Рынок страховых услуг
экономический механизм развития рынка
страховых услуг
н.и. морозко
кандидат экономических наук, доцент всероссийская государственная налоговая академия Минфина России
Целью прогнозирования устойчивого роста экономики страны является выявление условий формирования и оптимизации движения финансовых потоков во всех отраслях и на этой основе разработка системы мероприятий, направленных на стабильный экономический рост. Основное содержание данного исследования сводится к определению общего объема финансовых ресурсов в страховой отрасли; рассмотрению возможных и целесообразных каналов их мобилизации и использования; нахождению допустимой и рациональной системы централизации финансовых ресурсов страховой отрасли в бюджете; разработке на этой основе предложений по повышению эффективности деятельности страхового рынка.
В любой развитой стране от состояния страхового рынка зависят практически все сферы деловой активности. Страхование во всем мире является не только гарантом стабильности бизнеса, но и стимулом его скорейшего развития. Главными условиями нормального функционирования страхового рынка являются надежность и эффективная деятельность его участников-страховщиков.
В современных условиях страховой рынок продолжает развиваться быстрее большинства сегментов российской экономики. При этом одни экстенсивные факторы роста («зарплатные» схемы, страхование имущества крупных корпоративных клиентов) заменяются другими экстенсивными факторами роста (ОСАГО, медицинское страхование коллективов предприятий). Однако может наступить момент, когда страховые компании не смогут более обеспечивать роста своих финансовых
3000
2500
2000
1500
1000
500
ресурсов только за счет освоения свободного рыночного пространства и должны будут осваивать интенсивные факторы для разработки стратегии дальнейшего развития.
Либеральные условия допуска на рынок в 1990-е гг. привели к появлению чрезвычайно большого числа страховых компаний с низким уровнем капитализации. Со второй половины 1990-х гг. началось уменьшение числа страховых организаций с одновременным наращиванием уставного капитала (рис. 1).
В 2004 г. тенденция сокращения численности страховых компаний, начавшаяся в 1996 г., продолжилась, причем темп сокращения количества страховщиков в связи с ужесточением требований страхового законодательства к минимальному размеру уставного капитала существенно возрос (до 8,5%). Кроме того, влияние на изменение численности страховых организаций начинает оказывать процесс разделения страховых организаций по сегментам страхового рынка: страхование жизни, страхование
V V
Ф «8» -& & &
.V V V V V V .
Рис. 1. Динамика численности страховых организаций в 1992-2004 гг.
Таблица 1
Показатель Оценка реального Номинальные Доля реальных показателей Структура
рынка (млн руб.) показатели по отношению к реального рынка
(млн руб.) номинальным (%) (%)
Доля премии в ВВП 1,52% 2,81%
ВСЕГО 255 468,3 471 579,3 54 100
Добровольное 104 289,2 320 400,2 33 42,99
страхование
Страхование жизни 3 312,9 102 221,6 3,2 1,88
Личное страхование 52 850,6 52 850,6 100 19,93
Страхование имущества 46 480,9 153 110,3 30 20,45
Страхование 1 644,9 12 217,7 13 0,72
ответственности
Обязательное 151 179,1 151 179,1 100 57,01
страхование
иное, чем страхование жизни, перестрахование, необходимость которого предписана Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ.
Из 1 280 страховых компаний, зарегистрированных на 1 января 2005 г. в едином государственном реестре субъектов страхового дела, 251 компания не проводила страховых операций в 2004 г.1 Отчетные данные, полученные от 1 222 страховщиков: 124 — не проводили страховых операций, 10 — представили отчета с нарушением установленных требований, предъявляемых к отчетности, 41 — не представила отчета по форме № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховой организации».
Доля страховой премии в ВВП для России остается все существенно ниже уровня промыш-ленно развитых стран (8 — 12%), несмотря на то, что за последние 10 лет этот показатель вырос в 6 раз — с 0,5 до 3%.
Оценка реального страхового рынка в 2004 г. представлена в табл. 1.
