Научная статья на тему 'Экономические проблемы импорта зарубежной сельскохозяйственной техники в условиях финансового кризиса'

Экономические проблемы импорта зарубежной сельскохозяйственной техники в условиях финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ ПАРК / ИМПОРТ / ЗАРУБЕЖНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / СИСТЕМА СКИДОК / ECONOMIC CRISIS / TRACTOR FLEET / IMPORT / FOREIGN FARM EQUIPMENT / SYSTEM OF DISCOUNTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Наталья Викторовна

Показано значение развития вторичного рынка импортной сельскохозяйственной техники, снижение стоимости ремонтно-обслуживающих работ и их доступность для заказчиков, и модернизация системы экономических взаимоотношений между продавцами техники, обслуживающими предприятиями и пользователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic problems of foreign imports of agricultural machinery in the financial crisis

The importance of the development of secondary market for imported agricultural machinery and reducing the cost of repair and maintenance work and their accessibility to customers, and modernization of the economic relationship between technologyvendors serving the enterprise and its users.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы импорта зарубежной сельскохозяйственной техники в условиях финансового кризиса»

Недостаточное развитие в АПК области (районов) инфраструктурных подразделений, ориентированных на обслуживание сельскохозяйственных товаропроизводителей, вынуждает их самостоятельно решать вопросы материально-технического обеспечения, производственного обслуживания, что отнимает у них много времени и сокращает затраты труда, которые могли бы быть обращены непосредственно на сельскохозяйственное производство.

На основе аккумулирования организационноэкономического содержания различных форм машинной кооперации и результатов исследования конъюнктуры регионального рынка сельскохозяйственной техники автор статьи разработал и обосновал модель организации и функционирования региональной сети «Машинные агросоюзы» с включением блока районных машинных рингов.

Практическая реализация представленных направлений развития рынка сельскохозяйственной техники требует оперативности и должна быть осуществлена в течение периода с 2010 по 2015 г. Совокупный объем затрат, необходимый на реализацию, составляет ежегодно порядка 34 млн р. (затраты на организацию и функционирование регионального координационного центра (РКЦ) «Инновационная агротехника» и совокупный объем государ-

ственной поддержки развития региональной сети «Машинные агросоюзы и ринги»).

Общий экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий, согласно итоговым расчетам, будет выражен достижением следующих показателей: уровень механизации аграрного труда увеличится к 2015 г. на 36,4 %, производительность труда возрастет в 2,3 раза, валовой объем основной продукции растениеводства увеличится в 1,8 раз по сравнению с 2008 г., количество актов купли-продажи техники увеличится в 1,6 раз. Постепенный переход сельскохозяйственных предприятий на техническое переоснащение отрасли растениеводства машинами нового поколения позволит обеспечить более чем двукратное увеличение среднеотраслевой нагрузки на работника машиннотехнологической сферы.

Список литературы

1. Российская сельскохозяйственная техника: быть или не быть. — Режим доступа: http://www.agroobzor.ru/ агйс1е/а-430.Ьш1

2. Сельхозтехника. Национальный аграрный каталог. — Вып. 1. — 1-е полугодие 2010 г. — Режим доступа: http://www.se1hoz-kata1og.ru/archive.php

3. Обзоры рынка зарубежной сельскохозяйственной техники за рубежом. — Вып. 6-8, 2009. — Режим доступа: http://www.rosagromash.ru/content.asp?pn=572

УДК 338.43:621.797

Н.В. Сергеева, канд. экон. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТА ЗАРУБЕЖНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Крупнейшие производители и продавцы сельскохозяйственной техники в Мире, такие как «Джон Дир», «Агро Корпорейшин», «Кейс», «Кла-ас» и другие, реализуют свою продукцию через дилерские сети более чем 150 стран. Деятельность этих компаний по обеспечению поставок техники, организации технического сервиса и реализации запасных частей является наиболее полной и конкурентоспособной в России. Анализ экономического и финансового состояния основных поставщиков импортной техники на российские рынки обоснован тем, что сегодня более 75 тыс. единиц сложной сельскохозяйственной техники эксплуатируется отечественными предприятиями. Ведущие зарубежные поставщики техники превратили российский рынок в «рынок потребителя», испытывая достаточно жесткую конкуренцию между собой.

