электронный научно-экономический журнал стр 37
Тарифная политика и перекрестное субсидирование в электро- и теплоэнергетике
ЛИНДЕР Наталия Вячеславовна, к.э.н., профессор, заместитель руководителя Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
ВОЛОДИН Юрий Владимирович, к.э.н., доцент Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Linder Natalia Vyacheslavovna - Ph.D. in Economics, professor, Deputy Head of the Department of Management of the Financial University under the Government of the Russian Federation
Volodin Yury Vladimirovich - Ph.D. in Economics, associate professor Department of Management of the Financial University under the Government of the Russian Federation
Аннотация: В статье рассматривается система цен на электроэнергию, сложившаяся к настоящему времени. Дается понятие регулируемых и нерегулируемых цен на электроэнергию. Анализируется проблема перекрестного субсидирования и возможные пути ее преодоления.
Ключевые слова: регулируемые цены, цена электроэнергии, перекрестное субсидирование, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, ценовые категории электроэнергии.
TARIFF POLICY AND CROSS SUBSIDIZING IN ELECTRO — AND POWER SYSTEM
Abstract. In article the system of the prices of electricity which has developed so far is considered. The concept of adjustable and unregulated prices of electricity is given. The problem of cross subsidizing and possible ways of its overcoming is analyzed.
Keywords: regulated prices, the electric power price, cross subsidizing, a marketing extra charge of the guaranteeing supplier, price categories of the electric power
Сложившаяся к настоящему времени система цен на электроэнергию в Российской Федерации является отражением изменений, происходящих последние годы в экономике страны, - результатом перехода от государственного регулирования к рыночным отношениям, следствием разделения конкурентных (производство) и монопольных (передача) видов деятельности, связанных с процессом энергоснабжения потребителей.
В настоящее время розничная цена на электроэнергию для конечных потребителей формируется с учетом следующих компонентов, отражающих основные бизнес-процессы:
• цена на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке (и/или приобретаемую от розничной генерации);
• тариф на оказание услуг по передаче электроэнергии;
• сбытовая надбавка гарантирующего поставщика (или оплата услуг независимых сбытовых организаций);
• тарифы на оказание услуг инфраструктурных организаций, которые являются неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В структуре конечной цены на электроэнергию наибольшая доля (в 2014 г. - 67%) приходится на оплату производства электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках (рис. 1).
№ 1(33)2017
3,9% 0,1%
Стоимость производства на оптовом и розничом рынках
Стоимость оказания услуг по передаче (без учета стоимости потерь)
Оплата услуг сбытовых компаний
Оплата услуг
инфраструктурных организаций
Рис. 1. Структура цены на электрическую энергию для потребителей в 2014 году Источник данных: ФСТ России
Формирование (установление) отдельных составляющих розничной цены на электрическую энергию осуществляется как посредством государственного регулирования (в части установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии, сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и тарифов инфраструктурных компаний), так и на основании действующих рыночных механизмов в отрасли (при ценообразовании на оптовом рынке), а также на основании договорных отношений между участниками рынка. Кроме того, полностью государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат:
• конечная цена на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей1;
• цены (тарифы) для потребителей, расположенных на территориях неценовых зон (территории Дальнего Востока, Архангельская и Калининградская области, Республика Коми) и в изолированных регионах;
• цены (тарифы) для потребителей, расположенных на территориях зон с особыми условиями функционирования оптового и розничного рынков электрической энергии (к данным зонам относятся Республики Северо-Кавказского федерального округа, Республика Тыва).
Несмотря на реформирование и либерализацию отрасли, в настоящее время в электроэнергетике сохраняется ряд острых проблем (включая проблему перекрестного субсидирования, создающую неправильные ценовые сигналы для игроков), без ликвидации которых невозможно дальнейшее полноценное развитие рыночных отношений, эффективное функционирование участников рынка и экономики страны в целом.
Далее рассмотрим регулируемые и нерегулируемые цены в электроэнергетике.
Нерегулируемые цены. На территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категорий потребителей. Гарантирующие поставщики продают электрическую энергию (мощность) по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с Основными
1 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» к приравненным к населению группам потребителей относятся: исполнители коммунальных услуг; садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан; определенные юридические лица; религиозные организации; сбытовые организации в целях дальнейшей продажи населению и другие.
