Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
754
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ / ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглов Игорь Валерьевич, Кисова Анна Евгеньевна

На основе статистических данных предпринята попытка диагностирования основных проблем и перспектив развития международного туризма в России за последнее десятилетие. Проведен историко-генетический и логический анализ социальных инноваций. Показано место России в рейтинге конкурентоспособности туризма и путешествий. Изучены объективные и субъективные факторы, влияющие на условия функционирования российского туризма на международной арене. Использование структурно-динамического анализа туристических потоков позволило выявить основные проблемы развития международного туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM IN RUSSIA

The study, based on statistical data, attempts to diagnose the main problems and prospects for the development of international tourism in Russia over the past decade. a historical, genetic and logical analysis of social innovations has been carried out. The place of Russia in Russia in the rating of the competitiveness of tourism and travel is shown. The objective and subjective factors influencing the conditions for the functioning of Russian tourism in the international arena have been studied. The use of the structural-dynamic analysis of tourist flows made it possible to identify the main problems of the development of international tourism in Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 12 (458). Экономические науки. Вып. 75. С. 150—159.

УДК 338.48 DOI 10.47475/1994-2796-2021-11217

ББК 65.433

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

И. В. Круглое, А. Е. Кисова

Липецкий государственный технический университет, Липецк, Россия

На основе статистических данных предпринята попытка диагностирования основных проблем и перспектив развития международного туризма в России за последнее десятилетие. Проведен историко-генетический и логический анализ социальных инноваций. Показано место России в рейтинге конкурентоспособности туризма и путешествий. Изучены объективные и субъективные факторы, влияющие на условия функционирования российского туризма на международной арене. Использование структурно-динамического анализа туристических потоков позволило выявить основные проблемы развития международного туризма в России.

Ключевые слова: туризм, международный туризм, туристские услуги, туристические потоки, показатели развития международного туризма.

Международный туризм в России входит в число ведущих экспортных отраслей. «Он стал одной из важнейших составляющих экономик большинства стран мира. Туристическая отрасль — это мировой лидер среди секторов экономики по количеству рабочих мест, который имеет прогрессирующий тренд» [8. С. 108]. Предпринятые Россией меры по стимулированию международного туризма привели к улучшению ряда показателей: выросла доля граждан, совершающих международные туристические поездки, повысилась конкурентоспособность международного туризма в России в международном рейтинге стран. По объему расходов на международный туризм в 2020 г. Россия занимает 7-е место в мире в рейтинге стран-лидеров по международному туризму [4]. Однако нерациональное соотношение цены и качества на ряд видов международного туризма, высокие транспортные затраты, сложная система получения виз, пандемия тормозят развитие международного туризма в России.

Практическая необходимость и экономическая целесообразность развития международного туризма для экономики России обусловлена тем, что он является весомым источником валютных поступлений в бюджет государства. При этом необходимо восстанавливать ресурсную базу международного туризма в России с учетом потребления водных, климатических, лесных рекреационных ресурсов, что позволит улучшить их возобновление, охрану за счет оптимального финансирования. Значение международного туризма нельзя недооценивать как для отдельного региона, так и для страны в целом [11].

При этом существует теоретическая необходимость в уточнении содержания самого определения «международный туризм».

Основные подходы различных авторов к содержанию понятия «международный туризм» представлены в табл. 1.

На основе этих подходов можно сделать вывод о том, что международный туризм — это туризм выездной или въездной, связанный с пересечением туристами государственных границ с туристическими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Для последующей аналитической оценки роли международного туризма в структуре доходов РФ необходимо:

• Во-первых, провести его классификацию по следующим признакам:

— выездной и въездной (путешествия за пределы страны как основа классификации);

— активный и пассивный туризм, в зависимости от влияния на платежный баланс, то есть экономическая характеристика (активный связан с притоком/поступлением валюты в бюджет, пассивный — наоборот) [6].

