Научная статья на тему 'Современные представления о финансовой системе в экономической литературе'

Современные представления о финансовой системе в экономической литературе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11290
1881
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ (ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ) / ФИНАНСЫ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмиголь Н. С.

В статье представлена сравнительная характеристика содержания терминов «финансы», «финансовая система», «структура финансовой системы», используемых в современной отечественной и зарубежной экономической литературе. Предложена авторская классификация структурных элементов (сфер и звеньев) финансовой системы, которая может быть использована в научно-исследовательской деятельности для сопоставления отечественной и зарубежных финансовых систем стран с развитой рыночной экономикой, а также в учебном процессе при использовании функционального подхода для характеристики финансовых систем зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные представления о финансовой системе в экономической литературе»

Финансовые дефиниции

современные представления

о финансовой системе в экономической литературе

Н. С. шмиюль,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: avt896112@ yandex.ru Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

В статье представлена сравнительная характеристика содержания терминов «финансы», «финансовая система», «структура финансовой системы», используемых в современной отечественной и зарубежной экономической литературе. Предложена авторская классификация структурных элементов (сфер и звеньев) финансовой системы, которая может быть использована в научно-исследовательской деятельности для сопоставления отечественной и зарубежных финансовых систем стран с развитой рыночной экономикой, а также в учебном процессе при использовании функционального подхода дляха-рактеристики финансовых систем зарубежных стран.

Ключевые слова: теория финансов, финансовая система, структура, государственные финансы, финансы домохозяйств (личные финансы), финансы частного бизнеса, зарубежный опыт.

В современной экономической литературе нет единых подходов к определению финансовой системы, и данный термин в энциклопедических словарях, научных монографиях, учебно-методической литературе имеет разное содержание. Такая ситуация обусловлена рядом факторов. Прежде всего, детерминация понятия «финансовая система» современными учеными-экономистами зависит от применяемой в ходе научного исследования теории финансов, сторонниками которой они являются. В финансовой науке принято выделять две основные теории финансов, которые в дальнейшем определяют приверженность ученых к той или иной финансовой концепции: классическая теория финансов и неоклассическая теория финансов.

Классическая теория финансов объединяет всю совокупность теоретических представлений и практических методик, обосновывающих, прежде всего, механизм мобилизации и распределения денежных средств в бюджеты и внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении субъектов власти. Такая нацеленность на рассмотрение государственных финансов объясняется историческим аспектом становления классической теории финансов. В качестве самостоятельной науки данная теория стала зарождаться во второй половине XVIII в. Считается, что она связана с появлением в государственном университете Германии отдельной науки, камералистики, в рамках которой изучались вопросы государственной казны, государственных доходов и расходов. Именно немецкими учеными-камералистами были сделаны первые теоретические обобщения по вопросам государственных финансов. В дальнейшем по мере развития классической теории финансов ее сторонниками становились не только зарубежные ученые, но и отечественные ученые-экономисты, занимавшиеся вопросами финансов как в дореволюционной россии, так и в условиях централизованной плановой экономики. Так, несмотря на существование в царской россии книг, посвященных количественному обоснованию хозяйственных операций и купеческим (коммерческим) расчетам, в дальнейшем ставших объектом изучения в рамках дисциплин, связанных с анализом баланса и финансовыми вычислениями, научные публикации того времени по финансовым вопросам посвящались рассмотрению государс-

твенных финансов, что было обусловлено необходимостью изыскания способов сбалансирования государственной казны. Господство классической теории финансов в нашей стране в советский период объяснялось преобладанием государственной собственности в структуре экономики, отсутствием официального признания предпринимательства, частного бизнеса, невозможностью для предприятий аккумулировать финансовые ресурсы за счет инструментов финансового рынка ввиду полного отсутствия последнего. В этих условиях усилия советских ученых были направлены преимущественно на развитие теории государственных финансов, как того требовали действующая политическая система и выбранный тип экономического развития. Только произошедшие в нашей стране в 1980-е гг. изменения политической идеологии и переход к рыночному типу экономического развития создали предпосылки и возможности для дальнейшего развития отечественной теории финансов в части исследования, прежде всего, вопросов финансов частного сектора экономики на базе неоклассической теории финансовой науки1. Следует отметить, что неоклассическая теория финансов, так же, как и классическая, имеет давнюю историю и активно применяется в зарубежной, особенно в англо-американской, научной школе.

