Научная статья на тему 'Экономический суверенитет Росcии: характеристики, особенности формирования в современных условиях'

Экономический суверенитет Росcии: характеристики, особенности формирования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспроизводство / структурная сбалансированность / экономический суверенитет / импортозамещение / параллельный импорт / импорто-независимость / санкции / международные экономические отношения / reproduction / structural balance / economic sovereignty / import substitution / parallel imports / import independence / sanctions / international economic relations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочергина Татьяна Евгеньевна, Рябошапка Асия Измайловна

В статье исследуются содержание и основные критерии экономического суверенитета России. Концептуализация проблемы формирования экономического суверенитета страны определена методологией равновесного подхода к исследованию закономерностей функционирования национальной экономики и воспроизводственным анализом, определяющим способность национальной хозяйственной системы к самостоятельному развитию. Реализация данных подходов позволила выявить основные проблемы структурной сбалансированности российской экономики, дать оценку роли импортозамещения и параллельного импорта в поддержании равновесия и устойчивости рынков в современных условиях. Воспроизводственный подход актуализировал анализ характеристик и факторов импорто-независимости, которая связывается с необходимостью достижения технологической самостоятельности российской экономики. Это дало возможность выявить меры, способствующие достижению критически значимого уровня экономического суверенитета страны при сохранении открытости и дальнейшего участия в международных экономических отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кочергина Татьяна Евгеньевна, Рябошапка Асия Измайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Sovereignty of Russia: Charact eristics, Features of Formation in Modern Conditions

The article examines the content and main criteria of Russia’s economic sovereignty. The conceptualization of the problem of forming the country’s economic sovereignty is determined by the methodology of the equilibrium approach to the study of the patterns of functioning of the national economy and reproduction analysis, which determines the ability of the national economic system to develop independently. The implementation of these approaches made it possible to identify the main problems of the structural balance of the Russian economy, to assess the role of import substitution and parallel imports in maintaining the balance and stability of markets in the face of global challenges. The reproduction approach has updated the analysis of the characteristics and factors of import independence, which is associated with the need to achieve technological independence of the Russian economy. The work done made it possible to identify measures that will help achieve a critical level of economic sovereignty for the country while maintaining openness and further participation in international economic relations.

Текст научной работы на тему «Экономический суверенитет Росcии: характеристики, особенности формирования в современных условиях»

УДК 339.5

экономический суверенитет россии: характеристики, особенности формирования в современных условиях

Т. Е. Кочергина1, А. и. рябошапка1

1 Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Аннотация. В статье исследуются содержание и основные критерии экономического суверенитета России. Концептуализация проблемы формирования экономического суверенитета страны определена методологией равновесного подхода к исследованию закономерностей функционирования национальной экономики и воспроизводственным анализом, определяющим способность национальной хозяйственной системы к самостоятельному развитию. Реализация данных подходов позволила выявить основные проблемы структурной сбалансированности российской экономики, дать оценку роли импортозамещения и параллельного импорта в поддержании равновесия и устойчивости рынков в современных условиях. Воспроизводственный подход актуализировал анализ характеристик и факторов импортонезависимости, которая связывается с необходимостью достижения технологической самостоятельности российской экономики. Это дало возможность выявить меры, способствующие достижению критически значимого уровня экономического суверенитета страны при сохранении открытости и дальнейшего участия в международных экономических отношениях.

Ключевые слова: воспроизводство, структурная сбалансированность, экономический суверенитет, импортозамещение, параллельный импорт, импортонезависимость, санкции, международные экономические отношения.

economic sovereignty of Russia: characteristics, features of formation in modern conditions

Т. Е. Kochergina1, A. I. Ryaboshapka1

1 Rostov branch of the Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russian Federation

Abstract. The article examines the content and main criteria of Russia's economic sovereignty. The conceptualization of the problem of forming the country's economic sovereignty is determined by the methodology of the equilibrium approach to the study of the patterns of functioning of the national economy and reproduction analysis, which determines the ability of the national economic system to develop independently. The implementation of these approaches made it possible to identify the main problems of the structural balance of the Russian economy, to assess the role of import substitution and parallel imports in maintaining the balance and stability of markets in the face of global challenges. The reproduction approach has updated the analysis of the characteristics and factors of import independence, which is associated with the need to achieve technological independence of the Russian economy. The work done made it possible to identify measures that will help achieve a critical level of economic sovereignty for the country while maintaining openness and further participation in international economic relations.

