Научная статья на тему 'Экономический механизм управления региональными рынками'

Экономический механизм управления региональными рынками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смолина Елена Эдуардовна, Юрина Елена Александровна

The article represents the objective conditions for managing the regional markets, identifies forms and ways of influence on the regional markets. The author characterizes the organs of executive power from the point of view of managing the regional markets, analyzes the basic elements and stages of the programme of developing the regional markets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смолина Елена Эдуардовна, Юрина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economical mechanism of regional market management

The article represents the objective conditions for managing the regional markets, identifies forms and ways of influence on the regional markets. The author characterizes the organs of executive power from the point of view of managing the regional markets, analyzes the basic elements and stages of the programme of developing the regional markets.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм управления региональными рынками»

ЭКОНОМИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ РЫНКАМИ

Е.Э. Смолина, Е.А. Юрина

Smolina E.E., Yurina E.A. Economical mechanism for managing the regional markets. The article represents the objective conditions for managing the regional markets, identifies forms and ways of influence on the regional markets. The author characterizes the organs of executive power from the point of view of managing the regional markets, analyzes the basic elements and stages of the programme of developing the regional markets.

Главными функциями регионального управления в дорыночных отношениях были распределение материальных и финансовых ресурсов для обеспечения базовых отраслей регионального хозяйства; аккумулирование централизованных ресурсов для их перераспределения и концентрации на ведущих направлениях развития регионального хозяйства.

В условиях административно-командной системы действовали принципы [1]:

- централизованного подхода (концентрация распределительного процесса на верхнем уровне);

- уравнительного подхода (выравнивание уровней развития региональных хозяйств);

- ведомственного подхода (распределение основной части ресурсов по ведомственным каналам);

- административно-командного подхода к управлению региональными распределительными процессами (неиспользование экономических методов управления);

- преимущественно натурального подхода (разработка натуральных балансов и планов распределения производства, непродовольственных и продовольственных товаров);

- остаточного распределения ресурсов для развития в регионе сферы обращения.

С появлением рыночного экономического механизма перед региональными органами управления встали новые задачи по управлению развитием рынков, направленные на повышение эффективности регионального воспроизводственного процесса и усиление экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии производства и реализации товаров и услуг на местных рынках.

В связи с этим изменились объективные условия управления региональными рынками. Главными условиями, влияющими на товарно-денежное обращение в регионе, стали расширение правовой и экономической само-

стоятельности региональных органов управления и развитие хозяйствующих субъектов, расширение горизонтальных экономических связей, усиление роли рыночных механизмов и финансово-кредитных отношений в воспроизводственном процессе региона [2].

Формирование и развитие региональных рынков происходят под воздействием различных форм и методов как административного, так и экономического характера, используемых различными органами управления.

В системе государственного управления развитием региональных рынков важная роль принадлежит представительному (законодательному) органу региона - законодательному собранию (думе), которое осуществляет правовое (законодательное) регулирование социально-экономического развития региона, определяет структуру управления регионом, утверждает региональный бюджет, принимает правовые акты о введении или отмене налогов, об изменении финансовых обязательств региона и др.

В составе законодательного собрания (думы) действует комитет по экономической политике, основная цель которого состоит в законодательном обеспечении развития регионального хозяйства, региональных рынков, межрегиональных и внешнеэкономических связей [3].

Задачи комитета таковы:

- подготовка предложений по законодательному обеспечению развития регионального хозяйства и внесение их в план законопроектных работ;

- подготовка проектов нормативных актов согласно компетенции комитета и внесение в законодательное собрание соответствующих предложений;

- участие в разработке и обсуждении целевых программ экономического развития региона;

- подготовка и предварительное рассмотрение вопросов, выносимых на обсуждение законодательного собрания.

В задачи региональной исполнительной власти входит управление с помощью административных и экономических методов деятельностью хозяйствующих субъектов производственной и непроизводственной сферы различных форм собственности, населения, занимающегося предпринимательской деятельностью, организаций рыночной инфраструктуры.

Для эффективного управления региональными рынками и рыночной инфраструктурой необходимо, чтобы выполнялись следующие условия. Региональная исполнительная власть, не вмешиваясь в дела экономически самостоятельных субъектов, должна играть интегрирующую роль в формировании социально-экономической среды региона, в т. ч. рыночной инфраструктуры, управлять теми процессами, которые не подвластны отдельным хозяйствующим субъектам.

