личество рабочих мест в данном муниципальном образовании. Привлечение местного населения необходимо не только в период функционирования особой экономической зоны, но и в период её проектирования и строительства, что значительно снизит социальную напряжённость.
Библиографический список
1. Захарова И.Ю. Развитие свободно-экономических туристских зон туристско-рекреационного ком-
плекса подсистемы Краснодарского края / И.Ю.Захарова // Вестник РГУ. - 2008. - №1. - С 137-140.
2. Ковалёв Г.Д. Основы инновационного менеджмента / Г.Д.Ковалёв. - М.: ЮНИТИ. - 1999. - 207 с.
3. Росстат. Социально-экономическое положение Краснодарского края. - Краснодар, 2007. - 238 с.
УДК 620.9:339.13
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА
Р.С.Калюжный1
Новосибирский государственный технический университет, 630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20.
Появление электроэнергетического рынка требует создания эффективной системы взаимоотношений энергосбытовых компаний с потребителями. Рассмотрены экономические основы организации рынка, проведен анализ существующей системы ценообразования. Предложена модель дифференциации энергетической продукции, для конкретного потребителя приведены результаты расчета системы тарифов согласно предложенной модели. Ил. 3. Табл. 2. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: энергосбытовая компания, регулируемый тариф, электрифицированный железнодорожный транспорт.
ECONOMICAL RELATIONS OF LARGE INDUSTRIAL ENTERPRISES AND AN ENERGY-SUPPLY ORGANIZATION UNDER CONDITIONS OF A COMPETITIVE ELECTRICAL ENERGY MARKET R.S. Kaljuzhny
Novosibirsk State Technical University, 20 C.Max Av., Novosibirsk, 630092
The initiation of an electrical energy market demands a creation of an efficient system of relations between power sale companies and consumers. The author examines economical bases of market organization, carries out the analysis of the current system of pricing. He offers a model of differentiation of power production. The calculation results of the tariff system according to the proposed model are presented for a specific consumer. 3 figures. 2 tables. 7 sources.
Key words: an energy selling company, a regulated tariff, an electrified railway transport.
Последнее десятилетие характеризуется глобальными изменениями в сфере энергетической отрасли России. Стремительно протекающие процессы интеграции электроэнергетики в рыночную экономику привели к необходимости реорганизации всей системы отношений, связанных с производством, передачей, сбытом и потреблением электрической энергии в нашей стране [1,2]. Ключевыми направлениями реструктуризации энергетического рынка являются изменение формы собственности энергообъектов и создание конкуренции. Основными субъектами взаимоотношений до реформы выступали контролируемые государством вертикально-интегрированные энергетические компании (ВИК), осуществляющие электроснабжение конечных потребителей в пределах закрепленной за ними территории. Процесс реструктуризации характеризуется разделением ВИК по функциональному принципу - созданием независимых друг от друга ге-
нерирующих, сетевых и сбытовых компаний.
Концепция реформы предполагает создание двух уровней электроэнергетического рынка - оптового и розничного. Субъектный состав оптового рынка: генерирующие компании, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики, сетевые и энергосбытовые компании. Особое место среди них занимают энергосбытовая компания (ЭСК) и гарантирующий поставщик (ГП), которые наряду с деятельностью на оптовом рынке функционируют на рынке розничном. Функционально - это торгово-закупочные организации, которые для осуществления своей деятельности получают право выбора производителей, потребителей и трасс передачи.
Создаваемые в результате распаковки ВИК ГП и ЭСК с традиционными для отечественной электроэнергетики системами управления сталкиваются с новыми задачами в условиях конкурентного рынка. Воз-
1 Калюжный Роман Сергеевич, аспирант, ведущий инженер-технолог ЗАО «Новосибирский Региональный Диспетчерский Центр», тел.: 8-913-903-77-03, e-mail: [email protected].
Kaljuzhny Roman Sergeevich, a postgraduate, a leading technologist engineer of the Closed Corporation "Novosibirsk Regional Dispatcher Centre", tel.: 8-913-903-77-03, e-mail: [email protected].