электронный научно-экономический журнал стр 39
положениями2. Энергосбытовые (энергоснабжающие) организации продают электрическую энергию (мощность) по свободным нерегулируемым ценам. Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках продают электрическую энергию (мощность) по свободным нерегулируемым ценам, за исключением случаев продажи электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику3. Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:
- первая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период;
- вторая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;
- третья ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляется почасовой учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в одноставочном выражении;
- четвертая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляется почасовой учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в двухставочном выражении;
- пятая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляются почасовое планирование и учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в одноставочном выражении;
- шестая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых в расчетном периоде осуществляются почасовое планирование и учет и стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу в двухставочном выражении.
Понятие «Ценовые категории электроэнергии» было введено с 1 января 2012 года. Ценовые категории представляют собой тарифы на электроэнергию для предприятий, при выборе которых потребитель рассчитывается с поставщиком электроэнергии по ценам, которые складываются по различным принципам, которые присущи выбранному тарифу.
Первая ценовая категория - цена покупки мощности на ОРЭМе уже учтена в цене электроэнергии, поэтому потребитель оплачивает весь потребленный объем за месяц по одной цене, в счете за энергию. Передача электроэнергии заложена в цену по одноставочному тарифу. Эта ценовая категория доступна только мелким потребителям, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт.
Во второй ценовой категории мощность также включена в цену электроэнергии, как и в первой категории, однако в счете будет две или три цены, в зависимости от того, какой вариант второй ценовой категории был выбран потребителем. Она может быть двухзонной (день/ночь) и трехзонной (пик/полупик/ночь). Передача учтена по одноставочному тарифу, ценовая категория также недоступна для потребителей более 670 кВт.
Третья и пятая ценовые категории - во всех ценовых категориях, кроме первой и второй, электроэнергия оплачивается по часам, в счете за электроэнергию учитываются две составляющие: электроэнергия и мощность. Плата за электроэнергию взимается каждый час по разной цене, поэтому для работы по этим ценовым категориям необходим почасовой учет электроэнергии. Тариф на передачу учитывается одноставочный, как в первой и второй ценовых категориях. В пятой ценовой категории потребитель обязан
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
3 Там же.
электронный научно-экономический журнал стр 40
планировать свое почасовое потребление на сутки вперед и оплачивать отклонения, которые включаются в цену электроэнергии.
Четвертая и шестая ценовые категории - категории, при которых электроэнергия оплачивается по часам, отдельно взимается плата за мощность, как в третьей и пятой ценовых категориях. Однако передача заложена в цену уже по двухставочному тарифу, то есть отдельно оплачивается ставка за содержание сетей и ставка за потери в сетях, при этом ставка за потери обычно включается поставщиком в цену электроэнергии. Поэтому в счете участвуют три элемента: электроэнергия, мощность/покупка и мощность/ передача.
В шестой ценовой категории, аналогично пятой, возникают обязательства по планированию почасового потребления и оплате отклонений (табл. 1).
Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) дифференцируются в зависимости от уровня напряжения и величины максимальной мощности принадлежащих потребителю энергопринимающих устройств в соответствии с дифференциацией тарифов на услуги по передаче и сбытовых надбавок ГП, которые устанавливаются в виде процента от цен (тарифов) на электроэнергию и (или) мощность на оптовом рынке.
Таблица 1. Сравнение ценовых категорий электроэнергии
Ценовая категория Различия в ценообразовании
Покупка Передача
Электроэнергия Мощность Потери в сетях Содержание сетей
I Электроэнергия включает в себя цену мощности и рассчитывается в целом за расчётный период по одной цене Одноставочный тариф на передачу, ставка за потери и ставка за содержание приведены к одной величине, взимаемой с каждого кВт-ч.
II Электроэнергия включает в себя цену мощности и рассчитывается отдельно для каждой из зон суток (День/ночь или Ночь/полупик/пик)
III Цена электроэнергии рассчитывается интервально (разная в каждый час месяца) Мощность оплачивается как отдельный товар, объем мощности определяется в зависимости от нагрузки потребителя в пиковые часы
IV Ставка за потери умножается на потребленный за месяц объем электроэнергии Ставка за содержание на передачу умножается на объем сетевой мощности
V Аналогично I, II и III ценовым категориям
VI Аналогично IV ценовой категории
электронный научно-экономический журнал стр 41
Значения предельных уровней нерегулируемых цен публикуются гарантирующими поставщиками на их официальных сайтах в сети интернет или в официальном печатном издании не позднее чем через 15 дней
4
после окончания расчетного периода .