Взаимоотношения региональных органов власти и субъектов региональных рынков должны рассматриваться с позиций каждого субъекта с учетом различных аспектов (финансового, инвестиционного, технологического и др.). При анализе регионального налогообложения, с точки зрения хозяйствующих субъектов, выделяются такие аспекты, как влияние на прибыль, инвестиции, технологии, а с позиции региональных органов власти - свободный выбор состава региональных налогов, самостоятельное установление налоговых ставок, а также влияние внешних источников доходов и осуществление региональной финансовой политики. Следовательно, возможен всесторонний учет экономических интересов субъектов, что обеспечивает согласованность системы региональных рыночных отношений.

Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и региональной исполнительной власти должны рассматриваться как партнерские, а региональные налоги могут послужить эффективным средством поддержания взаимовыгодных отношений. Располагая налоговыми поступлениями, региональные органы власти обеспечивают развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования хозяйствующих субъектов, охрану ок-

ружающей среды, развитие системы образования и здравоохранения [4].

Отмеченные положения составляют базу нового экономического механизма регулирования развития региональных рынков. Таким образом, новая модель экономического механизма предполагает, что отношения региональной исполнительной власти с хозяйствующими субъектами строятся на взаимовыгодной основе. При этом укрепляются позиции регионального хозяйства [5].

В рыночных условиях региональная исполнительная власть самостоятельно выбирает направления использования местных финансовых ресурсов, например может предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы по ресурсам, и эти вопросы целесообразно решать на конкурентной, конкурсной основе.

Одна из важных функций региональных органов власти - поддержка и стимулирование развития малого предпринимательства в регионе. Эта функция тесно связана с функцией управления развитием рыночной инфраструктуры регионального хозяйства, поскольку малые предприятия являются объектами рыночной инфраструктуры, в том числе в сфере торговли, снабжения, сбыта, заготовок, общей коммерческой деятельности. Основная форма собственности в этих сферах -негосударственная.

В регионе также действует территориальный орган Федеральной антимонопольной службы, который участвует в государственном управлении рыночными процессами. Его главная задача - проведение государственной политики по содействию развитию рынков регионального хозяйства, предупреждению, ограничению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции [6].

Территориальный орган ведет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации по антимонопольной политике, не входит в систему исполнительной власти региона, хотя в практической деятельности осуществляет тесное взаимодействие с ней.

В задачи территориального антимонопольного органа входят:

- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный антимонопольный орган принимает участие в реализации региональных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

Региональные органы контрольно-

нормативного регулирования осуществляют функции контроля и надзора на региональных рынках.

В целях обеспечения безопасности товаров и услуг территориальные органы по техническому регулированию и метрологии, а также органы санитарно-эпидемиологического надзора, органы по охране окружающей среды, природных ресурсов и другие органы в пределах своей компетенции:

- осуществляют контроль за соблюдением требований к безопасности товаров и услуг;

- направляют предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров и услуг, о прекращении выпуска и продажи таких товаров, оказания услуг, прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности;

- предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям и продавцам в случае нарушения ими требований к безопасности товаров и услуг.

Региональные общественные объединения и независимые организации играют важную роль в системе управления региональными рынками.

Региональная торгово-промышленная

палата создается в целях содействия развитию регионального хозяйства, его интеграции в мировую хозяйственную систему, формированию современной информационной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей региона с предпринимателями других регионов и зарубежных стран [6].

Региональная торгово-промышленная

палата выполняет следующие задачи:

- оказывает помощь хозяйствующим субъектам и предпринимателям, представляет и защищает их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе за границей;

- содействует развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий;

- организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с региональными органами власти, а также с социальными партнерами;

- содействует развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности, участвует в разработке и реализации региональных программ в этой области;

- оказывает предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействует в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

- содействует развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывает практическую помощь хозяйствующим субъектам и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

- в рамках предоставленных прав принимает меры к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

- содействуют урегулированию споров, возникающих между хозяйствующими субъектами, предпринимателями;

- обеспечивает предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных компаний.

Для обеспечения защиты прав потребителей на региональных рынках товаров и услуг создаются общественные объединения потребителей, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и их уставами [7].

