Научная статья на тему 'Китайский опыт регулирования банковской активности в финансировании недвижимости'

Китайский опыт регулирования банковской активности в финансировании недвижимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ФИНАНСИРОВАНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ / ДЕВЕЛОПМЕНТ И СТРОИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИПОТЕЧНЫЕ КРЕДИТЫ / КРЕДИТНОЕ РАЦИОНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ АКСЕЛЕРАТОР / CHINA / REAL ESTATE FINANCING / DEVELOPMENT AND CONSTRUCTION / STATE REGULATION / MORTGAGE LOANS / CREDIT RATIONING / FINANCIAL ACCELERATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боян Ян, Чэнчжи У.

Кредитное рационирование по-китайски отличается тем, что (i) проводимая политика минимизации риска «перегрева» отдельных отраслей и связанных с ними экономических агентов инициирована государством, и ( ii) крупнейшие коммерческие банки, выполняя требования монетарных властей по к редитному рационированию, не вступают в конфликт со своим главным акционером (принципалом) — государством. Снижение доли строительных кредитов в портфелях крупнейших банков Китая в 2009–2010 гг. свидетельствует об эффектах сжатия кредитного предложения и, вероятно, является примером кредитного рационирования, первый тип которого предполагает произвольное ограничение кредитором величины кредита, а второй — игнорирование кредитных заявок заемщиков. Увеличение доли ипотечных кредитов в кредитных портфелях банков указывает на эффективное применение финансового (кредитного) акселератора в отношении рынка ипотечного кредитования и позволяет минимизировать потери кредитора при негативном изменении цен на жилую недвижимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The credit rationing in Chinese is distinctive in that (i) the action policy of «overheating» risk minimization of particular economic sectors and their associated economic agents was initiated by the state and (ii) the largest commercial banks by the fulfillment of credit rationing requirements of the monetary authorities do not collide with its primary shareholder (principal) — the state. The drawdown of construction loans in the largest banks of China portfolios in 2009–2010 evidence the credit supply-concentration effect and provide an example of the credit rationing, the first type of which assumes the arbitrary limitation the loan value by the lender, and the second — the disregard of borrowers’ loan applications. The mortgage loans growth in the loan portfolios of banks indicates the effective application of financial (credit) accelerator for the mortgage market and allow for minimizing lender’s losses by the negative movements of the residential real estate prices.

Текст научной работы на тему «Китайский опыт регулирования банковской активности в финансировании недвижимости»

Ян Боян

Аспирант кафедры «Финансы и кредит» Ростовского государственного

строительного университета Эл.почта: [email protected]

У Чэнчжи

Аспирант кафедры «Финансы и кредит» Ростовского государственного

строительного университета Эл.почта: [email protected]

КИТАЙСКИЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ АКТИВНОСТИ В ФИНАНСИРОВАНИИ НЕДВИЖИМОСТИ

Кредитное рационирование по-китайски отличается тем, что (I) проводимая политика минимизации риска «перегрева» отдельных отраслей и связанных с ними экономических агентов инициирована государством, и (п) крупнейшие коммерческие банки, выполняя требования монетарных властей по кредитному рационированию, не вступают в конфликт со своим главным акционером (принципалом) — государством. Снижение доли строительных кредитов в портфелях крупнейших банков Китая в 20092010 гг. свидетельствует об эффектах сжатия кредитного предложения и, вероятно, является примером кредитного рационирования, первый тип которого предполагает произвольное ограничение кредитором величины кредита, а второй — игнорирование кредитных заявок заемщиков. Увеличение доли ипотечных кредитов в кредитных портфелях банков указывает на эффективное применение финансового (кредитного) акселератора в отношении рынка ипотечного кредитования и позволяет минимизировать потери кредитора при негативном изменении цен на жилую недвижимость.

