ЭКО. - 2017. - №5 БОРИСОВ Г.О., ДОНДОКОВ З.Б.-Д., НАМЖИЛОВА В.О.
Экономический коридор Китай - Монголия - Россия: режим ожидания
Г.О. БОРИСОВ, кандидат экономических наук. E-mail: [email protected] З.Б.-Д. ДОНДОКОВ, доктор экономических наук. E-mail: [email protected] В.О. НАМЖИЛОВА, кандидат экономических наук, Бурятский научный центр СО РАН, Улан-Удэ. E-mail: [email protected]
В статье анализируются перспективы экономического сотрудничества России, Монголии и Китая. Исследованы проблемы реализации Программы создания трехстороннего экономического коридора. Выявлена необходимость конкретизации проектов и определения механизмов их выполнения. Предложено создать трехстороннюю межправительственную комиссию и государственную комиссию РФ для реализации Программы.
Ключевые слова: Программа создания экономического коридора, Россия, Монголия, Китай, Экономический пояс Шелкового пути, Степной путь, инфраструктурные проекты, региональное взаимодействие
Летом 2016 г. на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в присутствии глав трех государств была подписана «Программа создания экономического коридора Китай - Монголия - Россия». Экономический коридор, предполагающий взаимосвязь инфраструктуры и телекоммуникаций, общие торговые правила и взаимную стандартизацию, нацелен на тесную хозяйственную консолидацию и развитие прилегающих территорий.
Трехсторонний экономический коридор: «состыковка» стратегий развития
В сентябре 2013 г Китай представил концепцию создания Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Эта концепция оказалась настолько всеобъемлющей и вызывающей, что заставила многие страны на всем евразийском пространстве по-новому взглянуть на возможности кооперации. В этом контексте широко обсуждались и вызовы для России, вошедшей в активную фазу формирования Евразийского экономического сотрудничества (ЕАЭС).
На фоне активного продвижения китайской концепции ЭПШП летом 2014 г. Монголия представила концепцию «Степного
пути», направленную на организацию на территории страны целого комплекса коммуникационных линий [1]. Следует отметить, что экономическое развитие южного соседа оказывает непосредственное воздействие на отраслевую структуру монгольской экономики и внешнеторговый баланс страны. Высокий спрос на минеральные ресурсы со стороны китайских предприятий значительно повлиял на масштабные разработки месторождений полезных ископаемых, особенно в южных аймаках. Таким образом, был восполнен пробел в международных экономических отношениях Монголии, образовавшийся в результате сворачивания монголо-российской торговли после распада СССР и прекращения деятельности СЭВ [2. С. 238]. На сегодняшний день более 85% монгольского экспорта приходится на Китай, что в широких кругах Монголии воспринимается как рост экономической зависимости и вызывает определенное беспокойство.
Очевидно, что основная идея состоит в использовании «связующего» географического положения Монголии, о чем свидетельствуют предлагаемые проекты: реконструкция Улан-Баторской железной дороги, строительство высокоскоростной автодороги и высоковольтных линий электропередач, прокладка газо- и нефтепровода. Как справедливо отмечают исследователи, в основе концепции «Степного пути» лежит понимание начавшихся евразийских интеграционных процессов и необходимости определения места Монголии в них [3].
В этих условиях монгольская сторона пошла еще дальше, предложив формат трехсторонних переговоров для обсуждения проблем взаимодействия и расширения сотрудничества. Инициатива монгольского президента Ц. Элбэгдоржа была поддержана председателем КНР Си Цзиньпинем и российским Президентом В. Путиным, и в сентябре 2014 г. в г. Душанбе на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) состоялась первая в новейшее время трехсторонняя встреча России, Монголии и Китая на высшем уровне. Ключевой темой переговоров стала активизация торгово-экономических контактов, были сделаны первые шаги по учету интересов всех сторон. Для составления плана расширения сотрудничества стороны договорились о проведении регулярных консультаций на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств. Трехсторонние встречи на высшем уровне было решено сделать регулярными на площадке ШОС.
