ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ SAP/3
Т.П. ЕЛИСЕЕВА
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,
доктор экономических наук, профессор 46500, г. Шахты, Ростовской области, ул. Шевченко, 1
Д.А. ВАЛЕНТЕЙЧИК
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,
аспирант
г. Шахты, Ростовская обл., ул. Шевченко, 147 А.В. МАРКУЛЕС
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,
аспирант,
г. Шахты, Ростовская обл., ул. Шевченко, 147
В статье рассмотрены основные аспекты повышения эффективности бизнес-процессов территориального энергетического формирования за счет внедрения информационных технологий, в том числе информационной системы SAP R/3.
Ключевые слова: эффективность; бизнес-процессы; территориальное энергетическое формирование; информационная система; управление.
Коды классификатора JEL: R11.
Современный уровень развития бизнеса предъявляет принципиально новые требования к информационному обслуживанию, в том числе — к обеспечению скорости передачи информации, ее актуальности, достоверности и своевременности предоставления конечному пользователю. Появление новых технологий организации информационных процессов связано прежде всего с использованием информационных технологий.
вЛР — одно из наиболее оптимальных управленческих решений для компаний, которое позволяет упорядочить производственные и управленческие процессы и более эффективно управлять хозяйственной деятельности предприятия. С помощью решения вЛР можно: контролировать оперативную деятельность компании (финансы и затраты, запасы и склад, закупки и продажи, дебиторская задолженность и ценовая политика); управлять взаимоотношениями с заказчиками и поставщиками; контролировать процесс продаж; управлять процессами планирования и производства.
Решение вЛР предоставляет возможности для управления предприятием и оптимизации его деятельности. Оно состоит из набора компонентов, средств администрирования и интеграции с другими параметрами, заложенными в архитектуре. Компоненты решения охватывают следующие деловые операции (рис.1):
Финансы
Сервисное обслуживание Продажи
Склад CRM
Управление
клиентами Производство
Рис. 1. Комплексное решение SAP для управления бизнесом
Финансы — обработка всех финансовых операций, включая ведение главной книги, настройку и ведение счетов, составление проводок, корректировку по иностранной валюте, управление бюджетом, учет суммовых и курсовых разниц, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, ведение учета в разрезе центров финансовой ответственности (ЦФО), распределение косвенных затрат по центрам прибыли, формирование финансовых отчетов в разрезе ЦФО или проектов;
© Елисеева Т. П., Валентейчик Д. А., Маркулес А.В., 2009
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
56
Т.П. ЕЛИСЕЕВА, Д.А. ВАЛЕНТЕЙЧИК, А.В. МАРКУЛЕС
Продажи — формирование коммерческих предложений, ввод заказов, обновление сальдо складских счетов, формирование пакета необходимых торговых документов (накладная, счет-фактура), управление дебиторской задолженностью, формирование гибкой ценовой политики;
Закупки — управление договорами и сделками с поставщиками (включая создание заказов на закупку, обновление складских объемов, расчет стоимости импортируемых позиций, обработку возвратов, кредитов и платежей, формирование себестоимости товаров с учетом дополнительных затрат);
Бизнес-партнеры — Управление детальными сведениями о ваших клиентах, партнерах и поставщиках, включая профили, контактную информацию, состояние счета, анализ перспектив сбыта, информация о задолженности, условия работы с бизнес-партнерами и многое другое;
Расчеты — контроль над всеми финансовыми процедурами, включая денежные поступления, выписку чеков, депозиты, авансовые платежи, оплату кредитными карточками и банковскую сверку;
Запасы — контроль уровня запасов, управление позициями, прейскурантами, договорными ценами, складскими операциями и перемещение товаров между складами, предоставление определенным бизнес-партнерам специальных цен на некоторые товары, комплектование и упаковка заказов перед отгрузкой;
Сборка — инструменты управления производственным процессом для определения многоуровневых спецификаций, создания нарядов на выполнение работ, контроля наличия готовых изделий и материалов, и формирования отчетности;
MRP (планирование потребности в материалах) — планирование потребности в материалах с помощью ассистента MRP позволяет пользователю получать рекомендации по формированию производственных заказов, складских запасов, определять требуемый минимальный уровень складских остатков, учитывать прогнозы продаж при планировании и т. п.
Возможности продаж — ведение потенциальных сделок, отслеживание всей предпродажной цепочки: от первого звонка до подписания договора. Система управления отношениями с клиентами (CRM) позволяет фиксировать любую информацию по потенциальной сделке. Отправленное клиенту коммерческое предложение направляется к соответствующей потенциальной сделке для дальнейшего контроля и анализа. Важной частью CRM-системы является также мощная система отчетности, позволяющая анализировать потенциальные сделки в таких разрезах, как источник появления, отрасль, бизнес-партнер, этапы, строить прогнозы продаж и ожидаемые суммы выручки по периодам.
Система отчетности — отчетность по всем аспектам работы предприятия, включая сводки задолженности клиентов и поставщиков, отчеты о продажах и движении наличности, карточки клиентов, бухгалтерские, складские и балансовые отчеты, по ценообразованию, динамике покупательской активности и другие отчетные документы, объединенные в систему.
