Научная статья на тему 'Экономический анализ деятельности учреждений профессионального образования'

Экономический анализ деятельности учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кураков A. Л.

В статье обосновывается необходимость определения факторного влияния на изменение фактически достигнутых экономических или финансовых результатов деятельности учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Analysis of Activities of Vocational Education Institutions

The article proves the necessity to determine the factor influence on the transformation of reached economic and financial results of institutions of primary secondary education and higher professional education

Текст научной работы на тему «Экономический анализ деятельности учреждений профессионального образования»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Л. Куракое, докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

В статье обосновывается необходимость определения факторного влияния на изменение фактически достигнутых экономических или финансовых результатов деятельности учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Необходимость проведения экономического анализа в процессе планово-рас-четных обоснований субъектом управления профессиональным учебным заведением достижения прогностических или на основе оценок прогноза устанавливаемых экономических и финансово-инвестиционных идентификаторов не вызывает сомнений. Она связана с определением факторного влияния на изменение фактически достигнутых экономических или финансовых результатов деятельности учреждений профессионального образования, по своим стоимостным или натуральным величинам не совпадающих с плановыми1.

Факторное влияние на отклонение от плановых фактически достигнутых экономических величин ретроспективного развития учреждений профессионального образования, на наш взгляд, должно устанавливаться в процессе анализа на основе отчетных данных о стоимостных результатах их деятельности, размерах ресурсопотребления, уровнях эффективности использования ресурсного потенциала.

Например, отклонение стоимостного объема оказанных образовательных услуг (АО ) от изменения среднесписочной численности персонала профессионального учебного заведения (АЧ ) может устанавливаться исходя из формализованного выражения

АО = В ■ АЧ + АВ ■ АЧ /2, (1)

пп п пп пп 7 '• '

где Ви — планируемая среднегодовая выработка стоимостного размера оказанных образовательных услуг на 1 работающего в профессиональном учебном заведении; АВ — отклонение фактической величины среднегодовой выработ-

ки стоимостного размера образовательных услуг от планового значения.

Для иллюстрации определим величины АО , А8иА¥ на основе отчетных и

^ПП7 ПП

плановых данных какого-либо профессионального учебного заведения. Пусть фактическая среднесписочная численность персонала учреждения профессионального образования равна 492 чел., ее плановое значение (Ч” ) — 488. Откло-

'• ПП'

нение фактического значения от планового составило АЧ = 492 - 488 =

пп

= 4 (чел.). Планируемая среднегодовая выработка стоимостного объема образовательных услуг на 1 работающего в профессиональном учебном заведении равна 4 390 руб./чел.,, фактическая выработка стоимостного размера образовательных услуг— 4 530 руб./чел. Таким образом, отклонение АВ = 4 530 -- 4 390 = 140 (руб./чел.). Подставив найденные значения А Ч и А В в формулу (1), получим:

АО = 4 390-4 + 140-4/2 =

■^пп

= 17 560 + 280 = 17 840 (руб.).

Другим внутренним фактором влияния на отклонение фактического стоимостного объема оказанных образовательных услуг учреждения профессионального образования выступает отклонение фактической величины выработки стоимостного размера оказанных образовательных услуг от ее планового значения. При этом влияние данного фактора (отклонения) на изменение стоимостного объема оказанных образовательных услуг профессиональным учебным заведением можно определить по формуле АО = Ч” • АВ + АВ • АЧ /2. (2)

^пв пп пп 4 '

Подставим в формулу (2) плановые и фактические данные о деятельности

ф А. Л. Кураков, 2006

профессионального учебного заведения за конкретный отчетный период (год): АС? = 488 • 140 + 140 • 4/2 =

^пв

= 68 320 + 280 = 68 600 (руб.). Суммарное влияние указанных выше внутренних факторов (изменения среднесписочной численности, выработки стоимостного размера оказанных потребителям образовательных услуг на 1 работающего в учреждении профессионального образования) на стоимостной объем оказанных в течение года образовательных услуг (AQclJ) определяется по формуле

А Ос = А О + АО . (3)

Численное значение влияния внутренних суммарных отклонений на стоимостной объем оказанных образовательных услуг составит

А& = 17 840 + 68 600 =

"= 86 440 (руб.).

Таким образом, экономический анализ внутреннего факторного влияния одной из элементных составляющих ресурсного потенциала (численности и производительности труда персонала профессионального учебного заведения)заключается в выяснении причин отклонений фактических значений экономического результата деятельности учреждения профессионального образования от плановых. При этом суммарное и индивидуальное влияние внутренних факторов на отклонение фактического значения стоимостного объема оказанных образовательных услуг от плановой величины, по нашему мнению, предоставляет субъекту управления деятельностью и социально-экономическим развитием профессионального учебного заведения возможность формировать и реализовать комплекс ресурсообеспеченных мер. Последние направлены на повышение уровня объективности планирования и прогнозирования экономических результатов деятельности, достижение более высоких объемов оказания потребителям образовательных услуг.

Направленность экономических, финансово-инвестиционных, маркетинго-

вых, структурно-организационных и иных мер в процессе объективизации плановорасчетных значений текущего и перспективного развития профессионального учебного заведения в соответствии с нашими представлениями должна совпадать с использованием элементных составляющих ресурсного потенциала (трудового, материально-вещественного, финансового, информационного).

В учебном заведении, чьи данные подверглись факторному анализу, принимаемые комплексные меры должны быть направлены на умеренное сокращение численности персонала (отклонение фактической среднесписочной численности от плановой составляет 4 чел.) и повышение плановых значений производительности труда персонала, так как существуют значительные резервы ее роста.

