Научная статья на тему 'Экономические преступления, коррупция в сфере образования как системные угрозы устойчивому развитию и модернизации'

Экономические преступления, коррупция в сфере образования как системные угрозы устойчивому развитию и модернизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
417
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

(интервью заместителя начальника Департамента экономической безопасности МВД России А.В. Шишко Информационному агентству РБК) Несмотря на снижение в целом количества преступлений в России в 2010 г., криминализация отдельных сфер, в том числе экономики, остается достаточно высокой. Это подтверждают данные Департамента экономической безопасности МВД России по линии борьбы с нелегальным оборотом древесины, рыбы и икры, а также алкоголя. О том, какие масштабы приобрели факты расхищения народного богатства в 2010 г., сколько смертельно опасного алкоголя обезврежено благодаря сотрудникам милиции, а также насколько выросли аппетиты коррупционеров в сфере образования, в интервью Информационному агентству РБК рассказал заместитель начальника Департамента экономической безопасности МВД России полковник милиции, кандидат экономических наук А.В. Шишко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические преступления, коррупция в сфере образования как системные угрозы устойчивому развитию и модернизации»

экономические преступления, КОРРУПЦИЯ в сфере образования

как системные угрозы

_ __ ^

устойчивому развитию и модернизации*

(интервью заместителя начальника департамента экономической безопасности МВд России А. В. Шишко Информационному агентству РБК)

Несмотря на снижение в целом количества преступлений в России в 2010 г., криминализация отдельных сфер, в том числе экономики, остается достаточно высокой. Это подтверждают данные Департамента экономической безопасности МВД России по линии борьбы с нелегальным оборотом древесины, рыбы и икры, а также алкоголя. О том, какие масштабы приобрели факты расхищения народного богатства в 2010 г., сколько смертельно опасного алкоголя обезврежено благодаря сотрудникам милиции, а также насколько выросли аппетиты коррупционеров в сфере образования, в интервью Информационному агентству РБК рассказал заместитель начальника Департамента экономической безопасности МВД России полковник милиции, кандидат экономических наук А. В. Шишко.

— Алексей Валерьевич, ежегодно сотрудники Департамента экономической безопасности МВД России проводят оперативно-профилактические мероприятия, направленные на борьбу с преступлениями в лесопромышленном комплексе, а также с фактами браконьерства. Каковы их результаты?

— По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в январе-октябре 2010 г. на территории России выявлено 3,83 тыс. преступлений экономической направленности, совершенных в сфере лесозаготовок, обработки древесины, на целлюлозно-бумажном производстве, из них 2,3 тыс. — в крупном и особо крупном

' Публикуется в сокращении.

размере. Обеспечено возмещение причиненного материального ущерба на сумму 1,9 млрд руб. В рамках операции «Лес», которая традиционно проводится зимой, в IV квартале 2009 г. — I квартале 2010 г. выявлено 3,9 тыс. преступлений, в том числе более 1,5 тыс. преступлений, совершенных в крупном, особо крупном размере либо причинивших крупный ущерб, 46 правонарушений совершены организованными преступными группами и сообществами. В ходе оперативных мероприятий изъято имущество, денежные средства и ценности на сумму 290 млн руб. В IV квартале 2010 г. выявлено уже 1 647 преступлений, в том числе в сфере заготовки древесины — 1 523, переработки — 45, реализации лесоматериалов — 76. При этом более 1 тыс. преступлений были совершены в крупном либо особо крупном размере, 28 — организованными группами и преступными сообществами, 11 — мигрантами, 41 — работниками лесничеств. Размер причиненного ущерба составил более 1,7 млрд руб. Изъяты имущество, денежные средства и ценности на сумму более 257,3 млн руб. В частности, сотрудниками МВД России пресечена деятельность группы лиц, которая приобретала за наличный расчет лесоматериалы и незаконно вывозила их в КНР. При таможенном оформлении экспорта лесопродукции предоставлялись фитосанитарные сертификаты, полученные обманным путем на основании заведомо ложных сведений о происхождении товара, внесенных в заявки на их получение. Общая стоимость незаконно перемещенной древесины составила 1,5 млрд руб. Кроме того, установлен экологический ущерб от незаконных порубок, размер которого

