Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОБЛЕМА ИХ МИНИМИЗАЦИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОБЛЕМА ИХ МИНИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

578
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Г.А.

В статье исследованы экономические риски предприятия на примере ОАО «РЖД» и дана их оценка. Опыт развития предпринимательства во многих странах свидетельствует о том, что недооценка экономического риска при выработке тактических и стратегических решений фирмы, несвоевременная оценка рисков предприятия, очевидно, приведет к сдерживанию экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC RISKS OF THE ENTERPRISE AND THE PROBLEM OF THEIR MINIMIZATION

The article studies the economic risks of the enterprise using the example of Russian Railways and their assessment. The experience of entrepreneurship development in many countries shows that the underestimation of economic risk in the development of tactical and strategic decisions of the firm, the untimely assessment of enterprise risks, will obviously lead to a containment of economic development.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОБЛЕМА ИХ МИНИМИЗАЦИИ»

УДК 338.22.021.4

Тарасов Г.А.

АНО ВО «Московский Гуманитарный Университет» https://orcid.org/0000-0001-6828-5952

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОБЛЕМА

ИХ МИНИМИЗАЦИИ

Аннотация. В статье исследованы экономические риски предприятия на примере ОАО «РЖД» и дана их оценка. Опыт развития предпринимательства во многих странах свидетельствует о том, что недооценка экономического риска при выработке тактических и стратегических решений фирмы, несвоевременная оценка рисков предприятия, очевидно, приведет к сдерживанию экономического развития.

Ключевые слова: экономические риски, управление системой рисков.

Tarasov G.A.

ANO VO "Moscow University for the Humanities " https://orcid.ors/0000-0001-6828-5952

ECONOMIC RISKS OF THE ENTERPRISE AND THE PROBLEM OF THEIR MINIMIZATION

Abstract. The article studies the economic risks of the enterprise using the example of Russian Railways and their assessment. The experience of entrepreneurship development in many countries shows that the underestimation of economic risk in the development of tactical and strategic decisions of the firm, the untimely assessment of enterprise risks, will obviously lead to a containment of economic development.

Key words: economic risks, risk system management

С теоретической точки зрения риск, в самом широком смысле слова, означает вероятность ущерба или убытка по причине неопределенности. Несмотря на обилие литературы по различным аспектам экономического риска, до сих пор остается много проблем, требующих теоретического осмысления, в том числе: минимизация рисков в процессе перестройки деятельности предприятий, влияние макроэкономической политики государства на инновационную и инвестиционную деятельность компаний, сопряженную с повышенными рисками [6, 7, 9, 10].

Невозможность полностью оценить макроэкономические риски увеличивает рисковую область, в которой функционируют предприятия, а поэтому появляется дополнительная неопределенность в рамках предпринимательской деятельности[8, 13,14].

Повышение степени экономического риска и необходимости его оценки предопределяется еще и инновационной составляющей, которая сама по себе имеет высокий риск. Это объясняется недостаточностью информации об инновационных процессах и их последствиях[4].

В экономической литературе можно встретить различные определения «экономический риск», однако, имеющиеся дефиниции не отражают всей многогранности экономических отношений. В таблице 1 представлены понятия «экономический риск» и выделены те аспекты, которые, по мнению авторов, являются определяющими[1,3].

Таблица 1

Анализ современных трактовок понятия «экономический риск»_

Автор и название работы Определение Аспект, на который обратил внимание автор в определении «риск»

Качалов Р.М. Управление экономическим риском: теоретические основы и приложения [Текст] / Р. М. Качалов. М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. 248 с. «Экономический риск - это сложная экономическая категория, связанная с преодолением неопределенности в производственных отношениях» Преодоление неопределенности

Тамошина Г. И. Управление рисками хозяйствующих субъектов / Г. И. Тамошина, М. С. Кузьмина, Е. Л. Смольянова, И. В. Анохин. -Воронеж : ВГТА, 2009. -С. 11-12. Экономический риск - это «экономические отношения субъектов экономики, которые в условиях рынка всегда обладают стохастическим, неупорядоченным, вероятностным характером, что позволяет называть их ненадежными» Неупорядоченный, вероятностный характер

