Научная статья на тему 'Экономические последствия вступления России в ВТО и опыт зарубежных стран'

Экономические последствия вступления России в ВТО и опыт зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ECONOMIC EFFECTS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панишко Елена Павловна, Киселёва Мария Сергеевна

В статье рассмотрена практика вступления зарубежных стран в ВТО, в частности Китая и Украины, выявлены последствия вступления России в ВТО, а также представлен анализ наиболее проблемных отраслей российской экономики в условиях членства в ВТО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EFFECTS OF RUSSIA'S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION AND FOREIGN COUNRIES' EXPERIENCE

Practice of the foreign countries' accession to the World Trade Organization, in particular China and Ukraine, is reflected, effects of Russia's accession to the WTO are defined, and also the analysis of the most problem fields of Russian economy after the WTO accession is presented in the article

Текст научной работы на тему «Экономические последствия вступления России в ВТО и опыт зарубежных стран»

УДК 339.544

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО И ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Панишко Е.П.

Киселёва М.С.

В статье рассмотрена практика вступления зарубежных стран в ВТО, в частности Китая и Украины, выявлены последствия вступления России в ВТО, а также представлен анализ наиболее проблемных отраслей российской экономики в условиях членства в ВТО

Practice of the foreign countries' accession to the World Trade Organization, in particular China and Ukraine, is reflected, effects of Russia's accession to the WTO are defined, and also the analysis of the most problem fields of Russian economy after the WTO accession is presented in the article

Ключевые слова: внешняя торговля; Всемирная торговая организация; экономические последствия; национальная экономика

Keywords: foreign trade; World Trade Organization; economic effects;

national economy

В настоящее время теоретики и практики в различных областях не могут прийти к единому мнению о положительном либо отрицательном влиянии ВТО, поскольку членство страны в ВТО может создать как новые возможности, так и новые угрозы для национальной экономки.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что для наиболее оптимального выявления положительных и отрицательных последствий присоединения России к ВТО важно изучить положительный и отрицательный опыт других стран - участниц ВТО, которые вступали на схожих условиях. В частности, как отмечает большинство исследователей, более схожими странами по условиям вступления и состоянию экономик на момент вступления являлись Китай и Украина. В связи с этим, в целях наилучшего понимания проблем, с которыми может столкнуться Россия, став членом ВТО, целесообразно проанализировать положительный опыт Китая и отрицательный опыт Украины.

В первую очередь сходство России с Китаем определяется тем, что ранее в Китае основу внешнеторговой деятельности составляли государственные предприятия, то есть внешняя торговля Китая осуществлялась под полным контролем государства.

Переговоры по вступлению Китая в ВТО начались в 1986 году и продолжались 15 лет и 5 месяцев. 11 декабря 2001 года Китай стал полноправным членом ВТО. Важно подчеркнуть, что вступление в ВТО для Китая послужило стимулом для дальнейшего проведения рыночных реформ.

Следует также отметить, что для Китая, как и для России, вступление в ВТО было сложным и длительным процессом. Переговоры с США и ЕС носили особо напряженный характер, в результате чего Китай принял на себя широкий перечень обязательств, охватывающих практически все аспекты торговли (сельское хозяйство, лицензирование импорта, защита прав интеллектуальной собственности, технические барьеры и инвестиционные меры). Китай был обязан постепенно отменить квоты и лицензии на сотни видов продукции, монополию государства на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров, а также субсидирование экспорта сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров. После вступления Китая в ВТО было снижено около 7000 тарифов и других торговых барьеров, тарифы на промышленную продукцию должны были снижаться с 25 % до 7 %, на сельскохозяйственную продукцию - с 31 % до 14 %. Кроме того, Китай был обязан открыть направления в области страхования, банковских услуг, профессиональных услуг и телекоммуникаций1.

Следует отметить, что так же, как и при вступлении России в ВТО, наибольшие опасения у Китая вызывали такие отрасли, как сельское хозяйство, автомобилестроение, а также банковский сектор.

Однако, несмотря на обострение ситуации в области сельского хозяйства, благодаря специальным государственным программам стимулирования страна преодолела данную проблему. Предпринятые государством меры были направлены на переориентацию рабочих с сельского хозяйства на легкую промышленность в целях избежания роста уровня безработицы в данной отрасли. Следует также подчеркнуть, что Китай использовал меры «зеленой корзины» для поддержки отрасли сельского хозяйства, а также с согласия ВТО были введены импортные квоты на кукурузу, хлопок, рис, пшеницу2.

Что касается автомобилестроения, то особые проблемы в данной отрасли связаны с тем, что Китай получает наименьшие преимущества в этой отрасли. Поэтому, вступив во Всемирную торговую организацию, китайские компании начали создавать совместные предприятия с иностранными инвесторами, имевшими право не более чем на 50 % доли. Так, например, Volkswagen создал совместные предприятия с Shanghai Automotive Industry (SAIC) и First Automotive Works (FAW). SAIC также создал совместное предприятие с GM, а FAW - с Toyota.

