Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР РОССИЯ – МОНГОЛИЯ –КИТАЙ В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР РОССИЯ – МОНГОЛИЯ –КИТАЙ В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
экономический коридор Китай–Монголия–Россия / историография / «Один пояс – один путь» / economic corridor China–Mongolia–Russia / historiography / «One Belt / One Road»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыремпилова Виктория Эдуардовна

В статье предпринята попытка рассмотреть изучение темы экономического коридора Китай–Монголия–Россия в работах современных российских и китайских исследователей. Анализ научной литературы, посвященной данной теме, раскрыл основные направления в изучении данного вопроса, а также определил перспективы дальнейшего изучения. Кроме того, в ходе анализа литературы автор выявил прямую взаимосвязь реализации программы экономического коридора со стратегией «Один пояс – один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Цыремпилова Виктория Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CORRIDOR CHINA–MONGOLIA–RUSSIA IN THE WORKS OF CONTEMPORARY RUSSIAN AND CHINESE RESEARCHERS

The article attempts to review a study on the topic of the economic corridor China–Mongolia–Russia in the works of contemporary Russian and Chinese researchers. The analysis of scientific literature dedicated to the topic of the economic corridor China–Mongolia–Russia exposes the primary directions regarding the study of this problem and determines the perspectives for further study. In addition, the analysis of the literature revealed a direct relationship between the implementation of the economic corridor program and the strategy of «One Belt, One Road».

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР РОССИЯ – МОНГОЛИЯ –КИТАЙ В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

УДК 339(470+517.3+510)

ЦЫРЕМПИЛОВА Виктория Эдуардовна — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры филологии стран Дальнего Востока Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; vika-liv21@yandex.ru)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР РОССИЯ -МОНГОЛИЯ -КИТАЙ В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть изучение темы экономического коридора Китай-Монголия-Россия в работах современных российских и китайских исследователей. Анализ научной литературы, посвященной данной теме, раскрыл основные направления в изучении данного вопроса, а также определил перспективы дальнейшего изучения. Кроме того, в ходе анализа литературы автор выявил прямую взаимосвязь реализации программы экономического коридора со стратегией «Один пояс - один путь».

Ключевые слова: экономический коридор Китай-Монголия-Россия, историография, «Один пояс - один путь»

В условиях современных геополитических реалий продвижение российской политики на восток представляет собой одно из принципиальных направлений как внутреннего, так и внешнеполитического курса. В связи с этим углубление и расширение сотрудничества с азиатскими государствами становятся приоритетными задачами на современном этапе.

Среди актуальных направлений развития внешнеполитического курса можно считать расширение трехстороннего сотрудничества между Китайской Народной Республикой, Монголией и Российской Федерацией, которое на современном этапе развивается за счет двусторонних связей, а также в рамках реализации программы «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия».

В 2016 г. на саммите ШОС в г. Ташкенте была подписана программа «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия» (ЭККМР), основной целью которой является обеспечение условий для развития и расширения трехстороннего сотрудничества путем реализации совместных проектов, нацеленных на увеличение торгового оборота, обеспечение конкурентоспособности продукции, облегчение трансграничных перевозок, развитие инфраструктуры1.

Несмотря на то что программа подписана относительно недавно, вопрос о ней становится объектом пристального изучения как российских, так и китайских исследователей. Перспективы реализации данной программы имеют огромное значение в рамках претворения экономической стратегии «Один пояс - один путь», которая в обновленном варианте была представлена в 2013 г. председателем КНР Си Цзиньпинем. Кроме того, эта программа непосредственно соприкасается с осуществлением монгольского

1 Программа создания экономического коридора Китай-Монголия-Россия. -Минэкономразвития. Официальный сайт. Доступ: https://www.economy.gov.rU/material/file/8 0c240c6a439ba99e9b254fa9254317f/programma_ ekonomicheskogo_ коШога_кйау_то^оЦуа_ rossiya.pdf (проверено 20.10.2023).

проекта «Степной путь» и российской инициативы евразийской экономической интеграции.

