_ ДЕМОГРАФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. СТАТИСТИКА_
УДК 316
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
© 2016
Аверкин Михаил Геннадьевич, кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой профсоюзного движения и общеобразовательных дисциплин, директор Нижегородского филиала АТиСО.
Нижегородский филиал Академии труда и социальных отношений, Нижний Новгород, (Россия)
Аннотация. В статье в качестве условий формирования и развития социальной идентичности личности рассматриваются особенности процесса социализации в современном обществе. Производится анализ становления социальной идентичности личности с точки зрения разных авторов. Описываются механизмы развития и компоненты социальной идентичности личности. Статья посвящена анализу влияния различных социальных групп и институтов на становление социальной идентичности личности в современном высокоинформативном обществе. Описывается процесс формирования идентичности в условиях глобальных общественных изменений.
Трансформационные процессы, затронувшие российский социум в конце ХХ - начале XXI вв., обусловили необходимость научного осмысления проблем социокультурной самоидентификации личности в условиях социальных перемен.
В настоящее время российское общество представляет собой мозаичное идентификационное пространство, предоставляющее множество вариантов идентификационных стратегий и способов социальной самоидентификации личности и требует специального социологического исследования, учитывающего влияние как внешних социокультурных детерминант, так и внутренних индивидуально-личностных факторов.
Современное российское общество находится в высокоактивной стадии социальных трансформаций. На формирование идентификационных предпочтений современных россиян непосредственное значение оказала ушедшая в прошлое советская идентичность, поскольку девальвация прежних идентификационных рамок породила феномен массового «поиска идентичности». Современный социокультурный контекст идентификационных процессов детерминируется рядом специфических черт, среди которых наиболее значимыми являются: распад советского идентификационного пространства, реорганизация политических и экономических структур, усложнение социально-стратификационной системы общества, расширение рамок социального взаимодействия, нарастание информационных потоков, культурное многообразие, а также глубокая модификация нормативно-ценностной системы и моделей социального, экономического, политического поведения. Эти и другие факторы обуславливают нестабильность и аморфность социокультурной среды, к которой современные россияне вынуждены адаптироваться. В данных условиях социокультурная идентификация личности приобретает преимущественно адаптивный характер, что проявляется в структуре идентификационной иерархии и механизмах формирования социальной идентичности и требует специального детального социологического анализа.
Ключевые слова: идентичность, известность, индивидуальность, интеграция, конфликт, общественное мнение, симпатия, социальная интеграция, социология, солидарность, современное общество, средства массовой инфомации, труд.
ECONOMIC PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF SOCIAL IDENTITY
IN MODERN SOCIETY
© 2016
Averkin Michael Gennadevich, candidate of sociological science, Associate Professor, Head of the trade union movement and general studies, director of the Nizhny Novgorod branch of ATIS.
Nizhny Novgorod branch of the Academy of Labor and Social Relations, Nizhny Novgorod (Russia)
Annotation. The article as a condition of formation and development of the social identity of the person the features of the process of socialization in modern society. The analysis of the formation of the social identity of the person from the point of view of different authors. It describes the development of mechanisms and components of social identity of the individual. This article analyzes the impact of various social groups and institutions in the formation of the social identity of the individual in a highly modern society. It describes the process of forming identity in the context of global social change.
The processes of transformation that have affected Russian society in the late twentieth century -. The beginning of the twenty-first century, necessitated the scientific understanding of the problems of socio-cultural identity of the individual in terms of social change.
Currently, the Russian society is a mosaic identification space, providing a variety of options identification of strategies and methods of the social identity of the individual and requires a special sociological research, taking into account the impact of socio-cultural determinants of both external and internal factors of individual personality.
Modern Russian society is highly active stage of social transformation. The formation of the identity of modern preferences of Russians had a direct relevance bygone Soviet identity since the devaluation of the previous identity framework has spawned a phenomenon of mass «identity search» Modern socio-cultural context of the identification process is determined by a number of specific features, among which the most important are: the collapse of the Soviet identification space, reorganization of political and economic structures, the complexity of social stratification system of the society, the expansion of social interaction framework, the growth of information flows, cultural diversity, as well as a profound modification the normative value system and social patterns, economic and political behavior. These and other factors cause instability and amorphous social and cultural environment, to which the modern Russians are forced to adapt. Under these conditions, the socio-cultural identity of the person acquiring predominantly adaptive nature, which manifests itself in the structure of the hierarchy of identification and formation of social identity and requires special detailed sociological analysis.