Объектом изучения неоклассической школы финансов являются рынки капитала и финансы частного бизнеса; среди последних наибольшее внимание уделяется финансам крупных корпораций, созданных в форме акционерных обществ. Создание данной школы финансовой науки было вызвано осознанием важности финансов субъектов хозяйствования как основы функционирования финансовой системы любого государства, экономика которого строится на рыночных принципах. Развитие и интернационализация финансовых рынков, рынков капитала, усиление роли крупных национальных и транснациональных корпораций обусловили становление и развитие в 1950-е гг. новой науки, получившей название неоклассической теории финансов. Наибольший вклад в определение содержания и развитие данной теории внесли англо-американские ученые, что объясняется, прежде всего, активным развитием частного бизнеса, корпоративных финансов и финансового сектора экономики в Великобритании и США. Таким образом, можно говорить о том, что начиная с середины

1 Более подробно вопросы становления и развития классической и неоклассической теорий финансов, а также их влияние на отечественную финансовую школу рассмотрены в работе [1].

прошлого века, развитие финансовой науки в странах с развитой рыночной экономикой получило иную направленность: объектом изучения стали не государственные финансы, а финансы частного сектора экономики как основы экономического развития государства, а также финансовые институты, функционирующие на финансовом рынке, которые обслуживают процесс перераспределения финансовых ресурсов от инвесторов, кредиторов к тем организациям и домохозяйствам, которые в них нуждаются. В современных условиях оценка состояния частного бизнеса, финансов домохозяйств, национального финансового рынка и степени его интеграции в мировой рынок финансовых услуг позволяют делать выводы о роли государства в мировом хозяйстве, его конкурентных преимуществах и перспективах дальнейшего развития национальной экономики. Именно этим вопросам и посвящены научные труды по финансам ведущих зарубежных ученых-экономистов2. Однако вопросы оптимизации государственных финансов не остались за пределами рассмотрения зарубежной финансовой теории: финансы государственного сектора изучаются в рамках отдельной науки — экономики общественного сектора3. В отличие от отечественных финансово-бюджетных дисциплин, раскрывающих теоретические вопросы и организационно-правовую основу функционирования российской бюджетной системы, бюджетное устройство и организацию бюджетного процесса, данная наука рассматривает государство как полноправного субъекта хозяйствования наряду с организациями частной формы собственности и домохозяйствами, которое должно реализовать возложенные на него функции в полном объеме и с необходимой степенью эффективности. В рамках данной науки рассматриваются способы мобилизации государством необходимых денежных средств, формы государственных расходов, методы оценки эффективности его экономической деятельности, в

2 К наиболее известным в нашей стране работам по теории финансов зарубежных ученых-экономистов можно отнести следующие издания: Copeland T., Weston J. Financial Theory and Corporate Policy, 3-rd ed. Addison-Wesley, 1988; Goldsmith R. Financial Structure and Development, Yale University Press, New Haven, 1969; Modigliani F., Miller M. The Cost of Capital, Corporation Finance and the Theory of Investment // American Economic Review. 1958. June. P. 261-297; Боди З., Мертон Р. Финансы / пер. с англ. М., СПб., К.: Изд. дом «Вильямс», 2004; Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / пер. с англ. М: Олимп-Бизнес, 1997.

3 Под общественным сектором здесь понимается часть эко-

номики страны, находящаяся в государственной собствен-

ности.

том числе реализации принципа «value for money»4, пути ее улучшения.

Различие базовых школ финансовой науки, используемых в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, предопределило разные подходы к определению как самих финансов, так и финансовой системы. В большинстве научных трудов отечественных ученых, в современной энциклопедической и учебной литературе при определении содержания термина «финансы» используется, главным образом, теоретический подход: рассматривая финансы как совокупность денежных отношений, при исследовании данного термина определяются его экономическая природа, специфические признаки, границы финансовых отношений, их объекты и субъекты. Следует отметить, что большая часть современных трудов отечественных ученых по теории финансов основана на научных работах ученых-экономистов советского времени. Это обстоятельство обусловливает смещение акцента в исследовании теории финансов на государственный сектор экономики, государственные финансы и их взаимодействие с организациями и индивидуальными предпринимателями, функционирующими в частном секторе экономики. Домохозяйства в отечественной финансовой науке часто рассматриваются лишь в качестве субъектов, участвующих в финансовых отношениях с субъектами власти в процессе перераспределения бюджетных и внебюджетных фондов.

В зарубежной экономической литературе, напротив, используется прикладной подход к изучению финансов, которые рассматриваются, прежде всего, как наука об управлении денежными средствами. В Оксфордском словаре финансов и банковского дела финансы определяются, во-первых, в широком смысле как практическая деятельность, связанная с движением и управлением денежными средствами; во-вторых, финансы рассматриваются в форме капитала, вовлеченного в бизнес-проект (в большинстве случаев в целях его увеличения и последующего использования для начала нового бизнеса); а также они рассматриваются как академическая дисциплина, базирующаяся на экономической науке и изучающая финансирование, финансовые рынки и финансовые последствия управления бизнесом5. В учебнике «Финансы» американских ученых-экономистов З. Боди и

4 Данный принцип означает, что качество предоставляемой услуги должно соответствовать сумме средств, потраченных на ее получение

5 A Dictionary ofFinance and Banking, 4-th ed. Oxford University Press, 2008.

К. Мертона финансы определяются как «наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени». Нацеленность зарубежной финансовой науки на изучение процесса управления денежными потоками обусловливает перенос акцента на управление финансами и при определении термина «финансовая система».

