Вестник Челябинского государственного университета.
2019. № 7 (429). Экономические науки, вып. 65. С. 110—117.
УДК 332.1 10.24411/1994-2796-2019-10712
JEL L83, R11
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Е. С. Силова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Развитие туризма в России — достижимая задача, так как наша страна занимает пятое место в мире по количеству уникальных естественных объектов и девятое — по количеству объектов культурного наследия. Необходимо создать модель развития туризма, которая позволит получать мультипликативный доход с инвестиций в туристическую и спортивную инфраструктуру (приблизительно 1,2 трлн р. инвестировали только в чемпионат мира по футболу-2018). Это поможет России разносторонне развить экономику и снизить зависимость от экспорта энергетических и природных ресурсов. Развитие туризма также позволит развивать бизнес (особенно малый и средний) в других секторах экономики, сопряженных с туристической отраслью. Развитие туризма в промышленных регионах России, имеющих значительный туристический потенциал, может стать фактором решения серьезных проблем охраны окружающей среды в этих регионах. Цель статьи состоит в том, чтобы изучить основные тенденции в развитии туристической отрасли в России. В работе проанализированы основные теоретические подходы к развитию туризма после крупных спортивных событий, представлен анализ современного состояния туристической отрасли в стране, а также анализ финансового состояния туристских организаций, в том числе в регионах, в которых проходили крупные спортивные мероприятия.
Ключевые слова: туристическая отрасль, туристическая инфраструктура, спортивные события.
Введение
Развитие туризма в России — процесс, который пока еще малозначим для правительства и российской экономики. Доля туристического бизнеса в ВВП — все еще меньше чем 2,5 %, Россия занимает только 59-е место в рейтинге конкурентоспособности туристического сектора, согласно данным Всемирной туристской организации (UNWTO). В то же время международный опыт показывает очень высокую доходность туризма, сопоставимую с рентабельностью нефтяной отрасли. В последние годы много крупных международных спортивных мероприятий было организовано в России: Универсиада в Казани в 2013 г., Олимпийские игры в Сочи в 2014 г., чемпионат мира по футболу в 11 городах России в 2018 г. и большое количество других, менее значительных. В результате были созданы современная спортивная и туристическая инфраструктура (новые аэропорты, дороги, отели, туристические маршруты и объекты). Дальнейшее использование созданной инфраструктуры для развития внутреннего и внешнего туризма должно стать приоритетным направлением развития экономики. Задача, которую ставит президент РФ перед нашей страной, — это быть готовой отвечать на «большие вызовы» [14]. Для этого экономика должна быть максимально диверсифицированной и, самое главное, должна быть создана институциональная основа для ускоренного развития российского пред-
принимательства, в том числе в сфере туризма, так как эта отрасль представлена не крупными корпорациями, а в основном малым и средним бизнесом. Крайне слабыми на сегодняшний день остаются финансовые институты поддержки бизнеса. Не создана адекватная среда для развития среднего и малого предпринимательства. Роль банковского сектора зачастую ограничивается лишь простым кредитованием малого и среднего бизнеса, причем под крайне неприемлемый процент. В итоге можно утверждать, что один из основных инструментов финансовой поддержки бизнеса — инструмент банковского кредитования — и тот работает с неполной отдачей. Экономический рост требует инноваций и инвестиций, которые могут появиться только в результате предпринимательской деятельности. Кроме того, правительству следует оказывать прямую и косвенную финансовую поддержку, а также создавать дополнительные стимулы для развития предпринимательства. Развитие отрасли туризма в нашей стране может стать новым драйвером роста и развития, источником иностранных инвестиций.
Обзор литературы
К. О. Бутаева, Ш. Вебер, Д. В. Давыдов занимаются анализом эффективности с экономической и социальной точки зрения крупных спортивных событий, они предлагают классификацию эффектов от спортивных событий на материальные и немате-
риальные и исследуют современные тренды в экономическом влиянии спорта на туризм [8]. В работе таких авторов, как П. Скандиззо и М. Перлеони, рассматривается влияние Олимпийских игр на экономику регионов, в том числе анализируются аспекты устойчивого экономического развития. Эти авторы используют обширный эмпирический материал, при помощи метода анализа издержек и прибыли исследуют те выгоды, которые получает город, где проводятся Игры, а также страна в целом, отдельно разбирают эффекты от летних и зимних Игр, а также от Параолимпиад [4]. Ученые указывают на то, что отдельные исследования не всегда адекватно оценивают положительные эффекты, так как занижают уровень затрат на проведение таких масштабных мероприятий, как Олимпийские игры. К. Сворт, Р. Джордж, Дж. Кассар исследуют опыт проведения чемпионата мира по футболу 2014 г. в Бразилии. Авторы предлагают модель развития туризма, позволяющую оценить вероятность повторного посещения Рио-де-Жанейро футбольными болельщиками. Модель включает анализ таких факторов удовлетворенности туристов, как информационное обеспечение, имидж территории и криминальные риски. Авторы приходят к выводам о необходимости тщательного маркетингового создания и продвижения бренда территории [5].
