Научная статья на тему 'Роль государства в продвижении сельхозпродукции и продовольствия и формировании инфраструктуры их товародвижения'

Роль государства в продвижении сельхозпродукции и продовольствия и формировании инфраструктуры их товародвижения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЫНОК / СУБСИДИРОВАНИЕ ЧАСТИ ЗАТРАТ НА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНАЛЫ / СЕРТИФИКАЦИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ МЕСТНЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» НА 2012-2014 ГГ. / DEPARTMENTAL TARGET PROGRAM "LOGISTICAL SUPPORT OF THE AGRI-FOOD MARKET OF THE ALTAI REGION" FOR 20122014 / PRODUCT DISTRIBUTION INFRASTRUCTURE / REGIONAL FOOD MARKET / PARTIAL SUBSIDIZATION OF FORWARDING COSTS / LOGISTICAL TERMINALS / CERTIFICATION AND PROMOTION OF LOCAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянов Александр Николаевич

Показаны проблемы производителей продовольствия Алтайского края, связанные с поставками продукции на национальный и международные продовольственные рынки; возможности реализации их продукции внутри региона, сложившаяся на региональном продовольственном рынке инфраструктура товародвижения; основные направления и показатели Ведомственной целевой программы «Логистическое обеспечение агропродовольственного рынка Алтайского края» на 2012-2014 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of foodstuffs producers of the Altai Region are discussed; the problems being related to the exports of the products to the home and international food markets; the possibilities of sales of their products in of the Region, the product distribution infrastructure established in the regional food market, the main directions and indicators of the departmental target program "Logistical support of the agri-food market of the Altai Region" for 2012-2014 are discussed.

Текст научной работы на тему «Роль государства в продвижении сельхозпродукции и продовольствия и формировании инфраструктуры их товародвижения»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 339:34,35|371|378,564|13.027;338:242.44|439.52(1-22) А.Н. Лукьянов

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОДВИЖЕНИИ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ФОРМИРОВАНИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИХ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

Ключевые слова: инфраструктура товародвижения, региональный продовольственные рынок, субсидирование части затрат на транспортно-экспедиционные услуги, логистические терминалы, сертификация и популяризация продукции местных товаропроизводителей, Ведомственная целевая программа «Логистическое обеспечение агропродовольственного рынка Алтайского края» на 20122014 гг.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сбыт продукции субъектов АПК сопряжён с рядом трудностей, связанных с географическим положением региона, несовершенством инфраструктуры внутри региона, несогласованностью интересов субъектов внутри АПК, между ними и торговой сетью, что предопределяет необходимость вмешательства государства в их преодоление. Целью исследования является характеристика форм и методов государственного регулирования процессов продвижения сельхозпродукции и продовольствия и формирования инфраструктуры их товародвижения на региональном уровне. В задачи исследования вошли: анализ возможностей региона в вопросах производства и потребления продовольствия; освещение проблем, связанных с реализацией продукции за пределы региона, в т.ч. на международные рынки; анализ сложившейся инфраструктуры товародвижения на внутрирегиональном продовольственном рынке; обоснование перспектив ее развития. В процессе исследования использованы аналитический, расчетно-конструктивный и прогнозный методы исследования.

Результаты исследования

Управление региональным АПК включает не только формирование нормативноправовой основы деятельности субъектов отрасли и применение тех или иных форм

государственной поддержки, но и активное продвижение продукции товаропроизводителей за пределы региона, и помощь сельхозтоваропроизводителям и переработчикам в формировании товаропроводящей инфраструктуры и вхождении в имеющиеся торговые сети и т. п. То есть все то, что входит в категорию «организация сбыта произведенной продукции».

