Г. Г. Сеферов
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРОВЕДЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ Аннотация
В статье рассматриваются проблемы капитального ремонта жилищного фонда крупного города. Проведен анализ реализации целевых программ капитального ремонта в г. Ростове-на-Дону, и определена потребность в ремонте жилых зданий на сегодняшний день.
Annotation
In the framework of the article housing renewal problems of a big city are regarded. Target programs of the Rostov housing renewal are analyzed and toady’s necessity of the housing repair is defined.
2010 № 2
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Ключевые слова
Жилищная проблема, капитальный ремонт многоквартирных домов, эффективность реализации целевой программы, стоимостная оценка износа жилых зданий.
Key words
Housing problem, housing renewal, efficiency of the Target program realization, estimated cost of the housing deterioration.
Жилищная проблема в России является одной из важнейших социальных задач. Реформирование и развитие жилищной сферы относятся к приоритетным направлениям социально-
экономических преобразований в стране, которые создают необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. Одной из важнейших стратегических задач функционирования данной отрасли является создание условий для устойчивого и эффективного экономического оборота жилищного фонда, в рамках которого удовлетворяются жилищные потребности граждан, поддерживаются и развиваются стандарты качества строительства и содержания жилья.
Среди задач реформирования жилищной политики особое место занимают вопросы капитального ремонта и реконструкции жилых зданий как важнейшего резерва сбережения и усовершенствования существующего жилищного фонда.
Городской жилищный фонд является одной из наиболее крупных материальных ценностей, принадлежащих обществу. Как и другие виды основных фондов, жилые здания под воздействием сил природы и жизнедеятельности человека постепенно приходят в негодность, теряют способность выполнять свою функцию. В связи с этим возникает необходимость заменять вышедшие из строя здания, осуществлять их воспроизводство.
Термин «воспроизводство» имеет обобщающий характер и предусматривает комплекс мероприятий, направлен-
ных на получение жилищного фонда, соответствующего новым санитарногигиеническим, функциональным и градостроительным нормам и требованиям.
Разнопрочность элементов, составляющих здание, наличие в нем элементов со сроком службы меньше, чем срок службы здания в целом, определяют необходимость двух форм воспроизводства жилых зданий - полного и частичного [1].
Полное воспроизводство представляет собой строительство новых зданий взамен изношенных, пришедших в негодность и снесенных.
Основное содержание частичного воспроизводства жилых зданий - замену элементов, имеющих срок службы меньший, чем срок службы здания в целом, производят в процессе капитального ремонта.
Капитальный ремонт жилых зданий предусматривает устранение последствий физического и морального износа зданий и включает замену или восстановление отдельных конструкций и оборудования.
Различают две основные разновидности капитального ремонта:
- комплексный ремонт, который предусматривает одновременное восстановление всех изношенных конструктивных элементов, наружной и внутренней отделки, а также инженерного оборудования. При этом виде ремонта может производиться внутренняя перепланировка и оборудование здания, обеспечивающие повышение уровня его благоустройства;
- выборочный ремонт, который сводится к ремонту или замене отдель-
ных конструкций, частей зданий и элементов инженерного оборудования.
Общая площадь жилищного фонда Российской Федерации составляет около 3 млрд. кв.м., порядка 40% из которого нуждается в проведении ремонтнореконструктивных мероприятий (по данным Министерства регионального развития Российской Федерации на 01.01.2008г.).
С целью оказания финансовой поддержки органам государственной власти субъектов Российской Федерации по софинансированию проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда
21.07.2007 года был принят Федеральный закон № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ»[2].
Бюджет фонда составил 240 млрд. руб., 145 млрд. руб. из которых были направлены на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, и 95 млрд. руб. - на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Таблица 1. Структура жилищного фонда города по этажности ___________и распределение общей площади зданий_________________
Количество этажей Количество объектов Доля зданий в общем количестве, % Общая площадь, тыс. кв. м Доля площади зданий в общей площади, %
1 2787 31,39 370,51 2,79
2 2753 31,00 932,02 7,01
3-4 1070 12,05 1309,46 9,86
5 1108 12,48 4020,03 30,26
6-8 62 0,70 228,90 1,72
9 886 9,98 5102,49 38,40
10 и более 214 2,41 1322,81 9,96
Всего 8880 13286,22
Таблица 2. Структура жилищного фонда по стоимостным показателям
Наименование Количество
Число строений 8 880
Общая площадь жилищного фонда, кв. м. 13 286 225,0
Восстановительная стоимость, млн. руб. 107 951,10
В соответствии с условиями Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» Ростовская область претендовала на получение 7,8 млрд. руб., 2,27 млрд. руб. из которых получил бюджет г.
Ростова-на-Дону.