В первую очередь стоит отметить, что вопросами трехстороннего сотрудничества занимается Международный форум экспертных центров Китая, Монголии и России, который был превращен в Ассоциацию экспертных центров трех стран. Начиная с 2015 г., в ходе ежегодных встреч участники Ассоциации проводят обсуждения, разрабатывают новые подходы к углублению трехстороннего сотрудничества, а также уделяют внимание перспективам и возможным вызовам в процессе реализации. По результатам проведенного форума в г. Улан-Удэ (2017 г.) был опубликован сборник материалов форума, в котором анализируются актуальные вопросы и дальнейшие перспективы трехстороннего сотрудничества. Тематический спектр ученых из трех стран обширен и конкретен [Экономический корридор... 2017].

Особое место в российской историографии по данному вопросу занимает монография группы российских исследователей «Национальные интересы России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай: проблемы, противоречия и сценарии», в котором представлен анализ трехстороннего сотрудничества в XX - начале XXI в. В монографии уделяется внимание вопросу динамики развития ЭККМР, а также прямой зависимости участия российских регионов в реализации программы ЭККМР. Так, на примере Иркутской обл. ученые приходят к выводу, что российские регионы, граничащие с КНР, а также и сама Монголия превращаются в сырьевую периферию КНР [Национальные интересы. 2021: 353].

В материале М.Н. Балдано «Экономический коридор Россия-Монголия-Китай: проблемы и перспективы развития российских территорий (на примере Республики Бурятия» раскрываются пути взаимодействия РБ в рамках сотрудничества с Китаем и Монголией, а также выдвигаются предложения по его углублению [Балдано 2017].

В публикации В.О. Намжиловой также прослеживается региональная тематика, а именно перспективы участия Республики Бурятия в торгово-экономическом потенциале ЭККМР [Намжилова 2016].

Другой взгляд на исследуемый вопрос был представлен Е.В. Бойковой в статье «Научная дипломатия как фактор китайско-российско-монгольского взаимодействия в рамках проекта "Экономический коридор Китай-Монголия-Россия"». Этот взгляд заключается в применении научной дипломатии, которая не только позволяет укрепить двустороннее сотрудничество, но и положительно влияет на укрепление трехстороннего сотрудничества [Бойкова 2019].

Несмотря на положительные стороны реализации данного проекта, некоторые исследователи отмечают и негативные стороны. Так, в исследовании доктора экономических наук З.Б.-Д. Дондокова указываются причины торможения реализации ЭККМР в современных геополитических условиях, среди которых основной называется его низкая конкурентоспособность. Исследователь приводит строительство магистрального газопровода «Союз Восток» в качестве перспективного пути расширения трехстороннего сотрудничества [Дондоков 2022].

Китайские исследователи также проявляют значительный интерес к поставленному вопросу. Анализируя опубликованные материалы на крупной китайской научно-исследовательской онлайн-базе Wangfangdata, можно проследить несколько основных направлений в изучении данного вопроса.

Так, одним из крупных направлений в поле китайских исследователей является изучение экономического коридора Китай-Монголия-Россия как в пер-

вую очередь сегмента экономической стратегии «Один пояс - один путь», а также монгольской стороны проекта «Степной путь» и российской инициативы евразийской экономической интеграции.

Работа Вэнь Куня «Изучение торгового потенциала экономического коридора Китай-Монголия-Россия в контексте "Один пояс - один путь"» представляет собой комплексное исследование торгового потенциала, пространства сотрудничества между тремя странами. Автор приводит не только статистические данные по указанной проблеме, но и пути решения поставленных проблем [Вэнь 2017].

Луань Шици в статье «Исследование строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия в рамках инициативы "Один пояс, один путь"» выдвигает способы регулирования работы ЭККМР: усиление работы системы торговых услуг и ее правовое подкрепление, улучшение функционала портовой инфраструктуры, интенсификация роли правительства в приграничном сотрудничестве [Луань 2017].

Стоит упомянуть диссертационное исследование У Чжаоли на тему «Изучение рыночной основы в строительстве экономического коридора Китай-Монголия-Россия», в котором проводится сравнительный анализ рыночного потенциала Китая, Монголии и России, тем самым выявляются возможные проблемы на пути реализации ЭККМР [У 2017: 20-23].

Среди основных направлений по поставленной проблеме можно отметить изучение роли Автономного района Внутренняя Монголия КНР в реализации данного проекта. Так, Цзинь Вэйвэй в статье «Анализ текущей ситуации и перспектив участия АРВМ в строительстве экономического коридора Китай-Монголия-Россия в рамках инициативы "Один пояс, один путь"» также отмечает необходимость создания координационной платформы, упрощения работы пограничных пунктов, что позволит укрепить трехстороннее сотрудничество, а также окажет положительное влияние на торгово-экономическое развитие АРВМ [Цзинь 2018].