Для определения и применения гарантирующим поставщиком предельных уровней нерегулируемых цен коммерческий оператор оптового рынка публикует на своем официальном сайте в сети интернет следующие составляющие предельных уровней нерегулируемых цен и параметры, используемые для расчета5:
- фактический объем потребления электрической энергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке за соответствующий расчетный период;
- объем фактического пикового потребления гарантирующего поставщика на оптовом рынке за соответствующий расчетный период;
- коэффициент оплаты мощности для соответствующей зоны суток расчетного периода;
- средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая за соответствующий расчетный период по результатам конкурентных отборов на сутки вперед и для балансирования системы;
- дифференцированная по зонам суток расчетного периода средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке;
- дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед;
- дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентных отборов ценовых заявок на сутки вперед и для балансирования системы;
- дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в отношении объема превышения фактического потребления над плановым;
- дифференцированная по часам расчетного периода нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в отношении объема превышения планового потребления над фактическим;
- приходящаяся на единицу электрической энергии величина разницы предварительных требований и обязательств, рассчитанных на оптовом рынке по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед;
- приходящаяся на единицу электрической энергии величина разницы предварительных требований и обязательств, рассчитанных на оптовом рынке по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы;
- средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке.
Регулируемые цены устанавливаются на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год. Федеральная служба по тарифам Российской Федерации устанавливает предельные минимальные и максимальные уровни регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
5 Источник: НП «Совет рынка».
электронный научно-экономический журнал стр 42
Предельные максимальные и минимальные уровни тарифов могут устанавливаться с календарной разбивкой как в среднем по субъектам Российской Федерации, так и отдельно для гарантирующих поставщиков и других энергоснабжающих организаций с учетом региональных и иных особенностей.
Предельные минимальные и(или) максимальные уровни регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, к числу потребителей которых относится население и(или) приравненные к нему категории потребителей, устанавливаются исходя из полных объемов потребления электрической энергии (мощности), утвержденных при формировании сводного прогнозного баланса.
В рамках предельных уровней тарифов региональные службы по тарифам субъектов Российской Федерации устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность) для граждан-потребителей и приравненным к ним категориям потребителей.
В неценовых зонах оптового рынка при определении цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках конечным потребителям, применяются принципы трансляции цен оптового рынка, установленные Основными положениями, а также Правилами применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, утверждёнными приказом ФСТ России от 30 ноября 2010 г. № 364-э/4 (далее - Правила применения цен (тарифов)). Трансляция цен оптового рынка осуществляется в отношении всех конечных потребителей, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Цены трансляции, рассчитываемые сбытовыми компаниями в соответствии с Правилами применения цен (тарифов), определяются исходя из регулируемых тарифов, установленных для соответствующей категории потребителей, и стоимости покупки электрической энергии и мощности на оптовом рынке гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). Население и приравненные к нему потребители оплачивают электрическую энергию (мощность) по тарифам, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Регулируемые тарифы на розничных рынках неценовых зон (кроме населения и приравненных к нему категорий потребителей) устанавливаются регулирующими органами субъектов Российской Федерации одновременно в трех вариантах:
- одноставочная цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
- одноставочная, дифференцированная по 2-й и 3-й зонам времени суток цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
- трехставочная цена (тариф), включающая в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии, ставку за 1 киловатт мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем в отношении указанного потребителя) в расчетный период в соответствии с Основными положениями ставку за 1 киловатт мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом.
электронный научно-экономический журнал стр 43
Потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт могут применять только трехставочную цену (тариф), остальные потребители могут выбрать любой из указанных выше трех вариантов тарифов.
Трансляция в неценовых зонах оптового рынка для потребителей розничных рынков осуществляется в два этапа: доведение цены оптового рынка до конечных потребителей - «базовая часть трансляции» и оплата отклонений розничными потребителями. При этом отклонения оплачивают только потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт. Потребители с максимальной мощностью менее 670 кВт оплачивают электрическую энергию (мощность) в «базовой части трансляции» и не оплачивают отклонения фактического объёма потребления электрической энергии от договорного.
