Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОТУРИЗМА В РФ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОТУРИЗМА В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экотуризм / экономика / страны / рынок / Чемпионат мира по футболу / туристический бизнес / туристические организации / туристические услуги. / ecotourism / economy / country / market / FIFA World Cup / travel business / travel agencies / tourist services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оздоев Д. Н.

В статье представлен обзор экономических тенденций развития туристической сферы услуг (экотуризма) в Российской Федерации. Автор приводит данные ТурСтата на 2018 год по сравнению с 9 месяцами 2017 года. Делается вывод о стремительном росте въездного туризма в страну, но зависимости такового по числу поездок россиян и иностранных граждан от проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ECOTOURISM IN THE RF

The article provides an overview of economic trends in the development of ecotourist services in the Russian Federation. The author cites data TurStata in the year 2018, compared to 9 months of the year 2017. The rapid growth of tourism in the country, but dependence itself according to the number of visits, Russians and foreigners from holding FIFA World Cup-2018.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОТУРИЗМА В РФ»

УДК 338:504

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОТУРИЗМА В РФ

ECONOMIC TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ECOTOURISM IN

THE RF

*

ОздоевД. H.

В статье представлен обзор экономических тенденций развития туристической сферы услуг (экотуризма) в Российской Федерации. Автор приводит данные ТурСтата на 2018 год по сравнению с 9 месяцами 2017 года. Делается вывод о стремительном росте въездного туризма в страну, но зависимости такового по числу поездок россиян и иностранных граждан от проведения Чемпионата мира по футболу FIFA - 2018.

The article provides an overview of economic trends in the development of ecotourist services in the Russian Federation. The author cites data TurStata in the year 2018, compared to 9 months of the year 2017. The rapid growth of tourism in the country, but dependence itself according to the number of visits, Russians and foreigners from holding FIFA World Cup-2018.

Ключевые слова: экотуризм, экономика, страны, рынок, Чемпионат мира по футболу, туристический бизнес, туристические организации, туристические услуги.

Key words: ecotourism, economy, country, market, FIFA World Cup, travel business, travel agencies, tourist services.

DOI: 10.31774/2658-7890-2023-5-3-50-61

Стремительное развитие международного, внутреннего, делового туризма во всем мире предъявляет повышенные требования к уровню деятельности туристических предприятий. С началом экономических реформ появилась острая потребность в системном изучении общих и специфических свойств туристического бизнеса, его организации, закономерностей развития и управления, его межотраслевых и инфраструктурных взаимосвязей. На первый план выдвинулись проблемы

* Оздоев Д.Н., аспирант AHO ВО МГЭУ, e-mail: ymikulets@mail.ru_

терминологии, методологии и концепций в области управления конкурентоспособностью туристических услуг

В условиях рынка лидирующие позиции занимают только те туристические фирмы, которые наиболее эффективно удовлетворяют потребности населения, превосходя конкурентов на рынке по применению современных информационных технологий. Недооценка роли современных информационных технологий приводит к снижению конкурентоспособности туристических предприятий, негативно влияет на эффективность управления и на качество предоставляемых услуг.

Туристическая сфера идеально приспособлена для внедрения современных информационных технологий. Для нее требуются системы, в кратчайшие сроки, предоставляющие сведения о доступности транспортных средств и возможностях номерного фонда, обеспечивающие быстрое резервирование, внесение корректив, высвобождение таких средств и автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туристических услуг, параллельное формирование таких документов, как билеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией.

Являясь новой телекоммуникационной средой, способной обеспечить надежную связь, высокую скорость передачи данных и существенно сократить затраты на привычные средства связи, Интернет привлекает турфирмы не только в качестве средства продвижения, но и как уникальный способ организации взаимодействия с филиалами и агентствами. Для лучшего использования туристических возможностей России необходимо решить важнейшую задачу - создание современной индустрия въездного туризма, в частности - предприятий размещения, питания, транспорта, соответствующих международным стандартам. А этой цели невозможно

достичь, не обеспечив требуемый уровень эффективности функционирования

Экология и водное хозяйство. 2023. Т. 5, № 3 51

всей сферы въездного туризма, с одновременной поддержкой государства и его внешней и внутренней политикой.

