Научная статья на тему 'Экономический анализ отрасли информационных технологий: мировой опыт и реальность России'

Экономический анализ отрасли информационных технологий: мировой опыт и реальность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4160
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕТЕВЫХ ПРОДУКТОВ / РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Розанова Н. М.

В современной экономике все более значимая роль отводится информационным технологиям. В статье рассматривается экономическая сторона ИТ-рынка, анализируется вопрос, какова конфигурация ИТ-рынка? Показывается эволюция мировой ИТ-отрасли и место России в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ отрасли информационных технологий: мировой опыт и реальность России»

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) 2009 Том 7 № 3

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РЕАЛЬНОСТЬ РОССИИ 1

Н. М. РОЗАНОВА,

доктор экономических наук, профессор Государственный университет — Высшая школа экономики

В современной экономике все более значимая роль отводится информационным технологиям. В статье рассматривается экономическая сторона ИТ-рынка, анализируется вопрос, какова конфигурация ИТ-рынка? Показывается эволюция мировой ИТ-отрасли и место России в этом процессе.

Ключевые слова: информационные технологии, микроэкономический анализ сетевых продуктов, рыночное равновесие.

Код классификатора .Ж: 03, D4, Dб, L4.

Ключ к превосходству не в том, чтобы реагировать на беспорядок, а в том, чтобы создавать его.

Эд Маккранси,

президент компании Silicon ОгарЬкэ в 1990-х гг.

Информационные технологии играют в нашей жизни все большую и большую роль. Как бизнес-процессы в промышленности и торговле, так и частная жизнь домохозяйств оказываются в значительной степени вовлеченными в сферу информации и информатики. Чем масштабнее становится сфера ИТ, тем настоятельнее оказывается потребность в экономическом анализе механизма функционирования данной отрасли.

ИТ-ландшафт современной экономики

Отрасль информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся в современном мире.

Доля ИТ в ВВП современных развитых стран выросла с 1 % в 19б0-1970-х годах до 4-5 % в 2000-х годах. По некоторым оценкам [5], вклад ИТ-индустрии в мировую экономику составляет почти 1 трлн долл. в год.

Многие исследования показывают, что значительная часть экономического роста современных экономик приходится на информационные технологии (см. [18; 19, р. 4б0-481]). Например, вклад ИТ-сектора в прирост ВВП США составил в 1990-х годах 27 %. А модель экономистов Национального бюро экономических исследований США демонстрирует, что долгосрочный рост целиком зависит от того, какой объем ресурсов направлен в ИТ-сектор. Чтобы увеличить экономический рост на один процент, необходимо перераспределить, например, трудовые ресурсы на 7 % в пользу сферы информационных технологий [1б, р. 2].

Информационные технологии ведут к улучшению основного капитала, что сопровождается ростом предельного продукта капитала, а также положительным внешним эффектом для прочих факторов производства.

Доля инвестиций в ИТ в совокупных капитальных вложениях в среднем за последние двадцать лет выросла с 10 до 25-30 %, хотя довольно сильно различается по странам (табл. 1)

1 Автор приносит глубокую благодарность за прояснение многих вопросов отрасли ИТ выпускнику программы МВА Высшей школы бизнес-информатики Сергею Бакаеву.

© Розанова Н. М., 2009

Таблица 1

Доля ИТ-инвестиций в совокупных капитальных вложениях некоторых стран OECD (пятилетняя средняя, в процентах)

Страна 1980-1984 2000-2004

США 15,1 29,9

Швеция 11,9 27,6

Финляндия 8,3 26,6

Австралия 8,4 23,8

Великобритания 7,9 23,1

Новая Зеландия 8,6 20,0

Франция 8,7 17,6

Япония 9,0 15,5

Источник: [17, р. 156].

Значительный вклад информационных технологий наблюдается в области совокупной факторной производительности. Как показывают данные табл. 2, и в США, и в Японии (наиболее «продвинутых» в этой области экономики) роль ИТ-сферы в обеспечении прироста совокупной факторной производительности приближается и даже обгоняет прочие секторы экономики.

Таблица 2

Доля секторов экономики в приросте совокупной производительности факторов производства, 1995-2003 гг.

Сектор экономики Япония США

Информационные технологии 0,36 0,46

В том числе:

Компьютеры 0,23 0,31

Программное обеспечение 0,04 0,06

Коммуникационное оборудование 0,09 0,08

Не ИТ-сектор 0,10 0,53

Источник: [19, р. 31].

Наблюдается расширение проникновения ИТ в бизнес-процессы самых различных организаций, механизмы государственного управления и повседневную жизнь людей.

В результате внедрения информационных технологий значительно сокращается время на проведение деловых операций и получение необходимой информации.

В среднем такие страны, как Китай, Индия, Польша, Словакия, Греция, Румыния, Бразилия, Португалия, увеличивают свои расходы на ИТ в год на 20-30 % [27, р. 1б].

Растет доля предприятий, использующих Интернет в своем производственном процессе. Так, в развитых странах доля предприятий, активных в области Интернета и создания собственного сайта, составляет 94-95 %. Выделяются Финляндия (доля 99 %), Исландия (доля 99,3 %), Япония (доля 97,7 %), Нидерланды (доля 97 %). В России число подобных предприятий не превышает 53,3 %, из них только 27,7 % имеют собственные сайты [24; 17, р. 32].

ТЕRRА ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

Теоретические исследования ИТ-рынка

Экономическая литература, касающаяся сферы информационных технологий, базируется на нескольких теоретических положениях, которые с разными вариациями переходят из одной научной статьи в другую.