Тэпман Л. Н. Риски в экономике : учеб. пособие для Экономический риск - это «система экономических отношений по поводу Способность предпринимателя

вузов / Л. Н. Тепман; под ред. проф. В. А. Швандара. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 8. реализации способности предпринимателя творчески использовать элемент неопределенности в процессе воспроизводства или отдельных моментов для получения добавочной прибыли (предпринимательского дохода)» творчески использовать элемент неопределенности в процессе деятельности

Балабанов И. Т. Риск-менеджмент / И. Т. Балабанов. - М. : Финансы и статистика, 1996. - С. 22. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент : практика и теория / Е. С. Стоянова. - М. : Перспектива, 1997. - С. 353. Экономический риск - это «экономическая категория, и концептуальная основа взглядов о том, что риск - это такое событие, которое может произойти либо не произойти» Неопределенность самого события риск

Далее рассмотрим экономические риски предприятия на примере ОАО «РЖД». Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» было создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Учредителем ОАО «РЖД» является Российская Федерация. В уставном капитале ОАО «РЖД» доля Российской Федерации составляет 100%.

ОАО «РЖД» осуществляет разнообразные виды деятельности: от грузовых и пассажирских перевозок (дальнего и пригородного следования и сообщения) до предоставления услуг инфраструктуры, услуг локомотивной тяги, ремонта подвижного состава, строительства и НИОКР.

Деятельность отрасли железнодорожных перевозок находится в состоянии острого кризиса. Но при этом стоит отметить наличие положительных тенденций. Происходит восстановление грузового потока из стран Азии. С позиции ОАО «РЖД» в положении экономического спада была применена операция по стимулированию перевозок по скидкам. То есть со скидкой 42,5% осуществлялась отправка социально-значимых грузов в крытых вагонах. В области операторского сегмента можно было отметить продолжение развития циклического спада, при котором отмечалось некоторое замедление экономической активности, которое оказывает активное воздействие на показатели рынка предоставления вагонов. В общем и целом, можно отметить присутствие определенных сложностей в области железнодорожных перевозок из-за роста ставок.

Алгоритм проведения оценки экономических рисков в ОАО «РЖД» сводятся к следующему [11]:

- анализ потенциальных рисков ОАО «РЖД»,

- оценка и учет степени влияния выявленных рисков на функционирование ОАО «РЖД»,

- выработка и реализация стратегических направлений совершенствования работы ОАО «РЖД»,

- управление рисками с целью минимизация возможного ущерба и вероятности возникновения рисков за счет планомерных воздействий на причины и последствия возникновения рисков.

Поскольку ОАО «РЖД» относится к крупнейшей на территории страны компании, занимающейся перевозками, то наибольшее воздействие на деятельность организации оказывают:

во-первых, предпринимательские риски, а именно: риски утраты платежеспособности и финансовой устойчивости,

во-вторых, производственные риски.

В качестве еще одного отраслевого риска для деятельности ОАО «РЖД» можно выделить совокупность механизмов, способствующих уменьшению объемов перевозок грузов. Эта тенденция может стать следствием уменьшения количества операционной прибыли и снижения источников, которые необходимые для обновления основных фондов и роста эффективности развития производственной базы организации. В числе основных причин, связанных с уменьшением объемов перевозок ОАО «РЖД» необходимо выделение факта возможного ухудшения макроэкономических показателей деятельности России, так как исторически показатели объемов перевозок грузов через железные дороги коррелировали с показателями динамики грузообразующих отраслей. Также негативные тенденции были связаны падением спроса на продукцию российского экспорта и обострением конкурентной борьбы по отдельно взятым сегментам рынка перевозок.