никает необходимость в организации новых сфер деятельности: маркетинга, инвестиционного и финансового менеджмента, управления персоналом, работы с общественностью. Ключевым фактором успеха таких организаций становится создание эффективной системы взаимоотношений с потребителями.
Функционирование розничного рынка Организационной основой розничного рынка являются двусторонние договоры между энергоснаб-жающими организациями и продавцами. Типовой договор представляет собой нормативный документ, определяющий взаимные обязательства и ответственность сторон. В договоре энергоснабжения определяются такие принципиальные моменты, как права и обязанности сторон, порядок согласования договорного объема потребления, тарифы, порядок авансирования, порядок компенсации стоимости отклонений фактического объема потребления от договорного, порядок оплаты и др.
В соответствии с Правилами розничного рынка [2] в течение переходного периода в общем случае стоимость покупки электроэнергии конечным потребителем определяется как
Э ■ Т ■ а + Э • Ц ■ (1 - а), (1) где Э - объем покупаемой потребителем электрической энергии; а - доля покупки ЭСК по регулируемым ценам на оптовом рынке; Ц - нерегулируемый тариф, устанавливаемый ЭСК в рамках предельных уровней нерегулируемых цен; Т - регулируемый местным органом исполнительной власти тариф.
Порядок определения регулируемых тарифов регламентируется Методическими указаниями [3], в соответствии с которыми осуществляется формирование тарифного меню, включающего установление для каждой группы потребителей одновременно трех типов тарифов - одноставочного, двухставочного и зонного, - дифференцированных по уровням напряжения в точке подключения потребителя к внешней сети: высокое (110 кВ и выше), среднее первое (35 кВ), среднее второе (до 20 кВ) и низкое (0,4 кВ и ниже). Одно-ставочный тариф устанавливается в виде одной ставки тарифа, включающей в себя полную стоимость покупки одного кВт*ч; двухставочный тариф - в виде двух ставок, включающих в себя ставку платы за покупку 1 кВт*ч электрической энергии и ставку за 1 кВт электрической мощности; зонный тариф устанавливает дифференциацию стоимости покупки 1 кВт*ч по недельным или суточным зонам графика электрической нагрузки. Методические указания [3] выделяют следующие группы потребителей: базовые, население и приравненные к ним потребители, прочие потребители. Пример тарифного меню для одной из групп представлен в табл. 1.
Проведенный анализ структуры тарифов 40 региональных энергетических рынков [6] показал, что 65% энергокомпаний практически полностью придерживаются Методических указаний, не прибегая к маркетинговым исследованиям при формировании собственной товарно-ценовой политики. По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
1. Отсутствуют обоснованные принципы и критерии определения характеристик потребителей.
2. Отсутствуют географические переменные. Цены на товар не учитывают реальных затрат, связанных с составом и характеристиками генерирующих мощностей - налицо перекрестное субсидирование.
3. Не учитывается разнообразие промышленных потребителей, которые существенно отличаются режимом электропотребления и соответственно по-разному влияют на затраты энергокомпании.
4. Не учитываются факторы социальной значимо-
Таблица 1
сти объектов энергоснабжения (учреждения здравоохранения, образования).
5. Не учитываются требования к надежности и качеству электроснабжения, параметрические факторы мощности и др.
Из вышесказанного видно, что в реализованном на сегодняшний момент региональном рынке ЭСК выполняют в основном расчетно-кассовые функции. Функция маркетинга, хотя и существует, но сведена к минимуму. Ее содержание состоит в выявлении состава потребителей на монопольном рынке с целью обеспечения технологического управления энергетическим производством, а также для целей ценовой дискриминации. В условиях конкурентного рынка эта функция приобретает иной смысл. В этом случае маркетинг выступает основным инструментом конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ между сбытовыми компаниями в пределах регионального рынка.
В настоящее время электроэнергетический рынок переживает переходный период, когда, с одной стороны, законодательно провозглашена конкуренция между его субъектами, разрабатываются и внедряются различные механизмы конкурентного рынка, а с другой - энергокомпании, исторически наделенные монопольной властью, навязывают конечным потребителям свои правила игры. В общих чертах эти правила можно охарактеризовать следующим образом:
• непрозрачность ценообразования;
• перекрестное субсидирование;
• неучет интересов потребителей в тарифах и договорах энергоснабжения;
• отсутствие стимулов к увеличению потребления электроэнергии и др.