Ключевые слова: Китай, финансирование недвижимости, девелопмент и строительство, государственное регулирование, ипотечные кредиты, кредитное рационирование, финансовый акселератор

Финансовый кризис нанес ощутимые удары по развивающимся странам Азии; и хотя внутрирегиональная торговля в предкризисные годы выросла значительно, им не удалось избежать серьезных последствий: экспорт большинства стран упал более чем на 30 % в 2008-2009 гг., а общий экономический рост кардинально замедлился. Как отмечают эксперты, кризис поставил под сомнение утверждение, что региональная экономика сократила зависимость от Запада, однако скорость и сила ответа Азии показали, что в вопросах восстановления экономики азиатские страны готовы лидировать даже среди более развитых партнеров. Возросшая инвестиционная активность, основой которой стали национальные банковские институты, была направлена на финансирование транспортного и жилищного строительства, энергетики и других объектов инфраструктуры.

По мнению большинства, экспертов [1, 2], наиболее амбициозный план был разработан и реализован в Китае: правительство, полагаясь в основном на государственные банки, стимулировало рекордные объемы кредитования инфраструктурных проектов, что, в конечном счете, укрепило всю экономику страны. В результате предпринятых мероприятий ВВП Китая вырос на 10,3 % в 2010-м г. (прогноз World Bank — 9,3 % в 2011-м г.), и страна превзошла Японию, став второй по величине экономикой в мире. Предпринятые антициклические меры фискального и денежно-кредитного регулирования оказали эффективное содействие стабилизации и восстановлению производства, так как были направлены на стимулирование спроса, сохранение доверия потребителей и инвесторов. Правительство Китая, учитывая уроки Азиатского кризиса конца 90-х гг., принимает текущие решения, основываясь на современных научных подходах и принципах, которые, с одной стороны, предписывают селективно ограничивать чрезмерную банковскую инвестиционную активность [3], а с другой, не предполагают коррекционных мер в отношении финансовых процессов вне контекста динамики экономического роста и колебания деловой активности [4, с. 6].

По мнению Кругмана, Азиатский кризис конца 90-х гг. начался «с финансовых посредников — институтов, обязательства которых воспринимались как неявно гарантированные правительством, но в сущности нерегулируемые и, следовательно, подверженные серьезным проблемам морального риска. Чрезмерное рискованное кредитование этих институтов породило инфляцию — не товарную, но ценовую». Интенсивность циклического расширения, поддерживаемая рискованным кредитованием, стимулирует рост цен рисковых активов. Таким образом, «самореализующийся финансовый кризис при проседании цен активов подрывает банки, крах которых санкционирует падение цен» [3].

Директивное сокращение инвестиционной активности не может способствовать снижению рисков, но кредитное рационирование (credit

rationing — ситуация, в которой кредиторы не желают расширять кредит (ссуду) заемщикам по действующей рыночной процентной ставке [4]) и снижение негативного эффекта финансового (кредитного) акселератора (financial accelerator) в условиях экономической системы, которая сложилась в Китае, позволяют улучшить качество кредитных портфелей банков, строго соблюдающих предписания макрорегулятора. Кредитное рационирование по-китайски ориентировано на минимизацию риска «перегрева» отдельных отраслей и связанных с ними взаимозависимых экономических агентов, и «...если какое-то звено в этой цепочке испытывает рационирование в кредите, то это ведёт к воспроизводству рационирования у фирм-партнеров» [5, с. 25]. Банковская конкуренция за хороших, но отвергнутых — «чужих» — заемщиков, как отмечает Стиглиц [6, с. 409], практически исключена: «банки редко стремятся увести клиентов своих конкурентов, так как они преуспеют лишь в привлечении наименее прибыльных из них». Кроме того, китайская специфика состоит и в том, что крупнейшие коммерческие банки (см. табл. 1), удовлетворяя требования денежнокредитных властей по кредитному рационированию, не вступают в конфликт со своим главным акционером (принципалом) — государством.

