Научная статья на тему 'Экономический аспект государственно-церковных отношений в советский период'

Экономический аспект государственно-церковных отношений в советский период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИКА СТРАНЫ / ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ / ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / АНТИКОЛОКОЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / THE STATE AND CHURCH RELATIONS / NATIONAL ECONOMY / THE DECREE ABOUT THE EARTH / WITHDRAWAL OF CHURCH VALUES / ANTI-BELL CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов Федор Николаевич

Статья посвящена анализу экономической составляющей взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви. Основное внимание уделяется рассмотрению периода 1917 – начала 1940-х гг. Поставленная проблема раскрывается на примере изъятия церковно-монастырской земельной собственности в конце 1910-х гг., изъятия церковных ценностей в 1921–1922 г. под предлогом оказания помощи голодающим, закрытия и перепрофилирования храмов и антиколокольной кампании в 1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECT OF THE STATE AND CHURCH THE RELATIONS DURING THE SOVIET PERIOD

Article is devoted to the analysis of an economic component of relationship of the Soviet state and Russian Orthodox Church. The main attention is given to consideration of the period 1917 – the beginnings of the 1940th years. The put problem reveals on an example of withdrawal of the church and monastic landed property at the end of the 1910th years, withdrawal of church values in 1921–1922 under the pretext of assistance starving, closings and a reshaping of temples and anti-bell campaign in the 1930th

Текст научной работы на тему «Экономический аспект государственно-церковных отношений в советский период»

УДК 330.101.542:322:271.2 ББК У03

Ф. Н. Козлов

экономическим аспект государственно-

церковных отношений в советский период

Ключевые слова: Русская православная церковь, государственно-церковные отношения, экономика страны, Декрет о земле, изъятие церковных ценностей, антиколокольная кампания.

F. N. Kozlov

economic aspect of the state and church the relations during the soviet period

Keywords: Russian Orthodox Church, the state and church relations, national economy, the Decree about the earth, withdrawal of church values, anti-bell campaign.

С начала 1990-х гг. и вплоть до настоящего времени мы являемся свидетелями активного процесса возвращения Церкви огосударствленного в советский период движимого и недвижимого имущества. Так, указами президента Чувашской Республики и приказами Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики епархии были переданы: в 1991 г. напрестольное облачение, в 1993 г. - икона Иверской Божией Матери в металлическом окладе, в 1995 г. - большое напрестольное Евангелие в серебряном окладе, напрестольное Евангелие среднего размера в серебряном окладе, две митры, комплект облачения священнослужителя, скульптура «Николай Можайский» и др. Вынужден ютиться в различных зданиях Государственный архив Ульяновской области, несколько лет назад по решению суда выселенный из здания бывшего храма. Все это не только свидетельство восстановления Церковью своих позиций как духовного центра и прав как собственника. Это еще и определенный аспект государственно-церковных отношений. На наших глазах - когда официально, когда в скрытой форме - происходит экономическая поддержка РПЦ.

По-своему это не что иное, как восстановление исторической справедливости по известному из физики закону сообщающихся сосудов. В советский период государственно-церковные отношения

представляли собой противостояние названных институтов как двух мировоззренческих систем. При этом в школьном курсе истории или университетской лекции упор делается на атеистической пропаганде и масштабных репрессиях, однако за рамками изучения остается экономический аспект. Между тем, на наш взгляд, финансовые потребности государственного «желудка» играли не меньшую, а нередко и определяющую роль в действиях руководства страны. Анализу некоторых сторон этой проблемы посвящена настоящая публикация.

Пришедшим в октябре 1917 г. к власти в стране большевикам для упрочения своих позиций требовалось привлечь на свою сторону симпатии широких масс населения. Сделать это можно было только одним путем - используя не решенные ни царским, ни Временным правительством проблемы, прежде всего - земельную. Поэтому неудивительно, что особое место среди первых декретов советской власти занял Декрет о земле - один из самых основных законов «нового, социалистического законодательства» [6, с. 114]. Законодательный акт, в основу которого были положены наказы делегатам I Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, оказался действенным средством борьбы за умы крестьян, составлявших подавляющее большинство населения страны (например, в Казанской

губернии городское население составляло накануне Первой мировой войны всего 9,51 % от общего числа жителей [2, с. 701]).