В конкурентной борьбе дилеры предлагают различные способы и механизмы привлечения покупателей и закрепления потребителя на продолжительный период. Наряду с безусловными техническими и технологическими преимуществами зарубежной техники перед отечественной, важную роль в ее реализации играет набор сопутствующих мероприятий и услуг: предпродажная подготовка, доставка покупателю, реализация запасных частей, гарантийный и послегарантийный ремонт, в том числе бывшей в эксплуатации техники, прокат машин, обучение операторов, консультационные услуги по эксплуатации и обслуживанию машин, а также выполнение механизированных работ по соглашениям, т. е. технический сервис.

Учитывая кризисные экономические явления 2008-2009 гг. в России, как и в странах Евро-

53

пы, США финансовые проблемы и экономический спад затронули в первую очередь предприятия агропромышленного комплекса, причем не только сельскохозяйственные, но и производителей сельскохозяйственной техники и обслуживающие организации.

В последние годы развитие сельхозмашиностроения в Германии и США происходит не наращиванием объемов производства и продаж новой техники, а развитием технического сервиса и вторичного рынка, однако большинство отечественных сельхозтоваропроизводителей скептически относятся к качеству и эксплуатационным свойствам восстановленной техники, считая, что ее высокая цена не будет соответствовать надежности и работоспособности при эксплуатации, и стремятся приобретать новые машины [1].

Важным направлением эффективного формирования машинно-тракторного парка хозяйств является вторичный рынок сельскохозяйственной техники, который получил широкое распространение во многих, если не во всех европейских странах, а также в США и Канаде. Средняя цена восстановления машины в этих странах составляет не более 35 % цены новой машины, удельный вес техники вторичного рынка составляет 25...30 % и в последние годы имеет тенденцию к росту. На российском вторичном рынке импортную технику у дилера можно купить по цене не дешевле 60 % от цены новой, поэтому удельный вес техники здесь на вторичном рынке более 7 %.

В результате исследований стало ясно, что эти соотношения необходимо приближать к европейским и пересмотреть конъюнктуру рынка сельскохозяйственной техники в России, поскольку рост цен на новую технику увеличивает экономическую целесообразность использования восстановленной или бывшей в эксплуатации техники.

Сельскохозяйственных товаропроизводителей, эксплуатирующих импортную технику, в настоящее время волнует не столько вопрос цены (стоимости) новой машины, сколько стоимость ремонта и запасных частей.

По данным национальной ассоциации дилеров в США (это около 450 предприятий и пунктов ремонта), цены на услуги по восстановлению и реализации изношенных деталей и узлов составляют 55.60 % от цены новых.

В России ремонтируют машины с ценой восстановления более 80 % от новой [2]. Это серьезная и острая проблема особенно в условиях экономического «голода».

Только с повышением уровня качества капитального ремонта

сложной техники с использованием прогрессивной технологии и современной ремонтной базы, с учетом высокого качества ремонта, а также новых более привлекательных экономических условий у отечественных потребителей импортной техники изменится отношение к приобретению ее на вторичном рынке.

На примере анализа современного состояния имеющей мировую известность компании «Джон Дир» (Deere & Company) можно увидеть и установить многие закономерности кризисных явлений. Дилеры компании работают при поддержке децентрализованной маркетинговой организации, отделения которой расположены в Северной и Южной Америке, Европе, Мексике, Китае, России, Австралии и Африке.

ООО «Джон Дир Русь», официальный дилер компании в России, а именно в Московском регионе, планирует деятельность и обозначает перспективы развития, исходя из спроса на продукцию торговой марки «Джон Дир».

Если до недавнего времени (2004-2007 гг.) большая часть доходов компании «Джон Дир Русь» и ее дилеров в России составляла выручка от продажи новой техники с комплексом предпродажных услуг, то в последние три года до 60 % доходов формируется от оказания ремонтно-обслуживающих услуг, обеспечения запасными частями и комплектующими (табл. 1).

Из таблицы видно, что при изменившемся долевом распределении источников поступления доходов резко снижается рентабельность продаж, поскольку продажа новой техники является более доходным элементом бизнеса. Учитывая, что прибыль дилеров складывается из разницы цен покупки и продажи машин и составляет примерно 6.7 % о выручки, то при снижающихся объемах продаж и уровне рентабельности работа дилеров становится неэффективной или убыточной. Управленческие расходы дилеров являются постоянными издержками, которые нет возможности сокра-

Таблица 1

Динамика распределения источников доходов ООО «Джон Дир Русь» за 2006-2009 гг.