Международный туризм делится на несколько подвидов: событийный, лечебно-оздоровительный, спортивный, экологический, деловой, религиозный, а также свадебный туризм, экологический, рекреационный и др.

Также его можно классифицировать по следующим признакам в зависимости от назначения: по целям поездки, по срокам, по средствам передвижения, по средствам размещения, по стоимос-

Таблица 1

Подходы авторов к сущности и содержанию понятия «международный туризм»

Авторы Определение явления «международный туризм»

В. А. Багирян [5. С. 147] Международный туризм — особый вид международной торговли услугами, характерная форма туризма, связанная с пересечением туристами государственных границ и соблюдением различных туристских формальностей (визовых, паспортных, таможенных, санитарно-эпидемиологических)

Авторский коллектив Allpravo.Ru [10] Международный туризм — это поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства. Это система путешествий, осуществляемая на основе международных договоров с учетом действующих международных обычаев

ФЗ от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в РФ» [18. С. 1] Туризм международный — туризм выездной или въездной

А. В. Пустовит [15. С. 331] Международный туризм — это система обменов и путешествий, осуществляющаяся на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм

А. А. Есиева [6. С. 1239] Международный рынок туристских услуг представляет собой один из видов туризма, ему присущи все те же признаки, в то же время он имеет свои особенности в связи с его международным характером

Примечание: составлено авторами на основе данных анализа научных подходов.

ти поездки, по возрастному составу, по сезону, по численности участников, по методу проведения.

• Во-вторых, определить основные показатели развития международного туризма. К ним, в частности, относятся:

— объем туристского потока;

— величина туристских расходов;

— состояние и развитие материально-технической базы;

— показатели финансово-экономической деятельности;

— показатели развития международного туризма.

Используя вышеизложенные теоретические моменты, предпримем попытку диагностировать

проблемы и тенденции развития международного туризма в России за последние годы.

Глобальные события в мировой экономике за последние десятилетия укрепили развитие международного туризма, о чем свидетельствуют статистические данные Всемирной туристской организации (UNWTO): наблюдается активный рост туристских потоков и доходов от международного туризма [3].

В 2014—2018 гг. численность международных туристических поездок в мире ежегодно увеличивалась в среднем на 5,6 %% и достигла 1,66 млрд поездок к концу 2018 г. (рис. 1). Рынок международного туризма увеличивался в натуральном выражении благодаря росту мировой экономики, улучшению воздушного сообщения между

Рис. 1. Численность туристов, мир, 2014—2020 гг., млн чел.

Источник: составлено авторами на основе данных сайта UNWTO World tourist Barometer (http://marketmteUigence. unwto.org/content/ unwto- world-tourism-barometer/).

странами, упрощению визового режима, развитию новых бизнес-моделей в отрасли и др. [2].

В 2014—2019 гг. численность туристов в мире ежегодно увеличивалась на 4,3—7,6 % и к концу периода составила 1459 млн чел. Факторами роста потребителей международного туризма послужили:

— увеличение доли среднего класса, обладающего более высокой покупательной способностью;

— развитие социальных сетей, повышающих интерес к путешествиям;

— повышение мобильности населения в результате роста продаж автомобилей;

— рост численности населения.

Участники рынка отмечают появление нового

типа потребителей туристических услуг, для которых характерны высокий уровень образования, эрудиция в области культуры, индивидуализм, требовательность к качеству услуг, физическая и умственная активность на отдыхе.

В мировом туризме Россия играет значительную роль. Россия входит в перечень крупных мировых туристских направлений по ряду международных показателей, которые оцениваются Всемирной туристской организацией (рейтинг посещаемости, объем доходов от международного туризма, объем расходов на международный туризм) и Всемирным экономическим форумом (индекс конкурентоспособности путешествий и туризма).

Положение России относительно остальных стран по обозначенным метрикам представлено в табл. 2 [1].