Декрет, национализировавший наряду с помещичьими и удельными имениями «все земли монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями» [43], одновременно решил три задачи. Во-первых, он дал возможность партии большевиков закрепить «свое идейное влияние в крестьянских массах» [56, с. 198]. С одной стороны, декрет не покушался на собственно религиозные представления крестьян, с другой - он способствовал реализации насущной материальной потребности сельчан: «самым волнующим для крестьянства тогда был вопрос о земле» [30, с. 9]. Во-вторых, декрет лишал Церковь значительной части ее материальной собственности. В-третьих, необходимо отметить и тот факт, что Декрет о земле, который, по оценке советской историографии, «положил начало аграрной революции в России» [27, с. 38], на самом деле лишь узаконил уже начавшуюся экспроприацию церковного и монастырского землевладения, инициированную самими же большевиками в период Временного правительства*.

Сложным остается вопрос с оценками общего количества изъятой церковно-монастырской земли. Показательной с этой точки зрения является ситуация в Чувашии. Данные исследователей о количестве изъятой церковно-монастырской земли на территории области значительно разнятся между собой. Приводимые И. Е. Петровым

цифровые показатели (более 7 000 десятин) [45, с. 161] более чем вдвое уступают подсчетам А. В. Изоркина (15 989 десятин) [44, с. 50], П. В. Денисовым со ссылкой на И. Д. Кузнецова приведена третья цифра, относительно близкая к данным А. В. Изор-кина: 15 847 десятин пахотной земли [23, с. 20]. Разброс числовых характеристик наблюдается и в современной литературе. Данные И. Е. Петрова нашли отражение в работе Л. Ю. Браславского [7, с. 132], данные А. В. Изоркина были использованы в новейших учебных и справочных изданиях [25, с. 56; 67, с. 493].

Между тем проведенное нами изучение опубликованных и архивных материалов по Казанской губернии не подтвердило цифры А. В. Изоркина, использовавшего в качестве источника труды Центрального статистического управления [61, с. 168] (И. Е. Петровым не даны ни раскладка по уездам, ни указание на источники). Документы землеустроительных комиссий, отложившиеся в фондах Национального архива Республики Татарстан и Государственного исторического архива Чувашской Республики, свидетельствуют об изъятии земли в значительно меньших размерах, чем приведенные А. В. Изоркиным показатели. Следует отметить, что при изучении архивных документов единственное упоминание об общих цифрах «находившейся в руках церковников земли» встретилось нам в информационной сводке Чувашского областного отдела ОГПУ о политическом и экономическом состоянии Чувашской автономии от 7 февраля 1925 г. (названа цифра в 5 351 десятину) [17, л. 3].

* Следует, помимо того, отметить, что секуляризация монастырского имущества проводилась в России не только в XX в. Ограничение роста монастырских землевладений отмечается еще при Иоанне Грозном, что зафиксировано в соответствующих решениях Стоглавого собора 1551 г. Секуляризационные процессы особенно активно развивались при царе Алексее Михайловиче, создавшем известный Монастырский приказ, и Петре I, указом от 24 января 1701 г. восстановившем упраздненный в 1677 г. Монастырский приказ. Вкупе с «Прибавлениями к Духовному регламенту» указ 1701 г. положил начало длительному и мучительному для Церкви периоду секуляризационных реформ в России, продолжавшихся вплоть до издания Екатериной II указа от 26 февраля 1764 г. В этот период особенно тяжелым для русских монастырей временем стало правление императрицы Анны Иоанновны (1730-1740); исследователи откровенно называют ее церковную политику «гонениями» на Церковь и монашествующих (подробнее см.: Журавский А. В. Секуляризация монастырских хозяйств в национальных республиках Поволжья в 1917-1919 гг. // Христианское просвещение и русская культура: материалы III науч.-богосл. конф. (Йошкар-Ола, 23-25 мая 2000 г.). -Йошкар-Ола, 2001. - С. 43-44).

Марийские и мордовские исследователи, как правило, при характеристике изъятой земли церковно-монастырское землевладение не обособляют, а указывают вместе с помещичьим, удельным и иным землевладением. Но и здесь налицо заметная разница в цифровых показателях. Например, по одним данным, крестьяне Марийского края «получили» 22 890 га помещичьей и церковной земли [36, с. 15], по другим - свыше 747 тыс. га земельной площади, ранее принадлежавшей помещикам, духовенству и другим крупным землевладельцам [62, с. 88]. По одним сведениям, крестьянство Мордовии оказалось владельцем 800 тыс. десятин земли, изъятой из собственности помещиков, церквей, монастырей и сельской буржуазии [24, с. 109; 46, с. 25], другие данные ниже практически в 2,5 раза [41, с. 26]. Отдельные авторы оперируют не количественными, а процентными соотношениями. Так, по мнению Т. Купряшкина и В. Самаркина, на территории современной Мордовии «в руках помещиков, казны и церкви» находилось 47,1 % земли [37, с. 8]. Единственное встретившееся нам упоминание об общем количестве пахотной земли и лугов, которыми духовенство владело в Мордовии до революции, указывает цифру в 60 000 десятин [48, с. 14].