Как видно из представленных данных, реальный платежеспособный спрос на страховые услуги составлял в 2004 г. 54% номинального. Несмотря на принимаемые меры (в виде обязательного страхования — ОСАГО), платежеспособный спрос снизился по всем видам страхования. Выход возможен тогда, когда потенциальный платежеспособный спрос приблизится к реальному.
В настоящее время доля застрахованных рисков в России составляет лишь 10 - 15% против 90 - 95% в промышленно развитых странах. Главные сдерживающие рост рынка причины — у россиян слабое доверие к страховым компаниям; нехватка опыта в использовании страховых услуг; недостаточный
1 ФССН: Аналитический доклад. М., 2005. С. 11 - 12.
собственный капитал; недостаточно возможностей для проведения оценки финансового состояния страховой фирмы ввиду отсутствия финансовой статистики; низкий уровень жизни большинства населения и малое количество платежеспособных предприятий: присутствие агрессивной рекламы вместо лаконичных рекламных обращений, рассказывающих о привлекательности того или иного страхового продукта.
Несмотря на это, в течение всего времени существования отечественный страховой рынок демонстрирует постоянную динамику роста объемов страховой премии.
На основании исследования, которое провел Комитет по связям с общественностью Всероссийского союза страховщиков (ВСС), следует что, если из общего объема страховых премий, собранных в 2003 г., — 432 млрд руб. (или 100%) — исключить обязательное страхование — 102,9 млрд руб. (или 23,8%), то останутся страховые схемы — 208 млрд руб. (или 48,2%), кэптивное («карманное») страхование — 60,5 млрд руб. (или 14%) и рыночное, или открытое, страхование — 60,5 млрд руб. (или 14%).
Почти 49% всех сборов (7 млрд дол. США) приходилось в 2003 г. на нестраховую финансовую деятельность российских страховщиков. Речь идет о зарплатных схемах, из которых 4,8 млрд дол. проходит по страхованию жизни, а 2,1 млрд дол. — по другим видам. Глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев считает, что доля «серых» схем по имущественному страхованию составляет около 25%.
В 2003 г. объем открытого рынка добровольного страхования (т. е. оставшегося сегмента рынка после вычета доли кэптива и схем) составил 1,9 млрд дол., или 0,4% от ВВП.
На долю 20 российских компаний приходится 48,1% (или 208,05 млрд руб.) общего объема стра-
ховых сборов в 2003 г., отмечалось в сообщении Минфина России2.
Получается, «динамичное» развитие российского страхования следует объяснять исключительно ростом сборов по псевдострахованию (на 38% по сравнению с 2002 г.), удвоением премии, собранной кэптивными страховщиками, а также увеличением на 66,1% премии по обязательному страхованию. Между тем годовой прирост сборов на открытом рынке реального страхования составил всего 12%.
Так что говорить о бурном развитии российского страхового рынка преждевременно. По крайней мере, до тех пор пока не закончится эра схемного страхования»3. Кроме того, анализ показывает, что страховая отрасль России остается недостаточно устойчивой. Подтверждением этому факту служит заявление Федеральной службы страхового надзора, что у более 400 страховых компаний после 1 июля 2004 г. отозваны лицензии. Однако, несмотря на финансовые проблемы, просматривается стойкая тенденция, демонстрирующая увеличение собственных средств. Частично это связано с новыми требованиями по величине уставного капитала.
Согласно п. 3 ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики должны обладать (к 1 июля 2007 г.) полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного данным Законом минимального размера уставного капитала:
—для осуществления личного страхования (включая страхование жизни) — 60 млн руб.;
—для осуществления личного страхования (без страхования жизни) и (или) имущественного страхования — 30 млн руб.;
—для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием — 120 млн руб.
До 1 июля 2004 г. размер уставного капитала должен быть сформирован до одной трети установленного минимального размера уставного капитала.
В настоящее время представленные на страховом рынке услуги можно классифицировать следующим образом:
— личное страхование;
— имущественное страхование;
— страхование ответственности.
2 Интерфакс-АФИКоммерсантъ № 47, от 17.03.2004 г., с.14.
3 Агентство массовых страховых коммуникаций. Компания
№ 26. 2004. С. 7.
