= = 0,192 ■ 204,6 = 374Д .
а3 ■ х1 - 0,05 ■ 2,1
На основе предельной нормы заменяемости можно записать следующие два уравнения изоклинали:
х2 = а2 • _ к/ = 0,963 • 2/0Д92 • 0,103 = 102,3 Изоклинали относительно Х2 и Х3 определяются:
- хз
Х2 - а2 /а N
' и3 1У 23
_ ДГ .X 2
3 23 3 /а 2
С учетом изоквант определим соотношение факторов, и получаем соотношение:
- 48,5
Х2 _
1/ , х X
У '
^ 7п1 ( 355 V °>963
ах +Ü2 а-
V а°хх ' хз
V
4,68 • 2,1°' '.204,6~
ДОЛМАТОВА Л. Г., ДЬЯЧЕНКО А. В.
п
.D Ь
По плану на одного работника приходится 48,5 га посевов зерновых. U
Итак, из рассматриваемых моделей наблюдается следующая тенденция: развитие НТП более интенсивное j в 2004 и 2006 гг., так как свободный член уравнений в данные периоды составил 5,23 и 4,68, соответственно. Изменение численности сельскохозяйственных работников за период 2004 - 2006 гг меняется от 0,138 до °
0.244. Это имеет незначительное отражение на производстве зерновых, кроме того можно сказать, что состав работников занимающихся производством зерновых уже сформирован и близок к оптимуму. Изменение посевных площадей имеет наибольшее влияние на валовое производство зерновых. Данный коэффициент ко- q леблется от 0,621 до 0,963. Рассмотренные факторы (трудовые ресурсы и посевные площади) положительно Ь влияют на рост производства. Увеличение основного капитала снизит уровень производства зерновых 00
ЛИТЕРАТУРА Ш
1. Германова О.Е., Черкасова Т.П. Математические модели в экономике. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2007. о
2. Трегубов К.Г. Математические методы анализа производственных взаимосвязей в сельском хозяйстве. - М.: ö «Колос», 1972. с. 127. Ф
3. Эпштейн Д.Н. Влияние численности работников на эффективность производства в крупных сельхозпред- g приятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. №12. с. 50 - 53. Q.
4. Эпштейн Д., Хокман Г. Ресурсный потенциал и эффективность сельхозпредприятий // АПК: экономика, m управление. 2008. №1. с. 57 - 61. i
0
1_
0
1
экономический механизм эффективного 1
хозяйствования в рыночных условиях о
Ö
£ о
_ о
--I_
Новочеркасская государственная мелиоративная академия, профессор кафедры «Землеустройства», кандидат о экономических наук, 346428, Ростовская область, г Новочеркасск, ул. Пушкинская, д. 111; О Новочеркасская государственная мелиоративная академия, доцент кафедры «Землеустройства», кандидат ^ экономических наук, 346428, Ростовская область, г Новочеркасск, ул. Пушкинская, д. 111 О
О О
В статье рассмотрены основные факторы экономического механизма эффективного хозяйствования в Q-
рыночных условиях сельскохозяйственных предприятий. ^
Ключевые слова: экономический механизм; рыночные условия; государственное регулирование; сельскохозяйственные предприятия; управление; эффективность
Коды классификатора JEL: Q 13, Q 16, Q 18
О Ф
О Ф т
На современном этапе развития хозяйствующих субъектов, характеризующемся, с одной стороны, слож- о ной структурой организации производительных сил и производственных отношений, усложнением и появ- о лением новых форм экономических связей, а с другой стороны - накопленным опытом хозяйствования, про- (Т)
ведения реформ и экономических экспериментов, всё в большей степени становится очевидной трудность функционирования сельскохозяйственных предприятий в рыночных условиях.
Успех любого развития определяется, прежде всего, правильным выбором цели, траекторией движения к ней и скоростью самого движения. Цель развития аграрного сектора - это создание высокопроизводительного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего высокое качество жизни сельских тружеников и всего сельского населения.
Мы живем не в изолированном экономическом пространстве и поэтому при выборе стратегических ориентиров должны учитывать ряд важнейших условий, которые будут определять пути развития сельского хозяйства, как в стране, так и в конкретном регионе. Добиться позитивных сдвигов в хозяйствовании можно, лишь опираясь на три основных фактора: первый - государственное регулирование и финансовая поддержка отечественных сельскохозяйственных производителей; второй - эффективное управление на уровне предприятия; и третий - преобразование внутриэкономических взаимоотношений в целях сделать каждого участника сельхозпроизводства экономически заинтересованным участником. Но практика всё яснее свидетельствует, что ни один их этих инструментов, ни одна из форм не действует изолированно, все они тесно взаимодействуют. Все эти составляющие рыночного механизма сориентированы на то, чтобы хозяйствующий субъект использовал находящиеся в его владении или пользовании природные ресурсы наиболее эффективно.