«Базовая часть трансляции» предполагает учёт в ценах для потребителей розничных рынков отличие стоимости электрической энергии (мощности), определяемой исходя из сложившихся электроэнергетических режимов, от стоимости электрической энергии (мощности), рассчитываемой исходя из балансовых объёмов. Указанные факторы учитываются путём прибавления к тарифу, установленному для потребителя, величины, равной произведению удельной стоимости электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, являющейся составной частью регулируемой цены (тарифа), и коэффициентов, отражающих долю потребления электрической энергии (мощности) населением, а также отличие сложившейся стоимости электрической энергии (мощности) от стоимости объёмов электрической энергии (мощности), определенных для гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в прогнозном балансе. При этом стоимость отклонений, оплачиваемых на оптовом рынке гарантирующим поставщиком (энергосбытовой компанией), не учитывается при определении цен «базовой» трансляции.
Отклонения фактического объема потребления от договорного оплачивается потребителями с максимальной мощностью не менее 670 кВт с применением повышающих (понижающих) коэффициентов. В основу трансляции отклонений положен принцип индивидуальной ответственности каждого потребителя за соблюдение почасовых объемов потребления (потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт обязаны планировать собственное потребление в почасовом режиме). Потребители с максимальной мощностью менее 670 кВт не оплачивают отклонения и не обязаны планировать собственное почасовое потребление.
Наиболее ярким примером тарифной политики последних лет является перекрестное субсидирование между категориями потребителей - перераспределение нагрузки по оплате электроэнергии между различными группами потребителей, когда одни группы потребителей фактически оплачивают часть стоимости потребленной другими потребителями электроэнергии.
Перекрестное субсидирование было введено в 90-х годах XX столетия как один из механизмов защиты от повышения расходов малообеспеченных слоев населения за потребляемую электроэнергию в условиях галопирующей инфляции 90-х годов.
Для населения были введены тарифы за электроэнергию, которые во многих регионах значительно отличаются от реальной ее стоимости. По оценке Минэнерго России6, дотация населению промышленностью, или так называемое перекрестное субсидирование, составляет около 240 миллиардов рублей в год7. При этом потребление электроэнергии населением неоднородно. Имеется категория граждан, домовладения которых потребляют больше электроэнергии, в несколько раз превышая усредненную норму.
6 Минэнерго РФ, http://minenergo.gov.ru/node/4912
7 Минэнерго РФ, http://minenergo.gov.ru/node/4912
электронный научно-экономический журнал стр 44
В настоящее время, в условиях разделения видов бизнеса и наличия «регулируемых» и «рыночных» составляющих розничной цены, перекрестное субсидирование между группами потребителей осуществляется посредством реализации следующих механизмов ценообразования (преимущественно через регулируемые компоненты):
- перераспределение тарифной выручки между уровнями напряжения при регулировании тарифов на услуги электросетевых организаций по передаче электрической энергии;
- при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков;
- до 2014 г. - заключением так называемых договоров «последней мили»8. Далее проведем оценку.
На рис. 2, по данным Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике9 приведена динамика объемов перекрестного субсидирования в электроэнергетике России за период 2008-2015 гг.:
Рис. 2. Динамика перекрестного субсидирования в электроэнергетике России, млрд руб., с
НДС
Источник: Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике
Дальнейшая практика функционирования системы перекрестного субсидирования в электроэнергетике России привела к парадоксальному соотношению цен электроэнергии промышленным предприятиям к ценам электроэнергии для населения: так, в России в 2015 году данное соотношение составляло 1,34, хотя в действительности должно быть менее единицы по той причине, что в процессе доставки электроэнергии населению осуществляется многочисленная трансформация до уровня низкого напряжения с формированием сопутствующих технологических потерь в электросетевой инфраструктуре, тогда как для промышленных потребителей трансформация осуществляется в основном до уровня среднего
8 Договоры, позволявшие Федеральной сетевой компании ОАО «ФСК ЕЭС» передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты Единой национальной электрической сети (определенный участок магистральный сети). Таким образом, потребители, присоединенные к объектам ОАО «ФСК ЕЭС» и имеющие техническую возможность оплачивать услуги по передаче электроэнергии только в части затрат ОАО «ФСК ЕЭС», оплачивали электрическую энергию по «котловым» тарифам на соответствующем уровне напряжения, т.е. по тарифам, рассчитанным исходя из оплаты затрат всех сетевых организаций в регионе (в том числе с учетом перекрестного субсидирования).
