Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ НА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА ХОРВАТИИ'

ВЛИЯНИЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ НА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА ХОРВАТИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕМПИОНАТ МИРА ФИФА-2018 / ФУТБОЛ / ХОРВАТИЯ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЕСТИНАЦИИ / РФ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / 2018 FIFA WORLD CUP / FOOTBALL / CROATIA / ATTRACTIVENESS OF TOURIST DESTINATIONS / RUSSIAN FEDERATION / DEVELOPMENT OF TOURISM / SPORTS EVENTS / INBOUND TOURISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грегорич М., Блинова Е. А., Гуреева Е. А., Ковачич Карло

Цель исследования - определить привлекательность ЧМ-2018 в России на Хорватском туристическом рынке и выявить готовность хорватских туристов тратить собственные (личные) средства в период его проведения. Методика и организация исследования. Комплексное исследование привлекательности ЧМ-2018 для жителей Хорватии состояло из двух частей, проведенных до и после чемпионата мира по футболу в России. До начала ЧМ-2018 авторами на основе специально разработанных анкет был проведен опрос среди граждан Хорватии, которые являлись потенциальными посетителями чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Вторая часть исследования состоит из анализа потока туристов из Хорватии, посетивших Россию во время ЧМ-2018. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлено, что проведение спортивных мероприятий влияет на повышение интереса к России как туристической дестинации со стороны потенциальных посетителей из Хорватии; и если основным мотивирующим фактором, побуждающим жителей Хорватии к участию в ЧМ-2018, была возможность поддержки своей сборной, также была выявлена довольно высокая значимость других мотивов, таких как возможность посещения других матчей, знакомство с культурой России, посещение достопримечательностей и др. В ходе исследования определена значительная доля средств размещения, объектов туристического показа в структуре доходов, получаемых от хорватских туристов-болельщиков в ходе посещения таких крупных спортивных мероприятий, как ФИФА-208 в РФ. По результатам исследования, авторы предложили использовать наследие ФИФА-2018 для поддержания имиджа РФ как привлекательной дестинации для потенциальных посетителей из Хорватии и увеличения туристического потока в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIFA WORLD CUP IN RUSSIA TO ATTRACT TOURISTS FROM CROATIA

Objective of the study was to determine the attractiveness of the 2018 FIFA World Cup Russia on the Croatian tourist market and identify the willingness of Croatian tourists to spend their own (personal) funds during the competitive period. Methods and structure of the study. A comprehensive study of the attractiveness of the 2018 FIFA World Cup Russia for Croatian residents consisted of two parts conducted before and after the sports event. Prior to the 2018 FIFA World Cup, based on the specially designed questionnaires, the authors conducted a survey among the Croatian citizens who were potential visitors of the FIFA World Cup in Russia. The second part of the study consists in analyzing the flow of tourists from Croatia to Russia during the 2018 FIFA World Cup. The survey conducted prior to the sports event covered 291 random respondents from all over Croatia aged 14-65 years (the majority of the respondents were 20-25 years old, 81.4%), financially reliable population, including students (92.8%), and unemployed individuals (6.7% including 0.7% of pensioners). Results and conclusions. The study found that running sports events increases the interest of potential visitors from Croatia in Russia as a tourist destination; and if the main motivating factor for Croatian residents to visit the 2018 FIFA World Cup was the possibility to support the national team, the importance of other motives was quite high: the possibility to visit other matches, acquaintance with the culture of Russia, sightseeing, etc. The study enabled to identify a significant share of accommodation facilities, traveler attractions in the structure of income received from Croatian fan tourists attending major sports events such as the 2018 FIFA World Cup Russia. Based on the findings, the authors proposed using the FIFA-2018 heritage to maintain the image of the Russian Federation as an attractive tourist destination for potential visitors from Croatia and contribute to the inbound tourism growth.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ НА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА ХОРВАТИИ»

влияние чемпионата мира по футболу на привлекательность россии для туристического рынка хорватии

УДК/UDC 796.5

Поступила в редакцию 22.06.2020 г.