Keywords: identity, reputation, identity, integration, conflict, public opinion, sympathy, social integration, social science, solidarity, modern society, media info, work.
Э. Дюркгейм: в процессе разделения труда происходит индивидуализация общества, но при этом его что-то держит вместе, это: органическая солидарность - это то, что держит людей вместе [1, с. 10];
люди делают не одно и то же, они делают разное, но вместе и для одного и того же - это органическая солидарность, которая противостоит механической солидарности, которая была характерна для до современного общества (т. е. до разделения труда) - это формат коллективного сознания.
В рамках органической солидарности мы имеем:
1) индивидуализацию;
2) специализацию.
И именно эта взаимозависимость воспроизводится СМИ,
Классическая социология Э. Дюркгейм Современная социология
рассматривал это с точки зрения труда - т. е. когда один знает о другом, чем он занимается в начале ХХ века мы не можем исходить из этой же ситуации: сейчас формы жизни других людей нам незнакомы
Дюркгейм: классическое национальное государство Сейчас: глобализация и мировое сообщество
таким образом СМИ - это, сегодня, единственный способ информации о других неизвестных нам жизнях, формах деятельности и т. п. [2, с. 44]
Рассмотрим несколько подходов в социологии СМИ (социологии Масс-Медиа) о предостав-
лении различным сторонам информации друг о друге:
Г. Спенсер исходит из 3-х различных систем: питание, регулирование, распределение. Для современного общества это примитивный взгляд на мир, но Спенсер рассматривал систему производства питания и распределения как производственные системы; а вот систему регулирования - как политическую систему для регулирования двух
То, чем занимались в социологии Спенсер, Дюркгейм, Смол, в какой-то степени были попытки интеграции, далее это было названо - «воспроизведение общей действительности» - т. е. общее разделение знаний,
это предпосылки об интегративной функции СМИ. Они интересны! Но мы их должны проверять, так как то, что мы друг с другом разделяем -это формы знания, но не формы жизни.
т. о. разделенное знание друг о друге имеет инте-гративный эффект
т. е. совсем наоборот: чем больше я знаю о другом, тем больше я знаю, что он отделен, тем больше я знаю, что он не такой [3, с.110]. Каким образом мы пришли к современной структуре общества?
Джон Дьюи, прагматист, говорил о «великом обществе»; Д. Дьюи пользовался терминологией теоретического разделения Тенниса - на «общество» и «общность».
Центральный механизм функционирования общества, по Д. Дьюи, симпатия. Симпатия - как форма коллективного чувствования друг к другу, то, что один человек может по-
чувствовать в другом. Симпатия - это не «+» или «-» , это то, что другой человек может воспринимать позитивно; НО Это не понятие чувствования, это понятие когнитивности - т. е. когнитивное понятие; это не симпатичность (в смысле классических конструктов «симпатия» - «импатия»; по Д. Дьюи понятие «импатия» - это чувственное измерение понятия «симпатия»), это чувствование, прочувствование ритма жизни другого [4, с. 65]. СМИ гарантируют нам аспект прочувствования жизни другого человека. И здесь, Симпатия - это больше чем просто знать о другом человеке.
Классическая социология - Герберт Мид (символический интеракционизм) Современная социология - Джон Дьюи это форма взаимного обмена перспективами.
Это не только знания одного о другом, это представления о другом человеке, о том, что у него есть своя собственная позиция. Д. Дьюи соотносил эту идею больше с современными газетами, нежели с телевидением [5, с. 89]. Д. Дьюи назвал это -«рациональное общественное мнение» (см. работу «Рациональный общественный дискурс»).
Понятие «общественное мнение» связано с XVIII веком: это чтение газет, к примеру, и т. п., что и несло общественную функцию. Льюис Вирд: симпатия, по Д. Дьюи, является огромным механизмом? по которому взаимодействует современное общество; этот механизм дает информацию людям друг о друге [40-е годы]: Л. Вирд критически расценивал ту точность и расплывчатость, с которой СМИ доставляют информацию. Юрген Хабермас: современные СМИ были сильно связаны и давали предпосылки для развития парламентаризма. СМИ рассматриваются с точки зрения - реализуется ли в них некая форма рационального общественного мнения; и проблема здесь в том, что упускается односторонность коммуникаций [6, с. 78].