Ян Цзяли в статье «Экономический коридор Китай-Россия-Монголия приносит возможности для развития АРВМ» отмечает, что с реализацией программы АРВМ получит возможности международного взаимодействия, что позволит привлечь внутренние и иностранные инвестиции для развития региона, а также улучшения качества пограничных служб [Янь 2017: 36].

Помимо роли АРВМ в реализации проекта, также уделяется внимание степени развития других приграничных районов КНР, участвующих тем или иным образом в реализации ЭККМР. Так, в работе Чжан Цзяжуя «Основные моменты при взаимодействии Северного района КНР в реализации экономического коридора Китай-Монголия-Россия» указывается на три главных направления, в котором могут участвовать не только АРВМ, но и другие северные провинции. Среди них отмечено улучшение уровня торгово-экономического взаимодействия, продвижение производственного сотрудничества, а также усиление политической поддержки [Чжан 2015].

Чжао Дэхай указывает на комплексную координацию разделения труда Северо-Восточного региона в реализации ЭККМР, учреждение совместного руководящего совета, определение программы промышленного развития, поддержание высоких темпов развития внешнеэкономического сотрудничества Северо-Восточного региона КНР [Чжао, Цзя 2018].

Такие же идеи о влиянии реализации программы ЭККМР на развитие провинций Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян в своей работе отражает китайский исследователь Гао Юйхай, но вместе с этим он ставит вопрос о необходимо-

сти создания ассоциативного механизма развития между тремя провинциями, способствующего продвижению ЭККМР [Гао 2018].

Среди работ китайских исследователей можно выделить и те исследования, в которых отражаются проблемы развития туризма в рамках ЭККМР.

В диссертационном исследовании Лун Сюэ «Изучение трехстороннего сотрудничества в сфере туризма в рамках реализации стратегии "Один пояс - один путь"» представлены результаты комплексного анализа конкурентоспособности туризма в трех странах, перспективы и актуальные проблемы его расширения [Лун 2018: 78].

Анализируя работы современных российских и китайских исследователей, можно сделать несколько выводов. Во-первых, настоящий вопрос актуален и насущен с учетом современных геополитических реалий. Во-вторых, российские и китайские исследователи не только отмечают перспективные направления углубления трехстороннего сотрудничества в рамках данной экономической программы, но и указывают на конкретные проблемы, которые требуют скорейшего решения для достижения целей программы. И наконец, стоит указать на широкий спектр вопросов, изучаемых исследователями по данной теме, - от политического регулирования ЭККМР до культурного взаимодействия между странами в рамках реализации ЭККМР. Тем самым, можно с полной уверенностью полагать, что научное сообщество остро реагирует на реализацию ЭККМР, приводя возможные аргументы для руководства трех стран в деле дальнейшего плодотворного сотрудничества.

Исследование выполнено при поддержке гранта Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова.

Список литературы

Балдано М.Н. 2017. Экономический коридор Россия-Монголия-Китай: проблемы и перспективы развития российских территорий (на примере Республики Бурятия. - Экономический коридор Китай—Монголия—Россия: дорожная карта: сборник материалов III Международного форума Ассоциации экспертных центров Китая, Монголии и России. 18-22 сентября 2017 г., г. Улан-Удэ (отв. ред. Б.В. Базаров, Ян Чэньхуа). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. С. 70-73.

Бойкова Е.В. 2019. Научная дипломатия как фактор китайско-российско-монгольского взаимодействия в рамках проекта «Экономический коридор Китай-Монголия-Россия». - Вестник Института востоковедения РАН. № 4(10). С. 182-187.

Вэнь Кунь. 2017. Идай, илу бэйцзин ся чжунмэнэ цзоулан маои цяньли янцзю [Изучение торгового потенциала экономического коридора Китай-Монголия-Россия в контексте «Один пояс - один путь»]. - Идай, илу юй чжунгоцие гуаньли яньзцюхуэй. С. 26-34.

Гао Юйхай. 2018. Цзякуай туйцзинь хэйлунцзяншэн цаньюй чжунмэнэ цзинцзи цзоулан цзяньшэдэ цзяньи [Предложения по ускорению участия провинции Хэйлунцзян в строительстве экономического коридора Китай-Монголия-Россия]. - Дуйвай цзинмао. № 3. С. 14-16.