Однако существуют и другие классификации. Так, по мнению автора4, надо различать два главных вида страхования: социальное и коммерческое. Первый из них основан на идее попечения об общественном благе и составляет часть государственной социальной политики под названием «социальное страхование». Оно включает в себя пенсионное обеспечение, различные системы социальных выплат, медицинское обслуживание и т.д. Страховые социальные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования) формируются и функционируют на принципах, резко отличающихся от основ создания и развития негосударственной (коммерческой) страховой системы. К ним относятся:
— государственная принадлежность соответствующих структур, занятых формированием и распределением фондов социального страхования;
— бесприбыльный характер их деятельности;
— обязательное участие в системе страхования граждан и юридических лиц;
— формирование страховых фондов на обязательной основе путем сбора специальных федеральных налогов;
— прямое участие государственных органов в управлении системой.
На российском рынке наблюдается резкое падение доли личного страхования, в основном за счет сокращения платежей по страхованию жизни. Это во многом объясняется влиянием инфляции, которая существенно обесценила суммы, подорвала доверие населения к страхованию жизни как средству сбережений.
Анализ основных видов денежных доходов населения в реальном выражении показывает, что реальные располагаемые денежные доходы и реальный размер назначенных пенсий имеют заметный устойчивый рост по сравнению с уровнем 1992 г., а реальная начисленная заработная плата тоже имеет рост но фактически ее уровень в 2003 г. достиг только уровня 1992 г. (рис. 2).
В то же время, как свидетельствует практика, при оказании страховых услуг физическим лицам страховые организации столкнулись в настоящий период со следующей проблемой.
После введения закона об ОСАГО рынок физических лиц разделился на две части:
1) клиенты страховых организаций, которые отдали деньги вынужденно (кстати, считают, что их ограбили);
4 Мамедов А. Функции государства в управлении страхованием. // Российская газета № 162, от 31.07.2004.
150
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
- Реальные располагаемые денежные доходы
- Реальный размер назначенных пенсий (1993 - 2001 гг. с учетом компенсации) -Реальная начисленная заработная плата
Рис. 2. Основные виды денежных доходов населения в реальном выражении
2) другая категория — люди, покупавшие добровольную страховку гражданской ответственности. За их счет расширить число клиентов по другим видам страхования также не получается, хотя они понимают важность и необходимость страхования. «Семьи, относящие себя к среднему классу, начали заботиться о сохранении собственности. Так, в их семейном бюджете появилась строчка «страхование», — говорит страховой агент Александр Клы-га. — Годовые расходы на страхование в средней семье составляют примерно четверть месячного заработка — $300-600. ОСАГО забрало большую часть этих расходов — в таких семьях обычно две машины, которые помощнее «Жигулей». Таким образом, можно считать, что ОСАГО отняло деньги, предназначавшиеся, к примеру, на медицинское
5 Российский статистический ежегодник. 2004. С. 177.
6 Население разочаровалось в страховщиках // Русский фокус.
2004.
(1992=100) страхование. Тем же, чей се-
мейный бюджет меньше $ 1200 в месяц, и вовсе пришлось забыть обо всех страховках ради ОСАГО»6.
Как было отмечено, страхование жизни в отличие от других видов страхования страдает от инфляции более значительно. Тем не менее оно и сейчас сохраняет за собой почти четверть поступлений всего страхового рынка. В советский период на протяжении многих десятилетий страхование жизни являлось основой всей системы государственного страхования.
Рост уровня выплат по добровольному личному страхованию, а также добровольному страхованию имущества (рис. 3) можно рассматривать как положительное явление, в котором проявляется повышение качества страховой услуги, предоставляемой потребителю. Если ранее сложилась практика завышения страховых тарифов, получения «откатов» представителями страхователей, о чем свидетельствовал низкий уровень страховых выплат, то в настоящее время можно говорить о постепенном улучшении ситуации, росте страховой грамотности и активизации деятельности страховых компаний в направлении классического страхования.
