Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Е.Т. ГАЙДАРА И ПЕРЕХОД РОССИИ К РЫНКУ (К 30-ЛЕТИЮ НАЧАЛА РАДИКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ)'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Е.Т. ГАЙДАРА И ПЕРЕХОД РОССИИ К РЫНКУ (К 30-ЛЕТИЮ НАЧАЛА РАДИКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1308
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономический кризис / радикальные экономические реформы / либерализация цен / приватизация / рыночная экономика / командно-административная экономика / свободная торговля / economic crisis / radical economic reforms / price liberalization / privatization / market economy / command and control economy / free trade

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.И. Зефиров

Статья посвящена предстоящему 30-летию (2 января 2022 г.) запуска экономических реформ Е.Т. Гайдара, положивших начало перехода России от командно-административной системы хозяйствования к рыночной. Подчеркивается личный вклад Гайдара в теоретическое обеспечение и практическое исполнение этих реформ. Проанализированы причины отставания советской экономики от развитых экономик Запада в 1970-80 годы и указаны пути его преодоления, предложенные Е. Т. Гайдаром. Особое внимание уделено деятельности Е. Т. Гайдара в журнале «Коммунист» в качестве заведующего отделом экономики. В статье рассматриваются все аспекты нового сложного процесса перехода российской экономики к рынку в начале 1992 года. Рассматривается проблемы либерализации цен, приватизации, финансовой и банковской реформы. Указывается, что в конкретных политических и экономических условиях конца 1991 года был невозможен другой подход к осуществлению реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC VIEWS OF E.T. GAIDAR, AND RUSSIA`S TRANSITION TO THE MARKET ECONOMY (DEVOTED TO THE 30TH ANNIVERSARY OF THE START OF RADICAL ECONOMIC REFORMS)

This article is dedicated to the reasons upcoming 30th anniversary (January 2, 2022) of the launch of Gaidar`s economic reforms, which the beginning Russia`s transition from administrative to the market national economy. The personal contribution of Gaidar`s to the theoretical support and practical implementation of these reforms is emphasized. The reasons for lag of the Soviet economy from the developed Western economies in 1970-80 are analyzed, and the ways of its overcoming, proposed by E. T. Gaidar, are indicated. The special attention is paid to the Gaidar` s work at the «Communist» magazine as the head of economic department. All the aspects of the new complex transition process at the beginning of 1992 are considered. The problems of price liberalization, privatization, financial and banking reforms are considered. It`s pointed out that in the specific political and economic conditions of the end of 1991, another approach to this implementation was impossible.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Е.Т. ГАЙДАРА И ПЕРЕХОД РОССИИ К РЫНКУ (К 30-ЛЕТИЮ НАЧАЛА РАДИКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ)»

Таблица 6 - Итоговое принятие решений по вЯЛ (источник: рассчитано автором)

Основы классификации Курганская область Свердловская область Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО Тюменская область (без АО) Челябинская область

Ранги 6 4 1 2 3 5

Уровень принятия решений R- R R+ R+ R R-

Шаг 8: итоговая классификация серой относительной оценки и принятие управленческих решений. Таким образом, проведенные расчеты показали целесообразность использования аппарате нечеткой логики для оценки уровня развития отраслей, в том числе ТЭК.

Данный метод обладает следующими преимуществами:

1) учитывает не только количественно измеримые показатели, но и любые показатели, измеряемые с помощью лингвистических переменных и являющиеся нечетко измеримыми показателями;

2) использует весовые коэффициенты, которые можно установить как на основе экспертных знаний, так и посредством экономико-математического моделирования;

3) позволяет выявить направления управленческого воздействия в соответствии с количественно измеримыми и нечетко измеримыми показателями.

References:

1. Asian, N., Shahrivar, A.A., Abdollahi, H., 2012. Multi-objective optimization of some process parameters of a lab-scale thickener using grey relational analysis. Separation and Purification Technology. 90, 189-195.

2. Deng, J.L., 1982. Control problems of grey systems. Systems & Control Letters. 1 (5), 288e294.

3. Hou, J., 2010. Grey relational analysis method for multiple attribute decision making in intuitionistic fuzzy setting. J. Convergence Info. Technol. 5 (10), 194-199.