Р. Мерер и Х. Н. Линс также исследуют влияние чемпионата мира 2014 г. и Олимпийских игр 2016 г. на развитие туризма и экономическое развитие Бразилии. Они выявили увеличение притока туристов примерно на 50 % во время чемпионата мира по футболу в течение двух месяцев и на 28 % в течение месяца во время Олимпиады, правда, отмечают, что эти эффекты носят краткосрочный характер [1].
К. Яао, Э. Шварц изучают влияние ежегодных спортивных событий и перспективы воздействия на принимающее сообщество (на примере всемирных чемпионатов по гольфу в Шанхае, КНР). Исследование проведено путем анкетирования 1047 резидентов Шанхая. Выделены шесть факторов воздействия этого события, на основе которых даны рекомендации для маркетологов по лучшему обеспечению нужд как туристов, так и резидентов [6].
М. Мюллер, К. Гаффни занимаются сравнительным анализом урбанистического влияния чемпионатов мира по футболу и Олимпийских игр с 2010 по 2016 г. Эти исследователи предложили аналитическую матрицу для сравнения эффектов от таких событий, влияющих на развитие городов. Ученые установили, что наибольшее влияние оказывает
не само событие, а политические и экономические факторы. Города в демократических странах с рыночной экономикой испытывают меньше неблагоприятных воздействий и лучше используют выгоды, нежели города в странах с плановой экономикой [2].
Р. Поудер, Дж. Кларк, Дж. Фенич исследуют развитие организаций, занимающихся маркетингом территорий, и использование ими спортивных мероприятий. Рассматриваются основные инструменты, используемые этими организациями. Исследование базируется на пятиступенчатой методике интервьюирования руководителей данных организаций. В современной литературе по предпринимательству основное внимание уделяется странам с развитыми экономиками, однако новые исследования в литературе начали изучать и развивающиеся страны в результате быстрого роста этих стран за последние два десятилетия [3]. Также увеличивается число исследований, изучающих предпринимательскую экосистему в России. Д. А. Плетнев анализирует качественные различия в поведении и механизмах поддержки малых и средних форм бизнеса, подчеркивая важнейшую роль малого бизнеса в развитии экономики, предлагает «отказаться от практики налогообложения создающихся малых развивающихся предприятий в первые пять лет их деятельности, с последующим предоставлением налоговых каникул в порядке премирования за стабильную работу» [12].
В отечественной экономической литературе интерес к теме туризма возник сравнительно недавно, и работы в основном направлены на изучение частных вопросов развития туризма в отдельных регионах. Так, например, Р. А. Канцеров, А. С. Аджикова и Н. Н. Школьникова изучают вопросы развития туризма в Карачаево-Черкесской Республике, рассматривая в качестве основных условий развития необходимость улучшения инфраструктуры, повышение качества обслуживания и маркетинговую политику продвижения туристского продукта республики [9]. И. В. Никифоров рассматривает основные пути повышения эффективности управления туризмом на государственном уровне. Автор предлагает сместить акценты управления на территориальный уровень, а также сделать упор на создании необходимых институциональных механизмов, в том числе упрощенных туристских и таможенных формальностей и обеспечении других услуг в пунктах въезда и выезда туристов; четко определенные методы усиления и распределения экономических выгод туризма и т. д. [11].
О. А. Бакуменко предлагает использовать кластерный подход в развитии туризма и разрабатывает методику оценки эффективности функционирования туристических кластеров [7]. В. М. Матюнин указывает на необходимость формирования комплексного туристического продукта, проработки ценовой политики и развития транспортной отрасли для развития туризма в России [10]. Однако теоретические и методологические проблемы во многих случаях плохо представлены, и это подрывает научную строгость исследований, которые они представляют.
