Научная статья на тему 'Экономический анализ деятельности учреждений профессионального образования'

Экономический анализ деятельности учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ деятельности учреждений профессионального образования»

А.Л. КУРАКОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Необходимость проведения экономического анализа в процессе планово-расчетных обоснований субъектом управления профессиональным учебным заведением достижения прогностических или на основе оценок прогноза устанавливаемых экономических и финансово-инвестиционных идентификаторов связана с определением факторного влияния на изменение фактически достигнутых экономических или финансовых результатов деятельности учреждений профессионального образования, по своим стоимостным или натуральным величинам не совпадающих с плановыми [2].

Факторное влияние на отклонение от плановых фактически достигнутых экономических величин ретроспективного развития учреждений профессионального образования, на наш взгляд, должно устанавливаться в процессе анализа на основе отчетных данных о стоимостных результатах их деятельности, размерах ресурсопотребления, уровнях эффективности использования ресурсного потенциала.

Так, например, может устанавливаться отклонение стоимостного объема оказанных образовательных услуг (ДQnn) от изменения среднесписочной численности персонала профессионального учебного заведения (ДЧпп) исходя из такого формализованного выражения, как:

ДQnn=Вn*ДЧnn+ДВ*ДЧnn/2, (1)

где Вп - планируемая среднегодовая выработка стоимостного размера оказанных образовательных услуг на одного работающего в профессиональном учебном заведении; ДВ - отклонение фактической величины среднегодовой выработки стоимостного размера образовательных услуг от планового значения.

В целях иллюстрации определим величины ДQnn, ДВ и ДЧпп на основе отчетных и плановых данных профессионального учебного заведения. Фактическая среднесписочная численность персонала учреждения профессионального образования равна 492 человека, ее плановое значение (Чп пп) - 488. При этом отклонение фактического значения от планового составит ДЧпп = 492 - 488 = 4 человека. Планируемая среднегодовая выработка стоимостного объема образовательных услуг на одного работающего в профессиональном учебном заведении равна 4390 руб./чел., фактическая выработка стоимостного размера образовательных услуг составила 4530 руб./чел. То есть отклонение ДВ = 4530 - 4390 = 140 руб ./чел. Подставив найденные значения ДЧпп и ДВ в формулу (1), получим: ДQnn=4390*4+140*4/2= 17560+280=17840 руб.

В то же время другим внутренним фактором влияния на отклонение фактического стоимостного объема оказанных образовательных услуг учреждения профессионального образования в данном случае выступает отклонение фактической величины выработки стоимостного размера оказанных образовательных услуг от ее планового значения. При этом влияние данного фактора (отклонения) на изменение стоимостного объема оказанных образовательных услуг профессиональным учебным заведением можно определить по формуле:

ДQnв=Чnnn*ДВ+ДВ *ДЧпп/2. (2)

Подставим в формулу (2) плановые и фактические данные о деятельности профессионального учебного заведения за конкретный отчетный период (год): ДQnв=488*140+140*4/2=68320+280=68600 руб.

Суммарное влияние указанных выше внутренних факторов (изменения среднесписочной численности, выработки стоимостного размера оказанных потребителям образовательных услуг на одного работающего в учреждении профессионального образования) на стоимостный объем оказанных в течение года образовательных услуг (ДQП ) определится по формуле:

ДQ с =ДQnn+ДQnв. (3)

п 4 '

Численное значение влияния внутренних суммарных отклонений на стоимостный объем оказанных образовательных услуг будет равно:

ДQ П =17840+68600=86440 руб.

Таким образом, экономический анализ внутреннего факторного влияния одной из элементных составляющих ресурсного потенциала (численности и производительности труда персонала профессионального учебного заведения) состоит в выяснении причин отклонений фактических значений экономического результата деятельности учреждения профессионального образования от плановых. При этом установленное суммарное и индивидуальное влияние внутренних факторов на отклонение фактического значения стоимостного объема оказанных образовательных услуг от плановой величины, по нашему мнению, предоставляет возможность субъекту управления деятельностью и социально-экономическим развитием профессионального учебного заведения формировать и реализовать комплекс ресурсообеспеченных мер по повышению уровня объективности планирования и прогнозирования экономических результатов деятельности, достижения более высоких объемов оказания потребителям образовательных услуг.

Направленность экономических, финансово-инвестиционных, маркетинговых, структурно-организационных и иных мер в процессе объективизации планово-расчетных значений текущего и перспективного развития профессионального учебного заведения, в соответствии с нашими представлениями, должна совпадать с использованием элементных составляющих ресурсного потенциала (трудового, материально-вещественного, финансового, информационного).

В проведенном выше факторном анализе предпринимаемые комплексные меры должны быть направлены на умеренное сокращение численности персонала профессионального учебного заведения (отклонение фактической среднесписочной численности персонала от планового составляет 4 человека) и повышение плановых значений производительности труда персонала, так как существуют значительные резервы ее роста.

Доминирующее значение в ходе реализации комплексных мер повышения уровня планирования и прогнозирования стоимостного результата деятельности профессионального образовательного учреждения в данном случае (примере) следует отдавать приведению в соответствие плановых и фактических значений производительности труда персонала (выработке стоимостных размеров оказанных образовательных услуг, приходящихся на одного работающего). Это связано с тем, что отклонение фактического значения производительности труда одного работающего в учреждении профессионального образования от планового в существенной степени, по сравнению с отклонением численности персонала, влияет на стоимостной объем (отклонение фактически достигнутого от планового) оказанных потребителям образовательных услуг [1].