Сильная позиция России в рейтинге обусловлена в первую очередь такими показателями, как уровень медицины и гигиены (6-е место в мире), конкурентоспособность цен (27-е), качество и доступность культурных и природных ресурсов (18-е и 34-е соответственно). В отчете ВЭФ по итогам 2019 г. отдельно отмечается качество российской авиатранспортной инфраструктуры (23-е), на которую приходится большая часть всех авиаперевозок в Евразии [1].

С момента публикации первого рейтинга выросла позиция России (99-е место в 2007 г.) по показателю уровня медицины и гигиены, который характеризуется количеством и доступностью врачей, больниц и базовых санитарных условий, наличием и качеством питьевой воды, распространенностью ВИЧ и малярии. Также Россия традиционно имеет хорошие позиции в медицинском туризме, в том числе благодаря высокой ценовой конкурентоспо-

Таблица2

Россия в рейтинге конкурентоспособности туризма и путешествий в 2019 г.

Место Страна Балл Изменение места по сравнению с 2017 г.

1 Испания 5,4 0

2 Франция 5,4 0

3 Германия 5,4 0

4 Япония 5,4 0

5 США 5,3 +1

36 Словения 4,3 +5

37 Тайвань, Китай 4,3 -7

38 Чехия 4,3 +1

39 Россия 4,3 +4

40 Индонезия 4,3 +2

41 Коста-Рика 4,3 +3

Источник: The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019 (www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-competitiveness-report-2019).

собности. Используемый в индексе показатель «Конкурентоспособность цен» определяется уровнем налогов на билеты и сборами в аэропорту, ценами на отели и топливо, а также уровнем покупательской способности денег. Резкое снижение курса рубля в 2014 г. положительно повлияло на привлекательность страны как туристической дестинации. Одновременно с этим отмечается отставание России по таким показателям, как: состояние бизнес-среды (92-е место), безопасность туризма (98-е) и международная открытость (123-е).

Позиция России по оценке бизнес-среды в России снизилась в 2015 г. с 46-го на 109-е место. Подобные оценки специалистов в первую очередь связаны с низкой эффективностью правовой базы, уровнем монополизации и огосударствления экономики, тяжести налогового бремени на бизнес. Самое низкое место в России получает показатель международной открытости, которая оценивается с помощью таких показателей, как легкость получения визы, открытость двусторонних соглашений о воздушном сообщении, количество действующих региональных торговых соглашений. В 2019 г. показатель опустился с 115-го места на 123-е относительно предыдущих данных [1].

Несмотря на относительно высокое место России в рейтинге, сохраняются определенные диспро-

порции в развитии отдельных факторов развития сферы туризма и путешествий. С точки зрения составителей рейтинга для развития сферы туризма России следует уделять больше внимания развитию безопасной и дружелюбной среды для путешествий, а также формированию образа России как привлекательного надежного партнера [13].

В табл. 3 представлены основные показатели развития туристского сектора в России за 2017— 2019 гг.1

Из данных, приведенных в табл. 3, следует, что, несмотря на медленные темпы роста, российский рынок туристских услуг постепенно растет. В частности, доля валовой добавленной стоимости туристкой индустрии в ВВП РФ за пять лет выросла с 3,3 до 3,9 %.

Важным фактором, повлиявшим за последние годы на развитие туризма в нашей стране, стало проведение чемпионата мира по футболу FIFA-2018. Чемпионат начал оказывать свое влияние на туристическую индустрию с 2010 г. В период его подготовки значительно возросло количество коллективных средств размещения, точек общепита, объектов туристского показа, магазинов, улучшилось состояние туристской инфраструктуры в целом.

В России прямой вклад туризма в ВВП в 2017 г. составил примерно 1,24 %, или 19,5 млрд долл. (1,13 трлн руб.). Объем платных услуг также

1 https://www.gks.ru/folder/23457

вырос — с 176 млрд до 256 млрд руб., то есть на 80 млрд руб., или на 45,5 °%2.