Key words : reproduction, structural balance, economic sovereignty, import substitution, parallel imports, import independence, sanctions, international economic relations.

© Кочергина Т. Е., Рябошапка А. И., 2023

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы суверенитета государств в политике, экономике, социальных, в том числе духовно-нравственных и культурных, сферах привлекают повышенный интерес общества в связи со сложностью и противоречивостью внешних отношений, складывающихся в современном глобальном мире между странами. Геополитические реалии, усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта, источники энергетических ресурсов, сферы влияния требуют непрерывного мониторинга угроз и вызовов, оценки потенциала стран в поддержании национальной безопасности. Особое значение в этом общем процессе безопасного позиционирования и функционирования стран приобретают вопросы экономической безопасности государства, уточнения ее критериев и характеристик. В данном контексте особого внимания заслуживают проблемы обеспечения экономического суверенитета, выявления и осмысления факторов и процессов, которые требуют корректирующих действий и разработки мер по предотвращению возможных угроз.

В публикациях российских экономистов проблемы суверенитета исследуются в аспекте обеспечения экономической безопасности страны [1], определяются условия достижения, показатели мониторинга и оценки возникающих угроз [2], управления рисками [3].

Вместе с тем все более значимой является риторика экономической независимости страны в условиях объективности, рациональности и экономической целесообразности развития интеграционных связей, активного вхождения страны в структуру мировых товарных, факторных и финансовых рынков, участия в международных организациях, использования преимуществ международного разделения труда, учитывая, что и названные процессы изменяются под влиянием технологических, циклических и всего комплекса цивилизационных факторов.

Нетрудно понять, что экономическое содержание суверенности страны может исследоваться и приобрести регулируемый характер в контексте ее открытости, включенности в мирохозяйственные связи, нацеленности на развитие взаимовыгодных отношений во внешней торговле и других формах международных экономических отношений.

Сказанное позволяет актуализировать значение характеристик экономического суверенитета страны как объекта, а возможности и направления достижения его необходимого уровня - в качестве предмета исследования, сформулировать цель данной статьи - провести анализ содержания экономического суверенитета России, выявить основные направления и меры достижения независимости национальной экономики в современных условиях.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Экономический суверенитет, согласно «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», представляет собой объективно существующую независимость страны в проведении внутренней и внешней

экономической политики с учетом выполнения взятых на себя международных обязательств [4]. Независимое сосуществование в структуре мировой экономики является результатом длительного периода формирования национальной экономики, наличия передовой отраслевой структуры, значительного ресурсного потенциала, промышленного производства и человеческого капитала, отвечающих требованиям научно-технического прогресса. Безусловными результирующими показателями независимого позиционирования государства в международных политических и экономических процессах являются показатели уровня благосостояния общества, параметры доходов и качества жизни. Внутренние аспекты независимости следует связывать со способностью институтов власти проводить экономическую политику, соответствующую общенациональным целям, а экономических субъектов - обладать достаточными полномочиями и мотивацией к саморазвитию, самообеспеченности в решении хозяйственных задач.

Как известно, включение России в структуру мирового хозяйства в последние десятилетия осуществлялось в соответствии с моделью двухполюсного мира с его делением на страны, которые представляли авангард мирового развития, и остальной, т. е. развивающийся, мир. В этом мире страной была освоена роль стабильного и надежного поставщика различных видов ресурсов и потребителя готовой продукции из-за рубежа. Суверенность Российской Федерации (РФ) определялась условиями выполнения взятых на себя обязательств, а по мере осознания недопустимости для страны тех границ суверенности, которые были определены глобальными игроками, российское общество начиная с 2014 г. формирует предпосылки для обретения своей полноценной экономической независимости.