Т. о. человек должен высказываться для всех, т. е. так чтобы понимали все, т. е. необходимо продуцировать и производить общие высказывания, с которыми будут согласны все, к примеру, в этом ключе, современные политики говорят очень расплывчато, чтобы их понимали все избиратели [7, с. 30].
На харьковской площади Свободы (Украина) во время одного из митингов, стоявшая в сторонке женщины сказала: «Какие молодые мыслящие лица!», а толпа в это время скандировала: «Ющ-чен-ко! Ющ-чен-ко!», и это напоминало песни и пляски первобытных племен. Толпа не может продуциро-
других.
Спенсер Смолл рассматривал
не совсем причислял СМИ к трем регулирующим функциям - СМИ как нервную систему общества, где нервное - это службы новостей; - СМИ как регулирующую систему, причем функция регулирования может происходить в коммуникативных формах
Классическая социология - Э. Дюркгейм Современная социология
Людей связывает вместе работа, жизнь и т. д. Мы, люди, сейчас, через СМИ разделяем знания
вать, а может только принимать и проецировать мысли. И в данном случае, к примеру Хосе Ортега-и-Гассета, в 20-е годы ХХ века, отвечая на вопрос: «Почему массы вторгаются всюду, во все и всегда не иначе как насилием?», сказал: «Повсюду аморфная масса давит на государственную власть и подминает, топчет малейшие ростки оппозиционности. Масса - кто бы подумал при виде ее однородной скученности - не желает уживаться ни с кем, кроме себя. Все, что не масса, она ненавидит смертно». И это больше вопрос, чем ответ,
1) здесь речь идет не о специфической толпе;
2) если публика растет, то «я» уже не могу знать, из кого она состоит, т. о., по Л. Вирду, чем больше публика, тем меньше способность понимать. Л. Вирд первый из исследоователей о социологии СМИ в 40-е годы, заметил эффект пропаганды в ТВ; + эффект рекламы: «ТВ в 40-е годы пыталось убедить своих телезрителей» [8, с. 38].
Толкотт Парсонс заметил это позже - около 50-х гг. - в традициях Э. Дюркгейма он обращал внимание на нормы и ценности в рамках интеграции (объединения) общества; эти ценности были очень извне перенесены вовнутрь.
Т. е. ценности Свободы, Равенства, Братства очень глубоко засели в индивидууме; настолько глубоко что они их воспринимают как свои. т. е. ценности, которые представляются суггестивными СМИ (суггестия - внушение) они воспринимаются публикой как свои. К примеру, национал-социализм, с помощью ТВ доносил до людей другие ценности, нежели у них были ранее [9, с. 56]. Это суггестивное качество СМИ - то, что они имеют доступ к человеческой части личности, которая и воспринимает ценности [10, с. 85].
Макс Вебер, в отношении к современному времени (в основном к современным тому времени газетам) задавался вопросами: Каким образом субъективные характеристики человека воспринимают влияние СМИ? Каким образом СМИ удается залазить в душу человека? Ч.Кули: вопросы: О современных аспектах СМИ и Масс-Медиа? О диффузивности СМИ, т. е. о том как они пытаются достичь сознания большого числа людей?
Ч. Кули рассматривал локальность как феномен СМИ; посредством СМИ изчезали ..., т. е. СМИ служили гемогенизацией (гегемонизацией) культуры; т. е. одна и та же информация (к примеру, сериал) показывается по всему миру. Точка зрения: но на основе общей, мировой культуры могут возникать новые культуры [11, С. 132].
Объединение (соединение) СМИ и формы личной идентификации.
Как современные СМИ изменяют общество? ^ СМИ воздействуют на массы и изменяют их. И под воздействием СМИ публика (массы) становятся единой массой - одинокой толпой.
ТВ своей логикой развития во времени развивает нарушения временной логики общества и его членов. Т. о. личная идентичность находится под воздействием современных СМИ. Классическая социология: мы приобретаем собственную идентичность только в ходе социальных контактов [12, С. 1062].
Если сегодня посмотреть на то, как воздействуют общественные формы и формы СМИ на идентификацию (идентичность) личности, т. е. те формы, при помощи которых мы познаем себя, то они зависят от тех социальных образцов, которые мы приобретаем в результате воздействия на нас СМИ.