Этот вид поддержки особенно актуален в силу того, что агропромышленный комплекс Алтайского края на четверть формирует экономику региона и является одной из основополагающих сфер ее развития. Традиционно в крае в расчете на душу населения зерна производится в 2,6-2,7 раза больше, чем в среднем по стране [5, с. 223]. На Алтайский край приходится пятая часть сельскохозяйственной продукции Сибирского федерального округа и свыше 3% всех российских продуктов сельского хозяйства. По производству молока и поголовью крупного рогатого скота в 2011 г. регион занимал третье место в стране, сливочного масла — четвёртое, зерна — пятое. По итогам 2011 г. край удерживал лидирующие позиции в России по выпуску муки и сыра. В настоящее время за пределы края вывозится 70% производимых жирных сыров и мукомольной продукции, около 40% сливочного масла [6]. Кроме того, Алтайский край в промышленном производстве имеет самый большой в Сибирском федеральном округе удельный вес продуктов питания. На долю региона приходится более 13% российской муки, 15% сыров, более 5% сливочного масла. При этом потенциал производственных мощностей алтайских предприятий до конца не использован. Регион может значительно увеличить объемы переработки сельскохозяйственного сырья и производства мукомольной продукции, сыров и других продуктов на молочной основе [1].

Край вносит значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации за счет поставок на

российский рынок больших объемов муки и молочной продукции длительного срока хранения. За январь-июнь 201 1 г. за пределы региона вывезено 250,8 тыс. т зерна, в том числе пшеницы — 171,4 тыс. т; овса — 22,1; гречихи — около 18,0 тыс. т [1].

Наибольшие объемы продовольственной пшеницы с территории края вывезены в Челябинскую область (8,0 тыс. т), Приморский (7,6 тыс. т) и Хабаровский (7,6 тыс. т) края, фуражной пшеницы — в Свердловскую (20,5 тыс. т) и Челябинскую (16,0 тыс. т) области. Максимальные объемы поставок муки и круп с Алтая осуществляется в регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Ежегодно этот объем колеблется в пределах 800-870 тыс. т, или 69% [5, с. 307].

Производство зерна, молока и их переработка на предприятиях агропромышленного комплекса в значительной степени формируют социально-экономическую

сферу края и качество жизни населения: доля продуктов переработки зерна и молока в общем объеме производства продовольственных товаров составляет в среднем 42,7%;

в расчете на душу населения в Алтайском крае производится в среднем 1760 кг зерна и 600 кг молока;

в зерноперерабатывающей и молочной отраслях занято 16430 человек, более 60% из которых трудятся в сельской местности, определяя уровень занятости населения в муниципальных районах;

доходы от реализации продукции переработки зерна и молока оказывают весомое влияние на формирование бюджета края и муниципальных образований [1].

Агропромышленный комплекс края со значительным запасом обеспечивает потребности жителей региона, составляющих лишь 2% населения Российской Федерации, во всех основных видах сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров (табл. 1) [5, с. 254].

Население Алтайского края потребляет не более 350 тыс. т продуктов зернопере-работки. Собственное производственное потребление зерна сельхозтоваропроизводителями за счет ускоренного развития жи-

вотноводства увеличилось с 1074,8 тыс. т в 2005 г. до 1260,6 тыс. т в 2010 г. [1]. Остальная продукция рассчитана на вывоз в другие регионы России и экспорт за рубеж.

В то же время реализации избыточных объёмов продуктов переработки зерна и молока препятствует высокий уровень транспортных затрат, обусловленных географической удалённостью Алтайского края от рынков сбыта. Значительный удельный вес издержек на транспортировку муки, масла в конечной цене этих продуктов ведёт к снижению их конкурентоспособности и возможности реализации. Поэтому Алтайский край и Сибирский федеральный округ в целом требуют особого подхода со стороны государства в вопросах установления железнодорожных тарифов на провоз продуктов питания, в том числе зернопере-работки.

В 2007 г. до установления исключительных тарифов стоимость провоза 1 т муки вагонами ОАО «РЖД» до Владивостока составляла 1920 руб., а с льготными тарифами в 2011 г. — 2110 руб. Если учесть, что сегодня работать приходится с частными грузовыми компаниями, то с учетом стоимости их услуг стоимость доставки грузов подорожает еще на 20%. Сегодня транспортная составляющая в отпускной цене муки Алтайских производителей на внутреннем рынке занимает долю от 11% на Урале до 20% в европейской части страны и 26% на Дальнем Востоке [6].