Структура тарифного меню
Тарифная группа 1 Ед. изм. По диапазонам напряжения По зонам суток
ВН СН-1 СН-11 НН Ночная зона Полупиковая зона Пиковая зона
Одноставочный тариф руб/МВтч XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX
Двухставочный тариф
- ставка за энергию руб/МВтч XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX
- ставка за мощность руб/МВт в мес XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX
Крупные промышленные потребители, а особенно металлургические предприятия, в себестоимости которых доля затрат на электроэнергию составляет 3040%, болезненно реагируют на необоснованно высокие тарифы. Как следствие со стороны потребителя возникает ответная реакция в виде таких альтернативных вариантов, как выход на оптовый рынок, коге-нерация, вертикальная интеграция, неплатежи, сокращение объемов производства и хищения.
Региональные энергетические предприятия заинтересованы и должны ставить своей целью построение долгосрочных взаимовыгодных экономических отношений с крупными потребителями электроэнергии. Одним из наиболее важных направлений в этом смысле является стратегия дифференциации энергетической продукции, позволяющая связать цены со свойствами товара.
Анализ существующей на розничном рынке системы ценообразования
1. В формуле (1) показатели а и Ц являются проекцией деятельности ЭСК как субъекта оптового рынка на розничный рынок. Порядок их определения регламентируется разделом VII «Правил функционирования розничных рынков» и разделом 10 регламента финансовых расчетов на оптовом рынке электрической энергии [1,2]. Несмотря на то, что описываемый указанными документами порядок ретрансляции финансовых результатов является жестко регламентированным, данный подход не отражает индивидуальных вкладов потребителей (или их группы) в достижение финансового результата ЭСК. Данный порядок ретрансляции предполагает определение нерегулируемой цены по «единому агрегированному потребителю» ЭСК с адаптацией полученного результата к регламентируемому Методическими указаниями тарифному меню. В данном случае имеет место перекрестное субсидирование. Описанная ситуация чревата появлением напряженности в отношениях «ЭСК-потребитель», а при наличии альтернативных вариантов электроснабжения - сокращением клиентской базы ЭСК. Регламентированный правилами оптового рынка «рыночный» порядок определения цены по своей сути не является рыночным.
2. На практике при определении авансовых платежей за поставляемую в расчетном периоде энергетическую продукцию в качестве параметров а и Ц принимаются прогнозные оценки а и Ц. В общем случае плановые и фактические параметры в (1) отличны: а Ф а и Ц Ф Ц. В результате чего планирование абонентом величины своего потребления осуществляется на основе заведомо ложной информации, а используемый подход формирует для потребителя неверные ценовые сигналы. Вместе с этим следует отметить, что плановые и фактические показатели Ц и а являются для потребителя апостериорной информацией, доводимой уже по факту выставления счета. Ввиду сложности расчета этих показателей контроль их достоверности со стороны потребителя практически невозможен. Все это, безусловно, осложняет отношения между ЭСК и потребителем.
3. Рассмотрим еще один пример формирования неоднозначных ценовых сигналов абоненту за счет сведения его к усредненному, обезличенному потре-
бителю, не имеющему индивидуальных характеристик электропотребления. В соответствии с п.110 «Правил функционирования розничных рынков» в отношении потребителей с присоединенной мощностью свыше 750 кВА в договоре должно предусматриваться планирование почасового объема потребления электрической энергии в сроки, достаточные для учета этого объема в плановом почасовом объеме потребления электрической энергии, приобретаемой на оптовом рынке обслуживающей их ЭСК. В этом случае к отклонениям фактического почасового потребления электрической энергии от планового почасового потребления электрической энергии применяются цены, определяемые по результатам конкурентного отбора для балансирования системы.