9 http://www.e-apbe.ru/analvtical/doklad2005/doklad s.php.html
электронный научно-экономическии журнал
№ 1(33)2017
первого, среднего второго или нижней границы высокого напряжения (в качестве сопоставления данных приведем пример по аналогичному соотношению на зарубежных электроэнергетических рынках: в Великобритании - 0,56, в США - 0,48) (см. рис. 3), но и к дополнительной экономической нагрузке в первую очередь на электроемкие промышленные предприятия, к которым относятся химическое и металлургическое производства - условная составляющая перекрестного субсидирования в средневзвешенной цене на РРЭ составляет более 12%.
Рис. 3. Соотношение цены на электроэнергию для промышленности и населения в разных странах мира
г-, 10
В связи с этим в части регулирования электросетевого комплекса стоят следующие задачи :
- обеспечение прозрачности и справедливости распределения нагрузки по перекрестному субсидированию между категориями бизнеса, включая потребителей, присоединенных к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
- постепенное снижение объема перекрестного субсидирования;
- изменение его структуры с целью обеспечения более эффективной адресной поддержки малоимущих и социально защищаемых категорий потребителей.
Проводимая государством политика по сокращению перекрестного субсидирования с 1997 года пока не принесла существенных результатов, так, с одной стороны, незначительное повышение цен на электроэнергию для населения нивелируют инфляционные процессы, с другой - одномоментное повышение цен в электроэнергетике сдерживает политический фактор: отмена перекрестного субсидирования в некоторых регионах увеличит цены электроэнергии для населения более чем в два раза и вызовет социальную напряженность.
В качестве одной из мер в решении проблемы перекрестного субсидирования предлагалось введение с апреля 2016 года для населения во всех регионах (за исключением технологически изолированных от единой энергосистемы) социальной нормы электропотребления, дифференцирующей стоимость электроэнергии в зависимости от количества ее потребления, где оплата не менее 70% уровня электропотребления будет производиться по льготному тарифу, устанавливаемом в границах 90% и 97% от уровня соответственно установленного предельного минимального и максимального уровней цен электроэнергии для населения в
стр 45
10 Минэнерго РФ, http://minenergo.gov.ru/node/4912
электронный научно-экономический журнал стр 46
предшествующем месяце до введения социальной нормы, сверх социальной нормы границы установления тарифа возрастут на 40%.
Счетная палата проанализировала итоги работы пилотных проектов. По оценкам контрольного органа, установлена низкая результативность применения регионами социальной нормы потребления электрической энергии. Так, в Красноярском крае и Орловской области в 2013-2015 гг. отмечается рост среднедушевого потребления электроэнергии. Это значит, что цель по стимулированию граждан к энергосбережению в полном объеме не достигнута. По данным ФАС России, общая величина перекрестного субсидирования в 2015 году по сравнению с 2012 годом выросла у всех участников пилотных проектов, кроме Орловской области, что не обеспечивает в полной мере достижение цели по ее снижению.11
Результативность данной меры в решении проблемы перекрестного субсидирования пока не является очевидной, так как в связи с существенной дифференциацией населения по уровню дохода введение социальной нормы электропотребления (как и при перекрестном субсидировании) не обеспечит соразмерную нагрузку на расходы населения: и состоятельные, и малоимущие граждане в границах одного региона будут платить одинаковый льготный тариф.
В то же время было утверждено и вступило в силу Постановление № 151 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 614». Указанным постановлением субъектам Российской Федерации предоставляется право самостоятельно принимать решение о целесообразности применения при расчетах за коммунальные услуги по электроснабжению социальной нормы потребления электрической энергии.
При этом, если решение о применении социальной нормы до 1 марта 2016 г. в регионе принято не было, расчеты населения за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы могут осуществляться не ранее 1 января 2017 г.
Тем самым постановление дает возможность регионам самостоятельно определять необходимость введение социальной нормы как инструмента для снижения перекрестного субсидирования.