Анализ состояния туристической отрасли в России
По данным экспертов, вклад туристической отрасли в странах ЕС составляет около 9 °% ВВП и занимает второе место в экономике, а в России пока не превышает 1,5 %. Рассмотрим показатели развития въездного и выездного туризма в 2014—2018 гг. Расчеты проведены на основе данных статистического сборника Росстата России за 2017 г. [13]. Данные представлены в табл. 1 и 2.
Основные тенденции следующие. Во-первых, показатели выездного туризма значительно превышают количество иностранных туристов. В течение рассматриваемого периода существенно изменить
Показатели въездш
поток туристов из-за рубежа не удалось. Основные страны, из которых приезжают туристы: Украина и Казахстан (то есть ближайшие соседи, имеющие сильные связи с нашей страной), из стран дальнего зарубежья это Китай, Финляндия, Польша. В Стратегии развития туризма России одним из запланированных показателей было увеличение потока иностранных туристов до 40 млн чел. к 2020 г. [15]. Основные факторы, сдерживающие развитие въездного туризма, по мнению экспертов: необходимость получения российской визы, недостаточное развитие гостиничной инфраструктуры и ее несоответствие уровню цен, низкий уровень туристического информирования (часто маршруты не выделены для туристов, иностранными языками мало кто владеет, трудно получить необходимую информацию о транспорте, ценах, достопримечательностях), опасения туристов за безопасность.
Пик активности выездного туризма за рассматриваемый период приходится на 2014 г., когда количество туристов составило почти 43 млн чел., в дальнейшем происходит резкое снижение, которое за четыре года составило более 3 млн, что связано прежде всего со снижением реальных доходов населения, а также с изменением курса валют по отношению к рублю, в результате чего стоимость поездок за границу увеличилась очень значительно.
Таблица 1
о туризма, тыс. чел.
Страна 2014 2015 2016 2017 Январь — сентябрь 2018
Всего 25 438 26 852 24 571 24 390 19 245
Казахстан 3733 4711 3564 3485 2699
Китай 874 1122 1289 1478 1413
Польша 1772 1725 1017 714 526
Финляндия 1380 1416 1319 1017 720
Украина 8436 8912 8569 8723 6373
Таблица 2
Показатели выездного туризма, тыс. чел.
Страна 2014 2015 2016 2017 Январь — сентябрь 2018
Всего 42 921 34 390 31 658 39 629 32 910
Абхазия 3282 3824 4257 4344 3621
Казахстан 3330 3125 2850 2978 2310
Китай 1731 1284 1676 2003 1449
Турция 4216 3460 797 4520 4907
Украина 2558 1657 1804 2283 1793
Финляндия 4283 3067 2894 3333 2498
Эстония 1775 1477 1511 1728 1343
Страны, наиболее часто посещаемые россиянами: Турция, Абхазия, Финляндия, Казахстан, Украина, Эстония и Китай. В табл. 3 представлены основные финансовые показатели, характеризующие развитие индустрии туризма в целом.
Рассмотрим данные табл. 3 о развитии туризма в России. В 2015 г. существенно увеличилось количество организаций, занятых в отрасли, — более чем на 12 тыс. Доля прибыльных организаций варьируется от 73,4 до 74,53 %, суммарная выручка превысила в 2016 г. 3 трлн р., а прибыль — 300 млрд р. Наиболее активное строительство туристических баз, мотелей, кемпингов, баз отдыха наблюдается в 2014 г., что связано с подготовкой туристической инфраструктуры к Олимпиаде в Сочи. В табл. 4 представлены основные экономические показатели, характеризующие отрасль туризма за 2017 г.
Данные за 2017 г. приведены в табл. 4, их формат отличается в связи с переходом на новые формы ста-
Отдельные показатели деятель] (по сумме кодов ОКВЭД-2007, входящих
тистической отчетности. Оборот сектора туризма составил почти 2,5 трлн р., в этом секторе занято более миллиона человек, существенно количество основных фондов — более 4 трлн р. В табл. 5 приведены данные о структуре отрасли с точки зрения занятых в отрасли фирм.