Технологические процессы потребления электрической энергии ряда потребителей характеризуются существенной неопределенностью. Так, например, по результатам статистического анализа почасового потребления электрической энергии на нужды электрифицированного железнодорожного транспорта (ЭЖДТ) была получена статистическая оценка его нормативного уровня погрешности - 12%. Становится ясно, что соблюдение требований почасового планирования к ЗСЖД на принципах, изложенных в п.110 [2], приведет к появлению значительных штрафов у потребителя. Данное требование по своему содержанию приравнивает потребителя розничного рынка с присоединенной мощностью свыше 750 кВА к потребителю оптового рынка. Из описанной ситуации, учитывая требования, предъявляемые к участникам оптового рынка (п.16 [1]), требования правил розничного рынка к потребителям с присоединенной мощностью свыше 750 кВА, соотношение цен оптового и розничного рынков и другие факторы, можно сделать вывод о целесообразности выхода ЗСЖД на оптовый рынок. Таким образом, законодательно регламентированные мероприятия ЭСК по адресному возмещению понесенных на оптовом рынке затрат в долгосрочной перспективе ориентированы на сокращение ее клиентской базы - потерю одного из самых крупных потребителей в регионе.
Вместе с этим, в краткосрочной перспективе организация почасовых расчетов на розничном рынке, с одной стороны, способствует широкому внедрению методов статистического и факторного анализа среди потребителей, снижению уровня неопределенности электропотребления, а с другой - организации коммерческого диспетчирования на предприятии с целью оперативной оценки финансовых результатов и регулирования его нагрузки при наличии технической и технологической возможности. Согласованное регулирование нагрузки несколькими абонентами (так, например, количество потребителей регионального рынка Новосибирской области, удовлетворяющих требованиям почасового расчета, около 250) может привести к эффекту синергизма, проявляющемуся в увеличении колебаний нагрузки ЭСК, что в корне противоречит идее балансирующего рынка. Возможна обратная ситуация, когда в силу неоднозначности прогнозов стоимостных характеристик положительные отклонения одних потребителей компенсируются отрицательными отклонениями других. В этом случае, несмотря
на то что ЭСК не имеет убытков на оптовом рынке, рассматриваемые потребители розничного рынка штрафуются по правилам БР, обеспечивая ЭСК необоснованный доход.
Наконец следует отметить, что снижение уровня неопределенности электропотребления требует как минимум определенных организационных мероприятий, однако при организации почасовых расчетов на розничном рынке по принципу балансирующего сектора оптового рынка оценить эффект этих мероприятий на этапе принятия решений практически невозможно. Рассмотренный подход указывает лишь на необходимость снижения неопределенности, но не создает четких экономических стимулов для этого.
На основе изложенного выше можно сделать вывод о том, что законодательно регламентируемые и используемые энергокомпаниями в настоящее время методы работы на розничном рынке либо не обеспечивают учета индивидуальных характеристик потребителей и формируют неадекватные ценовые сигналы, либо приводят к несправедливому распределению требований и обязательств в отношениях «потребитель-потребитель» или «потребитель-ЭСК». Все это, несомненно, способствует появлению напряженности на региональном рынке. В условиях увеличения доли нерегулируемой составляющей в среднем тарифе задача формирования адекватных тарифов будет все более актуальна в борьбе ЭСК за потребителя.
Механизм рынка
Товар оптового рынка
Товар на розничном рынке
Модель дифференциации энергетической продукции
В рамках исследований был проведен анализ потребляемой на нужды ЭЖДТ электрической энергии, в результате которого были выделены наиболее значимые для данного потребителя ее параметрические свойства. Результатом дифференциации является отражающая эти свойства система тарифов, построенная на балансе интересов потребителя и ЭСК. В
основе предлагаемой методики лежат следующие принципы:
1) идентификация и возмещение реальных затрат ЭСК на электроснабжение потребителя;
2) раздельный учет затрат на электроснабжение потребителя по принципу природы их возникновения;
3) прозрачность ценообразования и системы расчетов;
4) формирование корректных ценовых сигналов;
5) стимулирование снижения неопределенности потребления;
6) сведение периода регулирования к расчетному периоду - 1 месяцу.
На рис. 1 представлено разделение затрат ЭСК на энергоснабжение по технологической цепочке оптового рынка и их группировка по расчетным показателям розничного рынка.