Для сельского хозяйства России государственная поддержка является насущно необходимой. Опыт показывает, что если она есть, сельский сектор развивается нормально. В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Понятия "рыночная экономика" или "рыночные отношения" абстрактны. Они представляют л упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-[] либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи я рыночного механизма. Наряду с ним всегда использовался и используется (сейчас еще в большей степени) механизм государственного регулирования экономики.
Нужно отметить, что и в стабильно развивающихся странах роль государства в сфере экономики весьма ¡7 значительна. Смещаются лишь акценты экономической политики. Зарубежная концепция управления аграр-щ ным производством исходит из такой точки зрения, согласно которой без государственного регулирования 2 и поддержки государства деятельность сельскохозяйственных предприятий малоэффективна, хотя в эконо-0 мической теории стран Европы и Америки долгое время господствовало убеждение о самодостаточности ры-
ночного механизма, саморегулирования экономки в целом и сельского хозяйства, в частности.
□ В практике экономически развитых стран государственные регуляторы в управлении аграрным про-
□ изводством действуют с достаточной активностью, принося позитивные результаты. Необходимость государственной поддержки сельских товаропроизводителей диктуется целым рядом предпосылок объективного характера и объясняется особенностями сельскохозяйственного производства. В экономически развитых странах (США, Франция, Италия, Япония, Германия, Великобритания, Норвегия, Дания и др.) управление аг-рокомплексом направлено на достижение показателей, предполагаемых изначально при создании сельскохозяйственных предприятий, а впоследствии - при выработке, принятии и осуществлении управленческих
00
Ш
О о
I—
ф
о а
си решений
I
Основной задачей государственного регулирования аграрного сектора в развитых странах является под> держка производителя как наименее защищенного субъекта во всей инфраструктуре продовольственного 2 рынка. Цель применяемых государством мер - создание условий для прибыльного функционирования сель-I скохозяйственных предприятий в условиях развитого рынка и обеспечение для них равных (а лучше при-ф оритетных) конкурентных возможностей с производителями из третьих стран. £ Прибыльность сельскохозяйственного производства в развитых странах обеспечивается: О- - стабилизацией на внутреннем рынке такого уровня цен на сельхозпродукцию, который бы давал про-< изводителям возможность не только окупать затраты на производство, но и получать доход;
0 - искусственным понижением себестоимости производства сельскохозяйственной продукции посредс-
1_
0
1_
о о
о ф
ся субсидирование сельского хозяйства, то есть его финансирование на возвратной, а чаще - на безвозврат-
твом прямых государственных субсидий за счет бюджетных средств. Указанные способы обеспечения прибыльности сельскохозяйственного производства во многом предопределяют главные направления, по которым осуществляется государственное регулирование агросистемы 2 экономически развитых стран. Одним из важнейших направлений государственного регулирования являет-
но
о ной основе.
^ В России накопилось огромное число проблем, решение которых невозможно без помощи государства. Поэтому нельзя сводить его роль лишь к функции сохранения собственности. Необходимо на государственном уровне способствовать становлению рынка, одновременно ослабляя болезненные последствия переход-
ш ного периода.
5 Когда речь идет о жизнеобеспечении общества, именно государство должно определить возможность выхо-
о да из социально-экономического тупика, опираясь на взаимоувязанные приоритеты. Отказ от старых, преиму-
:т щественно административных методов управления, ограничение государственного влияния на экономические
2 процессы не снимают с государства ответственности за реорганизацию и преобразования в экономике.
§ Эта функция остается главенствующей, и здесь важное значение имеет выработка научно обоснован-
9 ной экономической политики государства, учитывающей объективные условия развития страны. Реальная 0)
экономическая политика государства в общих чертах выражается в степени и методах его воздействия на объекты регулирования экономики. Таковыми могут выступать сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности и проблемы, которые не разрешаются автоматически или же могут быть разрешены в отдаленном будущем. В то же время скорейшее снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Государство должно если не ликвидировать, то, по крайней мере, ослабить негативные процессы в социально-экономическом развитии общества и всемерно способствовать развитию процессов позитивных.
В области ценового регулирования и государственной финансовой поддержки аграрного сектора производства основным принципом является обеспечение эквивалентности товарного обмена между сельским хозяйством и промышленностью, а также конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке и социальной защиты работников сельского хозяйства. [4] Важным является разница в ценах на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Как правило, сельхозпродукция реализуется по заниженным ценам, а техника, оборудование, минеральные удобрения приобретаются по высоким ценам у коммерческих организаций, занимающихся материально-техническим снабжением сельских товаропроизводителей.