В монографии профессора экономики Гарвардского университета Н. Г. Мэнкью «Принципы Экономикс» под финансовой системой понимается «совокупность экономических институтов (рынков ценных бумаг, банков, взаимных (паевых) фондов, пенсионных фондов, кредитных союзов, страховых компаний и т. д.), помогающих направить ресурсы лиц, желающих сделать сбережения, к тем, кто нуждается в заемных средствах в форме инвестиций» [2]. Похожее определение содержится в учебнике «Финансы» З. Боди и К. Мертона, согласно которому «финансовая система — это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками»6. Следует отметить использование данного подхода к определению финансовой системы и в современных научных работах российских ученых-экономистов. Так, профессор Б. Б. рубцов в своей статье «Эволюция институтов финансового рынка и развитие экономики» определяет финансовую систему как «систему экономических отношений и институтов, связанных с перераспределением денежных накоплений между кредиторами и заемщиками (в макроэкономическом значении этих терминов, т. е. между экономическими субъектами, у которых возникают свободные денежные средства, и экономическими субъектами, которые испытывают потребность в денежных средствах)» [3].

В то же время большинство отечественных ученых-экономистов при определении финансовой системы не ограничиваются рассмотрением особенностей функционирования финансового рынка, его влияния на развитие экономики государства, а включают в ее состав все группы финансовых отношений, возникающих у субъектов хозяйствования (коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей), субъектов власти и домохозяйств7.

6 Боди З, Мертон Р. Финансы / пер. с англ. М., СПб., К.: Изд. дом «Вильямс», 2004. С. 308.

7 Однако, как уже ранее отмечалось в статье, не все российские ученые выделяют домохозяйство как полноправного участника финансовых отношений и субъекта финансовой системы страны.

Таким образом, в зависимости от использования определенной научной школы финансов различается подход к определению и дальнейшей характеристике структурных элементов финансовой системы. Институциональный подход, как правило, используется большинством зарубежных ученых и некоторыми отечественными учеными-экономистами, исследующими в своих научных трудах вопросы функционирования финансового рынка, оптимизации деятельности его участников. Институциональный подход к определению финансовой системы предусматривает, что главными участниками финансовой системы являются так называемые «финансовые институты» — финансовые организации, функционирующие на рынке финансовых услуг.

Отождествление в англо-американской экономической литературе и в ряде научных публикаций российских ученых финансовой системы с отношениями по перераспределению финансовых ресурсов между сберегателями, инвесторами и заемщиками на финансовом рынке обусловлено влиянием последнего на экономическое развитие государства. Так, например, поскольку американская модель организации бизнеса построена на основе системы всемерного поощрения предпринимательской активности, потенциальной возможности обогащения наиболее экономически активной части населения и массовой ориентации на достижение личного успеха, то важную, если не первостепенную, роль в оценке финансовых ресурсов частного бизнеса (в форме единоличных владений, товариществ, корпораций и т. д.) и домо-хозяйств играют показатели сбережений и инвестиций. Кроме того, состояние финансов частного бизнеса, домохозяйств и государственных финансов в странах с развитой рыночной экономикой, национальные финансовые рынки которых уже давно интегрировались в мировой рынок финансовых услуг, напрямую зависит от эффективности функционирования всех сегментов финансового рынка, что наглядно продемонстрировал последний мировой финансовый кризис.

Отечественные ученые-экономисты в своих работах в основном используют функциональный подход, при котором определение финансовой системы предполагает объединение в ней всех экономических субъектов, связанных с распределением денежных средств, каждый из которых имеет свой, особый механизм формирования и использования финансовых ресурсов. При этом в отечественной финансовой науке финансовый рынок рассматривается как спе-

цифическая сфера денежных операций, где объектом сделок являются свободные денежные средства населения, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, дается оценка преимуществ и недостатков мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке, исследуются иные вопросы, связанные с ролью финансового рынка в мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, их перераспределением между отраслями экономики и территориями страны и т. д. Однако сам рынок финансовых услуг8 и его участники рассматриваются лишь как составной элемент финансовой системы при характеристике финансов профессиональных участников финансового рынка и финансовых отношений, возникающих между участниками финансовых сделок. Таким образом, можно говорить о различиях структурных элементов финансовой системы в отечественной и зарубежной финансовой науке.