Следующим актом экономического подавления Церкви стала кампания по изъятию церковных ценностей. Опубликованные документы и материалы позволяют говорить об этой кампании именно как об акции по финансовому удовлетворению партийных интересов, ставших в стране государственными потребностями.

Напомним, что в те трагические для многих регионов России дни под председательством самого Патриарха Тихона был образован «Всероссийский церковный комитет помощи голодающим» [50, с. 138; 60]. К февралю 1922 г. Церковь собрала более 8 млн 962 тыс. руб. (без учета ювелирных изделий, золотых монет и натуральной помощи голодающим) - сумму, по размерам сопоставимую с помощью отдель-

ных государственных структур [22; 53]. И - главное, что следует подчеркнуть в данном случае, - пожертвования, несомненно, использовались на помощь голодным: по утверждению Я. Г. Кротова, «мы имеем упоминание о продовольствии, полученном в Чувашии из Москвы на собранные деньги» [34]. Проходившие через Церковь средства действительно поступали к нуждающимся.

Однако добровольные пожертвования священнослужителей и верующих «не устроили тех, кто рассчитывал на все церковные богатства и их бесконтрольное использование», церковная организация была признана Советским правительством излишней [3, с. 113; 39, с. 210]. В недрах партийного руководства был подготовлен законодательный проект о насильственном изъятии церковных ценностей. Как писал А. И. Солженицын, «гениальность политика в том, чтоб извлечь успех и из народной беды. Это озарением приходит - ведь три шара ложатся в лузы одним ударом: пусть попы и накормят теперь Поволжье! ведь они - христиане, они - добренькие! Откажут - и весь голод переложим на них, и церковь разгромим; согласятся - выметем храмы; и во всех случаях пополним валютный запас» [58, с. 248].

Продовольственную катастрофу в стране и изъятие церковных ценностей Л. Д. Троцкий и его сторонники предполагали использовать для разрешения усиливающихся финансово-экономических трудностей режима. Еще 11 ноября 1921 г. Л. Д. Троцкий был назначен «ответственным за объединение и ускорение работ по поиску валютных резервов вне зависимости от их происхождения». В декабре 1921 г. он выступил с сообщением о тяжелом экономическом положении страны на совещании части делегатов IX Всероссийского съезда Советов у председателя ВЦИК М. И. Калинина. Лев Давидович обратил внимание делегатов на острую нехватку средств на оборонные нужды, катастрофически малые размеры золотого запаса и прямо дал установку на необходимость изъятия цер-

ковных ценностей [33; 64, с. 80]. Отметим, что в речи Л. Д. Троцкого оказание помощи голодающим даже не было названо среди приоритетов предстоящей работы. Главный идеолог «перманентной революции» изначально указал на совсем иные цели и задачи предстоящей кампании. Партийные «эксперты» даже подсчитали, что, по самым неполным данным, в распоряжении только православных храмов находилось столько ценностей, что церковное богатство должно было составить в переводе на серебро 525 тыс. пудов [12, с. 8; 33]. Не зря Л. Д. Троцкий в письме В. И. Ленину утверждал, что будет «в этом смысле добыча крупнейшая» [52, л. 1].

О глубоко прагматичных целях разгрома РПЦ и финансового обеспечения партии-государства наглядно свидетельствует реакция советских и партийных структур на повсеместно отмечаемое требование верующих о замене священных предметов хлебом и другим продовольствием, а также просьбы выкупать церковное имущество или обменивать на соответствующее количество денег, золота и т.д. Основываясь на многочисленных ходатайствах с мест и чтобы разрядить и без того напряженную ситуацию, председателю ЦК Помгола М. И. Калинину удалось получить согласие на принятие 13 марта 1922 г. Постановления ВЦИК «О замене в исключительных случаях изъятых из церквей равным по весу количеством золота или серебра» [16, л. 8]. Когда же речь заходила о замене церковных драгоценностей на хлеб, просьбы верующих встречали категорический отказ. Так, отклонила предложение одной из религиозных общин о представлении хлеба

взамен церковных ценностей Калужская губернская комиссия, «ни в коем случае» не допустила выкуп церковной утвари хлебом и продовольствием Московская губернская комиссия [33; 57, с. 583]. Абсолютно ничего не сказал о возможности замены ценностей хлебом М. И. Калинин в интервью газете «Известия» в конце марта 1922 г., когда заявил о готовности ЦК Помгола оказать верующим содействие в приобретении предметов религиозного обихода взамен изъятых ценностей [9]. Позднее председатель ЦК Помгола телеграфировал в г. Гомель: «Принять [к] руководству, что замена хлебом не допускается» [14, л. 137].