4. Kuo, Y., Yang, T., Huang, G.W., 2008. The use of grey relational analysis in solving multiple attribute decision-making problems. Comput. Ind. Eng. 55 (1), 80-93.

5. Maiyar, L.M., Ramanujam, R., Venkatesan, K., Jerald, J., 2013. Optimization of machining parameters for end milling of Inconel 718 super alloy using Taguchi based grey relational analysis. Procedia Eng. 64, 1276-1282.

6. Tsai, C.H., Chang, C.L., Chen, L., 2003. Applying grey relational analysis to the vendor evaluation model. Int. J. Computer Integrated Manufacturing. 11 (3), 45-53.

7. Wang P., Meng P., Zhai J.Y., Zhu Z.Q., 2013. A hybrid method using experiment design and grey relational analysis for multiple criteria decision making problems. Knowledge-Based Systems. 53, 100e107.

8. Wu, H.H., 2002. A comparative study of using grey relational analysis in multiple attribute decision making problems. Quality Engineering. 15 (2), 209-217.

9. Xu Z. (2015) Uncertain multi-attribute decision making: Methods and applications. Springer, Berlin. https://doi.org/10.1007/978-3- 662-45640-8.

10. Zhang S.F., Liu S.Y. (2011) A GRA-based intuitionistic fuzzy multicriteria group decision making method for personnel selection. Expert Systems with Applications. 38(9):11401-11405.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-160-164

В.И. Зефиров - к.э.н., доцент кафедры инновационной экономики, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, v.zefirov@mail.ru,

V.I. Zefirov - PhD, associate professor of the Innovations economy department, Saint-Petersburg State Marine Technical University.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Е.Т. ГАЙДАРА И ПЕРЕХОД РОССИИ К РЫНКУ (К 30-ЛЕТИЮ НАЧАЛА РАДИКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ) ECONOMIC VIEWS OF E.T. GAIDAR, AND RUSSIA'S TRANSITION TO THE MARKET ECONOMY (DEVOTED TO THE 30th ANNIVERSARY OF THE START OF RADICAL ECONOMIC REFORMS)

Аннотация. Статья посвящена предстоящему 30-летию (2 января 2022 г.) запуска экономических реформ Е.Т. Гайдара, положивших начало перехода России от командно-административной системы хозяйствования к рыночной. Подчеркивается личный вклад Гайдара в теоретическое обеспечение и практическое исполнение этих реформ. Проанализированы причины отставания советской экономики от развитых экономик Запада в 1970-80 годы и указаны пути его преодоления, предложенные Е. Т. Гайдаром. Особое внимание уделено деятельности Е. Т. Гайдара в журнале «Коммунист» в качестве заведующего отделом экономики. В статье рассматриваются все аспекты нового сложного процесса перехода российской экономики к рынку в начале 1992 года. Рассматривается проблемы либерализации цен, приватизации, финансовой и банковской реформы. Указывается, что в конкретных политических и экономических условиях конца 1991 года был невозможен другой подход к осуществлению реформ.

Abstract. This article is dedicated to the reasons upcoming 30th anniversary (January 2, 2022) of the launch of Gaidar's economic reforms, which the beginning Russia's transition from administrative to the market national economy. The personal contribution of Gaidar's to the theoretical support and practical implementation of these reforms is emphasized. The reasons for lag of the Soviet economy from the developed Western economies in 1970-80 are analyzed, and the ways of its overcoming, proposed by E. T. Gaidar, are indicated. The special attention is paid to the Gaidar' s work at the «Communist» magazine as the head of economic department. All the aspects of the new complex transition process at the beginning of 1992 are considered. The problems of price liberalization, privatization, financial and banking reforms are considered. It's pointed out that in the specific political and economic conditions of the end of 1991, another approach to this implementation was impossible.

Ключевые слова: экономический кризис, радикальные экономические реформы, либерализация цен, приватизация, рыночная экономика, командно-административная экономика, свободная торговля.

Keywords: economic crisis, radical economic reforms, price liberalization, privatization, market economy, command and control economy, free trade.

