УДК 339(470+517.3+510)
ЦЫРЕМПИЛОВА Виктория Эдуардовна — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры филологии стран Дальнего Востока Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; vika-liv21@yandex.ru)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР РОССИЯ -МОНГОЛИЯ -КИТАЙ В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть изучение темы экономического коридора Китай-Монголия-Россия в работах современных российских и китайских исследователей. Анализ научной литературы, посвященной данной теме, раскрыл основные направления в изучении данного вопроса, а также определил перспективы дальнейшего изучения. Кроме того, в ходе анализа литературы автор выявил прямую взаимосвязь реализации программы экономического коридора со стратегией «Один пояс - один путь».
Ключевые слова: экономический коридор Китай-Монголия-Россия, историография, «Один пояс - один путь»
В условиях современных геополитических реалий продвижение российской политики на восток представляет собой одно из принципиальных направлений как внутреннего, так и внешнеполитического курса. В связи с этим углубление и расширение сотрудничества с азиатскими государствами становятся приоритетными задачами на современном этапе.
Среди актуальных направлений развития внешнеполитического курса можно считать расширение трехстороннего сотрудничества между Китайской Народной Республикой, Монголией и Российской Федерацией, которое на современном этапе развивается за счет двусторонних связей, а также в рамках реализации программы «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия».
В 2016 г. на саммите ШОС в г. Ташкенте была подписана программа «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия» (ЭККМР), основной целью которой является обеспечение условий для развития и расширения трехстороннего сотрудничества путем реализации совместных проектов, нацеленных на увеличение торгового оборота, обеспечение конкурентоспособности продукции, облегчение трансграничных перевозок, развитие инфраструктуры1.
Несмотря на то что программа подписана относительно недавно, вопрос о ней становится объектом пристального изучения как российских, так и китайских исследователей. Перспективы реализации данной программы имеют огромное значение в рамках претворения экономической стратегии «Один пояс - один путь», которая в обновленном варианте была представлена в 2013 г. председателем КНР Си Цзиньпинем. Кроме того, эта программа непосредственно соприкасается с осуществлением монгольского
1 Программа создания экономического коридора Китай-Монголия-Россия. -Минэкономразвития. Официальный сайт. Доступ: https://www.economy.gov.rU/material/file/8 0c240c6a439ba99e9b254fa9254317f/programma_ ekonomicheskogo_ коШога_кйау_то^оЦуа_ rossiya.pdf (проверено 20.10.2023).
проекта «Степной путь» и российской инициативы евразийской экономической интеграции.
В первую очередь стоит отметить, что вопросами трехстороннего сотрудничества занимается Международный форум экспертных центров Китая, Монголии и России, который был превращен в Ассоциацию экспертных центров трех стран. Начиная с 2015 г., в ходе ежегодных встреч участники Ассоциации проводят обсуждения, разрабатывают новые подходы к углублению трехстороннего сотрудничества, а также уделяют внимание перспективам и возможным вызовам в процессе реализации. По результатам проведенного форума в г. Улан-Удэ (2017 г.) был опубликован сборник материалов форума, в котором анализируются актуальные вопросы и дальнейшие перспективы трехстороннего сотрудничества. Тематический спектр ученых из трех стран обширен и конкретен [Экономический корридор... 2017].
Особое место в российской историографии по данному вопросу занимает монография группы российских исследователей «Национальные интересы России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай: проблемы, противоречия и сценарии», в котором представлен анализ трехстороннего сотрудничества в XX - начале XXI в. В монографии уделяется внимание вопросу динамики развития ЭККМР, а также прямой зависимости участия российских регионов в реализации программы ЭККМР. Так, на примере Иркутской обл. ученые приходят к выводу, что российские регионы, граничащие с КНР, а также и сама Монголия превращаются в сырьевую периферию КНР [Национальные интересы. 2021: 353].
