Научная статья на тему 'Экономические приоритеты реализации проектов устойчивого развития: опыт Китая'

Экономические приоритеты реализации проектов устойчивого развития: опыт Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
558
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЯГКАЯ И ЖЕСТКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕКТОР НЕДВИЖИМОСТИ / ЖИЛИЩНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ДЕВЕЛОПЕРСКИЕ ПРОЕКТЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ / ГОРОДСКОЕ РАЗВИТИЕ / БРАУНФИЛД / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOFT AND HARD INFRASTRUCTURE / REAL-ESTATE INDUSTRY / HOUSING FINANCING / DEVELOPMENT PROJECTS / REAL ESTATE FINANCING / URBAN-DEVELOPMENT / BROWN FIELD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полховская Татьяна Юрьевна

Устойчивое развитие является приоритетной задачей Китая, которую правительство намерено решать, поощряя урбанизацию, повышая энергоэффективность, развивая «зеленые» отрасли, модернизируя и реструктурируя экономику, снижая загрязнения окружающей среды. Особая роль отводится «зеленым» и браунфилд девелоперским проектам городского развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические приоритеты реализации проектов устойчивого развития: опыт Китая»

Экономические приоритеты реализации проектов устойчивого развития: опыт Китая Т. Ю. Полховская ФБГОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет»

Китай стремится преобразовать вторую экономику мира из экономики, стимулируемой инвестициями, в экономику, стимулирующую устойчивое глобальное экономическое развитие. По мнению российских ученых, главными преимуществами китайской модели являются жесткая централизация системы, высокие мобилизационные возможности, внушительные результаты реформ в экономике, при этом они отмечают, что «мировой финансовый кризис значительно ускорил процесс «мирного развития» Пекина, которое, по замыслу китайских стратегов, должно было стать последовательным и эволюционным» [1, с. 9].

Устойчивое развитие (sustainabledevelopment) —экономический рост, улучшающий жизнь без загрязнения окружающей среды или истощения природных ресурсов, — является особенно серьезной проблемой в развивающихся странах, где массовая урбанизация происходит в момент, когда воздействие населения на окружающую среду достигает критической точки. В результате этот вопрос стал определяющим в современной политике Китая.

Наиболее остро проблема устойчивого развития проявляется в городах развивающихся стран, потому что они демонстрируют исключительные темпы роста. Именно там зарождаются новые идеи девелопмента и совершенствуются строительные нормы и правила, транспортные системы и разрабатываются моделигородского развития, необходимые для созидания устойчивого роста. Эти города изо всех сил пытаются расселить и трудоустроить миллионы мигрантов каждый год, тогда как представители правительственных структур ищут эффективные и возможные ответы.

Таким образом, Китай вынужден решать одновременно ряд задач: поддержание темпов экономического роста, урбанизации, повышение энергоэффективности, развития «зеленых» отраслей, модернизация и реструктуризация экономики, снижение загрязнения окружающей среды. При этом принципиальными положениями в выработанных директивных документах правительства являются:

— формирование оптимальной индустриальной структуры экономики для каждого этапа развития, которые различаются капиталоемкостью отраслей, оптимальными размерами фирмы, масштабами производства, маркетингом, структурированностью сделок, а также характером рисков. В результате, каждый хозяйствующий субъект каждой отрасли требует соответствующей гибкой (soft) и жесткой (^^инфраструктур1, способствующих его деятельности и продажам;

— непригодность дихотомии между двумя этапами экономического развития («развивающиеся страны» vs «промышленно развитые страны»), так как каждый этап развития экономики является точкой в широком спектре состояний экономики. Учитывая эндогенность производственной структуры на каждом этапе развития, цели модернизации промышленности и улучшения инфраструктуры в развивающихся странах не обязательно относятся к отраслям промышленности и инфраструктуре, которые существуют в промышленно развитых странах;

— императив экономического развития: диверсификация производства,

модернизация и соответствующие улучшения жесткой и мягкой инфраструктур, — представляет собой инновационный процесс. Новаторские компании, диверсифицирующие и модернизирующие процессы, генерируют неконкурентные11 неисключаемые111 публичные знания, которые используют другие фирмы™ В большинстве случаев улучшение инфраструктуры не может быть поглощено отдельной фирмой. Тем не

менее, они реализуют большие экстерналии^ чем другие фирмы. Таким образом, в дополнение к эффективным рыночным механизмам, государство должно играть активную посредническую роль в промышленной диверсификации и модернизации процессов (upgradingprocess) и улучшении инфраструктуры[2, с. 3].

Влияние государственной политики, реализуемой в рамках 12-го пятилетнего плана, как ожидается, будет различным: (1) благоприятнымдляновых перспективных отраслей, способных обеспечить глобальное лидерство (новые источники энергии и биотехнологии) и высокотехнологичных отраслей, стимулирующих потребление домашних хозяйств на территории Китая: авиакомпании, транспорт и туризм;

(2) рестриктивным (корректирующим, сдерживающим): недвижимость и коммерческие банки; (3) нейтральным.