Существует два фактора, оказывающих весьма сильное влияние на эффективность туристической сферы: конкурентоспособность туристских предприятий, которая в современных условиях может быть обеспечена в первую очередь за счет использования информационных технологий на предприятиях туриндустрии и развитая инвестиционная деятельность в стране (рис. 1.).

Прогноз развития экономики РФ до 2030г.

Среднегодовой рост в % консервативный инновационный _ — форсированный

В 3>2% В 4'1 °/о ^^ 5,4%

Щ 2,6% ] 3,2% ^ 3,2%

4,7% | 5,9%

| Мировые цены на нефть 2013-2025гг. $90-100

2025-2030гг. $110

Рисунок 1. Прогноз развития экономики РФ до 2030 года.

Экономическая сущность инвестиций может быть более глубоко раскрыта при группировке многочисленных видов инвестиций по различным классификационным признакам. По сферам рынка, на которых они фигурируют, и объектов вложения инвестиции могут иметь форму либо капиталообразующих (реальных), либо портфельных инвестиций. Портфельные инвестиции — это сумма средств, необходимых для приобретения различных фондовых ценностей (государственных и частных ценных бумаг, производных фондовых продуктов, любых других продуктов рынка ценных бумаг), а также иных финансовых активов (страховых

Actual Problems of Modern Science and Practice

полисов, долей в уставных фондах неакционированных предприятий, целевых вкладов, залогов и т.п.), обеспечивающих выгодное (высокий текущий доход или быстрый прирост вложенных средств) и надежное (защиту от обесценения средств, ликвидность) размещение. Реальные инвестиции — это финансирование капитального строительства и капитальных вложений, направленных на создание основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Классификация инвестиций по объектам вложения и сферам рынка представлена на рис. 21.

- В соответствии с целями и задачами инвестиционной деятельности и для всестороннего учета и анализа средств, направленных на воспроизводство основных фондов, их целесообразно группировать по следующим признакам:

- по характеру участия в инвестировании выделяют прямые и непрямые инвестиции. Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. Под непрямыми инвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками).

- по периоду инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложение капитала на период не более одного года, а под долгосрочными инвестициями — вложения капитала на период свыше одного, года.

- по формам собственности инвесторов выделяют частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.

- по хронологическому порядку инвестиции подразделяются на начальные и текущие. Начальные инвестиции — это инвестиции, которые были осуществлены на стадии создания производства. Их еще называют

:Пелих A.C. Экономика предприятий и отрасли промышленности: Учебное пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2004.

нетто-инвестициями. Последующие инвестиции соответственно называют текущими инвестициями.

Рисунок 1. Классификация инвестиций по объектам вложения и сферам рынка

- Реальные инвестиции подразделяются по направлению использования:

1) инвестиции в новое строительство;

2) инвестиции, направленные на замену или сохранение оборудования;

3) инвестиции с рационализаторскими целями;

4) инвестиции, направленные на расширение производства. Причиной такого рода классификации инвестиций является различный уровень риска, с которым они сопряжены.

- В условиях рыночной экономики осуществление инвестиций нельзя рассматривать как произвольную форму деятельности фирмы. Неосуществление инвестиций приводит к потерям конкурентных позиций. В связи с этим все инвестиции можно разбить на две группы:

1) пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений в

операции фирмы по замене оборудования, подготовке нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.

2) активные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров или поглощения конкурирующих фирм.

- Не менее важна классификация инвестиций по источникам финансирования. По действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории Российской Федерации может осуществляться за счет:

1) собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);

2) заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др.)

3) привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иные взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

4) денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий;

5) инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов и внебюджетных фондов;

6) иностранных инвестиций.