Во-первых, теоретическим фундаментом экономических исследований ИТ-отрасли является концепция внешних эффектов, товаров длительного пользования и монопольного поведения2. Специфика ИТ-продукта вводится напрямую в косвенную функцию полезности в виде дополнительного коэффициента, зависящего от величины сети потребителей, например, такого вида: u = a — p + к. N > 0, где N — число клиентов, р — цена товара; к — величина внешнего эффекта; a — максимальная готовность платить за ИТ-услугу. Основная задача исследователей здесь заключается в том, чтобы показать решение парадокса Коуза применительно к ИТ-рынку и роль монопольного продавца ИТ-услуг. Однако, как будет показано ниже, рынок информационных технологий далек от монопольного даже по отдельным сегментам. Мы видим значительное число компьютерных фирм с обширным диапазоном предоставляемых услуг. Кроме того, ИТ-продукт не может рассматриваться как товар длительного пользования, что делает неприменимым здесь теорию Коуза и ее критику.

Второе направление анализа ИТ-отрасли связано с исследованием эффективности ИТ-инвестиций и ИТ-проектов (типичные работы: [22, p. 33-43; 15, p. 349-364;

21, p. 1-13; 3]). Экономисты оценивают бизнес решения в области ИТ, факторы, от которых зависит производительность информационной системы предприятия. Это анализ на уровне фирмы. Исследователи ставят перед собой задачу оценить, каким образом фирмам лучше и полнее использовать информационные технологии, чтобы добиться более высокой отдачи от ИТ-инвестиций. Однако в данном случае не рассматривается конкуренция самих ИТ-продуктов, подразумевается, что ИТ-решения для бизнеса в принципе примерно одинаковы, что, конечно, не соответствует действительности. В частности, аналитикам, действующим в данном направлении, не удалось разрешить так называемый «парадокс производительности ИТ»: за время существования компьютерной отрасли инвестиции в область ИТ выросли в 25 раз, а производительность труда практически не изменилась, причем прирост производительности труда, например в США, даже сократился с 2,68 % в год в 1960-х годах до 1,03 % в 1990-х годах. Так куда же уходят информационные деньги?

В-третьих, имеется обширная область работ (например, [1; 7; 4]), посвященных эмпирическим и статистическим обзорам развития ИТ-отрасли, масштабности и глубины проникновения высокотехнологичных продуктов в различные сферы экономики. При всей важности подобного подхода к данной сфере здесь чувствуется недостаток экономического обобщения и теоретической базы.

Кроме того, многие исследователи уделяют внимание исключительно отдельным аспектам функционирования ИТ-сферы [2], например особенностям занятости (аутсорсинг), специфике внутренней организационной структуры ИТ-фирм (сетевые решения) или оценке доходности ИТ-инвестиций.

Таким образом, современным экономическим исследованиям индустрии информационных технологий требуется в большей степени теоретический интеграционный подход, который может предложить, например, микроэкономика. Подход к этой отрасли с точки зрения спроса и предложения представлен в данной статье. Этот подход позволяет выделить преимущества и опасности, сопровождающие развитие ИТ-сферы, с которыми вынуждены считаться и которые могут эффективно использовать все участники данного рынка.

2 См. например, работы Economides N., Cabral L., Bensaid B., Jonard N., Katz M., Shapiro C.

Особенности отрасли информационных технологий

Микроэкономический анализ любой отрасли, в том числе и отрасли ИТ, целесообразно проводить по трем компонентам: спрос, предложение и равновесие. Подобная структура позволяет выявить отраслевые особенности формирования и динамики цен на продукт, а также возможные проблемы рассматриваемого рынка.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СПРОСА НА ИТ-ПРОДУКТЫ

Особенности спроса здесь связаны с тем, что ИТ-продукт представляет собой сложный сетевой товар, максимальный ценностный эффект от использования которого достигается при определенном числе реальных и потенциальных пользователей и значительном количестве дополняемых компонентов.

ИНТЕРЕС К ИНТЕГРАЦИОННЫМ РЕШЕНИЯМ

По мере того, как ИТ-системы промышленных, торговых и финансовых предприятий превращаются в массовый товар повседневного спроса, растет интерес к универсальным ПО, которые обеспечивали бы возможность одновременного использования бизнес софта различных, чаще всего конкурирующих, производителей.

Обычно при характеристике ИТ-продукта исходят из стандартной степени его использования, как правило, полностью. Однако в действительности высокотехнологичные продукты могут применяться в самой разной степени, в зависимости от типа пользователя: начинающий пользователь; продвинутый пользователь и профессиональный пользователь. Чем больше индивид или фирма используют какой-либо ИТ-продукт, тем выше, с одной стороны, их способность применять все более и более сложные опции, предоставляемые компанией-разработчиком, и, с другой стороны, тем более значимой оказывается для них возможность применять в своей деятельности дополнительные опции самых различных ИТ-платформ. Технологическая и информационная насыщенность продукта усиливается, а издержки пользования сокращаются. Дополнительная (предельная) ценность (полезность) ИТ-продукта растет вместе с эффектом обучения и степенью интеграционных решений.

ПОВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

На ИТ-рынках проявляется высокая значимость защитных программ, поскольку неудовлетворительная защита деловой и личной информации от несанкционированного доступа и вирусов может не только затруднить нормальную деятельность компании, но и стать фактором ее банкротства.

По данным экспертов [5], примерно 211 млн долл. США ежегодно тратится на информационную защиту. Этот сегмент софта развивается наиболее быстрыми темпами.

Однако противоположная сторона — хакерство, несанкционированный доступ к информационным сетям, пиратство и промышленный шпионаж — также стремятся не отставать. При появлении новых программ, как правило, защитная составляющая превышает возможности хакеров. Однако по мере того, как ПО распространяется среди пользователей, его защитные компоненты устаревают, в результате чего-либо необходимы дополнительные ресурсы для закупки обновления, либо отказ от него. Интерес к предыдущей версии программы снижается.