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, пре-

дусмотренных уставами указанных объединений, вправе:

- участвовать в разработке требований к безопасности товаров и услуг, а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

- проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров и услуг;

- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

- вносить в региональные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров и услуг, снятию с производства, изъятию из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

- участвовать совместно с региональными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске товаров и услуг, не соответствующих требованиям качества и безопасности.

Таким образом, эффективность развития регионального хозяйства зависит от формирования развитой системы региональных рынков и рыночной инфраструктуры. Приоритетное ее развитие позволяет значительно увеличить объем валового регионального продукта, налоговых поступлений в региональный бюджет, обеспечить высокий уровень занятости населения и т. д.

Однако решить проблему без разработки программы развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры и механизма ее реализации невозможно. Поэтому цель такой программы состоит в том, чтобы на базе анализа ситуации и обобщения имеющегося опыта обосновать направления развития главных элементов системы региональных рынков и рыночной инфраструктуры, которые обеспечивали бы достижение устойчивого функционирования регионального хозяйства [6].

Разработка программы состоит из следующих этапов:

- изучение факторов и процессов, воздействующих на развитие региональных рынков и рыночной инфраструктуры;

- оценка степени и характера развития различных типов региональных рынков, а также условий, обеспечивающих их эффективное функционирование;

- анализ современных механизмов и каналов товародвижения, финансовых и информационных потоков в региональном хозяйстве и разработка направлений их совершенствования;

- разработка прогноза экономических и социальных последствий развития системы региональных рынков и распространения рыночных отношений на все процессы развития регионального хозяйства;

- разработка системы предложений по совершенствованию экономического механизма регулирования процессов развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры на региональном уровне.

Программа может состоять из следующих блоков:

- развитие региональных рынков. Разработка этого блока заключается: а) в анализе структуры производства в региональном хозяйстве с точки зрения ее соответствия потребностям рынка и оценке уровня насыщения региональных рынков товарами и услугами, производимыми в региональном хозяйстве, б) в изучении условий экономического роста в региональном хозяйстве (расширение производственно-технологических мощностей за счет усиления внутрирегиональной и межрегиональной кооперации; привлечение новых производств в интересах повышения уровня социально-экономического развития региона; стимулирование развития производств, обеспечивающих комплексное использование ресурсного потенциала регионального хозяйства; привлечение дополнительных инвестиций в развитие рыночной инфраструктуры, расширение ее экономического потенциала и его обновление в соответствии с современными требованиями мирового рынка), в) оценке развития конкурентной среды региональных рынков;

- развитие рыночной инфраструктуры, в том числе: а) экономического потенциала оптовой и розничной торговли, сферы рыноч-

ных услуг, б) материально-технической базы транспортной системы, в) системы связи, информационных служб, оценка их способности обеспечивать хозяйствующие субъекты коммерческой информацией, г) финансовокредитной сферы, усиление ее роли в обеспечении финансовых потребностей сферы товарного обращения;

- прогнозирование спроса на товары и услуги. На основе изучения тенденций, формирующихся на рынке потребительских товаров и услуг, разрабатываются прогнозы:

а) денежных доходов населения и структуры расходов, б) изменения цен на товары и услуги и создания условий, необходимых для их стабилизации, в) распределения потребительских групп населения по уровням доходов;

- развитие внешнеэкономической деятельности. Перспективы внешнеэкономической деятельности на региональных рынках должны оцениваться с учетом: а) интересов регионального хозяйства в развитии внешнеэкономических связей и государств ближнего и дальнего зарубежья в развитии экономических связей с регионом, б) эффективности внешнеэкономических связей.

Определение организационно-управленческой структуры достигается изучением проблем, относящихся к созданию организационных структур [8].

Относительная самостоятельность различных типов рынков, с одной стороны, и их зависимость друг от друга, с другой, приводят к необходимости совместной разработки системы мероприятий программы региональных рынков и механизма ее реализации.

Разработка системы мероприятий развития региональных рынков предполагает определение:

- целевых установок, задающих направления деятельности в сфере каждого типа рынка, их качественные характеристики и прогноз возможных количественных параметров;

- организационных структур, осуществляющих регулирование формирования и развития региональных рынков;

- финансовых и информационных потоков, обеспечивающих функционирование рыночной системы регионального хозяйства;

- методов управления, обеспечивающих нормальные условия деятельности рыночной системы регионального хозяйства.