В табл. 5 приведены данные о деятельности туристских фирм. За период с 2011 по 2017 г. количество фирм увеличилось на 3314, что составило 32 %, — это значительный рост, который говорит в целом о расширении туристической отрасли. Наибольшее количество фирм в этом секторе занято турагентской деятельностью (почти 82 %). При этом количество продаваемых туров практически не изменилось, а пик продаж приходился на предкризисный 2013 г. Заметно постепенное сближение продаж туров внутри страны и за рубеж. Если в 2012—2013 гг. доля туров внутри России составляла 18—19 %, то в 2017 г. — уже 35 %. Стоимость
Таблица 3
•сти организаций туриндустрии собирательную группировку «Туризм»)
Наименование статистических показателей Ед. изм. 2014 2015 2016
Число организаций ед. 72 744 85 115 86 968
Число прибыльных организаций ед. 53 390 62 592 64 821
Число убыточных организаций ед. 19 354 22 523 22 147
Выручка (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) млрд р. 2531,9 2815,3 3103,4
Прибыль млрд р. 224,7 155,0 302,6
Убыток млрд р. 211,7 325,4 141,7
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) млрд р. 13,0 -170,4 161,0
Ввод в действие объектов туризма
гостиницы мест 10 328 11 976 10 822
санатории коек 1378 395 356
дома отдыха мест 1482 709 730
туристские базы мест 1522 358 371
мотели мест 516 25 149
кемпинги мест 86 28 60
Таблица 4
Отдельные показатели деятельности организаций туриндустрии (по сумме кодов ОКВЭД2, входящих в собирательную группировку «Туризм»)
Наименование статистических показателей Ед. изм. 2017
Средняя численность работников чел. 1 191 464
Среднемесячная начисленная заработная плата работников р. 46 160
Оборот млрд р. 2417,3
Инвестиции в основной капитал млрд р. 314,0
Наличие основных фондов по полной учетной стоимости на конец года млрд р. 4147,5
Ввод новых основных фондов (значение показателя за год) млрд р. 238,6
Степень износа основных фондов на конец года % 36,3
Таблица 5
Показатели деятельности фирм, занятых туристкой деятельностью, в 2011-2017 гг.
Период 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Число туристских фирм (на конец года) — всего 10 266 10 773 11 324 11 614 11 893 12 395 13 580
в том числе занимались: туроператорской деятельностью 548 463 478 445 349 549 723
туроператорской и турагентской деятельностью 1351 1441 1362 1306 1159 1479 1723
турагентской деятельностью 7787 8265 8936 9307 9701 9300 11 134
только экскурсионной деятельностью 580 604 548 556 684 1067 -
Число реализованных населению тур-пакетов — всего, тыс. 4427 4763 5384 4384 4024 3352 4390
по территории России 929 905 969 992 1331 1529 1552
по зарубежным странам 3326 3738 4240 3253 2482 1625 2605
Стоимость реализованных населению турпакетов — всего, млн р. 175 366 208 118 249 898 243 453 239 554 192 624 281 229
по территории России 21 265 22 746 23 876 25 444 50 517 49 166 52 290
по зарубежным странам 152610 183309 222 002 214308 183 970 138120 222171
проданных туров увеличилась на 60 % и составила в 2017 г. 281 млрд р., при этом за данный период стоимость туров по территории России выросла в 2,45 раза, но составила лишь 18,6 % общей стоимости туров. Стоимость поездок по зарубежным странам увеличилась на 45,6 %.
Рассмотрим отраслевую структуру таких регионов, как Краснодарский край и Республика Татарстан (в которых проходили крупные спортивные мероприятия), в сравнении со среднероссийскими показателями; данные представлены в табл. 6.
Мы видим, что отраслевая структура экономики рассматриваемых регионов значительно отличается от некой среднероссийской. В Краснодарском крае практически вдвое больше развиты отрасли транспорта и связи и строительства, почти втрое — гостиничная отрасль, также развитым является сельское хозяйство. Республику Татарстан с точки зрения отраслевой структуры экономики можно охарактеризовать как промышленный регион, поскольку суммарно на добывающие и обрабатывающие производства приходится более 40 % ВРП, причем эта доля существенно увеличилась за десять лет. Доля гостиниц и ресторанов почти удвоилась, но при этом меньше, чем по России в среднем, зато достаточно серьезно развита отрасль транспорта и связи.
Далее подробнее рассмотрим финансовые результаты предприятий Краснодарского края, данные представлены в табл. 7.
Как мы видим из данных табл. 7, значительными темпами увеличивалась выручка в 2014 г.