Также существенным сдвигом в решении проблемы перекрестного субсидирования стало законодательное закрепление такого понятия в Федеральном законе об электроэнергетике и постепенное сокращение (с января 2014 года в 57 регионах, с июля 2017 года в - 16, с июля 2029 года - в 4 регионах) в регионах, где присутствует перекрестное субсидирование одного из механизмов его обеспечения - так называемых договоров «последней мили», суть которых заключается в следующем: при выходе крупного промышленного потребителя на ОРЭМ из регионального энергобаланса в целях недопущения роста цен на региональных рынках долю перекрестного субсидирования, предварительно включенную в тариф на передачу электроэнергии для такого потребителя, приходилось распределять на оставшихся потребителей, что существенно увеличивало конечные цены электроэнергии, в первую очередь для предприятий малого бизнеса и сельскохозяйственных производителей.
Для недопущения такой ситуации вышедшего крупного потребителя на ОРЭМ обязывали заключать договор на передачу электрической энергии не только с Федеральной сетевой компанией, управляющей магистральными сетями, но и с предыдущей региональной распределительной, которой федеральная компания отдавала часть оборудования в аренду на границе сетевого хозяйства потребителя. По данным
11 http://audit.gov.ru/press center/news/26715?sphrase id=2623840
электронный научно-экономический журнал стр 47
Минэнерго России, объем перекрестного субсидирования в части договоров «последней мили» в 2015 составлял 58 млрд руб.
Вместе с тем, несмотря на установленный курс Правительства Российской Федерации по ликвидации перекрестного субсидирования, его объем увеличился. При этом важно отметить, что сокращены объемы межтерриториального перекрестного субсидирования и субсидирования между видами энергии. Таким образом, сохраняется (и даже нарастает) проблема межгруппового субсидирования, что является, в первую очередь, следствием социальной направленности политики государства.
Список литературы
1. Валитов Ш.М. Перекрестное субсидирование в энергетике Республики Татарстан // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 1. С. 18-21.
2. Епихина Р.А. Перекресное субсидирование в электроэнергетике Китая // Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение. 2011. Т. 13. № 3. С. 48-55.
3. Золотова И.В. Проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике // Агентство прогнозирования балансов в электроэнергетике. URL: http://www.e-H8 apbe.ru/library/presentations/2013_06_04_Zolotova.pdf (дата обращения: 15.07.2016).
4. Королев И.А., Хабачев Л.Д. О направлениях и принципах ликвидации системы перекрестного субсидирования в электроэнергетике / И.А. Королев, Л.Д. Хабачев // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 6-1 (185). С. 54-64.
5. Назарова Н.А., Минеханова Н.Т. Перекрестное субсидирование: за и против // Энергетика Татарстана.
2009. № 4. С. 68-74.
6. Ряпин Ю.В. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: итог пятнадцатилетней борьбы // Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО. URL:
http://energy.skolkovo.rU/upload/medialibrary/07c/SEneC_Cross_Subsidization.p df. (дата обращения: 12.09.2016).
7. Селляхова О., Фатеева Е. Перекрестное субсидирование и социальная норма электропотребления // Эффективное Антикризисное Управление. 2012. № 6 (75). С. 32-49.
8. Селляхова О. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике - угроза экономическому развитию России // Энергорынок, 2013. № 5(110). С. 40-42.
9. Трачук А.В. Реформирование электроэнергетики и развитие конкуренции. М.: Издательство «Магистр»
2010. 144 с.
10. Трачук А.В. Реформирование естественных монополий: цели, результаты и направления развития. М.: Экономика, 2011 319 с.
11. Трачук А.В., Линдер Н.В., Золотова Е.В. и др. Влияние перекрестного субсидирования в электро- и теплоэнергетике на изменение поведения участников оптового и розничного рынков электро- и теплоэнергии // Отчет о НИР, 2016
12. Energy Subsidies: Lessons Learned in Assessing their Impact and Designing Policy Reforms. Greenleaf Publishing / UNEP. Sheffield, 2015.
13. Irwin T. Price Structures, Cross-Subsidies, and Competition in Infrastructure // Public policy for the private sector. The World Bank Group. 1997. N 107. http://rru.worldbank. org/documents/publicpolicyjournal/107irwin.pdf