Как считает Столбов, наибольшее значение финансового (кредитного) акселератора отмечается в странах с промежуточным состоянием финансовой системы, в которых «длительные периоды кредитной экспансии. оборачиваются реверсом позитивных изменений», в результате чего внешние шоки, сокращающие чистое богатство заемщиков (ликвидные активы и залоговые стоимости прочих активов), многократно возрастают, оказывая влияние на объем выпуска и текущие расходы (потребление). Иначе говоря, большая доступность источников финансирования недвижимости (высокое LTV-ratio) стимулирует рост цен недвижимости и ведет к увеличению реального богатства заемщиков по мере роста стоимости залога в условиях фазы экономического роста, но резко снижает его в период спада

Мировой кризис предоставил властям Китая возможность построить необходимую инфраструктуру внутренних регионов, девелоперские проекты которой откладывались в докризисный период из-за риска инвестиционного перегрева экономики. Экономическое стимулирование в Китае связано не только с непосредственным ростом экономики за счет прямых (инвестиционных) расходов, но также и с мультиплицирующими эффектами девелоперской деятельности во внутреннем Китае, и, в конечном счете, с увеличением потребления.

В настоящее время перед азиатскими странами стоит инфляционная проблема, которая угрожает вылиться в пузыри активов (в особенности недвижимости) и которую центральные банки региона решают через повышение процентных ставок и резервных требований.

Национальные банковские регуляторы (Комиссия по регулированию банковской деятельности — China Banking Regulatory Commission, CBRC; Народный банк Китая — People’s Bank of China, PBC), справедливо полагая, что кредитный бум не может длиться вечно, ужесточили требования в банковском деле (особенно для больших, системообразующих банков) и внедрили «осмотрительную макроэкономическую структуру», которая предъявляет более высокие требования к капиталу кредитных институтов. Предпринятые меры позволили полностью согласовать банковский сектор страны с новой глобальной нормативной базой (Базель III, вступает в силу с 2012 г.).

Таблица 1

Крупнейшие коммерческие банки Китая («4 + 1»)

Наименование банков Год Собствен- Рейтинги 2010

основ. ность Регион. Мировой*

Промышленный и коммерческий банк Китая — ICBC 1984 госуд. (70%) 1 6

Строительный банк Китая — CCB 1954 госуд. (57%) 2 8

Банк Китая — BOC 1905 госуд. (67%) 3 9

Сельскохозяйственный банк Китая — ABC 1951 госуд. (100%) 4 14

Банк коммуникаций — BOCOM 1908 госуд. (27%) 5 35

*Приведено по «The banker»: www.thebankerdatabase.com

Банковский сектор Китая огромен и на конец 2010-го г. включал

2 политических банка (Китайский экспортно-импортный банк и Китайский сельскохозяйственный банк развития) и Банк развития Китая; 5 крупных коммерческих банков «4+1»: «большая четверка» плюс Банк коммуникаций (см. табл. 1); 12 акционерных коммерческих, 147 городских коммерческих, 85 сельских коммерческих, 223 сельских кооперативных банков, 2646 сельских кредитных кооперативов, почтовый сберегательный банк, 40 зарегистрированных иностранных банковских учреждений и 90 филиалов иностранных банков. В целом, число банковских учреждений — 3769, располагающих 196 тыс. отделений и 2,99 млн. человек персонала [7].

По новым правилам системообразующим финансовым институтам необходимо будет поддерживать минимальный коэффициент достаточности капитала в 11,5 %, а другие не системообразующие финансовые институты должны поддерживать коэффициент достаточности капитала на уровне

10,5 %. Средневзвешенный коэффициент достаточности капитала у китайских банков достиг 12,2 % в конце 2010-го г. (на 0,8 п. п. выше, чем в 2009 г.).

Наряду с ликвидацией отставания от международных стандартов, основанных на Базельских соглашениях II и III, китайские монетарные власти добавили параметры нормирования левериджа и коэффициентов ликвидности. Они также установили коэффициент резервирования (provision ratios) по кредитной задолженности (outstanding loans) и сохранили некоторые традиционные китайские требования: отношение кредитов к депозитам (не более 75 %), перманентное стресс-тестирование для некоторых волатильных секторов (связанных с недвижимостью). Коммерческие банки, выполняя директивы CBRC, начнут применять новые стандарты с 2012-го г. и будут соответствовать всем требованиям Базель III к 2016-му г. (на два года

раньше графика, предусмотренного БМР (Банк международных расчетов — Bank for International Settlements, BIS).