(на 24 %), всего за пять лет объем выручки увеличился на 14,3 млрд р. При этом практически на всем рассматриваемом периоде данный сектор генерирует чистые убытки, которые в 2013 г. достигают 2,8 млрд р., а в 2014 г. уже 25,6 млрд, что связано, скорее всего, с о значительными вложениями в строительство основных фондов. В 2017 г. в секторе получено 725 млн р. чистой прибыли.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы о состоянии отрасли туризма в России. В последние годы наблюдается уменьшение туристических потоков, что связано со снижением платежеспособности населения, а также с недостаточной развитостью туристической инфраструктуры и недоверием (что касается внешнего туризма). В то же время число организаций, занятых в этой промышленности, увеличивается, большая часть их занята деятельностью туристических агентств. Значительно увеличилась стоимость туров, особенно по территории России, что затрудняет развитие внутреннего туризма. Это не способствует развитию туристической индустрии. В двух регионах в результате проведения крупных спортивных соревнований создана инфраструктура мирового уровня, инвестиции в которую серьезно повлияли на экономику региона в целом. Помимо экономических результатов и активации инвестиционной деятельности и бизнеса, есть также существенные социальные эффекты: увеличения интереса к спорту и культуре, новым рабочим местам.
Таблица 6
Отраслевая структура ВРП по некоторым регионам
Отрасль ВРП Россия в среднем, 2005 Краснодарский край, 2005 Республика Татарстан, 2005 Россия в среднем, 2015 Краснодарский край, 2015 Республика Татарстан, 2015
Сельское хозяйство 5,2 15,7 7,8 5,2 12,4 7,5
Рыболовство 0,3 0,1 0 0,3 0,1 0
Добыча ископаемых 12,8 1,9 30,9 11,2 0,6 21,6
Обрабатывающие производства 18,5 13,0 16,9 17,1 12,9 19,1
Производство электроэнергии 3,8 3,3 1,9 3,6 2,5 2,5
Строительство 5,7 9,4 10 6,9 10,9 9,1
Торговля 21,8 14,3 11,2 18,1 17,1 14,2
Гостиницы и рестораны 0,9 2,4 0,5 1,1 2,9 0,9
Транспорт и связь 10,6 19,3 7,3 9,4 16,5 6,5
Финансовая деятельность 1,1 0,0 0,5 0,5 0,3 0,3
Операции с недвижимостью 9,0 7,1 4,8 12,7 8,8 9,0
Государственное управление 2,9 3,7 1,8 5,2 4,6 2,7
Образование 2,8 3,3 2,6 3,1 3,3 2,8
Здравоохранение 3,1 4,9 2,3 4,1 4,7 2,5
Прочее 1,5 1,6 1,5 1,5 2,4 1,3
Таблица 7
Показатели выручки и чистой прибыли по предприятиям по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта в Краснодарском крае, 2013—2017 гг.
Выручка (нетто) от продажи, тыс. р., 2013 г Выручка (нетто) от продажи, тыс. р., 2014 г Выручка (нетто) от продажи, тыс. р., 2015 г. Выручка (нетто) от продажи, тыс. р., 2016 г Выручка (нетто) от продажи, тыс. р., 2017 г.
25 615 345,76 31 749 707 34 097 112 39 086 360 39893413
Темп роста, цепной,% 123,95 107,39 114,63 102,06
Чистая прибыль (убыток), тыс. р., 2013 г Чистая прибыль (убыток), тыс. р., 2014 г Чистая прибыль (убыток), тыс. р., 2015 г. Чистая прибыль (убыток), тыс. р., 2016 г Чистая прибыль (убыток), тыс. р., 2017 г.
-2 880 183,44 -25 638 815 -1 205 528 -7 053 421 725 205
Список литературы
1. Meurer, R. The effects of the 2014 World Cup and the 2016 Olympic Games on Brazilian international travel receipts / R. Meurer, H. N. Lins // Tourism economics. — 2018. — B. 24, iss. 4. — P. 486—491.
2. Muller, M. Comparing the Urban Impacts of the FIFA World Cup and Olympic Games from 2010 to 2016 / M. Muller, C. Gaffney // J. of sport & social issues. — B. 42, iss. 4. — P. 247—269.
3. Pouder, R. W. An exploratory study of how destination marketing organizations pursue the sports tourism market / R. W. Pouder, J. D. Clark, G. G. Fenich // J. of destination marketing& management. — 2018. — B. 9. — P. 184—193.