Если обратиться к банковскому сектору, то следует отметить, что проблема его либерализации была решена посредством привлечения иностранных банков. Изначально появились банки из Тайваня, Южной Кореи и Гонконга, а уже потом на рынке стали появляться и крупные международные

1 Панкратова Л.А., Чжао С. Внешняя торговля Китая: особенности динамики и оценка структурных сдвигов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 2. С. 46.

2 ВТОрична для России? Вступление России в ВТО: аналитический обзор // Российская экономическая школа: [сайт]. URL: http://upload.studwork.org/order/96261/WTO-Russia-April-2012.pdf.

банки. Кроме того, Китай установил ограничение в размере 25 % на долю иностранного капитала в банках, благодаря чему иностранные банки открывали свои дочерние подразделения и в дальнейшем проводили слияния с китайскими банками.

В целом же стране удалось добиться вступления в ВТО в статусе развивающейся страны, получив при этом более благоприятный режим присоединения. Китай параллельно с проведением переговоров осуществлял структурные изменения в стране и масштабную информационно-образовательную программу. Соответственно, проведя внутренние реформы еще до официального вступления в ВТО и получив преференциальный режим при присоединении, Китаю удалось добиться соответствия отечественной экономики международным стандартам и благополучно интегрироваться в международную экономику, что, в свою очередь, привлекло иностранных инвесторов. Китайский внутренний рынок увеличил приток прямых иностранных инвестиций, а это в дальнейшем поспособствовало созданию рабочих мест, повышению уровня доходов населения и расширению международных связей Китая в целом.

Положительный опыт Китая подтверждается также динамикой экспортно-импортных операций, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Динамика экспортно-импортных операций Китая в 2001-2014 гг., млрд долл.3

3 Составлено на основании данных Портала внешнеэкономической информации за 2001-2014 годы.

78 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (54) 2015

Анализируя показатели в представленном выше рисунке, следует отметить, что после вступления Китая в ВТО произошло расширение экспорта и увеличение импорта в мировой торговле. Проведенный анализ статистики внешней торговли Китая за период с 2001 по 2014 год показывает, что внешняя торговля характеризуется стабильным ростом. Если до вступления Китая в ВТО в 2000 году его доля в мировом экспорте составляла 3,9 %, а в импорте - 3,3 %, то за период членства страны в ВТО, который составляет 14 лет, данные показатели существенно изменились и в 2014 году доля Китая в мировом экспорте увеличилась до 12,3 %, а в импорте - до 10,8 %. Как следствие, внешнеторговый оборот Китая за анализируемый период вырос с 509,80 млрд долл. до 4302,91 млрд долл. На основании положительной динамики роста основных показателей внешней торговли Китая с 2001 по 2014 год можно сделать вывод, что вступление страны в ВТО способствовало дальнейшему открытию и либерализации китайской экономики.

На основании различных исследований практики вступления Китая в ВТО с учетом официальных данных статистики можно выделить как положительные, так и отрицательные эффекты членства страны в данной организации на протяжении четырнадцати лет и представить их в виде табл. 1.

Следует отметить, что недорогие факторы производства и низкий курс валюты позволили Китаю получить преимущества от снятия торговых барьеров. России, наоборот, эти инструменты в настоящее время не доступны в связи с тем, что внешний долг РФ по состоянию на 1 апреля 2015 года составляет 559 359 млн долларов4. Поэтому, по мнению некоторых авторов5, наша страна не может воспользоваться девальвацией рубля для защиты отечественного производства, в противном случае кредиты для экономики окажутся слишком дорогими.

Кроме того, готовность Китая к членству в ВТО значительно отличалась от готовности Российской Федерации, вследствие чего нельзя ожидать аналогичного положительного эффекта от вступления в ВТО для нашей страны (табл. 2).

Из представленной табл. 2 видно, что степень готовности Китая по присоединению к ВТО значительно выше, чем у России. Несмотря на то, что Россия вступала в ВТО на протяжении 19 лет (Китай - 15 лет 5 месяцев), тем не менее готовность экономики России к выходу на международный рынок далека от уровня Китая.

Несмотря на существующие различия по готовности к вступлению и состоянию экономик обеих стран, условия вступления в ВТО России и Китая все же сходны (табл. 3).

4 Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2015 года // Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=itm_47538#CheckedItem.

5 Логинова А.С. Анализ социально-экономических последствий вступления Росси в ВТО: монография / научн. ред. докт. юрид. наук И.В. Михеева. СПб.: Троицкий мост, 2014. С. 44.

