ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ ъ ЪРЛТЖЪЫ 1 - 2003 (январь)
^с/^/ш^^ иябгЫЬсцосй
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА (на примере Карачаево-Черкесской Республики)
Ф.М.-Г. ТОПСАХАЛОВА, кандидат экономических наук Карачаево-Черкесский Государственный Технологический институт
г. Черкесск, КЧР
Активизация инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве зависит от инвестиционного климата, который рассматривается как совокупность социально-экономических, финансовых, организационно-правовых, политических, региональных и других факторов, способствующих (или не способствующих) активизации инвестиционной деятельности. Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших индикаторов общеэкономической ситуации и перспектив развития как отрасли, региона, так и страны в целом.
Создание благоприятного инвестиционного климата в аграрной сфере, учитывая нынешнее финансовое и материально-техническое состояние сельского хозяйства, требует качественного изменения подходов к управлению агропромышленным комплексом (АПК) в целом, каждой его отраслью и каждым хозяйствующим субъектом, их адаптации к условиям рынка.
В этой связи актуальным является формирование действенного механизма организации инвестиционной деятельности, адекватного особенностям современной российской экономики, учитывающего специфику АПК и способного создать экономически выгодные условия, стимулирующие накопление аграрного капитала и рост эффективности его использования. Такой механизм должен основываться на оптимальном сочетании рычагов и инструментов государственного экономического регулирования, рыночного саморегулирования и широкого делегирования федеральных полномочий региональным и муниципальным органам управления. Чтобы механизм начал работать, необходимы: ускоренное развитие в аграрной сфере
соответствующей рыночной инфраструктуры (рынка ценных бумаг и ссудного капитала, лизинга, собственных инвестиционных банков и компаний и т.д.); восстановление и развитие прочных хозяйственных связей между всеми субъектами инвестиционного процесса на основе взаимной выгоды и материальной ответственности за выполнение взаимных обязательств; формирование новых субъектов процесса инвестирования на базе цивилизованного предпринимательства.
Важнейшими стимулами развития инвестиционной деятельности является обеспечение государством благоприятных условий для ее активизации путем совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера, и предоставления им льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; защиты интересов; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное прове-.дение рейтингов и публикации рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер; расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развития финансового лизинга в Российской Федерации; проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
При этом всем инвесторам должны быть обеспечены равные условия деятельности независимо от форм собственности и гарантирована защита инвестиций в соответствии с федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Так, капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией и Гражданским Кодексом Российской Федерации; реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским Кодексом Российской Федерации. Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одной из форм государственной поддержки инвесторов, ориентированной на оживление деловой активности и привлечение дополнительных капиталов в реальный сектор аграрной сферы должен стать Бюджет развития и связанные с ним новые механизмы предоставления гарантий.
Ключевыми принципами выделения государственных инвестиций через Бюджет развития являются: высокая экономическая эффективность реализуемых проектов, исключительно долевой характер финансирования и диверсификация риска государства с частным капиталом, конкурсность, срочность, платность и возвратность выделяемых на инвестиционные нужды средств.
Претендент должен иметь возможность выбора следующих форм государственно-финансовой поддержки инвестиционных проектов:
выделение средств Бюджета развития Российской Федерации на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению инвестиционного проекта с уплатой процентов за пользование ими в размере, определенном законом о федеральном бюджете на соответствующий год; предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ с последующей • их реализацией на рынке ценных бумаг и направлением выручки от реализации в доход Бюджета развития Российской Федерации. Размер государственных гарантий, выдаваемых кредиторам, должен составлять до 40% от фактически предоставляемых ими средств для реализации конкретного инвестиционного проекта.
С целью финансирования инвестиционного проекта претендент должен предоставить собствен-
ные средства в объеме не менее 20% от сметной стоимости проекта (стоимости строительства).
Для реализации инвестиционного проекта необходим бизнес-план, проектно-сметная документация, наличие энергетических, сырьевых и других материальных ресурсов, земельный участок, финансовые средства, договор с подрядной организацией.
Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственную экспертизу по объектам агропромышленного комплекса, финансирующихся полностью или за счет федерального бюджета, проводит Министерство сельского хозяйства и продовольствия России.
Таким образом, государство выступает в роли и вкладчика капитала, и покупателя сельскохозяйственной продукции, услуг связи и прочих элементов инфраструктуры, а также собственником части государственного имущества. Оно - полноправный, хотя и многоликий, участник рынка капиталов. Однако у него есть еще одна важная роль - управление этим рынком. Управленческая функция государства определяется, во-первых, совокупностью нормативных актов, тесно связанных с сохранением макроэкономических пропорций в целом, во-вторых, системой социально-экономических приоритетов и льгот.
Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным и хозяйственный законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней.
К первой группе относятся такие законы, как Гражданский кодекс Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, законы о банках и банковской деятельности, законоположения о налогообложении, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях и страховании, нормативные акты и программы приватизации и другие.
Ко второй группе относятся законоположения и нормативные акты, в том числе документы федеральных ведомств, регулирующие собственно инвестиционный процесс, то есть процесс реализации и осуществления инвестиций, как в области капитало-образующих денежных средств, так и в области вложений, размещаемых в финансовых активах.
На основе анализа принятых в 1990-е годы официальных документов можно выделить два этапа формирования концепции новой государственной инвестиционной политики.
Первый этап, в течение которого были заложены основы федерального законодательства в данной области, охватывает 1991 - 1993 годы (законы РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и другие).
Принятые нормативные акты были направлены на:
создание условий для смешанного финансирования и привлечения в экономику частных инвестиций;
формирование новых организационных структур, обеспечивающих государственные гарантии частным капиталовложениям; предоставление налоговых льгот инвесторам в целях активизации их деятельности. Второй этап, начавшийся с 1994 года, и продолжающийся по настоящее время, выявил степень действенности принятых нормативных актов в условиях углубления инвестиционного кризиса.
Таким образом, государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.п.
Инвестиционная политика в условиях рыночных преобразований в аграрной сфере должна быть нацелена на сохранение и поддержание существующего производственного потенциала на основе его реконструкции и технического перевооружения, создание быстроокупаемых инвестиционных проектов и систем поддержки племенных и семеноводческих хозяйств, развитие базы переработки и хранения продукции, закупку современной техники для внедрения новых технологий производства продукции земледелия и животноводства, создание недостающей инфраструктуры села, поддержку и становление фермерских хозяйств и т. д. Специалисты определяют следующие основные принципы инвестиционной политики в сельском хозяйстве:
последовательная децентрализация инвестиционного процесса, увеличение доли собственных средств предприятия в общем объеме капитальных вложений, повышение роли амортизационных отчислений как одного из источников финансирования инвестиций; переход от распределения государственных инвестиций на производственные цели к их размещению на конкурсной основе, платность и возвратность централизованных капитальных вложений, расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, необходимость и размеры государственной поддержки, осно-
ванные на анализе финансовой ситуации каждого предприятия;
усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции в форме безвозвратного и возвратного финансирования; расширение практики страхования инвестиционных рисков в АПК и особенно в сельском хозяйстве, гарантирования поддерживаемых государством инвестиционных проектов; стимулирование привлечения иностранных инвестиций и сбережений населения. Необходимым дополнением к вышеперечисленным принципам является такой элемент, как выбор инвестором конкурентоспособных проектов на конкурсной основе, которые ориентированы на быструю отдачу затрат.
Важнейшим экономическим рычагом осуществления инвестиционной деятельности являются источники ее финансирования. Значительным источником инвестиций сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, как показывают материалы таблицы, являются бюджетные средства. Удельный вес их в общем объеме инвестиций в 1999 г. составил 8,6%, которые полностью представлены средствами федерального бюджета.