В условиях развитого рынка каждый предприниматель широко пользуется всеми возможностями, которые ему предоставляются и которые, на его взгляд, являются наиболее предпочтительными.

Аналитическое агентство ТурСтат составило рейтинг стран по въездному туризму в Россию в 2018 году, проанализировав

статистику въездного туризма в Россию за 9 месяцев 2018 года с 1 января по 30 сентября 2018 года.

Въездной туризм в Россию в 2018 году вырос во многом за счет туристов из стран Юго-Восточной Азии, США и Евросоюза (ЕС) благодаря Чемпионату мира по футболу FIFA -2018, что показывает статистика въездного туризма 2018 года.

Лидеры роста въездного туризма в Россию в 2018 году — это Китай с 1 млн 413 поездок за 9 месяцев 2018 года, что на 14% или 170 тысяч больше, чем за 9 месяцев 2017 года и Южная Корея с 291 тысячами поездок (на 41% или 85 тысяч больше).

Индия (71 тыс. поездок, +25%), Вьетнам (43 тыс, +30%) и Таиланд (39 тыс., +18%) также показали высокий рост числа туристских поездок в Россию в 2018 году по итогам первых 9 месяцев года.

По данным ТурСтат, Китай и Южная Корея заняли 1 и 2 место по абсолютному росту числа въездных туристских поездок в Россию в 2018 году. Число въездных поездок из Китая в Россию выросло на 170 тысяч по итогам 9 месяцев 2018 года по сравнению с 9 месяцами 2017 года, а из Южной Кореи — на 85 тысяч больше, чем в 2017 году.

Благодаря Чемпионату мира по футболу FIFA 2018, прошедшему в России с 14 июня по 15 июля 2018 года, выросло число въездных туристских поездок в Россию в 2018 году из стран Европы и стран-участниц ЧМ-2018 по итогам 9 месяцев — из: Германии (546 тыс., +10%), Франции (168 тыс., +13%), Италии (165 тыс., +9%), Испании (103 тыс., +6%), Нидерландов (53 тыс., +10%), Сербии (48 тыс., +14%), Швейцарии (47 тыс., +15%), Австрии (46 тыс., +7%), Швеции (42 тыс., +62%), Бельгии (38 тыс., +27%), Хорватии (26 тыс., +271%), Дании (23 тыс., +53%) и Португалии (17 тыс., +31%), а из Финляндии, Польши и Норвегии снизилось число въездных поездок в Россию.

США (300 тыс. поездок, +19%), Великобритания (174 тыс., +14%), Канада (54 тыс., +17%) и Австралия (62 тыс., +48%) показали высокий рост числа въездных туристских поездок в Россию в 2018 году по итогам 9 месяцев года.

Actual Problems of Modern Science and Practice

Следует отметить, что благодаря Чемпионату мира по футболу FIFA 2018, въездной туризм в Россию из стран Южной и Латинской Америки в 2018 году значительно вырос из стран-участниц ЧМ-2018: Бразилия (64 тысячи поездок, +121%), Мексика (61 тыс., +165%), Аргентина (57 тыс., +185%), Колумбия (37 тыс., +270%), Перу (29 тыс.) и Чили (9 тыс.).

Общее число въездных туристских поездок в Россию за 9 месяцев 2018 года выросло на 1,4% до 19 млн 245 тысяч с 18 млн 972 тысячи за

первые 9 месяцев 2018 года по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Общее число въездных туристских поездок в Россию в 2017 году составило 24 млн 390 тысяч, (рис. 3).

Рисунок 3. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации по

данным Росстата.

Топ-10 стран въездного туризма в Россию в 2018 году по числу въездных туристских поездок в Россию по итогам 9 месяцев 2018 года составили: Украина (6 млн 373 тысячи поездок), Казахстан (2,699 тыс.), Китай (1,413 тыс.), Финляндия (720 тыс.), Азербайджан (665 тыс.), Германия (546 тыс.), Польша (526 тыс.), Армения (437 тыс.), Молдова (362 тыс.) и Эстония (354 тыс.).