Для устранения диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию необходимо ввести государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов путем установления предельных уровней цен на основные виды промышленной продукции и услуг. За нарушение установленных предельных уровней цен следует применять к монополистам экономические санкции. Государственное регулирование рыночных цен может осуществляться в формах государственных закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия или государственных залоговых операций в соответствии с Федеральными и региональными программами. ^
Поиск инвестиций, наличие финансовых ресурсов является ещё одной важной проблемой успешного ь функционирования хозяйств. Решение этой проблемы в настоящее время главным образом связывается с по- ^ мощью государства, выделением средств бюджета на различные формы государственной поддержки сельско- X хозяйственного производства (дотации, субсидии, льготные кредиты и др.). Финансовую поддержку сельско- ^Г хозяйственных предприятий следует осуществлять путем компенсации части затрат на горюче-смазочные ^ материалы, электроэнергию, удобрения при производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции; создания специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства, обладающих стабильными источниками формирования и целевым характером использования; выделения дотаций по О поддержке племенного дела в животноводстве и птицеводстве; ведения элитного семеноводства; субсидиро вания за счет средств бюджета части кредитов, используемых сельскохозяйственными товаропроизводите- д лями на приобретение высокопроизводительных машин и оборудования, введение эффективных технологий □ и оказания финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских (фермерских) хозяйств.
В Ростовской области также были распределены средства целевого финансирования по многим из пере- "V" численных направлений. Общая сумма субсидий из бюджетов всех уровней по сельскому хозяйству составила в 2007 году 498,4 млн. руб. это на 173,5 млн. руб. больше, чем в 2003 году. При этом по основным статьям расходов субсидии в 2007 году сократились в несколько раз по сравнению с 2003 годом: на приобретение о минеральных удобрений и химических средств защиты растений в 3,8 раза, по уходу за многолетними на- ф саждениями в 1,3 раза, на поддержку элитного семеноводства в 2,1 раза, на финансирование мелиоративных § мероприятий в 1, 2 раза. Только субсидии на поддержку племенного животноводства возросли в 3,3 раза и > составили 67,8 млн. руб. [3]
По результатам проведённой сельскохозяйственной переписи в Ростовской области выявилось, что неиспользуемые в хозяйственной деятельности и фактически брошенные пахотные земли не обрабатываются землепользователями и землевладельцами по причине имеющихся финансовых трудностей и доля таких земель в общей площади составляет 18%. Среди всех категорий хозяйствующих субъектов основное место а в распределении неиспользуемых земель занимают крупнотоварные предприятия (примерно три четверти <
о
0
1_
0
1_
о
Ш
о Ь
00 □
□
ш
о
о
I—
ф
рабатывают 7,5% или 31,6 тысячи гектаров плодородной Донской пашни, из общей площади отведённых им сельскохозяйственных угодий «выпадает» порядка 20% пахотных земель. [1] 5
или 306,5 тыс. га). Фермерами не вовлечено в хозяйственный оборот 20% неиспользуемого областного клина или немногим больше 84-х тысяч га сельхозугодий. В определённой степени это касается выделенных для их деятельности земель, малопригодных для осуществления товарного сельхозпроизводства, а отсутствие у большинства крестьянских хозяйств значительных финансовых средств не позволяет провести необходимый
комплекс агротехнических мероприятий по восстановлению плодородия почв. Хозяйства населения не об- т
и-
о о
_ О-
Следует также осуществлять меры государственной неценовой поддержки хозяйств, находящихся в экс- ^
тремальных и неблагоприятных для ведения производства регионах. Это будет способствовать конкурентос- 1
пособности предприятий и развитию этих регионов, повышению уровня их самообеспечения продуктами. о
Говоря о втором пункте - управление на уровне предприятия, хотелось бы отметить, что любое хозяйс- ^ тво, независимо от его организационно-правовой формы, требует осуществления управленческих функций
как минимум по трем направлениям: о
- взаимодействию предприятия с внешней средой - потребителями его продукции, поставщиками ресур- ® сов и услуг, государственными органами, местным самоуправлением и т.д.; 1
- установлению и регулированию организационно-экономических связей между производственными и ° обслуживающими подразделениями предприятия (вопросы специализации производства, планирова- 9 ния хозяйственной деятельности, внутрихозяйственных взаимоотношений и т.п.); 0)