Для оценки рисков утраты платежеспособности в ОАО «РЖД» будет применяться методика, согласно которой

- на первом этапе будет проведен общий анализ внешней и внутренней среды (SWOT-анализ) ОАО «РЖД»,

- на втором этапе будет проведен анализ показателей имущественного комплекса и источников финансирования деятельности,

- на третьем этапе дана рейтинговая оценка финансового состояния за период 2018-2020 годов,

- на четвертом этапе будет проведена оценка вероятности банкротства[2].

В результате проведения SWOT-анализа были выявлены сильные, слабые стороны ОАО «РЖД», его возможности и угрозы.

Таблица 2

_Анализ внешней и внутренней среды ОАО «РЖД»_

Матрица «SWOT» Возможности: 1. Повышение спроса на услуги предприятия, что повлечет за собой возможность привлечения новых клиентов; 2.Углубление дифференциации в запросах покупателей не только имеющегося рынка, но и нового - на который только предполагается выход. 3. Увеличение объемов предоставляемых услуг, что станет следствием роста количества новых клиентов. 4.Совершенствование технологий и безопасности перевозки, что позволит привлечь новых клиентов из разных возрастных групп и ускорит процесс перевозки Угрозы: 1. Рост силы конкурентов, что снизит конкурентоспособность рассматриваемой компании 2. Ухудшение уровня подготовки технических специалистов, что увеличит вероятность предоставления некачественной услуги и снизит конкурентоспособность рассматриваемой компании. 3. Снижение платежеспособности, что станет следствием угрозы финансовой несостоятельности рассматриваемой компании

Сильные стороны: 1. Соответствие качества предоставляемых услуг стандартам. 2. Приобретение нового автотранспорта и сопутствующих деятельности предметов. 3. Большой опыт работы в отрасли. 4. Наличие лицензий Развитие и рост. При выходе на новые рынки предприятие в состоянии предложить высококачественные, соответствующие стандартам услуги при невысокой цене. Рост рынка позволит выйти на новые сегменты и завоевать новых покупателей Снижение издержек организации даст возможность снизить цену на предлагаемые услуги. Высокое качество предоставляемых услуг позволит сохранить постоянных клиентов

Слабые стороны: 1. Недостаток средств, инвестиций. 2. Текучесть кадров. 3. Низкая скорость реакции управления на изменения во внешней среде. 4. Недостаточно развитый маркетинг. 5. Высокая дебиторская задолженность. Выход на новые рынки, расширение видов услуг позволит получить дополнительные финансовые средства для обновления автопарка и совершенствования структуры управления Поиск новых рынков сбыта для уже имеющихся и вновь разрабатываемых видов услуг. Необходимо сокращение предоставления нерентабельных видов услуг

Анализ показателей имущественного комплекса и источников финансирования деятельности позволяет сделать вывод о том, что максимальная доля в имуществе ОАО «РЖД» приходится на основные средства на протяжении всего периода. На протяжении 2018-2020 годов в ОАО «РЖД» увеличивается сумма активов на 295181002 тысяч рублей (+4,95%). Этот рост был обусловлен увеличением внеоборотных активов на 388234300 тысяч рублей (+4,8%) и ростом оборотных активов на 24831884 тысяч рублей (+7,55%). При этом в составе внеоборотных активов рост основных средств был наибольший.Это свидетельствует о снижении мобильности деятельности организации. А в составе оборотных активов максимальный рост был показан по статье дебиторской задолженности на 13295007 тысяч рублей (+10,7%), что следует рассматривать в качестве негативной тенденции, поскольку приводит к снижению эффективности деятельности и утрате возможности своевременного исполнения всех запланированных действий по оплате обязательств и расширению предпринимательства. [15].

Анализ источников финансирования деятельности ОАО «РЖД» показал наличие трех источников: собственного капитала, долгосрочных обязательств и краткосрочных обязательств.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в ОАО «РЖД» на протяжении 2018-2020 годов не изменяется показатель рейтинга - значение составило 234 балла, что говорит о том, что организация относилась к составу 3 группы - с повышенным риском, присутствием определенной напряженности, при

наличии существенных улучшений по сравнению с показателями 2018 года.