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА ИТ

Если первоначально большие компьютеры были доступны лишь немногим крупным фирмам, то с конца 1990-х годов компактное аппаратное обеспечение распространяется повсеместно, как среди крупных, так и среди средних и мелких фирм. Наличие ИТ-системы расценивается как фактор лучшей управляемости предприятием

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

и престижности самого бизнеса. Фирмы затрачивают огромные суммы на закупку новейших версий программ и их многочисленных обновлений, дополнений и приложений.

Однако в 2000-х годах ситуация меняется. Исследования показывают, что, например, из 48 тыс. серверов Bank of America используются всего лишь 8-12 %. Кризисные явления в экономике, спады производства, глобальный финансовый кризис 2008 года вынуждают не только мелкий бизнес, но и крупные компании оптимизировать организационные структуры, избавляясь от всего лишнего. И в первую очередь это касается ИТ-сферы. Фирмы нацелены на выполнение прежнего объема работ при меньшем числе процессоров.

Если на первых этапах компьютеризации экономики наблюдались хаотичные инвестиции в ИТ со стороны промышленных и торговых фирм, то в настоящее время инвестиции приобретают целевой характер, они делаются для решения конкретной бизнес-задачи. На смену стандартным инвестициям приходят специфические проекты. Вместо тиражного софта компьютерным фирмам приходится сталкиваться с решениями точечных задач. Полная модернизация и покупка нового оборудования сменяется оптимизационными работами по отладке и интеграции существующей ИТ-системы.

С оптимизацией затрат на информационную сферу связано сокращение покупки часов поддержки ИТ-систем в малом и среднем бизнесе и замена лицензий ПО на договоры аренды. Исследования показывают [2, с. 108], что большая часть затрат промышленных компаний в сфере ИТ приходится на установку, наладку оборудования и его последующее гарантийное обслуживание (около 40 % расходов). На получение лицензии расходуется 7 % затрат, а само по себе высокотехнологичное оборудование обходится в 2 %.

ПОЛЯРИЗАЦИЯ СПРОСА

Когда компьютерная отрасль только зарождалась, клиентами компьютерных фирм были специально подготовленные люди, профессионалы. В то время только сотрудники технических специальностей могли обращаться с аппаратным и программным обеспечением.

По мере того, как ИТ рынок развивался, программы становились все более стандартизированными, предназначенными для решения типовых бизнес-задач, с дружественным интерфейсом, позволяющим непрофессионалам легко и просто обучиться необходимым навыкам.

Поляризация между двумя типами пользователей ИТ-продуктов усиливается и углубляется. На одном краю оказываются непрофессионалы, способные применять компьютеры исключительно для самых простых операций: ввода текстов и данных, простейшего анализа, поисковых систем Интернета. Другой край представлен профессионалами самого высокого уровня, которые могут не только настроить калькулятор как компьютер, но и заняться промышленным шпионажем без ведома работодателей.

Часто ИТ-фирмы выпускают ИТ-продукты в двух версия, полная версия ПО для квалифицированных (профессиональных) пользователей и сокращенная версия ПО для непрофессионалов.

С другой стороны, по мере действия эффекта обучения, часть непрофессионалов повышает свою квалификацию до уровня продвинутых пользователей, во многом также знающих, как и люди со специальным образованием. Этому способствует система краткосрочных курсов, действующих практически при любом образовательном центре и/или компьютерной фирме.

Таким образом, поляризация спроса носит скорее динамический, чем статический характер: новые клиенты образуют область непрофессионалов, часть непрофессио-

нальных пользователей продвигается к сфере профессиональных знаний. А бывшие профессионалы могут уходить в другие отрасли бизнеса и постепенно терять навыки, отставать от последних ИТ-тенденций и переходить, вследствие этого, в сегмент менее профессиональных участников.

ОСОЗНАНИЕ ОПАСНОСТИ «ИНВЕСТИЦИОННОЙ ЛОВУШКИ»

Приобретение ПО означает покупку определенного способа осуществления бизнес-процессов, специфическую философию деловых трансакций. На первых этапах развития компьютерной отрасли промышленные компании инвестировали в ИТ часто без ясного концептуального видения стратегических результатов, под влиянием импульсов и необдуманных советов. Однако с течением времени фирмы убедились в сложном и межвременном характере ИТ-продуктов, которые требуют непрерывного обновления.

Инвестиционная ловушка включает в себя невозвратные затраты на обучение персонала, оплату лицензии, расходы по модернизации и приобретению приложений, использование которых оказывается ниже минимально допустимого уровня, средства, выделяемые на системную интеграцию и установление связи с уже существующими информационными и коммуникационными системами.

Раз попав в инвестиционную ловушку, компании становятся более осторожными, более продуманно выбирают ИТ-контрагентов и оценивают предлагаемый ИТ-продукт с точки зрения его будущей функциональной совместимости с новыми версиями ПО и технологическим трендом отрасли.

Некоторые исследователи (например, [23, p. 38]) считают, что так как пользователям ПО приходится постоянно предпринимать дополнительные инвестиции в комплементарные ИТ-продукты, это означает для них риск попадания в зависимость от конкретного продавца ПО, что сопровождает хроническим недоинвестированием предприятий в информационные технологии. Решение проблемы видится в продуктах с открытым кодом3, которые служат своего рода реальным опционом для покупателей ПО. Реальный опцион в данном случае означает возможность доработки программы в нужном направлении в будущем, по мере того как такая потребность возникает (если возникает). ПО с закрытым кодом не предоставляет подобной опции, поскольку требует приобретения новой лицензии у компании-разработчика.