Таблица 1

Положительные и отрицательные эффекты членства Китая в ВТО6' 7

Положительные эффекты Отрицательные эффекты

Высокие темпы роста экономики (ВВП Китая вырос с 10 трлн юаней в 2001 г до 63,65 трлн юаней в 2014 г ) Высокая зависимость внешней торговли от мировой экономки и политической конъюнктуры

Стремительный рост внешней торговли страны (объем экспорта и импорта увеличился с 509,80 до 4302,91 млрд долл. ) Экономический рост, поддерживаемый экспортом, происходит за счет использования дешевой рабочей силы и истощения природных ресурсов

Выход в лидеры по производству и реализации отдельных видов товаров (например, автомобили, бытовая техника) Ухудшение экологической обстановки

Расширение емкости внутреннего рынка потребительских товаров (объем розничной торговли вырос с 3,76 трлн юаней в 2001 г до 26,24 трлн юаней в 2014 г.) Возникновение споров в отношениях с внешним миром из-за сокращения рабочих мест в странах-импортерах в силу притока дешевых китайских товаров и сокращения отечественных производств

Колоссальный рост промышленного производства (совокупная добавленная стоимость, созданная в промышленности Китая, выросла с 4,26 трлн юаней до 20,41 трлн юаней в 2014 г ) Необходимость взять на себя обязательства, связанные с отказом от протекционистских мер в отношении неконкурентоспособной китайской продукции, что сдерживает развитие производства в ряде отраслей экономики

Активизация иностранного инвестирования Китая (за 14 лет темпы роста инвестиций увеличились на 40 %)

Снижение ставок таможенных пошлин (с 15,3 % до 9,8 %) без ущерба для национального производителя

Таблица 2

Отличия Китая и России по уровню готовности к вступлению в ВТО8

Китай Россия

Китай вступал в ВТО как развивающаяся страна и получил пакет преференций Россия вступила в ВТО, не получив тех преференций, которые были предоставлены Китаю

Переговоры по вступлению сопровождались интенсивным проведением реформ и модернизацией экономики в целом Россия начала осуществлять реформирование и модернизацию отечественной экономики после присоединения к ВТО

Китай осуществлял активные мероприятия по адаптации малого и среднего бизнеса В РФ заметных усилий по адаптации к условиям ВТО на уровне малого и среднего бизнеса не наблюдается, так как малый и средний бизнес не рассматривались в качестве серьезной составляющей российской экономики

6 Логинова А.С. Анализ социально-экономических последствий вступления Росси в ВТО: монография / научн. ред. докт. юрид. наук И.В. Михеева. СПб.: Троицкий мост, 2014. С. 45.

7 Китай // информационное агентство «Синьхуа»: [сайт]. URL: http://russian.news.en.

8 Логинова А.С. Анализ социально-экономических последствий вступления Росси в ВТО: монография / научн. ред. докт. юрид. наук И.В. Михеева. СПб.: Троицкий мост, 2014. С. 44.

Продолжение таблицы 2

Китай Россия

Китай проводил масштабную информационно-образовательную программу для государственных служащих, предпринимателей и студентов вузов В России подобная программа не проводилась

Наличие мощной финансовой системы В России в настоящее время только начинается процесс разработки мер по укреплению национальной финансовой системы

Экономика Китая характеризуется наличием огромного количества трудовых ресурсов и дешевой рабочей силы В России отсутствует необходимое количество трудовых ресурсов, а также для страны характерен не эффективно используемый трудовой потенциал

Таблица 3

Условия и уступки для вступления Китая и России в ВТО9

Китай Россия.

Снижение тарифов: - на промышленную продукцию с 27 % до 7 %; - на сельскохозяйственную продукцию с 31 % до 14 % Снижение тарифов: - на промышленные товары с 11,23 % до 7,57 %; - на сельскохозяйственную продукцию с 18,18 % до 14,6 %. По всей номенклатуре товаров в среднем с 11,23 % до 7,57 %. «Связывание» и сокращение ставок экспортных таможенных пошлин (около 700 тарифных линий)

Отмена субсидий на экспорт сельскохозяйственной продукции и устранение замены импорта и субсидирование экспорта промышленных товаров Ограничение субсидирования сельскохозяйственного сектора

Постепенная отмена мер нетарифного регулирования Постепенная отмена квотирования на определенные группы товаров (мясо свинины и мясо птицы). Санитарные, фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле

Открытие банковского, страхового секторов, телекоммуникационных и профессиональных услуг Доступ на рынок иностранных услуг и поставщиков услуг на уровне национального режима (около 155 секторов услуг)

Проведение реформы по вопросам прозрачности, уведомления о готовящихся законодательных мерах и их разъяснение. Единообразное применение законов и судебного надзора Приведение законодательной базы в соответствие с нормами и условиями ВТО (изменения в части регулирования фармацевтического рынка; интеллектуальной собственности; таможенного регулирования; банковской сфере; государственной поддержке сельского хозяйства и др.; примерно около 700 законодательных актов будут пересмотрены и дополнены)

Отмена монополии государства на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров Соглашение по государственным закупкам

9 Составлено на основании данных аналитического центра «ВТО ИНФОРМ».