Однако с 1991 г. по 1999 г. средства федерального бюджета в объеме сократились почти в 50 раз, а по сравнению с 1997 г. более чем в 3 раза. Средства из региональных и местных бюджетов, в связи с до-тационностью республики, расходуются в основном на текущие нужды. Инвестиции же финансируются по остаточному принципу. В целях необходимости наведения порядка в расходовании бюджетных средств и осуществлении бюджетного процесса постановлением Правительства Российской Федерации (Программа экономии государственных расходов» от 17 июня 1998 года № 600), предусматривается осуществить поэтапный отказ от предоставления дотаций и субсидий за счет средств федерального бюджета в отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
Если в 1998 г. предусматривалось выделение средств из федерального бюджета по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в размере 12017 ^ • млн руб., в том числе на поддержку сельскохозяйственного производства - 8887,1 млн руб., то в 1999 г. - 9283,6 млн руб. и 3875,1 млн руб. соответственно. Это почти в 2 раза меньше объема средств, направленных в сельское хозяйство в 1998 г.
Финансирование сельского хозяйства следует осуществлять в большей степени через фонд льготного кредитования предприятий и организаций АПК и лизинговый фонд, а также федеральный и региональные продовольственные фонды, обеспе-
Таблица
Инвестиции в агропромышленном комплексе Карачаево-Черкесской Республики за 1991-1999 гг.
Показатели 1991 г. 1997 г. 1999 г. 1999 в % к
млн руб. % млн руб. % млн руб. % 1991 г. 1997 г.
Инвестиции в основной капитал АПК -всего 674,1 100 103,0 100 65,3 100 9,7 63,4
из них за счет:
средств федерального бюджета 262,3 38,9 19,7 19,1 5,6 8,6 2,1 28,4
средств бюджетов и субъектов федерации и местных бюджетов ... — 16,6 16,1 ... ... ... —
собственных средств предприятий и организаций 374,1 55,5 65,6 63,7 58,8 90,0 15,7 89,6
из них прибыль 250,6 37,1 5,7 4,9 1,5 2,3 0,6 26,3
амортизация 123,5 18,4 59,9 58,8 57,3 87,7 46,4 95,7
прочие источники 37,7 5,6 1,1 1,1 0,9 1,4 2,4 81,8
чивающие проведение сезонных работ в сельском хозяйстве.
Наряду с уменьшением финансирования инвестиционной деятельности за счет государственных инвестиций, как показывают исследования, наблюдается сокращение собственных инвестиционных средств. Одним из составляющих этого источника является прибыль, направляемая на капитальные вложения производственного и социального характера или фонд накопления. Большинство действующих сельскохозяйственных предприятий не в состоянии финансировать инвестиции из своей прибыли, так как не располагают ею в необходимых объемах. Так, на финансирование долгосрочных инвестиций сельскохозяйственными предприятиями Карачаево-Черкесской Республики образован фонд накопления в 1999 г. в сумме 1,5 млн руб., или 2,5% собственных средств предприятий, что составляет 26,3% к уровню 1997 г. и 0,6% к уровню 1991 г.
Проведенные исследования показывают, что основным источником финансирования инвестиций для предприятий являются амортизационные отчисления. В 1999 г. они составили 57,3 млн руб., или 97,5% собственных средств предприятий и, соответственно, в 1991 г.- 123,5 млн руб., или 33,0%, в 1997 г. - 59,9 млн руб., или 91,3%.
Из общей суммы начисленных амортизацион- в ных средств на финансирование инвестиций использовано в 1991 г. - 100%, в 1997 г. - 8,3%, а в 1999 г. всего у^ишь 4,7%. Это объясняется тем, что предприятия в настоящее время за счет амортизационного фонда компенсируют огромную нехватку оборотных средств и используют средства на текущее потребление.
С целью активизации инвестиционной деятельности в сельскохозяйственном производстве не-
обходимо восстановить ответственность предприятий за формирование и целевое (по экономическому содержанию) использование амортизационного фонда как главного инвестиционного ресурса воспроизводства основного капитала; изменить методы начисления амортизации, поскольку в условиях инфляции и устаревших норм, амортизационные отчисления обесцениваются и не обеспечивают необходимого накопления ресурсов на обновление фондов.
