А. Д. Резвая
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
Ключевые слова: рыбохозяйственный, комплекс, анализ, экономика.
Проанализирована численность организаций рыбохозяйственного комплекса России за период с 1990 по 2006 гг.; проведен анализ состояния и перспектив развития РКХ России в целом, выделены факторы, определяющие развитие рыбохозяйственного комплекса РФ; выявлена проблема собственности основных фондов отрасли; проанализированы данные о размещении организаций рыбохозяйственного комплекса России по рыбопромышленным бассейнам; проведен анализ субъектно-объектной структуры рыбохозяйственного комплекса России по видам деятельности; выделены основные аргументы в пользу вступления России в члены Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО).
The number of fishery organizations in Russia during the period of 1990 to 2006 is analyzed in this work; the analysis on the state and future objectives of development of the fishery in Russia in a whole as well as factors that determine the development of fishery in Russia are conducted; the problem of possessing main assets of this branch of economy; information on location of Russia fisheries in fish industries is determined; research on structure of the fishery organization in accordance with the types of activities; the main causes and reasons of entering Russia into the membership of Production and agricultural Organization of the United Nations
В ходе экономических реформ в России в результате проведенных мер по приватизации и акционированию государственной собственности, демонополизации экономики произошла структурная перестройка промышленных предприятий отечественного рыбохозяйственного комплекса (РХК) - разукрупнение производственных объединений и образование предприятий новых организационно-правовых форм (в основном малых предприятий). При этом развитие малого предпринимательства продолжало оставаться существенным фактором увеличения количества организаций в РХК вплоть до 2007 г. Причем, начиная с 2000 г. в отечественном РХК наблюдался процесс обновления малых предприятий с тенденцией к сокращению, что было обусловлено интенсивностью развития другой составляющей малого предпринимательства - деятельностью ПБОЮЛ.
В настоящее время, по данным Федеральной службы государственной статистики [1], количество ПБОЮЛ в исследуемой отрасли составляет 1336 (табл. 1, 2).
Таблица 1 - Численность организаций РХК России за период с 1990 по 2005 г.
Годы Количество организаций Годы Количество организаций
1990 1267 1998 3025
1991 1375 1999 3173
1992 1411 2000 3689
1993 1814 2001 4140
1994 1993 2002 4423
1995 2564 2003 4753
1996 2715 2004 5538
1997 2741 2005 5484
Таблица 2 - Организационно-правовая структура РХК России в 2005 г.
Виды организаций Количество организаций В % к 2004 г.
Федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения 170 85,9
Государственные унитарные предприятия и государственные учреждения субъектов Российской Федерации 64 85,3
Муниципальные предприятия 34 91,9
Некоммерческие объединения (ассоциации, союзы) 102 96,2
Хозяйственные общества 3270 102,1
Рыболовецкие колхозы и артели, фермерские хозяйства, сельскохозяйственные предприятия и производственные кооперативы 508 92,2
Предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ) 1336 97,7
Всего 5484 99,0
Также следует особо отметить, что в 2006 г., впервые за рассматриваемый период, отмечалось уменьшение количества организаций в отрасли на 54 ед., или на 1 % по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, за последние 16 лет произошли существенные изменения в организационно-правовой структуре РХК России (табл. 2, рис. 1).
Следует подчеркнуть, что если в дореформенный период в составе Минрыбхоза СССР функционировали только государственные предприятия (объединения) и коллективные хозяйства, то уже в 2006 г. в отечественном РХК насчитывалось лишь 234 государственных предприятия и учреждения, или 4,3 % от общей численности организаций, 508 рыболовецких колхозов и артелей, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий и производственных кооперативов (9,3 %). В общей численности организаций отрасли в 2005 г. большую часть (59,6 %) составляли хозяйственные общества, 24,4 % - предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Я.М. Азизов, С.А. Студеницкий и Ю.А. Шпаченков [2] провели комплексный анализ состояния и перспектив развития РХК России в целом. В названной работе много внимания было уделено сырьевой базе океанического рыболовства и внутренних водоемов;
материально-технической базе рыболовного флота и береговых производств; производству рыбной продукции и российскому рынку рыбных товаров; научно-техническому потенциалу РХК и подготовке кадров; управлению водными ресурсами.