В 2004 г. средний коэффициент выплат по личному страхованию составил 63%. У 14 компаний (2%) коэффициент выплат составил менее 10%, из них у одной компании — менее 1%. У восьми
80%
60%
40%
20%
2001 год
2002 год
2003 год
2004 год
Личное страхование Страхование ответственности
Имущественное страхование
Рис. 3. Динамика коэффициента выплат по видам страхования иного, чем страхование жизни
компаний (1%) коэффициент выплат превысил 200%, из них у четырех компаний — больше 350%, а у одной — 734%. Отсутствовали страховые выплаты при наличии премий по личному страхованию у 124 страховых организаций7.
Страхование жизни несет огромную специальную нагрузку в обществе. Анализируя состояние страхового рынка по отраслям, можно прогнозировать в ближайшем будущем по мере стабилизации экономики (это подтверждают
данные рис. 2) дальнейшее значительное развитие страхования жизни. Следует учесть, что лидерами страхования жизни становятся крупнейшие страховые компании, созданные на базе бывшего Госстраха СССР, поскольку для страхования жизни требуется агентская сеть, содержание которой под силу только крупным компаниям. Относительно низкая доходность, длительный срок формирования резервных фондов, характерные для долгосрочного страхования жизни, приходят в противоречие со стремлением частных компаний накапливать капитал в кратчайшие сроки.
Страхование от несчастных случаев за счет средств предприятия является одной из форм социальной защиты интересов граждан. При этом нужны соответствующие государственные льготы при налогообложении.
В настоящее время возникла необходимость развития новых направлений личного страхования, учитывающих риски, связанные с развитием рыночных отношений.
В России государственное обязательное социальное страхование представлено следующими фондами:
— пенсионным;
— обязательного медицинского страхования;
— социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствует принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхо-
' ФССН: Аналитический доклад. М., 2005. С. 16.
Страховые платежи
Рис. 4. Динамика показателей по ОМС
да: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
В 2004 г. ОМС продемонстрировало еще более высокий, чем в предыдущем году, темп роста, прирост составил 32% (в 2003 г. — 24,8%), что превышает темп роста страховых премий по добровольным видам страхования (рис. 4). Это увеличение произошло за счет роста налоговых поступлений (на 22%) на фоне роста средней заработной платы, роста поступлений органов исполнительной власти на страхование неработающего населения (на 33%) и роста прочих поступлений (на 31%) в систему ОМС.
Средний коэффициент выплат по ОМС в 2004 г. составил 96%. У двух компаний (1%) выплаты превысили страховые платежи, еще у двух компаний коэффициент выплат был близок к нулевому значению. Существенное отклонение от среднего коэффициента выплат наблюдалось у 22 (11,6%) страховых организаций. Под существенным отклонением для обязательного медицинского страхования признается отклонение коэффициента выплат от его среднего значения более 20% в большую или меньшую сторону.
Наименьшие сегменты рынка обязательного страхования занимают обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц с долей 2,8% (страховая премия в 2004 г. — 4,3 млрд руб.), обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) с долей 0,3%
Страхование жизни; 1,88%
Обязательное страхование; 57,01%
Личное страхование; 19,93%
Имущественное страхование; 20,45%
Страхование ответственности; 0,72%
Рис. 5. Структура реального рынка страхования, 2004 г.
(страховая премия в 2004 г. — 463 млн руб.) и обязательное государственное личное страхование сотрудников Государственной налоговой службы РФ с долей менее 0,1% от совокупной страховой премии (страховая премия в 2004 г. — 7,3 млн руб.)8.
Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.
Главный признак социального страхования — целевая направленность. В соответствии с законодательством средства внебюджетных фондов (независимо от уровня) должны тратиться по целевому назначению, которое определяется положением о конкретном фонде. Расходование средств обусловливается не только его назначением, экономическими условиями, но и содержанием разработанных социальных и экономических программ в государстве.
Ряд сегментов российского рынка страхования практически не развит (рис. 5), кроме того основной базой по-прежнему является обязательное страхование. Основным стимулом развития российского страхового рынка будут выступать улучшение макроэкономической ситуации, в частности повышение уровня доходов населения и повышение страховой культуры.