Отечественные и зарубежные последователи неоклассической теории финансов в составе финансовой системы выделяют финансовую систему, основанную на рынке ценных бумаг (market based financial system), и финансовую систему, основанную на банках (bank based financial system) [3]. В ряде случаев дается менее систематизированная структура финансовой системы. Так, в учебнике «Финансы» З. Боди и Р. Мертона в ее состав включены рынки (рынок ценных бумаг, рынок ссудных капиталов и т. д.), посредники, фирмы, предоставляющие финансовые услуги, и другие институты, с помощью которых домохозяйства, частные компании и правительственные организации реализуют принимаемые ими решения9. Для характеристики роли финансовой системы в экономическом развитии государства в работах американских ученых-экономистов рассматриваются ее функции10 (табл. 1)11.

Указанные функции финансовой системы, по сути, отражают роль профессиональных участников финансового рынка в перераспределении финансовых ресурсов между сберегателями, ин-

8 В российском законодательстве термины «финансовый рынок» и «рынок финансовых услуг» часто используются как синонимы.

9 Боди З, Мертон Р. Финансы / пер. с англ. М., СПБ., К.: Изд. дом «Вильямс», 2004. С. 62.

10 Следует отметить, что в отечественной финансовой науке функциями принято наделять только те финансовые понятия, которые являются экономическими категориями и имеют специфические признаки, реализующиеся в соответствующих функциях. В зарубежной литературе функции финансовой системы отражают не ее специфические признаки, а роль участников финансовых операций в экономическом развитии.

11 Составлено по материалам работы [3].

Таблица 1

классификация функций финансовой системы в зарубежной экономической литературе

р. Левин З. Боди, р. Мертон

Информационная функция (предоставление информации о возможных инвестициях и распределении капитала) Функция перемещения ресурсов во времени и пространстве (эта функция считается главной и, не выполняя ее, финансовая система не может реализовать и последующие функции)

Функция контроля и мониторинга (осуществление контроля за инвестициями и менеджерами после предоставления финансирования) Функция управления рисками

Функция управления рисками (снижение, диверсификация и управление рисками) Функция расчетно-пла-тежной системы

Функция аккумуляции сбережений (мобилизация сбережений экономических субъектов) Объединение ресурсов и разделение паев участия в капитале

Функция снижения издержек обращения (облегчает обмен товарами и услугами) Информационная поддержка

— Решение психологических проблем стимулирования

весторами и заемщиками, а также задачи, которые они реализуют в процессе своей финансовой деятельности.

сравнительная оценка состава сфер и звеньев финансовой

В наиболее полной и старейшей английской энциклопедии (Энциклопедия Британика), несмотря на отсутствие определения термина «финансовая система», можно найти статьи, в которых рассматриваются государственные финансы (government finance), финансы фирм (business finance) и личные финансы (personal finance). Эти же структурные подразделения рассматриваются в качестве сфер финансовой системы и в большинстве российских энциклопедических изданий, научных публикациях отечественных ученых и в учебной литературе.

Основным предметом дискуссии среди отечественных ученых-экономистов является выделение элементов (звеньев) в рамках каждой из сфер финансовой системы, состав которых зависит от выбранного критерия классификации финансовых отношений внутри сферы (табл. 2).

В сфере государственных и муниципальных финансов всеми авторами выделяются бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды. Однако в отдельных учебниках, исходя из методов и принципов мобилизации и использования денежных средств в бюджеты, в качестве дополнительных звеньев рассматриваются также государственный кредит и государственные финансовые резервы. В составе структурных элементов

Таблица 2

системы в российской учебной экономической литературе

источник Критерий классификации и состав сфер финансовой системы Критерий классификации и состав звеньев финансовой системы

Учебник «Финансы» под редакцией профессора А. Г. Грязновой и профессора Е. В. Маркиной [4] Критерий

Роль субъекта в общественном воспроизводстве Характер деятельности субъекта финансовых отношений

Структура финансовой системы

Государственные и муниципальные финансы Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления. Внебюджетные фонды

Финансы субъектов хозяйствования Финансы коммерческих организаций. Финансы некоммерческих организаций. Финансы индивидуальных предпринимателей

Учебник «Финансы» под редакцией профессора М. В. Романовского [5] Критерий

Роль субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов и доходов Цели функционирования и, следовательно, формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов

Структура финансовой системы

Государственные и муниципальные финансы Бюджетная система. Внебюджетные фонды. Государственный кредит

Финансы хозяйствующих субъектов Финансы коммерческих предприятий и организаций. Финансы финансовых посредников. Финансы некоммерческих организаций

Окончание табл. 2

Источник Критерий классификации и состав сфер финансовой системы критерий классификации и состав звеньев финансовой системы