Представляется, что содержание экономического суверенитета правомерно исследовать, опираясь на методологию равновесного макроэкономического анализа, основные постулаты которого определяют необходимость выявления проблем стабильности функционирования национальной экономики. Речь идет о сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения, структурной сбалансированности отраслевых рынков, об определении темпов роста национального производства, оказывающих влияние на динамику совокупного предложения.

Динамика валового продукта России в последние десятилетия имела в целом неустойчивый характер. Благоприятная траектория роста, начатая в нулевых годах, продолжалась до 2010 г., когда волны мирового финансово-экономического кризиса оказали негативное воздействие, и тенденция роста национального ВВП с показателем, приближенным к значению 5%, сменилась его понижением до уровня 3-4%, а введение режима санкций в 2014 г., изменение конъюнктуры на мировых энергетических рынках в 2016 г., а также пандемия 2019-2020 гг. определили дальнейшее понижение темпов роста национальной экономики, что, безусловно, отразилось на возможностях обеспечения внутреннего потребления на основе продукции, произведенной в отраслях национального производства. Консенсус-прогноз темпов роста российской экономики на период до 2025 г., сложившийся на основе сопоставления прогнозов Центрального банка РФ, Международного валютного фонда, Всемирного банка и Центра развития Национального исследовательского

университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) - сохранение умеренных годовых темпов роста ВВП российской экономики на уровне 2,0-2,7% [5].

Существенным фактором поддержания баланса спроса и предложения на внутренних товарных рынках явился импорт, объемы которого наращивались первоначально благодаря развитию внешнеторговых связей с европейскими странами и Китаем, а впоследствии со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), государствами Шанхайской организации сотрудничества и в настоящее время интенсивно развивающимся торговым связям со странами Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Необходимость поддержания равновесия на товарных рынках российской экономики привела к активизации внешнеторговых связей в направлении роста поставок из-за рубежа, включающих широкий перечень благ производственного и потребительского назначения из различных стран мира.

Основная доля импорта в Россию на протяжении длительного периода, по данным Государственной службы статистики РФ (Росстат) и Федеральной таможенной службы (ФТС России), приходится на продовольственную и сельскохозяйственную продукцию, продукцию отраслей химической промышленности, текстиль и продукцию легкой промышленности и самое важное - машины и оборудование. В период с 2014 по 2021 г. объемы поставок данных видов продукции в структуре импорта не претерпели существенных изменений, а их доля практически сохранилась примерно на одном и том же уровне с незначительными отклонениями (табл. 1) [6].

Таблица 1

Товарная структура импорта РФ, доля в % к общему объему

№ п/п Товарная позиция 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

1 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 13,9 14,6 13,7 12,7 12,5 12,3 12,8 11,6

2 Минеральные продукты 2,6 2,7 1,8 2,0 2,1 2,1 1,9 1,9

3 Продукция химической промышленности, каучук 16,2 18,6 18,5 17,7 18,3 19,6 18.3 18,3

4 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,4 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,4 0,4

5 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2,1 2,0 1,9 1,6 1,6 1.5 1,5 1,4

6 Текстиль, текстильные изделия и обувь 5,7 5,9 6,0 6,0 6,2 6,2 6,3 5,8

7 Металлы, драгоценные камни и изделия из них 7,1 6,7 6,5 7,2 7,5 7,7 7,1 7,3

8 Машины, оборудование и транспортные средства 47,6 44,8 47,2 48,6 47,2 46,2 47,8 49,3

9 Прочие товары 4,4 4,3 4,0 3,8 4,1 3,9 3,9 4,0

Источник: составлено авторами по материалам [6].