По данным табл. 4 заметны серьезные негативные изменения в туристической отрасли в России в 2020 г. в связи с мировой пандемией.

Туристский экспорт и импорт оказывают прямое воздействие на формирование платежного баланса страны3.

По данным Платежного баланса РФ Банка России, международные операции, связанные с поездками, являются наиболее значимыми компонентами платежного баланса по разделу «Услуги». По итогам 2018 г. доля статьи «Поездки» в общем объеме импорта услуг составила 36,18 %, а в экспорте — 17,7 %.

При этом доля статьи «Транспортные услуги» в импорте составила 16,15 %, а в экспорте — 34,19 %; доля статьи «Строительство» в импорте и экспорте российского внешнеторгового оборота услугами составила 5,08 % и 8,66 % соответственно. Удельный вес остальных секторов внешней торговли услугами (торговля финансовыми, страховыми, информационными и компьютерными услугами) ниже и не превышает 5 %.

Таким образом, «Поездки», имеют наибольший удельный вес в общем объеме импорта услуг и второе место в общем объеме экспорта услуг России.

2https://w ww.gks.ru/folder/23457

3 http://turstat.com/inboundtravelrussia9month2019

Таблица 3

Основные показатели развития туристского сектора в России в 2017—2019 гг., млрд руб.

Показатель 2017 2018 2019

Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, % 3,9 3,9 3,9

Объем услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг, млрд руб. — % от общего объема платных услуг 166,5 1,8 172,1 1,8 179,8 1,8

Объем услуг санаторно-курортных организаций, млрд руб. — % от общего объема платных услуг 112,3 1,2 124,8 1,3 127,2 1,2

Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья, млрд руб. — % от общего объема платных услуг 219,9 2,4 255,7 2,6 247,3 2,4

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. — % от общего объема инвестиций по всем видам деятельности 314,0 2,6 353,1 2,6 355,7 2,4

Средняя численность работников, чел. — % от средней численности работников по всем видам деятельности 1 191 464 3,6 1 166 350 3,5 1 179 697 3,6

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. — % к среднемесячной начисленной заработной плате работников по всем видам деятельности 46 160,3 102,8 51 580,0 103,4 54 185,4 100,5

Таблица 4

Туризм в России в I и II кварталах 2020 г.

2020 г. Темп прироста,%

Показатель I кв. II кв. I кв. 2020 г./ I кв. 2019 г. II кв. 2020 г./ II кв. 2019 г.

Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел. 12 714,9 2 094,9 -2,2 -87,9

в том числе: граждан России 11 353,4 1 955,9 1,0 -86,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иностранных граждан 1 361,5 139,0 -22,6 -94,7

Число ночевок в коллективных средствах размещения, тыс. 41 691,6 9 568,7 -3,6 -85,6

Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг, млн руб. 93 129,4 16 382,6 -6,8 -87,9

Число въездных туристских поездок, тыс. 3 798,2 66,5 -11,2 -99,0

Число выездных туристских поездок, тыс. 7 002,2 116,1 -9,8 -99,0

Пассажирооборот, млрд пасс.-км 111,2 30,3 -4,7 -78,8

из них по видам транспорта: железнодорожный 24,4 9,5 -2,1 -71,4

воздушный (транспортная авиация) 61,2 9,0 -5,6 -88,9

Объем услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию и сопутствующих им услуг, млрд руб. 32,8 2,9 2,9 -93,4

Объем услуг санаторно-курортных организаций, млрд руб. 21,5 2,3 -1,1 -92,6

Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья, млрд руб. 50,1 10,1 -3,0 -83,7

Источник: составлено авторами на основе данных сайта Федеральной службы государственной статистики (https://www.gks.ru/folder/23457).

