Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА'

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мосина В.А.

Статья посвящена вопросам экономического роста и развитию хлебобулочных изделий в городе Владивосток на предприятии ОАО «Владхлеб». На данный момент рынок хлеба и хлебобулочных изделий играет особую роль для каждого населенного пункта, города и региона. Это связано с тем, что хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного потребления. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий города Владивостока имеет большое социально-экономическое значение для Приморского края в связи с большой концентрацией в нем населения, промышленности и торговли. В данной работе выбрано предприятие ОАО «Владхлеб», занимающееся производством продукта № 1 на рынке - хлеба. Рынок хлебопечения - один из самых обширных в нашей стране, именно поэтому конкуренция на нем особенно жесткая и высокая. Поэтому анализ состояния этого рынка, изучение специфики функционирования и выявление тенденций его развития очень актуальны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА»

ЭКOНOМИЧЕСКИЙ РOСТ И ПРOБЛЕМЫ РAЗВИТИЯ РШОД ХЛЕБA И ХЛЕБOБУЛOЧHЫХ ИЗДЕЛИЙ ГOPOДA BЛAДИВOCTOКА

© Мосина В.А.1

ОАО «Владхлеб», г. Владивосток

Статья посвящена вопросам экономического роста и развитию хлебобулочных изделий в городе Владивосток на предприятии ОАО «Владхлеб». На данный момент рынок хлеба и хлебобулочных изделий играет особую роль для каждого населенного пункта, города и региона. Это связано с тем, что хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного потребления. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий города Владивостока имеет большое социально-экономическое значение для Приморского края в связи с большой концентрацией в нем населения, промышленности и торговли. В данной работе выбрано предприятие ОАО «Владхлеб», занимающееся производством продукта № 1 на рынке - хлеба. Рынок хлебопечения - один из самых обширных в нашей стране, именно поэтому конкуренция на нем особенно жесткая и высокая. Поэтому анализ состояния этого рынка, изучение специфики функционирования и выявление тенденций его развития очень актуальны.

Рынок хлеба и хлебобулочных изделий - это система экономических отношений, которая включает в себя производство, обращение и распределение данной продукции. В его состав входят производители как сырья, так и конечной продукции, предприятия сферы обслуживания (транспорт, хранилища, торговля и т.д.), а также потребители.

Особенности рынка хлеба и хлебобулочных изделий определяются спецификой данного продукта, так как хлеб является незаменимым продуктом в потреблении людей, имеет короткие сроки реализации, сравнительно устойчивый ассортимент продукции и высокую социальную значимость.

За свою более чем столетнюю историю хлебозавод претерпел множество изменений. Сегодня ОАО «Владхлеб» - это самое крупное предприятие на Дальнем Востоке, выпускающим на рынок хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия. Продукция хлебозавода отвечает всем мировым стандартам качества и пользуется высоким спросом у населения. Предприятие обеспечивает все население Приморья хлебом и не перестает оправдывать доверие потребителей.

Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает около 200 изделий, среди которых батоны, сдоба, хлеба, в том числе и диетические, пироги, торты, пирожные, тесто и полуфабрикаты.

1 Студент.

Своей долгосрочной целью ставит лидерство в области производства качественной высокорецептурной хлебобулочной и кондитерской продукции.

Стратегия развития состоит из следующих ключевых компонентов:

- Концентрация усилий на удовлетворении потребностей покупателей. Увеличивается производство наиболее востребованных сортов хлеба и хлебобулочных изделий, чтобы добиться эффективного роста компании.

- Применение самых передовых достижений. Выявляются и внедряются наиболее эффективные новаторские идеи в области производства и продаж, которые помогают нам уменьшить затраты, улучшить качество хлеба, а также увеличить объемы продаж.

- Инвестиции в новые технологии. «Владхлеб» вкладывает деньги в новейшие средства производства и маркетинга, которые позволяют улучшить качество продукта, одновременно сокращая издержки.

В основу производственной деятельности компании положены как традиционные, так и современные технологии хлебопечения с использованием натуральных продуктов и лучшего сырья. Ежедневно компания производит более 75 тонн продукции.

Хлеб является не только одним из основных продуктов питания, но и объектом социальной политики государства. Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на рынке.

Основная задача хлебопекарной отрасли - обеспечение населения качественным хлебом и хлебобулочной продукцией в таком ассортименте и количестве, которые соответствовали бы его каждодневным запросам.