Динамика импорта продукции в Россию имеет положительную тенденцию и в настоящее время вопреки санкциям недружественных стран. По данным Центрального банка РФ, объем импорта в I квартале 2023 г. составил 73 млрд долл. по сравнению с 71,5 млрд долл. в 2022 г., 64,6 млрд долл. в 2021 г., 56 млрд долл. в 2020 г. и 55,5 млрд долл. в 2019 г. [7]. Попытки ограничить участие России во внешней торговле оказались несостоятельными.

Вместе с тем сложившаяся зависимость внутреннего рынка от поставок извне очевидна, и с момента принятия санкций еще в 2014 г. вопрос об экономическом суверенитете страны приобрел особую остроту, что и определило необходимость разработки комплекса мер по развитию импортозамещения в РФ [8, 9, 10], реализация которых способствовала снижению зависимости внутреннего потребления от импорта. В настоящее время относительно благоприятная ситуация сложилась на рынках продовольствия, лекарственных средств, производства строительных материалов, продукции лесотехнического комплекса, легкой промышленности, частично в сфере информационно-коммуникационных технологий и др.

Политика санкций и ограничений, проводимая европейскими странами и США с 2014 г., получила новый импульс в феврале 2022 г. и проявилась в масштабных секторальных, отраслевых и адресных по отношению к ведущим российским компаниям и физическим лицам ограничениях и запретах на заключение контрактов, осуществление торговых сделок, проведение расчетов и финансовых операций, перемещений. Запретительная практика привела к нарушению баланса рынков и приостановлению производства в важнейших отраслях экономики, таких как машиностроение, авиастроение, производство бытовой техники, производство некоторых видов продукции массового спроса, технологически зависимых от поставок комплектующих, запасных частей, узлов и других видов продукции, связанных с основными товарами процессами эксплуатации и обслуживания. Неизбежной реакцией на сохраняющуюся высокую степень зависимости, а также необходимость поддержания сложившихся стандартов потребления населения явились решения Правительства РФ о введении перечня товаров, разрешенных к ввозу на территорию страны по параллельному импорту [11, 12].

Методология воспроизводственного подхода определяет актуальность исследования процессов обретения экономического суверенитета России в контексте способности производить не только конечную, но и промежуточную продукцию, связанную с применением технологий, генерируемых внутри страны [13].

Важнейшими характеристиками импортонезависимости, понимаемой как критически необходимый уровень технологической независимости страны, способности самостоятельно производить стратегически важные виды и объемы продукции в отраслях добывающей и перерабатывающей промышленности внутри страны, являются:

- создание (восстановление) производств, специализирующихся на поставках необходимых комплектующих видов продукции по типологии добавленной стоимости, но имеющей локальное, внутреннее пространство, включая экономическое пространство Евразийского экономического союза (ЕАЭС), с целью преодоления

угроз стабильности воспроизводственного цикла для важнейших отраслей национальной экономики, прежде всего в добывающих отраслях, а также станкостроении, приборостроении, всех видах машиностроения, электронике, цифровых технологиях и других наукоемких производствах;

- нацеленность инновационного сектора экономики на создание продукта, который будет практически значимым и применимым в отраслях национальной экономики и позволит перейти к формированию передового производства, соответствующего требованиям современной НТР.

В настоящее время в России созданы необходимые условия для реализации данных процессов. Достигнут существенный прорыв в развитии производственной кооперации на уровне субъектов РФ, а также во взаимоотношениях со странами ЕАЭС. По данным НИУ ВШЭ, наиболее специализированными отраслями добывающей промышленности, открывающими возможности для разработки совместных проектов производственной кооперации в ЕАЭС, являются производство кокса и продукции нефтехимической промышленности, среди высокотехнологичных отраслей выделяются машиностроение, химическая и фармацевтическая промышленность. Наибольшим потенциалом для встраивания в цепочки международной кооперации обладают пять субъектов Центрального федерального округа и девять регионов Приволжского федерального округа [14].