Таблица 5

Российский экспорт и импорт услуг по статье «Поездки» в 2014—2020 гг., млрд долл. США

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Экспорт услуг по категории «Поездки» 11,86 8,42 7,79 8,94 11,49 10,96 2,80

— деловые 5,98 3,81 3,39 4,22 4,61 4,72 1,21

— личные 5,78 4,61 4,39 4,72 6,88 6,25 1,59

Импорт услуг по категории «Поездки» 50,43 34,93 23,95 31,06 34,27 36,20 9,10

— деловые 1,64 1,29 1,24 1,48 1,56 36,15 0,76

— личные 48,79 33,64 22,71 29,58 32,71 0,05 8,34

Источник: составлено авторами на основе данных сайта Центрального банка РФ. Статистика внешнего сектора. Платежный баланс (https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/).

За последние пять лет экспорт услуг по статье «Поездки» уменьшился. В 2018 г. он так и не достиг уровня 2014 г. в размере 11,86 млрд долл. Импорт уменьшился еще больше по сравнению с экспортом, снизился на 32,04 %. Но за последние годы наблюдается рост и экспорта, и импорта, особенно по личным поездкам.

Большинство поездок в структуре экспорта услуг по итогам 2018 г. совершались с личными целями, тогда как в 2014 г. — с деловыми. Это свидетельствует о том, что рынок туристских услуг в России развивается. В структуре импорта услуг по статье

«Поездки» в 2018 г. 96 % пришлось на личные поездки.

Это говорит о том, что иностранные граждане в настоящее время в основном посещают Россию как в деловых, так и в личных целях, в то время как россияне выезжают за рубеж не с целью развития бизнеса, а с целью отдыха и рекреации, а также для того, чтобы навестить друзей или родственников.

По данным ВТООН, Россия входит в двадцатку стран по количеству въездных туристических поездок среди 140 стран. Основными факторами привлекательности России как туристического

Рис. 2. Динамика экспорта услуг по статье «Поездки» в 2014—2020 гг., млрд долл. США

Источник: составлено авторами на основе данных сайта Центрального банка РФ. Статистика внешнего сектора. Платежный баланс (https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/).

Рис. 3. Динамика экспорта и импорта по статье «Поездки» в РФ за 2014—2018 гг., млрд долл. США

Источник: составлено авторами на основе данных сайта Центрального банка РФ. Статистика внешнего сектора. Платежный баланс (https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/).

50 40 30 20 10 О

2014

45,3

25,' I 26,! И/ 4 31,7 24.74. ■ 24.< ■ 74 i

12,4

2015 2016 2017 2018

2019

2020

I Количество въездных туристических поездок, млн. чел. I Количество выездныхтуристических поездок, млн. чел.

Рис. 4. Количество въездных и выездных туристических поездов, млн чел.

направления, по мнению экспертов, являются: высокая конкурентоспособность цен, привлекательность исторических и природных достопримечательностей и развитая авиатранспортная инфраструктура. Однако за последние пять лет туристический поток в Россию остается практически на одном и том же уровне (около 25 млн ед.). Максимальное количество туристических поездок в Россию за рассматриваемый период было совершено в 2015 г. (почти 27 млн ед.). После этого в 2016 г. произошло снижение, а затем — стагнация въездного туризма в Россию. Проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г. изменило структуру стран въездного турпотока, однако практически не увеличило турпоток в Россию.

На топ-10 стран — лидеров по количеству въездных туристических поездок приходится 74 % всего туристического потока в Россию. Основной рост туристического потока происходит из Китая, Абхазии и Эстонии. В 2019 г. количество туристов из перечисленных стран выросло в среднем на 14 %. Наиболее впечатляющая динамика увеличения турпотока — из Китая: с 2014 г. он увеличивался со среднегодовыми темпами около 17 % в год, а в абсолютном выражении количество туристических поездок выросло более чем в 2 раза, до 1,9 млн ед.

Одновременно с этим с 2014 г. происходит снижение турпотока из Польши и Финляндии. Количество туристических поездок из Польши за период с 2014 г. снизилось более чем на 1 млн ед. (почти в 3 раза). Количество туристических поездок из Финляндии снизилось на 480 тыс. ед. (в 1,5 раза).