Естественно возникает резонный вопрос: почему, инициировав изъятие культового имущества под предлогом сбора средств для борьбы с голодом, партийные и советские руководители так упрямо отказывали в замене церковных ценностей столь необходимыми продуктами питания? Почему твердили о необходимости золота и серебра для покупки хлеба за границей, если собственные граждане готовы были дать столь нужное продовольствие в необходимых количествах? Ответ, как представляется, очень прост: подобная замена не входила в разработанный партийный сценарий проведения кампании по изъятию церковных ценностей, призванной, по оценке В. И. Ленина, в первую очередь «обеспечить фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей», без которого «никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе* в особенности, совершенно немыслимы» [47, с. 191]. Еще 5 % от общих сумм должны

* Генуэзская конференция 1922 г. (10 апреля - 19 мая) - международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 западных стран, Советской России и 5 британских доминионов. Европейские страны предъявили России совместные требования: компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах. Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы Гражданской войны (39 млрд руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны. Поднятые вопросы разрешены не были.

были поступать «на усиление обороны республики» [64, с. 79]. На наш взгляд, власти отказывали в замене церковного золота на хлеб также и по той причине, что готовились к проведению в РСФСР денежной реформы. Уже на XI съезде РКП(б), проходившем 27 марта - 2 апреля 1922 г., было принято решение о создании устойчивой советской валюты, в резолюции съезда указывалось на необходимость «твердо установить, что наша экономическая и финансовая политика решительно ориентируется на восстановление золотого (выделено нами. - Ф. К.) обеспечения денег» [31, с. 494].

Всего по стране в ходе проведенной кампании по изъятию церковных ценностей были получены 33 пуда золота, 23 997 пудов серебра, 14 тыс. пудов жемчуга, более 35 тыс. алмазов и бриллиантов, 71 тыс. других драгоценных камней [49, с. 74]. В 1923 г., когда изъятие церковных ценностей официально было уже завершено и соответствующие комиссии ликвидированы, без особой огласки было проведено так называемое «доизъятие», в ходе которого из уже разграбленных храмов, например, в Тамбовской губернии было изъято еще более 160 кг серебра [38]. Однако даже дополнительные конфискации не позволили реально приблизиться к тем суммам, о которых думали и говорили идеологи и вдохновители кампании. Так, напомним, по ожиданиям партийных лидеров, финансовые показатели изъятия должны были «обеспечить фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр)» [47, с. 191]. В ряде свидетельств современников приводились действительно астрономические суммы: 666 431 448 золотых рублей [26, с. 440], якобы полученные от реализации изъятого церковного имущества, однако какого-либо документального подтверждения эти цифры не имели. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что общая оценка экспроприированного церковного имущества (без учета стоимости 964 «антикварных вещей») составила всего 4 650 810 золотых рублей [3,

с. 79]. Именно такая «по приблизительному подсчету» цифра приведена в «Ведомости количества собранных церковных ценностей по 1-е ноября 1922 г.», представленной ЦК Последгола [13, л. 125]. Это означает, что с точки зрения соответствия конечного результата предварительным ожиданиям кампанию по изъятию церковных ценностей следует признать провальной.

В 1920-е гг. стал набирать обороты процесс изъятия и перепрофилирования культовых зданий под «общественно полезные» цели. На наш взгляд, эти действия также следует оценивать с позиций минимизации финансовых затрат государственного бюджета. Общая ситуация на местах в отчетах НКВД расценивалась как позитивная, поскольку «население, видя вражду духовенства (имеется в виду противостояние обновленческого и тихоновского течений. -Ф. К.), безразлично смотрит на совершающееся в церковной жизни, а потому и ломка церквей и обращение их под учреждения не вызывает никакого удивления или сожаления» [21, л. 38]. Способствовала этому и проводившаяся властями политика закрытия церквей с последующим приспособлением под образовательные, медицинские и культурные учреждения. Ситуация обострилась с началом массовой коллективизации и индустриализации страны. По мнению французского русиста Н. Верта, в большинстве деревень и городов коллективизация началась с символического закрытия церкви, «раскулачивания попа» [66, с. 178]. В 1930-е - начале 1940-х гг. круг учреждений, располагавшихся в зданиях бывших церквей, значительно расширился. Их приспосабливали под склады, амбары и зернохранилища [1, с. 87; 4, с. 241; 5, с. 343; 19, д. 1533, л. 1, 2, 13, 37; 29, с. 91; 40, с. 43-44; 59, с. 71, 93], промышленные предприятия (пекарни, хлебо- и маслозаводы, пивзаводы и пивные склады) [19, д. 1533, л. 1, 21; 32, с. 248; 59, с. 24, 37], сельскохозяйственные и производственные мастерские [11, с. 140; 20, л. 45], электростанции [19, д. 1139, л. 4, д. 1533, л. 37; 40, с. 44; 65], тюрьмы [35, с. 28] и т. д.