Проблемы современной экономики 81

Продолжение таблицы 3

Китай Россия

Аспекты по защите интеллектуальной собственности Торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности

Право прямого экспорта и импорта в Китай и из него в течение 3-х лет. Право на экспорт в Китай без создания инвестиционного присутствия в этой стране Особенности по регулированию деятельности особых экономических зон

Таким образом, положительный опыт Китая необходим для детального изучения и применения отдельных успешных адаптационных мер в нашей стране. Он показывает, как членство в ВТО может способствовать продвижению товаров на мировых рынках и вместе с тем оставляет возможность различными, не противоречащими праву ВТО, инструментами и средствами защищать внутренний рынок.

Исследовав положительный опыт Китая, следует обратиться к отрицательному опыту вступления Украины в ВТО. Рассмотрение Украины в качестве примера имеет основания, поскольку Украина является членом ВТО уже 6 лет, что позволяет делать определенные выводы о последствиях ее вступления в ВТО. Кроме того, исследование опыта Украины применительно к России целесообразно и в силу того, что Украина является страной постсоветского пространства и обладает рядом схожих с Россией черт.

Итак, процесс вступления в ВТО Украины начался одновременно с Россией в 1993 году. Присоединение Украины к ВТО длилось на протяжении 14 лет 6 месяцев (с ноября 1993 г. по май 2008 г.). Важным моментом является тот факт, что на последней стадии переговоров у Украины, в отличие от Китая, России и многих стран постсоветского пространства, не возникло проблем и разногласий с США, которые еще в 2006 году предоставили Украине статус страны с рыночной экономикой.

Украина так же, как и Россия, при вступлении в ВТО приняла на себя ряд обязательств и пошла на многочисленные уступки, которые отражены в табл. 4.

В целом, по мнению ряда исследователей10, итоги присоединения Украины к ВТО носят весьма неоднозначный характер. По прошествии шести лет с момента вступления Украины в ВТО произошли определенные изменения в ее международной торговой политике. Определенные результаты оказались в большей степени далеки от оптимистических прогнозов в преддверии вступления в ВТО. Анализируя экономические показатели ВВП страны, эксперты11 делают вывод о том, что ожидаемого прироста ВВП на 2,6 % не произошло, так же как 4 % увеличения объемов экспорта и повышения благосостояния на 5,7 %.

10 Коробкова А.Д. Адаптация к условиям членства в ВТО: Опыт Китая, Украины, России // МГУ имени М.В. Ломоносова: [сайт]. URL: http://conf.msu.ru/archive/spa.msu.2013/2356/3967_bbf7.pdf.

11 Там же.

Основные обязательства и уступки Украины при вступлении в ВТО12

Таблица 4

Обязательства и уступки в отношении экспорта

Обязательства и уступки в отношении импорта

Обязательства и уступки в отношении доступа к рынку услуг

Обязательства и уступки в отношении выполнения ТБТ

3

•и о о а л> 3 2 о о со •и л> 3 л> я я о

я< §

д о 3 5

5

со Сji

- не применять обязательные максимальные экспортные цены;

- снизить ставки экспортных пошлин на семена масленичные, живой скот, шкуры животных, товары цветной

и черной металлургии;

- отменить запрет на экспорт лома цветного металла;

- отменить экспортные квоты на зерно;

- отменить экспортные ограничения на драгоценные металлы и камни, кроме золота, серебра;

- не субсидировать экспорт сельскохозяйственной продукции

- снизить уровень импортной тарифной защиты;

- «связывание» ставок импортных пошлин;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- присоединение к секторальным инициативам по снижению ставок импортных тарифов по химическим и текстильным товарам;

- присоединение к «нулевым» секторальным договоренностям по фармацевтическим препаратам, мебели и сельскохозяйственной техники;

- использование максимальных ставок таможенных пошлин на сахар (50 %) и подсолнечное масло (30 %)

Согласно правилам ГАТС, Украина взяла на себя обязательства относительно обеспечения национального режима и доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в отношении следующих секторов:

- коммунальных услуг;

- строительства;

- дистрибуции;

- образования;

- услуг, связанных с окружающей средой;

- финансовых услуг (банковский и страховой секторы);

- здравоохранения и социальных услуг;

- туризма и путешествий;

- услуг в области культуры и спорта;

- транспортных услуг;

- услуг в области индустрии красоты

Все действующие национальные стандарты должны стать не обязательными для исполнения (за исключением стандартов в области защиты здоровья и жизни, защиты окружающей среды и безопасности государства). Украина обязана отменить обязательную сертификацию пищевых продуктов на государственном уровне

§

я

о 3 S £

Л> О 7-S

Л>

Я

О

О

В ß

q

и

S

а

ш

о

а л> а s а

о о о я я

га

12 Логинова A.C. Анализ социально-экономических последствий вступления Росси в ВТО: монография / научн. ред. докт. юрид. наук И.В. Михеева. СПб.: Троицкий мост, 2014. С. 52.