Сельскохозяйственное производство в силу своих отраслевых особенностей не может нормально функционировать без привлечения заемных средств.
Одним из привлеченных источников финансирования инвестиций являются кредиты для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
На протяжении всего периода рыночных преобразований обеспечение заемными средствами сельскохозяйственных товаропроизводителей прошло ряд этапов:
кредитование на общих условиях; льготные кредиты; централизованные ссуды; авансы заготовительных организаций; товарный кредит;
льготное кредитование из специального фонда под 1/4 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Ссуды, выдававшиеся на общих условиях, под высокие процентные ставки, сельскохозяйственные товаропроизводители не могли эффективно использовать и погашать по причине низкой доходности аграрного сектора в целом, в связи с чем сельскохозяйственным производителям предоставлялись заемные средства на льготных условиях - посред-
ством банковских ссуд под 28% годовых с возмещением из бюджета разницы между применявшимися и льготными процентными платежами.
Льготные кредиты, которые выдавались по октябрь 1993 г., не оправдали себя по причине того, что с началом реформ в связи с высоким уровнем инфляции процентная ставка как по централизованным, так и по коммерческим кредитам достигла уровня 180-200% , значительно превысив уровень доходности в сельском хозяйстве. Поэтому коммерческие банки имели убытки вследствие больших задержек с возмещением из бюджета разницы по процентным ставкам, что обусловило их отказ в выдаче ссуд фактически убыточному, неликвидному производству.
В 1994 г. сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляли бюджетные ссуды на долгосрочные цели (капитальные вложения) и банковские кредиты на общих условиях. Невозврат ссуд, инфляция, нестабильность и убыточность кредитополучателей привели к тому, что банки перестали выдавать кредиты на общих условиях, так как отсрочка и списание средств невыгодны для них. Практически прекратилось предоставление централизованных кредитных ресурсов.
Нарастание негативных тенденций в агропромышленном комплексе вынудило использовать в качестве альтернативы централизованному кредитованию некоторые доказавшие свою эффективность в других странах механизмы товарного кредитования и поддерживаемого государством лизинга.
С 1995 г. сельскохозяйственным предприятиям сверх установленной в бюджете суммы предоставлялся товарный кредит за счет налоговых освобождений для топливно-энергетического комплекса, которые поставляли селу материальные ресурсы для сезонных работ. Подобная схема кредитования выгодна сельскохозяйственному товаропроизводителю ввиду беспроцентное™ кредита; государству, постоянно испытывающему недостаток средств, в том числе и по причине плохой собираемости налогов; предприятиям топливно-энергетического комплекса вследствие использования алгоритма зачета по налогам. Однако неотлаженность механизма кредитования, рост цен на поставляемые ресурсы сделали товарный кредит невыгодным для-сельского хозяйства.
Использование лизинга в сельском хозяйстве Карачаево-Черкесской Республики позволило сельскохозяйственным товаропроизводителям приобрести в 1994 г. 52 трактора. Однако с каждым годом удельный вес приобретаемой продукции на лизинговой основе снижался. Это объясняется, во-первых, отсутствием у государства достаточных средств на формирование лизингового фонда; во-
вторых, общим тяжелым финансовым положением сельскохозяйственных товаропроизводителей, что сдерживает участие в лизинговых операциях коммерческих банков. Между тем во многих странах лизинг служит не только мощным финансовым инструментом, но и используется в качестве одного из действенных рычагов активизации инвестиционной деятельности. В настоящее время во всем мире на долю лизинга в общем объеме инвестиций приходится 15-20%. В России лизинговые операции составляют лишь 1% от объема инвестиций.
Рыночным условиям хозяйствования сельскохозяйственных предприятий соответствует кредитование из специального фонда, означающее возврат к банковскому обеспечению заемными средствами с приемлемой процентной ставкой, которая допустима в условиях убыточности или низкой рентабельности аграрных хозяйств. Специальный фонд льготного кредитования АПК с целью финансирования сезонных затрат был создан в 1997 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 565 от 16 апреля 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе». Источниками его формирования стали средства федерального бюджета в размере 2,8 млрд руб. и средства, возвращаемые сельскохозяйственными производителями за полученные в 1996 г. горючее и смазочные материалы в счет товарного кредита.