Такие же методические подходы к установлению влияния фактических отклонений стоимости основных фондов и фондоотдачи, материальных элементов оборотных средств и материалоотдачи от плановых на стоимостный объем оказанных потребителям образовательных услуг можно использовать в фактор-

ном экономическом анализе соответствия фактического стоимостного объема оказанных образовательных услуг плановым, прогнозируемым значениям. В этом случае, по нашему мнению, будут учтены все фактические отклонения размеров составляющих ресурсного потенциала учреждения профессионального образования от планового. При этом достижение в среднесрочном периоде времени экономических результатов деятельности учреждения профессионального образования с учетом результатов анализа адекватно соответствию фактических значений объема оказания образовательных услуг планово-расчетным, прогнозируемым.

Однако проведение факторного экономического анализа достижения планируемого стоимостного объема оказания образовательных услуг учреждением профессионального образования, учитывающего внутренние причины, влияющие на отклонение фактических значений экономического результата деятельности от планового, должно сопровождаться учетом влияния внешних факторов неустойчивой внешней среды на результативность развития образовательного процесса профессиональных учебных заведений.

Такими факторами выступают: нормативно-правовое регламентирование деятельности учреждений профессионального образования в условиях реформирования системы образования; изменение конъюнктуры рынка образовательных услуг; динамика роста или снижения состава и числа профессиональных участников соответствующих сегментов рынка образовательных услуг; изменение уровня дифференцированности состава учреждений профессионального образования по качеству оказания образовательных услуг и престижности обучения, многоуровневости и многоканальности финансирования профессиональных учебных заведений; текущее состояние и перспективы развития национальной экономики.

Следует отметить, что внешнее воздействие на систему начального, среднего специального и высшего профессионального образования заключается в уровнях инфляционных изменений, трудовой занятости граждан (экономически активного населения), денежного обращения, изменения объемов внутреннего и внешнего долга. При этом общий идентификатор состояния внешней среды, свидетельствующий о депрессивном состоянии, оживлении или существенном экономическом росте народного хозяйства, хотя и может быть выражен количественно в экспертной форме, не может свидетельствовать о силе воздействия на образовательный процесс.

Текущее состояние внешней среды и функционирование учреждений профессионального образования могут быть взаимосвязаны на основе, например, темпов экономического роста и соответствующих ему положительных экономических и финансовых приростах в составе учреждений профессионального образования.

Существуют также суждения ученых-экономистов о том, что уровень влияния окружающей среды на образовательные организационно-правовые структуры необходимо связывать с таким обобщающим показателем результативности народного хозяйства, как валовый внутренний продукт. Действительно, экономическое состояние внешней среды необходимо идентифицировать с каким-либо обобщающим показателем, но вероятность его изменений на средне-, долгосрочную перспективу по учреждениям начального, среднего специального и высшего профессионального образования количественно не поддается расчетам.

В соответствии с нашими представлениями, оценка возможной планово-расчетной результативности учреждений профессионального образования в зависимости от общего состояния внешней среды (народного хозяйства) может быть установлена исходя из разработки таких методических положений, которые в

достоверной степени характеризовали бы экономическое состояние внешней среды (небольшой экономический спад, оживление с признаками начала экономического роста, средние темпы экономического роста, стабильные и увеличивающиеся темпы экономического роста, значительный экономический подъем). Так, например, современное состояние национальной экономики можно характеризовать как снижающиеся темпы экономического роста (ежегодный рост валового внутреннего продукта в сопоставимых ценах в 2000 г. - 110%, в 2001 г. -105%, в 2002 г. - 104,3%) [3].

Наряду с этим необходима объективная вероятностная оценка изменения предстоящих экономических результатов в начальном, среднем специальном и высшем профессиональном образовании в связи с развитием промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, сферы услуг. При этом в квалифицированных рабочих и служащих (начальное профессиональное образования), специалистах среднего звена (среднее профессиональное образование), специалистах высшего звена спрос и предложение на рынках труда могут находиться в различных соотношениях. Поэтому и экономическая результативность текущего функционирования и перспективного развития систем начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на наш взгляд, в тех или иных состояниях национальной экономики будет различной.

В этой связи автор считает возможным на основе прогностических экспертных оценок о вероятностных состояниях национальной экономики и возможности роста экономического результата (прибыли, стоимостного объема оказания образовательных услуг) в перспективном периоде времени определить уровень совокупных воздействий внешней среды. В этих целях автор и группа экспертов Чувашского государственного университета определили вероятностные состояния народного хозяйства и изменения на этой основе экономических результатов начального, среднего специального и высшего профессионального образования республик - субъектов федерации Приволжского федерального округа.

Произведение возможных возрастаний (вероятных, прогностических) экономических результатов начального, среднего специального и высшего профессионального образования на степень вероятности состояния национальной экономики в текущем и среднесрочном ее развитии может дать средневзвешенную оценку изменений экономической результативности развития начального, среднего специального и высшего профессионального образования.

Литература

1. Кураков Л.П., Сергеенков В.Н., Кашурникова Г.Г., Ефремов Л.Г. Экономика и государство. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П Егорши-на. Н. Новгород: НИМБ, 2001.

3. Российский статистический ежегодник, 2005. М.: Госкомиздат России, 2005.

КУРАКОВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ родился в 1982 г. Окончил Чувашский государственный университет. Кандидат экономических наук, докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Старший научный сотрудник Чувашского университета. Автор более 80 научных работ, в том числе 6 монографий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.