4. Scandizzo, P. L. Assessing the Olympic Games: the economic impact and beyond / P. L. Scandizzo, M. R. Pierleoni // J. of economic surveys. — B. 32, iss. 3. — P. 649—682.
5. Swart, K. The 2014 FIFA World Cup (TM): Tourists' satisfaction levels and likelihood of repeat visitation to Rio de Janeiro / K. Swart, R. George, J. Cassar // J. of destination marketing & management. — 2018. — B. 8. — P. 102—113.
6. Yao, Q. Impacts and implications of an annual major sport event: A host community perspective / Q. Yao, E. C. Schwarz // J. of destination marketing & management. — 2018. — B. 8. — P. 161—169.
7. Бакуменко, О. А. Развитие подходов к оценке эффективности функционирования региональных туристских кластеров / О. А. Бакуменко // Регион. экономика: теория и практика. — 2013. — № 46. — С. 41—50.
8. Бутаева, К. O. Анализ эффективности спортивных мегасобытий: взгляд экономиста / К. О. Бутаева, Ш. Вебер, Д. В. Давыдов // Вопр. экономики. — 2018. — Вып. 7. — С. 149—160.
9. Канцеров, Р. А. Финансовые аспекты формирования эффективной системы индустрии туризма в Карачаево-Черкесской Республике / Р. А. Канцеров, А. С. Аджикова, Н. Н. Школьникова // Вестн. ВолГУ. Сер. 3: Экономика. Экология. — 2017. — Т. 19, № 4. — С. 21—30.
10. Матюнин, В. М. Актуальные вопросы развития туризма в России и регионах [Электронный ресурс] // В. М. Матюнин. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-razvitiya-turizma-v-rossii-i-regionah (дата обращения 27.06.2019).
11. Никифоров, И. В. Повышение эффективности управления развитием отрасли туризма в России / И. В. Никифоров // Журн. правовых и экон. исслед. — 2010. — № 4. — С. 102—105.
12. Плетнев, Д. А. Институциональные формы малого и среднего бизнеса в россии: качественные различия в поведении и инструментах поддержки / Д. А. Плетнев // Институциональная трансформация экономики: пространство и время : сб. докл. V Междунар. науч. конф. — Кемерово, 2017. — С. 115—119.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017 г. Р32 : стат. сб. / Росстат. — М., 2017. — 1402 с.
14. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации : утверждена Указом Президента Рос. Федерации от 1 дек. 2016 г. № 642 [Электронный ресурс]. — URL: http://sntr-rf.ru/materials/strategiya-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period/ (дата обращения 28.06.2019).
15. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года : утверждена распоряжением Правительства Рос. Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р.
Сведения об авторе
Силова Елена Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. metod@csu.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 7 (429). Economic Sciences. Iss. 65. Pp. 110—117.
THE ANALYSIS OF TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA
E.S. Silova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. metod@csu.ru
Development of tourism in Russia is the process which is still low-operated and insignificant for government. The share of tourist industry in GDP is still less than 2.5%, Russia takes only the 59th place in the rating of competitiveness of the tourist sector, according to data of World Tourism Organization (UNWTO). At the same time the international experience shows very high profitability of tourism comparable to the oil-extracting sector. In recent years many international sporting events took place in Russia: the Universiade in Kazan in 2013, the Olympic Games in Sochi, 2014, the FIFA World Cup in 11 cities of Russia in 2018 and a lot of other less considerable. As a result modern sport and touristic infrastructure has been created (the new airports, roads, hotels, tourist routes and objects). Further use of the created infrastructure for development of internal and external tourism has to become the priority direction of development of national economy. Development of tourism in Russia - quite achievable task as our country takes the fifth place in the world on number of unique natural objects and the ninth on number of objects of cultural heritage. It is necessary to make tourism development model which will allow to gain multiplicative income from the investments into tourist and sports infrastructure (about 1.2 trillion rubles have been invested only in holding World Cup 2018). It will help Russia to diversify economy and to stop being dependent on energy and natural resources, thus advancing business in other sectors interfaced to tourism. Development of tourism in the industrial regions of Russia having considerable natural and recreational potential can become a factor of the solution of the serious environmental problems in these regions. The purpose of article consists in studying top trends in development of tourism industry in Russia. In work the main theoretical approaches to development of tourism after the important sports events are analyzed, the analysis of the current state of tourism industry in the country and also financial analysis of tourism organizations, including in regions in which there took place large sporting events is submitted.