Чем более специфическими являются требования заказчика, тем сильнее риск инвестиционной ловушки в отношении ИТ-продуктов и выше потенциальный объем недоинвестированных ресурсов, и тем в большей степени, как показывает практика, ИТ-фирмы ориентируются на открытый код (в области, операционных систем, языков программирования, электронных библиотек и баз данных). Там же, где комплементарные вложения практически не нужны, пользователи не обладают навыками модификации программ, да и сами модификации требуются в меньшей степени, если вообще требуются, ПО с открытым кодом редки. Типичный пример — область компьютерных игр.

Как правило, новаторские программы появляются на ИТ-рынке как ПО с закрытым кодом, но с течением времени практически у каждой такой программы появляется открытый двойник. Например, для Интернет серверов Microsoft и Netscape — это программа Apache; для системного администрирования и языков программирования Java (Sun), Visual Basic и Active X (Microsoft) — это программа Perl; для почтовых агентов Exchange (Microsoft), IMail (Ipswich) и Post.Office (Software.com) — это программа Sendmail [20, p. 209].

3 Программы с открытым кодом может дорабатывать и модифицировать любой человек, обладающий соответствующими навыками программирования. Программы с закрытым кодом доступны для изменения только компании-разработчику.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ЭФФЕКТ «ПЕРЕЛЕТА»

Возникновение ИТ-рынка как в определенном смысле экзотической сферы для бизнеса привело к формированию эффекта «перелета»4 — ситуации, когда сферы использования и производительность многих ИТ-продуктов превышают реальные потребности непрофессиональных пользователей из мира бизнеса и тем более в области домашнего хозяйства. Закупив сложное технологическое оборудование и приобретя лицензии на комплексные компьютерные продукты, предприятия-заказчики начинают осознавать свою неспособность — в силу нецелесообразности — использовать ИТ-систему на 100 %. Это стимулирует их переходить на более дешевые базовые версии, которые зачастую поставляются небольшими ИТ-фирмами, фрилансерами и компаниями-аутсорсерами, являющимися конкурентами крупных компьютерных фирм.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ-ЗАКАЗЧИКИ

К решениям в области информационных технологий прибегают в настоящее время фирмы практически всех отраслей экономики. Наиболее частые заказы приходятся на компании финансового сектора и банки. На втором месте находятся сами ИТ-фирмы и телекомы. Третье место по частоте заказов занимает розничная торговля. Согласно исследованиям [6], среди совокупных мировых расходов на информационные технологии на промышленность приходилось в 2007 году 20,89 %; телекоммуникационные фирмы заказали 17 % всех ИТ продуктов, финансовый сектор — 20 %; государственный сектор — 15,5 %; торговля — 8,9 %; транспорт — 4,4 %; коммунальные службы — 4,4 %; здравоохранение — 4 %; образование — 2,2 %; прочие отрасли — примерно 1,9 %.

КОНФИГУРАЦИЯ СПРОСА

Подведем итоги.

Фундаментальная теория спроса говорит о том, что спрос на какой-либо товар можно оценить на основе равновесия потребителя5, достигаемого там, где предельная полезность товара в денежном виде (предельная ценность товара) оказывается равной его цене:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МУ (д ) _МШ1_ р(д )^

где X — предельная полезность денег.

Так как обычно предельная полезность каждой дополнительной единицы товара падает, то спрос традиционно носит нисходящий характер. Однако ситуация меняется для ИТ-рынка. Как мы видим, некоторые факторы спроса действуют в сторону сокращения объема продаж при росте цены товара (традиционная функция спроса), в то время как другие могут вести к увеличению объема продаж. По мере того как рынок развивается, объемы продаж увеличиваются, форма спроса не остается неизменной.

Спрос на ИТ-продукт носит волнообразный характер (рис. 1).

Восходящая волна (участок 1) объясняется преобладанием эффекта роста предельной полезности нового ИТ-продукта под действием эффекта сети и эффекта обучения. Происходит массовое внедрение на рынок непрофессиональных пользователей. Преобладают программы с закрытым кодом. Фирмы слабо осознают опасность инвестиционной ловушки. Эффект оптимистичных ожиданий от внедрения информационных систем увеличивает предельную полезность ИТ-продукта и стимулирует готовность платить. Этот эффект отчасти аналогичен эффекту сноба, выделенному Т. Вебленом

4 По выражению исследователя ИТ-отрасли Николаса Карра [8].

5 Условие Куна—Такера оптимизационной задачи потребительского выбора. Мы считаем, что товар

покупается, иначе не имеет смысла говорить о спросе на него.

для рынка потребительских товаров роскоши. В определенном смысле здесь новые ИТ-решения и являются подобным товаром роскоши для промышленных предприятий и индивидуальных пользователей.

Нисходящая волна (участок 2) преобладает тогда, когда усиливается несанкционированный доступ (хакерство) к данному ИТ-продукту, а потенциальные клиенты начинают осознавать опасность инвестиционной ловушки и приступают к оптимизации затрат на ИТ. Кроме того, профессиональные пользователи уходят с этого рынка, чтобы заняться освоением новых ниш. ПО с открытым кодом создают конкуренцию коммерческим продуктам.

Следующая восходящая волна (участок 3) проявляется там, где усиливается потребность в интеграционных решениях, непрофессиональные потребители в значительной степени становятся продвинутыми пользователями (что усиливает их интерес к продукту и, соответственно, его предельную полезность для них), а компании — разработчики выдвигают новую версию базового продукта, либо предлагают новые приложения.

Поскольку модернизация программ и расширение потенциальной клиентской базы может продолжаться, восходящий и нисходящий участки спроса будут чередовать друг друга.

Обратимся теперь к характеристике предложения.