В материале М.Н. Балдано «Экономический коридор Россия-Монголия-Китай: проблемы и перспективы развития российских территорий (на примере Республики Бурятия» раскрываются пути взаимодействия РБ в рамках сотрудничества с Китаем и Монголией, а также выдвигаются предложения по его углублению [Балдано 2017].
В публикации В.О. Намжиловой также прослеживается региональная тематика, а именно перспективы участия Республики Бурятия в торгово-экономическом потенциале ЭККМР [Намжилова 2016].
Другой взгляд на исследуемый вопрос был представлен Е.В. Бойковой в статье «Научная дипломатия как фактор китайско-российско-монгольского взаимодействия в рамках проекта "Экономический коридор Китай-Монголия-Россия"». Этот взгляд заключается в применении научной дипломатии, которая не только позволяет укрепить двустороннее сотрудничество, но и положительно влияет на укрепление трехстороннего сотрудничества [Бойкова 2019].
Несмотря на положительные стороны реализации данного проекта, некоторые исследователи отмечают и негативные стороны. Так, в исследовании доктора экономических наук З.Б.-Д. Дондокова указываются причины торможения реализации ЭККМР в современных геополитических условиях, среди которых основной называется его низкая конкурентоспособность. Исследователь приводит строительство магистрального газопровода «Союз Восток» в качестве перспективного пути расширения трехстороннего сотрудничества [Дондоков 2022].
Китайские исследователи также проявляют значительный интерес к поставленному вопросу. Анализируя опубликованные материалы на крупной китайской научно-исследовательской онлайн-базе Wangfangdata, можно проследить несколько основных направлений в изучении данного вопроса.
Так, одним из крупных направлений в поле китайских исследователей является изучение экономического коридора Китай-Монголия-Россия как в пер-
вую очередь сегмента экономической стратегии «Один пояс - один путь», а также монгольской стороны проекта «Степной путь» и российской инициативы евразийской экономической интеграции.
Работа Вэнь Куня «Изучение торгового потенциала экономического коридора Китай-Монголия-Россия в контексте "Один пояс - один путь"» представляет собой комплексное исследование торгового потенциала, пространства сотрудничества между тремя странами. Автор приводит не только статистические данные по указанной проблеме, но и пути решения поставленных проблем [Вэнь 2017].
Луань Шици в статье «Исследование строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия в рамках инициативы "Один пояс, один путь"» выдвигает способы регулирования работы ЭККМР: усиление работы системы торговых услуг и ее правовое подкрепление, улучшение функционала портовой инфраструктуры, интенсификация роли правительства в приграничном сотрудничестве [Луань 2017].
Стоит упомянуть диссертационное исследование У Чжаоли на тему «Изучение рыночной основы в строительстве экономического коридора Китай-Монголия-Россия», в котором проводится сравнительный анализ рыночного потенциала Китая, Монголии и России, тем самым выявляются возможные проблемы на пути реализации ЭККМР [У 2017: 20-23].
Среди основных направлений по поставленной проблеме можно отметить изучение роли Автономного района Внутренняя Монголия КНР в реализации данного проекта. Так, Цзинь Вэйвэй в статье «Анализ текущей ситуации и перспектив участия АРВМ в строительстве экономического коридора Китай-Монголия-Россия в рамках инициативы "Один пояс, один путь"» также отмечает необходимость создания координационной платформы, упрощения работы пограничных пунктов, что позволит укрепить трехстороннее сотрудничество, а также окажет положительное влияние на торгово-экономическое развитие АРВМ [Цзинь 2018].
Ян Цзяли в статье «Экономический коридор Китай-Россия-Монголия приносит возможности для развития АРВМ» отмечает, что с реализацией программы АРВМ получит возможности международного взаимодействия, что позволит привлечь внутренние и иностранные инвестиции для развития региона, а также улучшения качества пограничных служб [Янь 2017: 36].