Установление исключительного тарифа на железнодорожные перевозки зерна и продуктов его переработки позволило алтайским мукомолам удержаться на своих традиционных рынках сбыта, не оказав значительного влияния на цену хлеба в других регионах. Однако ситуация усугубляется из-за ежегодного увеличения тарифа и прочих дополнительных сборов железной дороги. При субсидировании большей части транспортно-логистических затрат на перевозку данной продукции Алтайский край может поставлять на внешнерегиональные рынки более 1500 тыс. т мукомольной продукции, что позволит обеспечить импортозамеще-ние сыров и сливочного масла в регионах Российской Федерации [2].

Таблица 1

Обеспеченность населения Алтайского края продовольствием, производимым предприятиями региона (2010 г.)

Наименование продукции Рациональная норма потребления (кг/год) Общая потребность населения края, тыс. т Объем производства в год, тыс. т Дефицит (-)/, профицит (+), тыс. т

Мука (на хлебопечение) 105 253,8 1272,4 + 1018,6

Крупы 13 31,4 318,9 + 287,5

Сыр 6 14,5 66,6 + 52,1

Масло сливочное 4 9,7 10,1 + 0,4

Сегодня регионы Сибири, которые традиционно импортировали зерно, научились выращивать его сами. В других регионах также развивается собственная переработка, поэтому край теряет традиционные рынки сбыта своей продукции в связи с высокой транспортной составляющей, в связи с чем усиливается значимость расширения экспортных поставок, в первую очередь, наиболее конкурентоспособных видов продукции — муки и крупы. В 2010 г. вывоз за пределы края продукции переработки зерна составил 1148,4 тыс. т, в т.ч. экспорт — 165,4 тыс. т, что на 45 тыс. т, или 37,7%, больше 2009 г.

С учетом географического положения Алтайского края зернопереработчики региона ориентируются на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Но для увеличения объемов экспорта продукции зер-нопереработки необходимо создать равные конкурентные условия с другими экспортирующими государствами, которые находятся в более выгодном географическом положении (Казахстан, Турция, Пакистан, Индия).

Основными конкурентами на международном рынке муки для товаропроизводителей Алтайского края являются Казахстан и Турция. Несмотря на то, что эти страны находятся географически ближе к основным мировым импортерам муки — Таджикистану, Узбекистану, Афганистану, Ирану, Ливии, в них предпринимают огромные усилия по поддержке экспорта. Например, Казахстан еще до недавнего времени являлся импортером муки. Теперь, используя географическую близость к странам Средней Азии, импортирующим около 25% мировой торговли мукой, развил собственную мукомольную промышленность и за 5 лет стал мировым лидером среди экспортеров. Сегодня доля вывоза муки от общего объема поставок зерна и продуктов его переработки в Казахстане достигает 47% [5, с. 307].

Несмотря на то, что алтайская мука не уступает по качеству, например, турецким производителям, она проигрывает им в логистике и протекционизме со стороны государства, что может привести к потере её позиций. Поэтому крайне важно, чтобы меры стимулирования и поддержки экспорта муки и других продуктов переработки зерна были усилены и приобрели максимально широкий и системный характер. Для повышения объемов перевозок и снижения цены на продовольствие целесообразно установление исключительного тарифа на его перевозку, начиная с 1-го к пути.

Внутри региона для реализации продовольствия имеется достаточно развитая ин-

фраструктура. Продажу продуктов питания осуществляют более 250 оптовых компаний, свыше 8300 стационарных магазинов, 39 розничных рынков (в том числе 5 сельскохозяйственных), 85 ярмарок, 63 торговые площадки, организованные органами местного самоуправления [5, с. 295].

Сетевую продовольственную торговлю в крае представляют 345 розничных компаний. Пять из них являются наиболее крупными — «Мария-Ра», «Аникс», «Раздолье», ООО «Капитал», «Холидей Классик». В них входят 319 стабильно работающих магазинов, имеющих долгосрочные прямые договорные отношения с алтайскими товаропроизводителями и обеспечивающих бесперебойное снабжение населения продуктами питания.