Исходные данные для построения системы тарифов:
• фактические суточные графики электрической нагрузки ЭЖДТ (Р() и ЭСК (РЭС()) в рассматриваемом расчетном периоде;
• результаты статистического анализа почасового потребления ЭЖДТ;
• зависимости стоимостных показателей рынка на сутки вперед и балансирующего рынка от мощности ЭСК: Ц=Г(Рэск) и ^Рэск).
• стоимость потребления 1 МВт мощности ЭСК
на оптовом рынке;
• заявки ЭЖДТ на потребление электроэнергии и мощности в расчетном периоде т;
• план суточного графика нагрузки ЭЖДТ Рпл@) на день б периода т;
• балансовое решение ФСТ о потреблении мощности ЭСК на год.
Допущения, принятые в модели:
Затраты ЭСК на энергоснабжение на оптовом рынке / . \
Рынок мощности в части покупки мощности
и
мощность
Регулируемый договор
э/э I
т.______
мощность
I
Рынок на сутки вперед
I—► э/э I—►
э/э I
_У
Балансирующий рынок
э/э
1) оплата за фактически потребленную э/э в пределах лимита Р
2) оплата за фактически потребленную э/э сверх лимита Д р
3) оплата за потребленную мощность в пределах заявленного максимума Р'
4) оплата за потребленную мощность сверх заявленного максимума ДР'
|^5) плата за неопределенность потребления ---
Рис.1. Модель дифференциации тарифов
J
Р. кВт 250000
1, часов
Рис.2. Моделирование параметров дифференциации ЭЖДТ
• аппроксимация ценовых характеристик Ц(Р) и
1(Р) прямой на интервале [Р - 3оР; Р +3оР] не приводит к появлению существенных погрешностей;
• ценовые характеристики Ц(Р) и 1(Р) являются неубывающими и для каждого значения мощности Р, соблюдается условие 1(Р)>Ц(Р). На практике последнее условие не всегда выполняется ввиду зависимости стоимостных показателей расчетной модели оптового рынка не только от мощности Р, но и от ряда других условий, к одному из наиболее важных следует отнести наличие сетевых ограничений по передаче мощности .
Моделирование параметров дифференциации энергетической продукции ЭЖДТ на основе схемы 1 представлено на рис. 2.
Определим представленные на рис. 2 переменные:
Р(V) - график нагрузки ЗСЖД; Рл - лимит средней мощности в расчетном периоде т, определяемый отношением лимита электропотребления ( Эл) к числу
часов (п) в рассматриваемом расчетном периоде; Рф
- фактическая средняя мощность в расчетном периодет;
АР - отклонение фактической средней мощности от лимита;
Р.зляВ - заявленная максимальная мощность в рас-
I Ц
четном периоде т;
Р^ - фактическая максимальная мощность в день б расчетного периода т;
АР'Л - превышение фактической максимальной мощности в день б над заявленной; 1ф ё - фактическое время максимума нагрузки в день б;
V'пл ё - планируемое время максимума нагрузки в день б; 1'ЭСКё - время максимума нагрузки ЭСК в
день ё; РV - потребление мощности ЗСЖД в час
пл ё
С ё; Р
V - потребление мощности ЗСЖД в час.
ЭСК ё
В результате базовый товар «электроэнергия» разделяется на следующий ряд товаров:
1. Средняя плановая мощность (Р пл). До начала расчетного периода ЭСК доводит до потребителя характеристику цены за среднюю плановую мощность
Ц(Р).
2. Дисперсия плановой мощности (ЭР ), цена ко-
пл
торой составляет п ■ кЦ, где кЦ - угловой коэффициент касательной ценовой характеристики Ц(Р) в точке Р=Рпл.
3. Отклонение средней фактической мощности
I (Р Ф ) Ц (Р ф )
Ц (Р пл )_____________
Е>
стат 1 пл
Рис.3. Стоимостные характеристики дифференциации электрической энергии
(Рф ) от Рпл. Отклонение мощности в пределах Рл оплачивается по Ц, отклонение за пределами - по I.
4. Дисперсия фактической мощности (БР ), цена
ф
которой составляет п • к1, где к1 - угловой коэффициент касательной ценовой характеристики 1(Р) в точке Р=Рф.
5. Корреляция плановой и фактической мощности
( гфпл), цена которой составляет п^к1 • БРфСТАТ.
