Научная статья на тему 'Экономические процессы развития машиностроительного комплекса в кризисный период'

Экономические процессы развития машиностроительного комплекса в кризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические процессы развития машиностроительного комплекса в кризисный период»

— относительно частой сменой не только ассортимента выпускаемой продукции, но также методов и технологий их производства;

— более высокой, чем в среднем по отрасли, нормой амортизации активной части основного капитала5.

А с точки зрения роли и места высокотехнологичного комплекса в национальной экономике можно выделить его основные черты:

— качественная разнородность отраслей и сфер деятельности;

— удовлетворение, главным образом, общественных потребностей, в том числе будущих;

— инициатором развития ВТК является не частный сектор, а государство;

— нерыночный характер значительной части сделок между заинтересованными участниками внутри данного комплекса, а также между государством и ВТК6.

Приведенные характеристики ВТК, дающие представление о природе данного комплекса, позволяют заключить, что его государственное регулирование является одним из важнейших условий обеспечения экономической безопасности. В этой связи необходима разработка и реализация долгосрочной экономической политики в отношении активизации инновационных процессов в высокотехнологичном комплексе страны. Еще одним аргументом в пользу данного вывода являются весьма скромные позиции РФ на мировом технологическом рынке. Так, несмотря на то, что в России функционируют практически все эти отрасли, в число крупных экспортеров высокотехнологичной продукции она не входит. Удельный вес нашей страны в мировом экспорте наукоемких товаров не превышает в среднем одного процента. Относительно высока доля России на рынке авиакосмических товаров и услуг, однако и здесь последние 10-15

лет просматривается негативная тенденция изменения этого показателя.

Высокотехнологичными секторами промышленности в России можно считать следующие: авиационная промышленность, ракетно-космическая промышленность, промышленность вооружений, промышленность боеприпасов и средств химии, судостроение, электронная промышленность, радиопромышленность, промышленность средств связи.

Такой выбор неслучаен, поскольку именно эти сектора являются наследниками оборонно-промышленного комплекса СССР и сегодня во многом ориентированы на производство военной продукции. Так, в современной российской статистике данные сектора выступают в качестве оборонных отраслей промышленности.

На наш взгляд, высокотехнологичный комплекс, прежде всего, включает отрасли современных технологических укладов, а именно пятого и зарождающегося шестого уклада. Об этом, в частности, свидетельствуют трактовки понятия «высокая технология».7

Таким образом, существуют различные подходы к определению высокотехнологичного комплекса, а его важность и роль в экономике требуют разработки и реализации продуманной, научно-обоснованной экономической политики государства. В зависимости от выбора того или иного определения могут меняться цели политики и способы их достижения, а, следовательно, и эффективность функционирования самого высокотехнологичного комплекса страны. Между тем на сегодняшний день наше правительство не выработало адекватной политики в области технологического развития национального хозяйства и демонстрирует весьма упрощенный подход к решению многих проблем, непосредственно связанных с развитием прогрессивных технологических укладов, что не способствует обеспечению экономической безопасности России.

1 Варшавский А.Е. Наукоемкие отрасли и высокие технологии — источник спроса на результаты НИОКР: характеристика, показатели. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) — М.: Наука, 2001.

2 Маевский В., Кузык Б. Условия развития высокотехнологичного комплекса // Вопросы экономики. — 2003. — № 2.

3 См.: Фоломьев А. Высокотехнологичный комплекс в экономике России // Экономист. — 2004. — № 5.

4 См.: Багриновский К., Бендиков М., Хрусталев Е. Механизмы технологического развития экономики России. — М.: Наука, 2003.

5 Николаева Т.П. Высокотехнологичный комплекс и его роль в инновационном процессе // Инновации. — 2005. — № 9.

6 Там же

7 См. в частности: Салихова Е.Б. Дефиниции высоких технологий, или субъективный объективизм // Инновации. — 2007. — № 8.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Роль и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие показатели эффективности народно-хозяйственного комплекса страны, материалоемкость, энергоемкость, ВВП, производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что оно объединяет около 7,5 тыс. крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тыс. мелких, то есть около 40% от числа предприятий,

И.В. Зенченко.

преподаватель Орского гуманитарно-технологического института, филиала Оренбургского государственного университета

! состоящих на самостоятельном балансе в промышленности.

> Количество занятых работников в машиностроении — около 4

- млн человек, что составляет более трети всех работающих в

! промышленности.