Кредитные средства из специального фонда сельским товаропроизводителям выделялись двумя банками - «Альфа» и «СБС-Агро» - под гарантии в виде залоговых документов на собственное имущество получателей или под гарантии региональных администраций. В результате, кредиты получали те хозяйства, которые могли обеспечить залог и вернуть предоставленные им средства: прочим же сельскохозяйственным предприятиям требовались гарантии местных администраций, которые в большинстве своем в Карачаево-Черкесской Республике имеют дефицитный бюджет. Таким образом, кредит как внебюджетный источник капитальных вложений по-прежнему остается недоступным для сельскохозяйственных товаропроизводителей республики.
Исследование практики кредитования села позволило выявить основные его проблемы:
недостаточно отработанный финансово-кредит-ный механизм;
отсутствие эффективной государственной поддержки сельского хозяйства, обеспечивающей нормальное функционирование аграрного производства;
недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок;
убыточная деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, не позволяющая возвращать полученные заемные средства; разрушение действовавшей системы обязательного централизованного страхования аграрного сектора и др.
Для повышения активности инвестиционного кредитования, на наш взгляд, необходимо реализовать ряд общеэкономических и относительно частных условий. Среди них правомерно выделить реальную стабилизацию и конвертируемость рубля, делающие выгодным долгосрочные вложения капитала; последовательное снижение ставки рефинансирования в целях оживления производства; развитие лизинговых схем кредитования и межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов; укрепление механизма гарантий по инвестиционным кредитам.
Весь комплекс рычагов и инструментов активизации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве можно представить в виде двух частей: непосредственного действия и опосредованного действия через Федеральные службы (см. рисунок).
К инструментам непосредственного действия относятся:
региональный (республиканский, краевой, областной или муниципальный) заказ на производство нужной сельскохозяйственной продукции; местное налогообложение производства нужной региону продукции; льготное кредитование и беспроцентные ссуды для производителей нужной региону продукции;
Рычаги и инструменты воздействия и регулирования инвестиционной деятельности в регионе
гарантии администрации региона кредитным организациям по поводу возврата выданных инвесторам кредитов;
дотации инвесторам в связи с временной невыгодностью производства нужной региону продукции;
ценовые компенсации на продукцию инвестора, в которой нуждается администрация региона; ускоренная амортизация основных производственных фондов, обеспечивающая инвестору снижение налогов на балансовую прибыль; экспертиза и лицензирование деятельности инвестора, в которой заинтересована администрация региона;
проведение конкурсов проектов и торгов за право производить нужную для региона продукцию;
антимонопольная политика, позволяющая развивать производство нужной региону продукции и создавать благоприятное инвестиционное поле;
расширение лизинговой деятельности, создающей благоприятные условия для инвестирования сельскохозяйственной продукции; реструктуризация долгов и платежей, позволяющая предприятиям продолжать свою деятельность и производить нужную для региона сельскохозяйственную продукцию, экономить инвестиции и направлять их в создание новых рабочих мест;
разумное проведение и использование процедуры банкротства для оздоровления деятельности сельскохозяйственных предприятий и включение их в общественное производство; льготное региональное законодательство, которое создает благоприятное правовое поле для инвестирования и производства нужной региону сельскохозяйственной продукции. Помимо непосредственных инструментов регулирования инвестиционной деятельности, можно и нужно использовать рычаги и инструменты опосредованного действия, к числу которых относятся: ценовые ограничения на отдельные виды сельхозпродукции;
таможенные тарифы на экспортно-импортную продукцию;
лоббирование интересов региона в Государственной Думе;
государственные инвестиции и лизинговые платежи;
государственная бюджетная политика. Использование отдельных инвестиционных инструментов, а также их разумное сочетание позволяют активизировать инвестиционную деятельность в сельском хозяйстве регионального АПК.