Сервис — Оптимизация работы сервисных подразделений: управление бизнес-процессами и договорами на обслуживание, планирование работ и контроль взаимодействия с клиентами, организация технической поддержки и управление возможностями продаж, ведение базы знаний;
Персонал — автоматизация работы отделов по управлению персоналом, включая ведение БД сотрудников и учет рабочего времени.
Внедрение любой финансово-экономической системы преследует вполне определенную цель — повышение эффективности работы и, в конечном итоге, выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы. Чтобы выжить, предприятию необходимо перейти от традиционных, ориентированных на функции структур к более гибким формам, ориентированным на процессы. На практике такой переход может быть рассчитан и осуществлен только при наличии соответствующих инструментальных средств — для SAP R/3 это специализированный инструмент бизнес-инжиниринга Business Engineer. С его помощью можно сконфигурировать и настроить систему SAP R/3 так, чтобы она удовлетворяла потребностям предприятия, поддерживать это соответствие в течение всего жизненного цикла системы.
ИеЬ-интерфейс. Использование технологии ИеЬ-интерфейса позволяет объединить в единую систему всестороннюю информацию о продажах, финансах, производстве, обслуживании клиентов. Приложение реализует принципы электронной коммерции, предоставляет инструменты для онлайновых продаж, такие как электронные покупательские корзины с развитой функциональностью, удобный интерфейс для осуществления покупок, широкие возможности масштабирования системы, а также позволяет контролировать в онлайновом режиме до 200 000 позиций.
Определение эффекта и эффективности внедрения системы SAP рассчитывается исходя из имеющегося реального объема выполненных работ. За счет внедрения возможности управления рентабельностью продаж компания получает дополнительный прирост прибыли, который можно оценить следующими показателями (табл.1)1:
Таблица 1
Прирост прибыли за счет управления рентабельностью
Показатели Значение
1 Годовой объем выполненных работ, тыс. руб. 24100
2 Заданный уровень рентабельности, % 25
3 Средний реальный уровень рентабельности, % 18,5
4 Годовой объем прибыли, тыс. руб. 3770
5 Объем работ, которые проводятся с отклонением от минимального уровня рентабельности, тыс. руб. 12050
6 Средняя величина отклонения от заданной рентабельности, % 13
7 Годовое недополучение прибыли, тыс. руб. 1324,6
8 Сокращение объема работ с отклонениями от заданного размера рентабельности, % 60
9 Годовое увеличение прибыли за счет внедрения автоматизированной системы управления, тыс. руб. 1108,6
1 Здесь и далее приводятся материалы анализа по ОАО Корпорации «СургутНефтеГаз».
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО,
57
За счет внедрения возможности планирования и управления потенциальными продажами услуг фирма получает прирост прибыли, который можно оценить следующими показателями (табл. 2).
Таблица 2
Ценовые характеристики SAP на 10 рабочих мест
Показатели Значение
1 Годовой объем выполненных работ, тыс. руб. 24100
2 Увеличение объема работ / сокращение издержек в год, % 5
3 Увеличение годовой выручки / экономия затрат, тыс. руб. 1205
4 Средняя рентабельность работ, % 18,5
5 Увеличение годовой прибыли, тыс. руб. 222,9
За счет внедрения бюджетирования компания получает дополнительный прирост прибыли за счет снижения издержек, который можно оценить следующими показателями (табл. 3).
Таблица 3
Расчет прироста прибыли за счет внедрения бюджетирования
Показатели Значение
1 Годовой бюджет (затраты), тыс. руб. 20330
2 Среднегодовые отклонения от бюджета, % 20
3 Часть отклонений не являющаяся целевой, % 20
4 Часть дополнительных расходов, которую можно сократить за счет контроля в режиме реального времени, % 80
5 Увеличение годовой прибыли за счет экономии бюджета, тыс. руб. 0,8
Следовательно, эффект от внедрения системы составит 1332,3 тыс. руб. в г. (1108,6 + 222,9 + 0,8). Показатели эффективности проекта представлены в табл. 4.
Таблица 4
Расчет показателей эффективности внедрения системы SAP
Показатели Годы реализации проекта
0 1 2 3
1. Годовой эффект (увеличение валовой прибыли), тыс. руб. х 1332,3 1332,3 1332,3
2. Увеличение текущих затрат на сопровождение системы, тыс. руб. х 110 110 110
2.1. В том числе амортизационные отчисления, тыс. руб. х 110 110 110
3. Дополнительные инвестиции, тыс. руб 1160 х х х
4. Поток реальных денег, тыс. руб. -1160 1442,3 1442,3 1442,3
5. Коэффициент дисконтирования (при норме дисконта 10,25%) 1 0,90702948 0,82270247 0,7462154
6. Дисконтированный поток реальных денег, тыс. руб. -1160 1308,20862 1186,58378 1076,2665
7. ЧДД, тыс. руб. 2411,06
8. ВНД, % 111
9. ИД 2,08
10. Срок окупаемости, лет 0,47
К современным техническим средствам реализации информационных технологий относятся: персональные компьютеры, локальные и глобальные вычислительные сети, коммуникационные средства, телефонная техника, видеоинформационные системы и др. В НГДУ СНГ в настоящее время имеются 315 персональных компьютера, объединенных в локальную сеть, модемы, сканеры, а также средства оргтехники (копировальные установки, факсы).