Рис. 1 - Организационно-правовая структура РХК России в 2006 г.,%
Особое внимание уделено вопросам реформирования РХК России и стратегии РХК в обеспечении продовольственной безопасности России. В частности, в вышеупомянутом исследовании проведен весьма глубокий анализ тенденций мирового рыболовства и выделены следующие его главные, определяющие факторы развития:
- повсеместная национализация морских видов биоресурсов, зарегулирование рыболовства в еще открытых районах Мирового океана, введение международных форм контроля над рыболовным промыслом;
- колебание численности основных рыбных и других массовых объектов промысла в зависимости от климатических изменений;
- большое влияние природоохранного движения на процесс закрытия для рыболовства различных акваторий Мирового океана;
- ужесточение конкуренции за ресурсы и рынки сбыта рыбных товаров;
- расширение и ускорение развития аквакультуры в прибрежной морской полосе и в экономических зонах стран; выход опытов с марикультурой за пределы экономических зон - в открытую часть Мирового океана;
- недоиспользование мировым рыболовством массовых пелагических видов гид-робионтов (ставриды, сардины, анчоусов, криля и др.);
- ускоренное принятие новых международных правовых документов, например, таких, как конвенции, кодексы, соглашения, имеющих обязательный либо строго рекомендательный характер для всех государств, вылавливающих морские биологические ресурсы в своей экономической зоне и в открытых районах Мирового океана. Инициаторы создания этих международных документов - прежде всего сильные государства. Создание единых, обязательных для всех государств принципов и норм позволит им получить выгоды в виде устойчивого вклада морского рыболовства в продовольственную безопасность насе-
ления рыбодобывающих стран. Обосновано, что Россия должна активно участвовать в завершающемся переделе Мирового океана [2. С. 16-17].
Важной проблемой развития предпринимательства в отечественном РХК являлась в пореформенный период и является в настоящее время проблема собственности основных фондов отрасли. Поэтому в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» распоряжениями Правительства РФ (№°№ 1165-р, 1124-р, 1306-р) были утверждены Прогнозные планы приватизации на 2004, 2005 и 2006 гг1.
Согласно вышеуказанным планам в конце 2004 г. были приватизированы четыре ФГУП, подведомственные Росрыболовству, в 2005 г. - еще три. На их базе было создано семь открытых акционерных обществ со 100%-ным федеральным государственным пакетом акций. В 2006 г. было приватизировано уже 21 предприятие, а в 2007 г. - 20 предприятий (динамика приватизации унитарных предприятий Росрыболовства представлена на рис. 2а).
Рис. 2 - Организации федеральной собственности Росрыболовства, %: а - динамика приватизации предприятий и организаций федеральной собственности Росрыболовства в 2005 г.; б - количественная оценка организаций федеральной собственности Росрыболовства в 2006 г., %
Таким образом, в результате реализации мероприятий административной реформы к концу 2006 г. произошло сокращение количества организаций, находящихся в ведении Росрыболовства, на 38 ед. (25,3 %) по сравнению с 2005 г., число ФГУП уменьшится на 28 ед. (49,1 %), а ФГУ (с учетом передачи госадминистраций МРП в Минтранс России) - на 10 ед. (10,8 %). Одновременно почти в 5 раз увеличилось число ОАО (с долей госсобственности свыше 50 %)2.
Весьма серьезной проблемой развития предпринимательства в отечественном РХК является то, что Федеральное агентство по рыболовству имеет свои представительства в десяти странах мира: США, Канада, КНДР, Республика Корея, Япония, Марокко, Маври-
1 Основными задачами государственной политики в сфере приватизации являлись: приватизация федерального имущества, не задействованного в обеспечении государственных функций; поэтапное сокращение числа федеральных унитарных предприятий; повышение темпов приватизации федерального имущества; формирование доходов федерального бюджета.
2 Количественная оценка количества организаций федеральной собственности Росрыболовства на конец 2006 г. приведена на рис. 2(б). Политика государства направлена на прекращение существования такой организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, как ФГУП. Судьба ФГУП решена - к началу 2009 г. их не должно остаться. Если сохранятся, то только казенные предприятия.
тания, Норвегия, Дания и Италия, а также в Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). С учетом предполагаемого развития отечественного промысла в зонах иностранных государств намечается организация за рубежом новых представительств, в том числе в странах Южной Америки, Анголе и др.
Следует подчеркнуть, что специфической особенностью размещения организаций РХК является их концентрация в рыбопромышленных бассейнах - Дальневосточном, Северном, Западном, Южном и Каспийском, то есть в районах базирования промыслового флота. Кроме того, бассейновый принцип размещения отвечает биологии водных биоресурсов, особенностям их воспроизводства и миграции независимо от административных границ (на рис. 3 представлены данные о размещении организаций РХК России по рыбопромышленным бассейнам в 2005 г., при этом наибольшее число организаций - 1974 (36%) - было сконцентрировано на территории Дальневосточного бассейна).
