy Dynamics on the Edge of Melbourne, Australia. Cities. 2019; 90: 24-31.

35. López-Robles J. R., Otegi-Olaso J. R., Porto Gómez I., CoboM. J. 30 Years of Intelligence Models in Management and Business: A Bibliometric Review. International Journal of Information Management. 2019; 48: 22-38.

36. Nogués S., González-González E., Cordera R. Planning Regional Sustainability: An Index-Based Framework to Assess Spatial Plans. Application to the Region of Cantabria (Spain). Journal of Cleaner Production. 2019; Vol. 225: 510-523.

37. Romao J., Nijkamp P. Impacts of Innovation, Productivity and Specialization on Tourism Competitiveness - a Spatial Econometric Analysis on European Regions. Current Issues in Tourism. 2019; 22(10): 1150-1169.

38. Samoilenko S., Osei-Bryson K.-M. Representation Matters: An Exploration of the Socio-Economic Impacts of ICT-Enabled Public Value in the Context of Sub-Saharan Economies. International Journal of Information Management. 2019; 49: 69-85.

Поступила 28.03.2019.

Сведения об авторах

Напалкова Ирина Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск). Сфера научных интересов: политические механизмы управления национальными территориями, центрально-периферийное взаимодействие в имперской России, пространственное развитие, имидж государства, имиджевые технологии. Автор более 170 научных и учебно-методических работ. ORCID: http://orcid/org/ 0000-0003-3896-1600.

E-mail: inapalckova@yandex.ru

Десяев Дмитрий Геннадьевич - магистр политологии, аспирант НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ, научный сотрудник НОЦ «Политический анализ территориальных систем» при ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (Саранск). Область научных интересов: информационные войны, региональные конфликты, информационные технологии СМИ, имиджевые технологии. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4353-4400.

E-mail: exprise@mail.ru

Submitted 28.03.2019.

About the authors

Irina G. Napalkova - Candidate of History, the Associate Professor, the Department of General History, Political Science and Regional Studies, National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: political mechanisms of management of national territories, central peripheral interaction in imperial Russia, spatial development, image of the state, image technologies. The author of more than 170 scientific, educational and methodical works. ORCID: http://orcid/org/ 0000-0003-3896-1600.

E-mail: inapalckova@yandex.ru

Dmitriy G. Desyaev - the Master in Political Science, Postgraduate Student, Research Institute for the Humanities under the Government of the Republic, the research associate of SEC "Political Analysis of Territorial Systems", National Research Ogarev Mordovia State University. Research interests: information wars, regional conflicts, information technology of media, image technology. ORCID: http://orcid/org/ 0000-0003-3896-1600.

E-mail: exprise@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.