Так как хлеб является продуктом первой необходимости и в любых экономических условиях - наиболее дешевый продукт питания, то основной остается проблема повышения качества выпускаемых изделий и их выхода.

Рынок хлеба и хлебобулочных изделий города Владивостока можно классифицировать по следующим принципам: территориальный охват (в рамках региона, определенной местности, мегаполиса), степень развитости экспортно-импортных связей, уровень дохода потребителей, степень свободы входа на рынок и выхода с рынка, состав участников рынка. Эти и другие особенности рынка зависят от специфики экономики страны и региона, степени развития экономики, уровня жизни населения, инвестиционной составляющей, климатических и географических условий.

Исходя из данных характеристик, рынку хлеба и хлебобулочных изделий города Владивостока присуще:

Во-первых, большой объем продаж, что определяет уровень спроса и необходимого предложения.

Во-вторых, Владивосток - специфический город, здесь большая дифференциация людей по уровню доходов, поэтому, имеется достаточно высокий спрос как на дорогие, так и на относительно дешевые сорта хлеба.

В-третьих, Владивосток - портовый город, здесь велика доля приезжего населения (граждан Таджикистана, Узбекистана, Китая), имеющего свои национальные традиции в потреблении хлеба.

В-четвертых, в силу своих особенностей здесь существует сложная система рынка, которая включает в себя крупные и пекарни. Кроме того, значительную долю рынка сейчас занимают пекарни супермаркетов, которые осуществляют собственное производство и реализацию хлеба и хлебобулочных изделий. Сбыт во Владивостоке представляет собой комплекс супермаркетов, крупных и средних магазинов с торговлей хлебом, булочных, большое количество ларьков, а так же передвижные точки - «тоннары».

В-пятых, рынок Владивостока - открытый рынок. Среди производителей на рынке хлеба и хлебобулочных изделий города активную позицию занимает ОАО «Владхлеб». А по Приморскому краю предприятие является основным производителем хлеба и хлебобулочных изделий.

Негативное воздействие на хлебопекарную отрасль Приморского края оказывает деятельность нелегальных пекарен. От их деятельности страдают не только добросовестные производители, которые работают по всем требованиям законодательства, платят налоги, обеспечивают рабочие места, следят за качеством продукции, но и потребители.

Периодически наблюдается рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия, что вызвано увеличением стоимости затрат на их производство, особенно затрат на сырье. Особенность производства хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения напрямую связаны с мукомольной отраслью. Одна из особенностей ценообразования на рынке хлеба и хлебобулочных изделий города Владивостока состоит в том, что на территории Приморского края зерно пищевых сортов не производится. Поэтому Приморье вынуждено закупать муку, которая изготавливается в других регионах России. Но в связи с неурожаем зерновых в стране могут возникнуть проблемы с поставками зерна в Приморский край. Годовые объемы потребления муки, используемые в производстве хлеба и хлебобулочных изделий, составляют в Приморье до 60 тысяч тонн. Основной объем поставок муки осуществляется из Алтая. За последние полгода в Алтае произошел значительный рост цен на муку, причиной этому послужил продовольственный кризис в мире, кроме того, из-за засухи в Сибири в регионе выгорели значительные площади посевов.

Рассмотрим основные производственно-экономические показатели хлебозавода за 2015 год и сравним их с показателями прошлого периода, пользуясь годовым отчетом ОАО «Владхлеб» (табл. 1).

Из таблицы видно, что выпуск товарной продукции в действующих ценах вырос в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 19506 т. р., или на 20,9 %. Выпуск товарной продукции в основном производстве также увеличился на 13658 т. р.

Таблица 1

Основные производственно-экономические показатели работы предприятия за 2014-2015 годы

№ п/п Показатели Ед. изм 2014 г 2015 г. Темп роста, %

1 Выпуск товарной продукции в действующих ценах т. р. 93448 112954 120,9

2 Выпуск товарной продукции в основном производстве в прочих видах деятельности т. р. 76645 90303 117,8

3 Товары народного потребления т. р. 16806 22651 134,8

Выпуск в натуральном выражении: хлебобулочные изделия в т.ч.: т. т. 76645 10588 90303 9598 117,8 90,6

