Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2016 ГОД'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2016 ГОД Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ СПРОС / КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРПОТОК / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Злобина А.А.

В статье предлагается обоснование экономических последствий развития туризма в Республике Крым по результатам 2016 года с учетом специфики сферы, создающей условия для ее перехода на существенно новый уровень. Рассмотрены особенности туристической сферы Крыма до и после вступления в состав Российской Федерации, выявлены достигнутые результаты и проблемные моменты за анализируемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CONSEQUENCES OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA FOR 2016

The article proposes the substantiation of the economic consequences of the development of tourism in the Republic of Crimea according to results of 2016, taking into account the specifics of the sphere that creates the conditions for its transition to an essentially new level. Features of the tourist sphere of the Crimea before and after joining the Russian Federation are considered, the achieved results and problem points for the analyzed period are revealed.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2016 ГОД»

УДК 338.4 (470-13) "2016"

Злобина А.А. студент 3 курса направление подготовки «Менеджмент» Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

филиал в Ялте Россия, г. Ялта

Zlobina A.A. student

3 course, direction of preparation "Management" Humanitarian-pedagogical Academy (branch) "Crimean Federal University. V. I. Vernadsky" in Yalta

Russia, Yalta

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2016 ГОД

ECONOMIC CONSEQUENCES OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA FOR 2016

В статье предлагается обоснование экономических последствий развития туризма в Республике Крым по результатам 2016 года с учетом специфики сферы, создающей условия для ее перехода на существенно новый уровень. Рассмотрены особенности туристической сферы Крыма до и после вступления в состав Российской Федерации, выявлены достигнутые результаты и проблемные моменты за анализируемый период.

Ключевые слова: туризм, туристический спрос, курортно-рекреационный потенциал, турпоток, коллективные средства размещения, экономические последствия.

The article proposes the substantiation of the economic consequences of the development of tourism in the Republic of Crimea according to results of 2016, taking into account the specifics of the sphere that creates the conditions for its transition to an essentially new level. Features of the tourist sphere of the Crimea before and after joining the Russian Federation are considered, the achieved results and problem points for the analyzed period are revealed.

Key words: tourism, tourist demand, resort and recreational potential, tourist flow, collective accommodation facilities, economic consequences.

Важнейшим направлением развития Республики Крым выступает интеграция региона в правовую, экономическую и политическую среды России. При этом одной из перспективных сфер экономики Крыма является туризм, поскольку регион имеет уникальные природно-климатические и культурные условия, которые благоприятны для осуществления практически всех видов туризма. Туризм в свою очередь стимулирует развитие других

смежных отраслей экономики: транспорта, связи, сельского хозяйства, торговли, производства потребительских товаров и др. Кроме существенного экономического значения, туризм имеет весомую значимость для социальной сферы, так как влияет на занятость населения [4]. В этой связи вопросы, связанные с экономическими возможностями и проблемами развития туризма в Крыму, являются в настоящее время актуальными для рассмотрения.

Основной целью данной статьи является обоснование экономических последствий развития туризма в Республике Крым по результатам 2016 года, выявление полученных достижений такого развития, а также определение имеющихся проблем, сдерживающих эффективное функционирование туристической сферы в Крыму.

За последний год в научной литературе были представлены публикации таких авторов как Никольская Е.Ю., Романюк Е.В., Кошелева А.И., Дышловой И.Н., Абдулхаиров А.З., в которых изложены результаты исследований туристско-рекреационного потенциала Республики Крым, а также отдельные аспекты развития туристической индустрии в регионе. Особо можно отметить монографию «Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма» под редакцией проф. Лайко М.Ю. [3]. В данной работе проанализированы инфраструктурные составляющие индустрии туризма и гостеприимства Республики Крым, представлены научно-методические направления улучшения малоэффективных в сложившихся условиях объектов.

Следует отметить, что научные работы оказывают положительное влияние на рост уровня эффективности развития туристической сферы в Республике Крым, поскольку используются для разработки стратегических планов развития туристского комплекса региона. Однако нужно учитывать, что динамично меняющиеся условия экономической среды страны, а также показатели результативности функционирования туристической сферы Крыма обусловливают необходимость последующего исследования основных проблемных моментов туризма. Поскольку туризм является стратегически важным сектором экономики изучаемого региона.