В условиях восстановления народного хозяйства, роста спроса на цветные металлы предметом особого внимания стала колокольная бронза. Государственные организации и частные предприниматели ввиду высокой рентабельности цветного лома оказались экономически заинтересованы в сборе и переработке колоколов. Отдельные случаи призывов к изъятию колоколов были отмечены в связи с голодом 1921-1922 гг. [54]. Для координации работы в данном направлении в 1922 г. было создано Государственное объединение «Металлоторг», через год реорганизованное в Акционерное общество по торговле рудой, металлами, минералами и металлическим ломом «Руд-металлторг» [63, с. 140]. В июне 1925 г. по инициативе Ф. Э. Дзержинского при Президиуме СНХ образуется Комиссия по созданию специального фонда финансирования металлургии цветных металлов. Весной 1926 г. наркоматы юстиции и внутренних дел РСФСР разослали в областные центры инструкцию «О порядке пользования колоколами». Согласно ей колокольный звон «нарушал нормальное отправление общественного правопорядка и особенно стеснительно отражается на жизни городских поселений», поэтому не допускалось пользование церковными колоколами для звона, непосредственно не связанного со службами, в дни великих христианских праздников [28].

Осенью 1929 г. Президиум ВЦИК принял постановление, в котором определил, что колокольный звон «резким образом противоречит принципу отделения церкви от государства, ибо нарушает бытовые условия и права широких безрелигиозных трудящихся масс, особенно города, мешает труду и использованию трудящимся населением его отдыха» [8, с. 38]. Параллельно с акцией по ограничению колокольного звона была запущена кампания по изъятию колоколов. По подсчетам «математиков» из Союза воинствующих безбожников, на колокольнях церквей России находилось около 250 тыс. т колокольной бронзы, и это тогда, когда «наша грандиозно расту-

щая промышленность задыхается от недостатка меди» [68, с. 19-20]. С началом индустриализации газетные публикации настойчиво убеждали, что «колокольный звон совершенно не нужен для совершения религиозных обрядов», «в колоколах у нас зря пропадают десятки тысяч тонн лучшего металла, в котором так нуждается наша промышленность», и призывали передать «колокола - на индустриализацию страны» [51; 65]. «Рудметаллторг» даже подготовил пятилетний план поступления колокольного лома, и каждый год на места спускался «специальный план (как на добычу руды), сколько тонн бронзы получить на печальной ниве обезглавленных церквей» [10, с. 220]. Разработанное в ноябре 1930 г. постановление СТО СССР о снятии колоколов для обеспечения народного хозяйства цветными металлами предусматривало «изъять колокола со всех церквей в городах, где колокольный звон запрещен», а где еще не запрещен - «изъять колокола со всех церквей, оставив один небольшой колокол» [15, л. 12].

Отталкиваясь от уровня цен 1930 г., современные исследователи В. Н. Мухин и Н. А. Федорова определили, что один трактор «стоил» примерно 200 пудов колокольной бронзы [42, с. 288]. Однако, как на самом деле «давалась» сельскохозяйственная техника, лучше всего свидетельствуют документы. Выступая на проходившем в феврале 1931 г. IV Съезде Советов Чувашской АССР, председатель одного из колхозов Ма-лояльчиковского района рассказал, какими оказались последствия «ударной работы» в этом направлении: «В прошлом году со всех церквей мы сняли колокола и собрали сотни тысяч рублей в фонд тракторизации. Нам обещали дать 150 тракторов, потом 115, потом 100 и в конце концов получили три трактора» [18, л. 79]. Причиной этого, на наш взгляд, является дисбаланс «желаемого» и «возможного». Общее поступление колокольного «лома» по стране за 19291930 гг. составило 11 тыс. т, но для его для обработки в стране не было достаточных производственных мощностей и соответ-

тетной составляющей конфессиональной политики Советского государства. Лидеры страны руководствовались по-своему мудрым принципом перераспределения имеющихся внутренних ресурсов. При полном отсутствии возможностей внешних заимствований это был единственный способ получения средств, например, для создания и развития промышленной инфраструктуры. Вопрос, на наш взгляд, здесь не в том, что надо ли было это делать, а в том, как надо было это сделать. Негативные оценки вызывает применявшаяся политика решения своих проблем за чужой счет, политика расширявшихся по принципу домино насильственных действий.