Помимо роли АРВМ в реализации проекта, также уделяется внимание степени развития других приграничных районов КНР, участвующих тем или иным образом в реализации ЭККМР. Так, в работе Чжан Цзяжуя «Основные моменты при взаимодействии Северного района КНР в реализации экономического коридора Китай-Монголия-Россия» указывается на три главных направления, в котором могут участвовать не только АРВМ, но и другие северные провинции. Среди них отмечено улучшение уровня торгово-экономического взаимодействия, продвижение производственного сотрудничества, а также усиление политической поддержки [Чжан 2015].
Чжао Дэхай указывает на комплексную координацию разделения труда Северо-Восточного региона в реализации ЭККМР, учреждение совместного руководящего совета, определение программы промышленного развития, поддержание высоких темпов развития внешнеэкономического сотрудничества Северо-Восточного региона КНР [Чжао, Цзя 2018].
Такие же идеи о влиянии реализации программы ЭККМР на развитие провинций Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян в своей работе отражает китайский исследователь Гао Юйхай, но вместе с этим он ставит вопрос о необходимо-
сти создания ассоциативного механизма развития между тремя провинциями, способствующего продвижению ЭККМР [Гао 2018].
Среди работ китайских исследователей можно выделить и те исследования, в которых отражаются проблемы развития туризма в рамках ЭККМР.
В диссертационном исследовании Лун Сюэ «Изучение трехстороннего сотрудничества в сфере туризма в рамках реализации стратегии "Один пояс - один путь"» представлены результаты комплексного анализа конкурентоспособности туризма в трех странах, перспективы и актуальные проблемы его расширения [Лун 2018: 78].
Анализируя работы современных российских и китайских исследователей, можно сделать несколько выводов. Во-первых, настоящий вопрос актуален и насущен с учетом современных геополитических реалий. Во-вторых, российские и китайские исследователи не только отмечают перспективные направления углубления трехстороннего сотрудничества в рамках данной экономической программы, но и указывают на конкретные проблемы, которые требуют скорейшего решения для достижения целей программы. И наконец, стоит указать на широкий спектр вопросов, изучаемых исследователями по данной теме, - от политического регулирования ЭККМР до культурного взаимодействия между странами в рамках реализации ЭККМР. Тем самым, можно с полной уверенностью полагать, что научное сообщество остро реагирует на реализацию ЭККМР, приводя возможные аргументы для руководства трех стран в деле дальнейшего плодотворного сотрудничества.
Исследование выполнено при поддержке гранта Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова.
Список литературы
Балдано М.Н. 2017. Экономический коридор Россия-Монголия-Китай: проблемы и перспективы развития российских территорий (на примере Республики Бурятия. - Экономический коридор Китай—Монголия—Россия: дорожная карта: сборник материалов III Международного форума Ассоциации экспертных центров Китая, Монголии и России. 18-22 сентября 2017 г., г. Улан-Удэ (отв. ред. Б.В. Базаров, Ян Чэньхуа). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. С. 70-73.
Бойкова Е.В. 2019. Научная дипломатия как фактор китайско-российско-монгольского взаимодействия в рамках проекта «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия». - Вестник Института востоковедения РАН. № 4(10). С. 182-187.
Вэнь Кунь. 2017. Идай, илу бэйцзин ся чжунмэнэ цзоулан маои цяньли янцзю [Изучение торгового потенциала экономического коридора Китай-Монголия-Россия в контексте «Один пояс - один путь»]. - Идай, илу юй чжунгоцие гуаньли яньзцюхуэй. С. 26-34.
Гао Юйхай. 2018. Цзякуай туйцзинь хэйлунцзяншэн цаньюй чжунмэнэ цзинцзи цзоулан цзяньшэдэ цзяньи [Предложения по ускорению участия провинции Хэйлунцзян в строительстве экономического коридора Китай-Монголия-Россия]. - Дуйвай цзинмао. № 3. С. 14-16.
Дондоков З.Б-Д. 2022. Экономический коридор Китай-Монголия-Россия: проблемы развития в условиях новых глобальных вызовов. - Мир Центральной Азии- V. Новосибирск: Изд-во СО РАН. С. 670-673.