- Машиностроительный комплекс является важнейшей доминантой в развитии основных отраслей экономики. Определяется

! это тем, что модернизация производственных мощностей во всех

- отраслях национальной экономики тесно связана с перспекти-

- вами его развития. Машиностроение, являясь одной из базовых

> отраслей российской экономики, наиболее тяжело пережило

I экономический кризис 90-х годов ХХ века. В период спада эко-

. номики объем производства машиностроительной продукции

> снизился в несколько раз, причем удельный вес машинострое-

! ния в общем объеме промышленного производства сократил, ся до 16%. Наибольший спад произошел в самых передовых

44 1

Сибири и Дальнего Востока, машиностроительный комплекс расположен преимущественно в Европейской части.

Приволжский федеральный округ насчитывает около 1000 крупных и средних предприятий машиностроения, из них более половины располагаются на территории Оренбургской области. Крупнейшими предприятиями являются ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ», входящий в группу компаний «Металл Инвест», ОАО «Орский машиностроительный завод», ОАО «ПО Стрела» и ОАО «Гидропресс».

Анализ отраслевой структуры промышленности Приволжского федерального округа и Оренбургской области позволил сделать вывод о том, что удельный вес машиностроительного комплекса региона в общем объеме произведенной продукции не уступает аналогичному показателю по стране. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ и его Территориального органа по Оренбургской области Приволжский округ занимает второе место в России по показателю «обрабатывающие производства» и третье место по показателю «экспорт» (табл. 1). Особенностью является то, что около 70% обрабатывающих производств и 60% экспорта продукции приходится на долю машиностроительных предприятий. Вместе с тем остро стоит проблема инвестирования в машиностроительный комплекс.

Таблица 1

Доля обрабатывающих производств Приволжского федерального округа в общероссийских показателях в 2008 г., %

Показатели Россия Приволжский федеральный округ Оренбургская область

«Обрабатывающие производства» 100,0 22,8 11,6

Инвестиции в основной капитал 100,0 16,2 1,3

Экспорт 100,0 11,7 1,2

Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области; Областной статистический ежегодник: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. — Оренбург. — 2008.

Табл. 2 показывает, что к концу 2008 г. индекс производства по виду экономической деятельности «производство машин и оборудования» в целом по России имеет тенденцию к снижению. Это можно объяснить резким падением спроса не столько на продукцию отрасли машиностроения, сколько снижением объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйства.

Таблица 2

Динамика производства машин и оборудования в РФ за 2006-2008 гг. (в % к предыдущему году)

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Россия 103,3 119,1 104,0

Приволжский федеральный округ 109,4 110,7 111,9

Оренбургская область 118,1 121,7 124,6

Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области.

Таблица 3

Динамика коэффициента обновления основных фондов в машиностроительном комплексе в России

за 2006-2008 гг. (в % к предыдущему году)

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Россия 9,4 10,7 11,9

Приволжский федеральный округ 8,8 8,5 7,6

Оренбургская область 7,8 7,3 7,0

Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области.

В Приволжском федеральном округе, в частности в Оренбургской области, несмотря на ухудшение показателей деятельности промышленного производства, наблюдается рост индекса. Это связано с тем, что большинство машиностроительных предприятий работают по кратко и среднесрочным заказам, а индекс является сводным показателем за год.

Одним из показателей, свидетельствующих об эффективности функционирования промышленного производства, является коэффициент обновления и степень износа основных фондов (табл. 3, 4).

Таблица 4

Динамика износа основных фондов в машиностроительном комплексе России за 2006-2008 гг., %

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Россия 44,4 43,8 42,1

Приволжский федеральный округ 50,2 51,5 52,6

Оренбургская область 50,4 51,8 52,8

Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области.

отраслях машиностроительного комплекса, таких как станко-, авиа- и приборостроении, электронной и электротехнической промышленности и др.

По мнению ряда исследователей, причины кризиса машиностроения во многом схожи с причинами кризиса в других отраслях народного хозяйства. Во-первых, промышленность была построена по отраслевому принципу с высоким уровнем специализации и низким уровнем межотраслевого и внутриотраслевого обмена. Во-вторых, разрушилось единое экономическое пространство СССР и стран СЭВ. В-третьих, российская экономика во многом зависела от сырьевых цен и импорта капитала. В-четвертых, в нашей стране искусственно сдерживалась инфляция, приведшая к кризису в августе 1998 года1.

Некоторая стабилизация объемов производства в отрасли наметилась с 1999 года и была связана в основном с изменением паритета покупательной способности национальной валюты, вызванным экономическим кризисом 1998 года.

Финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., в неменьшей степени повлиял на отрасль машиностроения как России в целом, так и в отдельных регионах.

Промышленность России имеет географическую концентрацию: предприятия добывающих отраслей (нефтяная, газовая, угольная, лесная) в основном размещены на территории Урала,

В Оренбургской области в последние годы наметилась негативная тенденция роста степени износа основных фондов темпами, опережающими их среднее значение по стране, что свидетельствует о возможном ухудшении ситуации в машиностроении Оренбургской области уже в краткосрочной перспективе. Поскольку большая часть произведенной продукции экспортируется, имеет место острая необходимость модернизации и внедрения новейшей техники и технологий, что позволит

і

полноценно конкурировать с производителями аналогичной продукции как в России, так и за рубежом. Усугубляет положение финансовый кризис 2008 года.

Машиностроение как базовая отрасль экономики страны не только обеспечивает устойчивое функционирование ведущих отраслей, но и напрямую зависит от них. Рассмотрим изменение финансовых результатов деятельности машиностроительных предприятий за 2006-2008 гг. (табл.5).

Таблица 5

Финансовые результаты деятельности машиностроительного комплекса РФ в 2006-2008 гг. в % к общему объему прибыли/убытка по России (в % к предыдущему году)

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Прибыль Убыток Прибыль Убыток Прибыль Убыток

Россия 64,0 36,0 63,3 36,7 63,0 37,0

Приволжский федеральный округ 11,9 10,0 13,3 12,7 12,5 13,1

Оренбургская область 1,2 0,1 1,5 0,3 1,1 0,3

Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области.

По данным Госкомстата РФ показатель прибыли машиностроительного комплекса России в целом имеет тенденцию к снижению. Вместе с тем увеличивается доля убыточных предприятий. Вследствие снижения объемов производства снижается платежеспособность предприятий-потребителей продукции машиностроения. Возрастает дебиторская и кредиторская задолженность (табл. 6). Все это свидетельствует о новом кризисе в машиностроении.

Таблица 6

Задолженность крупных и средних машиностроительных организаций на 1 декабря текущего года,

в % к общей задолженности по России

Показатели 2007 г. 2008 г.

в % к общей задолженности по России в % к просроченной задолженности по России в % к общей задолженности по России в % к просроченной задолженности по России

Дебиторская задолженность

Россия 100,0 100,0 100,0 100,0

Приволжский федеральный округ 9,4 9,0 10,9 11,9

Оренбургская область 0,8 0,3 0,9 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кредиторская задолженность

Россия 100,0 100,0 100,0 100,0

Приволжский федеральный округ 9,7 10,8 9,9 11,4

Оренбургская область 0,9 0,4 1,1 0,7

Пересчитано автором по данным Госкомстата РФ и его Территориального округа по Оренбургской области.

Как показывает исследование, основными причинами кризиса в машиностроении в конце 2008 г. являются:

1) низкая конкурентоспособность продукции, что является следствием высокой степени износа оборудования;

2) концентрическая диверсификация предприятий, что не позволяет в период кризиса перейти на выпуск другой продукции;

3) финансовый кризис, следствием чего является снижение платежеспособности потребителей;

4) отсутствие четко разработанной государственной программы по поддержке комплекса машиностроения в период кризиса.

Окончательные причины и последствия кризиса конца 2008 г. можно будет оценить через 3-4 года, поскольку кризис конца 2008 г. имеет мировые масштабы.

Ввиду того, что в Оренбургской области 70% обрабатывающих производств и 60% экспорта продукции приходится на

долю машиностроительных предприятий, можно предположить, что одной из возможностей выхода машиностроительных предприятий из кризиса — это наращивание объемов экспорта, т.к. мировой рынок стабилизируется быстрее, чем внутренний. Для этого считаем необходимым: 1) обновление оборудования и применяемых в машиностроении технологий производства; 2) внедрение процессного подхода в управление, которое в наибольшей степени соответствует позаказному методу производства оренбургских машиностроительных предприятий; 3) упрощение громоздкой структуры управления предприятиями, путем объединения дублирующих подразделений; 4) разработать систему эффективного взаимодействия как внутри предприятия, так и с заказчиками.

Машиностроение остро нуждается в инновациях в управлении, организации производства, технологии. Это должно стать фундаментом возрождения машиностроительного комплекса.

1 Обухова, Н.С. Методические подходы к формированию и реализации инвестиционной политики в машиностроительном комплексе: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Волгоград, 2007. — 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.