Для эффективной организации страхового бизнеса, несомненно, важным направлением является внедрение новых страховых услуг (продуктов), выверенных и отлаженных до мелочей, тщательно адаптированных к финансовой и политической ситуации в стране, например таких как ипотека, микрострахование и др. Другое, не менее важное, направление развития страхового рынка—развитие по регионам. Как отмечает автор9, «правительство и финансовые органы субъектов Федерации не
предпринимают серьезных мер, чтобы поддержать развитие страхового рынка, считая его второстепенным». Однако специфика страхового бизнеса состоит в том, что он активно развивается в социально и экономически стабильных, так называемых благоприятных, регионах. В рыночных условиях нельзя приказать финансовым потокам размещаться там, где хотелось бы их видеть. Экономическая целесообразность диктует свои законы, в основе которых экономические, правовые, налоговые и прочие механизмы, поэтому задачей региональной государственной политики в сфере страхования должна стать деятельность, направленная на решение социальных проблем на основе использования важнейшего финансового механизма, которым является страхование. Изучение опыта зарубежного страхования показывает, что в Европейском сообществе, Канаде и США, хотя и в разной степени, ответственность за регулирование страхового рынка разделена между центральными, местными или региональными властями. В США существуют фактически независимые системы регулирования в каждом штате при отсутствии, по существу, регулирования на федеральном уровне. В свою очередь, страны Европы имеют свои собственные системы регулирования страхования; но работающие на условиях координации корректив на уровне ЕС. Положение в Канаде представляет собой нечто среднее между ситуацией в США и ЕС. Для всех стран анализ базируется на рассмотрении согласованных принципов регулирования, где поправки и детализация принимаются уже на местном уровне.
В Канаде ответственность за регулирование страхования разделена между федеральными властями и властями отдельных областей. Правительство разработало «Акт Страхового Единообразия» в качестве модели для местных законодательных органов. Эти условия существенно влияют на законодательную и управленческую политику в различных целях страхования.
Методы регулирования страхования — одна из главных проблем, связанных с состоянием страхового сектора в России. В этой связи можно выделить два основных направления:
1)
8 ФССН: Аналитический доклад. М., 2005. С. 21.
9 Финансовая газета 2004, № 26. С. 1.
как должна развиваться система методов регулирования в интересах удовлетворения финансовых особенностей экономики и развития страхового сектора;
2) обеспечение стандартов, соответствующих
условиям ВТО.
Эффективный рынок страхования способствует повышению устойчивости экономики, идет гибкое управление индивидуальными и общими рисками и средствами накопления граждан.
Создаваемые страховыми компаниями страховые резервы представляют собой значительный инвестиционный потенциал, который вполне успешно конкурирует с банковскими ресурсами, направляемыми в реальный сектор экономики. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать временно свободные денежные средства для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают.
Среди наиболее быстро растущих национальных страховых рынков по итогам 2003 г. Россия входит в тройку лидеров с реальным темпом роста страховых премий 26,7%. Следует отметить, что кроме России лишь несколько национальных рынков, чей объем страховых премий в номинальных показателях превышает 10 млрд дол. США, имеют такие же высокие темпы роста: страховые рынки Тайваня, Китая и Гонконга. Это обстоятельство существенно для оценки инвестиционной привлекательности российского рынка страхования. Однако вследствие высокой доли операций «псевдострахования» в России, акценты инвестиционной привлекательности пока смещены в сторону азиатских рынков10.
Еще одной важнейшей функцией страховой системы является дополнение, а иногда и замена государственной системы социального страхования и обеспечения.
Страхование — это тот инструмент, который позволит существенно поднять экономику страны, но, к сожалению, его все еще недооценивают. В настоящее время используется примерно не более 5-10% потенциального страхового продукта. В развитых странах Европы, Америки это примерно 90%, к примеру в Бразилии — от 20 до 40%. До революции Россия входила в пятерку держав по страхованию. Активно использовались и коммерческое страхование, и так называемое общество взаимного страхования. Касаясь ситуации в регионах, необходимо отметить, что, к сожалению, страховщики зависят от местных органов власти. В каждом регионе есть свои особенности, учет которых может привести к подъему экономики.