Для осуществления ритмичных поставок в розничную сеть вырабатываемых в Алтайском крае продуктов питания в 2010 г. в регионе начато строительство 2 логистических центров (ТД «Аникс и ООО «Мария Ра») площадью 16 и 31 тыс. м2, в состав которых входят и овощехранилища. На одном из комплексов сооружаются производственные линии переработки сельхозпродукции мощностью 60 т в сутки (22 тыс. т в год) для предпродажной подготовки (мытье, фасовка, упаковка, этикетирование). Реализация проектов позволит увеличить продажу алтайских товаров на территории края и за его пределами.

Алтайские товары в ассортименте основных продуктов питания торговых организаций в городах края составляют основную долю — до 60%. При этом по отдельным видам продовольствия алтайские товары являются преобладающими: хлеб и хлебобулочные изделия — 99%, мука — 90, яйцо — 88, масло сливочное, сметана — 86, молоко

— 83, макаронные изделия, сыры, кисломолочная продукция — 82, крупа — 81, полуфабрикаты мясные — 80% [3].

В целях расширения присутствия алтайских товаров на продовольственном рынке края переработчикам, представителям крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств предоставлена возможность самостоятельно торговать своей продукцией на рынках. На всех розничных универсальных рынках края муниципалитетами установлено определенное количество мест (не менее 17% от общего количества в летнее время и не менее 10% - в зимнее), предоставляемое непосредственным товаропроизводителям на момент их обращения. Нередко рынки сдают им торговые места в аренду на льготной основе.

С целью стабилизации ценовой ситуации на продовольственном рынке края создана специальная региональная комиссия, в со-

став которой вошли представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных служб (Алтайкрай-стат, ФАС), прокуратуры края, муниципалитетов, общественных объединений и бизнеса. На её заседаниях рассматриваются актуальные проблемы, возникающие на продовольственных рынках, в частности, связанные с ценовыми колебаниями.

В соответствии с решениями комиссии между отраслевыми объединениями сельхозпроизводителей, переработчиков и предприятий розничной торговли для стабилизации цен на продовольствие заключены соглашения, а между федеральными и краевыми ведомствами — соглашения о проведении мониторинга цен на социальнозначимые продовольственные товары первой необходимости.

С учетом достигнутых договоренностей крупные торговые сети края применяют минимальные торговые надбавки на социально значимые продукты питания. Аналогичная работа осуществляется на муниципальном уровне с производителями продуктов питания и торговыми организациями по установлению экономически обоснованного уровня цен.

Также администрациями всех муниципальных районов и городских округов проводится мониторинг цен: на хлеб — еженедельный, а по перечню социально значимых продовольственных товаров (24 позиции) — ежемесячный. По фактам значительного роста цен налажено взаимодействие с прокуратурой и управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.

Серьезную поддержку потребительскому рынку края оказывают ярмарки выходного дня и социальные акции, обеспечивающие население широким ассортиментом товаров по доступным ценам. На ярмарках товаропроизводители реализуют основные продукты питания напрямую без посредни-

ков по ценам ниже среднерозничных до 25%. За 7 месяцев 2011 г. в крае проведено 615 социальных ярмарок и акций, в которых приняли участие свыше 120 местных товаропроизводителей.

В крае функционируют около 150 социальных магазинов (в том числе в г. Барнауле — 111, г. Заринске — 8, г. Камне-на-Оби

- 5), обслуживающих около 75 тыс. человек, нуждающихся в социальной поддержке, по ценам ниже сложившихся в розничной сети в среднем на 5-15% [5, с. 295].

В большинстве территорий края осуществляется продажа социального хлеба. Так, в краевой столице булка социального хлеба весом 0,6 кг из ржано-пшеничной муки реализуется по цене 8,50 руб., весом

0,55 кг из пшеничной муки 1-го сорта — по цене 9 руб. [3].

Крупные торговые сети регулярно проводят акции по снижению цены на отдельные товары, расширяется выпуск продукции под собственными торговыми марками, цена на которые ниже, чем стоимость аналогичной продукции других производителей.