- 49

составил 5 млрд руб. По данным фактам в мае 2010 г. было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 188 УК РФ (контрабанда). Борьба с действующими в данной сфере группировками — основное, но не единственное направление работы сотрудников милиции. Выявляются и преступления, совершенные должностными лицами. Так, по материалам МВД России, Главного управления МВД России по Уральскому федеральному округу, Управления ФСБ России по Челябинской области в июне 2010 г. возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 290 УК РФ в отношении главы муниципального образования «Катав-Ивановский район», который получил от генерального директора коммерческой фирмы взятку в виде занижения покупной стоимости древесины на 4,8 млн руб. для ее последующей перепродажи. По материалам ГУВД по Нижегородской области в октябре 2010 г. возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 285.1 УК РФ в отношении должностных лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, которые осуществили нецелевое расходование средств федерального бюджета на сумму 19,3 млн руб. путем возмещения арендаторам лесных участков затрат на выполнение работ по воспроизводству лесов, а также оплаты ликвидационных расходов трех лесхозов. Для борьбы с незаконным оборотом биоресурсов ежегодно проводится операция «Барьер». По ее результатам в январе-ноябре 2010 г. выявлено 1 249 преступлений, в том числе около 1,2 тыс. фактов незаконного вылова водных биоресурсов, 26 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также против интересов службы в коммерческих организациях. Раскрыто 311 преступлений, совершенных группами лиц по предварительному сговору и организованными группами. Изъято более 1,8 тыс. т незаконно добытых водных биологических ресурсов на общую сумму более 243 млн руб., около 45 тыс. орудий лова, 26 рыбопромысловых судов. В частности, сотрудниками МВД России и ФТС России пресечена противоправная деятельность организатора и трех участников преступной группы с международными связями, которые осуществляли незаконную добычу морских биоресурсов (краба) и их контрабанду в Японию и Южную Корею. Установлено, что участниками группы использовались 20 судов рыбопромыслового флота, ходивших под флагами РФ, Камбоджи, Белиза и являющихся собственностью подконтрольных группировке коммерческих компаний, зарегистрированных в Сахалинской области. В ходе противоправной деятельности организованной

50 -

группой незаконно добыто и контрабандным путем перемещено за рубеж 173,7 т водных биоресурсов. Доходы лидера и участников группы составили около 20 млн долл., которые в дальнейшем были легализованы через счета физических и юридических лиц, открытые в банковских учреждениях РФ, США, Канады, Южной Кореи, Дании, Германии, Латвии, Эстонии, Кипра, Гонконга, Нидерландов, Японии, Китая. По данному факту в октябре 2010 г. возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 188 УК РФ (контрабанда). Всего же, по данным официальной статистики МВД России, в 2010 г. на территории РФ выявлено 530 преступлений, связанных с незаконным оборотом биологических ресурсов. Раскрыто 28 преступлений, совершенных организованной группой или преступным сообществом. Выявлены 300 лиц, совершивших преступления, в отношении 417 лиц уголовные дела направлены в суд.

— Недавно в России были введены существенные ограничения на оборот черной икры. Как это сказалось на динамике преступности?

— По оценкам Департамента экономической безопасности МВД России, нелегальный оборот «черной» икры удалось несколько снизить, хотя эти проблемы еще актуальны для ряда регионов, в первую очередь Дагестана, Калмыкии, Астраханской области. Ни для кого не секрет, что купить такую икру на рынках по-прежнему можно «из-под полы». Сотрудники ДЭБ МВД России проводят целенаправленные оперативно-розыскные мероприятия по борьбе с реализаторами такой продукции, сейчас уже есть конкретные примеры, когда арестовывались крупные партии, привлекались к ответственности организаторы поставок. Например, в результате проведенных в октябре 2010 г. совместных с Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю мероприятий перекрыты каналы поставок из Дальневосточного федерального округа в другие регионы страны незаконно добытых биоресурсов (гребешка) и икры рыбы осетровых пород. По фактам незаконного перемещения 10 т гребешка и более 100 кг икры возбуждено два уголовных дела по ст. 256 УК РФ.

— Почему борьба с преступлениями в сфере лесопромышленного комплекса и оборота биоресурсов проводится именно в формате комплексных операций? В чем их особенность?