Учебник «Финансы» под редакцией профессора В. Г. Князева, профессора В. А. Слепова [6] Критерий

Право владения и распоряжения собственностью, в том числе финансовыми ресурсами Методы и формы формирования и использования первичных, производных и конечных денежных доходов

Структура финансовой системы

Финансы властных структур (государственные и муниципальные). Бюджетный фонд. Внебюджетный фонд

Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы Финансы коммерческих организаций. Финансы некоммерческих организаций. Персональные финансы (финансы населения)

Учебник «Финансы, денежное обращение и кредит» под редакцией профессора В. К. Сенча-гова [7] Критерий: методы формирования и использования фондов денежных средств, роль в общественном воспроизводстве

Структура финансовой системы

Общегосударственные финансы Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления. Внебюджетные фонды. Государственный кредит. Фонды страхования. Фондовый рынок. Финансы предприятий различных форм собственности

Финансы предприятий (хозяйствующих субъектов)

Учебник «Финансы» профессора С. В. Барулина [8] Критерий

Правовая форма движения финансовых ресурсов Качественный состав финансовых ресурсов, доходов и расходов

Структура финансовой системы

Публичные (государственные и муниципальные) финансы Бюджет (система бюджетов). Внебюджетные фонды (система внебюджетных фондов). Государственный (муниципальный) кредит. Государственные финансовые резервы и резервные фонды

Частнохозяйственные финансы (финансы организаций и домашних хозяйств) Финансы коммерческих организаций. Финансы некоммерческих организаций. Финансы домашних хозяйств. Страховой рынок (финансы страховых организаций). Фондовый рынок (финансы его профессиональных участников). Кредитный рынок (финансы кредитных организаций)

сферы финансов субъектов хозяйствования12 также нет единообразия, что обусловлено как различным определением границ финансовых отношений, так и стремлением использовать положения неоклассической теории финансов. результатом смешения зарубежной и отечественной теорий финансов является появление таких звеньев финансовой системы, как функциональные элементы финансового рынка (страховой, фондовый, кредитный рынки) и финансы его профессиональных участников. Данный подход к определению элементов (звеньев) приводит к возникновению дублирования их содержания в рамках одной сферы финансовой системы:

12 Эта сфера в разных литературных источниках имеет разное название, но ее содержание при этом остается единым: она объединяет финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы домохозяйств.

например одновременно могут выделяться финансы коммерческих организаций и финансы профессиональных участников финансового рынка, которые также являются коммерческими организациями. По мнению автора, при делении сфер финансовой системы на структурные элементы должен применяться единый научный подход, соблюдаться единый критерий классификации, отражающий логическую связь между выделенными звеньями в рамках каждой их сфер финансовой системы.

Следует отметить, что в российской высшей школе при преподавании дисциплин, характеризующих финансы зарубежных государств13, а также в соответствующих учебных пособиях ученые час-

13 К таким дисциплинам можно отнести «Финансы зарубежных стран», «Финансовые системы зарубежных стран», «Финансово-кредитные системы зарубежных стран».

Финансы частного сектора

Финансы частных организаций

Финансы домохозяйств

то пытаются использовать структуру отечественной финансовой системы14, делая акцент на государственных финансах, поскольку именно распределению денежных средств через бюджеты и внебюджетные фонды в отечественной финансовой науке

традиционно уделяется повышенное внимание. Так, например, в учебном пособии А. М. Балтиной, В. А. Волохиной, Н. В. Поповой «Финансовые системы зарубежных стран» утверждается, что «центральное место в финансовой системе принадлежит государству, организующая роль которого определяется его функциями, используемыми для их реализации инструментами, объемом перераспределяемых через бюджетную систему средств» [9, с. 14]. Вместе с тем проведенный ранее анализ определений финансовой системы, ее структуры в зарубежной экономической литературе показывает неправомерность подобной адаптации отечественного опыта. Автору представляется более верным (при характеристике финансовых систем стран с развитой рыночной экономикой и используя отечественный функциональный подход к содержанию финансовой системы) выделять финансы частного сектора экономики, в составе которого рассматривать финансы частных организаций различных организационно-правовых форм и финансы домохозяйств и финансы общественного сектора15, включающие бюджеты всех уровней бюджетной системы, специальные, в том числе внебюджетные, фонды социального, экономического, природоохранного и иного целевого назначения, финансы государственных и муниципальных предприятий (см. рисунок).