Луань Шици. 2017. Идай, илу цзеи ся чжунмэнэ цзинцзи цзоулан цзяньшэ
вэньти яньцзю [Исследование строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия в рамках инициативы «Один пояс - один путь»]. -Цзинцзи яньцзю даокань. № 7.
Лун Сюэ. 2018. Изучение трехстороннего сотрудничества в сфере туризма в рамках реализации стратегии «Один пояс, один путь»: автореф. дис. Хэйлунц-зянский университет. 85 с.
Намжилова В.О. 2016. Республика Бурятия в развитии экономического коридора Россия-Монголия-Китай. - Россия и Восточная Азия через 70 лет после окончания Второй мировой войны: доклады, представленные на III Международной конференции молодых востоковедов в ИДВ РАН. М.: Изд-во ИДВ РАН. С. 120125.
Национальные интересы России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай: проблемы, противоречия и сценарии (сост. и отв. ред. В.В. Грайворонский, Ю.В. Кузьмин, А.П. Суходолов). 2021. Иркутск: Развитие. 466 с.
У Чжаоли. 2017. Чжунмэнэ цзинзци цзоулан цзяньшэдэ маои цзичу яньцзю [Изучение рыночной основы в строительстве экономического коридора Китай— Монголия—Россия]. 120 с.
Цзинь Вэйвэй. 2018. Идай, илу бэйцзин ся нэймэнгу цаньюй чжунмэнэ цзинцзи цзоуланцзяньшэдэ сяньчжуан цзи цянцзин таньси [Анализ текущей ситуации и перспектив участия АРВМ в строительстве экономического коридора Китай-Монголия-Россия в рамках инициативы «Один пояс - один путь»]. - Чжунго шичан. № 21. С. 41-44.
Чжан Цзяжуй. 2015. Дунбэйя цююй цзинцзи хэцзо сядэ чжунмэнэ цзинцзи цзоулан цзяньшэ яньцзю [Основные моменты при взаимодействии Северного района КНР в реализации экономического коридора Китай-Монголия-Россия]. - Сюэси юй тансуо. № 6. С. 105-108.
Чжао Дэхай, Цзя Сяолинь. 2018. Дунбэй дицю юй Идай, илу яньсянь гоцзя фачжань маои синьгэцзю яньцзю [Исследование по развитию новой торговой структуры Северо-Восточного региона с примыкающими государствами в ОПОП]. - Шанйэ яньцзю. № 8. С. 62-70.
Экономический коридор Китай—Монголия—Россия: дорожная карта: сборник материалов III Международного форума Ассоциации экспертных центров Китая, Монголии и России. 18-22 сентября 2017 г., г. Улан-Удэ (отв. ред. Б.В. Базаров, Ян Чэньхуа). 2017. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 324 с.
Ян Цзяли. 2017. Чжунмэнэ цзинцзи цзоулан вэй нэймэнгуфачжань дайлай цзийю [Экономический коридор Китай-Россия-Монголия приносит возможности для развития АРВМ]. - Цхайсюнь.
TSYREMPILOVA Viktoriia Eduardovna, Cand.Sci (Hist.), Senior Lecturer at the Chair of Far East Philology, Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; vikaliv21@yandex.ru)
ECONOMIC CORRIDOR CHINA-MONGOLIA-RUSSIA IN THE WORKS OF CONTEMPORARY RUSSIAN AND CHINESE RESEARCHERS
Abstract. The article attempts to review a study on the topic of the economic corridor China-Mongolia-Russia in the works of contemporary Russian and Chinese researchers. The analysis of scientific literature dedicated to the topic of the economic corridor China-Mongolia-Russia exposes the primary directions regarding the study of this problem and determines the perspectives for further study. In addition, the analysis of the literature revealed a direct relationship between the implementation of the economic corridor program and the strategy of «One Belt, One Road». Keywords: economic corridor China-Mongolia-Russia, historiography, «One Belt, One Road»