Требуемое нормативное отношение собственного капитала к общей сумме активов (ratio of core capital to total assets) будет установлено на уровне 4 %, на один п. п. выше, чем требуется в соответствии с Базель III. Норма резерва на убытки по кредитам (ссудам) (NPL — non-performing loans), то есть объем средств, направляемых на покрытие проблемных кредитов (займов) против непогашенных займов, устанавливается в размере

2,5 % с льготным периодом в два года для крупных банков.

Некоторые аналитики предупреждают, что бум кредитования с 2008го по 2010-й гг. может привести к неопределенным рискам в будущем, в 2011-м г. демонстрируется некоторое снижение темпов банковского кредитования, что позволяет предположить неизбежность спада на фоне ужесточения регламентирующих требований. Другие же аналитики отмечают, что применение более осторожной, предусмотрительной политики не нанесет ущерба прибыльности: банки располагают достаточными

резервами («подушками») прибыли, чтобы справиться с непредвиденными обстоятельствами, и устойчивый тренд доходов не будет изменен вследствие применения более осмотрительной политики. Аналитики полагают, что банки, скорее всего, заблаговременно учли новые требования в своих стратегиях [8].

Сформированная банковская система, возглавляемая PBC, основана на том, что национальные коммерческие банки (прежде всего «4+1») выступают в качестве системообразующего элемента, а другие банки и финансовые институты — как дополняющие. Институты финансирования недвижимости Китая стали формироваться после третьего пленума КПК (декабрь 1978 г.); основные задачи, которые им предстояло решать, были связаны с удовлетворением финансового спроса, возникшего в ходе реализации жилищных реформ, ценами рынка недвижимости и достижением устойчивого экономического роста.

Градуальный переход от умеренно мягкой денежно-кредитной политики и текущего контроля рынка недвижимости позволяет сохранять темпы экономического роста в Китае в 2011-м г. на стабильном уровне. После завершения крупномасштабного плана экономического стимулирования прошедшего периода экономический рост будет основываться на сформировавшихся драйверах, но с учетом изменчивости внешних условий. В частности, кредитная политика банков Китая должна соответствовать требованиям директивы «Трех мер и одного руководящего принципа» («Three Measures and One Guideline»), разработанной CBRC (2009) на строго научных принципах [7]. Директива ориентирована на минимизацию рисков кредитования заемщиков, относящихся к трем целевым группам: местным органам власти, сектору недвижимости и отраслям с (i) высоким уровнем потребления энергии, (ii) высокими загрязнениями и (iii) избыточными мощностями. Отрасли и сферы деятельности («6+1»), на которые распространяются меры макроэкономического государственного контроля, включают шесть отраслей экономики, а именно: черную и цветную металлургию, силикатную (цементную), угольную, химическую, судостроение, а также сектор недвижимости плюс местные органы власти, которые могут рассчитывать на кредиты банков только при условии сформированных устойчивых источников погашения. Банкам предписано осуществлять строгий контроль в предоставлении ссуд местным органам власти и в соответствии с предложенной классификацией разрабатывать совместно с такими заемщиками надлежащий финансовый механизм, формировать перечень одобренных городов и территорий и осуществлять контроль их лимитов заимствования. Кроме того, банки разработали дифференцированные кредитные политики для всех регионов, позволяющие контролировать количество и целевое использование ссуд в ключевых районах девелопмента, а также качество проектов. Разработанные нормативные требования были применены к существующим ссудам и

позволили принять необходимые меры по снижению риска для сохранения качества кредитных активов.