Информация для связи с автором: magregoric@unin.hr

Кандидат экономических наук М. Грегорич1 Кандидат экономических наук Е.А. Блинова2 Кандидат экономических наук Е.А. Гуреева2 Карло Ковачич3

Университет Норд, Копривника, Хорватия

2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

3 Факультет менеджмента, туризма и спорта Политехнического университета Медимурье, Чаковец, Хорватия

FiFA world cup iN RussiA to attract TouRisTs from croatia

PhD M. Gregoric PhD E.A. Blinova2 PhD E.A. Gureeva2 Karlo Kovacic3

1 University North, Koprivnik, Croatia

2 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

3 Faculty of Management, Tourism and Sports, Polytechnic University Medimurje, Cakovec, Croatia

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - определить привлекательность ЧМ-2018 в России на Хорватском туристическом рынке и выявить готовность хорватских туристов тратить собственные (личные) средства в период его проведения. Методика и организация исследования. Комплексное исследование привлекательности ЧМ-2018 для жителей Хорватии состояло из двух частей, проведенных до и после чемпионата мира по футболу в России. До начала ЧМ-2018 авторами на основе специально разработанных анкет был проведен опрос среди граждан Хорватии, которые являлись потенциальными посетителями чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Вторая часть исследования состоит из анализа потока туристов из Хорватии, посетивших Россию во время ЧМ-2018.

Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлено, что проведение спортивных мероприятий влияет на повышение интереса к России как туристической дестинации со стороны потенциальных посетителей из Хорватии; и если основным мотивирующим фактором, побуждающим жителей Хорватии к участию в ЧМ-2018, была возможность поддержки своей сборной, также была выявлена довольно высокая значимость других мотивов, таких как возможность посещения других матчей, знакомство с культурой России, посещение достопримечательностей и др. В ходе исследования определена значительная доля средств размещения, объектов туристического показа в структуре доходов, получаемых от хорватских туристов-болельщиков в ходе посещения таких крупных спортивных мероприятий, как ФИФА-208 в РФ. По результатам исследования, авторы предложили использовать наследие ФИФА-2018 для поддержания имиджа РФ как привлекательной дестинации для потенциальных посетителей из Хорватии и увеличения туристического потока в РФ.

Ключевые слова: чемпионат мира ФИФА-2018, футбол, Хорватия, привлекательность дестинации, РФ, развитие туризма, спортивные мероприятия, въездной туризм.

Annotation

Objective of the study was to determine the attractiveness of the 2018 FIFA World Cup Russia on the Croatian tourist market and identify the willingness of Croatian tourists to spend their own (personal) funds during the competitive period. Methods and structure of the study. A comprehensive study of the attractiveness of the 2018 FIFA World Cup Russia for Croatian residents consisted of two parts conducted before and after the sports event. Prior to the 2018 FIFA World Cup, based on the specially designed questionnaires, the authors conducted a survey among the Croatian citizens who were potential visitors of the FIFA World Cup in Russia. The second part of the study consists in analyzing the flow of tourists from Croatia to Russia during the 2018 FIFA World Cup. The survey conducted prior to the sports event covered 291 random respondents from all over Croatia aged 14-65 years (the majority of the respondents were 20-25 years old, 81.4%), financially reliable population, including students (92.8%), and unemployed individuals (6.7% including 0.7% of pensioners).

Results and conclusions. The study found that running sports events increases the interest of potential visitors from Croatia in Russia as a tourist destination; and if the main motivating factor for Croatian residents to visit the 2018 FIFA World Cup was the possibility to support the national team, the importance of other motives was quite high: the possibility to visit other matches, acquaintance with the culture of Russia, sightseeing, etc. The study enabled to identify a significant share of accommodation facilities, traveler attractions in the structure of income received from Croatian fan tourists attending major sports events such as the 2018 FIFA World Cup Russia. Based on the findings, the authors proposed using the FIFA-2018 heritage to maintain the image of the Russian Federation as an attractive tourist destination for potential visitors from Croatia and contribute to the inbound tourism growth.

Keywords: 2018 FIFA World Cup, football, Croatia, attractiveness of tourist destinations, Russian Federation, development of tourism, sports events, inbound tourism.

Введение. В современном обществе происходит объединение усилий всех заинтересованных лиц и организаций в развитии как массовой физкультурно-оздоровительной работы, так и спорта, поэтому немаловажное место в экономической и социально-культурной среде занимает организация

и проведение крупных спортивных соревнований [6]. Такие крупные мероприятия способствуют повышению привлекательности страны как туристической дестинации, что должно стимулировать увеличение доходов индустрий, связанных с проведением подобных мероприятий.

