Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА РЫНКЕ ТРУДА'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА / COVID-19 / КАРАНТИН / РЫНОК ТРУДА / УЯЗВИМАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ДОХОДЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыков Е.А.

В работе рассматривается масштаб возможного воздействия эпидемии коронавируса на российский рынок труда и доходы домохозяйств. Для этого рассматривается уязвимая занятость, к которой относятся работники с повышенными рисками увольнения, сокращения заработной платы и других негативных событий, снижающих трудовые доходы. В настоящее время в России активно идет формирование комплекса мер поддержки занятости в условиях последствий пандемии. Данный список должен иметь комплексный характер и охватывать различные формы ухудшения занятости на отечественном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CONSEQUENCES OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC ON THE LABOR MARKET

The paper assesses the scale of the possible impact of the coronavirus epidemic on the Russian labor market and household incomes. For this purpose, vulnerable employment is considered, which includes employees with increased risks of dismissal, wage cuts and other negative events that reduce labor income. Currently, Russia is actively developing a set of measures to support employment in the conditions of the consequences of the pandemic. This list should be comprehensive and cover various forms of deterioration of employment in the domestic labor market.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА РЫНКЕ ТРУДА»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА РЫНКЕ

ТРУДА

Е.А. Рыков, студент

Научный руководитель: П.В. Панькин, канд. экон. наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Россия, г. Елец)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-6-2-172-176

Аннотация. В работе рассматривается масштаб возможного воздействия эпидемии коронавируса на российский рынок труда и доходы домохозяйств. Для этого рассматривается уязвимая занятость, к которой относятся работники с повышенными рисками увольнения, сокращения заработной платы и других негативных событий, снижающих трудовые доходы. В настоящее время в России активно идет формирование комплекса мер поддержки занятости в условиях последствий пандемии. Данный список должен иметь комплексный характер и охватывать различные формы ухудшения занятости на отечественном рынке труда.

Ключевые слова: рабочая сила, СОУШ-19, карантин, рынок труда, уязвимая занятость, доходы домохозяйств.

Глобальная пандемия коронавируса (СОУШ-19) резко замедлила экономическую активность, поскольку правительства приняли меры по блокированию, отдельные лица отреагировали снижением как своей мобильности, так и экономической активности, а производственные процессы фирм были нарушены. Эти более широкие сдвиги в экономике повлияли как на спрос фирм на рабочую силу, так и на способность и готовность работников работать. В развитых странах, где данные легко доступны, влияние на рынок труда значительно варьировался в разных странах в зависимости от первоначальной экономической и трудовой рыночные условия и различия в ответных мерах политики. Понимание того, как пандемия повлияла на рынки труда в развивающихся странах, имеет решающее значение, поскольку правительства и другие субъекты продолжают разрабатывать ответные меры.

С целью оценки масштабов возможного негативного влияния пандемии коронави-руса на благосостояние граждан в статье сформулировано определение уязвимости занятости. Уязвимые работники имеют повышенные риски ухудшения своего рабочего статуса (увольнение, снижение заработной платы, сокращение рабочего времени и т.д.). В контексте пандемии ко-

ронавируса уязвимыми считаются следующие группы:

1. Самозанятые и индивидуальные предприниматели.

2. Работники секторов, наиболее пострадавших от пандемии, а именно транспорта, культуры, досуга и развлечений, физической культуры и спорта, туризма и гостеприимства, общественного питания, бытовых услуг и образования, занятые на негосударственных предприятиях и в неправительственных организациях (перечень отраслей был определен правительством России.

3. Трудоустроенные работники с неустойчивой занятостью. Неустойчивая занятость означает ненадежность, нестабильность в трудовых отношениях и характеризуется низкой степенью защиты работников [1].

4. Занятость работника нестабильна, если она имеет одну из следующих характеристик:

- низкая заработная плата (заработная плата ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в регионе);

- неформальная заработная плата;

- отсутствие официального контракта;

- задержки в выплате заработной платы (за последние 12 месяцев);

- сокращение заработной платы, вынужденное сокращение рабочего времени (за последние 12 месяцев);

- вынужденный неоплачиваемый отпуск (за последние 12 месяцев).