Кроме того, введен строгий контроль над доступностью кредитов для всех заемщиков и проектов: только заемщики с достаточной величиной денежных потоков и участвующие в ключевых проектах, поддерживаемых правительством, могут получить кредит на хороших условиях. Банки «4+1» подняли входной порог, изменили ценообразование кредитных продуктов, ужесточили критерии предоставления новых кредитов заемщикам «6+1», а также усилили контроль их кредитного риска. Действующие кредиты этих заемщиков перманентно распаковывались, пересматривались и корректировались в случае необходимости. Проводимая банками «4+1» кредитная политика нашла свое отражение в снижении темпов роста кредитного портфеля (см. табл. 2).

Пять крупнейших банков Китая играют лидирующую роль на рынке финансирования недвижимости, который, с одной стороны, включает краткосрочные кредиты девелопменту и строительству, а с другой — долгосрочные ипотечные кредиты. Сбалансированность финансовокредитной политики банковских институтов в отношении краткосрочного и долгосрочного финансирования недвижимости предопределяет эффективность экономического развития регионов и способствует созданию инструментов и стимулов, предотвращающих зарождение финансовых пузырей рынка недвижимости.

Таблица 2

Динамика основных балансовых показателей крупнейших банков КНР по МСФО, на к. г., ¥ млрд.*__________________

Показатели 2004 2005 | 2006 2007 2008 2009 2010

ICBC

Собств. капитал (536)** 260 471 544 607 679 822

Активы — всего 5 042 6 456 7 509 8 684 9 757 11 785 13 459

Кредиты — всего 3 708 3 290 3 631 4 073 4 572 5 729 6 791

т^кред. К(Ц) 1,00 0,89 1,10 1,12 1,12 1,25 1,19

CCB

Собств. капитал 196 288 330 422 468 551 701

Активы — всего 3 910 4 586 5 449 6 598 7 555 623 10 810

Кредиты — всего 2 174 2 395 2 796 3 183 3 684 4 693 5 526

т^кред. К(Ц) 1,00 1,10 1,17 1,14 1,16 1,27 1,18

B VW O C

Собств. капитал 205 226 413 451 494 545 676

Активы — всего 4 270 4 740 5 328 5 991 6 956 752 10 460

Кредиты — всего 2 146 2 152 2 338 2 754 3 190 4 797 5 538

т^кред. К(Ц) 1,00 1,00 1,09 1,18 1,16 1,50 1,15

А \ВС

Собств. капитал 78 80 84 (728)*** 291 343 542

Активы — всего 4 014 4 771 5 344 6 050 7 014 8 883 10 337

Кредиты — всего 2 590 2 829 3 139 2 709 3 015 4 011 4 788

т^кред. К(Ц) 1,00 1,09 1,11 0,86 1,11 1,33 1,19

BO COM

Собств. капитал 52 83 87 133 150 164 224

Активы — всего 1 144 1 423 1 719 2 110 2 683 3 309 3 952

Кредиты — всего 639 770 925 1 083 1 299 1 802 2 190

т^кред. К(Ц) 1,00 1,21 1,20 1,17 1,20 1,39 1,22

Примечания: К^' — коэс эфициент роста кредитов, цепной

* Источник: годовые отчеты банков ICBC, CCB, BOC, АВС, BOCOM с 2004 по 2010 гг.

** Для расчистки баланса (NPL=19,1 % портфеля) и подготовки для зарубежного листинга ICBC правительство организовало серию инъекций капитала, которые были профинансированы из золотовалютных резервов Китая в 2005 г.

*** С октября 2008 г. была начата акционерная реформа банка с последующими инъекциями капитала со стороны правительства, свертыванием плохих активов. С января 2009 г. учредительные документы были зарегистрированы и АВС стал исключительно государственным акционерным коммерческим банком.