Проведем расчет вероятности банкротства ОАО «РЖД» на основании 5-факторной модели Альтмана[ 5,12 ].

Таблица 3

Коэффициент Множитель Значение 2019 Значение 2020

К1 3,3 0.03 0.05

К2 1 0.29 0.29

КЗ 0,6 1.38 1.26

К4 1,4 0 0.01

К5 1,2 -0.08 -0.09

2-счет Альтмана - 1.62 1.52

Полученные нами данные свидетельствовали о том, что в 2019 году у организации была высокая вероятность банкротства. А к 2020 году показатель снижается, но вероятность банкротства также остается высокой.

Также проведем расчет банкротства по модели Таффлера[12].

Таблица 4

Коэффициент Множитель 2019 2020 Изменение, (+/-) Темп прироста, в %

Т1 0,53 0,002 0,004 0,002 100,00

Т2 0,13 -0,027 -0,029 -0,002 7,41

Т3 0,18 0,021 0,023 0,002 9,52

Т4 0,16 0,046 0,046 0 0,00

2-счет Таффлера 0,042 0,044 0,002 4,76

Проведенный нами анализ показал, что в 2019 году у ОАО «РЖД» показатель 2-счета был равным 0,042, что свидетельствует о наличии высокой вероятности утраты устойчивости и наступления банкротства. В 2020 году у ОАО «РЖД» показатель 2-счета был равным 0,044, что свидетельствует о наличии высокой вероятности утраты устойчивости и наступления банкротства. И при этом очевидна негативная тенденция снижения значения в 2020 году на 0,002 п.п. или на 4,76%.

Следовательно, на текущий период у организации имеется неустойчивое финансовое состояние и высокий предпринимательский риск. Финансовые значения показателей организации следует оценить как далекое от оптимального, а по ряду отдельных коэффициентов - существенно отстает.

Проведем анализ и оценку роста производственного риска через исследование статистики травмирования.

Представим статистику наиболее частых ситуаций с повышением риска в ОАО «РЖД» за 2020 год:

- наезд подвижного состава на работающих на железнодорожных путях, всего пострадавших - 25 чел., погибших - 13 человек;

- травмирование электрическим током, всего - 18 человек, погибших - 8 человек;

- травмирование в дорожно-транспортных происшествиях, всего - 37 человек, погибших - 7 человек;

- падение с высоты, всего - 46 человек, пострадавших, погибших - 5 человек[15].

В соответствии со шкалой Чеддока статистическую зависимость между коэффициентом частоты несчастных случаев в целом и коэффициентом частоты случаев с летальным исходом на производстве можно оценить как среднюю[5].

Учитывая теоретические наработки в области рисков, можно [11]:

во-первых, приблизиться к корректной, объективной информации, в частности, по вопросу травмирования на предприятии;

во-вторых, выявить причинно-следственные связи наступления несчастных случаев;

в-третьих, наметить предупредительные мероприятия по их устранению.

Таким образом, деятельность ОАО «РЖД» на протяжении 2019-2020 годов характеризуется некоторыми негативными моментами:

- организация имеет несбалансированность запасов и кредиторской задолженности; на конец анализируемого периода платежеспособность предприятия снизилась;

- коэффициент краткосрочной задолженности свидетельствует об излишнем удельном весе краткосрочных источников в структуре заемных капитала. Такую ситуацию следует оценивать как негативную, поскольку она приводит к риску утраты финансовой устойчивости по причине ухудшения структуры баланса;

- небольшое снижение доли чистой прибыли в выручке свидетельствует о снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности;

- длительность одного оборота оборотных средств увеличилась, что является негативным фактором для предприятия;

- за период 2019-2020 гг. длительность операционного цикла увеличилась, что негативно характеризует деятельность организации;

- оценка вероятности банкротства на основании двух моделей показало наличие некоторой вероятности банкротства организации ОАО «РЖД».

Список использованных источников

1. Альгин А. П. Новаторство, инициатива, риск / А. П. Альгин. - Л., 1987. - С. 34 - 35.