- хлеб смешанной валки т. 7483 9355 84,9

- диетический х/бул. т. 98 87,1 88,8

4 - бараночные изделия т. 122 205 168

- кондитерские изделия в т.ч.: т. 224,5 213 94,9

- печенье т. 8 6,8 32,5

- торты, пирожные т. 180 166 92,2

- кексы, бабы, рулеты т. 14 14 100

- пряники, коврижки т. 13 16 123,1

В натуральном выражении выпуск товаров хлебозавода в целом возрос в 2015 году на 17,8 % по сравнению с 2014 годом. Однако отдельные хлебобулочные и кондитерские изделия были изготовлены в меньшем объеме: выпуск печенья снизился на 1,2 тонны, тортов и пирожных на 26 тонн, диетических хлебов - на 10,9 тонн.

Такое снижение производства отдельных видов продукции связано с увеличением цен на сырье (в том числе, муку и сахар), что привело к росту цен конечного продукта и как следствие уменьшением спроса на него. Также в регионе усилилась конкуренция в сфере хлебопроизводства. Остальные показатели выпуска продукции были увеличены благодаря увеличению спроса на них вследствие удачно проводимой политики по стимулированию сбыта самим предприятием ОАО «Владхлеб»

На основе проведенного анализа функционирования рынка хлеба и хлебобулочных изделий города Владивостока можно сформулировать основные направления по совершенствованию данного механизма:

- поддержка сельхозпроизводителей из областного бюджета, что повысит конкурентоспособность их продукции на региональном рынке;

- техническое переоснащение предприятий по производству хлеба и хлебной продукции для повышения экономической эффективности производства, внедрение новых, энергетически выгодных, экологически безопасных технологий, которые обеспечат полную и безотходную переработку сельскохозяйственного сырья;

- содействие в поддержании эффективного сотрудничества производителей хлеба с розничными торговыми сетями;

- создание условий для реализации населению города продукции местных производителей путем организации ярмарок и торговых площадок;

- создание стимулов для развития торговых сетей по обеспечению предприятий-изготовителей сырьем и организации сбыта произведенной хлебной продукции;

- поддержка эффективных проектов, направленных на развитие местных производителей хлеба и хлебобулочных изделий;

- формирование объектов мелкой розничной торговли, розничных рынков, торгово-выставочных площадок для поддержки мелких и средних производителей.

Подобные меры способствуют насыщению рынка хлеба и хлебобулочных изделий Приморского края качественными и конкурентоспособными товарами местного производства, а также удовлетворят потребности населения края в пищевых продуктах местного производства.

Сегодня ОАО «Владхлеб» - это крупнейший завод по выпуску хлеба и хлебобулочных изделий на всем Дальнем Востоке. В его состав входят хлебозавод № 2 и № 3, а также сеть фирменных магазинов розничной продажи своей продукции по всему Приморскому краю.

Во «Владхлебе» стремятся сделать хлебобулочные изделия источником здоровья, продуктом, который с удовольствием бы ели люди, стремящиеся сохранить стройную фигуру и прекрасное самочувствие. Ведется ежедневная работа над вырабатываемым ассортиментом - улучшение вкусовых качеств, оформления, увеличение сроков годности. Постоянно подбираются интересные виды сырья, разрабатываются новые изделия, которые заинтересуют покупателей.

Предприятие «Владхлеб» имеет устойчивое финансовое положение на рынке хлебопечения и продолжает наращивать свои темпы производства. Приоритетными задачами в дальнейшем развитии хлебозавода являются ориентирование на потребителя, производство продукции, удовлетворяющей всем стандартам качества.

ОАО «Владхлеб» движется по пути наиболее передовых предприятий Европы и европейской части России. Полным ходом идет процесс технического перевооружения, модернизации оборудования. Непрерывная работа над совершенствованием производства и управления позволяет ОАО «Владхлебу» не просто сохранять лидирующие позиции по ассортименту и качеству продукции, но и стабильно развиваться, осваивать новые рынки и технологии.

Список литературы:

1. Алтухов А. Пути нейтрализации рисков зернового хозяйства / А. Алтухов // Экономист. - 2012. - № 12. - С. 28-36.

2. Алтухов А. Система сбыта зерна: проблемы и решения / А. Алтухов // Экономист. - 2012. - № 7. - С. 51-64.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 4-е изд., перераб. и доп. - ООО «Новое знание», 2014. - 688 с.

4. Финансы: учеб. пособие / под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.