Для доведения продовольствия до конечного потребителя в крае принята ведомственная целевая программа «Логистическое обеспечение агропродовольственного рынка Алтайского края» на 2012-2014 годы [4]. Её целью является создание условий для расширения внутрирегионального рынка сельскохозяйственного сырья за счет увеличения его переработки на основе роста объемов вывоза мукомольной и молочной продукции за пределы Алтайского края. Достижение этой цели планируется обеспечить путем повышения конкурентоспособности алтайской продукции за пределами региона, в том числе путём роста объемов углубленной переработки сельхозсырья и оптимизации транспортно-логистических расходов на вывоз продуктов переработки зерна и молока (табл. 2) [1].

Таблица 2

Прогнозные показатели роста объемов производства углубленной переработки зерна

и молока

№ п/п Наименование целевых индикаторов Год реализации программы 2014 г. к 2011 г., %

2012 г. 2013 г. 2014 г.

1 Объем зерна, используемого для переработки, тыс. т 2830,0 2890,0 2950,0 106,2

2 Объем молока, используемого для переработки, тыс. т 870,0 890,0 910,0 106,8

3 Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции, млн руб- 42265,3 43955,9 45714,1 112,5

4 Индекс производства мукомольно-крупяных продуктов, % 102,4 102,2 102,2 107,0

5 Индекс производства молочной продукции, % 102,2 102,3 102,2 106,9

6 Доля предприятий, прошедших сертификацию производства с целью подтверждения соответствия СМК, международным стандартам ^О, в общем количестве молочных и зерноперерабатывающих предприятий, % 8,0 9,0 10,0 1,4

7 Доля витаминизированной муки в общем объеме ее выпуска, % 3,0 5,0 7,0 700,0

8 Популяризация и продвижение продукции Алтайского края, ед. 9 13 14 200,0

На отрицательную динамику запланированных показателей могут оказать влияние как внешние, так и внутренние факторы.

К внешним следует отнести: неблагоприятные погодные условия в сезон выращивания зерна;

недостаточный уровень основанного на принципах государственно-частного партнерства финансирования отрасли, а также хозяйствующих субъектов — за счёт собственных и заемных средств;

неблагоприятная конъюнктура рынков сырья и готовой продукции, которая может привести к существенному снижению объёма произведенных товаров;

неблагоприятное воздействие мер таможенно-тарифного регулирования;

снижение уровня государственной поддержки в связи со вступлением России в ВТО.

К внутренним факторам относятся, прежде всего:

недостаток квалифицированных кадров; недостаток сырья, снижение его качества и рост тарифов на энергоносители и услуги.

Для снижения формируемых ими рисков программой предусматривается,

во-первых, поддержка товаропроизводителей Алтайского края, осуществляющих поставки продовольствия за пределы региона путём субсидирования части затрат на оплату транспортно-экспедиционных услуг по её перевозке:

для мукомольной продукции — до пунктов пограничного перехода и морских портов Российской Федерации в размере до 1000 руб. за 1 т вывозимой продукции;

для молочной продукции — до населенных пунктов Центрального федерального

округа и Дальневосточного федерального округа Российской Федерации в размере до 1000 руб. за 1 т вывозимых сыров и сливочного масла;

во-вторых, организация сертификации производства для подтверждения соответствия системе менеджмента качества (СМК), стандартам !БО;

в-третьих, организация витаминизации муки в соответствии с требованиями потребителей;

в-четвертых, популяризация и продвижение продукции Алтайского края.

Для реализации этих мер в 2012-2014 гг. из краевого бюджета планируется направить 119,4 млн руб. (табл. 3) [2].

Предполагается, что реализация программы позволит:

увеличить объемы закупок у сельхозтоваропроизводителей Алтайского края зерна и молока;

увеличить объемы вывоза продукции из Алтайского края;

обеспечить высокое качество производимой в Алтайском крае продукции;

популяризировать и продвигать на рынки продукцию Алтайского края;

организовывать сертификацию производства для подтверждения соответствия СМК и стандартам !БО;

повысить уровень занятости сельского населения.

Коэффициент эффективности расходования средств, определяемый соотношением конечных результатов данной программы и затрат на ее реализацию, в среднем за три года составит 42,5% (табл. 4) [2].