Возвращаясь к вопросу: «феномен романа» -18 век: посредством книгопечатания подвергалась изменению и самоидентификация
людей => опыт взаимодействия со СМИ затрагивает понятия поколений здесь же: + культурный аспект => вопрос: «Каким образом Ваше поколение взаимодействует со СМИ?» Каков опыт получения информации? ответ в: соединении и взаимовлиянии средств массовой информации и самоидентичности (самоидентификации) личности.
Упростим: скажи мне, что ты смотришь по ТВ, какую прессу читаешь, что слушаешь по радио и т. д. и я скажу тебе, кто ты => из этого складывается то, как я представляю себя другим. И значение здесь имеет не столько то, что конкретно я смотрю и читаю, но и то, какому типу СМИ я отдаю предпочтения (книги, ТВ, радио, газеты, журналы, глянец, Интернет) [13, с. 10].
И вот здесь уже может происходить избегание, уклонение от получения информации из тех или иных источников, т. о. мы имеем тенденцию к усилению самоидентификации личности. [см.три конструкта: «человек», «индивид», «личность»], пример: человек не читает книг, а вместо этого катается на машине по ночному городу (это пример из разряда «люди мегаполиса», «болезни мегаполиса»), и здесь речь идет о реализации в личности социальных образцов, получаемых ею через разнообразные СМИ: если ранее было: «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» -► - это взаимосвязь двух поколений, то сегодня это более: «ОТКЛОНЕНИЯ»
I-^ быть не таким, как все остальные, сказать
про себя «Я» - это провести фундаментальные отличия от других; => это типичный современный феномен [из эпохи до модерна - это «я идентичность», это называние себя «я»].
Вопрос: взаимосвязь реализуется как конфликт поколений?
Современные СМИ ^ среди молодых людей формируются малые сообщества на основе пристрастия к тем или иным формам СМИ [14, с. 28].
Пример: тип передач, которые выходят в определенное время (к пр. вечером) они формируют у молодежи коллективную идентичность, и здесь: 1) не обязателен совместный просмотр этих передач; но 2) совместное обсуждение потом будет.
Это идет конструкт соц. образцов - «возникновение субкультур».
Из исследований субкультур 60-х, 80-х годов (это панки и т. д.) - способ выделиться был одежда и т. д.; сегодня это место заняли СМИ. те формы, при помощи которых мы формируем собственную идентичность, на основе форматов СМИ, становятся форматом того как нужно использовать эти СМИ; а это: «мы не только смотрим ТВ, но и смотрим на то, как мы смотрим ТВ», т. е. СМИ предлагают себя в качестве объекта построения собственной идентификации (т. е. стройте с помощью нас!).
«Референтные личности создаваемые СМИ» - утверждение достаточно банально, но с точки зрения социологии: становление референтной личности - это тоже способ идентификации (т.е. быть отличным) [15, с. 210].
Сегодня одной из форм отличия от других становится известность, известность через СМИ; т. е. кто-то может считать себя непохожим, если он получает широкую известность через СМИ. И это не может быть получено без помощи современных СМИ.
Безобидные формы: актеры - Бред Пит, Джулия Робертс и т. д.; XVIII век - это герои классических романов.
новое ТВ: вынуть кого-то из безликой массы (толпы) и дать ему известность (к примеру программы «фабрика звезд» и т. д.) и здесь, на основе хорошего голоса и т. д. тот человек, который растворился бы в массе получает славу при помощи механизмов СМИ. Вопрос только во времени - т. е. в продолжительности этой славы!
Сегодня известность становится новым способом обращения к собственному «Я», через которую генерируется собственная идентичность. Пример: школа (Германия, США) - молодой человек, школьник, застрелил 15 учеников. Впоследствии мотивы определились из его дневника (дневник - достаточно старое средство информации формирующее идентичность человека) - этот ученик (мало друзей) желал стать известным среди как можно большего числа людей. Из других источников (США), люди готовы совершить преступление, чтобы получить известность. Здесь преступление - это одна из форм отклонения, но при этой форме отклонения «преступления как преступления» (как собственно средства самоидентификации) недостаточно, оно должно быть выдающимся, чтобы о нем рассказали СМИ [16, с. 27].