Анализ эффективности использования средств фонда на проведение ремонтных работ был проведен с помощью информационно-аналитической системы «Жилищно-коммунальное хозяйство», разработанной учеными Ростовского государственного строительного университета под руководством д.т.н., проф. Шеиной С.Г. [3]
На первом этапе исследования была проведена инвентаризация жилищного фонда г. Ростова-на-Дону, согласно которой на 01.01.2008г. в городе насчитывалось 8880 многоквартирных домов. В рамках данного этапа была проведена структуризация жилищного фонда по этажности (таблица 1), стоимостным показателям (таблица 2).
Продолжение таблицы 2
Стоимостная оценка физического износа для зданий в целом, млн. руб. 57 743,10
Стоимостная оценка физического износа основных конструктивных элементов зданий, млн. руб. 12 498,30
Стоимостная оценка морального износа, млн. руб. 565,20
Стоимостная оценка совокупного износа, млн. руб. 58 308,30
Среднее значение коэффициента эффективности проведения ремонтных работ (К) по жилищному фонду 0,796
В процессе выполнения анализа был рассчитан коэффициент эффективности проведения ремонтных работ К (таблица 2), который определяется отношением стоимости ремонтных работ по устранению физического и морального износа к восстановительной стоимости жилищного фонда:
С + С
К = Сфи+Сми где С
В
Сфи - стоимость ремонтных работ по устранению физического износа жилищного фонда;
СМИ - стоимость ремонтных работ по устранению морального износа жилищного фонда;
СВ - восстановительная стоимость жилищного фонда.
В соответствии с принятой теорией:
- при К< 0,4 зданиям требуется текущий ремонт;
- при 0,4 < К < 0,6 зданиям требуется выборочный капитальный ремонт;
- при 0,6 < К < 1,0 зданиям требуется комплексный капитальный ремонт;
- при К > 1,0 стоимость ремонтных работ превышает восстановительную стоимость зданий (при значении физического износа > 60%), следовательно, капитальный ремонт экономически нецелесообразен.
Результаты исследования технического состояния жилищного фонда города показали, что около половины (47%) многоквартирных домов г.
Ростова-на-Дону на 01.01.2008г. нуждаются в проведении капитального ремонта, вследствие того что их совокупный износ составляет 40-60% (таблица 3).
Таблица 3. Структура жилищного фонда города по техническому состоянию
Степень износа, % Количество зданий Доля зданий в общем количестве, % Общая площадь зданий, тыс.кв.м. Доля площади зданий в общей площади, %
Менее 20 186 2,09 924 6,95
20-30 207 2,33 991 7,46
30-40 455 5,12 2067 15,56
40-60 4185 47,13 8047 60,57
Более 60 3847 43,32 1257 9,46
Всего 8880 13286
В связи с принятием Федерального закона № 185-ФЗ, на городском уровне было принято Решение Ростов-ской-на-Дону Городской Думы №
291 от 28.08.2007 года «Капитальный ремонт и создание условий для управления многоквартирными домами на
территории города Ростова-на-Дону в 2007-2011 годах» [4].
На следующем этапе исследования авторами проанализировано изменение технического состояния жилищного фонда вследствие реализации вышеука-
занной целевой программы (Решение Ростовской-на-Дону Городской Думы № 291 от 28.08.2007 г.).
В таблицах 4 и 5 представлены результаты данного исследования.
Таблица 4. Распределение финансовых средств на реализацию целевой '__________программы по районам города_______________________________
Район города Финансовые средства, направленные на ремонт зданий в 2009 году, млн. руб. Планируемый объем финансирования на ремонт зданий в 2010 году, млн.руб.
Ворошиловский 126,0 165,5
Железнодорожный 35,0 71,0
Кировский 58,0 91,5
Ленинский 44,5 46,7
Октябрьский 57,0 111,7
Первомайский 162,7 245,0
Пролетарский 70,4 102,5
Советский 122,0 186,6
Итого 676,6 1020,5
Таблица 5. Основные показатели целевой программы капитального ремонта
Кол. эт. Общее количество зданий, требующих капремонта Общее количество зданий, подверженных в 20082009 годах капитальному ремонту Общее количество зданий, оставшихся не охваченными действием программы капитального ремонта Стоимость ремонта зданий в целом, млн. руб. Финансовые средства, направленные на ремонт зданий в 2008-2009 годах, млн.руб. Стоимость ремонта зданий, оставшихся не охваченными действием программы капремонта, млн.руб.
1 918 2 916 1171,69 4,26 1167,44
2 1066 41 1025 3819,59 45,37 3774,22
3,4 583 82 501 7453,51 190,53 7262,98
5 1001 294 707 22341,2 820,56 21520,61
6-8 36 10 26 1356,25 25,74 1330,51
9 503 275 228 19553,2 998,96 18554,19
10 и более 74 24 50 2683,61 182,38 2501,22
всего 4185 728 3457 58488,4 2267,79 56220,64
Эффективность реализации целевой программы может быть выражена в процентном соотношении для зданий различной этажности: 1-этажные - менее 1%; 2-этажные - 3,9%; 3,4-этажные
- 14,1%; 5-этажные - 29,4%; 6-8-
этажные - 27,8%; 9-этажные - 54,7%; 10-этажные и более - 32,4%.