Уже на душанбинской встрече Си Цзиньпинем была озвучена идея создания трехстороннего экономического коридора, предполагающего взаимосвязь инфраструктуры, телекоммуникаций, общие торговые правила, взаимную стандартизацию, культурные и образовательные обмены [4]. Намерение китайской стороны активно работать в этом направлении подтверждается опубликованным в марте 2015 г официальным документом, обозначающим основные контуры и ориентиры стратегии «одного пояса и одного пути». В документе «Концепция и план действий по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века» ясно указывается, что в основных направлениях «одного пояса и одного пути» будут создаваться новый континентальный мост между Европой и Азией, а также международные экономические коридоры, в числе которых называется коридор «Китай - Монголия - Россия» [5].
В связи с этим вполне логичным представляется, что по итогам второй встречи лидеров России, Монголии и Китая, состоявшейся в июле 2015 г. в Уфе, стороны подписали меморандум о взаимопонимании по разработке Программы о создании трехстороннего экономического коридора путем сопряжения инициатив каждой из трех стран. В меморандуме указано, что стороны согласились создать экономический коридор с целью «облегчения транзитных перевозок между сторонами, увеличения торгового оборота, обеспечения конкурентоспособности продукции, поощрения финансового и инвестиционного сотрудничества, обеспечения условий для развития и расширения процесса региональной экономической интеграции, реального экономического роста и совместного развития» [6].
Стремление закрепить совместное видение трех стран нашло отражение в подписании еще одного документа на уфимской встрече - «Дорожной карты развития сотрудничества между РФ, Монголией и КНР на среднесрочную перспективу» [7], что подтверждает высокий уровень внимания к возможностям трехстороннего партнерства.
Наконец, 23 июня 2016 г. в г. Ташкенте на третьей встрече глав трех стран была подписана «Программа создания экономического коридора Китай - Монголия - Россия» (далее Программа), предусматривающая реализацию более тридцати проектов
в различных сферах [8]. Проекты охватывают строительство трансграничной авто- и железнодорожной магистрали, развитие транзитного транспорта, расширение сотрудничества в промышленном, энергетическом, туристическом, образовательном и научно-техническом секторах, в сфере сельского хозяйства, окружающей среды, здравоохранения и гуманитарного обмена. Кроме того, в рамках задачи постепенного упрощения таможенных процедур уполномоченные ведомства сторон подписали Соглашение о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров.
Таким образом, идея создания экономического коридора органично вписывается в планы трехстороннего сотрудничества, позволяя «состыковать» стратегии регионального развития: китайской инициативы ЭПШП, монгольской концепции «Степной путь» и российской идеи формирования Евразийского экономического союза. Именно «единый контекст», общая философия подходов к вопросам интеграции создали хорошую почву для трехстороннего сотрудничества [9]. Регулярные встречи глав трех стран отразили знаковые моменты в выстраивании трехстороннего партнерства и свидетельствуют о понимании Москвой, Улан-Батором и Пекином насущной необходимости расширения торгово-экономического сотрудничества в интересах всех сторон.
Программа как декларация или план действий?
Программа создания экономического коридора представляет собой рамочный документ с указанием поставленных целей, направлений и принципов взаимодействия. Главной целью выступает обеспечение условий для развития и расширения трехстороннего сотрудничества путем реализации совместных проектов. В Программе обозначены перспективы сотрудничества: создание и укрепление пространства совместного взаимовыгодного экономического развития, реализующего потенциал и преимущества каждой страны, способствующего их процветанию и укреплению совместной конкурентоспособности на мировом рынке.
Было заявлено о намерении взаимодействовать по семи отраслевым направлениям:
- содействие взаимосвязанному развитию транспортной инфраструктуры;
- развитие пунктов пропуска, совершенствование таможенного и карантинного контроля;
- укрепление сотрудничества в сфере промышленности и инвестиций;
- углубление торгово-экономических контактов;
- расширение гуманитарных обменов и сотрудничества;
- усиление взаимодействия в сфере охраны окружающей среды и экологии;
- продвижение регионального и приграничного сотрудничества.
Несложно заметить, что обозначенные направления охватывают практически весь спектр возможных областей сотрудничества от создания взаимосвязанной инфраструктуры до разработки совместных туристских брендов. Примечательно, что принцип «взаимосвязанности», «единства» проходит через весь документ, одинаково акцентируя важность как совместного формирования транспортных коридоров и региональных производств, так и необходимость расширения гуманитарных контактов.