ОсоБенности предложения ИТ отрасли

ВОЛНООБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР ДИНАМИКИ ОТРАСЛИ

Развитие ИТ-отрасли и со стороны предложения подвержено волнообразной динамике (хотя это волна другой природы). Вначале инновационный продукт появляется у одного-двух компьютерных компаний-лидеров рынка. Этот ИТ-продукт подвержен многочисленным доработкам, устраняются первичные ошибки, товар подстраивается под более массового заказчика. Здесь в отрасль входит большое число фирм-последователей, которые, как правило, являются скорее имитаторами, чем инноваторами. Объемы продаж растут. Все потенциальные клиенты оказываются охваченными данным ИТ-продуктом. Как только пик рынка достигнут, компании-разработчики выпускают следующую компьютерную конфигурацию. Старый ИТ-продукт отходит на второй план. Его производство либо резко прекращается, либо уходит в малозначительную нишу. И волна повторяется вновь. (рис. 2).

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

Объем продаж

лидеры Компании- Уход в нишу

r V рынок

последователи

Рис. 2. Этапы «волны» в предложении информационных технологий

Каждая волна ИТ-отрасли характеризуется сменой не только технологической парадигмы развития аппаратного и программного обеспечения, но и лидеров рынка.

Первая волна компьютерного производства относится к 1950-1960 годам, когда преобладающим продуктом были объемные и дорогостоящие мейнфреймы. Доминировала на рынке компания IBM, которую окружали достаточно яркие «звезды» бизнеса — фирмы Burroughs; Univac; NCR; Control Data; Honeywell.

Вторая волна ИТ-отрасли пришлась на 1970-1980 годы с преобладанием миникомпьютеров, персональных компьютеров, более простых и более удобных в использовании для непрофессиональных пользователей. Предыдущее лидерство сменилось новыми игроками, компаниями Digital Equipment Corporation; Data General; Prime; Wang.

Конец 1980-х — начало 2000-х годов характеризуется третьей волной компьютерного бизнеса с развитием клиент-серверных систем, полной автоматизацией производства, появлением операционных систем Windows и Unix и дружественного в целом интерфейса по отношению к обыкновенным заказчикам уровня домохозяйства. Доминирование на рынке переходит к компаниям Microsoft; Apple; Compaq; Dell; Hewlett Packard (HP); Sun.

С 2002 года многие исследователи выделяют начало четвертой волны ИТ-отрасли. По выражению главного редактора журнала Forbes [12], начинается «дешевая революция», когда дешевые программные пакеты с открытым кодом и сервера на платформах РС под управлением Linux — операционной системы с открытым кодом — вытесняют сугубо коммерческие продукты. Новые лидеры рынка ищутся среди Rackable; Azul; Red Hat; MySQL; ActiveGrid; Zimbra; Ingres и других небольших компьютерных фирм, нацеленных на активизацию открытых систем в области разработки ПО, управления баз данными; виртуализации; маршрутизаторов и новых программных оболочек для ПК.

С четвертой волной связано и стремление к использованию интернет-решений для бизнеса и рядовых пользователей. Интернет-программы, которые можно не покупать, а взять в аренду, оказываются в 2-3 раза дешевле традиционных ПО. Например, компания Amazon.com предоставляет вычислительные мощности и услуги по хранению данных на основе либо временных предпочтений клиентов (15 центов за гигабайт в месяц), либо требуемых объемов (10 центов в час за гигабайт).

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА

ИТ отрасль характеризуется значительными первоначальными вложениями. Однако если компьютерная программа уже написана, ограничений для ее воспроизводства с точки зрения технологии практически не существует. Копирование и распространение ИТ-продуктов почти не требует затрат и может, с экономической точки зрения, рассматриваться как сопровождающаяся нулевыми предельными издержками.

Конечно, в области аппаратного обеспечения предельные издержки отличны от нуля. Однако статистика свидетельствует о том, что в совокупных ИТ-расходах предприятий и домохозяйств доля компьютеров и периферийных устройств неуклонно сокращается, а доля ПО и обслуживания растет. Например, в 2003 году на «железо» приходилось во всем мире около 24 % затрат, в то время как на софт — более 37 %, а вместе с обслуживанием — более 70 % совокупных расходов6.

Это означает наличие в ИТ-отрасли ярко выраженного, существенного положительного эффекта масштаба, в результате чего предложение приобретает нисходящую форму, характерную для отраслей с преобладанием естественной монополии или естественной олигополии (рис. 3).

Р, МО

МС(О)

Рис. 3. Предложение на ИТ-рынке

ДРУГАЯ ПРИРОДА КОНКУРЕНЦИИ

Информационные технологии изменяют природу конкуренции.

Наличие сетевого эффекта и точки «критической массы» означает, что лучший продукт с точки зрения качества и технологических характеристик не всегда оказывается в числе победителей. Первостепенную роль играют ожидания потребителей относительно того, какая именно из конкурирующих технологий окажется доминирующей. Большая клиентская база компании в этих условиях служит сигналом жизнеспособности фирмы [14 р. 303, 327]. Потребители формируют свои ожидания, опираясь на известность бренда, влияние СМИ (насколько часто продукт упоминается в популярной прессе), предварительные объявления о разработках со стороны самих ИТ-компаний.

Кроме того, производители могут продавать меньшее число оригинального продукта, поскольку существует опасность незаконного воспроизведения и, следовательно, сильна конкуренция со стороны незаконных копий, вторичного рынка и рынка аренды (подробнее об этом см. [25, р. 473-488]).

6 Рассчитано на основе данных статьи [1, с. 3-9].

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

Государство представляет собой важный фактор эволюции ИТ-рынка и его дифференциации по различным сегментам. Государство может оказывать поддержку лидеру отрасли в разработке отраслевого стандарта, что ведет к усилению сетевого эффекта. Например, в США Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (1ЕЕЕ) определяет сетевые стандарты локальных сетей.