Тяжелая форма получения известности - это примеры, приведенные выше.
Средняя форма получения известности - это передачи по ТВ (из последних - фабрика звезд, минута славы, стань звездой; из ранних - поле чудес, и т. д.). И это есть во всех странах, так как если есть ТВ, то его будут использовать для трансляции этих программ (причем не эксклюзивных, а закупленных по лицензии, и соответственно - одинаковых по формату для всех стран).
Критическая социология СМИ: за счет этих новых СМИ происходит стирание культурных границ самоидентификации, т. е. и русский, и немец посредством одинаковых форматов СМИ самоидентифицируют себя одинаково [17, с. 89]. т. о. СМИ формируют парадокс: способ, которым я делаю себя отличным от других, сближает меня с другими, т. к. они используют эти же способы.
Социология СМИ: СМИ - как генератор биографии.
Биография - это то, каким образом мы описываем свою жизнь; т. е. это не сама жизнь, а то, как мы к ней относимся.
Формирование биографии происходит так: биография предполагает, что из огромного количества событий отбираются наиболее важные, т. е. биография - это форма отбора событий.
Пример: исповедь, существовавшая до эпохи модерна, может тоже считаться генератором биографии; она делает то же самое - отбирает важные события, т. е. наиболее грешные, что позволяет человеку (и/или церковнослужителю) считать себя грешным.
Современное общество (с массовым атеизмом, секуляризированным обществом) - в нем это заменено современными СМИ; это то, что значимыми считаются факты: как человек зарабатывает деньги, какой властью обладает; они не считаются очень значимыми, но транслируются через СМИ [18, с. 25], т. о. множество образцов, которые нам предлагаются из кино (из СМИ), служат для формирования собственной биографии (модели самоидентичности).
Так же здесь и феномен, на основании которого мы видим, как СМИ предлагают нам различные формы разрешения, например разрешения конфликтов (к примеру, конфликт между понятиями «деньги - любовь»), т. е. ценностные противоречия и их разрешения для человека, пользующегося СМИ, становятся важными образцами и т. о. формируется его биография => так сказать, формируется значимая релевантная (существенная, служащая для различения чего-либо) реальность. И это влияние распространяется до поведенческого образца: например, когда у человека несчастная любовь, то он несознательно обращается к моделям ТВ - Как мне быть? Мне надо чувствовать себя несчастным! Лить слезы и совершать опрометчивые поступки!
Но СМИ не причина для распространения форм поведения, не детерминанта; но без ТВ они бы не получили репродуктивных форм воспроизведения в обществе; т. е. СМИ не определяют наше поведение, но определяют то, что нам нужно знать для формирования своего поведения.
Феноменология (в социологии): такие образцы, социально конструируемые, позволяют нам ощущать себя как что-то реальное:
«САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ»
1ТВ образцы - это образцы, которые приходят к нам извне!
«СОВРЕМЕННЫЕ СМИ» Это было ранее | : СМИ и личная самоидентификация.
Это будет сейчас [ : СМИ и коллективная идентичность.
Здесь современные СМИ от прежних (книги, газеты и т. д.); современные СМИ используются для формирования государственной, национальной идентичности. И как следствие мы имеем ПРОПАГАНДУ (например, социал-демократия, фашизм, где харизма формировалась инсценировано).
Национальный, культурный, специфический аспекты СМИ [19, с. 170].
СМИ несут с собой разделение (это дезинтегрирующий эффект; дезинтегративный эффект).
Предположение: каждый человек имеет свой медиапрофиль, возникает дезинтеграция, в соответствии с которой современные СМИ не могут формировать большие пространства.
Но, с другой стороны, политические и правовые рамки функционирования СМИ позволяют быть коллективной интеграции современных СМИ.
Политическое звучание: наряду с государственными СМИ возникают и частные СМИ (преимущественно для России 80-е года), т. е. предполагается, что и частные СМИ должны формировать коллективную идентичность, но они отказываются это делать.
С точки зрения социологии: вопрос «осуществляет ли СМИ дезинтеграцию или интеграцию общества» не имеет однозначного ответа; этот вопрос является недостаточно комплексным (понятие Н. Лумана) и решение здесь не может быть в «+» или в «-».