— Текущая работа, конечно, идет по всем без исключения направлениям. В то же время сезонность, территориальная распределенность данных преступлений требуют применения комплекса сил

и средств в определенное время в определенном месте. Исходя из анализа складывающейся ситуации, проводятся комплексные мероприятия, в которых задействуются различные подразделения как органов внутренних дел, так и других органов исполнительной власти, контролирующих органов, спецслужб и т. д. Например, операция «Лес» традиционно проводится в зимний период, когда наиболее активно идут лесозаготовки. Такие операции всегда имеют межведомственный характер, что позволяет достичь высокого эффекта. Задействуются и силы таможни, и ФСБ, и прокуратуры, и Рослесхоза. Используется информация Росфинмониторинга. Результат же заключается в следующем: недопущение нанесения ущерба природным богатствам, недопущение нанесения ущерба бюджету в виде непоступивших таможенных пошлин и защита законопослушных лесопользователей. Взаимодействие в этом вопросе очень актуально, потому что одно дело — когда подразделения экономического блока занимаются выемками документов, оперативно-розыскными мероприятиями, а другое дело — когда к нам подключаются другие подразделения, например подразделения ГИБДД, которые отслеживают ситуацию на дорогах. Другие мероприятия также проводятся в соответствующее время. Например, операция «Алкоголь» проводится в предпраздничный период, когда приобретает массовый характер завоз, в том числе некачественного алкоголя. Такие мероприятия проводятся во взаимодействии с другими компетентными ведомствами, например с Росалкогольрегулированием. Выявляются подпольные цеха, отзываются лицензии. Результат — защита здоровья граждан, так как периодически изымаются напитки, опасные для здоровья, и защита бюджета и законопослушных предпринимателей, которые добросовестно уплачивают акцизы, следят за качеством продукции. Одним из важнейших аспектов таких комплексных мероприятий является профилактика. Когда вопрос на слуху, когда СМИ и обсуждения внутри бизнес-сообщества свидетельствуют о том, что за незаконную предпринимательскую деятельность вполне реально попасть в тюрьму, количество желающих совершать такие преступления снижается. По итогам всех операций подводятся итоги: кто сработал более эффективно, кто — менее эффективно, вносятся определенные коррективы в планы по проведению последующих операций с учетом тех проблем, с которыми столкнулись. Соответственно, следующая операция должна быть эффективней, чем предыдущая. Поэтому при общем снижении на треть количества преступлений, выявленных в сфере экономики всеми правоохранительными органами,

что обусловлено в том числе либерализацией уголовного законодательства в сфере экономики, то по специальным мероприятиям рост отмечается из года в год. Причины этого кроются в том числе в наработке новой методологии, большей слаженности взаимодействующих сторон. Так, если брать итоги 2010 г., то на 42 % увеличилось количество должностных преступлений, выявленных в ходе таких операций, в целом в 2,8 раза возросло количество выявленных преступлений и в 3,5 раза выросла сумма установленного по преступлениям материального ущерба. Департамент экономической безопасности принимает участие в проведении более чем 20 таких операций ежегодно, а 11 непосредственно организуются и координируются по линии департамента. Наиболее актуальными и результативными можно считать «Лес», «Барьер», «Алкоголь-Табак», «Конт-рафакт» и операцию «Образование».

— Какими Вы видите основные причины и условия, способствующие совершению преступлений в этих сферах?

— В каждой сфере своя специфика. Возьмем, например, лес. Россия обладает мощнейшей сырьевой базой и, естественно, это привлекает тех, у кого этих запасов нет. Результаты анализа показывают, что низкий уровень жизни населения промыш-ленно неразвитых населенных пунктов, высокие мировые цены на лесопродукцию, значительно превышающие внутренние, низкая эффективность управления лесами, проблемы законодательного характера, а также отсутствие действенного механизма контроля и охраны лесов ухудшают оперативную обстановку в сфере лесопромышленного комплекса. Браконьеры, используя современную технику, вооруженную охрану, контрнаблюдение и радиосвязь, причиняют стране невосполнимый ущерб. Отмечается увеличение числа фактов браконьерской добычи и контрабанды леса, особенно на территории субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Иностранные партнеры зачастую диктуют российским экспортерам свои условия. Они заинтересованы в нашем технологическом отставании. Введенный правительством КНР запрет вырубки леса на китайской территории, налоговые льготы и другие преференции своим компаниям, ввозящим необработанную древесину, подстегнули уровень криминализации рынка в России. Другой причиной криминализации лесного бизнеса является наличие многочисленных посреднических структур при осуществлении экспортных операций с лесом и лесопродукцией. Пробелы в российском зако-