Показатель Год

2006 2007 2008 2009

Выручка от продаж продукции, % 100,0 100,0 100,0 100,0

из них

от продажи новой техники б0,2 58,4 38,1 32,б

от реализации подержанных машин 1,2 2,8 4,1 4,8

от продажи запасных частей и комплектующих 31,7 34,б 54,7 59,2

от других услуг б,9 4,2 3,1 3,4

Рентабельность продаж, % 24,2 17,4 9,2 3,1

тить, поэтому необходимо управлять объемами выручки.

Дилеры сами выбирают продавцов и покупателей, которые выражают желание продавать и покупать товары через посредников, или обслуживают своих торговых клиентов по их заказам.

В сложившихся условиях для компании «Джон Дир Русь», например, можно рекомендовать расширение дилерской сети на российском рынке не только по продаже новой техники, но и бывшей в эксплуатации, отремонтированной с ценой не более 60 % от новой машины. Кроме того следует расширять сеть ремонтно-обслуживающих организаций в регионах, осуществляющих фирменный технический сервис с привлечением на рабочие места специалистов, получивших образование в России. По данным аналитиков, более 30 вузов и специальных учебных заведений в России ведут подготовку инженеров и механиков по сервису импортной сельскохозяйственной техники. Эти специалисты изучают иностранные языки, способны читать техническую документацию на импортные машины и в полной мере владеют знаниями технологии диагностирования, обслуживания, ремонта основных узлов и агрегатов, получая практический опыт за рубежом и в оснащенных специальным фирменным оборудованием учебных лабораториях.

Для смягчения воздействия кризиса эти мероприятия решат проблемы одновременно в трех направлениях: позволят зарубежным производителям техники получать существенные дополнительные доходы от обслуживания и ремонта проданной техники, сельхозтоваропроизводителей обеспечат своевременным и качественным восстановлением вышедших из строя машин, а также позволят создать дополнительные рабочие места для молодых специалистов.

Дилеры, реализующие технику на российском рынке, также ощутили серьезный спад экономических результатов из-за снижения объемов продаж техники. Основным направлением восстановления объемов продаж прежнего уровня могут стать конкретные мероприятия по изменению политики ценообразования на реализуемую технику и сопутствующие услуги по техническому обслуживанию и ремонту.

Совершенствование системы сбыта продукции в условиях рыночных отношений необходимо рассматривать в контексте практического маркетинга, усматривая в нем наиболее адекватную систему организации производственносбытовой деятельности предприятия, стремящегося к упрочению своих позиций на рынке и максимизации прибыли [3].

Учитывая сегодняшние кризисные явления в экономике, низкую платежеспособность многих сельхозпредприятий, у «Джон Дир Русь» есть риск в ближайшие годы не получить не только планируемый объем выручки, но и даже уровень фактического по 2009 году. Для обеспечения плана региональным дилерам следует провести большую работу по стимулированию продаж. Самым действенным и реальным способом мотивации коммерческой активности дилеров может быть использование системы скидок для них. Это позволит обеспечить финансовую стабильность не за счет роста цен продаж на технику, а за счет увеличения количества проданных единиц машин и комплектующих.

Бонусная скидка выдается покупателю при достижении определенного объема покупок, но предоставляется не на каждую следующую покупку, а при достижении заранее определенного объема покупок. Проанализировав поассортиментно объемы продаж 10 крупнейших дилеров (посредников) «Джон Дир», была выработана система скидок, согласно которой дилеру могут быть предоставлены скидки в 5, 7,5 или 10 % (табл. 2).

Представленная система скидок позволит корпорации «Джон Дир» увеличить объемы продаж и сохранить массу своей прибыли, посредникам — купить технику дешевле и, соответственно, по более низкой цене продать ее потребителю.

Поскольку современное финансовое состояние многих сельскохозяйственных предприятий в России по-прежнему не дает возможности в достаточной мере комплектовать машинно-тракторный парк из импортных машин и оплачивать их ремонт, главным образом, из-за растущего диспаритета цен на сельскохозяйственную по отношению к ценам на промышленную продукцию сельскохозяйственного назначения, усиливается роль государства [2].