Егор Тимурович Гайдар (1956-2009) был наиболее ярким представителем отечественной экономической мысли конца 80-х - начала 90-х годов 20 века. Свои экономические взгляды он изложил не только во множестве книг и статей, но и реализовал практически в ходе радикальной экономической реформы 1992-1994 гг., работая на высоких постах в правительстве России, включая должность и.о. Премьер-министра.

Теоретическая и практическая деятельность Гайдара совпала во времени с одним из наиболее драматических периодов в истории России - с буржуазно-демократической революцией в истории России 1989-1991 гг., распадом СССР и переходом экономики России от административно-командного стиля управления к рынку. Революционные политические преобразования, начатые Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёвым и получившее название «перестройка» не могли быть до конца реализованы без реформы советских экономических отношений, безнадёжно устаревших и тормозивших процесс политической либерализации. Здесь ярко проявилось действие закона соответствия уровня развития производительных сил, характеру действующих производительных отношений, сформулированного К. Марксом. Высокообразованный советский народ жил и работал в условиях давно устаревшей (сформировавшейся в 20-30-х годах 20 века) тоталитарной командной экономики, в условиях которой громадный потенциал человека труда (независимо от профессии и должности) не мог быть полностью реализован. Реформы в понимании Е.Т. Гайдара - это те действия, которые в корне улучшат жизнь народа, жизнь страны.

К началу 80-х годов всё сильнее чувствовалось отставание СССР от стран Запада, уровень жизни людей, и до этого не самый высокий, стал резко падать. Снижение цен на нефть резко повлияло на экономическую ситуацию в стране. Появились пресловутые талоны и купоны на приобретение продуктов первой необходимости, усилился разрыв между уровнем жизни в столичных городах (Москве и Ленинграде) и на периферии, продолжилась медленное умирание российской деревни. В то же время все официальны показатели социально- экономического развития указывали на устойчивый рост советской экономики и повышение благосостояния советских людей, о чём торжественно рапортовалось на очередных съездах КПСС.

Е.Т. Гайдар, чья практическая деятельность началась в 1980 году после окончания аспирантуры МГУ, не мог не видеть всех тех безобразий, которые творились в реальной экономике. Выходец из советской элитной семьи (по радио и ТВ каждый день можно было слышать песню «Там, где труднее и круче пути, Гайдар шагает впереди»), человек «влюблённый» в науку экономику, живший в детстве с родителями на Кубе и в Югославии, владевший тремя иностранными языками и читавший в подлиннике А. Смита и Дж. М. Кейнса, он с головой окунулся в решение тех проблем, над которыми бились лучшие экономические умы страны. По-простому говоря, над тем, как оживить стагнирующую и слабеющую советскую экономику, причём как на макроэкономическом уровне, так и на уровне отдельных предприятий. Хозрасчёт, научно-технический прогресс, экономико-математические методы, системный анализ, целевое управление, оптимизация, экономика ресурсов - эти понятия были на слуху у экономистов того времени. Однако, вопросы открытой рыночной экономики, основанной на многообразии форм собственности, тогда даже не затрагивались, т.к. это противоречило догматам «священной коровы» марксистско-ленинского учения, являющегося тогда государственной идеологией.

Так вот, Егор Гайдар, воочию видевший разницу между югославской квазирыночной и кубинской тотально-государственной экономики, знавший (в отличие от подавляющего большинства советских учёных-экономистов) классические современные микро - и макроэкономические теории, вооружённый приобретённым ещё в студенческие годы опытом анализа деятельности конкретных советских предприятий, постепенно становится одной из главных фигур «новой волны» советских экономистов. Его высоко ценит академик С.С. Шаталин, один из главных авторов государственных программ совершенствования хозяйственного механизма СССР. О.Р. Лацис, заместитель главного редактора журнала «Коммунист», приглашает Гайдара 1987 году на должность заведующего отделом экономики в этом до перестройки официальном партийном журнале. В перестроечном «Коммунисте» талант Гайдара раскрылся в полную силу, этот человек, внук А.П. Гайдара, стал широко известным сообществу экономистов-учёных и практиков. Статьи Е.Т. Гайдара носили новаторский и смелый характер, скрывали недостатки и просчёты в экономической политике государства.