Для исследования опыта Украины целесообразно также обратиться к материалам официальной статистики, что поможет сделать вывод о динамике внешнеторговой деятельности Украины до и после вступления в ВТО (рис. 2). Так, на рис. 2 видно, что динамика внешнеторгового оборота Украины после вступления в ВТО характеризуется заметной нестабильностью. В частности, в 2009 году произошло резкое снижение объемов экспорта и импорта товаров, в 2010-2012 годах показатели возрастали, а в 2013-2014 годах вновь произошел спад, что объясняется нестабильной политической обстановкой в стране. Однако все же отрицательные последствия для Украины нельзя однозначно связывать со вступлением в ВТО, поскольку в данном случае большую роль сыграла именно нестабильная политическая и экономическая ситуация.

Рис. 2. Динамика внешнеторгового оборота Украины с 2005 по 2014 гг., млн долл.13

Следует отметить, что от присоединения Украины к ВТО в наибольшей степени пострадала автомобильная промышленность, в результате чего объемы производства в данной отрасли сократились в 6 раз, а число рабочих мест характеризовалось двукратным снижением14. Кроме того, у Украины так же, как и у России, и у Китая, негативные эффекты возникли и в аграрном секторе, в частности, как отмечают некоторые авторы15, в стране приостановили свою деятельность более 50 заводов, производящих сахар, большие потери понесло свиноводство, поскольку рынок стал наполняться импортным мясом. Кроме того, в соответствии с информацией Федерации работодателей

13 Составлено авторами на основании данных Министерства экономического развития и торговли Украины за 2005-2014 годы.

14 Цыганков О.А. Анализ последствий вступления в ВТО для Украины // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 3. С. 122.

15 Логинова А.С. Анализ социально-экономических последствий вступления Росси в ВТО: монография / научн. ред. докт. юрид. наук И.В. Михеева. СПб.: Троицкий мост, 2014. С. 54.

Украины только в этих двух отраслях сельского хозяйства рабочие места потеряли порядка 500 тысяч человек в период с 2008 по 2010 год, что, по мнению некоторых исследователей, было вызвано мировым финансовым кризисом 2008 года. На наш взгляд, данная точка зрения имеет место быть, однако вступление Украины в ВТО только усугубило ситуацию.

Итак, рассмотрев опыт схожих по условиям вступления стран, перейдем непосредственно к последствиям вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию, которое, с одной стороны, открывает новые возможности, заключающиеся в наиболее благоприятных условиях выхода отечественных товаров и услуг на международный рынок, защите своих интересов, праве голоса при выработке новых многосторонних соглашений и др. С другой стороны, могут возникнуть и угрозы национальной экономике в условиях членства России в ВТО, что может быть выражено в упадке производства в неконкурентных отраслях российской промышленности, росте безработицы вследствие сокращения производства в неконкурентных отраслях промышленности, проблемах адаптации бизнеса и др.

Прежде всего, следует отметить, что Россия все-таки получила преимущества от вступления в ВТО, что подтверждается возможностью свободного доступа российских товаров на международный рынок, повышением инвестиционной привлекательности и т.д. (табл. 5).

Таблица 5

Отличительные характеристики России в период до и после вступления в ВТО16

До присоединения России к ВТО После присоединения России к ВТО

Дискриминация доступа российских товаров на международный рынок Получение свободного доступа на международный рынок российских товаров

Невозможность участия России в разработке правил международной торговли Россия получила доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО

Отсутствие широкомасштабного привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику Возможность участия в выработке новых правил международной торговли с учетом своих национальных интересов

Неопределенность таможенной и тарифной политики Стабильность и транспарентность законодательства

Повышение инвестиционной привлекательности

Участие России в ВТО способствует развитию и укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле, и в отдельных случаях - с Таможенным союзом

Однако одновременно с положительными моментами существуют угрозы различным областям экономики нашей страны. Так, на основании мнений

Там же. С. 36.

отечественных исследователей по проблематике вступления России в ВТО можно выделить и предполагаемые отрицательные последствия данного процесса, в частности:

1. Резкое сокращение производства в отраслях легкой и пищевой промышленности, производства лекарств, медицинского оборудования, электроники, гражданского авиастроения, производства косметики (лишь около 10 % российских предприятий позитивно оценивают свои возможности в условиях членства в ВТО, а оставшиеся 90 % вследствие неподготовленности, отсутствия опыта, изношенности используемых мощностей не справятся с зарубежными конкурентами)17.

2. Резкий рост безработицы, связанный с сокращение производства.

3. Разорение моногородов вследствие их зависимости от одного завода или производства.

4. Снижение уровня продовольственной безопасности (согласно соглашениям ВТО импортные товары рассматриваются как аналогичные, а значит, любые обозначения о содержании в продукте ГМО рассматриваются в качестве дискриминационной меры).

5. Поглощение отечественных финансовых институтов (например, российский банковский и страховой секторы менее конкурентоспособны, по сравнению с аналогичными секторами западных стран).

6. Утрата энергополитического суверенитета России (вследствие снижения ставок экспортных пошлин на энергоресурсы).

7. Ослабление законодательной базы в области экологической безопасности, так как ВТО не признает международные договоры по защите окружающей среды, то есть международные нормы фактически не имеют юридической силы.