Keywords: touristic industry, sport events, touristic infrastructure.
References
1. Meurer R., Lins H.N. The effects of the 2014 World Cup and the 2016 Olympic Games on Brazilian international travel receipts. Tourism economics, 2018, b. 24, iss. 4, pp. 486-491.
2. Muller M., Gaffney C. Comparing the Urban Impacts of the FIFA World Cup and Olympic Games From 2010 to 2016. Journal of sport & social issues, b. 42, iss. 4, pp. 247-269.
3. Pouder R.W., Clark J.D., Fenich G.G. An exploratory study of how destination marketing organizations pursue the sports tourism market. Journal of destination marketing& management, 2018, b. 9, pp. 184-193.
4. Scandizzo P.L., Pierleoni M.R. Assessing the Olympic Games: the economic impact and beyond. Journal of economic surveys, b. 32, iss. 3, pp. 649-682.
5. Swart K., George R., Cassar J. The 2014 FIFA World Cup (TM): Tourists' satisfaction levels and likelihood of repeat visitation to Rio de Janeiro. Journal of destination marketing & management, 2018, b. 8, pp. 102-113.
6. Yao Q., Schwarz E.C. Impacts and implications of an annual major sport event: A host community perspective. Journal of destination marketing & management, 2018, b. 8, pp. 161-169.
7. Bakumenko O.A. Razvitie podhodov k ocenke effektivnosti funkcionirovaniya regional'nyh turistskih klasterov [Development of approaches to assessing the effectiveness of regional tourism clusters]. Regional 'naya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional economy: theory and practice], 2013, no. 46, pp. 41-50. (In Russ.).
8. Butaeva K.O., Veber Sh., Davydov D.V. Analiz effektivnosti sportivnyh mega sobytij: vzglyad ekonomista [Analysis of the effectiveness of sports mega events: economist's view]. Voprosy ekonomiki [Economic Issues], 2018, iss. 7, pp. 149-160. (In Russ.).
9. Kancerov R.A., Adzhikova A.S., Shkol'nikova N.N. Finansovye aspekty formirovaniya effektivnoj siste-my industrii turizma v karachaevo-cherkesskoj respublike [Financial aspects of the formation of an effective system of tourism industry in the Karachay-Cherkess Republic]. Vestnik VolGU. Seriya 3: Ekonomika. Ekologi-ya [Vestnik Volga. Series 3: Economics. Ecology], 2017, vol. 19, no. 4, pp. 21-30. (In Russ.).
10. Matyunin V.M. Aktual'nye voprosy razvitiya turizma v Rossii i regionah [Topical issues of tourism development in Russia and regions]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7aktualnye-voprosy-razvitiya-turizma-v-rossii-i-regionah, accessed 27.06.2019. (In Russ.).
11. Nikiforov I.V. Povyshenie effektivnosti upravleniya razvitiem otrasli turizma v Rossii [Improving the efficiency of management of tourism industry development in Russia]. Zhurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovanij [Journal of legal and economic research], 2010, no. 4, pp. 102-105. (In Russ.).
12. Pletnev D.A. Institucional'nye formy malogo i srednego biznesa v rossii: kachestvennye razlichiya v povedenii i instrumentah podderzhki [Institutional forms of small and medium business in Russia: qualitative differences in behavior and support tools]. Institucional 'naya transformaciya ekonomiki: prostranstvo i vremya Sbornik dokladov VMezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Institutional transformation of the economy: space and time]. Kemerovo, 2017. Pp. 115-119. (In Russ.).
13. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskiepokazateli. 2017 g. [Region of Russia. Socio-economic indicators. 2017]. M., 2017. 1402 p. (In Russ.).
14. Strategiya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii (utverzhdena Ukazom Preziden-ta Rossijskoj Federacii ot 1 dekabrya 2016 g. No 642) [Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation (approved by the decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642)]. Available at: http://sntr-rf.ru/materials/strategiya-nauchno-tekhnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period, accessed 28.06.2019. (In Russ.).
15. Strategiya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii naperiod do 2020 goda (utverzhdena rasporyazhe-niem Pravitel 'stva Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2014 goda №941-r) [Strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2020 (approved by the order of the Government of the Russian Federation dated may 31, 2014 no. 941-p)]. (In Russ.).