Цитируя самого Гайдара, «в конце эпохи Л. Брежнева подавляющее большинство западных наблюдателей... были убеждены, что советская экономическая. система утратила динамизм, но стабильна» [1]. Пришедшая к власти вначале 1985 года команда М.С. Горбачёва начала реализовывать так называемую политику «ускорение научно-технического прогресса», ключевым элементом которой было резкое увеличение объёма государ-

ственных инвестиций в машиностроение, которое считалось той «локомотивной» отраслью, развитие которой должно потянуть за собой прогресс и в других отраслях. Однако эффективность этих капиталовложений оказалась очень низкой (например, в 1986 году капиталовложения в машиностроение увеличились на 15 %, а ввод в действие новых основных фондов только на 3 %, рост продукции отрасли оказался ещё ниже [2]). Одновременно данный финансовый манёвр привёл к резкому увеличению дефицита госбюджета СССР, который частично покрывается за счёт заимствований у Госбанка СССР. В статье 1988 года «По карману ли траты?» Е.Т. Гайдар и О.Р. Лацис, анализируя бюджет на 1989 год, впервые в открытой печати СССР ставят вопрос о прямой зависимости дефицита товаров в магазинах и роста подавленной инфляции от бюджетно-финансовой политики государства. Введённые в действие в 1988 году законы о госпредприятии и кооперации в СССР привели к резкому повышению денежных доходов граждан, как в государственном, так и в кооперативном секторах, абсолютно не подкрепленных товарной массой. Растёт денежная эмиссия, валютные резервы резко уменьшаются. Снабжение населения продовольствием превратилась в проблему номер один. В связи с отсутствием роста производства потребительских товаров (напомним, что в СССР экономика была почти закрыта, а на внешнюю торговлю существовала государственная монополия) у населения на сберкнижках и на руках скопилось огромное количество неотоваренных денег. Например, в 1978 году в Сберкассах хранилось 120 млрд. рублей, а на руках 40 млрд., в 1986-87гг. среднегодовой рост складов составлял 23 млрд. руб., в 1988г. - 30 млрд. руб. [2]. Если взять численность населения СССР в относительно спокойном 1978 году 260 млн. человек, то, поделив 160 млрд. рублей на эту численность, мы получим порядка 615 рублей сбережений на каждого советского человека, включая грудных детей. При средней зарплате в СССР, в то время примерно 4 среднемесячных зарплаты, отложенных каждым человеком в связи с невозможностью их отоваривания в торговой сети (образование и здравоохранение в те годы были практически полностью бесплатными, (исключения - услуги репетиторства и немногочисленных хозрасчётных «платных» поликлиник), а сбережения «на старость» делились незначительной частью советского общества).

Одним из острейших вопросов, широко и гласно обсуждавшийся в 1986-1990гг., но получивших практическую реализацию только в начале 1991г., было административное повышение цен на товары и услуги в розничной торговле. Инфляция в СССР была подавленной, цены не менялись с 1962 года, но дефицит товаров в стране был огромным, а горбачёвскую эпоху просто катастрофическим. В 1990 году и с 1200 ассортиментных групп товаров народного потребления 1150 (т.е. 96 % !!!) были дефицитными [2]. Понятно, что такая диспропорция спроса и предложения могла быть устранена только повышением уровня цен на товары. Вот здесь-то и столкнулись здравый смысл с коммуно-идеологическим догматизмом в головах высших советских руководителей М.С. Горбачёва, Н.И. Рыжкова, В.С. Павлова и других. Согласно коммунистическим догматам, повышать цены на продукты и товары первой необходимости противоречило идеологическому правилу постоянного роста благосостояния людей при социализме. На то, что дефицит неизбежно порождал чёрный рынок, спекуляцию, должностные злоупотребления, коррупцию и, как результат, снижение качества жизни населения, старательно закрывали глаза. Кстати, интересный факт, единственным продуктом очень широкого потребления, по ценам на который можно было количественно оценить инфляцию в 1970-1990 годах, была водка. Хотя доходы от водочной торговли регулярно пополняли казну, она считались «идеологически вредным» продуктом, и цены на неё не замораживались. В указанный двадцатилетний период розничная цена наводку поднялась в 7 раз (на 600 %) с 3 до 21 рубля за 0,5 литра.