ствующей технологии [55, с. 134]. Вместе с тем запущенная машина по изъятию колоколов продолжала исправно функционировать. Партийными органами по-прежнему инициировались собрания граждан с вынесением резолюций о снятии колоколов и передаче их в различные фонды.

Подытоживая наше исследование экономической стороны государственно-церковных отношений, отметим следующее. Названные отношения, носившие характер противостояния двух идеологий, не могли не отразиться на других сферах жизни общества. Как показал произведенный небольшой обзор, экономический аспект был важной, а иногда и приори-

Библиографический список

1. Абызова Э. Б. История закрытия ряда церквей в Республике Марий Эл / Э. Б. Абызова // Хри-

стианское просвещение и русская культура : материалы VIII науч.-богосл. конф. - Йошкар-Ола, 2005. - С. 82-88.

2. Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915 г. - Казань, 1914. - 819 с.

3. Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. : в 2 кн. / подгот. Н. Н. Покровский,

С. Г. Петров. - М. : РОССПЭН ; Новосибирск : Сиб. хронограф, 1997. - Кн. 1. - 600 с.

4. Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии / С. Б. Бахмустов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во,

2000. - 976 с.

5. Бахмустов С. Б. Православие в Мордовском крае : историко-культурологический аспект /

С. Б. Бахмустов. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2006. - 384 с.

6. Бонч-Бруевич В. Д. Воспоминания о В. И. Ленине / В. Д. Бонч-Бруевич. - М. : Наука, 1965. -

480 с.

7. БраславскийЛ. Ю. Православные храмы Чувашии / Л. Ю. Браславский. - Чебоксары : Чуваш.

кн. изд-во, 1995. - 350 с.

8. Васильева О. Ю. Русская православная церковь в 1927-1943 годах / О. Ю. Васильева // Вопр.

истории. - 1994. - № 4. - С. 35-48.

9. В. М-с [псевдоним]. Ценности голодающим (беседа с председателем ВЦИК и ЦК Помгол

М. И. Калининым) / В. М-с // Изв. ВЦИК. - 1922. - 25 марта.

10. Волкогонов Д. А. Ленин. Политический портрет : в 2 кн. / Д. А. Волкогонов. - М. : Новости, 1994. - Кн. 2. - 512 с.

11. ВостриковВ. Г. От запрета колокольных звонов к разрушению храмов / В. Г. Востриков // Христианское просвещение и русская культура : материалы VI науч.-богосл. конф. - Йошкар-Ола, 2004. - С. 137-141.

12. Горев М. Церковные богатства и голод в России / М. Горев. - М. : Гос. изд-во, 1922. - 20 с.

13. ГАРФ (Гос. арх. Российской Федерации). - Ф. Р-1065. - Оп. 4. - Д. 182.

14. ГАРФ. - Ф. Р-1235. - Оп. 2. - Д. 45.

15. ГАРФ. - Ф. Р-5446. - Оп. 11а. - Д. 37.

16. ГИА ЧР (Гос. ист. арх. Чувашской Республики). - Ф. Р-76. - Оп. 1. - Д. 326.

17. ГИА ЧР. - Ф. Р-125. - Оп. 4. - Д. 89.

18. ГИА ЧР. - Ф. Р-202. - Оп. 1. - Д. 71.

19. ГИА ЧР. - Ф. Р-202. - Оп. 2.

20. ГИА ЧР. - Ф. Р-679. - Оп. 1. - Д. 200.

21. ГИА ЧР. - Ф. Р-784. - Оп. 2. - Д. 33.

22. Губкин О. Русская православная церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы [Электронный ресурс] / О. Губкин // Богослов : науч. богосл. журн. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/biblio/text/246503/index.html. - Загл. с экрана.

23. Денисов П. В. Религия и атеизм чувашского народа / П. В. Денисов. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1972. - 478 с.

24. Дорожкин М. В. Великая Октябрьская социалистическая революция и начало формирования мордовской социалистической нации / М. В. Дорожкин // Этногенез мордовского народа : материалы науч. сессии, 8-10 дек. 1964 г - Саранск, 1965. - С. 100-117.