И если не рассматривать этот вопрос достаточно узко, то: СМИ способствуют формированию и других форм коллективной идентичности (не всегда заметных), к примеру: - техника операторской работы;
- построение видеоряда;
Пример: футбольный матч «Россия-Англия» будет просматриваться в России весь + гимн, а в Италии и т. д.
Формирование коллективной идентичности не всегда является целенаправленным и преднамеренным, т. е. не всегда есть генератор и корректор этого посыла в общество [20, с. 19].
Существуют большие различия между странами, как власть вмешивается в деятельность (посылы) СМИ.
Конструкт «ПОЛИТИКА - МАССМЕДИА».
Различия существуют, но нет прямого соответствия, прямого регулирования СМИ и формирования коллективной идентичности. Но при этом мы можем говорить о феномене «коллективная идентичность»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверкин М. Г. Управление человеческим капиталом // Сборник материалов I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, управления и образования в России», посвященной
95-летию основания ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»/ Нижегородский филиал ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»; под редакцией М. Г. Аверкина. Н.Новгород, 2014.58 с.
2. Аверкин М. Г., Симонова Т. А. Мотивация персонала // Сборник материалов I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, управления и образования в России», посвященной 95-летию основания ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»/ Нижегородский филиал ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»; под редакцией М. Г. Аверкина. Н. Новгород, 2014. 58 с.
3. Аверкин М. Г., Михайлов М. С., Сорокина Н. В. Взаимодействие учреждений профессионального образования с субъектами рынка труда // Журнал ВАК «Труд и социальные отношения» № 4 (118). 2014. 160 с.
4. Аверкин М. Г. Коммуникативно-информационная сетизация социально-экономического пространства // Материалы второй электронной международной научно-практической конференции «Проблемы инновационного развития сельских территорий» Выпуск 2., Москва, 2014.298 с.
5. Аверкин М. Г. Модернизация общественной жизни и особенности интеграционных процессов в социально-экономической среде // Открытая международная научно-практическая конференция «Малый бизнес в эпоху экономики знаний», Издательство : «Научный консультант», Нижний Нов-город,2014.112 с.
6. Сорокина Н. В., Аверкин М. Г., Михайлов М. С. Организационные и педагогические условия обеспечения качества образовательного процесса // Организационные и педагогические условия обеспечения качества образовательного процесса. М. : ИД «АТиСО», 2015. 254 с.
7. Аверкин М. Г. Регулирование социально-экономических и трудовых отношений: история и современность // Сборник материалов V ежегодной международной заочной научно-практической конференции, посвященной 110-летию профсоюзного движения в России и 25-летия образования ФНПР (5 февраля 2015 года). М. : ОУП ВО «АТи-СО», Нижегородский филиал, 2016. 223 с.
8. Аверкин М. Г., Анисимова А. С. Профессиональное самоопределение как основа самоуважения человека в общества // Система социально-экономических и трудовых отношений: история и
современность : Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 110-летия профсоюзного движения в России и 25-летию образования ФНПР (5 февраля 2015 года). М. : ИИЦ «АТиСО», 2016. 206 с.
9. Аверкин М. Г. Коммуникации в системе социального управления (социо-экономический аспект) // Коммуникации в системе социального управления (социо-экономический аспект) .Н. Новгород : НИУ РАНХиГС, 2013. 350 с.
10. Батракова А. И., Аверкин М. Г. Анализ социальных сетей как информационно -коммуникативного ресурса способствующего трудоустройству молодежи // Сборник материалов I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, управления и образования в России», посвященной 95-летию основания ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»/ Нижегородский филиал ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»; под редакцией М. Г. Аверкина. Н. Новгород, 2014. 58 с.
11. Патрунин А., Медин Г. Аверкин М. Г. Проблемы современного образования // Сборник материалов I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, управления и образования в России», посвященной 95-летию основания ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»/ Нижегородский филиал ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»; под редакцией М.Г. Аверкина. Н.Новгород, 2014. 58 с.
12. Аверкин М. Г. Этические проблемы public relations в современном экономическом обществе // Сборник тезисов докладов по материалам научно-практической конференции «Личность в российской ретро- и перспективе». // НГТУ. Н. Новгород, 2002.
13. Аверкин М. Г. Взаимодействие культур в процессе глобализации и индивидуализации современного общества // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2011. № 4 (1). 384 с.