Кстати, о водке. 10 мая 1985 г. вышли в свет решения партии и правительства о начале антиалкогольной кампании в СССР. В плане 1985 года водка занимала 24 % в товарообороте, принося в бюджет 25 млрд. рублей (величина сравнима с дефицитом бюджета) [1]. Непродуманная антиалкогольная кампания, кроме появившихся финансовых трудностей, отрицательно повлияла на морально-психологический климат в стране. Так в 1986 г. продажи сахара возросли на 22 % (для самогоноварения), продажа одеколона на 50 %, клея на 30 %, жидкости для отчистки стёкол на 15 % [1], что, безусловно, дестабилизировала потребительный рынок.

В 1989-1990 годах Егор Гайдар предложил провести либерализацию (т.е. фактически рыночное повышение) цен не в качестве первого шага, а только после проведения бюджетно-кредитной реформы, демонополизации экономики, конверсии оборонной промышленности, запуска приватизации, введение частичной конвертируемости рубля и других предварительных важных мероприятий. В конце 1991 г. возможности идти по такому пути уже не было. Время было потеряно. Политическое руководство СССР не рискнуло взять на себя ответственность за радикальные экономические реформы, потому что они понимали, что неизбежным побочным эффектом таких реформ будет первоначальное резкое снижение уровня жизни народа, открытая гиперинфляция и безработица. В общем пять лет было потрачено только на дискуссии, а положение в экономике СССР всё ухудшалось и ухудшалось.

Количество пустых денег в обороте всё росло и росло. Появилось ранее неизвестное в экономической терминологии СССР слово «бартер». Цена на нефть продолжила падать. Несмотря на трёхкратное повышение розничных цен и временный мораторий на снятие денег со сберкнижек, осуществлённые премьер-министром В.С. Павловым в январе 1991 г. («К моей груди приставил ножик/Мешок, подстриженный под ёжик»), решение проблемы товарного дефицита не продвинулось ни на шаг. Это было первое с 1962 года административное повышение цен на товары первой необходимости. 21 августа 1991 года завершилась крахом попытка государственного переворота в СССР (так называемый ГКЧП), направленного на возврат к до перестроечных времён. 8 декабря 1991 года были подписаны Беловежские соглашения о ликвидации СССР. Е.Т. Гайдар резко выступает за то, что новая Россия должна проводить радикальные экономические реформы самостоятельно, а не совместно с бывшими республиками СССР, а ныне самостоятельными государствами - членами СНГ (как это, например, предугадал Г.А. Явлинский).

2 января 1992 года были отпущены оптовые и розничные цены (на регулируемые товары типа хлеба, молока, транспорта цены были повышены). 29 января 1999 года был подписан Указ Президента России Б.Н. Ельцина о свободной торговле, согласно которому можно было торговать чем угодно и где угодно, в т.ч. привозить для продажи из-за границы (тогда появилось т.п. «челноки»). Страны Запада, в первую очередь США и Германия, начали зимой 1992 года оказывать России гуманитарную помощь и выдавать кредиты на покупку продовольствия. Западники прямо говорили, что эта помощь оказывается «под Гайдара», который, как реформатор, имеет на западе огромный авторитет и уважение.

До сих пор дискутируется вопрос: можно ли было проводить эти реформы иначе, более щадящим для народа образом? Ведь подъём цен на 25000 % (в 26 раз) за 1992 год [2] и фактически полное обесценивание сбережений являются той основной причиной, по сей день неприязненного отношения к уже покойному Е.Т. Гайдару большинства россиян [2].

Часто задаются вопросами: можно ли было при проведении радикальной реформы воспользоваться планом Г.А. Явлинского и провести либерализацию цен после проведения приватизации? Да, год-два назад такое было бы возможным, такое говорил и сам Гайдар, готовя текст несостоявшегося обращения новоизбранного Президента СССР М.С. Горбачёва весной 1990 года, но в январе 1992 года, в условиях развала СССР, пустой казны и реальной угрозы голода реализация подхода Г.А. Явлинского была уже невозможна.