Статистика въездного туризма 2018 года представлена ниже. Самые Популярные Страны Въездного Туризма в Россию 2018:

Украина, 6,373 тыс. (-4%) *, Казахстан, 2,699 тыс. (+1%), Китай (КНР), 1,413 тыс. (+14%), Финляндия, 720 тыс. (-8%), Азербайджан, 665 тыс. (+1,5%), Германия, 546 тыс. (+10%), Польша, 526 тыс. (-5%), Армения, 437 тыс. (1%), Республика Молдова, 362 тыс. (-9%), Эстония, 354 тыс. (+10%), Абхазия, 350 тыс. (+9%), Киргизия, 313 тыс. (+6,5%), США, 300 тыс. (+19%), Монголия, 295 тыс. (-2%), Республика Корея, 291 тыс. (+41%), Латвия, 212 тыс. (+8%), Таджикистан, 204 тыс. (-33%), Израиль, 181 тыс. (+25%), Великобритания, 174 тыс. (+14%), Узбекистан, 168 тыс. (-55%), Франция, 168 тыс (+13%), Италия, 165 тыс. (+9%), Литва, 162 тыс. (-7%), Беларусь, 114 тыс. (-6%), Испания, 103 тыс. (+6%), Южная Осетия, 103 тыс. (+5%), Япония, 87 тыс. (+4%), Индия, 71 тыс. (+25%), Турция, 65 тыс. (+10%), Бразилия, 64 тыс. (+121%), Австралия, 62 тыс. (+48%), Мексика, 61 тыс. (+165%), Аргентина, 57 тыс. (+185%), Канада, 54 тыс. (+17%), Грузия, 53 тыс. (-9%), Нидерланды, 53 тыс. (+10%), Сербия, 48 тыс. (+14%), Швейцария, 47 тыс. (+15%), Австрия, 46 тыс. (+7%), Вьетнам, 43 тыс. (+30%), Иран, 42 тыс. (-43%), Швеция, 42 тыс. (+62%), Таиланд, 39 тыс., (+18%), Бельгия, 38 тыс. (+27%), Норвегия, 38 тыс. (-3%), Колумбия, 37 тыс. (+270%), Чехия, 35 тыс. (+6%), Перу, 29 тыс., Хорватия, 26 тыс. (+271%), Болгария, 23 тыс. (+5%), Дания, 23 тыс. (+53%), Греция, 22 тыс. (+10%), Венгрия, 21 тыс. (+31%), Египет, 21 тыс. (+200%), Гонконг, 20 тыс., Куба, 19 тыс. (-14%), Словакия, 19 тыс. (+5%), Португалия, 17 тыс. (+31%), Румыния, 16 тыс. (+23%), Саудовская Аравия, 14 тыс., ЮАР, 13 тыс. (+44%), Ирландия, 11 тыс. (+10%), Тайвань (Китай), 11 тыс., Индонезия, 10 тыс., Чили, 9 тыс.

Другие страны, 438 тыс. человек.

* В скобках указано изменение числа въездных туристских поездок за первые 9 месяцев 2018 года по сравнению с первыми 9 месяцами 2017 года.

Статистика выезда граждан РФ за границу в 2018 году.

Агентство по статистике в сфере туризма ТурСтат собрало статистические данные выездного туризма из России за границу за период с 1 января по 30 сентября 2018 года и разъяснило, где отдыхали россияне, составив рейтинг стран, посещённых гражданами РФ с целью туризма в 2018 году. Статистика выездного туризма 2018 года показывает, что выездные поездки из России за рубеж выросли по сравнению с 2017 годом. В 2018 году выездной туризм вырос более чем на 20% в Турцию, Грузию, ОАЭ, Тунис, Венгрию и на Кубу.

