TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС СОВРЕМЕННОЙ СФЕРЫ УСЛУГ
ОЗДОЕВ А.Д.,
соискатель,
Кисловодский институт экономики и права, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются актуальные вопросы современной теории сервисных отраслей экономики. Ключевые слова: сфера услуг; теория сервиса; современная экономика.
This article deals with topical issues of the modern theory of service industries.
Keywords: the service sector; the theory of service; modern economy.
Коды классификатора JEL: L80, L88.
По мере развития технологии, усложнения производственных процессов и появления новых элементов в общественном разделении труда изменяется и структурирование народного хозяйства. В настоящее время экономика страны может быть разделена на различные секторы для определения доли населения, занятого в отраслях того или иного сектора.
В историческом аспекте, т. е. если структурировать общественное производство по временной шкале появления и развития определенных сфер, то в основе такого структурирования должна находиться теснота связи промышленного производства с порождающей его природной средой, как объективный критерий естественной дифференциации отраслей производства. Другими словами, базовыми элементами должны быть те сферы экономики, которые напрямую связаны с природой и зависят от нее. А все последующие сферы, которые отдаляются от природной среды, становятся по отношению к ней все более независимыми, образуют новые этапы экономической истории человечества.
С этих позиций исходным пунктом «естественной структуры» общественного производства выступает так называемый первичный сектор, который имеет дело с использованием природных сырьевых и минеральных ресурсов, который фактически занят преобразованием природных, вещественных благ. К отраслям первичного сектора относятся такие сферы, как сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность. Но уже в них появляются такие виды производства (например, промышленная переработка сельскохозяйственного сырья), которые отдаляются от непосредственных природных процессов. Основным элементом первичного сектора выступает натуральная продукция (прежде всего -урожай сельскохозяйственных культур). В перерабатывающем плане первичный сектор включает производство сырья и основных продуктов питания. Отраслевая структура собственно первичного сектора представлена такими сферами, как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, выпас скота, охота и собирательство, рыболовство, перерабатывающее производство, а также упаковка и транспортировка сырья. В связи с пространственным характером первичного сектора особым элементом выступает современный раздел экономических исследований в виде логистики.
Закономерностью современной отраслевой структуры экономики в развитых и развивающихся странах является снижение доли работников, непосредственно занятых в производстве первичного сектора1.
К вторичному сектору экономики относятся отрасли, производящие готовую продукцию. Все подобные производства, включая переработку и перевозку готовых товаров, а также строительство соответствующих производственных сооружений, находятся в пределах вторичного сектора. Деятельность, связанная с вторичным сектором, включает металлургическое производство, производство автомобилей, текстиля, химическую и машиностроительную промышленность, аэрокосмическую промышленность, предприятия энергетического сектора и машиностроения, строительство и судостроение.
Третичным сектором экономики принято считать сферу услуг. Этот сектор предоставляет услуги для населения в целом, а также и для бизнеса. Деятельность этого сектора крайне разнообразна, включая розничные и оптовые продажи, транспортировку и распределение, развлечения (кино, телевидение, радио, музыка, театр и т. д.), рестораны, делопроизводство, средства массовой информации, туризм, страхование, банковское дело, здравоохранение и право. В большинстве развитых и развивающихся стран в третичном секторе занята все возрастающая доля работников (в США более 80 % рабочей силы занято именно в третичном сектора национальной экономики).
1 Об этом свидетельствуют, например, следующие данные - в середине XIX в. около двух третей совокупной рабочей силы США было занято на предприятиях первичного сектора, тогда как сегодня такие занятые составляют не более 3% рабочей силы США [2].
© А.Д. Оздоев, 2G12
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС СОВРЕМЕННОЙ СФЕРЫ УСЛУГ
81
Четвертичный сектор экономики является сферой интеллектуальной деятельности. Мероприятия, связанные с этим сектором, включают государственный сектор культуры, библиотеки, научные исследования, образование и информационные технологии.
В настоящее время можно говорить об оформлении и переходе к так называемому пятеричному сектору, который включает самые высокие уровни и институции принятия решений в обществе и экономике. Этот сектор включает топ-менеджеров и должностных лиц в таких областях, как государственное управление, наука, университеты, некоммерческие учреждения, здравоохранение, культура и средства массовой информации2.