106

http://www.teoriya.ru

№11 • 2020 Ноябрь | November

За последнее десятилетие в России состоялся целый ряд спортивных мегасобытий, крупнейшим из которых стал чемпионат мира по футболу FIFA-2018 в России (далее ЧМ-2018), подготовка к которому началась в 2011 г и стала ключевым проектом как для 11 регионов-организаторов, так и для России в целом [1]. На основе «Итогового отчета Оргкомитета о ЧМ-2018 в России» [4] можно заключить, что проведение данного спортивного события весьма положительно сказалось на экономике страны. Суммарное влияние события на ВВП России за период 2013-2018 гг. - 952 млрд руб., что составляет около 1% годового значения ВВП. Такого роста удалось добиться благодаря двум основным источникам -развитию туризма и затратам на подготовку и проведение соревнований, инвестированным в экономику страны.

Цель исследования - определить привлекательность ЧМ-2018 в России на Хорватском туристическом рынке и выявить готовность хорватских туристов тратить собственные (личные) средства в период его проведения.

Методика и организация исследования. Комплексное исследование привлекательности ЧМ-2018 для жителей Хорватии состояло из двух частей, проведенных до и после проведения чемпионата мира по футболу в России. До начала ЧМ-2018 авторами на основе специально разработанных анкет был проведен опрос среди граждан Хорватии, которые являлись потенциальными посетителями чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в России. Вторая часть исследования состоит из анализа потока туристов из Хорватии, посетивших Россию во время ЧМ-2018. Опрос, проведенный до начала ЧМ-2018, охватил 291 случайного респондента со всей территории Хорватии возрастной категории от 14 до 65 лет (большинство опрошенных - в возрасте 20-25 лет, 81,4 %%), платежеспособное население, в т. ч. студенты (92,8 %%), и только 6,7 безработных (в т. ч. 0,7 %% пенсионеров).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса показали следующее. С точки зрения проявления интереса к футболу подавляющее большинство респондентов (67 %) заявили, что они следят за футболом и, можно сказать, являются футбольными фанатами и только 1,4 %% респондентов никогда не слышали о таком спортивном мероприятии, как чемпионат мира по футболу. Значительное большинство из всех опрошенных (98,6 %) хорошо осведомлены о предстоящем чемпионате, что обусловлено высокой популярностью футбола в Хорватии. На вопрос, любите ли Вы путешествия, значительное большинство ответило положительно (96,9 0%), из них 95,2 0% с удовольствием посетили бы г. Москву. Больше половины респондентов (55,7 %) в поездке в Россию привлекал как осмотр туристических достопримечательностей, так и сам ЧМ-2018.

Во время путешествия в Россию большинство опрошенных (72,5 %) изъявили желание охватить как можно больше туристических достопримечательностей, в то время как 17,5 % выделили среди них конкретно Красную площадь. В ходе опроса выяснилось, что присутствие знаменитых футболистов в городе проведения чемпионата практически не увеличивало интерес к поездке у хорватских туристов (всего 1 %).

Подходя к вопросу о возможных причинах отказа от посещения ЧМ-2018, для большинства (71,5 %) была выявлена первоочередная роль стоимости билетов, при этом стоимость билетов в 100 Евро треть опрошенных считают доступной, в то время как большинство респондентов (66,7 %) ответили, что эта цифра весьма завышена. Финансовая сторона вопроса не имела значения для 28,5 % опрошенных.

Было уточнено, насколько повлияет на посещение Москвы выступление на чемпионате национальной сборной Хорватии. 57,6 % респондентов отметили, что это важно для них. Переходя ко второй части исследования, следует отметить, что,

по данным Soccer.ru, Хорватия заняла 14-е место в общем рейтинге по количеству болельщиков, побывавших на матчах в поддержку собственной сборной. Пик пребывания зафиксирован на матче в Сочи на четвертьфинальной игре с Россией [7]. По данным пограничной службы РФ, в Россию на чемпионат мира по футболу по FanID в итоге прибыло уже около 18 000 хорватских болельщиков [3]. Также значимую долю в туристическом потоке хорватские болельщики составили в Калининградской и Нижегородской областях. По данным ТурСтата, средняя посещаемость матчей ЧМ-2018 составила 47 372 зрителя. На матче четверть финала в Сочи «Россия-Хорватия» присутствовало 44 287 зрителей. Благодаря чемпионату мира по футболу - 2018, прошедшему в России с 14 июня по 15 июля 2018 г, выросло число въездных туристских поездок в Россию в 2018 г из стран Европы и стран - участниц ЧМ-2018. По итогам 9 месяцев наибольший прирост отмечен среди гостей из Хорватии (26 тыс., +271 %), тогда как, например, из таких стран, как Финляндия, Польша и Норвегия, в том же периоде снизилось число въездных поездок в Россию [5, 7].