Топ-10 зарубежных стран, популярных у российских туристов в 2018 году по числу выездных туристских поездок из России по итогам 9 месяцев составили: Турция (4,907 тысяч поездок), Абхазия (3,621 тыс.), Финляндия (2,498 тыс.), Казахстан (2,310 тыс.), Украина (1,793 тыс.), Китай (1,449 тыс.), Эстония (1,343 тыс.), Грузия (979 тыс.), Германия (950 тыс.) и Италия (849 тыс.). В 2018 году Турция лидирует по зарубежным поездкам российских туристов. За 9 месяцев 2018 года число поездок россиян в Турцию составило более 4,9 миллионов, что на 24% больше, чем за 9 месяцев 2017 года. Самые быстрорастущие туристические направления 2018 г.: Турция (4,907 млн поездок, +24% по сравнению с 9 месяцами 2017 г.), Грузия (979 тыс, +22%), Италия (849 тыс., +19%), ОАЭ (645 тыс., +42%), Тунис (558 тыс., +22%) и Армения (327 тыс., +17%) показали самый высокий рост числа выездных турпоездок в 2018 году в Топ-25 стран, популярных у российских туристов.

Число выездных туристских поездок из России за 9 месяцев 2018 года выросло на 6,3% до 32 млн 910 тысяч с 30 млн 972 тысяч за 9 месяцев 2017 года по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Пляжные туристические направления Юго-Восточной Азии — Таиланд (794 тыс., +13%) и Вьетнам (389 тыс., +8%), Карибы — Куба (70 тыс., +32%) также показали высокий рост выездного туризма из России за 9 месяцев 2018 года.

Топ-10 стран Евросоюза у Российских туристов выездной туризм из России в 2018 году вырос на самые популярные европейские экскурсионные, курортные и пляжные направления: Италия (849 тыс., +19%), Испания (808

тыс., +2%), Франция (368 тыс., 0%), Чехия (370 тыс., +3%) и Австрия (184 тыс. +0%) по итогам 9 месяцев 2018 года.

Топ-10 стран Евросоюза, популярных у российских туристов для путешествий в Европу, составляют: Финляндия (2,498 тысяч турпоездок в 2018 г., +1%), Эстония (1,343 тыс., +4,5%), Германия (950 тыс., +3,5%), Италия (849 тыс., +19%), Польша (829 тыс., -11%), Испания (808 тыс., +2%), Греция (749 тыс., -5%), Кипр (695 тыс., -6%), Литва (498 тыс., -1%) и Чехия (370 тыс., +3%). Выездной туризм в СНГ и ближнее зарубежье выездной туризм в страны СНГ и бывшего СССР в 2018 году вырос в: Азербайджан (592 тыс., +4%), Армению (327 тыс., +17%) и Узбекистан (114 тыс., +23%) по итогам 9 месяцев 2018 года, а также в Грузию (979 тыс., +22%). Самые популярные страны ближнего зарубежья и СНГ у российских туристов это: Абхазия (3,621 тысяч турпоездок в 2018 г., +4%), Казахстан (2,310 тыс., +1%) и Украина (1,793 тыс., +5%). Выездной туризм из России в страны Балтии (Прибалтику) в 2018 году вырос в Эстонию (1 млн 343 тысячи поездок, +5%) и Латвию (323 тыс., +7%) и, практически не изменился в Литву (498 тыс.) по итогам 9 месяцев 2018 года. Самые популярные зарубежные страны в 2018 году: Турция, 4,907 тыс. (+24%) * Абхазия, 3,621 тыс. (+4%) Финляндия, 2,498 тыс. (+1%) Казахстан, 2,310 тыс. (+1%) Украина, 1,793 тыс. (+5%) Китай, 1,449 тыс. (-2%) Эстония, 1,343 тыс. (+4,5%) Грузия, 979 тыс. (+22%) Германия, 950 тыс. (+3,5%) Италия, 849 тыс. (+19%) Польша, 829 тыс. (-11%) Испания, 808 тыс. (+2%) Таиланд, 794 тыс. (+12,5%) Греция, 749 тыс. (-5%) Кипр, 695 тыс. (-6%) ОАЭ, 645 тыс. (+42%) Азербайджан, 592 тыс. (+4%) Тунис, 558 тыс. (+22%) Литва, 498 тыс. (-1%) Болгария, 418 тыс. (-10%) Вьетнам, 389 тыс. (+8%) Чехия, 370 тыс. (+3%) Франция, 368 тыс. (0%) Армения, 327 тыс. (+17%) Латвия, 323 тыс. (+7%) Южная Осетия, 320 тыс. (4%) Черногория, 264 тыс. (-8%) Израиль, 253 тыс. (-1%) Киргизия, 193 тыс. (3%) Республика Молдова, 190 тыс. (-7%) Великобритания, 190 тыс. (-3%) Австрия, 184 тыс. (0%) Республика Корея, 180 тыс. (+6,5%) Швейцария, 176 тыс. (-3%) Нидерланды, 166 тыс. (0%) США, 157 тыс. (-14%) Доминиканская Республика, 152 тыс. (-8%) Индия, 125 тыс. (-1,5%) Венгрия, 123 тыс. (+56%) Узбекистан, 114 тыс. (+23%) Таджикистан, 92 тыс. (+1%) Катар, 85 тыс.