25. История Чувашии новейшего времени. 1917-1945. - Чебоксары : ЧГИГН, 2001. - 262 с.

26. Итоги борьбы с голодом в 1921-1922 гг. : сб. ст. и отчетов. - М. : Изд. ЦК Помгол ВЦИК, 1922. - 61 с.

27. Каландадзе А. М. Декрет о земле и начало великих аграрных преобразований в деревне /

A. М. Каландадзе, А. И. Королев // Правоведение. - 1967. - № 5. - С. 37-45.

28. Козлов В. Ф. Гибель церковных колоколов в 1920-е - 1930-е годы [Электронный ресурс] /

B. Ф. Козлов. - Режим доступа: http://www.kolokola.ru/history/gibel1.htm. - Загл. с экрана.

29. Кознов А. П. Село Сумки : 300 лет жизни (документы, факты, раздумья) / А. П. Кознов. -Козьмодемьянск : Козьмодемьян. тип., 2010. - 244 с.

30. Косырев А. С. В революционные дни (Воспоминания старого коммуниста о событиях 19171918 гг.) / А. С. Косырев. - Чебоксары : Гос. изд-во, 1957. - 15 с.

31. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) : в 15 т. / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. - 9-е изд., доп. и испр. - Т. 2 : 1917-1922. -М. : Госполитиздат, 1983. - 606 с.

32. Краткая Ядринская энциклопедия. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 303 с.

33. Кривова Н. А. Власть и церковь в 1922-1925 гг. : Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства [Электронный ресурс] / Н. А. Кривова // Библиотека Якова Кротова: Режим доступа: http://www.krotov.info/history/20/krivova/kriv01. Мт1. - Загл. с экрана.

34. Кротов Я. Г. История изъятия церковных ценностей в 1922-1923 гг. [Электронный ресурс] / Я. Г. Кротов // Библиотека Якова Кротова. - Режим доступа: http://www.krotov.info/yakov/5_ hist/chem/1922_izyatie.htm. - Загл. с экрана.

35. Ксенофонтов Г. Н. Церкви Козловского района / Г. Н. Ксенофонтов. - Козловка : Козлов. тип., 1994. - 103 с.

36. Кузина А. С. У истоков ликвидации безработицы в СССР (по материалам Марийского края) / А. С. Кузина // Вопросы истории рабочего класса Марийской АССР. - Йошкар-Ола, 1969. -

C. 5-17.

37. Купряшкин Т. 1917-й год в Мордовии (Из истории Октябрьской социалистической революции на территории МАССР) / Т. Купряшкин, В. Самаркин. - Саранск : Мордов. гос. изд-во, 1939. - 64 с.

38. Лёвин О. Ю. Курс лекций по истории Тамбовской епархии, прочитанный в Тамбовской духовной семинарии в 2003-2006 гг. [Электронный ресурс] / О. Ю. Лёвин // История Тамбовской епархии : документы, исследования, лица. Режим доступа: http://www.tambovdoc.ru/ lektsii-po-istorii-eparhii/18-vskryitie-svyatyih-moschey-i-izyatie-tserkovnyih-tsennostey.php. -Загл. с экрана.

39. Литвин А. Л. Красный и белый террор в России. 1918-1922 гг. / А. Л. Литвин. - Казань : Тат. газ.-журн. изд-во, 1995. - 328 с.

40. Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». Вып. 5 : Православная Мордовия в лицах, событиях и фактах / авт.-сост. С. Б. Бахмустов. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2005. -218 с.

41. Мордовия в 1917-1953 годах. Курс истории / Т. Д. Надькин, А. П. Солдаткин, Ю. И. Сальников, Э. Ю. Сальникова, Л. Г. Филатов. - Саранск : Морд. гос. пед. ун-т, 2005. - 145 с.

42. Мухин В. Н. «Антиколокольная кампания» как составная часть коллективизации (по материалам ТАССР) / В. Н. Мухин, Н. А. Федорова // Крестьянство в российских трансформациях : исторический опыт и современность : материалы III Всерос. (XI Межрегион.) конф. историков-аграрников Сред. Поволжья. - Ижевск, 2010. - С. 287-291.

43. О земле : Декрет II Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от 28 октября 1917 г // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, издаваемое Народным комиссариатом юстиции. - 1917. - № 1. - Ст. 3.

44. Очерки истории сельского хозяйства и крестьянства Чувашии. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1989. - Ч. 1. - 302 с.

45. Петров И. Е. Чувашия в первые годы диктатуры пролетариата / И. Е. Петров. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1961. - 356 с.