Графическая интерпретация показателей 1-5 представлена на рис. 3.
6. Р'ЗАЯВ . Цена мощности (Т"), определяемая как
средневзвешенный по объемам заключенных на оптовом рынке регулируемых договоров и свободных договоров на поставку мощности тариф, с учетом корректировок на небаланс обязательств по покупке электрической энергии и мощности прошлого периода.
7. АР,. Стоимость единицы товара определяется
на
основе Т с учетом повышающего коэффициента ка, определяемого в зависимости от соотношения
параметр°в 1ф ,, г 'пл , и г 'эСК ,.
В соответствии с этим стоимость потребленной в расчетном периоде энергетической продукции определяется как
¿эф = Эф ■ Тэ а+(п • Рпл • Ц-Рпл) • (1-а)+
ф
+п • кЦ • БР + п • АЗар + п к1 • БР -
(2)
- п • к- Б
фСТАТ
фпл">
Т
Р Б
$рф = Р'заяв •тР +—■ ^ар;-к,.
Б
(3)
, еш
Для расчета представленной в модели системы тарифов были построены статистические характеристики цены рынка на сутки вперед и индикатора балансирующего рынка от мощности ЭСК для трех характерных типовых периодов работы ОЭС Сибири:
отопительный сезон, паводок, неотопительный сезон. На основе полученных характеристик для данных 2007 года был произведен расчет системы тарифов согласно модели (табл.2).
В табл. 2 появление величины АЗ ф1 связано с
преобладанием доли «нулевых цен» рынка на сутки вперед в некоторых месяцах. Это привело к превышению обязательств ЭЖДТ, определенных по окончании расчетного периода по фактическим показателям
рынка ( Зф ), над обязательствами по модели (З)
в январе, марте, августе и сентябре. Величина небаланса обязательств не превышает 3,4% и в среднем составляет 1%.
Преимуществом предложенной системы тарифов являются:
1) для потребителя:
• формирование ценовых сигналов до начала расчетного периода;
• создание стимулов к повышению точности как долгосрочных, так и краткосрочных прогнозов;
• создание стимулов к снижению неравномерности и неопределенности электропотребления;
• прозрачность системы расчетов - потребитель понимает, за что он платит. Это расширяет возможности методов факторного анализа при оценке экономического эффекта мероприятий;
2) для энергоснабжающей организации:
• снижение риска невозмещения заложенной в тариф необходимой валовой выручки, за счет сведения периода регулирования к расчетному периоду. За счет наличия механизма обратной связи представленная модель может быть рассмотрена как саморегулирующаяся система с краткосрочным контуром регулирования;
• защита бизнеса ЭСК путем сохранения клиентской базы и доли рынка при появлении потенциальных конкурентов, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности ЭСК на региональном электроэнергетическом рынке.
Реализация модели во взаимоотношениях с потребителем
Одним из наиболее важных этапов в разработке модели дифференциации является ее реализация в
Таблица 2
Тарифное меню на потребляемую ЭЖДТ энергетическую продукцию
Ме- Ц1 (Р), 11 (Р) , Т'о , ^пл ТБф , Тг , тР, АЗ ф1 / З ф1,
сяц руб/МВт руб/МВт руб/МВт2 руб/МВт2 руб руб/МВт в мес %
1 0,304Р+183,4 0,422Р+166,5 226,2 314,0 84 177,3 109 625 -3,38
2 0,304Р+183,4 0,422Р+166,5 204,5 283,5 79 681,6 107 624 -0,96
3 0,304Р+183,4 0,422Р+166,5 226,5 313,9 85 031,5 114 911 -2,88
4 0,223Р+107,2 0,321Р+93,8 160,5 231,0 67 636,9 108 262 -0,07
5 0,141Р+30,9 0,22Р+21 105,2 163,5 61 925,7 117 490 -0,22
6 0,141Р+30,9 0,22Р+21 101,8 158,2 47 484,8 115 250 -1,51
7 0,913Р+45,9 1,159Р+17,4 679,1 862,3 211 404,5 112 560 0,89
8 1,684Р+60,9 2,098Р+13,8 1 253,1 1 561,1 259 818,3 121 062 -2,30
9 1,684Р+60,9 2,098Р+13,8 1 212,6 1 510,7 320 619,7 110 286 -3,22
10 0,304Р+183,4 0,422Р+166,5 226,5 313,9 114 106,7 108 287 3,87
11 0,304Р+183,4 0,422Р+166,5 219,2 303,7 78 847,4 130 622 -1,23
12 0,304Р+183,4 0,422Р+166,5 226,5 313,9 67 714,5 113 890
торгово-денежных отношениях с потребителем. В связи с этим можно выделить следующие два аспекта: организационный и технический. Первый сводится к учету представленной ранее модели в договорных отношениях с потребителем, второй - к обеспечению коммерческого учета, позволяющего реализовать заложенные в договоре условия расчетов.