Также важно отметить, что наиболее тесные туристические связи у России установлены с соседними странами и странами бывшего СССР. На страны бывшего СССР приходится 66 % всего турпотока в Россию (16,1 млн ед.). Данная особенность является характерной для мирового туризма. По данным ВТООН, четыре из пяти туристических поездок происходят внутри собственного региона (Европы, Азии и т. п.). На страны дальнего зарубежья приходится треть (34 %) всего турпотока в Россию. При этом 1,8 млн поездок, или 23 % всего турпотока, из стран дальнего зарубежья составляют туристические поездки из Китая. Достаточно много поездок «в Казахстан и на Украину, что, возможно, объясняется отсутствием прямых рейсов из России в Египет и использованием туристами Казахстана и Украины как транзитных стран для таких поездок».

При этом лидером по среднегодовым темпам роста и по количеству въезжающих туристов в 2014—

2018 гг. является Южная Корея. Экономически целесообразно привлекать в страну платежеспособных туристов, поэтому положительной тенденцией в связи с этим является рост турпотока из стран, у которых затраты на одну поездку выше среднего по миру (925 долл. США), в частности таких, как Южная Корея и Китай (1114 и 1852 долл. США соответственно), среднегодовой прирост числа поездок из которых превышает 15 %.

Число выездных туристических поездок граждан России за рубеж в 2019 г. составило 45,3 млн чел., превысив показатели 2014 г. (42,9 млн ед.) после периода сокращения количества поездок в 2015—2016 гг. Такая негативная динамика в первую очередь была связана с внешнеполитическими событиями, ослаблением курса рубля, которое снизило привлекательность выездных туристических поездок для россиян. Последующая стабилизация курса и адаптация населения к внешнеполитическим шокам привели к новому витку роста привлекательности туристических поездок за рубеж.

Определить долю населения, которое путешествует за рубеж, довольно сложно из-за особенностей статистического учета, однако, по данным опросов, доля россиян, которая выезжала за рубеж за последние четыре года, составляет 6—10 %.

Показатели выездного туризма в 2020 г. существенно скорректированы в связи пандемией коронавируса COVID-19, а также в связи со значительным снижением курса рубля после выхода России из сделки ОПЕК+.

К наиболее популярным среди россиян туристическим направлениям (с общим количеством туристических поездок из России более 1 млн ед.) относятся 12 стран. Состав популярных среди россиян стран практически не изменился с 2014 г. Наиболее значимые изменения турпотока из России были связаны с внешними событиями. В 2015 г. после террористического акта было прекращено авиасообщение с Египтом. В 2014 г. турпоток в Египет составлял 2,8 млн ед., тогда как в 2019 г. туда из России было совершено всего 25,5 тыс. туристических поездок. Такое снижение турпотока в Египет было частично компенсировано ростом турпоездок в Абхазию, Турцию и Грузию (рост по сравнению с 2014 г. соответственно: на 1,5 млн ед., 2,5 млн ед. и 0,6 млн ед.).

Сдерживающими спрос факторами развития туристкой отрасли в РФ являются низкая узнаваемость российских туристских брендов на зарубежных рынках и внутри России, в том числе

наличие нереализованных возможностей по развитию системы продвижения с применением современных информационных, маркетинговых и иных технологий, предубеждения (стереотипов) иностранных граждан о туризме в Российской Федерации: «небезопасность», «языковой барьер», «негативный геополитический образ» и др.; сложная система получения виз Российской Федерации для большинства стран с потенциально высоким потоком въездных туристов, а также недостаточное количество возможных инструментов для обеспечения краткосрочного пребывания въезжающих туристов, в том числе для посетителей крупных спортивных и культурных мероприятий.