Экономическая стратегия развития страховой
10 ФССН: Аналитический доклад. М., 2005. С. 21.
компании в регионах заключается в поступательном приобретении сильных менеджерских команд с качественными страховыми портфелями, а также возможностью грамотно обрабатывать клиентский потенциал головного офиса. Так как в основном вся материальная инфраструктура реального сектора экономики сосредоточена в регионах России. Основной объем продаж региональных представительств приходится на страхование имущества физических и юридических лиц, автотранспорта, грузов, ответственности предприятий повышенной опасности, профессиональной ответственности, а также добровольное медицинское страхование.
Проследить эту тенденцию можно по деятельности отдельных страховых организаций.
— Региональная сеть «РОСНО» насчитывает 100 филиалов, объединенных по территориальному признаку в 10 дирекций и 186 агентств во всех субъектах РФ.
— Группа компаний «Росгосстрах» представляет собой вертикально интегрированный холдинг. Он включает ОАО «Росгосстрах», три крупные региональные и семь межрегиональных страховых компаний. В их составе работают 76 республиканских, краевых и областных филиалов, более 2 300 агентств и страховых отделов.
— Страховые компании «МАКС» и «МАКС-М» активно развивают свою деятельность в субъектах РФ. В настоящее время филиалы и представительства «МАКСа» работают практически во всех крупных городах России. Отлаженные региональные связи, высокая квалификация специалистов, технологичные страховые программы позволяют предоставлять клиентам компании страховую защиту в любом регионе РФ и сопровождать договоры страхования по всей России.
— В группе «Альфастрахование» к услугам клиентов на территории России работают 195 филиалов и отделений.
— Страховку компании «НАСТА» можно оформить в любом из 60 филиалов и более чем 200 представительств компании по всей стране. К 2006 г. «НАСТА» должна была открыть еще 7 филиалов. В 2004 г. страховые взносы клиентов компании в регионах составили половину от всех взносов, внесенных клиентами «НАСТА».
В целом по стране территориальное распределение страховых премий и выплат представлено в табл. 2.
Несомненным лидером по страхованию, иному, чем страхование жизни, выступает московский
Таблица 2
территориальное распределение страховых премий и выплат11
Страховые премии Страховые платежи
Наименование федерального округа (кроме ОМС) по ОМС
тыс. руб. Процент тыс. руб. Процент
Центральный федеральный округ 237 069 381 63,32 23 578 973 43,67
Северо-Западный федеральный округ 30 832 375 8,24 6 205 726 11,49
Южный федеральный округ 13 146 679 3,51 4 790 611 8,87
Приволжский федеральный округ 39 356 749 10,51 7 844 973 14,53
Уральский федеральный округ 25 026 598 6,68 4 107 311 7,61
Сибирский федеральный округ 21 737 422 5,81 5473123 10,14
Дальневосточный федеральный округ 7 093 422 1,89 1 997 917 3,7
За пределами Российской Федерации 136 195 0,04
Итого 374 398 821 100 53 998 634 100
регион, собирающий более половины премии всего российского страхового рынка. Далее регионами, занимающими значимую долю на рынке, выступают Санкт-Петербург (5,25%), Тюменская область (4,7%), Республика Татарстан (3,6%) и Свердловская область (2,26%). Остальные регионы за исключением Самарской области, Красноярского края, Челябинской области, Пермской, Нижегородской, Новосибирской областей занимают долю на рынке менее 1%. Среди регионов-лидеров можно наблюдать как промышленно развитые с долей более 50% в структуре премии региона, так и «депрессивные» регионы. При этом все-таки можно говорить о более равномерном распределении сборов страховой премии по регионам, чем в страховании жизни12.
Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка — стимулирующая функция налогов). При росте отношения суммы страховых взносов к ВВП доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы снижалась.
Переход от налогообложения доходов к налогообложению прибыли, повышение ставки последнего имели противоречивый характер. Отсутствие четкой концепции развития налогообложения страховой деятельности особенно наглядно проявлялось в различных вариантах соответствующих разделов проектов Налогового кодекса РФ. Даже принятые решения не исчерпывают всех проблем развития страхования.