Потребность в проведении ремонтных работ была рассчитана на момент начала действия целевой программы. Для определения потребности в проведении капитального ремонта жилищного фонда города на 01.01.2010 г. необходимо учитывать изменение индекса роста цен на строительномонтажные и ремонтные работы (К1), а также изменение стоимостной оценки совокупного износа зданий (К2).
Таким образом:
/"»2010 /"»2008 тг тг
Срем = Срем Х К1 Х К2 , где
Срем - стоимость проведения капитального ремонта жилищного фонда в ценах 2010 и 2008 года соответственно;
К1 - индекс роста цен на строительно-монтажные и ремонтные работы, равный 1,14 [5];
К1 - укрупненный коэффициент изменения стоимостной оценки совокупного износа жилищного фонда, связанный с его естественным старением и равный 1,03;
В итоге получаем потребность в проведении ремонтных работ жилищного фонда г. Ростова-на-Дону на
01.01.2010 года, выраженную в денежном эквиваленте и составляющую 66014,3 млн. руб. Эта цифра, как было сказано ранее, складывается из стоимостной оценки совокупного износа зданий в целом, то есть всех его конструктивных элементов. Если говорить об основных конструктивных элементах, которые являются, по сути, системами жизнеобеспечения здания, то их доля в общей стоимостной оценке износа будет составлять порядка 15-20% (цифра может варьироваться в зависимости от
группы капитальности зданий, этажности и т.д.). Более того, ремонт как раз основных конструктивных элементов финансируется средствами «Фонда содействия реформированию ЖКХ». Таким образом, итоговая потребность в проведении капитального ремонта основных конструктивных элементов составит величину, находящуюся в промежутке от 9900 до 13200 млн. руб. Это лишний раз доказывает, что средств, выделенных бюджетами различного уровня для решения проблемы капитального ремонта многоквартирных домов г. Ростова-на-Дону, недостаточно.
На современном этапе капитальные вложения в проведение ремонта домов должны удовлетворять потребности населения в жилье, соответствующем современным требованиям благоустройства и комфорта, образуя многоплановый эффект:
- социальный, который обеспечивает жителям комфортность проживания, благоприятствуя охране здоровья;
- экономический, который возрастает в период проведения ремонтнореконструктивных мероприятий в связи с сокращением их сроков исполнения, применения индустриальных методов, механизации, эффективных материалов, передовой организации работ.
В связи с этим необходимо отметить, что при выполнении капитального ремонта жилищного фонда города практически не выполнено одно из энергетических мероприятий - утепление фасадов, в то время как это является одним из видов работ по капитальному ремонту жилых домов в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ.
Очевидно, следующим этапом реализации программы сохранения жилищного фонда Российской Федерации должна стать разработка долгосрочной стратегии энергетической санации жилищного фонда для повышения его энергетической эффективности в соот-
ветствии с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий» [6].
Библиографический список
1. Нотенко С.Н. Техническая
эксплуатация жилых зданий. - М.:
Высшая школа, 2000. - 429 стр.
2.Федеральный закон №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от
21.07.2007 года.
3.Информационно-аналитическая система «Жилищно-коммунальное хозяйство» (Свидетельство
№2008611317 (ИАС ЖКХ - Генератор отчетов), №2008611318 (ИАС ЖКХ), № 2008611319 (ИАС ЖКХ Адресная
система) от 17.03.2008 года об официальной регистрации программ для ЭВМ в Федеральной службе по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам (Роспатент)).
4.Решение Ростовской-на-Дону
Городской Думы № 291 от 28.08.2007 года «Капитальный ремонт и создание условий для управления
многоквартирными домами на территории города Ростова-на-Дону в 2007 -2011 годах».
5.Индексы цен в строительстве 2010, «КО-ИНВЕСТ».
6.Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности зданий» от 23.11.2009 года.
Bibliographic list
1.Notenko S.N. Technical maintenance of the housing. M.: High school, 2000. -429p.
2.Federal Law №185 “About fund of assistance of the housing reform” from 21.07.2007.
3.Data-analytical system “The housing”
(Certificate №2008611317 (DAS - Report generator), №2008611318 (DAS “The housing”), № 2008611319 (DAS -
Addressing system) from 17.03.2008 about enrolment of computer programs in Federal agency of intellectual property, patents and trademarks.
4.Decision of Rostov City Council № 291 from 28.08.2007 “Housing renewal and creating conditions for housing management 2007-2011”.
5.Price indexes in construction 2010, “COINVEST”.
6.Federal Law №261 “About energy-efficiency improvement of the housing” from 23.11.2009.