Стратегическая цель развития Республики Крым заключается в формировании современного международного туристического центра. Для ее достижения в сложившихся условиях возникает необходимость в проведении инфраструктурных преобразований, создании системы круглогодичных, современных, конкурентоспособных объектов размещения за счет реконструкции и улучшения существующих средств размещения.

До 2014 года основную часть туристов Крыма составляли жители Украины. Это объяснялось целенаправленной политикой властей, которые не уделяли внимания привлечению инвестиций и не осуществляли необходимые затраты в устаревшую и требующую модернизации инфраструктуру региона. В результате число иностранных туристов, не относившимся к странам СНГ, было незначительным. Низкий уровень

сервиса не привлекал их и отталкивал потенциальных желающих. В итоге Крым стал позиционировать себя как курорт исключительно местного характера, который привлекал для отдыха преимущественно туристов из Украины. Несмотря на то, что туристический поток из Украины резко снизился (с 65% в 2013 году до 5% в 2014 году и сохранением таких показателей в 2015 и 2016 годах), ощутимого уменьшения спроса на Крым в целом со стороны туристов не произошло. Так, согласно данных Министерства курортов и туризма Крыма в 2016 году Республика Крым приняла 5,57 млн. туристов, что на 21% превысило показатели 2015 года. В

2015 году турпоток составил 4,8 млн. чел., что больше по сравнению с 2014 годом на 20% (3,5 млн. чел.).[9] Такая положительная динамика в турпотоке указывает на благоприятное воздействие туризма на экономику Крыма, поскольку расходы пребывших туристов представляют собой вложения в экономику республики [2]. По сведениям Министерства курортов и туризма в Крыму в 2016 году средние расходы туриста за одну поездку с учетом транспортных расходов, расходов на проживание и ежедневных дополнительных расходов, составили почти 36 тыс. руб. за 12 дней пребывания, что почти на 8% меньше по сравнению с 2015 годом, когда сума таких расходов была равно почти 39 тыс. руб. [5]. При этом расходы туристов выступают туристическим импортом для региона, который вносит существенный вклад в платёжный баланс Крыма. Кроме того, согласно информации Министерства курортов и туризма Республики Крым за 2016 год налоговые поступления в бюджет от туристской сферы составили 2,36 млрд руб., что на 13% превышает показатели в 2015 года (2,05 млрд руб.). При этом доля налоговых поступлений от туристической сферы в бюджет за

2016 год по Республике Крым составила 7,2% [9]. Представленные показатели указывают на то, что туризм становится бюджетообразующим сектором экономики Крыма.

В настоящее время материально-техническая база объектов инфраструктуры гостеприимства Республики Крым, предлагаемый перечень и качество услуг не соответствуют мировому уровню, что снижает конкурентоспособность Крыма на международном рынке и негативно сказывается на последствиях развития туризма экономического характера [3]. Пользуясь статистическими данными Министерства курортов и туризма Крыма отметим, что в 2016 г. на территории Республики Крым расположено 770 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест. Из которых 144 учреждения предоставляют санаторно-курортное лечение, 216 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера, остальные 410 учреждений - услуги по временному размещению [1]. Общее количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 361 объект. При этом большая часть санаторно-курортных учреждений имеет высокий уровень износа основных фондов (на 70-80%) и медицинского оборудования здравниц. Для круглогодичного

функционирования предназначены 139 санаторно-курортных (в том числе 73 средства размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 162 гостиничных учреждения [3].

По результатам 2016 года в Крыму более 70 гостиниц имеют классификацию, что составляет порядка 10% от официально зарегистрированного гостиничного фонда. Однако, по данным экспертов, около пяти тысяч частных небольших отелей продолжают работать «в тени». Кроме этого, на территории Республики Крым функционируют более 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и около 14 тыс. квартиросдатчиков. В сегменте таких частных владельцев мини-отелей и квартиросдатчиков наблюдается наибольший теневой оборот денежных средств [6]. Представленные данные указывают на то, что в настоящее время количественные и качественные характеристики круглогодичных коллективных средств размещения недостаточны для реализации всего курортно-рекреационного потенциала туристической сферы Республики Крым, постоянной занятости населения. Поскольку оказывают сдерживающее влияние на привлечение дополнительного количества организованных туристов и увлечение тем самым финансовых поступлений от туристической сферы в экономику Крымского региона.