Таблица 3

Обшая потребность в финансировании мероприятий программы из краевого бюджета

Мероприятие Объем финансирования программы по годам, млн руб. Общий объем финансирования, млн руб.

2012 г. 2013 г. 2014 г.

Поддержка товаропроизводителей Алтайского края, осуществляющих поставки продукции за пределы региона 39,8 39,8 39,8 119,4

Таблица 4

Расчет эффективности расходования бюджетных средств

Показатели эффективности расходования бюджетных средств Единица измерения Год реализации программы Всего за 3 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012 г. 2013 г. 2014 г.

Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции млн руб. 42265,3 43955,9 45714,1 131935,3

Ежегодный прирост выручки от реализации мукомольно-крупяной и молочной продукции млн руб. 1625,6 1690,6 1758,2 5074,4

Объем финансирования программы млн руб. 39,8 39,8 39,8 119,4

Коэффициент эффективности расходования бюджетных средств 40,8 42,5 44,2 42,5

Создание логистической системы в крае предполагает наличие торгово-логистических терминалов, включающих специализированные предприятия и хозяйства, обеспечивающие непрерывный процесс производства и реализации высококачественной свежей и переработанной продукции. Они могут создаваться на базе функционирующих крупных оптово-розничных продовольственных рынков, оснащенных специализированной технологией приема, хранения, поставки, транспортировки и оптово-розничной реализации продукции.

Однако в эту систему не вписываются сегодня разрозненные домашние хозяйства, производящие значительную долю молока. Для них предполагается создание сервиснозаготовительных центров (СЗЦ) на основе кооперации, в функции которых будут входить оказание услуг товаропроизводителям в организации производства, прием, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольствия, государственное и рыночное регулирование товарных потоков. Помимо прочего обеспечение оперативной маркетинговой информацией участников отрасли предполагается осуществлять через создание информационно-логистического центра.

Таким образом, увеличение объемов сбыта продовольствия за пределы региона обеспечит стабильный рост спроса на сельскохозяйственную продукцию в самом Алтайском крае, что будет способствовать укреплению позиций сельхозтоваропроизводителей на внутрирегиональном рынке.

Выводы

К основным проблемам, связанным с продвижением продовольствия, произведенного в крае, можно отнести его отдаленность от основных рынков сбыта и переход многих регионов России на продовольственное самообеспечение. Для их решения предлагается изменить политику субсидирования затрат на железнодорожные грузоперевозки и оказывать иную поддержку компаниям, выходящим на мировые продовольственные рынки.

+

На внутрирегиональном продовольственном рынке сложилась достаточно устойчивая инфраструктура товародвижения, представленная пятью крупными торговыми сетями, две из которых планируют иметь собственные логистические центры. В крае используется целый комплекс мер по продвижению на рынок местных товаропроизводителей, в т.ч. и мелких, включающий сеть социальных магазинов и систематическое проведение социальных ярмарок.

Ведомственная целевая программа «Логистическое обеспечение агропродовольст-венного рынка Алтайского края» на 20122014 гг. предполагает комплекс мер государственной поддержки, включающий субсидирование части затрат на транспортноэкспедиционные услуги, сертификацию и популяризацию продукции местных товаропроизводителей, создание логистических терминалов, развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации по сбыту продукции домашних подворий, что позволит увеличить объем реализации высококачественной продукции регионального АПК.

Библиографический список

1. Аналитический материал Главного управления сельского хозяйства Алтайского края

2. Аналитический материал Управления пищевой, перерабатывающей и фармакологической промышленности Алтайского края.

3. Данные ежеквартального мониторинга управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

4. Постановление Администрации Алтай-

ского края от 06.03.2012 № 109 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Логистическое обеспечение агро-продовольственного рынка Алтайского

края» на 2012-2014 годы.

5. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2005-2010: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2011. — 392 с.

6. http://altairegion22.ru/

УДК 338.48 В.И. Елагин

АГРОТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

слова: сельские территории, селение, уровень жизни, безработица,

социальная инфраструктура, доходы, на- средний класс, туризм.

Ключевые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.