В представленной структуре финансовой системы группировка финансовых отношений основана на выделении частного и государственного секторов экономики и основных субъектов финансовых отношений, каждый из которых использует особый механизм формирования и использования финансовых ресурсов для реализации целей функционирования и принимаемых финансовых решений. При этом автором поддерживается точка зрения ряда отечественных ученых-экономистов об ограниченности определения

Финансовая система

Финансы общественного сектора

Бюджеты всех уровней бюджетной системы

Специальные внебюджетные фонды

Финансы государственных и муниципальных предприятий

Сферы и звенья финансовой системы

финансовой системы зарубежными учеными только через ее институциональные элементы (финансовый рынок и его участников). Не отрицая высокой степени влияния финансового рынка на экономическое разви -тие стран с развитой рыночной экономикой, критика данной трактовки финансовой системы и ее состава заключается в отсутствии отражения специфики различных методов формирования и использования финансовых ресурсов всеми субъектами финансовых отношений. государством, домохозяйствами и организациями.

Также обращает на себя внимание включение в состав финансов общественного сектора финансов государственных и муниципальных предприятий, которые в отечественной финансовой литературе в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ входят в сферу финансов субъектов хозяйствования. Вместе с тем представленная группировка звеньев финансовой системы внутри финансов общественного сектора экономики обусловлена детерминацией понятий «государственные (общественные) финансы» и «общественный сектор» в зарубежной экономической литературе (табл. 3)16.

Характеризуя основные сферы финансовых систем стран с развитой рыночной экономикой, следует отметить, что общая тенденция развития экономик рыночного типа в большинстве стран мира в настоящее время заключается в ускоренном росте государственного сектора по сравнению с частным сектором и в поглощении общественным сектором все более возрастающей доли финансовых и других ресурсов, что в определенной степени было вызвано мировым финансовым кризисом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 При этом часто не учитываются различия организационно-правовых основ функционирования финансовых систем зарубежных стран, непосредственно влияющих на состав структурных элементов финансовой системы.

15 В отечественных публикациях они также определяются как

«финансы правительств», «общественные финансы» и «финансы государственного (общественного) сектора экономики».

16 Определения приведены из Оксфордского словаря финансов и банковского дела, Словаря финансовых терминов Казначейства Великобритании (URL: http://www. hm-treasury. gov. uk), а также Словаря иностранных терминов, представленного на федеральном образовательном портале (экономика, социология, менеджмент (URL: http://www. ecsocman.edu.ru).

Таблица 3

содержание понятий «государственные (общественные) финансы» и «общественный сектор» в зарубежной экономической литературе

Государственные (общественные) финансы (public finance) Общественный (государственный) сектор (public sector)

Сфера экономики, связанная с доходами и расходами в общественном секторе, бюджетированием, государственным долгом, государственными и муниципальными ценными бумагами и т. п. Часть экономики, включающая деятельность правительства и местных органов власти, включая образование, здравоохранение, социальные услуги и т. д., а также находящиеся в государственной собственности производства и государственные корпорации. Правительственные счета, включая налоговые поступления, расходы, заимствования и долг. Управление процессом сбора государством денежных средств и их расходования в интересах общества Общественный (государственный) сектор экономики, включает все предприятия и учреждения, принадлежащие государству или прямо контролируемые государством и местными органами власти. Часть экономики страны, находящаяся в государственной собственности

Среди прочих факторов, которые также оказывают влияние на рост государственного сектора экономики, можно отметить: рост населения в результате миграции рабочей силы; урбанизацию; научные разработки; финансирование и внедрение результатов, которые позволяют усилить конкурентные преимущества экономики государства в мировом хозяйстве; ухудшение демографической ситуации, что требует увеличения расходов на социальную защиту населения; ведение военных действий; выбранную модель экономического развития и политику правящей политической партии.

Современная модель экономического развития государства определяется степенью участия государства в экономической сфере деятельности как собственника и предпринимателя, а также применяемыми органами государственной власти методами регулирования экономических процессов. При этом зарубежными учеными доказана взаимозависимость между темпами экономического роста и масштабами участия государства в экономической жизни общества. Лидерами по темпам экономического роста являются, как правило, страны с наименьшим удельным весом продукции государственных предприятий, наименьшим уровнем государственных расходов и государственного потребления в структуре ВВП, с наименьшими показателями бюджетного дефицита и государственной задолженности, со

среднегодовыми темпами инфляции менее 3 % и минимальным уровнем налогообложения внешнеторгового оборота. Например, немецкими учеными доказано, что увеличение государственной квоты в Германии на 1 % тормозит экономический рост на 0,1 %. Таким образом, страны с развитой рыночной экономикой стремятся достичь оптимального баланса во взаимодействии между государственным и частным секторами экономики. В целях укрепления своих финансовых позиций государственные предприятия открывают свой капитал для доступа частных акционеров, не отрицая возможности участи государства в капитале частных предприятий. С другой стороны, государство, используя эффективные методы регулирования финансовых отношений, управления финансами на макроуровне, играет важную роль в организации экономической и социальной жизни общества.

В настоящее время в экономической науке принято выделять две основные модели экономического развития государства: неолиберальную модель и социальное рыночное хозяйство (табл. 4) [10].