В качестве наиболее проблемных отраслей экономики, для которых характерен отрицательный эффект от вступления в ВТО, следует выделить:

1. Тяжелое машиностроение.

2. Сельское хозяйство.

3. Легкая промышленность.

4. Сельхозмашиностроение.

Отрасль тяжелого машиностроения имеет стратегическое значение для развития России в условиях членства в ВТО. Несмотря на то, что прямой вклад отрасли в ВВП и занятость РФ не так уж велик (отрасль производит 1,2 % ВВП, обеспечивает занятость 210 тыс. человек), именно тяжелое машиностроение является фундаментом для большинства добывающих и перерабатывающих отраслей российской экономики. К наиболее значимым проблемам отрасли следует отнести:

17 Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации // Аналитический центр «ВТО-ИНФОРМ»: [сайт]. URL: http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf.

- снижение уровня внутреннего спроса, экспорта и роста импорта, что привело к значительной недозагрузке мощностей (менее 20 %) и, как следствие, к увеличению затрат на их содержание, росту себестоимости и снижению рентабельности;

- отсутствие у отрасли льготного кредитования и поддержки со стороны государства. Например, разница по ставкам кредита по экспортным сделкам для российских предприятий выше, чем для иностранных, на 10 %;

- низкие объемы инвестирования в НИОКР, использование устаревшего оборудования, что ведет к низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции российских компаний.

В 2010 году приказом Минпромторга России была утверждена «Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года»18, в рамках которой предполагается:

- за счет частных инвестиций осуществить модернизацию оборудования;

- профинансировать НИОКР за счет государственных средств;

- обеспечить защиту национальных производителей от импортной демпинговой продукции и простимулировать спрос на продукцию отечественного машиностроения с помощью льготного связанного финансирования.

Согласно Стратегии объем производства должен вырасти с 63 до 128 млрд рублей19. Однако, стоит учитывать то факт, что после вступления России в ВТО ставки импортных пошлин снижаются до 5-10 % в зависимости от типа выпускаемой продукции, а чтобы обеспечить необходимую защиту, ставки следует сохранять на уровне 25-50 %. Таким образом, становится очевидным, что до 2020 года провести комплексную модернизацию отрасли тяжелого машиностроения невозможно, и следует ожидать отмены запланированных инвестиционных проектов. Однако можно предположить, что введенные зарубежными странами санкции против России, наоборот, подтолкнут российское правительство к активным действиям и поспособствуют развитию данной области.

Следующей проблемной отраслью при вступлении в ВТО следует назвать отрасль сельского хозяйства, которое вызывает особую обеспокоенность в условиях членства России в ВТО, поскольку играет важную роль в экономике страны. Сельскохозяйственный сектор экономики обеспечивает 3,7 % ВВП и около 8 % занятости населения. Данный сектор включает в себя растениеводство, которое занимает чуть более 40 % выпуска сельского хозяйства, и животноводство. Тем не менее, эксперты считают, что Россия значительно отстает от других стран по эффективности сельского хозяйства.

18 Приказ Минпромторга России от 09.12.2010 № 1150 «Об утверждении Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года».

19 Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации // Аналитический центр «ВТО-ИНФОРМ»: [сайт]. URL: http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf.

В первую очередь, речь идет о сокращении уровня государственной поддержки отрасли с 9 млрд долл. в 2012 году до 4,4 млрд долл. в 2018 году. Во-вторых, на 30 % снижаются ставки импортных пошлин на все продукты питания, которые производятся на территории России. По оценкам экспертов, специализирующихся в области сельского хозяйства, «при достигнутых условиях расширения сферы применения норм ВТО по тарифным квотам и тарифной защите ввоз импортного продовольствия, возможно, превысит 60 %, вследствие чего Россия может стать зависимой от зарубежного продовольствия»20. Однако, важно подчеркнуть, что и в этом случае санкции западных стран внесли свои коррективы, что в итоге привело к снижению импорта и активизации развития национальной экономики.

Кроме того, положение отечественных сельскохозяйственных производителей осложняется более слабой тарифной защитой российского внутреннего рынка. Например, согласно договоренностям с ВТО, при увеличенных квотах уровень тарифной защиты молочной отрасли в нашей стране составляет менее 15 %, а мясной - менее 20 %. Главными конкурентами РФ на рынке сельхозпродукции и продовольствия являются США и ЕС, которые с целью защиты своих внутренних рынков используют запретительные ставки таможенных пошлин, в частности, молочный рынок США защищен пошлиной в 126 %, а в ЕС максимальная ввозная пошлина по молочным продуктам составляет 180 %, по другим продуктам животноводства - 162 %. То же самое касается и экспортных субсидий, выделение которых для российских продавцов запрещено соглашениями, тогда как США и ЕС широко их применяют (в бюджете США ежегодно предусматриваются экспортные субсидии для вывоза сельскохозяйственной продукции и продовольствия в размере 1,5 млрд долл.)21. Таким образом, указанные тарифные правила нельзя считать равными и справедливыми.