Вывод. Проведенный анализ подтвердил интерес к России и потенциал хорватского рынка для РФ. Успешно проведенное спортивное мега-событие открывает новые горизонты и возможности в туристическом обмене и взаимодействии двух стран, таких как Россия и Хорватия, и выстраивания долгосрочных культурно-экономических отношений. Авторы предлагают использовать наследие ФИФА-2018 для поддержания имиджа РФ как привлекательной дестинации для потенциальных посетителей из Хорватии в целях увеличения въездного туристического потока в РФ.

Литература

1. Гуреева Е.А. Наследие спортивных событий / Е.А. Гуреева, Н.Ю. Гончарова, Н.И. Горлова и др. - М., 2019.

2. Кондраков Г.Б. Студенческие спортивные проекты как важный фактор развития студенческого спорта / Г.Б. Кондраков, Л.Б. Ан-дрющенко, Д.Г. Степыко // Теория и практика физ. культуры. -2017. - № 5. - С. 58.

3. Настоящее время, «ФСБ и Ростуризм посчитали иностранных болельщиков на ЧМ-2018 в России» - 06 августа 2018 г. - https:// www.currenttime.tv/a/29414844.html

4. Российский футбольный союз; «Итоговый отчет Оргкомитета о ЧМ-2018 в России» - 17 октября 2018 г. - https://rfs.ru/ news/208313.

5. ТурСтат, «Итоги Въездного Туризма В России В 2018» - 9 декабря 2018 г. - http://turstat.com/inboundtravelrussia9month2018

6. Soccer.ru, «Болельщики ЧМ-2018. Считаем вместе, сколько их приехало в Россию» - 05 июля 2018 г. - https://www.soccer.ru/ blogs/record/1056656

References

1. Gureeva E.A., Goncharova N.Yu., Gorlova N.I. et al. Nasledie sportivnykh sobyitiy [Legacy of sporting events]. M., 2019.

2. Kondrakov G.B., Andryushchenko L.B., Stepyko D.G. Studencheskie sportivnye proekty kak vazhny faktor razvitiya studencheskogo sporta [Student sports projects as important factor in development of university sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 5, P. 58.

3. Nastoyashchee vremya, «FSB i Rosturizm poschitali inostrannyih bolelschikov na ChM-2018 v Rossii» - 06 avgusta 2018 [Today, "FSB and Rostourism counted foreign fans at the 2018 World Cup in Russia"

- 06 August 2018]. https://www.currenttime.tv/a/29414844.html

4. Rossiyskiy futbolny soyuz; «Itogovyiy otchet Orgkomiteta o ChM-2018 v Rossii» - 17 oktyabrya 2018 [Russian Football Union; "The final report of the Organizing Committee on the 2018 World Cup in Russia"

- October 17, 2018]. https://rfs.ru/news/208313.

5. TurStat, «Itogi V'ezdnogo Turizma V Rossii V 2018» - 9 dekabrya 2018 g. [TurStat, "Results of Inbound Tourism in Russia in 2018" - December 9, 2018] http://turstat.com/inboundtravelrussia9month2018

6. TurStat, «Poseshchaemost matchey po XV 2018 po Futbolu» [TourStat, "Attendance of matches for the XV 2018 Football Cup"] http://turstat. com/matchvisitors2018fifaworldcup

7. Soccer.ru, «Bolelschiki ChM-2018. Schitaem vmeste, skolko ikh priehalo v Rossiyu» - 05 iyulya 2018 [Soccer.ru, "Fans of the World Cup 2018. Let's count together how many of fans came to Russia "05 July 2018]. https://www.soccer.ru/blogs/record/1056656

8. Zaitseva N.A., Andryushchenko L.B. The introduction of innovative educational technologies in the personnel training process for sport and tourism industries through the application of professional standards.

№ 11 • 2020 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.