Таким образом, в сфере ИТ-конкуренция имеет место главным образом не внутри рынка, а за рынок, за выбор потребителями той или иной высокотехнологичной платформы.

Соединение эффекта масштаба с конкуренцией за рынок проявляется в особой динамике цен в данной отрасли.

ДИНАМИКА ЦЕН

За период существования ИТ-отрасли цены на аппаратное и программное обеспечение снизились многократно. Например, в Японии в среднем цены на ИТ-продукты в 2000 году составляли 1/80 от их стоимости в 1960 году.

Относительная цена ИТ продуктов с точки зрения не-ИТ-продуктов представлена на графике 4 ниже.

0 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------;---------

1%« 1465 1970 1975 1480 1985 144« 1995 2000

Рис. 4. Относительные цены ИТ-продуктов по сравнению с не ИТ-товарами Источник: [16, p. 2]

Динамика относительных цен в ИТ-отрасли на примере экономики США представлена в табл. 3.

Таблица 3

Темпы изменения цен в среднем за период, в процентах

Отрасль 1948-1973 1973-1989 1989-1995 1995-2003

Информационные технологии -4,3 -9,1 -7,5 -11,5

В том числе:

Производство компьютеров (аппаратного обеспечения) -21,9 -21,5 -15,2 -31,3

Разработка программного обеспечения (ПО) -5,0 -5,1 -5,3 -3,9

Отрасли, не относящиеся к информационным технологиям -0,9 -0,1 -0,1 -0,6

Источник: [19, p. 474, Table 5].

По подсчетам экономистов, благодаря снижению цен на компьютеры потребители выиграли для разных стран 417 х 106 — 1351 х 106 долл., хотя за весь период существования ИТ-отрасли расходы на ИТ-продукты существенно выросли и составляли, например, в конце ХХ века величину порядка 60 х 106 долл. [10, р. 742-755].

РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ

Каким будет равновесие на ИТ-рынке?

Соединим графики спроса и предложения в отрасли (рис.5).

А

р

Рис. 5. Равновесие на ИТ-рынке

Соотношение спроса и предложения на рынке сетевого продукта показывает возможность двух типов равновесий. Точка Е1 — это ситуация неустойчивого равновесия при небольшом объеме продаж (небольшом числе покупателей). Здесь потенциальные пользователи сетевого товара испытывают пессимистические ожидания относительно дальнейшего роста сети и при малейших колебаниях на рынке уходят с него, Рынок закрывается. Точка Е2 характеризует возможность устойчивого равновесия при большом объеме продаж. Сеть становится распространенной, ожидания оптимистичны, пользователей сетевым продуктом достаточно для компенсации первоначальных и текущих затрат.

Точка Е3 также характеризует неустойчивое равновесие, которое возникает тогда, когда появляется опасность несанкционированного использования ИТ-продукта в массовом масштабе, а фирмы готовят новую, улучшенную, версию. Несмотря на то что пока клиентов достаточно, малейшее отклонение от равновесия — под действием слухов, объявлений, рекламной кампании конкурентов — и рынок резко уменьшается, объем продаж будет падать до уровня й2.

В каких случаях мы можем предполагать достижение равновесия на сетевом рынке по сценариям Ег, Е3 или по сценарию Е2? Каковы условия, при которых рынок выберет точку Е2, а не точку Е1, точку Е3, а не точку Е2?

Можно исследовать условия стабильности и нестабильности равновесия, используя частичный подход при линейных участках спроса и предложения.

Предположим, что спрос и предложение представлены линейными функциями. Введем параметр времени. Пусть величина спроса (объем покупок) непосредственно реагирует на текущую рыночную цену, а объем предложения изменяется под влиянием цены с некоторым запаздыванием. Такой выбор динамики спроса и предложения

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

легко объяснить на основе эмпирических наблюдений. Потребитель быстрее приспосабливается к текущему состоянию дел, в отличие от производителя, который сможет отреагировать на текущую рыночную ситуацию только в следующем периоде времени, когда закончится следующий цикл производства и продавец вновь выйдет на рынок.

Тогда динамическая функция спроса будет равна: ()— = а-Ь Рг

5

Динамическая функция предложения составит: — с + с! ■ Р{_х.

Рассмотрим случай7, когда с?>си6>0,й|>0.

В равновесии величина спроса равна величине предложения: 0~ — 0~ . Поэтому получаем следующее рекуррентное выражение, характеризующее динамику рыночной цены:

р = а-^_± р _

' Ь Ь

Найдем ряд цен. Если цена начала отсчета (нулевого периода) равна Р0, то цена первого периода времени будет равняться:

Р = а~с а Р I Ь Ь о

Цена второго периода окажется равной:

Но в выражении для цены второго периода мы можем заменить цену первого периода ее соотношением с базовой ценой (ценой нулевого периода):

а-с

£

Ъ

а —с с1 п

0

Подобным образом мы можем последовательно подставлять цену предыдущего периода в цену последующего периода. Тогда для цены периода Ь мы получим следующее выражение:

Р,=

Р*

Первая часть здесь —

ляет собой геометрическую прогрессию с первым членом Сумма данной геометрической прогрессии находится как:

1-(-1У - — С=а~с Ъ .

ъ ' 1+* ъ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— представ-

и знаменателем —.

й'

И цена в период I будет равна: Ц = Б + (— 1)'-----------Р0-

Ь

7 Результат не изменится и при произвольных параметрах Ь и С. Просто тогда их надо брать по модулю.

Когда на рынке устанавливается равновесная цена, это означает, что цены двух периодов, Ьи (Ь-1), равны между собой. Обозначим равновесную цену Р*. Тогда произвольную цену в любой период времени можно, используя полученную выше формулу, выразить через первоначальную цену Р0 и равновесную цену Р*:

, (~с1\ .