Одной из проблем, отражающейся на экономических последствиях развития туризма, является проблема сезонности, которая различна в зависимости от типа и направленности средств размещения. Например, для предприятий гостиничного типа сезон составляет три месяца, а для лечебно-оздоровительных средств размещения - пять месяцев, и лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Средний коэффициент сезонности в Крыму на 2016 год составляет 0,45 [9]. Коэффициент сезонности представляет соотношение фактических продаж услуг в конкретном месяце и среднемесячного оборота, при этом коэффициенты, из-за влияния указанных факторов, по каждому месяцу в рамках года не являются постоянными. Для того, чтобы сгладить эти отклонения, рассчитываются средние коэффициенты сезонности методом средней арифметической. Этот показатель отмечает величину изменения продаж по сравнению со среднегодовыми [2]. В данном случае коэффициент меньше единицы, что говорит о большом количестве месяцев в году с низкими показателями продаж. Подобное значение характерно для курортов с ярко выраженной сезонной направленностью.

Проблемы развития транспортной инфраструктуры на сегодняшний день самые многочисленные, материально затратные, но и наиболее важные для развития туризма, так как без тщательно налаженных транспортных коммуникаций невозможно качественное предоставление туристических услуг. Однако позитивные сдвиги в данном направлении говорят о серьезной заинтересованности со стороны государства в решении данного вопроса.

В настоящее время попасть в Крым без сложностей можно двумя путями: используя паромную переправу через Керченский пролив или

авиатранспортом. Следует учитывать, что этих два транспортных сообщения в течении многих лет были лишь дополнительными. [9].

В Крыму существует три международных аэропорта: аэропорт Симферополя, аэропорт Керчь и Аэропорт Бельбек (является аэропортом смешанного типа, на данный момент там базируются военные самолеты). В 2014 году оценив неподготовленность инфраструктуры, было решено модернизировать аэропорт Симферополя, отремонтировав и расширив один терминал и построив полностью новый - второй. В результате реализации описанных мир удалось добиться увеличения пассажиропотока.. Пассажиропоток для авиационного транспорта (аэропорт города Симферополь) приведен в таблице 1: [7]

Таблица 1 - Пассажиропоток в 2012 - 2016 годах

Годы 2012 2013 2014 2015 2016 2016/2012, % 2016/2014, % 2016/2015, %

Пассажиропоток, тыс. чел 1114 1204 2800 5018 5202 366,9 85,8 3,7

Представленные данные показывают, что в 2016 года пассажиропоток международного аэропорта Симферополь вырос на 3,7% до 5,2 млн. чел. по сравнению с 2015 годом и на 85,8% по сравнению с 2014 годом, что является положительной динамикой.

Также на развитие туризма оказывает влияние паромная переправа. В 2014 году условия там были не приемлемыми для путешествующих на личном транспорте: не были организованы предприятия размещения и предприятия питания. Многие отказывались от поездки в Крым. В результате на мероприятия по улучшению деятельности паромной переправы было выделено 470 млн. руб., совершенствование предусматривало не только лучшие условия перевозки, но и увеличение пропускной способности: строительство второй параллели сооружений для погрузки вагонов и автомобилей, реконструкцию гидротехнического и навигационного оборудования. Благодаря этим изменениям средняя загрузка паромов в 2015 году составляла 75-80 %, в отдельные дни снижаясь до 2030 %. За 2015 год объем перевозок составил 4,7 млн пассажиров, 1 070 000 легковых автомобилей, 250 000 грузовых автомобилей и 77 000 вагонов [8]. По итогу 2016 года было перевезено 58,7 тыс. пассажиров и 17,2 тыс. автомобилей в эквиваленте легкового автотранспорт. Полученные данные указывают на повышение уровня качественных и количественных показателей работы транспортного комплекса Крыма, что положительно воздействует на развитие не только туризма, но и экономики республики в целом.

Следует отметить, что к 2018 году планируется завершить строительство моста, который соединит два берега Керченского пролива, что позволит решить основные транспортные проблемы, однако до этого времени необходимо модернизировать уже имеющиеся транспортные пути.