Экономические субъекты, работающие на китайском рынке, должны внимательно следить за развитием государственной политики в области стимулирования внутреннего потребления (поощряемая урбанизация, оптимизация структуры инвестиций, развитие жесткой и мягкой инфраструктур, повышение доходов домашних хозяйств) [3].

Как считает правительство КНР, жесткие меры коррекции должны быть применены в отношении хозяйствующих субъектов сектора недвижимости и банков. Такое решение вызвано, очевидно, тем, что они, находясь в фарватере развития, смогли воспользоваться результатами экономического роста в большей мере, чем субъекты других секторов, нопока не предложилиинноваций для глобального лидерства и работающих моделей решения национальных задач, придерживаясь принципа Virtuspostnummos. Эти две отрасли, имеющие важное значение для экономического и социального благополучия страны, сталкиваются с серьезными структурными рисками и, как следствие, демонстрируют неустойчивость своих бизнес-моделей.

Сектор недвижимости Китая бурно развивался в течение последних лет, существенно способствуя росту ВВП и региональных бюджетов. Но перегретый рынок вызвал опасения появления спекулятивных пузырей и социальной нестабильности, связанной с ростом стоимости жилья. В пятилетнем плане правительства — 36 миллионов единиц доступного жизни и установление строгого контроля над жилищным кредитованием и рынком жилья.

Для фундаментального реформирования сектора недвижимости необходимо создать прибыльную и устойчивую бизнес-модель для ритейла и доступного жилья. Между тем, центральное правительство должно найти новые источники доходов для муниципалитетов, которые использовали средства отприбыльной продажи недвижимости для финансирования местных девелоперских проектов, а также узаконить альтернативные каналы инвестиций.

Коммерческие банки также быстро расширялись вслед за растущим рынком недвижимости, в первую очередь кредитуя девелоперов, и столкнулись с необходимость рефинансирования их обязательств. Для поддержания темпов роста прибыли банки должны определить новые источники дохода, например, кредитование малого и среднего бизнеса, e-Banking, менеджмент активов и риск-менеджмент, т. е. все направления, способные генерировать добавленную стоимость. Они также должны стать экспертами в толковании и нивелировании внутренних противоречий государственной политики, таких как борьба с инфляцией с одновременным финансированием малых и средних предприятий и стимулированием потребления домашних хозяйств.

После необходимого реформирования китайские банки будут беспрепятственно предлагать более сложные и разнообразные услуги, а финансовый сектор может вступить в новую эру конкуренции. Такое развитие событий потребует ноу-хау, квалификации, хорошо структурированных процессов и менеджмента. В настоящее время китайские банки испытывают неравенство возможностей, тем самым предоставляя шанс ведущим зарубежным институтам.

Правительство намерено трансформировать промышленность через инновации и модернизацию. Многие зрелые производители отстают от своих мировых конкурентов в области технологий, несут потери от избыточности мощностей, низкой эффективности и высокой степени производимых загрязнений.

План предусматривает преференции для производителей, которые используют передовые технологии, генерируют большую добавленную стоимость, обладают более высокой энергоэффективностью и демонстрируют более высокий уровень защиты окружающей среды. Бюджетная и налоговая политика в части всевозможных разрешений и экспортного регулирования, поощрения кооперации этих игроков способствуют развитию и консолидации бизнеса. Пятилетний план поощряет местные инновации, направленные на развитие ценности национальных брендов и интеллектуальной собственности.

Зрелые отрасли промышленности Китая особенно уязвимы с точки зрения зеленого развития: эта политика, вероятно, приведет к затратам, связанным с охраной окружающей среды, энергосбережением, уменьшением выбросов и использованием сырья в дополнение к давлению, связанному с ростом стоимости рабочей силы. Энергоэффективность и таргетирование выбросов двуокиси углерода, например, добавят требованийк таким отраслям, как цветная металлургия, энергетика, металлургия. Успех будет зависеть от способности компаний поддерживать нормальную прибыльность до тех пор, пока они не станут полностью соответствовать экологическим стандартам.

Для этой группы правительство принимает непосредственное регулирование. В стремлении создать национального лидера оно установило четкие руководящие принципы поощрения ускоренной консолидации отрасли, особенно в автомобилестроении, машиностроении (например, строительной техники), цветной и черной металлургии.

Государственные предприятия, которые управляют национальными инфраструктурными сетями (энергосистемы, железные дороги и телекоммуникации), будут неуклонно расти благодаря урбанизации и сильной поддержке со стороны правительства. При отсутствии реальной конкуренции главная ответственность этих компаний будет сосредоточена на использовании своих масштабов деятельностии производственной возможности успешной реализации запланированных внутренних проектов на уровне мировых стандартов качества и стоимости.