Третичный сектор экономики, известный также как «сектор услуг» или «сфера услуг», является одним из трех основных секторов экономики (первичный сектор - отрасли сельского хозяйства, рыболовство и добыча полезных ископаемых, вторичный сектор - обрабатывающая промышленность), состоит из так называемой «мягкой» части экономики, представленной деятельностью, в которой люди предлагают свои знания и время, чтобы улучшить производительность, эффективность, потенциал и устойчивость труда и производства. Основной характеристикой этого сектора является производство услуг, а не готовой продукции. Услуги (известные также как «нематериальные товары») включают консультации, опыт, передачу технологии. Производство информации, как правило, также рассматривается как услуга, но некоторые экономисты относят его к четвертому сектору (четвертичный сектор). Кроме того, третичный сектор экономики включает предоставление услуг другим предприятиям, а также конечным потребителям. Услуги могут выражаться и в транспортировке, распределении и продаже товаров от производителя до потребителя, что происходит в оптовой и розничной торговле, могут быть связаны с участием в борьбе с природными вредителями сельхозкультур или подготовке развлечений. Товары могут быть преобразованы в процессе предоставления услуг, как это происходит в ресторанном бизнесе. Тем не менее, основной упор делается на людей, взаимодействующих с людьми, выступающими заказчиками услуг, а не преобразованием физических товаров.
За последние десятилетия произошли существенные изменения в первичном и вторичном секторах под влиянием третичного сектора в промышленно развитых странах. Это изменение условно называют периодом превращения третичного сектора в крупнейший сектор экономики в развитых странах мира [3].
Современная сфера сервиса охватывает производство и предоставление услуг, предлагаемых в обществе посредством оборудования, инструмента, места, информации или навыков. В настоящее время основными международными стандартами классификации сферы услуг являются следующие признаки:
♦ классификация по функциям услуг,
♦ классификация по поставкам услуг,
♦ классификация по рынкам услуг.
Сфера услуг продолжает и сегодня оставаться ареной противоборства современной индустрии обслуживания и промышленности традиционных отраслей сферы услуг. Стратегически будущее за современной сферой услуг, которая является самой динамично развивающей отраслью постиндустриальной экономики. Поэтому концепция современного экономического роста индикатором такого роста считает темпы развития сферы услуг.
Сфера услуг сегодня изменяет структуру предоставляемых услуг, реализуя приоритет трех направлений - индустрия производства и распространения знаний, информационные технологии, современные методы управления.
В аспекте реструктурирования общественного производства можно утверждать, что непосредственное производство товаров уходит в основание экономики, главным становится предоставление услуг для общества.
Новые сферы услуг отличаются от традиционных сфер услуг ролью знания, высокой добавленной стоимостью, высоким качеством, высокими техническими характеристиками производимой услуги. Кроме того, если аграрное общество обеспечивало преимущественно индивидуальное обслуживание, то современное общество нуждается в удовлетворении коллективных, коммерческих и транспортных услуг.
Основными индикаторами выступают соотношения среднегодовых темпов роста национальной экономики, роста добывающей промышленности и роста сферы услуг, темпы развития которой в настоящее время во всех развитых странах опережают среднегодовые темпы роста ВВП. В то же время, хотя средние темпы роста сферы услуг являются самыми быстрыми среди трех основных отраслей современной индустрии, ее доля в структуре промышленного производства остается ниже, чем непосредственно промышленного производства. Но это отставание компенсируется тем, что сфера услуг стала основной сферой трудовой занятости населения.
Следует также отметить, что сфера услуг будет представлять направление развития будущей экономики в той мере, в какой ее устойчивое развитие трансформируется в устойчивое развитие всей экономики. А это, в свою очередь, зависит от доли сферы услуг в масштабах всей национальной экономики. Предпосылками для роста этой доли выступают информационные технологии, которые изменили основные признаки предоставляемых технических услуг - теперь они приобретают характер «визави», индивидуализируются, взаимозаменяемы, и осуществляются практически мгновенно даже в междугородном диапазоне. Особенно это касается таких «продвинутых» услуг, как оцифровка услуг финансов, страхования, компьютерного сервиса.
Необходимость модернизации сферы услуг для развивающихся стран очевидна: развитие традиционных сфер услуг относительно насыщено, тогда как развитие современной промышленности обслуживания (бизнес, рестораны, транспорт, складирование и страхование, финансирование, информационные отрасли, консалтинг, технические исследования, высшее образование, путешествия, публикации новостей, трансляции) обнаруживает серьезное отставание.
Конечно, уровень развития сферы услуг всегда отражает качество жизни населения страны, а качество жизни населения страны - уровень доходов основных групп населения, а уровень доходов населения - прогресс в главной сфере экономики — в сфере роста производительности общественного труда и национальной макроэкономики в целом.