Серьезными негативными последствиями может обернуться доступ на российский рынок так называемой высококачественной (мраморной) говядины. Раньше она ввозилась сверх квот, но при этом облагалась 15 %-ной внутриквотной пошлиной. Теперь высококачественная говядина не подпадает под режим тарифных квот и ввозится по ставке ввозной пошлины в 15 %. Как отмечает В.В. Кузьмин, недобросовестные экспортеры будут иметь возможность ввозить в Россию под видом высококачественной говядины сверх квоты обычные говяжьи отруба и даже тримминг по демпинговым ценам22.

20 Кузьмин В.В. Влияние вступления России в ВТО на сельское хозяйство // Электронное периодическое научное издание «Системное управление»: [сайт]. URL: http://sisupr.mrsu.ru>2012-4/PDF/Kuzmm_Kurguzkma.pdf.

21 Юсуфов Р.А., Адуков Р.Х. Сельское хозяйство России в условиях членства в ВТО: использование потенциала «Зеленой корзины» // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. С. 145.

22 Кузьмин В.В. Влияние вступления России в ВТО на сельское хозяйство // Электронное периодическое научное издание «Системное управление»: [сайт]. URL: http://sisupr.mrsu.ru>2012-4/PDF/Kuzmin_Kurguzkina.pdf.

Кроме того, вступление России в ВТО, безусловно, усугубило ситуацию в вопросе обеспечения продовольственной безопасности страны. Существуют опасения возникновения целого ряда проблем, касающихся эффективного обеспечения населения качественным продовольствием.

С учетом вышесказанного становится очевидным то, что России для решения проблем в области сельского хозяйства и обеспечения конкурентоспособности данного сектора необходимо проводить целенаправленную государственную политику, предполагающую эффективную работу всех органов государственного и местного управления, и реализовать широкий спектр мероприятий, в том числе многократно повысить объемы бюджетной поддержки отрасли.

Далее следует сказать о негативных эффектах, оказываемых вступлением России в ВТО на отрасль сельхозмашиностроения, которая также занимает важное место в российской экономике. Начиная с 2005 года, емкость российского рынка сельскохозяйственной техники ежегодно увеличивалась на 45 %, а чистая выручка российских производителей за 2009-2013 годы в среднем составляла более 30 млрд руб.

Однако отрасль сельскохозяйственного машиностроения характеризуется наличием ряда проблем, что приводит к снижению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Во-первых, современное состояние отечественного сельского хозяйства не отвечает современным требованиям и по многим критериям уступает странам - участницам ВТО (разрыв по технико-экономическим показателям во многих отраслях сельского хозяйства России по сравнению с США достигает до 50 лет), в связи с чем российские предприятия не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями.

Во-вторых, проблемой, препятствующей нормальному существованию отрасли сельхозмашиностроения в условиях членства в ВТО, является снижение пошлин на сельхозтехнику с 15 % до 5 % и изменение правил кредитования покупки отечественной техники. Также Россия под давлением стран - участниц ВТО будет вынуждена повысить цены на энергоносители, что, несомненно, приведет к росту цен на технику, и наша страна может лишиться еще одного конкурентного преимущества отечественной продукции, а именно меньшей цены в сравнении с зарубежной продукцией.

Еще одной наиболее подверженной негативному влиянию ВТО отраслью экономики является легкая промышленность, для которой вступление в ВТО имеет очевидные минусы, так как в условиях членства в ВТО экспортные перспективы отрасли весьма сомнительны. На долю легкой промышленности приходится около 5,7 % мирового валового продукта. В США, Германии и Италии доля отрасли в промышленности составляет от 8 % до 12 %, в то время как в России за последние 20 лет она сократилась с 11,9 % до 1 %. А со вступлением в ВТО такие факторы, как подавляющая доля импорта

на внутреннем рынке, низкий конкурентный потенциал российских предприятий и их рентабельность не только сохраняются, но и усиливают свое значение. Кроме того, после вступления России в ВТО пошлины на одежду снижаются с 10-20 % до 5-7 %, на текстиль - с 9,5 % до 7,3 %. Однако в 2014 году введение санкций несколько снизило влияние вышеперечисленных факторов, в частности, наблюдалось снижение импорта, что может позволить отечественным производителям в данной отрасли постепенно наращивать преимущество на российском рынке.

В качестве одного из важнейших негативных последствий вступления России в ВТО следует выделить то, что таможенные пошлины формируют до 37 % федерального бюджета, поэтому вступление России в ВТО отрицательно скажется на наполняемости бюджета страны, так как ей необходимо пойти на смягчение таможенного режима. Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0 %. В табл. 6 отражена динамика перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет, которая подтверждает снижение темпов роста поступлений после вступления России в ВТО.