Р,=[Ро-РУ -г +Р .

V ъ )

Теперь мы можем полностью проанализировать динамику рыночных цен.

с1 (сР{

Если 0 < — < 1, то выражение 1^1 стремится к нулю с увеличением Ь. Сумма геометрической прогрессии имеет конечный предел. Ценовой ряд сходится к равновесной цене. Амплитуда колебаний цен уменьшается с каждым периодом, пока не будет достигнута равновесная цена. Это равновесие окажется устойчивым (стабильным).

При отклонении текущей цены от равновесной на таком участке рынка цена стремится вернуться к равновесному уровню путем ряда взаимодействий между спросом

и предложением.

<3

Если — > 1, то сумма геометрической прогрессии стремится к бесконечности,

ъ

ценовой ряд расходится. Колебания цен усиливаются с течением времени. Раз отклонившись от равновесной цены, текущая цена никогда не вернется к равновесию. Равновесие окажется неустойчивым (нестабильным).

с!

Если-----1, то на рынке будут происходить колебания с постоянной амплитудой.

Ъ

Равновесие также окажется неустойчивым, но эта неустойчивость носит локальный характер, цена движется по замкнутому контуру.

Параметры спроса и предложения Ь и d связаны с соответствующими ценовыми эластичностями. Поэтому можно заменить условия стабильности при линейных функциях более общими условиями. Стабильное равновесие на рынке будет наблюдаться в том случае, когда Ь > d или ценовая эластичность спроса превышает ценовую эластичность предложения (по абсолютному значению). Нестабильное равновесие означает, что Ь < d, то есть ценовая эластичность спроса меньше ценовой эластичности предложения (по абсолютному значению). Равенство эластичностей приведет к формированию колебательного механизма рынка с постоянной амплитудой.

Обратимся теперь к ситуации в российской экономике.

РАЗВИТИЕ ИТ-РЫНКА В РОССИИ

Согласно статистическим данным [28], затраты на информационные технологии составляют (2008) в торговле — 5,9 % объема продаж; в металлургии — 4,9 %; в электроэнергетике — 7,5 %; в нефтегазовой отрасли — 8,3 %; в государственных структурах — 24,3 %; в финансовом секторе — 18,0 %; в телекоммуникационной отрасли — 9,1 %.

В целом на рынок ИТ в России приходится 1,4 % ВВП РФ, что значительно меньше по отношению ко многим другим странам. Например, в США отрасль ИТ отвечает за 5 % ВВП. Еще более значительное отставание России наблюдается в области предоставления ИТ-услуг на экспорт. Объем рынка ИТ-услуг на экспорт равен 14 % отрасли в России, что гораздо меньше, чем, к примеру, 70 % в Израиле или 80 % в Индии [5].

Согласно исследованию журнала Economist [11], индекс конкурентоспособности

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

в ИТ-сфере для России составляет 28,0, что соответствует уровню Индии (29,1) и Китая (27,9), но гораздо меньше лидеров — экономик США (77,4); Японии (72,7); Великобритании (67,1) и Австралии (66,5). По расчетам Всемирного банка [26], доля ИТ-продукции в экспорте России равна 1 %, в импорте — 10 %. В США аналогичные цифры — 16 и 15 %; в Великобритании — 21 и 14 %; в среднем по странам зоны евро — 10 и 11 %. Пользователи Интернета в России составляют 21 человек на 100 жителей, что гораздо меньше США (74 чел.), Великобритании (65 чел.), Финляндии (79 чел.) и зоны евро (59 чел.).

Отстает Россия и по числу компьютеров на 100 человек: 13 по сравнению с 80-81 в США, Великобритании и других развитых странах. Расходы России на информационные и коммуникационные технологии в десять раз меньше аналогичных затрат развитых стран (374 долл. на душу населения по сравнению с 3 417 долл. в США и 3 063 долл. в Великобритании) и почти в два раза меньше, чем в мире в целом (608 долл.).

В целом, ИТ-сфера в России находится на довольно низком уровне развития. В частности, об этом свидетельствуют данные о числе активных пользователей Интернет-ресурсами. Например, в 2008 года только 12 % россиян регулярно применяли Интернет в своей деятельности. Это меньше, чем мир в целом (21,9 %), меньше данных по Азии (15,3 %) и Латинской Америке (24,1%) и гораздо ниже, чем в Европе (48,1 %) и Северной Америке [9, с. 57] (73,6 %). Доля предприятий, которые размещают заказы через Интернет, в России составляет 30,7 %, что в полтора-два раза ниже стран-передовиков: Австрии (51 %); Бразилии (52,1 %), Великобритании (62 %), Дании (59 %) и Швеции (70 %).

В то же время необходимо отметить, что в России в настоящее время завершился процесс первичной автоматизации предприятий. Все крупные и большинство средних и мелких российских компаний автоматизированы. Экстенсивный рост возможен здесь либо за счет вновь возникающих фирм, либо в области среднего и малого бизнеса.

Так как предприятия России оказались по большей части «поделенными» в качестве клиентов ИТ-компаний, сформировав тем самым в большей или меньшей степени инвестиционную ловушку для себя, конкуренция из преимущественно ценовой области переходит к сферу продуктовой дифференциации. Компьютерные фирмы начинают конкурировать за будущие ИТ-рынки — возможность обновления оборудования и ПО.

Изменения претерпевают цели внедрения ИТ-систем. На первом этапе автоматизации крупные компании стремились использовать информационные технологии для модификации бухгалтерской отчетности по мировым стандартам в периоды допуска акций к мировым фондовым рынкам и поиска иностранных инвесторов. Здесь наличие передовой ИТ-архитектуры, даже без учета реальной потребности в ней самого предприятия, служило сигналом высокого уровня управляемости и соответствующего качества бизнес-процессов в компании. Крупные фирмы в этих условиях могли и не задумываться особо о величине расходов на ИТ.