С середины 2000-х гг. крупнейшие банки Китая были сосредоточены на расширении кредитного предложения девелоперам средних и крупных городов, выдвигая в качестве приоритетной цели строительное кредитование проектов доступного жилья эконом-класса и коммерческого жилья «стандартной» площади [9, с. 20]. Строительные кредиторы Китая не предоставляли кредиты тем девелоперам недвижимости, чей капитал в проекте или гарантии оплаты (outstanding certificates) составлял менее 35 % от стоимости строительного проекта. Также банки продолжали снижать LTV заемщиков (снижение LTV-ratio до 50 % против 70 % в предыдущие годы) по индивидуальным ипотечным кредитам, параллельно вводя запретительно высокие ставки кредитования (+ 30 п. п. к основной ставке ипотечного кредита) на вторые дома домохозяйств. С середины 2000-х гг. в стране

создавалась замкнутая система финансирования недвижимости, которая посредством целевого стимулирования спроса на первичном рынке жилья через систему ипотечного кредитования побуждала девелоперов недвижимости развивать деятельность в активно поддерживаемом государственной политикой сегменте доступного жилья.

С 2009-2010 гг. государственная политика в финансировании недвижимости, реализуемая через контролируемые кредитные учреждения, направлена на бескризисное развитие рынка недвижимости: пресечение спекуляции и предотвращение формирования пузыря. Для исполнения этих требований и поддержания рационального роста банки строго контролировали качественные и количественные параметры новых кредитов недвижимости. Действенность мер правительства и выполнение требований банками можно оценить по данным, приведенным в табл. 3.

Таблица 3

Объемы, динамика и структура финансирования недвижимости в кредитных _____________портфелях китайских банков («4+1»), %, на к. г.*_________

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Объемы финансирования, ¥ трлн.

Финансирование недвижимости 2,01 2,50 2,86 3,81 4,48 5,59 7,13

строительные кредиты 0,92 0,94 1,12 1,62 2,07 2,11 2,67

ипотечные кредиты 1,09 1,56 1,74 2,18 2,41 3,48 4,46

Коэффициент роста, и епной (К (Ц)}

финансирования недвижимости 1,00 1,24 1,15 1,33 1,18 1,25 1,27

строительных кредитов 1,00 1,02 1,19 1,45 1,28 1,02 1,26

ипотечных кредитов 1,00 1,43 1,12 1,26 1,11 1,44 1,28

Удельный вес (в кредитных портфелях), %

финансирования недвижимости, в том числе 17,84 21,83 22,28 27,57 28,45 26,59 28,70

— строительных кредитов 8,16 8,22 8,75 11,77 13,15 10,02 10,74

— ипотечных кредитов 9,68 13,60 13,54 15,80 15,30 16,57 17,97

* Источник: годовые отчеты банков ICBC, CCB, BOC, АВС, BOCOM с 2004 по 2010 гг.

Снижение доли строительных кредитов в 2009-2010 гг. свидетельствует

об эффектах сжатия кредитного предложения и, вероятно, является примером

кредитного рационирования, первый тип которого предполагает произвольное ограничение величины кредита кредитором, а второй — игнорирование кредитных заявок заемщиков. Увеличение доли ипотечных кредитов в кредитных портфелях банков указывает на эффективное применение финансового (кредитного) акселератора в отношении рынка ипотечного кредитования (особенно, если принять во внимание данные о динамике ипотечного кредитования в Европе и США после 2007-го г.), и позволяет минимизировать потери кредитора при негативном ценовом изменении цен на жилую недвижимость. Директивные решения макрорегулятора КНР, основанные на научных принципах и подходах, получили верифицируемое практическое воплощение, которое на уровне банков состоялось как:

— разработка и осуществление дифференцированной региональной кредитной политики в соответствии с национальным стратегическим планированием, активное поддержание кредитного спроса, вытекающего из целей регионального развития;

— активизация в соответствии с нормативными требованиями кредитного менеджмента «фактического кредитования — фактические выплаты (платежи по кредитам) — способность нести платежную нагрузку», для чего были оптимизированы процедуры кредитного обзора (credit review1) и процедуры одобрения и выдачи кредита (disbursement approval processes) девелоперам;

— коррекция стратегий кредитной промышленной политики в отношении ряда отраслей, рыночных возможностей и рисков;

— усовершенствование процедур и стандартов углеродного финансирования (green credit system), расширение сферы кредитования значимых отраслей и клиентов, предлагающих проекты и мероприятия в области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Credit review (англ.) — кредитный обзор, анализ кредитором кредитной истории и текущей платежеспособности заемщика и аналитический обзор состояния кредита.