Следует отметить, что реформы Е.Т. Гайдара сводились не только к либерализации цен. Гайдар, понимая механизмы функционирования современной рыночной экономики и ориентируясь на опыт рыночных реформ в Польше 1990-91 гг., провёл фактически полную замену советского хозяйственного механизма. В первую очередь это, конечно, была децентрализация управления экономикой. В СССР, где в вычислительном центре Госплана рассчитывалось какое количество иголок и ниток должно быть произведено и на каком предприятии, а также куда затем эти товары должны поступать, все решения принимались в Москве (но не менее важной номенклатуре, типа лёгкой, пищевой и местной промышленности - в столицах союзных республик и областных центров), часто без учёта специфики на местах. Поэтому одним из первых шагов команды Е.Т. Гайдара была ликвидация отраслевых министерств.

Далее, это конечно приватизация и развитие частного предпринимательства. «Малая приватизация», реализованная в 1992 году, позволила передать из рук государства мелким частным собственникам квартиры, магазины, кафе, рестораны, ателье, малые ремонтные предприятия и мастерские, гостиницы и т.п. объекты. Начинавшаяся в 1993 году ваучерная приватизация средних и крупных промышленных предприятий по методике и под руководством А.Б. Чубайса изобиловала массовыми злоупотреблениями, а иногда и откровенным жульничеством. Перегруженный делами и ... «две .... [1]» Гайдар вынужден был делегировать некоторые направления реформ своей команды.

Архиважным вопросом была реформа советской банковской системы и создание по образу стран с рыночной экономикой двухуровневой современной банковской системы (государственный центральный банк плюс частные коммерческие банки). Здесь стоит помянуть добрым словом и пожелать крепкого здоровья первого Председателя Центрального банка России Г.Г. Матюхину, с которым автор этих строк имел счастье встречаться.

Отмена государственной монополии внешней торговли и открытие границ для свободного передвижения людей и товаров были тоже отличительной чертой 1992 года. Е.Т. Гайдар принял страну в ужасной внешнеэкономической ситуации. Валютные резервы центрального банка СССР и Внешэкономбанка СССР составляли величину, сопоставимую с резервами сегодняшнего банка средней руки [1]. Золотой запас СССР был исчерпан, кредиты, полученные от западных стран М.С. Горбачёвым, истрачены на покупку продуктов первой необходимости в 19901991 гг., рубль как валюта действительно стал «деревянным». Указом Президента России Б.Н. Ельцин от 29.01.1992 г. о свободной торговле, инициированный Е.Т. Гайдаром, было разрешено свободно ввозить в Россию из-за границ любые продукты и товары без пошлин и налогов и продавать их в любом месте по любой цене. Тогда появились так называемые «челноки», то есть люди, ездящие за границу с целью покупки там товаров для последующей продажи в России. И это очень способствовало пополнению товарного рынка в России.

Если раньше страны Запада выдавали валютные кредиты под имидж М.С. Горбачёва, то начиная с 1992 г. они стали выдавать кредиты «под Гайдара». Свободное владение английским языком и слава реформатора-рыночника вызывали доверие у руководителей западных стран. К тому же из США, Германии и других европейских стран в 1992 г. в Россию хлынула гуманитарная помощь в виде продуктов и «секонд-хенд» одежды, которая также сыграла немалую роль в преодолении производственного кризиса начала 1992 года и недопущении голода.

Важным моментом была также реформа сельского хозяйства. Она формально была начата ещё при Горбачёве, когда было разрешено частное фермерство. Но эта реформа шла со скрипом. С 1992 года был запущен процесс «деколлективизации» и быстрого роста фермерских хозяйств. Совхозы же были преобразованы в акционерные общества закрытого типа по производству сельскохозяйственной продукции. Однако, «деколлективиза-ция» (как, кстати, и коллективизация начала 30-х годов) была реформой «сверху», и она наткнулась на психологическое непонимание большинства сельских жителей, предки которых были «раскрестьянены» 60 лет назад. Тем не менее, количество фермерских хозяйств росло, достигнув пика в 1995 году (280 тысяч хозяйств - для сравнения сейчас их существует порядка 176 тысяч, в основном за счёт укрупнения), но при этом всегда остро стоял вопрос их господдержки.