- 51

нодательстве позволяют приобретать нелегально срубленный лес за наличные средства иностранным гражданам, не зарегистрированным в качестве участников предпринимательской деятельности, и отправлять его за границу. При этом одной из основных проблем, затрудняющих выявление правонарушений при осуществлении экспорта лесоматериалов, является невозможность проверки внешнеторговых контрактов. При заключении и регистрации контрактов ни одна контролирующая организация не может потребовать документы, подтверждающие статус иностранного партнера, его легальность и постановку на учет в соответствующих органах. Зачастую контракты подписываются от имени фиктивных фирм либо плательщиками, допускавшими нарушения таможенного законодательства при экспортных поставках. Вместе с тем существующие правила не позволяют отказать в принятии таких контрактов. Значительным криминогенным фактором является незаконная трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства, которые ведут незаконную вырубку. Также необходимо отметить, что вывоз леса и лесоматериалов с таможенной территории РФ осуществляется по фитосанитарным сертификатам, которые могут быть получены на основе фиктивных документов о праве собственности (счет-фактура, договор аренды, закупочный акт и т. д.). В то же время приказ Минсельхоза России от 14.03.2007 № 163 «Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов» не содержит прямого требования о предоставлении в территориальное подразделение Россельхознадзора документов о праве собственности на вывозимую древесину при получении фитосанитарных сертификатов. Данное обстоятельство не позволяет рассматривать фито-санитарные сертификаты как недействительные или полученные обманным путем при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 188 УК РФ (контрабанда).

— Впереди праздники, и на столах россиян, увы, вновь может появиться некачественный алкоголь. Насколько активно ведется работа по выявлению нелегальных производств и сбытчиков контрафактного спиртного?

— По данным МВД России, в январе-сентябре 2010 г. по линии производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции выявлено 81,6 тыс. преступлений. Пресечена деятельность 337 подпольных производств по изготовлению спиртового суррогата, 44 организованных групп,

52 -

совершивших правонарушения, связанные с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Из незаконного оборота изъято 147,4 тыс. декалитров этилового спирта, 263,8 тыс. декалитров алкогольной продукции. В период с 20 апреля по 15 мая 2010 г. МВД России во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти на территории РФ проведено комплексное оперативно-профилактическое мероприятие «Алкоголь-Табак». В ходе него выявлено 1 144 преступления, связанных с оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Пресечена деятельность 91 подпольного цеха по производству алкогольной продукции. Из незаконного оборота изъято 541,6 тыс. л этилового спирта, 24,8 тыс. л денатурированного спирта (продукции на его основе), 887,3 л готовой алкогольной продукции, в том числе 22,9 тыс. л продукции, опасной для жизни и здоровья. Пресечена деятельность организованных групп в Москве, Московской, Свердловской и Самарской областях, Краснодарском крае, Кабардино-Балкарской Республике и др. Например, в Краснодарском крае в марте 2010 г. возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ по фактам поставок в различные регионы немаркированной фальсифицированной алкогольной продукции. Изъято 12,5 т коньяка, представляющего опасность для жизни и здоровья потребителей.

— Сохраняется ли тенденция концентрации нелегальных производств алкоголя на Юге России?

— Обстановка в ряде южных республик действительно очень сложная, поэтому им уделяется особое внимание. Туда постоянно выезжают в командировки наши сотрудники. Но это вовсе не значит, что в других регионах тишь и благодать.

— Еще одним направлением деятельности подразделений экономической безопасности является борьба с проявлениями коррупции во всех сферах, в том числе в сфере образования, где также проводится комплекс оперативно-профилактическихмеропри-ятий. Насколько, по вашим данным, коррупциогенной остается эта сфера?