Степень участия государства в экономической деятельности как собственника и предпринимателя также часто зависит от политических обстоятельств или позиций правящих политических партий. Так, с приходом к власти в развитых странах социал-демократов государственный сектор, как правило, возрастает (например в Великобритании в период нахождения у власти либеральной Лейбористской партии во главе с Гордоном Брауном значительно выросли государственные расходы и, как следствие, величина дефицита государственного бюджета). В период правления сторонников жесткой экономии и абсолютизации роли финансового рынка (правительство М. Тетчер, современное британское коалиционное правительство Дэвида Кэмерона) осуществляется процесс разгосударствления и приватизации, проводятся реформы в сфере социальной защиты населения и прочие мероприятия, направленные на стимулирование частного бизнеса и сокращение государственного сектора экономики. Влияние позиций правящей партии на финансовые отношения между экономическими субъектами, динамику показателей, отражающих функционирование государственного сектора экономики в рамках финансовой системы государства, особенно наглядно иллюстрирует американская финансовая система, поскольку в США основные положения экономической, и в том числе финансовой, политики и у демократов, и у республиканцев закреплены в программных документах партий на постоянной основе (табл. 5).

Таблица 4

Таблица 5

Влияние позиций правящей политической партии на функционирование финансовой системы страны (на примере США)

При характеристике финансов частного сектора экономики следует обратить внимание на выделение в их составе самостоятельного звена — финансов домохозяйств. В рамках данного структурного подразделения финансовой системы рассматривается вся совокупность финансовых отношений домохозяйства в процессе аккумулирования доходов и использования денежных средств отдельных граждан и семей. В данном случае основным объектом изучения является личный доход гражданина или доход семьи (семейный бюджет). В финансовой науке в зарубежных странах при рассмотрении финансов домохозяйств исследуются следующие группы денежных отношений (в американских учебниках они называются финансовыми решениями)17:

• отношения, связанные с потреблением и сбережением денежных средств, поскольку индивид должен правильно определить, какую часть лич -ного дохода следует направить на текущее потребление, а какую — направить на сбережения и сохранить для использования в будущем;

• отношения, связанные с инвестированием имеющихся сбережений (личным инвестированием) или распределением денежных средств между различными видами активов (инвестирование в объекты недвижимости, ценные бумаги субъектов власти и отдельных компаний, др.);

• отношения, связанные с использованием заемных средств: банковских кредитов (потребительский кредит), кредитов прочих кредитных организаций, кредитов, выданных работодателем;

• отношения, связанные с управлением риском: отношения со страховыми организациями, пенсионными фондами, взаимными фондами (аналог отечественных инвестиционных фондов) и прочими финансовыми посредниками. Финансы домохозяйств, как и финансы частных фирм, в зарубежной финансовой науке рассматриваются с позиций неоклассической финансовой теории, акцентирующей внимание на оптимизации финансов домохозяйств с помощью финансовых организаций и инструментов финансового рынка.

Следует отметить, что в современной отечественной финансовой науке рассмотрение финансов домохозяйств в качестве самостоятельного структурного подразделения финансовой системы является дискуссионным вопросом. Некоторые известные российские ученые-экономисты, не

17 Боди З, Мертон Р.К. Финансы. М., СПб., К.: Изд. дом «Вильямс», 2004. С. 42.

Демократы (наиболее известные представители: Ф. Рузвельт, Д. Кеннеди, Б. Клинтон, Б. Обама) Республиканцы (наиболее известные представители: А. Линкольн, Р. Никсон, Р. Рейган, Дж. Буш)

Основная современная идеология — американский либерализм. Демократы поддерживают: — социальные реформы, увеличение расходов на социальную сферу; — повышение налогов; — наднациональные корпорации (Microsoft, Apple, Intel); — высокотехнологичные отрасли экономики и борьбу с загрязнением окружающей среды. Демократы выступают за ограниченное вмешательство в экономические процессы и общественную жизнь внутри страны Основная современная идеология — американский консерватизм, неоконсерватизм. Республиканцы поддерживают: — замораживание заработной платы, сокращение государственных расходов на социальные программы; — снижение налогов, свободную торговлю; — укрепление безопасности страны и рост расходов на оборону. Республиканцы выступают за невмешательство государственных структур в экономические процессы внутри страны

Характеристика моделей экономического развития

Модель Особенности модели развития

Положительные черты Отрицательные черты

Неолиберальная модель (США, Великобритания) Гибкий рынок труда. Свободный рынок товаров и услуг. Низкий уровень налогов. Высокая конкуренция. Высокая предпринимательская активность Неравенство в распределении доходов между слоями общества. Государство играет косвенную роль в экономике. Невысокое качество некоторых общественных услуг (в частности, среднего образования)