Требуются институциональные и управленческие решения для активизации инноваций в экономике страны, повышения заинтересованности самих хозяйствующих субъектов в использовании новых технологических и иных инновационных продуктов в разработке и реализации бизнес-проектов на основе отечественных достижений.

Вместе с тем, согласно статистике Росстата, коммерческий запрос со стороны российского бизнеса на технологии, поставляемые извне (без учета уровня инно-вационности), сохраняется на стабильно высоком уровне. Так в период с 20192021 гг. импорт технологий в целом по РФ в соответствии с соглашениями по импорту технологий с зарубежными странами, заключенными субъектами различных федеральных округов РФ, в стоимостном выражении в 2019 г. составил 12 322,7 млн долл., в 2020 г. - 13 732,0 млн долл., а в 2021 г. эта цифра достигла 19 846 млн долл. Что касается самих выплат по поставкам импортных технологий, то статистические данные свидетельствуют о существенном разрыве между стоимостью соглашения и оплатой поставок. В частности, в 2019 г. эти выплаты зафиксированы на уровне 4 836,8 млн долл., в 2020 г. размер выплат составил 4 824,9, а в 2021 г. оплачены поставки на сумму 5 044,3 млн долл. Одним из возможных объяснений сложившейся ситуации является отказ от дальнейших поставок технологий в связи с введением санкций и их постепенным распространением на различные отраслевые сегменты российской экономики [6].

достижение экономической независимости национальной экономики в современных мирохозяйственных условиях

Проблема обеспечения экономического суверенитета в современных политических и экономических отношениях обострилась практически для всех стран мира. Актуализация проблемы обусловлена, на наш взгляд, действием системообразующих и структурообразующих факторов глобализации.

Системообразующие факторы глобализации реализуются посредством транснационализации. Крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК), являясь многофункциональными и многопространственными, обеспечивают создание добавленной стоимости на основе дробления производства на множество стадий, фрагментируя их пространственное размещение. Это, безусловно, отражается в структурных изменениях национальных экономик стран-реципиентов.

Производственные подразделения ТНК, образующие глобальные цепочки создания стоимости и оптимизирующие в своих целях ресурсную структуру геоэкономического пространства, функционируют на территориях конкретных стран, и их деятельность определяется национальными нормами экономической, таможенной, налоговой и иной политики государств.

Возросшая активность в продвижении проектов международной и региональной интеграции и разработке ее условий объясняется заинтересованностью ТНК в сокращении транзакционных издержек.

Включение государств в интеграционные объединения разных ступеней консолидации означает принятие на национальном уровне ряда формальных и неформальных ограничений в целях обеспечения свободного перемещения товаров, капитала и трудовых ресурсов через таможенные границы. Например, создание таможенного союза предусматривает передачу части компетенций по реализации таможенной политики на наднациональный уровень, что, естественно, ограничивает самостоятельность государства в выборе методов и инструментов таможенного регулирования внешнеторговой деятельности на национальном уровне.

При этом в последние десятилетия проявляется тенденция не только к изменению форматов интеграционных объединений (нелинейная интеграция), но и распространению этих соглашений на новые сферы (охрана окружающей среды, содействие развитию среднего и малого бизнеса, защита прав на объекты интеллектуальной собственности и т. д.).

Участие страны в интеграционных объединениях оказывает долгосрочное влияние на ее экономику и «провоцирует» в ней структурные изменения. Эти изменения детерминированы следующими причинами:

- формированием такой отраслевой структуры национальной экономики, которая ориентирована не на удовлетворение внутристрановых потребностей, а на использование ресурсов страны, имеющих конкурентное преимущество, в международном обмене;

- сращиванием национальных и международных отраслевых элементов цепочки создания стоимости под влиянием организационного и содержательного функционирования ТНК на территории конкретной страны;

- гипертрофированным развитием отдельных отраслей национальной экономики, адаптирующихся к потребностям международного обмена, и участием в создании условно мирового продукта и условно мирового дохода.