2. Бородушко И.В. Оценка и моделирование экономических рисков: от теории к практике (2016 год) [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.rWarticle/n/otsenka-i-modelirovanie-ekonomicheskih-riskov-ot-teorii-k-praktikeм (дата обращения: 20.06.2021).

3. Горлатов А.С., Лиман И.А. Экономическая категория «риск»: сущность и методы регулирования [Электронный ресурс] - URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-kategoriya-risk-suschnost-i-metody-regulirovaniya (дата обращения: 21.06.2021).

4. Игнатов Н.Г., Шулепов А.С. и др. Стимулирование инновационного развития фармацевтической отрасли. В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент. Сборник научных трудов по итогам международной научно - практической конференции. 2016. С. 29-37.

5. Кантор О.Г. Классификация методов количественной оценки экономического риска [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/nMassffikatsiya-metodov-kolichestvennoy-otsenki-ekonomicheskogo-riska (дата обращения: 20.06.2021).

6. Mысаченко В.И Структурная перестройка промышленности России: теория, методика, практика, управление. M.: Национальный институт бизнеса. 2009. С. 254.

7. Mысаченко В.И., Решетов К.Ю. Совершенствование государственного регулирования реструктуризации отечественного энергомашиностроения. В сборнике: Современный взгляд на проблемы экономики и менеджмента. Сборник научных трудов по итогам международной научно - практической конференции. 2015. С.37-40.

8. Mысаченко В.И., Елисаветченко И.В. Структурные сдвиги в фармацевтической отрасли и ее реструктуризация // Представительная власть-XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2012. № 5-6. С. 20-23.

9. Mысаченко В.И. Формирование и развитие механизма структурных преобразований в промышленности России // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Mосковский гуманитарный университет. Mосква, 2009. С. 175.

10. Mысаченко В.И. Экономико-правовые аспекты госрегулирования структурных преобразований в отраслях машиностроения // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 2 (37). С. 107-112.

11. Найт Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль / Ф. Х. Найт. - M. : Дело, 2003. - С. 218.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Смирнова Ю.А. Mетод Дельфи как инструмент эффективного стратегического планирования и управления [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-delfi-kak-instrument-effektivnogo-strategicheskogo-planirovaniya-i-upravleniya(дата обращения: 18.06.2021)

13. Komarov V.Yu., Reshetov K.Yu. and etc. Innovation and structural transformation of industry // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Т. 282. P. 257-265.

14. Reshetov K.Yu, Mikhailova A.S. and etc. A comparative analysis of tax systems in Russia and Germany // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Т. 282. P. 169-175.

15. ОАО "Российские железные дороги": бухгалтерская отчетность и финансовый анализ-URL:https://www.audit-it.ru/buh_otchet77708503727_oao-rossiyskie-zheleznye-dorogi(дата обращения: 20.06.2021).

References

1. Al'gin A. P. Novatorstvo, initsiativa, risk / A. P. Al'gin. - L., 1987. - S. 34 - 35.

2. Borodushko I.V. Otsenka i modelirovanie ekonomicheskikh riskov: ot teorii k praktike (2016 god) [Elektronnyi resurs] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-i-modelirovanie-ekonomicheskih-riskov-ot-teorii-k-praktikem (data obrashcheniya: 20.06.2021).

3. Gorlatov A.S., Liman I.A. Ekonomicheskaya kategoriya «risk»: sushchnost' i metody regulirovaniya [Elektronnyi resurs] - URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-kategoriya-risk-suschnost-i-metody-regulirovaniya (data obrashcheniya: 21.06.2021).

4. Ignatov N.G., Shulepov A.S. i dr. Stimulirovanie innovatsionnogo razvitiya farmatsevticheskoi otrasli. V sbornike: Ekonomika, finansy i menedzhment. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno -prakticheskoi konferentsii. 2016. S. 29-37.