В последние годы в экономической печати возникла острая дискуссия по проблемам налого-
11 ФССН Аналитический доклад. М., 2005. С. 25.
12 ФССН Аналитический доклад. М., 2005. С. 27.
обложения страховой деятельности, результатом которой является вывод, что назрела необходимость перевести страховые организации на уплату налога на страховые взносы.
Из возможных вариантов использования налога на страховые взносы в России можно выделить пять направлений:
• полностью перейти от уплаты налога на прибыль к уплате налога на страховые взносы;
• ввести авансовый платеж по налогу на прибыль в виде налога на страховые взносы (например, по ставке 2%) по всем видам страхования, но не учитывать переплат по налогу на страховые взносы по сравнению с налогом на прибыль, который определяется в конце налогового периода (года);
• использовать налог на страховые взносы как авансовый платеж налога на прибыль и при этом предусмотреть взаимозачет переплаты по налогу на взносы в конце года при уплате налога на прибыль;
• упростить сбор налогов путем введения налога на страховые взносы по страхованию, иному, чем страхование жизни (или по так называемым «рисковым» видам страхования), сохраняя прежний порядок налогообложения страхования жизни;
• ввести на страховую деятельность еще один дополнительный налог — налог на страховые взносы, сохранив налог на прибыль, т.е. установить сочетание косвенного и прямого налогов. Главной задачей реформирования режима налогообложения страховых операций является стимулирование реального спроса на страховые услуги.
В развитых странах большая доля в общих доходах страховых премий приходится на страхование жизни, а в развивающихся странах удельный вес страхования жизни в общих доходах от страховых
премий невелик. Рассмотрим некоторые факторы, которые позволяют сделать вывод, что в будущем десятилетии спрос на страхование жизни в России получит быстрый и устойчивый рост:
1. Россия обладает огромным по объему рынком страхования жизни. Динамика изменения численности населения России отражена в табл. 3.
Таблица 3
Собранная страховая премия и численность населения за 2001 - 2004 гг.13
Период 2001 2002 2003 2004
Страховые премии 277,8 300,3 432,4 471,6
(СП), млрд руб.
Население России, 144,8 144,0 145,2 143,4
млн чел.
сПна душу населения, 1918,5 2 085,4 2 980,0 3 288,7
руб.
Как видно, для страхования жизни такая численность населения сама по себе означает большие возможности. Учитывая, что большая часть населения проживает в городах, для них страхование жизни представляет большой интерес. Кроме того, по мере развития сельского хозяйства и увеличения доходов сельских жителей, реальный спрос на страхование жизни в сельской местности также будет возрастать. В общем, показатели на рынке страхования жизни в стране в настоящее время намного ниже среднего мирового уровня, поэтому страхование жизни имеет большой рыночный потенциал.
13 ФССН. Аналитический доклад. М., 2005 г., с. 7.
2. Повышается уровень жизни народа. У населения складывается привычка активного участия в страховании, и оно становится составной частью финансового плана многих семей.
3. Реформа социального обеспечения стимулирует развитие рынка страхования жизни. В настоящее время в стране формируется новая система социального обеспечения, которая предоставляет населению только самое базисное и необходимое обеспечение. Поэтому сравнительно неширокий круг обеспечения со стороны социального страхования дает шанс для развития коммерческого страхования жизни. Компании коммерческого страхования могут осуществлять те виды страхования, которые не могут быть покрыты социальным страхованием, и тем самым удовлетворить потребность населения в страховании жизни с разными уровнями дохода. Рассмотренные предпосылки создают условия для реализации устойчивого роста экономики страны.
Таким образом, страхование развивается не само по себе, оно лишь сопровождает развитие экономики в целом. Его успехи или неудачи зависят от макроэкономической ситуации. Следовательно, основными целями развития страхового дела являются разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства.
Не успели оформить
подписку на 2006 год?
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 921-69-49, (495) 921-91-90
Http://www.financepress.ru E-mail: [email protected]