К основному тексту Программы прилагается перечень планируемых к реализации проектов, сгруппированных по отдельным направлениям (таблица).
Распределение проектов Программы создания экономического коридора Китай - Монголия - Россия по отдельным направлениям
Направление Количество проектов
Транспортная инфраструктура 13
Сотрудничество в области промышленности 2
Модернизация пунктов пропусков 1
Сотрудничество в области энергетики 1
Сотрудничество в области торговли, таможенного дела, инспекции и карантина 4
Сотрудничество в области охраны окружающей среды и экологии 3
Научно-техническое сотрудничество и образование 3
Гуманитарное сотрудничество 3
Сельское хозяйство 1
Медицина и здравоохранение 1
Всего проектов 32
При знакомстве с перечнем обращает на себя внимание то, что большинство из представленных проектов носят расплывчатые формулировки, начинающиеся со слов: «изучить и при экономической обоснованности начать реализацию», «изучение перспектив», «изучение целесообразности», «содействие», «продвижение», «более активное создание» и т. д. Названия части проектов просто дублируют риторику основного документа. Фактически речь идет не о проектах с определенными объемами и сроками работ, а лишь о потенциально возможных направлениях, пока что ожидающих тщательной проработки, подготовки проектной документации и согласования сторон. Здесь отчасти можно согласиться с мнением, что Программа пока не отличается конкретикой и «не представляет собой чего-то большего, чем намерения и декларации», так как сотрудничество России, Монголии и Китая по-прежнему находится на стадии концептуального оформления [10].
С одной стороны, мы видим, что предстоящее сотрудничество является очень объемным по масштабам и глубине, а с другой -убеждаемся в том, насколько сложным представляется выстраивание взаимодействия участников процесса. Несомненно, проекты Программы требуют раскрытия и наполнения, определения механизмов их реализации. Необходимо также предусмотреть дополнения и изменения в перечне проектов Программы.
Например, в сфере энергетики предлагается только реконструкция электросетей Монголии и России, что крайне недостаточно. На наш взгляд, необходимо рассмотреть следующие проекты:
- сооружение газопровода Иркутск - Улан-Удэ - Улан-Батор -Китай с освоением Ковыктинского месторождения в Иркутской области;
- строительство высоковольтной линии 500 кВ Гусиноозерск -Улан-Батор - Китай;
- сооружение Мокской ГЭС на реке Витим и Усть-Кутской тепловой электростанции на попутном газе нефтегазовых месторождений севера Иркутской области.
Необходимо также рассмотреть вопросы организации совместной работы энергосистем Сибири, Монголии и Китая, что даст возможность освоения значительных ресурсов солнечной
и ветровой энергии Монголии (проект ОоЬкес) и поставки электроэнергии в Китай и другие страны Северо-Восточной Азии.
Что нужно для реализации Программы?
Для успешной реализации Программы необходимо создание соответствующего механизма. На наш взгляд, целесообразно сформировать трехстороннюю межправительственную комиссию по торгово-экономическому и гуманитарному сотрудничеству, возглавляемую высокими должностными лицами каждой страны. В ее составе следует выделить несколько подкомиссий (рабочих групп) по направлениям: транспортная инфраструктура, торговля, энергетика, промышленность, гуманитарное сотрудничество и т. п. Это позволит оперативно и эффективно решать вопросы трехстороннего взаимодействия между странами.
Вместе с тем следует четко определить задачи новой комиссии, так как вопросы двустороннего сотрудничества России с Китаем и Монголией поставлены перед другими комиссиями, в том числе межправительственными (Российско-Китайская комиссия по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона Российской Федерации и Северо-Востока КНР; Российско-Монгольская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству).
Важнейшей задачей трехсторонней комиссии будет отбор проектов и исполнителей, определение источников финансирования. Финансирование проектов предполагается за счет государственных и частных инвестиций, а также ресурсов международных финансовых институтов, созданных относительно недавно: Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Нового банка развития БРИКС, Межбанковского объединения Шанхайской организации сотрудничества, Фонда Шелкового пути. При этом источники финансирования будут определяться по отдельной договоренности в каждом конкретном случае.