Социальное рыночное хозяйство (Германия, Франция) Высокий уровень образования и профессиональной переподготовки. Мощная система социальной защиты граждан. Тесные связи между банками и компаниями, помогающие широкомасштабному инвестированию Излишне сильные профсоюзы. Высокий уровень налогообложения. Высокие размеры пособий по безработице и, как следствие, отсутствие стимулов к поиску работы, высокий уровень безработицы. Высокая доля участия государства в перераспределении ВВП (50 % и более) и доля государственных расходов в ВВП

отрицая участия населения в финансовых отношениях внутри финансовой системы, утверждают, что все эти отношения уже рассматриваются и изучаются при характеристике финансов субъектов хозяйствования (например при характеристике финансов индивидуальных предпринимателей, источников мобилизации средств в момент создания коммерческих и некоммерческих организаций, социальных программ, реализуемых работодателем, и т. д.) и государственных, и муниципальных финансов (при уплате физическими лицами налогов и других обязательных платежей, получении населением социальных трансфертов из бюджетов и государственных внебюджетных фондов и т. д.). Как правило, такого мнения придерживаются сторонники распределительной концепции финансов. Другие ученые — сторонники воспроизводственной концепции финансов считают необходимым рассматривать финансы домохозяйств в качестве самостоятельного подразделения финансовой системы. В данном случае объектом изучения являются не только распределительные отношения с участием населения, но и обменные операции, связанные с расходованием семейного бюджета или личного дохода гражданина на потребительские нужды.

По мнению автора, по мере проникновения положений зарубежной неоклассической теории финансов в отечественную финансовую науку, а также усиления роли национального финансового рынка в аккумулировании дополнительных денежных средств, предоставлении выгодных объектов инвестирования, перераспределении финансовых ресурсов между различными субъектами экономики, финансы домохозяйств станут полноправным структурным подразделением финансовой системы. Повышение интереса к научному исследованию финансов домохозяйств также обусловлено и их ролью в экономическом развитии страны. Функционируя как самостоятельный элемент в составе финансовой системы государства, финансы домохозяйств позволяют обеспечить денежными средствами механизм реализации индивидуальных потребностей граждан и создать финансовую базу для развития нации, что особенно важно, поскольку граждане являются главным конкурентным капиталом и главным источником развития любой страны. Они положительно влияют на показатели жизнедеятельности нации: продолжительность жизни людей, демографические показатели, трудоспособный возраст и т. д. Поэтому вопросы оптимизации финансов домохозяйств, эффективного использования личных доходов, исследова-

ние возможностей использования отечественного финансового рынка для осуществления личных сбережений и мобилизации домохозяйством дополнительных денежных средств, по мнению автора, должны занять одно из ведущих мест в научных трудах российских ученых-экономистов.

Таким образом, рассмотрев основные положения зарубежной и отечественной теорий финансов, используемые подходы к определению содержания и состава финансовой системы в современной экономической науке, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения возможностей использования ряда положений зарубежной теории финансов в отечественной финансовой науке. Грамотное применение результатов зарубежных научных исследований финансовой системы государства позволит устранить существующие противоречия в определении базовых понятий между российской и зарубежной финансовыми школами, повысить эффективность управления финансовыми ресурсами (как в рамках российской финансовой системы, так и отдельными экономическими субъектами), сформировать научную основу для перехода на качественно новый уровень развития не только структурных элементов финансовой системы, но и всей экономики нашего государства.

Список литературы

1. Ансберг О. Н., Базулин Ю. В., Белозеров С. А. и др. Очерки по истории финансовой науки. М.: Проспект, 2010.

2. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. Спб.: ПИТЕР, 2001.

3. Рубцов Б. Б. Эволюция институтов финансового рынка и развитие экономики // Финансовые институты и экономическое развитие. М.: ИМЭМОРАН, 2006.

4. Финансы: учеб. / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина, М. Л. Седова и др. / под ред. проф. А. Г. Грязновой, проф. Е. В. Маркиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. М.: ИНФРА-М, 2010.

5. Финансы: учеб. / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2010.

6. Финансы: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. Г. Князева, проф. В. А. Слепова. М.: Магистр, 2010.

7. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. 2-е изд. перераб. и доп. / В. К. Сенчагов, А. И. Архипов и др. М.: Проспект, 2010.

8. Финансы: учеб. /С. В. Барулин. 2-е изд. М.: КНОРУС, 2010.

9. Финансовые системы зарубежных стран: учеб. пособ. / А. М. Балтина, В. А. Волохина, Н. В. Попова. М.: Финансы и статистика, 2007.

10. Шмиголь Н. С. Финансовые системы зарубежных стран: учеб. пособ. М.: Финансовая академия, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.