Рис. 3 - Структура размещения организаций РХК по рыбопромышленным бассейнам, %
Также необходимо отметить, что больше всего государственных предприятий и учреждений функционировало и функционирует в настоящее время в Москве и Московской области, на территории Каспийского и Южного бассейнов - 10,2; 10,6 и 8,6 % соответственно от общего количества организаций соответствующего бассейна и регионов.
Незначительной была доля организаций государственной собственности на территории Дальневосточного, Северного и Западного бассейнов - 2,4; 1,5 и 3,3 % соответственно. Кроме того, в Москве и Московской области, на Дальнем Востоке и на территории Западного бассейна наибольший удельный вес занимали частные предприятия - хозяйственные общества - 82,4; 82,2; 65,1 % соответственно. Распространено индивидуальное частное предпринимательство на территории Северного (44,6 %) и Западного (23,2 %) бассейнов. Большинство рыболовецких колхозов РХК расположено на территории Каспийского (25,4 %) и Южного (18,7 %) бассейнов.
В настоящее время приемку и транспортировку рыбной продукции осуществляют 105 организаций (1,9 %). Товарным рыбоводством занимаются 290 хозяйствующих субъектов (5,3 %), большая часть которых входит в Росрыбхоз. Материально-техническим снабжением, оптовой торговлей и сбытом занято 3,1 % от общего количества организаций. В машиностроительной отрасли РХК (включая судоремонт и судостроение) насчитывается 1,8 % организаций.
Производством орудий лова и сетевязанием занимается 21 организация (0,4 %), изготовлением тары и деревообработкой - 13 хозяйствующих субъектов (0,2 %). Функции по
сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства осуществляют 28 организаций (0,5 %), воспроизводством водных биоресурсов занимаются 93 организации
(1,7 %).
Контроль за безопасностью мореплавания, обслуживание судов в порту являются основным видом деятельности 72 организаций (1,3 %). В РХК насчитывается 65 научноисследовательских и проектно-конструкторских организаций (1,2 %), 26 организаций занимаются подготовкой и переподготовкой кадров, в том числе 19 государственных образовательных учреждений высшего, среднего профессионального и дополнительного образования.
И.А. Побожий [3] отмечает, что переход отечественного РХК на рыночные принципы хозяйствования привел к существенным изменениям в деятельности, составе и структуре рыбопромыслового флота. По его мнению, вынужденная передислокация работы отечественного флота, преимущественно в ИЭЗ России, привела к возникновению целого ряда деструктивных факторов развития рыбопромышленного комплекса
Проведенный анализ субъектно-объектной структуры РХК по видам деятельности в разрезе рыбопромышленных бассейнов свидетельствует о том, что около 40 % хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по добыче и переработке гидробио-нтов, находится на территории Дальневосточного бассейна. Организации товарного рыбоводства размещены в основном на территории Южного бассейна (25,9 %).
На территории Северного бассейна более обширно, чем на других, представлены машиностроительные и судоремонтные предприятия (35,6 %), а также организации материально-технического снабжения, торговли и сбыта (26,7 %). Западный бассейн занимает первое место по количеству научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций (23,1 %). На территории Дальневосточного, Южного и Каспийского бассейнов работает основная часть организаций по воспроизводству водных биоресурсов - 14,1; 19,6 и 18,5 % от общего количества этих организаций в отрасли соответственно.
Литература
1. www.gks.ru. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс].
2. Азизов, Я.М. Рыбное хозяйство России на рубеже веков / Я.М. Азизов, С.А. Студеницкий, Ю.А. Шпаченков. - М.: Госкомрыболовство, 2000. - 168 с.
3. Побожий, И.А. Рыбопромысловый флот в условиях рыночных отношений / И.А. Побожий // Рыбное хозяйство. - № 4. -2 006. - С. 15-18.
4. Тарханова, Л.Б. Укрупнение бизнеса и интеграция в рыбной отрасли как фактор повышения экономической эффективности использования морских биоресурсов / Л.Б. Тарханова // Рыбное хозяйство.-№ 4.-2006.-С. 12-14.
5. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. академика А.Г. Гранберга; Российская академия наук. - М.: Наука, 2004. - 720 с.
6. Якунин, В.И. Социальное измерение государственной экономической политики / В.И. Якунин, В. Д. Роик, С.С. Сулакшин. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 208 с.
7. Сиренко, В. С. Факторы конкурентоспособности (использование мирового опыта в российских условиях) / В.С. Сиренко // Рыбное хозяйство. - № 3. - 2007. - С. 23-26.
© А. Д. Резвая - канд. эконом. наук, ст. препод. Санкт-Петербургской Академии управления и экономики.