Кроме того, важно обеспечить научное сопровождение общего процесса взаимодействия трёх стран, в этом направлении работает учрежденная в 2015 г. Ассоциация экспертных центров России, Монголии и Китая [11]. Объединение ученых трех стран стало показательным примером расширения и углубления трехстороннего диалога, уже состоялись два форума Ассоциации -
в г. Улан-Батор (2015 г.) и г. Хух -Хото (2016 г.). Третий форум Ассоциации экспертных центров трех стран намечено провести на российской стороне - в г. Улан-Удэ в сентябре 2017 г.
Реализация проектов, предусмотренных Программой, предполагает участие различных федеральных структур, включая МИД, Минтранс, Минэнерго, Министерство экономического развития, Минпромторг РФ, Минсельхоз РФ, Минприроды РФ, Федеральное агентство по туризму, Федеральную таможенную службу, Пограничное управление ФСБ и т.д. К реализации проектов будут привлечены региональные и местные органы власти, а также заинтересованные бизнес-структуры. Важной задачей для российских участников является их согласованная работа по реализации Программы, исключающая ненужные конкуренцию и противостояние.
Для обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых намечена реализация проектов Программы, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предлагается создать государственную комиссию по реализации «Программы создания экономического коридора Китай - Монголия - Россия». Деятельность госкомиссии должна быть направлена на поиск и определение организаций и предприятий, заинтересованных в реализации проектов Программы, подготовку конкретных проектов, привлечение специалистов и экспертов и т. д.
Несомненно, на практическом уровне реализацию Программы ожидает целый ряд сложностей, включая политические риски и трудности экономического взаимодействия. Отсюда важными представляются общее понимание целей и задач создаваемого экономического коридора, сохранение твердых политических обязательств каждой из сторон, выработка четкой позиции центра в отношении трехстороннего сотрудничества и оказание поддержки приграничным регионам в адаптации к новым условиям.
Литература
1. иЯ1_: http://ru.vom. тп/^6610
2. Батнасан Н. Монгол - ОХУ - БНХАУ-ын эдийн засгийн хамтын ажиллагаа: енгерсен ба одоо, ирээдYЙ [Экономическое сотрудничество Монголии, РФ и КНР: прошлое, настоящее и будущее] / Сб. материалов международной научно-исследовательской конфе-
ренции «Экономический коридор между тремя государствами -Россией, Монголией и Китаем». - Улан-Батор, 17-20 сентября 2015 г. - С. 238-246.
3. Исаев А. Выбор Монголии - «Степной путь». URL: http://www. eastrussia.ru/material/vybor-mongolii-stepnoy-put/
4. Си Цзиньпин: дацзао чжун мэн э цзинцзи цзоулан [Си Цзинь-пин: о создании китайско-монгольско-российского экономического коридора]. URL: http://politics.people.com.en/n/2014/0912/ c1024-25645517.html
5. Экономический пояс Шелкового пути. - М.: Русский биографический институт, Институт экономических стратегий, 2015. - 76 с.
6. Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и Монголией о разработке программы создания экономического коридора Россия - Китай - Монголия. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/ news/2015090706
7. Дорожная карта развития сотрудничества между Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и Монголией на среднесрочную перспективу. URL: http://static.kremlin.ru/media/ events/files/ru/jF9vhkLz06Ll8dUCuntCCJ7n099fAfxk.pdf
8. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52211
9. Уянаев С. В. Трехстороннее сотрудничество «Китай - Монголия - Россия» в контексте евразийских инициатив трех стран // Сб. материалов 2-го Международного форума Ассоциации экспертных центров России, Монголии и Китая «Экономический коридор Китая, Монголии и России: сопряжение и развитие». Хух-Хото, 27-28 сентября 2016 г. С. 94-98.
10. Веревкина В. Коридорная реальность. URL: http://www.eastrus-sia.ru/material/koridornaya-realnost/
11. Уянаев С. В. Россия - Монголия - Китай: активизация трехстороннего сближения (итоги второго форума Ассоциации экспертных центров РФ, Монголии и КНР) // Проблемы Дальнего Востока. -2016. - № 6. - С. 30-35.