Таким образом, подводя итог рассмотрению современного состояния рынка туристских услуг России, можно выделить следующие основные тенденции:

• До 2019 г. российский рынок туристских услуг демонстрировал медленные темпы роста. При этом внешняя торговля услугами развивалась достаточно динамично, а статья «Поездки» занимала наибольший удельный вес в общем объеме импорта услуг и второе место в общем объеме экспорта услуг, согласно Платежному балансу России. Международный туризм в России развивался преимущественно с ориентацией на выезд.

• Несмотря на увеличение объемов инвестиций в развитие коллективных средств размещения и деятельность туристических агентств, уровень развития гостиничной инфраструктуры в различных регионах России остается неравномерным, а российские туроператоры не заинтересованы во вложении инвестиций в создание нового туристского продукта, а предпочитают

закупать зарубежные туры для увеличения продаж.

• Высокие внутренние цены, низкий уровень обслуживания, изношенность основных фондов, неразвитость инфраструктуры препятствуют развитию внутреннего и въездного туризма в России.

Иными словами, низкое качество российских туристских услуг является одним из основных факторов невысокого спроса на национальный туризм, то есть «слабое развитие туристической сферы со стороны национального спроса» [12].

Из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

— во-первых, международный туризм — это туризм выездной или въездной, связанный с пересечением туристами государственных границ с туристическими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания;

— во-вторых, до 2020 г. рынок международно -го туризма увеличивался в натуральном выражении благодаря росту мировой экономики, улучшению воздушного сообщения между странами, упрощению визового режима, развитию новых бизнес-моделей в отрасли и др. В 2020 г. в связи с распространением коронавирусной инфекции рынок упал на 74 %;

— в-третьих, развитие туристической отрасли в России носит точечный характер вследствие влияния таких негативных факторов, как невысокий уровень безопасности, низкое качество услуг, сложная система получения виз для иностранных туристов, языковой барьер. Данные обстоятельства тормозят развитие российского туризма, а в ряде случаев сводят на нет мультипликативный эффект туризма.

Список литературы

1. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. URL: www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-competitiveness-report-2019 (дата обращения 01.09.2021).

2. UNWTO Annual report 2019 // World Tourism Organization UNWTO. URL: http://www2.unwto.org/ publication/unwto-annual-report-2019 (дата обращения 01.09.2021).

3. UNWTO Tourism Highlights, 2020 Edition //UNWTO. URL: http://marketintelligence.unwto.org/publication/ unwto-tourism-highlights-2020 (дата обращения 01.09.2021).

4. Анализ мирового рынка туризма в 2014—2018 гг., прогноз на 2019—2023 гг. URL: https://businesstat. ru/images/demo/tourism_world_2019_demo_businesstat.pdf_(дата обращения 01.09.2021).

5. Багирян В. А. Международный туризм и его влияние на развитие мировой экономики // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2013. № 1—2 (41—42). С. 147—152.

6. Воскресенский В. Ю. О современном состоянии рынка международного туризма // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 2.

7. Есиева А. А. Международный туризм как форма международных экономических отношений // Форум молодых ученых. 2019. № 1-1 (29). С. 1239—1243.

8. Козлова Е. И., Шишин А. С. Оценка потенциала и проблемы развития рынка туристических услуг в Липецкой области // Заметки ученого. 2020. № 1 (44). С. 108—111.

9. Круглов И. В. Экономическое содержание анализа финансового состояния машиностроительного предприятия // Казанская наука. 2016. № 12. С. 43—45.

10. Международно-правовое регулирование туристических услуг / Авторский коллектив Allpravo. Ru. 2006. URL: https://www.studmed.ru/view/mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-turisticheskih-uslug_90755693493.html (дата обращения 01.09.2021).

11. Место и роль международного туризма в мировой экономике. URL: http://studbooks.net (дата обращения 01.09.2021).

12. Плетнев Д. А., Мельник К. Р. Особенности государственного регулирования туристической сферы России в условиях пандемии // Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 3 (449). С. 216—223.