— В период с 1 мая по 1 сентября 2010 г. был проведен комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности в учреждениях среднего, среднего профессионального, высшего образования и центрах экспертизы и контроля качества результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). В результате выявлено 3 514 преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, из них 611

правонарушений выявлено по заявлениям граждан, 2 903 — по оперативной информации, в том числе 474 преступления — по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 162 — по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), 1 094 — по ст. 290 УК РФ (получение взятки), 100 — по ст. 291 УК РФ (дача взятки), 1 501 — по ст. 292 УК РФ (служебный подлог). В учреждениях высшего образования выявлено 1 053 преступления, в учреждениях образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, — 71 преступление. При этом установленная сумма ущерба по выявленным в ходе спецмероприятий преступлениям в 2010 г. увеличилась на 200 %, а сумма выявленных взяток возросла на 415 %.

— А как изменились суммы взяток, которые получают сотрудники образовательных учреждений?

— Средний размер взятки за 2010 г. вырос на 392 % и составил 97,48 тыс. руб. Всего в 2010 г. было выявлено взяток на 116,4 млн руб., при этом наиболее крупные суммы взяток выявлены в Московской области (общая сумма 81,5 млн руб.), Чувашской Республике (28,5 млн руб.), Ростовской области (1,9 млн руб.), в Москве (0,57 млн руб.) и в Ярославской области (0,42 млн руб.).

— Повлияло ли на уровень коррупции в вузах и школах введение единого государственного экзамена?

— Органы внутренних дел продолжают выявлять случаи, когда ЕГЭ помогают делать за деньги, но целью являются наиболее крупные, опасные преступления. Не ставится такая цель, говоря простым языком, пересажать всех воспитателей в садиках, всех учителей, которые за 500 руб. помогли решить задачу и т. д. Задача состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь к уголовной ответственности тех, кто занимается этой деятельностью на системной основе, и, во-вторых, профилактировать возможного нарушителя, чтобы тот человек, который думает о том, как бы заняться подобным преступным промыслом, воздержался от коррупционных действий. Меняются принципы, меняется система оценки органов внутренних дел, последовательно идем к тому, что не тот орган будет признан лучшим, который выявил наибольшее число преступлений (потому что это можно трактовать по-разному), а тот, работой которого довольно общество и который смог улучшить криминогенную обстановку.

— Коррупционеры в системе образования являются членами группировок или это преступники-одиночки?

— По статистке организованных групп там не очень много. Скорее, если говорить о группировках, то в них входят, как правило, должностные лица вузов, где такие поборы действительно иногда носят массовый характер на организованной основе. С этим нужно бороться еще и потому, что именно в период обучения у человека складываются определенные модели успешного поведения в обществе. Если молодой человек будет понимать, что поступить можно только за деньги, и диплом получить, и кандидатскую диссертацию защитить, то модель эта будет накладываться на всю его последующую жизнь, что недопустимо.

— В прошлом году проблема нехватки мест в детских садах и существующей в связи с этим корруп -ции в России поднималась даже на уровне президента страны. В частности, за это сильно критиковали Москву. Является ли коррупция в детсадах специфическим явлением? Удалось ли переломить эту ситуацию?

— Борьба с коррупцией в детских садах ведется постоянно, хотя такого рода преступность мало чем отличается от других коррупционных проявлений в иных учреждениях образования. Но эта проблема может быть гораздо более эффективно решена не действиями органов внутренних дел, а когда количество детей, нуждающихся в детском садике, совпадет с количеством мест в садиках. А пока есть дефицит, будут находиться люди, которые попытаются сделать на этом деньги, и люди, которые захотят обойти очередь.

— Алексей Валерьевич, еще два года назад Министерство внутренних дел РФ высказывало обеспокоенность высокой долей контрафакта на рынке учебников. Актуальна ли эта проблема сейчас?

— Действительно, еще в 2009 г. были примеры пресечения крупных преступлений в данной сфере. Сейчас массовых фактов не выявляется. Причина кроется в том числе и в том, что сотрудники органов внутренних дел постоянно работают с типографиями и с каналами реализации, решительно пресекают выявленные правонарушения. Поэтому и выпускать массово тиражи контрафактных учебников стало намного сложнее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.