Представленная выше модель основывается на положении об организации почасового учета потребляемой в течение расчетного периода электрической энергии. Вместе с этим данное положение является законодательно регламентируемым - в соответствии с п.141 [2] «для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, владеющими энергоприни-мающими устройствами с присоединенной мощностью свыше 750 кВА, используются приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии...».
Чисто технически стратегия дифференциации сводится к мониторингу ряда индивидуальных параметров потребителей, перечень которых определяется принятой структурой продукта. В этом смысле система почасового коммерческого учета является законодательно регламентируемой технической основой рассмотренной модели. Таким образом, использование современных АСКУЭ снимает все технические ограничения по реализации стратегии дифференциации, а в сочетании с адаптированной к модели торго-во-денежных отношений системой договоров дает практически неограниченные возможности по работе с крупными промышленными потребителями.
Заключение
Запускаемые сегодня в энергетике процессы либерализации предопределяют необходимость обеспечения конкурентных преимуществ, источником которых является удовлетворение потребительских интересов. Конкурентный электроэнергетический рынок требует решения новых коммерческих задач для управления предприятиями энергетики. Одной из них
является совершенствование существующей системы торгово-денежных отношений между энергосбытовыми компаниями и конечными потребителями. Наибольший интерес в этом смысле представляют крупные промышленные потребители, составляющие около 60% всего потребления России. По мере либерализации рынка задача формирования системы тарифов, учитывающих индивидуальные характеристики потребителей, будет все более актуальна в борьбе ЭСК за потребителя.
Библиографический список
1. О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности): постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 529
2. Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики: постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530
3. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на потребительском рынке. Утверждены постановлением ФЭК РФ от 31.07.02. № 49-э/8.
4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для ВУЗов / Р.А.Фатхутдинов. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000г. - 640с.
5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент / Ф.Котлер. - СПб.: Питер, 2001. - 496с.
6. Калюжный Р.С. Принципы сегментации электроэнергетического рынка. Наука, технология, инновации / Калюжный Р.С. // материалы докладов Всероссийской научной конференции молодых ученых. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. С. 101-102.
7. Калюжный Р.С. Учет особенностей потребителей при прогнозировании реализации электрической энергии. Наука, технология, инновации / Р.С.Калюжный // материалы докладов Всероссийской научной конференции молодых ученых. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - С. 231-232.
УДК 336
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВИАТЕХНИКИ
О.А.Кожеров1, А.И.Тонких2
Институт экономики и управления Дальневосточного государственного технического университета, 690950, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 10.
Авторами предлагается к внедрению в производственный процесс методика совершенствования организации техобслуживания и ремонта авиатехники путем управления качеством названного процесса. Методика позволит оптимизировать названный процесс и за счет этого получить дополнительные объемы транспортной продукции. Ил. 1. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: техническое обслуживание, ремонт авиатехники, управленческие решения.
Уожеров Олег Анатольевич, ведущий инженер технического отдела инженерно - авиационной службы ОАО «Владивосток Авиа», аспирант кафедры экономики и производственного менеджмента
Kozherov Oleg Anatoljevich, a leading engineer of a technical department of an engineering and aviation service of Public Corporation "Vladivostok Avia", a postgraduate of the Chair of Economics and Industrial Management.
2Тонких Анатолий Иванович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и производственного менеджмента. Tonkih Anatoliy Ivanovich, a candidate of economical sciences, an associate professor of the Chair of Economics and Industrial Man-