- созданию механизмов заинтересованности каждого члена предприятия в его эффективной работе, материального и морального стимулирования, ответственности, участия рядовых членов в управлении, т.е. по всем тем вопросам, которые связаны с поведением человека на предприятии. В ходе проводимой аграрной реформы наиболее значительные изменения в управлении произошли на уровне "предприятие - внешняя среда". Как уже отмечалось, долгое время внешняя деятельность предприятия (будь то совхоз или колхоз), прежде всего в вопросах ассортимента и объемов продаж продукции, материально-технического обеспечения, ценообразования, кредитования, управлялась преимущественно органами исполнительной власти. Поэтому совершенствование управления предприятиями сводилось, как правило, к решению внутрихозяйственных проблем, касающихся, главным образом, рационализации структуры и функций управления, численности управленческого персонала, корректировки организационно-экономических рычагов хозяйствования, т.е. всего того, что было связано с выполнением спущенных сверху заданий. В таком режиме работало большинство сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий (организаций) АПК. Начавшаяся с 1991 г. резкая ломка системы управления народным хозяйством явилась для подавляющего числа предприятий полной неожиданностью. Неподготовленность руководителей и специалистов предприятий АПК к рыночной экономике, а также неотработанность нового организационно-экономического механизма хозяйствования привели к резкой потере управляемости предприятий, обусловили нарастание кризисных тенденций. За годы аграрных преобразований многие предприятия так и не смогли вписаться во "внешнюю среду". С одной стороны, это связано с отсутствием минимально необходимой рыночной инфраструктуры, диспаритетом цен, монополизмом поставщиков материально-технических ресурсов переработчиков сельскохозяйственной продукции, сферы агросервисного обслуживания, а с другой - неподготовленностью управленческих кадров и отсутствием опыта работы в рыночных условиях. [2] .0 Таким образом, решение проблем управления, связанных со взаимодействием предприятия с внешней [] средой, является, пожалуй, одной из наиболее злободневных задач современного агропромышленного про-ю изводства России. Однако анализ деятельности большинства хозяйств показывает огромные неиспользованные ресурсы развития самого предприятия. Источником этих ресурсов является грамотная организация маркетинга товарной продукции, применение передовых технологий, эффективная организация технологи-¡7 ческого процесса производства сельскохозяйственной продукции.
03 Следует отметить, что система управления агросистемой во многих развитых зарубежных странах состо-]> ит также не только из государственного регулирования, но и хозяйственного самоуправления. Опыт Вели-0 кобритании, США, Франции и других стран свидетельствует о том, что параллельно с государственной систе-щ мой в аграрном секторе функционирует и хозяйственная вертикаль в виде отраслевых союзов, объединений,
□ советов, кооперативов и других организаций. Хозяйственное управление построено на основе кооперации и
□ интеграции хозяйствующих субъектов, входящих в агрокомплекс и занимающихся не только выращиванием, но также переработкой сельскохозяйственной продукции, сбытом, поставкой средств производства, агросер-висом и другими видами деятельности.
Таким образом, в условиях рыночной экономики, независимо от организационно-правовых форм хозяйствования, все структурные подразделения предприятия призваны обеспечить самоокупаемость и самофинансирование производственного процесса. При этом предприятие должно функционировать как единое
Ш
О о
I—
ф
о
ф целое, а его подразделениям следует предоставить экономическую самостоятельность. В хозяйстве важно
I
создать «мини-рынок», на котором внутрихозяйственные подразделения могут покупать материальные ре> сурсы, необходимые для производства продукции или оказываемых услуг, а затем продать свою продукцию либо услуги. Только путем полного возмещения перерасходованных средств за счет личного дохода можно
о
I обеспечить безубыточность производственной деятельности.
I
ф Противозатратный принцип должен стать основным фактором управления предприятием в целом и мотивацией труда работников внутрихозяйственных подразделений. Принципиальная задача, которую предел стоит решить руководителям хозяйств, - экономическими методами побудить каждого работника трудиться < с полной отдачей сил, рачительно относиться к производству. Таким образом, для повышения экономической о эффективности сельскохозяйственного производства существенное внимание необходимо уделить экономическому механизму хозяйствования, внедрению экономических методов управления сельхозпредприятиями. Основой экономических методов управления служит организация внутрихозяйственных отношений. В настоящее время необходимо переходить к рыночным внутрихозяйственным отношениям, сочетая заинтересованность и ответственность руководителей и работников, за конечные результаты производства.
о
I—
о ЛИТЕРАТУРА
0
1
о О
1. Аналитическая записка «О предварительных итогах Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года по краткой программе по Ростовской области»: Аналитическая записка / Ростовстат. - Ростов н/Д.
¡3 2007.
2. Романов А.Е. Теория и практика управления АПК. - Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 1998. 5 3. Статистический сборник «Финансовая деятельность сельскохозяйственных организаций за 2003-2007 о годы»: Статистический сборник / Ростовстат. - Ростов н/Д. 2008.
:т 4. Шатохин М. В. Государственное регулирование и конкурентоспособность сельхозпредприятий // Аграрная наука. 2004, № 12. С. 5