Таблица 6

Динамика перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет РФ23

Годы Сумма перечисленных таможенных платежей (млрд руб.) Результат в сравнении с предыдущим годом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2010 4330,1 (показатель выполнен на 105,68 %) Увеличение на 810,3 млрд руб. (+23,0 %)

2011 6029,3 (показатель выполнен на 103,5 %) Увеличение на 1699,2 млрд руб. (+39,2 %)

2012 6486,7 (показатель выполнен на 100,4 %) Увеличение на 457,4 млрд руб. (+7,5 %)

2013 6565,4 (показатель выполнен на 101,6 %) Увеличение на 78,7 млрд руб. (+1,2 %)

2014 7100,6 Увеличение на 535,2 млрд руб. (+8,2 %)

На рис. 3 также видно, что период 2012-2013 годов характеризуется спадом и в темпах роста доходов от внешнеэкономической деятельности, и в темпе роста федерального бюджета в целом. Поскольку именно в этот период Россия вступила в ВТО и начала снижать некоторые ставки таможенных пошлин, то следует полагать, что в этом и заключается главная причина снижения доходов от внешнеэкономической деятельности, а соответственно снизились поступления в виде налогов на товары, ввозимые на территорию РФ, и, следовательно, доходы федерального бюджета также снижаются.

23 Составлено на основании данных таможенной статистики внешней торговли ФТС России.

90 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (54) 2015

Рис. 3. Темпы роста доходов в бюджет РФ за 2009-2013 годы24

Говоря об итогах членства России в ВТО, следует отметить, что, несмотря на возросшую степень открытости российского рынка, возникло множество трудностей для российской экономики и отечественных производителей, в связи с чем российское правительство и отдельные министерства должны провести серьезную работу, направленную на минимизацию и устранение негативных последствий вступления России в ВТО, в частности:

- для наименьших потерь обозначенных секторов экономики необходимо повышать уровень конкурентоспособности продукции сельскохозяйственного сектора и легкой промышленности;

- необходимо формирование четкой и пошаговой программы по развитию наиболее проблемных секторов, а также экономики страны в целом;

- осуществлять инвестиционные вложения со стороны государства, а также модернизацию производства;

- стимулировать импорт технологий без ущерба для национального производителя;

- обеспечивать долгосрочными и низкопроцентными кредитами, особенно отрасль сельского хозяйства;

- поддерживать развитие малого среднего предпринимательства.

Кроме того, для России в условиях членства в ВТО полезен положительный опыт Китая, который вполне можно взять на вооружение, особенно те меры, которые Китай предпринял до вступления в ВТО. Опыт же Украины и ее ошибки могут научить Россию выстраивать наиболее оптимальные линии адаптации к условиям и нормам ВТО, что важно при выходе на международный рынок. С учетом этого, наша страна сможет эффективно провести социально-экономические реформы, и доступ к международным рынкам станет значительным плюсом присоединения к ВТО.

24 Портал внешнеэкономической информации // Министерство экономического развития РФ: [сайт]. URL: http://www.economy.gov.ru.

Библиографический список

1. Приказ Минпромторга России от 09.12.2010 № 1150 «Об утверждении Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года».

2. Коробкова А.Д. Адаптация к условиям членства в ВТО: Опыт Китая, Украины, России // МГУ имени М.В. Ломоносова: [сайт]. URL: http://conf.msu.ru/archive/spa.msu.2013/2356/3967_bbf7.pdf.

3. Кузьмин В.В. Влияние вступления России в ВТО на сельское хозяйство // Электронное периодическое научное издание «Системное управление»: [сайт]. URL: http://sisupr.mrsu.ru>2012-4/ PDF/Kuzmin_Kurguzkina.pdf.

4. Логинова А.С. Анализ социально-экономических последствий вступления Росси в ВТО: монография / научн. ред. докт. юрид. наук И.В. Михеева. СПб.: Троицкий мост, 2014. 156 с.

5. Панкратова Л.А., Чжао С. Внешняя торговля Китая: особенности динамики и оценка структурных сдвигов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 2. С. 44-53.

6. Цыганков О.А. Анализ последствий вступления в ВТО для Украины // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 3. С. 121-124.

7. Юсуфов Р.А., Адуков Р.Х. Сельское хозяйство России в условиях членства в ВТО: использование потенциала «Зеленой корзины» // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 41. С. 142-152.

8. ВТОрична для России? Вступление России в ВТО: аналитический обзор // Российская экономическая школа: [сайт]. URL: http://upload.studwork.org/order/96261/WT0-Russia-April-2012.pdf.

9. Китай // Информационное агентство «Синьхуа»: [сайт]. URL: http://russian.news.en.

10. Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2015 года // Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs& ch=itm_47538#CheckedItem.

11. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации // Аналитический центр «ВТО-ИНФОРМ»: [сайт]. URL: http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf.

12. Портал внешнеэкономической информации // Министерство экономического развития РФ: [сайт]. URL: http://www.economy.gov.ru.

13. Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба: [сайт]. URL: http://www.customs.ru/.

14. Товарная структура внешней торговли Украины // Министерство экономического развития и торговли Украины: [сайт]. URL: http://ukrexport.gov.ua/rus/economy/trade//7052.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.