В этих условиях геоэкономический статус государства определяется не столько самостоятельно определяемыми направлениями и товарным наполнением его внешнеэкономических связей, сколько возможностями участия в перераспределении условно мирового дохода, когда рыночные, конкурентные отношения с экономическими субъектами других стран заменяются рентными. Такая глубокая интеграция национальной экономики в глобальные связи плохо согласуется с возможностью независимо формировать и реализовывать внешнеэкономическую политику.

Действие на уровне глобальной экономики системообразующих, а на страно-вом уровне структурообразующих факторов обусловило обострение политических и экономических противоречий в мирохозяйственных связях.

К явным противоречиям современности относятся:

- глобальная нестабильность и диспропорции в экономических интересах различных акторов мирохозяйственных связей, что объясняется переходом государств от следования общим правилам к реализации, прежде всего, собственных интересов;

- отказ от однополярного и трудный переход к многополярному миру, тренды к освобождению развивающихся стран от влияния стран-гегемонов;

- воссоздание развитыми странами рабочих мест в реальном секторе экономики, что выражается в усилении протекционистской политики со стороны развитого мира;

- рост потребностей в ресурсах (продовольствие, вода, энергия) вследствие увеличения численности населения и обострение экологических проблем на национальном и глобальном уровнях;

- структурные изменения в мировой валютно-финансовой системе (попытки снизить роль доллара США как резервной валюты, большой государственный долг США, переход в международных расчетах на валюты стран-партнеров, увеличение доли золота в золотовалютных резервах стран мира, усиление роли юаня и др.);

- интернетизация и цифровизация бизнес-процессов, с одной стороны, и обострение проблемы обеспечения кибербезопасности, с другой стороны;

- игнорирование принятых норм и принципов мирохозяйственных отношений, неспособность международных организаций адекватно участвовать в разрешении споров между государствами и международных конфликтов;

- ситуация «международного беспорядка» из-за наличия «затяжных» конфликтов, роста числа и углубления остроты новых конфликтов, связанных с возобновлением гонки вооружения, миграционными процессами, активизации деятельности крайне правых и крайне левых политических сил и др. [15].

Необходимость разрешения указанных противоречий обострила проблему адаптации национальных экономических систем к трансформирующимся мирохозяйственным отношениям и обеспечения своего суверенитета.

Достижение экономической независимости государства в современных условиях определяется факторами национального, международного и глобального уровней и должно обеспечить реализацию страновых интересов.

Поскольку экономический суверенитет на национальном уровне означает удовлетворение потребностей общества, личности и государства, осуществление устойчивого, стабильного и равновесного воспроизводственного процесса, инновационное развитие экономики с учетом цифровой трансформации бизнес-процессов, то и интересы страны могут быть классифицированы по различным критериям (табл. 2).

Таблица 2

Критерии классификации и характеристика экономических интересов

№ п/п Критерий Характеристика

1 Природа интереса Глобальный международный, страновой

2 Субъекты - трансляторы экономических интересов Государство, общество, бизнес-сообщество, личность

3 Отраслевая принадлежность Промышленность, сельское хозяйство, торговля, сфера услуг, наука и образование и др.

4 Тип связи Межотраслевой, внутриотраслевой

5 Уровень реализации Федеральный, субъектный, локальный (региональный)

6 Тип развития Экстенсивный, интенсивный

7 Модель развития Традиционная, инновационная

8 Темпоральный фактор Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный

Источник: составлено авторами.

Представленный методологический подход к выбору критериев классификации и характеристике интересов государства позволяет на основе оценки конкретной политико-экономической ситуации обосновать реакцию государства в виде регулятивных, организационных и иных мер на изменение этой ситуации и сформировать адекватный механизм реализации интересов по обеспечению экономического суверенитета.

В современных условиях на реализацию экономических интересов России, а значит и обеспечение ее суверенитета, наибольшее влияние оказывают глобальный и международный санкционные факторы.