Операционная система играет роль посредника между пользователем программ и оборудованием компьютера. Она обеспечивает возможность запуска программ, поддерживает работоспособность устройств, предоставляет средства проверки и настройки различных компонентов. Локальная вычислительная сеть — это группа компьютеров и периферийное оборудование, объединенные одним или несколькими автономными высокоскоростными каналами передачи цифровых данных в пределах одного или нескольких близлежащих зданий. Схема ЛВС НГДУ СНГ представлена на рис. 2.
В рассматриваемой организации используется глобальная сеть Интернет для работы на поисковых серверах, таких как Rambler, Google, Mail, для работы с Корпорацией «СургутНефтеГаз» и ее отделениями в специальных сайтах, а также для работы с электронной почтой для удобной переписки с контрагентами, получения новостей, сводок погоды, рекламы и т. д.
Интернет — глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данным и дискуссионным группам.
ТЕНА ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
58
Т.П. ЕЛИСЕЕВА, Д.А. ВАЛЕНТЕЙЧИК, А.В. МАРКУЛЕС
Как у большинства фирм, на рассматриваемом предприятии внедрен пакет программ «1С:Бухгалтерия 7.1». Руководители и работники канцелярии активно используют в своей работе табличный процессор MS Excel из пакета программ фирмы Microsoft — MS Office. С его помощью они обрабатывают и печатают электронные таблицы, создают базы данных контрагентов.
Гсолого-развсдыватсльныс партии
Рис. 2. Локальная вычислительная сеть НГДУ СНГ
Все пользователи на предприятии используют текстовый процессор Word XP, который помимо развитого интерфейса для работы с текстовыми документами обладает развитой функциональностью по работе с объектами, созданные другими программами (рисунки, анимационные и звуковые клипы и многое другое), а также объекты, созданные средствами самого текстового процессора. В частности, программа позволяет создавать и встраивать геометрические фигуры, художественные заголовки, диаграммы, формульные выражения, заготовленные векторные иллюстрации (клипарты), т. е. в ней имеются средства, отдаленно напоминающие средства специализированных графических редакторов.
На предприятии установлена также компьютерная система «Консультант-Плюс» — это мощное и в то же время простое и удобное справочное средство для работы с текстовой информацией. Информационный Банк системы включает в себя нормативные акты, регламентирующие бухучет и налогообложение.
Для обеспечения безопасности работы с информацией, ее конфиденциальности, для защиты от несанкционированного доступа к программным продуктам и базам данных предприятия со стороны не санкционированных пользователей, от проникновения вирусов, а также для безотказной работы компьютерной техники на предприятии установлен пакет антивирусных программ.
На основании проведенных исследований по применению информационных технологий в условиях НГДУ выявлено, что на предприятии не хватает средств оргтехники. Дополнительно требуются 2 принтера и ксерокс в бухгалтерии, 2 принтера и 2 ксерокса для работников канцелярии, работа которых связана с большим документооборотом. Необходимо установить дополнительно факс и принтер в лабораторию, а для подразделений, специфика работы которых имеет разъездной характер (геолого-разведывательные партии, буровые) необходимы дополнительные средства связи и факс. Предлагается ввести дополнительную штатную единицу инженера по информационным и компьютерным технологиям, так как стратегией развития предприятия предусматривается внедрение средств автоматизации а также для контроля и наладки в случае необходимости как системы, так и компьютеров и сети.
Так как предприятие имеет сложную схему документооборота, то на нем необходимо внедрить новую программу «Документооборот» — Система Search. Система Search предназначена для создания и ведения архива технической документации предприятия и управления его документооборотом. Важнейшей особенностью системы является то, что параллельно с архивом документов в Search ведется база данных изделий, продаваемых и используемых на предприятии, включая информацию о составе и применяемости этих изделий. Модули управления проектами и маршрутизации документов позволяют организовать коллективную работу над проектами — календарное планирование работ по проекту, выдачу заданий и контроль их исполнения, автоматизацию процедур согласования и утверждения документов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белонин М.Д., Назаров В.И. Состояние и геолого-экономическая оценка нефтяных ресурсов мира и России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2001. № 5.
2. Богатырев Л.А., Ермашкевич В.Н. и др. Состояние и перспективы развития экономики России и Республики Беларусь в рамках союзного государства / Уральский ун. Екатеринбург, 2001.
3. Семенов В.А. Перспективы роста производства электроэнергии в мире // Энергетик, 2000. № 3.
4. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования — центра субъекта Российской Федерации / под ред. П.В. Акинина; СГУ. Ставрополь, 2006.