Доминирующее значение в ходе реализации комплексных мер повышения уровня планирования и прогнозирования стоимостного результата деятельности профессионального образовательного учреждения в данном случае (примере) должно принадлежать приведению в соответствие плановых и фактических значений производительности труда персонала (выработке стоимостных размеров оказанных образовательных услуг, приходящейся на 1 работающего). Это связано с тем, что отклонение фактического значения производительности труда 1 работающего в учреждении профессионального образования от планового в существенной степени, по сравнению с отклонением численности персонала, влияет на стоимостной объем (отклонение фактически достигнутого от планового) оказанных потребителям образовательных услуг.

Аналогичные методические подходы к установлению влияния фактических отклонений стоимости основных фондов и фондоотдачи, материальных элементов оборотных средств и материалоотдачи от плановых на стоимостной объем оказанных потребителям образовательных услуг можно использовать в факторном

экономическом анализе соответствия фактического стоимостного объема оказанных образовательных услуг плановым, прогнозируемым значениям. В таком случае, по нашему мнению, будут учтены все фактические отклонения размеров составляющих ресурсного потенциала учреждения профессионального образования от плановых. При этом достижение в среднесрочном периоде экономических результатов деятельности учреждения профессионального образования с учетом данных анализа адекватно соответствию фактических значений объема оказания образовательных услуг планово-расчетным, прогнозируемым.

Проведение факторного экономического анализа достижения планируемого стоимостного объема оказания образовательных услуг учреждением профессионального образования, учитывающего внутренние причины, влияющие на отклонение фактических значений экономического результата деятельности от плановых, должно сопровождаться учетом влияния внешних факторов неустойчивой внешней среды на результативность развития образовательного процесса профессиональных учебных заведений. Такими факторами выступают нормативно-правовое регламентирование деятельности учреждений профессионального образования в условиях реформирования системы образования; изменение конъюнктуры рынка образовательных услуг; динамика роста или снижения числа профессиональных участников соответствующих сегментов рынка образовательных услуг; изменение уровня дифференцированное™ состава учреждений профессионального образования по качеству оказания образовательных услуг и престижности обучения, многоуровневое™ и многоканальности финансирования профессиональных учебных заведений; текущее состояние и перспективы развития национальной экономики.

Следует отметить, что внешнее воздействие на систему начального, сред-

него специального и высшего профессионального образования заключается в уровнях инфляционных изменений, трудовой занятости граждан (экономически активного населения), денежного обращения, изменения объемов внутреннего и внешнего долга. При этом общий идентификатор состояния внешней среды, свидетельствующий о депрессивном состоянии, оживлении или существенном экономическом росте народного хозяйства, хотя и бывает выражен количественно в экспертной форме, но не дает информации о силе воздействия на образовательный процесс.

Текущее состояние внешней среды и функционирование учреждений профессионального образования могут быть взаимосвязаны на основе, например, темпов экономического роста и соответствующих ему положительных экономических и финансовых приростов в составе учреждений профессионального образования.

Существуют также суждения уче-ных-экономистов о том, что уровень влияния окружающей среды на образовательные организационно-правовые структуры необходимо связывать с таким обобщающим показателем результативности народного хозяйства, как валовой внутренний продукт. Действительно, экономическое состояние внешней среды необходимо идентифицировать с каким-либо обобщающим показателем, но вероятность его изменений на средне*, долгосрочную перспективу по учреждениям начального, среднего специального и высшего профессионального образования количественно не поддается расчетам.

В соответствии с нашими представлениями оценка возможной планово-рас-четной результативности учреждений профессионального образования в зависимости от общего состояния внешней среды (народного хозяйства) может быть установлена исходя из разработки таких методических положений, которые в достоверной степени характеризовали бы экономическое состояние внешней

среды (небольшой экономический спад, оживление с признаками начала экономического роста, средние темпы экономического роста, стабильные и увеличивающиеся темпы экономического роста, значительный экономический подъем). Например, современное состояние национальной экономики можно характеризовать как снижающиеся темпы экономического роста (ежегодный рост валового внутреннего продукта в сопоставимых ценах в 2000 г. — 110 %, в 2001 — 105, в 2002 г. — 104 %)2.

Необходима также объективная вероятностная оценка изменения предстоящих экономических результатов в начальном, среднем специальном и высшем профессиональном образовании в связи с развитием промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, сферы услуг. При этом спрос и предложение на рынках труда квалифицированных рабочих и служащих (начальное профессиональное образование), специалистов среднего звена (среднее профессиональное образование), специалистов высшего звена могут находиться в различных соотношениях. Поэтому экономическая результативность текущего функционирования и перспективного развития систем начального, среднего профессионального и выс-

шего профессионального образования, на наш взгляд, в тех или иных состояниях национальной экономики будет различной.

Автор считает возможным на основе прогностических экспертных оценок вероятностных состояний национальной экономики и возможности роста экономического результата (прибыли, стоимостного объема оказания образовательных услуг) в перспективном периоде определить уровень совокупных воздействий внешней среды.

Произведение возможных (вероятных, прогностических) возрастаний экономических результатов начального, среднего специального и высшего профессионального образования на степень вероятности состояния национальной экономики в текущем и среднесрочном ее развитии может дать средневзвешенную оценку изменений экономической результативности развития начального, среднего специального и высшего профессионального образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Менеджмент, маркетинг и экономика образования : учеб. пособие / под ред. А. П.. Егор-шина. Н. Новгород, 2001.

2См.: Российский статистический ежегодник-2005. М., 2005.

Поступила 23.11.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.