Это влияние значительно проявилось в банковской сфере, глубоко интегрированной в мировую финансовую и валютную системы; сфере международных расчетов из-за отключения от системы SWIFT; поставках технологий, оборудования и запасных частей для авиационной, нефте- и газодобывающей промышленности; прекращении сотрудничества в автосборочном производстве; изменении структуры потребительского спроса в условиях сокращения импорта товаров и закрытия магазинов, представляющих товары международных брендов, и т. д.

Беспрецедентное санкционное давление на Россию с 2014 г. обусловило необходимость обратиться к политике импортонезависимости и импортозамещения.

Варианты обеспечения импортонезависимости - расширение собственного производства (импортозамещение), сокращение объемов импорта промышленных товаров, переориентация на новых поставщиков - требуют соответствующих этим целям методов и инструментов, но в любом случае это будет свободный выбор государства на национальном уровне.

Причем представляется целесообразным уточнить цели импортозамещения как стратегии, направленной на повышение темпов экономического роста, структурной перестройки национальной экономики, и как инструмента компенсации дефицита какого-либо товара на национальном рынке [13].

Такая ситуация обусловила необходимость принятия мер, направленных на достижение экономического суверенитета.

Стратегические цели, главные стратегические угрозы экономической безопасности и основные пути обеспечения экономической безопасности и суверенитета государства определены «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации» (табл. 3).

Таблица 3

Стратегические угрозы и основные пути обеспечения экономической безопасности страны [16]

Главные стратегические угрозы национальной безопасности в области экономики Пути обеспечения экономической безопасности

Низкий индекс глобальной конкурентоспособности экономики Устойчивый экономический рост на основе повышения эффективности государственного регулирования

Доминирование сырьевых товаров в структуре экспорта Стимулирование развития экспортоориентированного высокотехнологичного производства; включение национальной экономики в глобальные цепочки добавленной стоимости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительная зависимость от конъюнктуры мировых товарных рынков Создание условий для вхождения России в число стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта

Технологическая отсталость и значительная доля устаревших основных фондов при низком уровне разработки и внедрения перспективных технологий Создание и развитие национальной инновационной системы; модернизация и развитие высокотехнологичных отраслей национальной экономики

Окончание таблицы 3

Главные стратегические угрозы национальной безопасности в области экономики Пути обеспечения экономической безопасности

Значительное влияние спекулятивного иностранного капитала Рост объемов внутренних сбережений и их трансформация в инвестиции; улучшение инвестиционного климата страны

Несбалансированность национальной бюджетной системы Меры, направленные на балансирование бюджетной системы

Высокая доля теневой экономики Борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой

Коррупция и криминализация хозяйственно-финансовых отношений

Источник: составлено авторами на основе данных [16].

Правительством РФ с 2014 г. предпринимаются превентивные меры, а с 2022 г. - защитные меры, направленные на обеспечение стабильности российской экономики, бесперебойное функционирование промышленности, поддержку внешнеторговой сферы и отдельных отраслей [17].

заключение

Равновесный и воспроизводственный подходы к исследованию экономического суверенитета страны позволили прийти к выводу о том, что возможность достижения независимого позиционирования государства определяется решением национальных задач, направленных на поддержание сбалансированности рынков, структурной отраслевой сбалансированности экономики, обеспечением экономического роста. Реальное продвижение в направлении достижения национальных целей, связанных с обретением технологической суверенности с учетом преимуществ и возможностей, открываемых мирохозяйственными процессами, зависит от последовательной реализации комплекса мер по снижению угроз, которые обусловлены особенностями позиционирования России в системе международных экономических отношений.

Таким образом, решение проблемы достижения экономического суверенитета связано с необходимостью изменения геоэкономического статуса государства, который до последнего времени определялся действием системообразующих и структурообразующих факторов глобализации мирохозяйственных связей. Транцнационализация и интеграция привели к обострению политико-экономических противоречий между странами.