5. Kantor O.G. Klassifikatsiya metodov kolichestvennoi otsenki ekonomicheskogo riska [Elektronnyi resurs] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7klassifikatsiya-metodov-kolichestvennoy-otsenki-ekonomicheskogo-riska (data obrashcheniya: 20.06.2021).

6. Mysachenko V.I Strukturnaya perestroika promyshlennosti Rossii: teoriya, metodika, praktika, upravlenie. M.: Natsional'nyi institut biznesa. 2009. S. 254.

7. Mysachenko V.I., Reshetov K.Yu. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya restrukturizatsii otechestvennogo energomashinostroeniya. V sbornike: Sovremennyi vzglyad na problemy ekonomiki i menedzhmenta. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno - prakticheskoi konferentsii. 2015. S.37-40.

8. Mysachenko V.I., Elisavetchenko I.V. Strukturnye sdvigi v farmatsevticheskoi otrasli i ee restrukturizatsiya // Predstavitel'naya vlast'-XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2012. № 5-6. S. 20-23.

9. Mysachenko V.I. Formirovanie i razvitie mekhanizma strukturnykh preobrazovanii v promyshlennosti Rossii // dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora ekonomicheskikh nauk / Moskovskii gumanitarnyi universitet. Moskva, 2009. S.175.

10. Mysachenko V.I. Ekonomiko-pravovye aspekty gosregulirovaniya strukturnykh preobrazovanii v otraslyakh mashinostroeniya // Uchenye trudy Rossiiskoi akademii advokatury i notariata. 2015. № 2 (37). S. 107112.

11. Nait F. Kh. Risk, neopredelennost' i pribyl' / F. Kh. Nait. - M. : Delo, 2003. - S. 218.

12. Smirnova Yu.A. Metod Del'fi kak instrument effektivnogo strategicheskogo planirovaniya i upravleniya [Elektronnyi resurs] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7metod-delfi-kak-instrument-effektivnogo-strategicheskogo-planirovaniya-i-upravleniya(data obrashcheniya: 18.06.2021)

13. Komarov V.Yu., Reshetov K.Yu. and etc. Innovation and structural transformation of industry // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. T. 282. P. 257-265.

14. Reshetov K.Yu, Mikhailova A.S. and etc. A comparative analysis of tax systems in Russia and Germany // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. T. 282. P. 169-175.

15. OAO "Rossiiskie zheleznye dorogi": bukhgalterskaya otchetnost' i finansovyi analiz-URL:https://www.audit-it.ru/buh_otchet/7708503727_oao-rossiyskie-zheleznye-dorogi(data obrashcheniya: 20.06.2021).

УДК 338.2

Жеребцов В.И. к.э.н., доц.,

доцент кафедры менеджмента АНО ВО «Национальный институт бизнеса», г.Москва, РФ https://orcid. org/0000-0002-74 75-492 7

ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению финансовых проблем малых предприятий. Проведен анализ кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2021 года. Предложены инструменты антикризисного управления платежеспособностью малых предприятий.

Ключевые слова: кредитование, задолженность по кредитам, просроченная задолженность, антикризисное управление, платежеспособность, экспресс-диагностика, операционный анализ.

Zherebtsov V.I.

Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management of ANO VPO "NationalInstitute of Business", Moscow, Russia zherebtsov49@mail.ru https://orcid. org/0000-0002-74 75-492 7

ANTI-CRISIS MANAGEMENT TOOLS FOR THE SOLVENCY OF SMALL ENTERPRISES

Abstract. The article is devoted to the consideration of financial problems of small enterprises. The analysis of lending to small and medium-sized businesses as of March 1, 2021 was carried out. Anti-crisis management tools for the solvency of small enterprises are proposed.

Keywords: lending, loan debt, overdue debt, crisis management, solvency, express diagnostics, operational analysis.

В настоящее время многие российские малые предприятия сталкиваются с проблемой неплатежеспособности и угрозой банкротства, разрешение которой требуют использования инструментов антикризисного управления. Так, по данным консалтинговой компании GRM, за первые шесть месяцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.