14. Костин Р. В., Аверкин М. Г. Основные методы оценки человеческого капитала в стоимости бизнеса // Сборник материалов I Международной заочной студенческой научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, управления и образования в России», посвященной 95-летию основания ОУП ВПО «Академия труда и социальных отношений»/ Нижегородский филиал ОУП ВПО «Академия труда и социальных отно-
шений»; под редакцией М. Г. Аверкина. Н.Новгород, 2014. 58 с.
15. Аверкин М. Г. Анализ практики развития корпоративных информационных систем (региональный опыт) // Материалы второй электронной международной научно-практической конференции «Проблемы инновационного развития сельских территорий» Выпуск 2., Москва, 2014.298 с.
16.Аверкин М. Г. Значение информационно-коммуникативных технологий при построении социального пространства в современных экономических условиях // Международный межвузовский рецензируемый научный журнал «Прикладные экономические исследования» № 2 (2), Издательство «Научный консультант», Москва, 2014. 56 с.
17. Андронов А. В., Аверкин М. Г. Определение типового портрета целевой группы на основе составления социального портрета потребителя по результатам анкетирования // Международная научно-практическая конференция «Перспективные направления научных исследований». Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса, Издательство «Научный консультант», Москва, 2014. 112 с.
18. Давыдов С. В., Аверкин М. Г. Вопросы подготовки и экономической адаптации персонала для малых предприятий // Международная научно-практическая конференция «Перспективные направления научных исследований». Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса, Издательство «Научный консультант», Москва, 2014.112 с.
19. Березина О. В., Аверкин М. Г. Основные проблемы системы управления человеческим капиталом // Система социально-экономических и трудовых отношений: история и современность : Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции, посвященной 110-летия профсоюзного движения в России и 25-летию образования ФНПР (5 февраля 2015 года). М. : ИИЦ «АТиСО», 2016. 206 с.
20.Гольцева О. В., Аверкин М. Г. Вопросы изучения языка в контексте учебно-профессиональных задач современных коммуникаций // Регулирование социально-экономических и трудовых отношений: история и современность : сборник материалов V ежегодной международной заочной научно-практической конференции, посвященной 110-летию профсоюзного движения в России и 25-летия образования ФНПР (5 февраля 2015 года) / под ред. М. Г. Аверкин. М. : ОУП ВО «АТиСО», Нижегородский филиал, 2016. 223 с.
REFERENCES
1.Averkin M. G. Human Capital Management // Collection of materials of the IX International correspondence student scientific and practical conference "Modern Problems of Economics, Management and Education in Russia", dedicated to the 95th anniversary of the PMO VPO "Academy of Labor and Social Relations" / Nizhny Novgorod branch of the PMO VPO "Academy of Labour and social relations"; edited by MG Averkina. -Nizhni Novgorod, 2014. 58 p.
2.Averkin M. G., Simon T. Motivation // Collection of materials of the I International extramural student scientific and practical conference "Modern Problems of Economics, Management and Education in Russia", dedicated to the 95th anniversary of the PMO VPO "Academy of Labor and Social Relations" / Nizhny Novgorod branch of the PMO VPO "Academy of Labor and Social relations "; edited by MG Averkina. - Nizhni Novgorod, 2014. 58 p.
3.Averkin M. G., Mikhailov MS, Sorokina NV Interaction of vocational education with the subjects of the labor market // Journal of HAC "Labour and social relations» №4 (118) 160, 2014 s.
4.Averkin M. G. Communicative and informational setizatsiya socio-economic space // Proceedings of the Second International electronic scientific conference "Problems of innovative development of rural areas" Issue 2, Moscow, 2014, 298 p.
5.Averkin M. G. Modernization of public life, and especially the integration processes in the socioeconomic environment // Opening of the International Scientific and Practical Conference "Small business in the era of knowledge economy," Publisher, "scientific adviser", Nizhny Novgorod, 2014. 112 c.
6. Sorokina N.V., Averkin M. G., Mikhailov M. S. Organizational and pedagogical conditions of maintenance of quality of educational process // Organizational and pedagogical conditions of maintenance of quality of the educational process / M. : Publishing House "ATIS", 2015. 254 s
7.Averkin M. G. Regulation of socio-economic and labor relations: Past and Present // Proceedings of the V Annual International correspondence scientific-practical conference dedicated to the 110th anniversary of the trade union movement in Russia and the 25th anniversary of the FITUR (5 February 2015). M. : PMO IN "ATIS", Nizhny Novgorod branch, 2016. 223 s.