энергосбережения, охраны окружающей среды, утилизации бытовых и промышленных отходов и развития низкоуглеродной экономики;

— введение строго контролируемых процедур предоставления кредитов отраслям с высоким (избыточным) уровнем потребления энергии, выбросов и мощностей;

— минимизация ограничений по вновь выдаваемым кредитам, направляемым в строительство объектов инфраструктуры, энергогенерации, гражданское строительство в сельской местности;

— поддержание умеренного роста кредитования бизнес-недвижимости сельскохозяйственного назначения и проведение реструктуризации кредитной задолженности по смешанной (жилой и производственной) недвижимости клиентов, живущих и работающих в сельской местности;

— введение лимитов на строительные кредиты одобренных девелоперов в крупных и средних городах, оптимизация их деятельности в соответствии со складывающейся структурой потребления, реализация требований по ускоренному возмещению ссудной задолженности, стимулирующей рост объемов продаж недвижимости;

— предоставление ипотечных кредитов домохозяйствам для покупки стандартизированного доступного типового жилья первичного рынка при достаточности их уровня заработной платы и для непосредственного проживания;

— соблюдение введенных ограничений на покупку второго дома, жилой недвижимости, являющейся объектом инвестиций и спекуляций, а также жилья премиум-класса;

— согласование ассортимента ссуд недвижимости домохозяйствам в соответствии с расширяющейся поддержкой правительством строительства субсидируемого доступного жилья и кредитования земельного девелопмента, предоставление новых кредитов для проектов строительства компенсационных квартир;

— расширение практики менеджмента проблемных активов (non-performing loan management — NPL management), обеспечения, предоставленного в залог проблемными заемщиками, расширение практики принудительной ликвидации проблемных кредитов (NPL) для улучшения качества кредитных активов банков (ликвидация прежде всего проблемных строительных и ипотечных кредитов).

Как следует из приведенного перечня мероприятий по коррекции финансово-кредитной активности и полученных результатов деятельности банков «4+1», основная цель — минимизация рисков формирования пузыря в секторе недвижимости - достигнута (с точки зрения уже сформировавшихся макроэкономических условий). Однако перспективы динамичного развития экономики Китая на фоне глобальной финансовой неопределенности будут зависеть от эффективности мер коррекции и стимулирования, основой для выработки которых являются взвешенные научные подходы и методы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1 Clouse Т. Asia acts amid adversity // Global Finance. Режим доступа: http : //www. gfmag.com/.

2 Beck J. China’s march to the top continues // The Banker. Режим доступа: http://www.thebanker.com/.

3 Krugman P. What Happened to Asia? 1998. January (http://web.mit.edu/krugman/www/DISINTER.html).

4 The New Palgrave Dictionary of Economics — http://www.dictionaryofeconomics.com/article?id=pde2008_C000438.

5 Столбов М. И. Финансы и экономическая нестабильность. Роль финансовых посредников и рынков в трансмиссии колебаний деловой активности (научный доклад) — М.: Институт экономики РАН, 2010. — 50 с.

6 Stiglitz J. E., Weiss A. Credit Rationing in Markets with Imperfect Information. — The American Economic Review, Vol. 71, №. 3 (Jun.,

1981), pp. 393-410.

7 China Banking Regulatory Commission. — http://www.cbrc.gov.cn

8 Timewell S. Chinese banks respond to tighter regulation // The banker,

30 June, 2011. Режим доступа: http://www.thebanker.com.

9 Полховская Т. Ю. Государственное регулирование системы финансирования недвижимости: опыт Китая // Финансовые исследования, 2011, 2 (31), 15-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.