Дондоков З.Б-Д. 2022. Экономический коридор Китай-Монголия-Россия: проблемы развития в условиях новых глобальных вызовов. - Мир Центральной Азии- V. Новосибирск: Изд-во СО РАН. С. 670-673.

Луань Шици. 2017. Идай, илу цзеи ся чжунмэнэ цзинцзи цзоулан цзяньшэ

вэньти яньцзю [Исследование строительства экономического коридора Китай-Монголия-Россия в рамках инициативы «Один пояс - один путь»]. -Цзинцзи яньцзю даокань. № 7.

Лун Сюэ. 2018. Изучение трехстороннего сотрудничества в сфере туризма в рамках реализации стратегии «Один пояс, один путь»: автореф. дис. Хэйлунц-зянский университет. 85 с.

Намжилова В.О. 2016. Республика Бурятия в развитии экономического коридора Россия-Монголия-Китай. - Россия и Восточная Азия через 70 лет после окончания Второй мировой войны: доклады, представленные на III Международной конференции молодых востоковедов в ИДВ РАН. М.: Изд-во ИДВ РАН. С. 120125.

Национальные интересы России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай: проблемы, противоречия и сценарии (сост. и отв. ред. В.В. Грайворонский, Ю.В. Кузьмин, А.П. Суходолов). 2021. Иркутск: Развитие. 466 с.

У Чжаоли. 2017. Чжунмэнэ цзинзци цзоулан цзяньшэдэ маои цзичу яньцзю [Изучение рыночной основы в строительстве экономического коридора Китай— Монголия—Россия]. 120 с.

Цзинь Вэйвэй. 2018. Идай, илу бэйцзин ся нэймэнгу цаньюй чжунмэнэ цзинцзи цзоуланцзяньшэдэ сяньчжуан цзи цянцзин таньси [Анализ текущей ситуации и перспектив участия АРВМ в строительстве экономического коридора Китай-Монголия-Россия в рамках инициативы «Один пояс - один путь»]. - Чжунго шичан. № 21. С. 41-44.

Чжан Цзяжуй. 2015. Дунбэйя цююй цзинцзи хэцзо сядэ чжунмэнэ цзинцзи цзоулан цзяньшэ яньцзю [Основные моменты при взаимодействии Северного района КНР в реализации экономического коридора Китай-Монголия-Россия]. - Сюэси юй тансуо. № 6. С. 105-108.

Чжао Дэхай, Цзя Сяолинь. 2018. Дунбэй дицю юй Идай, илу яньсянь гоцзя фачжань маои синьгэцзю яньцзю [Исследование по развитию новой торговой структуры Северо-Восточного региона с примыкающими государствами в ОПОП]. - Шанйэ яньцзю. № 8. С. 62-70.

Экономический коридор Китай—Монголия—Россия: дорожная карта: сборник материалов III Международного форума Ассоциации экспертных центров Китая, Монголии и России. 18-22 сентября 2017 г., г. Улан-Удэ (отв. ред. Б.В. Базаров, Ян Чэньхуа). 2017. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. 324 с.

Ян Цзяли. 2017. Чжунмэнэ цзинцзи цзоулан вэй нэймэнгуфачжань дайлай цзийю [Экономический коридор Китай-Россия-Монголия приносит возможности для развития АРВМ]. - Цхайсюнь.

TSYREMPILOVA Viktoriia Eduardovna, Cand.Sci (Hist.), Senior Lecturer at the Chair of Far East Philology, Banzarov Buryat State University (24a Smolina St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000; vikaliv21@yandex.ru)

ECONOMIC CORRIDOR CHINA-MONGOLIA-RUSSIA IN THE WORKS OF CONTEMPORARY RUSSIAN AND CHINESE RESEARCHERS

Abstract. The article attempts to review a study on the topic of the economic corridor China-Mongolia-Russia in the works of contemporary Russian and Chinese researchers. The analysis of scientific literature dedicated to the topic of the economic corridor China-Mongolia-Russia exposes the primary directions regarding the study of this problem and determines the perspectives for further study. In addition, the analysis of the literature revealed a direct relationship between the implementation of the economic corridor program and the strategy of «One Belt, One Road». Keywords: economic corridor China-Mongolia-Russia, historiography, «One Belt, One Road»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.