13. Побирченко В. В., Шутаева Е. А. Конкурентоспособность России на мировом рынке туристских услуг // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13, № 3 (85). С. 64—76.

14. Пустовит А. В., Абдурешитова Э. Р. Международный туризм в условиях современного рынка: особенности и тенденции развития // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сб. науч. тр. 2019. С. 331—334.

Сведения об авторах

Круглов Игорь Валерьевич — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики Липецкого государственного технического университета, Липецк, Россия. [email protected]

Кисова Анна Евгеньевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики Липецкого государственного технического университета, Липецк, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2021. № 12 (458). Economic Sciences. Iss. 75. Pp. 150—159.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TOURISM IN RUSSIA

I. V. Kruglov

Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia. [email protected]

A. E. Kisova

Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia. [email protected]

The study, based on statistical data, attempts to diagnose the main problems and prospects for the development of international tourism in Russia over the past decade. a historical, genetic and logical analysis of social innovations has been carried out. The place of Russia in Russia in the rating of the competitiveness of tourism and travel is shown. The objective and subjective factors influencing the conditions for the functioning of Russian tourism in the international arena have been studied. The use of the structural-dynamic analysis of tourist flows made it possible to identify the main problems of the development of international tourism in Russia.

Keywords: tourism, international tourism, tourist services, tourist flows, indicators of the development of international tourism.

References

1. (2019) The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. Available at: www.weforum.org/reports/ the-travel-tourism-competitiveness-report-2019, accessed 08.11.2021.

2. (2019) UNWTO Annual report 2019 // World Tourism Organization UNWTO. Available at: http://www2. unwto.org/publication/unwto-annual-report-2019, accessed 08.11.2021.

3. (2020) UNWTO Tourism Highlights, 2020 Edition // UNWTO. Available at: http://marketintelligence.unwto. org/publication/unwto-tourism-highlights-2020, accessed 08.11.2021.

4. (2019) Analiz mirovogo rynka turizma v 2014—2018 gg., prognoz na 2019—2023 gg. [Analysis of the world tourism market in 2014—2018, forecast for 2019—2023], available at: http:// businesstat.ru/images/demo/ tourism_world_2019_demo_businesstat.pdf, accessed 08.11.2021 [in Russ.].

5. Bagiryan V. A. (2013) Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, no. 1—2 (41—42), pp. 147—152 [in Russ.].

6. Voskresenskiy V. Yu. (2021) Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, no. 2 [in Russ.].

7. Yesieva A. A. (2019) Forum molodyh uchenyh, no. 1-1 (29), pp. 1239—1243 [in Russ.].

8. Kozlova E. I. (2020) Zametki uchenogo, no. 1 (44), pp. 108—111 [in Russ.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kruglov I. V. (2016) Kazanskaya nauka, no. 12, pp. 43—45 [in Russ.].

10. Allpravo.Ru team of authors (2006) Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie turisticheskih uslug [International legal regulation of tourist services: a tutorial], available at: https://www.studmed.ru/view/mezhdunar-odno-pravovoe-regulirovanie-turisticheskih-uslug_90755693493.html, accessed 08.11.2021 [in Russ.].

11. Mesto i rol' mezhdunarodnogo turizma v mirovoj ekonomike [Place and role of international tourism in the world economy], available at: http://studbooks.net, accessed 08.11.2016). [in Russ.].

12. Pletnev D. A., Melnik K. R. (2021) Bulletin of the Chelyabinsk State University, no. 3 (449), pp. 216—223 [in Russ.].

13. Pobirchenko V. V. (2019) Servis v Rossii i za rubezhom, vol. 13, no. 3 (85), pp. 64—76 [in Russ.].

14. Pustovit A. V. (2019) Nacional'nye ekonomicheskie sistemy v kontekste formirovaniya global'nogo ekonomicheskogo prostranstva: sbornik nauchnyh trudov. Pp. 331—334 [in Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.