По мнению специалистов научных организаций, в том числе Всероссийского научно-исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (ГОС-НИТИ), без поддержки государства в виде дотаций и целевого финансирования не только приобретения техники, но и восстановления ее работоспособности предприятия сельского хозяйства не смогут

Таблица 2

Схема предоставления скидок (бонусов) и динамика роста объема выручки ООО «Джон Дир Русь»

Количество проданных единиц техники, шт. / объем закупок по запчастям, млрд р. Скидка с цены, % Динамика роста, %

6.10 / 3,2 5,0 +11,0

11.18 / 5,5 7,5 +14,3

19 и более / более 5,5 10,0 +16,2

преодолеть кризисное состояние и улучшить свое материально-техническое обеспечение.

Список литературы

1. Кузьмин, В.Н. Производство сельскохозяйственной техники и мировой финансово-экономический кризис / В.Н. Кузьмин // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Экономика и организация производства в АПК. — 2010. — Вып. 5 (44). — С. 26-27.

2. Герасимов, В.С. Рекомендации по укреплению ремонтно-обслуживающей базы АПК России с учетом зарубежного опыта / В.С. Герасимов, С.Ф. Воронцов, А.Н. Русаков. — М.: ГОСНИТИ, 2010. — 14 с.

3. Богданова, О.В. Машинная кооперация как направление развития регионального рынка сельскохозяйственной техники / О.В. Богданова, А.В. Ларионов // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Экономика и организация производства в АПК. — 2010. — Вып. 5 (44). — С. 20-25.

УДК: 631.356.26.001.36 (476): 658.155 М.Н. Кушнарёва, канд. экон. наук

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ УБОРКИ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ

Результаты производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий во многом зависят от организации их материально-технического обеспечения. В Республике Беларусь решение вопросов материально-технического обеспечения осуществляется в основном через предприятия агропромышленного снабжения. Они выступают в роли связующего звена между предприятиями-изготовителями и потребителями многих видов материально-технических ресурсов. Сельскохозяйственные и другие предприятия АПК при посредничестве районных агропромышленных снабженческих организаций приобретают автомобили, тракторы, сельскохозяйственные машины, контрольно-измерительные приборы, строительные и лесные материалы, нефтепродукты и другие виды топлива, запасные части, хозяйственные и товары производственного назначения.

Количественные пропорции поставок материально-технических средств определяются исходя из первоначальных технико-экономических параметров производства: их производительности, ремонтопригодности, сроков и других факторов. Обоснованная техническая политика через систему материально-технического снабжения стимулирует оптимальный режим движения производственных фондов, обеспечивая рациональные объемы их потребления в расчете на единицу производимой продукции, работ, услуг и максимальную рентабельность производства [1].

Таким образом, необходимо большое внимание уделять материально-технической базе свекловичного производства, так как низкая материально-техническая обеспеченность является одной из основных причин низкой биологической и хозяйственной продуктивности полей, осуществления природоохранных технологий [2].

56

Для достижения высоких финансовых показателей в свекловичной отрасли необходимо тщательно обосновывать состав парка технических средств на предприятии. Резервом повышения эффективности свекловодческого комплекса являются интенсивные машинные технологии производства, направленные на повышение урожайности и качества сахарной свеклы, экономию материально-технических и энергетических ресурсов, а также снижение потерь урожая. Однако необходим дифференцированный подход к выбору необходимой почвообрабатывающей, посевной и свеклоуборочной техники в зависимости от почвенных и природно-климатических условий.

Следует отметить, что уборка корнеплодов является наиболее напряженным периодом производства сахарной свеклы не только по объему работ, но и исходя из конкретных условий сельскохозяйственных предприятий и их обеспеченности материальными ресурсами, а в структуре эксплуатационных затрат на уборку приходится около 80 %. При благоприятных условиях предпочтение отдается прямому комбайнированию. Но иногда используются двух- и трехфазные технологии уборки этой технической культуры с использованием прицепных и навесных машин.

Уборка сахарной свеклы начинается примерно со второй декады сентября. При выборе сроков уборки необходимо учитывать, что осенью происходит интенсивный рост массы корнеплодов и содержания в них сахара. Прирост корнеплодов составляет в среднем 100 г, а содержание сахара возрастает на 2,2 %. Поэтому уборочные работы необходимо планировать так, чтобы максимально использовать потенциал увеличения массы и сахаристости, а также своевременно закончить уборку и вывоз урожая. От организации уборки сахар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.