БабленковаИрина Ивановна
Экономический механизм управления региональными финансами Российской Федерации
Автор в своей статье предлагает выработку концепции развития финансовой политики для достижения стабильности экономического развития функционирования экономики.
Финансы, финансовая политика, метод, концепция, рыночная экономика.
Описание организационного механизма управления государственными финансами Российской Федерации целесообразно начать с конкретизации понятий о субъектах и объектах финансовой политики государства. Поскольку именно они определяют основы построения изучаемой организационной структуры.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферу и звенья финансовой системы государства.
Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:
1. Выработка научно-обоснованной концепции развития финансов. Осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла, на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую финансовую политику (стабилизирующая).
Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.
2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период. Базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделение в составе экономики приоритетных отраслей, определение условий развития социальной сферы, на уставе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.
3. Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу. Предполагает выработку путей решения поставленных целей и
Ы О К О
г
к
м
>
и >
£=1 О
К
¡=1
•по
>■
ьа о
о
РЭ
Си К
К ич О
ч н
^¡ч
к
г
о и
о
и
задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени.
Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:
1) территориальный. Выделяют общегосударственную, региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;
2) временной. Финансовая политика делится на финансовую стратегию - крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых имеет долговременный характер. В настоящее время к ним относят: проведение налоговой, бюджетной, пенсионной реформ, политики в области управления государственным долгом, реформ образования и социальной сферы.
Финансовая тактика - объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде, Пример: снижение налоговой ставки НДС, ЕСН, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адресных социальных льгот. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом.
3) в зависимости от объектов воздействия. Выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования. Она включает разработку мероприятий в области государственной амортизационной политики, развития приоритетных видов деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями социально-экономического развития государства и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней выделяют бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.
Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации, как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. На результативность финансовой политики оказывают влияние следующие факторы:
1) научный подход;
2) прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов;
3) учет накопленного опыта в реализации финансовой политики предшествующего периода;
4) четкое определение макроэкономических показателей, принимаемых за ориентир для оценки эффективности финансовой политики;
5) учет национальных и географических особенностей;
6) комплексный подход (согласование целей и задач);
7) многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования;
8) учет внутреннего положения и международной позиции государства, которые определяют особенности его развития.
Реализация финансовой политики должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся у субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.
В условиях централизованной экономики финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности предприятий хозяйственным интересам государства.
В условиях рыночной экономики финансовая политика осуществляется с целью сглаживания неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения и обеспечения развития отраслей экономики.
Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики, иными словами, - финансового механизма.
Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения (см. схему на рис. 1).
В сфере государственных и муниципальных финансов В сфере финансов субъектов хозяйствования Практическая реализация
Виды организации финансовых отношений 1) конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений; 2) конкретные виды капитал, прибыль, бюджетных расходов. 1) коммерческие организации: взносы учредителей в денежной форме в уставный капитал, прибыль, амортизация; 2) некоммерческие: доходы от оказания услуг, взносы учредителей, членские взносы.
Формы организации финансовых отношений 1) формы расходов бюджета; 2) формы поступления средств. 1) самофинансирование; 2) кредитование; 3) государственное финансирование.
Методы организации 1) финансовый; 2) кредитования; 3) налоговый; 4) страховой.
Способы количественного определения параметров Мерные характеристики, имеющие количественное выражение
Рис. 1. Структура финансового механизма
Вид организации финансовых отношений - является исходным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.
Выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.
На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей и виды неналоговых поступлений. В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов.
В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций - доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы.
Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике.
В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджета, формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
При формировании налоговых доходов бюджета в порядке их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога.
На уровне субъектов хозяйствования используются различные формы финансового обес-
Ы О К О
г
к
м
>
и >
£=1 О
К
¡=1
•по
>■
ьа о
о
РЭ
Си К
К ич О
ч н
^¡ч
к
г
о и
о
и
печения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование.
Методами организации финансовых отношений называют способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:
1) финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозмездной и безвозвратной основе. Таким методом, как правило, формируются финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций;
2) метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется при предоставлении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов другому бюджету, а на микроуровне - при получении кредитов банков, бюджетных, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
3) налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В рыночной экономике налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечить необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).
Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма.
К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.д. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, составом финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий социального и экономического развития государства. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государств и местного самоуправления. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционировании каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответ-
ствующими нормативно-правовыми документами.
Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения и структурирования, приведения в определенную систему, финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам:
В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования и финансовый механизм государственных и муниципальных финансов.
Внутри каждого из перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральные, региональный и местный бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения бюджетных средств.
В соответствии с государственным устройством РФ в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм РФ, финансовый механизм субъектов РФ, финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемое Конституцией РФ, БК РФ, НК РФ.
По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов; механизм финансового регулирования общественного производства; механизм финансового стимулирования общественного производства.
В составе каждого из перечисленных механизмов используются источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и конкретные сферы, инициировать ускорение развития конкретных отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.
Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предполагает возможности его количественного и качественного воздействия.
Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем пропорций мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношений объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объема финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развите экономики и деятельности ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.
Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.
К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга, субъектов РФ, муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм деятельности, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.
Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязан-
Ы О К О
г
к
м
>
и >
£=1 О
К
¡=1
•по
>■
ьа о
о
РЭ
Си К
К ич О
ч н
^¡ч
к
ным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:
1) объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформулирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства;
2) соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования;
3) связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;
4) взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состава субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.
О Ш
о
и