46. Пиксаев А. О. Социальные преобразования в Мордовии / А. О. Пиксаев, И. А. Яшкин, Ю. М. Кривуляк. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969. - 80 с.

47. Письмо В. И. Ленина Л. Д. Троцкому для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 г / публ. подгот. Ю. Ахапкиным, И. Китаевым, В. Степановым // Изв. ЦК КПСС. - 1990. -№ 4. - С. 190-195.

48. Под звездой Октября : Мордовская АССР за 50 лет Советской власти / М. В. Дорожкин [и др.] - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. - 332 с.

49. Поляков Ю. А. 1921-й : победа над голодом / Ю. А. Поляков. - М. : Политиздат, 1975. - 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Православная энциклопедия. Русская православная церковь / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М. : Православ. энцикл., 2000. - 655 с.

51. Прекратить колокольный звон // Крас. Чувашия. - 1930. - 5 февр.

52. Российский государственный архив социально-политической истории. - Ф-2. - Оп. 2. - Д. 1168.

53. Румянцев Д., свящ. Русская Православная церковь в годы большевистских гонений 19181926 годов [Электронный ресурс] / Д. Румянцев // Азбука веры : электронная православная энциклопедия - Режим доступа : http:// www.azbyka.ru/parkhomenko/kniznaya_polka/ ramiancev/ramiancev_istoriya_msskaya_pravoslavnaya_cerkov_2-aИ.shtmL - Загл. с экрана.

54. С. К. [псевдоним]. Надо скорее закончить изъятие церковных ценностей / С. К. // Чуваш. край. - 1922. - 28 апр.

55. Слезин А. А. Воинствующий атеизм в СССР во второй половине 1920-х годов / А. А. Слезин // Вопр. истории. - 2005. - № 9. - С. 129-136.

56. Смирнов А. С. Крестьянские съезды в 1917 г. / А. С. Смирнов - М. : Мысль, 1979. - 245 с.

57. Советская деревня глазами ВЧК - ОГПУ - НКВД. 1918-1939. Документы и материалы : в 4 т. / под ред. А. Береловича, В. Данилова. - Т. 1 : 1918-1922 гг. - М. : РОССПЭН, 2000. - 864 с.

58. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956. Опыт художественного исследования: в 3 т. / А. И. Солженицын. - М. : Новый мир, 1990. - Т. 1. - 432 с.

59. Стариков С. В. Православные храмы и монастыри Марийского края / С. В. Стариков, О. Г. Левенштейн. - Йошкар-Ола : Периодика Марий Эл, 2001. - 159 с.

60. Стародубцев О. В. Русская Православная церковь и церковное искусство. 1917-1988 гг. [Электронный ресурс] / О. В. Стародубцев // Православие.ру. - Режим доступа: http://www. pravoslavie.ru/sretmon/uchil/iskusstvo.htm . - Загл. с экрана.

61. Статистический сборник за 1913-1917 гг. - М., 1921. - Вып. 1. - 277 с. - (Труды Центрального статистического управления).

62. Сухин В. И. Развитие сельского хозяйства Марийской АССР за годы Советской власти / В. И. Сухин // Великий Октябрь и Марийский край : материалы науч.-практ. конф. - Йошкар-Ола, 1898. - С. 88-98.

63. Хазанов Л. Как в 1920-е гг. «цветной» лом собирали / Л. Хазанов // Металлоснабжение и быт. - 2006. - № 11. - С. 140.

64. Хайрутдинов Р. Р. В церквях и монастырях по возможности ничего не оставлять... (Кампания по изъятию церковных ценностей в Татарстане в 1922 г.) / Р. Р. Хайрутдинов // Эхо веков. - 2006. - № 2. - С. 78-87.

65. Церкви - под культурные очаги, а колокола - на индустриализацию страны // Крас. Чувашия. - 1930. - 14 февр.

66. Черная книга коммунизма : преступления, террор, репрессии / под ред. Ч. Ронсака ; пер. с фр. - М. : Три века истории, 2001. - 766 с.

67. Чувашская энциклопедия : в 4 т. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. - Т. 1. - 590 с.

68. Шишаков В. Колокола на индустриализацию / В. Шишаков // Антирелигиозник. - 1930. -№ 2. - С. 19-22.

Поступила в редакцию 04.06.2012.

Сведения об авторе:

Козлов Федор Николаевич - кандидат исторических наук, докторант ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: государственно-церковные взаимоотношения, этнография чувашского народа, исламизация чувашей. Автор 38 научных публикаций, в том числе 1 монографии е-таП: fedor1977@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.