Итак, поведём итоги. Е.Т. Гайдару пришлось проводить свои реформы в условиях глубокого экономического, политического и социального кризиса на постсоветском пространстве. Тем не менее, ему удалось провести финансовую стабилизацию, либерализацию цен и приватизацию одновременно, а не в их классической последо-

вательности. Для этого требовалось мужество и уверенность в своей правоте. Реформы Гайдара были направлены на разрушение «железного занавеса» и интеграцию России в мировую экономику, как полноправного члена мирового сообщества. Будучи воспитанным в патриотической семье Гайдаров, Егор Тимурович считал служение народу целью своей жизни. Недаром, отвечая на вопрос одного из журналистов, чтобы он сказал, представ перед Богом, Гайдар ответил: «Я делал то, что считал своим долгом».

Источники:

1. Е.Т. Гайдар. Гибель империи. Уроки для современной России - М.: Изд-во АСТ: CORPUS, 2021.-592 с.

2. А. Колесников, Б. Минаев, Егор Гайдар: Человек не отсюда - М.: Молодая гвардия, 2021. - 602 с.

3. Е.Т. Гайдар, О.Р. Лацис. По карману ли траты? // журнал «Коммунист». - Ноябрь 1988г., №17. - с. 2630. - М.: Правда.

References:

1. E.T. Gaidar. The collapse of the empire. Lessons for modern Russia - M.: Publishing house AST: CORPUS,

2021.-592 p.

2. A. Kolesnikov, B. Minaev, Yegor Gaidar: A person is not from here - M.: Molodaya gvardiya, 2021. - 602 p.

3. E.T. Gaidar, O.R. Latsis. Can I afford spending? // magazine «Communist». - November 1988, №17. - pp. 2630. - M.: Publishing «house Truth».

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-164-171

А.В. Зонова - д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, alev.zonova2013@yandex.ru,

A.V. Zonova - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of accounting, analysis and audit, FSBEI HE Vyatka state university;

А.В. Холкин - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, khav76@mail.ru,

A.V. Kholkin - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of accounting, analysis and audit, FSBEI HE Vyatka state university.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФСБУ 26/2020 POSSIBLE PROBLEMS WITH THE APPLICATION OF FAS 26/2020

Аннотация. Предметом рассмотрения в данной статье выступает система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, перспективы ее развития вследствие проводимой реформы бухгалтерского учета, осуществляемой посредством эволюционной замены нормативно-правовых актов. В данной статье проведен анализ нового федерального стандарта бухгалтерского учета, регулирующего порядок учета капитальных вложений.

Целью выполнения статьи является на основе анализа ФСБУ 26/2020 определить и описать возможные проблемы, которые возникнут в силу применения данного стандарта в практике учета капитальных вложений.

В результате проведенных исследований были выявлены проблемы, которые могут возникнуть в практике применения данного нормативного акта, дано их описание и проведена группировка. Дано описание возможных последствий оставления данных проблем без решения. Определено, что все выявленные проблемы могут быть устранены путем внесения изменений в федеральные стандарты, а также посредством разработки рекомендаций.

Abstract. The subject of consideration in this article is the system of regulatory regulation of accounting in the Russian Federation, the prospects for its development as a result of the ongoing accounting reform carried out through the evolutionary replacement of regulatory legal acts. This article analyzes the new federal accounting standard regulating the accounting procedure for capital investments.

The purpose of the article is based on the analysis of FSB 26/2020 to identify and describe possible problems that will arise due to the application of this standard in the practice of accounting for capital investments.

As a result of the conducted research, problems that may arise in the practice of applying this normative act were identified, their description was given and grouping was carried out. It is determined that all identified problems can be eliminated by making changes to federal standards, as well as by developing recommendations.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, стандарты, капитальные вложения, проблемы.

Keywords: accounting, federal accounting standards, capital investments, problems.

Продолжающаяся в Российской Федерации реформа бухгалтерского учета осуществляется путем поэтапной эволюционной замены действующих учетных стандартов на новые, которые должны быть разработаны на основе международных стандартов финансовой отчетности. Одним из вступающих в действие новых, не имевших аналогов, стандартов, является Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Данный стандарт вступает в силу начиная с отчетности за 2022 год. Учитывая, что пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетный период установлен как кален-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.