Улучшение инфраструктуры имеет решающее значение для городских программ девелопмента в стране, и центральное правительство заложило четкие планы по расширению проникновения и производительности железнодорожного сообщения Китая, эффективности и расширениюсети путей сообщения. Эти планы расширения будут использовать значительные государственные инвестиции,

гарантирующиегосударственным предприятиям и их поставщикам (в таких отраслях, как строительство, оборудование и металлургия) безрисковую норму доходности.

Однако естественные монополии Китая должны функционировать таким образом, чтобы эффективно финансировать расширяющееся строительство и эксплуатационные затраты, связанные с новыми источниками энергии, экологическими предписаниями иростом заработной платы. Государственные предприятия будут также чувствовать давление, направленное на введение инноваций и улучшение их бизнес-модели, нацеленной на доходность и высокое качество. Эти компании имеют большое значение для экономики Китая и могут рассчитывать на получение помощи в их совместной деятельности с мировыми технологическими лидерами и, в конечном счете, достичь мировых отраслевых стандартов. Иностранные компании весьма заинтересованы в продажах национальным инфраструктурным сетям, которые ясно предлагают все расширяющиеся возможности.

Рост стоимости земли и ужесточение национальных экологических стандартов стимулируют городские властик активной деятельности по переносу промышленных

предприятий в новые промышленные парки или в развивающиеся пригородныеэкономические зоны.

Многие предприятия, передислоцированные таким образом, инвестировали средства, полученные от продажи права землепользования в центральных частях городов, в покупку самых современныхпроизводственных технологий, оборудование контроля над выбросами, а также в покрытие затрат на перенос производства.

Хотя эта тенденция только начинает складываться, показательно что промышленные кластеры, отдаленные от городских центров, приносят экономию за счет роста производства достаточно большею, чтобы возместить понесенные затраты на модификацию инфраструктуры и нового оборудования, не говоря о существенных экологических выгодах от снижения выбросов загрязняющих веществ[4].

Одним из важнейших компонентов городской регенерации является реконструкция «:заброшенных»(«:браунфилд»)™промышленных объектов. Промышленные производства, перемещаясь из городских центров, оставляют заброшенные или малопригодные к дальнейшей эксплуатации земельные участки. Такие участки земли предоставляют широкие возможности для планирования, потому что часто они масштабныи расположены в городских районах с высокой стоимостью земли, что позволяет привлечь инвестиции в рекультивацию.

Китайские города, успешно сбалансировавшие устойчивое развитие и рост, инкорпорировали обе цели: 1) создание транспортных сетей общественного транспорта и благоустройство города: эффективный общественный транспорт вытесняет автомобили с городских дорог, сокращает выбросы и перегруженность; 2) зеленые пространства обеспечивают экологические оазисы, которые сделают города более привлекательными местами для проживания и работы. Наиболее эффективные города признали эти преимущества и включили в программы работ усилия по улучшению общественного транспорта и расширению зеленых насаждений в своих программах развития.

Литература:

1.Лузянин С. Г., Мамонов М. В. Китай в глобальных и региональных измерениях.

Ресурсы и маршруты «возвышения». — Китай в мировой и региональной политике. —

М.: ИДВ РАН, 2011. — 254 с.

2.Lin, J. Y. New Structural Economics. A Framework for Rethinking Development. — The

World Bank February 2010, Policy Research Working Paper 5197.

3.Li G., Woetzel J. What China’s five-year plan means for business. —McKinsey Quarterly,

JULY 2011.

4.Woetzel J. How green are China’s cities? — McKinsey Quarterly, JANUARY 2011.

і Примеры жесткой инфраструктуры — электрогенерация, транспорт и телекоммуникационные системы. Мягкая инфраструктура включает финансовую систему и регулирование (технические нормы; административные положения и правила и т. п.), систему образования, правовые рамки, социальные сети, культурные ценности и другие неосязаемые системы в экономике.

II Неконкурентное благо — общественное благо, потребление которого одним индивидуумом не мешает потреблению данного блага другими индивидуумами.

III Неисключаемое благо — общественное благо, от потребления которого невозможно отстранить неплательщиков, т. е. лицо, не оплачивающее потребление таких благ, исключить из потребления этих благ невозможно, или требуются значительные затраты.

™ Новое знание как общественное благо (обладающее свойствами неконкурентностии неисключительности) предоставляется государством для всего или большинства населения страны, на его финансирование государство использует бюджетные фонды, сформированные из налогов; частный сектор, в виду указанных особенностей (см. сноски выше), не будет иметь возможностиназначать плату за общественные блага, и потому он оказывается незаинтересованным в их производстве.

v Экстерналии — воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

и Браунфилд (brownfield) — бывшие, недействующие или неэффективно используемые, как правило, промышленные территории, имеющие при этом потенциал повторного использования и редевелопмента. Территория этих участковможет иметь обременения в виде загрязнений почв, непригодных для эксплуатации зданий, изношенной инфраструктуры т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.