8.Averkin MG, AS Anisimov Professional self-determination as the basis of human self-esteem in the society // The system of socio-economic and labor relations: History and Modernity: The collection of materials of the II International correspondence scientific-practical conference dedicated to the 110th anniversary
of the trade union movement in Russia and the 25th anniversary of the FITUR (February 5, 2015 of the year). - M.: IPC "ATIS", 2016. 206 p.
9.Averkin MG Communication in the social management system (socio-economic aspect) // Communications in social management system (socioeconomic aspect). Nizhni Novgorod: NRU RANHiGS, 2013.350 p.
10.Batrakova AI Averkin MG Analysis of social networks as an information-communicative resource promoting youth employment // Collection of materials of the I International extramural student scientific and practical conference "Modern Problems of Economics, Management and Education in Russia", dedicated to the 95th anniversary of the founding PMO VPO "Academy of Labour and Social Relations" / Nizhny Novgorod branch of the PMO VPO "Academy of labor and social relations"; edited by MG Averkina. - Nizhni Novgorod, 2014. 58 p.
n.Patrunin A. Medina G. Averkin MG Problems of modern education // Collection of materials of the I International extramural student scientific and practical conference "Modern Problems of Economics, Management and Education in Russia", dedicated to the 95th anniversary of the PMO VPO "Academy of Labor and Social Relations" / Nizhny Novgorod branch of the PMO VPO "Academy of Labour and social relations "; edited by MG Averkina. - Nizhni Novgorod, 2014. 58 p.
12.Averkin MG Ethical issues public relations in modern economic society // Abstracts of reports based on scientific and practical conference "Personality in Russian retro and run." // The NSTU. Nizhni Novgorod, 2002.
13.Averkin MG Interaction of cultures in globalization and individualisation of modern society // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. NI Loba-chevsky, 2011, № 4 (1). 384 with.
14. Kostin RV Averkin MG Basic methods for assessing human capital in the value of the business // Collection of materials of the I International extramural student scientific and practical conference "Modern Problems of Economics, Management and Education in Russia", dedicated to the 95th anniversary of the founding PMO VPO "Academy of Labour and Social Relations" / Nizhny Novgorod branch of the PMO VPO "Academy of labor and social relations"; edited by MG Averkina. - Nizhni Novgorod, 2014. 58 p.
15.Averkin MG Analysis of the practice of corporate information systems (regional experience) // Proceedings of the Second International electronic scientific conference "Problems of innovative development of rural areas" Issue 2, Moscow, 2014, 298 p.
16.Averkin MG The value of information and communication technologies in the construction of social space in the current economic environment // International Interuniversity peer-reviewed scientific journal "Applied Economic Research" №2 (2), "scientific adviser" Publishing House, Moscow, 2014. The AV-56
17.Andronov , Averkin MG Defining a model portrait of the target group on the basis of drawing up a social portrait of the consumer as a result of the survey // International scientific-practical conference "Perspective directions of research." Laboratory of Applied Economic Studies of Keynes, "scientific adviser" Publishing House, Moscow, 2014. 112 c.
18.Davydov SV Averkin MG Questions of training and economic adjustment assistance for small businesses // International scientific-practical conference "Perspective directions of research." Laboratory of Applied Economic Studies of Keynes, "scientific adviser" Publishing House, Moscow, 2014. 112 c.
19.Berezina OV Averkin MG The main problems of human capital management system // The system of socio-economic and labor relations: History and Modernity: The collection of materials of the II International correspondence scientific-practical conference dedicated to the 110th anniversary of the trade union movement in Russia and the 25th anniversary of the FITUR (5 February 2015). M. : IPC "ATIS", 2016. 206 p.
20.Goltseva OV Averkin MG Questions of language learning in the context of educational and professional problems of modern communications // Regulation of the socio-economic and labor relations: history and modernity: a collection of the V Annual International correspondence scientific-practical conference dedicated to the 110th anniversary of the trade union movement in Russia and the 25th anniversary of the FITUR (February 5, 2015) / Ed. MG Averkin. - M .: PMO IN "ATIS", Nizhny Novgorod branch, 2016. 223s.