К наиболее важным мероприятиям реализации программы развития региональных рынков относятся:

- разработка новых форм регионального экономического механизма, позволяющих обеспечить создание системы региональных рынков;

- создание механизма взаимодействия субъектов рыночных отношений на основе согласования их интересов;

- формирование конкурентной среды;

- разработка форм и методов управления процессами развития региональных рынков;

- создание экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие торговли, промышленности и финансовокредитных структур в региональном хозяйстве, а также межрегиональные и внешнеэкономические связи;

- развитие специализированной инфраструктуры различных типов региональных рынков, обеспечивающей быстрое продвижение товаров и высокую скорость обращения.

Программа развития региональных рынков является документом долговременного действия, поэтому цели и задачи программы могут на отдельных этапах развития меняться.

Выполнение программ осуществляется в три этапа: 1) выход из кризиса и стабилизация региональных рынков; 2) развертывание рыночных отношений во всех сферах регионального хозяйства; 3) перспективное развитие системы региональных рынков.

Основные мероприятия первого этапа:

а) стабилизация социально-экономической обстановки на потребительском рынке;

б) поддержание необходимого уровня меж-хозяйственных экономических связей, обеспечивающих удовлетворение спроса на рынке средств производства; в) стабилизация денежного обращения и оборота финансовокредитных ресурсов; г) формирование конкурентной среды на региональных рынках; д) создание основных элементов системы рыночной инфраструктуры; е) разработка комплексного прогноза развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры, включая прогноз емкости рынка, основанный на современных методах изучения спроса, прогноз потребности в товарах легкой и пищевой промышленности в ассортиментном разрезе с учетом спроса различных социальных групп населения, прогноз развития ма-

териально-технической базы оптовой и розничной торговли; ж) разработка механизма регулирования взаимоотношений субъектов региональных рынков, включая взаимодействие региональных и рыночных структур -коммерческих банков, ассоциаций оптовой торговли, системы потребительской кооперации и других организаций; з) обоснование рациональной структуры розничной и оптовой торговли, совершенствование территориальной структуры размещения торговых организаций, техническое перевооружение торговли, необходимое для выполнения комплекса технологических процессов на пути движения товаров от производителей к потребителям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные мероприятия второго этапа: а) реализация новых форм и методов управления развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры области; б) осуществление новой региональной налоговой, кредитной и инвестиционной политики в сфере оптовой, розничной торговли и производства; в) формирование экономических механизмов, обеспечивающих мотивацию деятельности субъектов региональных рынков, направленной на удовлетворение потребностей населения и хозяйства региона; г) адаптация новых организационных и рыночных структур.

На третьем этапе должны быть достигнуты конечные цели программы, направленные на достижение высокого уровня развития системы региональных рынков, обеспечивающего удовлетворение потребностей всех хозяйствующих субъектов и населения, устойчивое развитие и экономический рост в регионе.

Разработка программы и выполнение ее мероприятий позволят региональным органам управления осуществлять единую экономическую и научно-техническую политику развития рыночной инфраструктуры, обеспе-

чить комплексный подход к развитию всех элементов системы региональных рынков, а также эффективное взаимодействие и согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов, участвующих в формировании и развитии региональных рынков.

Реформы в России всегда и неизбежно были и будут совокупностью региональных процессов, идущих с разными скоростями, и разных формах и совпадающих исключительно по вектору движения. В данном контексте главная задача, по-видимому, состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание синхронности и асинхронности, однотипности и самобытности, самостоятельности и интеграции в осуществлении трансформационных процессов в различных регионах. Поэтому управление регионом тем эффективнее, чем более оно обеспечено научно.

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2000.

2. Климанов В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. М., 2000.

3. Гапонето А.Л., Полянский ВТ. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М., 1999.

4. Бильчак B.C., Захаров В.Ф. Региональная экономика: моногр. / под ред. B. C. Бильчака. Калининград, 1998.

5. Анализ тенденций развития регионов России. Типология регионов, выводы и предложения. М., 1996.

6. Управление региональным хозяйством / И.Н. Шапкин, А.О. Блинов, Я.М. Кестер. М., 2005.

7. Региональная экономика / под ред. М.В. Степанова. М., 2001.

8. Адамеску А.А. // Регионы и регионализм в странах Запада и России. М., 2001.

Поступила в редакцию 18.09.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.