Достижение экономического суверенитета на условиях удовлетворения потребностей общества, бизнес-сообщества, личности и государства, осуществления устойчивого, стабильного и равновесного воспроизводственного процесса, инновационного развития экономики с учетом цифровой трансформации бизнес-процессов основано на возможности государства принимать независимые и самостоятельные политические решения в соответствии с международными обязательствами и национальными интересами в экономической сфере.

Предлагаемый методологический подход к выбору критериев классификации и характеристике интересов государства позволяет обосновать цели и определить методы и инструменты, применение которых направлено на достижение экономического суверенитета страны в условиях санкционного давления.

Ряд теоретических положений данной работы носит тезисный характер, из чего следует необходимость проведения дальнейших исследований.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Сенина Д. А. Система показателей и индикаторов экономической безопасности ООН в контексте обеспечения национальной экономической безопасности Российской Федерации // Учет и контроль. 2023. № 9. С. 53-60.

2. Караваева И. В., Лев М. Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. 2023. Т. 6. № 3. С. 905-924.

3. Василенко О. В. Вопросы экономической безопасности и государственного управления в контексте стратегии экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. № 1 (382). С. 60-79.

4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.10.2023).

5. Цехомский Н. В. Господдержка для привлечения частных инвестиций в проекты развития на примере инструмента фабрики проектного финансирования [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/428792013.pdf (дата обращения: 29.10.2023).

6. Статистика Росстата. Внешняя торговля [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov. ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения: 29.10.2023).

7. TADVISER. Государство. Бизнес. Технологии [Электронный ресурс]. URL: https://www. tadviser.ru/mdex.php/Статья:Внешняя_торговля_России?yscHd=loadyr5sf6708426479#. D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82_.D0.BF.D0.BE_.D1.81.D1.82.D0.B0.D1.82.D1.8C. D1.8F.D0.BC (дата обращения: 29.10.2023).

8. Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ от 24.07.2020 № 309-СФ «О мерах поддержки отраслей промышленности Российской Федерации в изменившихся экономических условиях» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_358422/ (дата обращения: 22.10.2023).

9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.10.2023).

10. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.10.2023).

11. Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.10.2023).

12. Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532 (ред. от 21.07.2022) «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения

подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» (зарегистрирован в Минюсте России 06.05.2022 № 68421) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.10.2023).

13. Кочергина Т. Е., Рябошапка А. И. Импортонезависимость российской экономики: постановка проблемы, факторы, возможности реализации в современных условиях // Экономика: теория и практика. 2023. № 2. С. 10-17.

14. Региональный потенциал промышленной кооперации в ЕАЭС / Т. В. Остащенко, Е. С. Куценко, В. Л. Абашкин, К. С. Тюрчев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023. (Серия бюллетеней «Наука. Технологии. Инновации». Вып. № 308) [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/852026917. pdf?ysclid=lnurz3fk4f731595828.pdf (дата обращения: 29.10.2023).

15. Глобальные тенденции 2030: альтернативные миры (Global Trends 2030: Alternative Worlds) [Электронный ресурс]. URL: http://eurasian-defence.ru/sites/default/files/DS/ Documents/global-trends-2030-rus.pdf.

16. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank.

17. Кочергина Т. Е. Государственные меры стабилизации российской экономики в условиях санкций // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы IX Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 14-18 ноября 2022 г.). Ростов н/Д, 2022. С. 349-356.

информация об авторах

Кочергина Татьяна Евгеньевна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, проспект Буденновский, 20, e-mail: tpodgurskaya@mail.ru, тел.: 8(863) 263-01-09; Рябошапка Асия Измайловна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 344000, Ростов-на-Дону, проспект Буденновский, 20, e-mail: asiya1810@mail.ru, тел.: 8 (863) 263-01-09.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Кочергина Т. Е., Рябошапка А. И. Экономический суверенитет России: характеристики, особенности формирования в современных условиях // Вестник Российской таможенной академии. 2023. № 4. С. 123-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.