По мере того как системы управления ресурсами предприятий становятся массовым товаром и автоматизация охватывает компании второго и третьего эшелона, фирмы начинают ставить долгосрочные цели развития предприятия перед ИТ-компаниями. Промышленные фирмы начинают оценивать повседневную эффективность ИТ-системы в деле повышения степени контроля над своими внутренними и внешними деловыми операциями. В этих условиях большую значимость приобретают не стандартные базовые продукты, прикладные приложения, специфицированные под конкретного клиента и конкретную бизнес-задачу.

О том, что конкуренция в ИТ-сфере в России еще не достигла жесткости зарубежных стран, говорят, например, данные о сроках реализации ИТ-проектов. Если в США в среднем 44 % ERP систем было установлено за 3-6 месяцев, а еще 25 % — за 6-9 месяцев, то в России около 70 % подобных проектов было реализовано за 9-12 месяцев, причем еще более 10 % установок приходилось на срок свыше 1 года [13, с. 97]. Это свидетельствует о высокой степени терпеливости клиентов — руководителей промышленных предприятий, которые практически не занимаются сравнением альтернативных вариантов ИТ-систем конкурирующих фирм и, однажды выбрав, возможно, случайным образом, ИТ-архитектуру, будут придерживаться своего решения довольно длительный период времени.

По данным Gfk Retail&technology [29], выбирая новые высокотехнологичные продукты 39 % российских потребителей демонстрируют среднюю приверженность к брендам; 29 % — выше средней и 32 % — ниже средней. При покупках компьютерных дополнений 52,8 % пользователей всегда выбирают товары из ограниченного числа знакомых брендов, а 17,5 % всегда берут продукты одной и той же ИТ-фирмы.

Таким образом, Россия находится еще в самом начале развития ИТ-рынка, и в отличие от развитых стран, которых может поджидать ловушка нестабильности Е3, российская сфера информационных технологий может демонстрировать опасность нестабильности Ез, при малом объеме продаж. Чтобы избежать или, по крайней мере, минимизировать риск подобного исхода для ИТ-рынка в России, необходимо стимулировать данную отрасль, в том числе и с помощью государственной промышленной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василевский Э. Информационные технологии: масштабы и эффективность использования. МЭиМО. 2006. № 5.

2. Воронина Н.В., Воронина А.М. Аутсорсинг: оффшорная разработка ПО. ЭКО. 2006. № 7.

3. Деверадж С.,Кохли Р. Окупаемость ИТ. Измерение отдачи от инвестиций в информационные технологии. М., 2005.

4. Дзюба С.А. ERP - системы: мейнстрим или тупик? ЭКО. 2009. № 4.

5. Исследование компании IDC.

6. Исследование рейтингового агентства «Эксперт - РА».

7. Казанцев С.Ю., Фролов И.Э. Условия и потенциал развития российского инфокоммуника-ционного комплекса. Проблемы прогнозирования. 2006. № 4.

8. Карр Н. Блеск и нищета информационных технологий. М.: ИД «Секрет фирмы». 2005.

9. Стрелец И. Обменные сделки в условия электронной коммерции. МЭиМО. 2009. № 4.

10. Bresnahan T. Measuring the spillovers from technical advance: mainframe computers in financial services. The American Economic Review. 1986. V. 76. № 4.

11. Economist Intelligence Unit. The means to compete. Benchmarking IT industry competitiveness. A Report. The Economist. 2007. July.

12. Forbes, апрель 2003, русская версия — ноябрь 2006.

13. Forbes. Декабрь 2006 г.

14. Gellaugher J., Yu-Ming Wang. Understanding network effects in software markets: evidence from Web server pricing. MIS Quarterly. 2002. V.26. № 4.

15. Gunasekaran A., Love P., RahimiF., Miele R. A model for investment justification in information technology projects. International Journal of Information Management. 2001. V. 21.

16. Hayashi F., Nomura K. Can information technology be Japan's savior? NBER Working Paper 11749. November 2005. www.nber.org/papers/w11749/.

17. Information and Communications for Development. Global Trends and Policies. World Bank Report. 2006. www.worldbank.org.

18. Jorgenson D.W. Economic Growth in the Information Age. MIT Press. Cambridge. 2002.

19. Jorgenson D., MotohashiK. Information technology and the Japanese economy. Journal of the Japanese and International Economies. 2005. V. 19.

20. Lerner J., Tirole J. Some simple economics of open source. The Journal of Industrial Economics. 2002. V.50. № 2.

21. Osei — Bryson K.-M., Ko M. Exploring the relationship between information technology investments and firm performance using regression splines analysis. Information & Management. 2004. V. 42.

22. PrattipatiS., Mensah M. Information systems variables and management productivity. Information & Management. 1997. V. 33.

23. SchwarzM., Takhteyev Y. Half a century of public software institutions: open source as a solution to hold-up problem. NBER Working Paper 14946. May 2009. www.nber.org/papers/w14946/

24. UNCTAD information economy database. 2007.

25. Varian H. Buying, sharing and renting information goods. The Journal of Industrial Economics. 2000. V. 48. № 4.

26. World Bank Database, 2006-2008, через электронные ресурсы библиотеки ГУ-ВШЭ.

27. Zhen-Wei Qiang Ch., Pitt A. Contribution of Information and communication technologies to growth. World Bank Working Paper 24. December 2003. www.worldbank.org

28. Данные Росстата: www.gks.ru.

29. Газета «Ведомости»: www.vedomosti.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.