2 В Австралии к пятеричному сектору относится своего рода «внутренняя деятельность», например, деятельность домохозяйки или родительские функции, которые, хотя и не измеряются денежной суммой, но на практике являются важным вкладом в экономику.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
82
А.Д. ОЗДОЕВ
Одновременно следует учитывать ряд объективных факторов, разнонаправленно воздействующих на развитие сферы услуг - экономическая политика государства относительно уровня жизни населения, модернизация структуры потребления, туризм и рекреация, развитие промышленности досуга, урбанизация и старение населения, отношения собственности и социализации.
Рыночная экономика предполагает обмен товара (в том числе, услуг и информации) на товар. Сфера услуг, как составная часть рыночной экономики, специализируется на обмене услугами между компаниями и их конечными пользователями. Рынок услуг так же, как и другие рынки, регулируется соотношением спроса и предложения. По данным Министерства торговли США, в течение второй половины XX в. сектор услуг стал крупнейшей и наиболее быстрорастущей частью экономики США, - в течение первой половины прошлого века на сектор услуг приходилось около 60 % экономики, но к концу XX в. она составила уже около 80 %. Это явилось результатом структурного скачка в строении американской экономики, обеспеченного переходом аграрного сектора от фермерского хозяйствования к аграрно-промышленному производству и, в конечном счете, к экономике услуг [4].
Различные факторы обусловливают этот неумолимый экономический сдвиг к доминированию сферы услуг. Одним из таких мощных факторов перехода к сервис-ориентированной экономике является стремительное развитие и широкое распространение новых мощных информационных технологий, технически обеспечивающих незыблемость названных экономических преобразований. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что доля инвестиций в информационные технологии относительного общего капитала инвестиций вошла в десятку, как выражаются американские экономисты, «топ-рейтинга» ведущих отраслей страны [1]. Однако гораздо реже обращается внимание на то, что само современное производство услуг является важнейшим фактором социального и технического прогресса. Отсюда - непропорционально высокое инвестирование в создание современных информационных технологий, в создание огромного и постоянно растущего рынка для самых продвинутых информационных технологий.
Сфера услуг сталкиваются с иными проблемами, чем сфера производства. Главной среди них является то, что процесс доставки сервисной продукции является значительно более сложным, чем при доставке товара. Материальные продукты открыты для последовательного контроля качества и этапов доставки. Не следует также игнорировать новейшую тенденцию - возврат машин в сферу услуг; в будущей сервисной экономике придется, видимо, отказаться от ее специфической характеристики как личностного взаимодействия людей, поскольку инновации в сервисной технологии означают, что машины вытесняют занятых в сфере услуг; прогнозируется, что обслуживание роботов станет самым распространенным видом сервисной деятельности в жилых домах, в больницах и оборонной промышленности.
В технологической организации работы предприятий сферы сервиса имеются определенные преимущества гуманитарного характера, которые просто не достижимы в других секторах экономики. Например, в отличие от многих производств, организация работы может предоставить занятым большую гибкость, чем ежедневный график (отели, бары, больницы и т.п.). Это позволяет сотрудникам работать с постоянным изменением смены выхода на работу (часто в вечерние часы, освобождая дневное время для других задач и обязанностей).
В отличие от многих производственных процессов, осуществляемых на основе заданий, которые под натиском технологических достижений делают присутствие человека менее важным элементом технологических действий, на вакансии в сфере услуг всегда будет спрос, поскольку люди продолжают смотреть на эти предприятия как на сферу удовлетворения своих личных потребностей, а значит, и подстраиваться под свой личный режим. Так, отрасль здравоохранения повысит свою значимость в течение следующих нескольких лет, так как население страны продолжает стареть. Растет продолжительность жизни, что порождает проблемы социального и пенсионного обеспечения, а также организации трудовой занятости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Douglas B. Cleveland. The Role of Services in the Modern U.S. Economy (Электронный ресурс). Режим доступа: http:// trade.gov/td/sif/PDF/ROLSERV199.PDF).
2. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://geography.about.com/od/urbaneconomicgeography/a/sectorseconomy).
3. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://wiki.answers.com/Q/Definition_of_tertiary_sector#ixzz280kNg6dL
4. Market Trends in the Service Industry. By Leigh Richards, Demand Media (Электронный ресурс). Режим доступа: http:// smallbusiness.chron.com/market-trends-service-industry-5045.htm).