Помимо этого, с целью обеспечения эффективного развития туризма планируется обновление автобусного парка, реконструкция портов и модернизация круизных судов. Всего на инфраструктуру Крыма планируется затратить около 700 млрд. руб.

Поскольку туристическая сфера в Крыму требует наличия широкой инфраструктуры, то это способствует трудоустройству значительной части населения республики. Основной целью привлечения трудовых ресурсов является обслуживание туристов. Так, в Крыму туристическая сфера обеспечивает рабочими местами до 380 тыс. чел. [8] В то же время большинство предприятий полуострова, связанных с туризмом, не могут содержать круглогодичный штат обслуживающего персонала. Многим жителям приходится устраиваться на временные работы в летний сезон, а в осеннее-зимний период, по причине отсутствия постоянных рабочих мест, они не работают и состоят на учете в центрах занятости. Другими словами после окончания летнего курортного сезона в Крыму сокращается спрос на эти рабочие места [5]. Однако, без создания качественных новых рабочих мест и осуществления улучшения действующих рабочих мест невозможно соответствие спроса и предложения рабочей силы, расширение структуры занятости, снижение безработицы, повышение эффективности деятельности туристических предприятий, что в свою очередь негативно сказывается на экономике региона.

Подводя итог, необходимо отметить, что одним из самых перспективных и доходных направлений экономики, реализуемых в Республике Крым, является туризм. Крым выступает уникальным регионом с широким перечнем туристско-рекреационных ресурсов и значительным потенциалом для развития. Полученные данные в период с 2014-2016 года показали, что регион имеет возможности для перспективного развития туристической сферы даже в условиях информационной войны и создания для курорта неблагоприятного имиджа, но с учетом того, что в регионе будут созданы условия для отдыха высокого уровня. Экономические последствия развития туризма в Крыму выражаются в совершенствовании транспортных коммуникаций и электрообеспечении региона, увеличении поступлений в бюджет республики благодаря увеличению туристического потока. Несмотря на наличие положительных моментов от развития туризма, был выявлен ряд проблем, сдерживающих развитие туристической сферы Республики Крым: неудовлетворительное развитие туристической инфраструктуры, ограничения в транспортной доступности. Для курортно -рекреационной сферы характерна сезонность работы, устаревшая материальная база и изношенное медицинское оборудование в санаторно-курортных учреждениях. В реконструкции нуждаются более 100 здравниц. В большей части коллективных средств размещения наблюдается невысокий уровень сервиса и необходимость обязательной классификации. В целом данные обстоятельства не способствует большему росту внутреннего туристического потока и доходности туризма, а также снижают

инвестиционную привлекательность туристической сферы. При этом Крым является перспективным регионом, способным к масштабному развитию и представляющий в современных условиях туристский интерес.

Использованные источники:

1. Белышева Г.Г. Перспективы и проблемы развития индустрии гостеприимства в Крыму/ Г.Г. Белышева, К.В. Руденко, Е.О. Шаповалова// Молодой ученый. - 2016. - №11.1. - С. 13-15.

2. Козлов Д.А. Оценка влияния туризма на экономику страны./ Д.А.Козлов //Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 200-203.

3. Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма. / под ред. М.Ю. Лайко. - М: Издательский центр «Onebook». - 2014. - 274 с.

4. Кошелева А.И. Туристско-рекреационный комплекс Крыма: проблемы и перспективы развития в переходный период./ Кошелева А.И. // Регион: Экономика и Социология. - 2015. - № 3 (87). - С. 239-254.

5. Романюк Е.В. Состояние рынка труда в Республике Крым в переходный период./Е.В.Романюк // Экономика труда. - 2015. - Том 2. - № 2. - с. 77-96.

6. Столяренко А. В. Структура организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного предприятия / А. В. Столяренко // Бизнес-Информ. - 2013. - № 1. - С. 235-242.

7. Харитонов Д. Актуальные проблемы развития туризма в Республике Крым/ Д. Харитонов, Е.Ю. Никольская// Инновационная наука. - 2015. -№12-1. - C.187-190.

8. Крыминформ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.c-mform.mfo/news/id/43788

9. Статистические данные Министерства курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //mtur.rk.gov .ru/rus/info. php?id=608306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.