(+49%) Монголия, 85 тыс. (+25%) Норвегия, 80 тыс. (-7%) Куба, 70 тыс. (+32%) Хорватия, 66 тыс. (+22%) Бельгия, 63 тыс. (-3%) Япония, 55 тыс. (+12%) Сербия, 53 тыс. (-9%) Португалия, 47 тыс. (+47%) Швеция, 41 тыс. (5%) Иордания, 35 тыс. (-3%) Дания, 27 тыс. (+8%) Мальдивы, 27 тыс. (+29%) Словакия, 21 тыс. (-5%) Сингапур, 20 тыс. (0%) Гонконг, 18 тыс. (+38%) Туркмения, 18 тыс. Словения, 13 тыс. (-13%) Мальта, 12 тыс. Румыния, 12 тыс. (+33%) Марокко, 11 тыс. (-39%) Бахрейн, 10 тыс. Иран, 7 тыс. Шри-Ланка, 5 тыс. другие страны, 88 тыс.

* В скобках указано изменение числа выездных туристских поездок за 9 месяцев 2018 года по сравнению с 9 месяцами 2017 года.

Источник: https://ekec.ru/statistika-vyiezda-grazhdan-rf-za-granitsu-v-2018-godu/ © Turazbuka NEWS™.

Таким образом, по данным ТурСтата на 2018 год по сравнению с 9 месяцами 2017 года стремительный рост въездного туризма в РФ, попал в зависимость от проводимых международных мероприятий и, в частности, от такового по числу поездок россиян и иностранных граждан от проведения Чемпионата мира по футболу FIFA - 2018 года в нашей стране.

Литература

1. Исмиева Р.Н. Управление эффективностью функционирования организаций туристического бизнеса / автореферат к.э.н. - Махачкала, 2011. - 25 с.

2. Пробченкова Е.М. Механизмы повышения конкурентоспособности российских компаний в сфере туристских услуг / автореф. к.э.н. - Москва, 2010. - 22 с.

3. Смолокуров Е.В. Управление механизмом повышения конкурентоспособности предприятий туристской индустрии с использованием современных информационных технологий / автореф. к.э.н. -Санкт Петербург, 2009. - 22 с.

4. Богданов Д.Д. Стратегии повышения конкурентоспособности российских компаний в сфере туристских услуг / автореф. к.э.н. - Москва, 2006. - 25 с.

5. https://ekec.ru/statistika-vyiezda-grazhdan-rf-za-granitsu-v-2018-godu/ © Turazbuka NEWS™.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.