В этом исследовании работник считается уязвимым к пандемии, если он принадлежит по крайней мере к одной из трех перечисленных групп (самозанятые, занятые в наиболее пострадавших отраслях промышленности и нестабильные работники).

Анализ показал, что занятость каждого второго российского работника уязвима для пандемии коронавируса. Иными словами, половина занятых на российском рынке труда в настоящее время испытывает высокие риски увольнения, снижения заработной платы, задержек выплат, вынужденных отпусков и т.д. Поэтому для этих работников риск полной потери или существенного сокращения их трудового дохода должен оцениваться как серьезный.

Уязвимость трудящихся к пандемии значительно варьируется в зависимости от социально-демографических групп. Максимальный риск ухудшения статуса занятости наблюдается среди молодых работников (до 30 лет) - среди них доля уязвимых составляет 57%. С возрастом риск снижения доходов из-за пандемии несколько снижается. Наиболее устойчивой и стабильной является занятость лиц в возрасте от 50 до 59 лет. Для этой группы работников распространенность уязвимости занятости составляет 43%. Следует отметить, что нет никаких гендерных различий в уязвимости занятых.

Среди образовательных групп наиболее уязвимыми являются работники с низким уровнем образования (общее среднее и ниже). Среди этой категории занятых почти две трети (65%) граждан сталкиваются с высоким риском потери или ухудшения условий занятости. Профессиональное образование повышает стабильность и устойчивость занятости в суровых условиях пандемии. Среди работников с начальным профессиональным образованием 56% являются уязвимыми. Среди занятых со средним профессиональным образованием этот же показатель составляет 49%. Пандемия коронавируса представляет наименьшую угрозу для занятости лиц с высшим образованием, хотя риски ухудшения ситуации на рынке труда высоки -40% работников с высшим профессиональным образованием в настоящее время находятся в уязвимом положении.

Далее необходимо рассмотреть основные источники уязвимости работников. Наибольшую группу работников с высоким риском потери или ухудшения характеристик занятости составляют работники, работающие в наиболее пострадавших отраслях - 63%.

Более половины уязвимых работников (51%) имеют неустойчивую занятость. Каждый пятый уязвимый работник является самозанятым. Две трети уязвимых работников испытывают только один тип уязвимости. Однако уязвимость занятости для оставшейся трети является сложной -34% уязвимых работников уязвимы по двум критериям, что, безусловно, увеличивает риск ухудшения их положения на рынке труда (рисунок) [2].

Работники наиболее пострадавших отраслей 63.1%

Рисунок. Источники уязвимости работников

Трудовые доходы - важнейшая составляющая семейного бюджета. В результате риски падения трудовых доходов из-за пандемии коронавируса также влияют на ожидаемые доходы домашних хозяйств.

Оценки показывают, что 39% домохо-зяйств с высоким риском потери дохода из-за изоляции и других последствий пандемии. Несмотря на некоторое сглаживание потерь на уровне домохозяйства по сравнению с индивидом, она, тем не менее, довольно значительна. Более того, почти в четверти российских домохозяйств (24%) все работники заняты в уязвимой занятости, что делает финансовое положение этих семей еще менее стабильным.

Сравнение риска потери трудовых доходов по группам домохозяйств приводит к выводу, что в худшем положении находятся семьи с детьми (около 60% уязвимых домохозяйств), а также домохозяйства без детей и пенсионеры (51%), то есть более молодые домохозяйства в целом, чьи доходы гораздо больше зависят от рынка труда. Наличие в домохозяйстве пенсионеров, т. е. получателей стабильно-

го дохода, не связанного с занятостью, значительно снижает риск резкого снижения доходов в результате пандемии (26% уязвимых лиц) [3].

Сервис «Работа.ру» и портал Rambler в сентябре провели серию опросов, в которой приняло участие более 8 тыс. человек из всех российских регионов. «Большинство опрошенных (64%) указали, что не работают по профессии, которую получали в училищах или вузах, — констатируют авторы исследования. — При этом 40% респондентов отметили, что вообще никогда не работали по специальности из диплома, а 24% работали, но в прошлом» [5].

В июне 2020 года Росстат проанализировал трудоустройство выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений за 2016-2018 годы. Согласно данным ведомства, не работает по специальности каждый третий — 31% (1,2 млн человек). Но если взять только выпускников колледжей и техникумов, то там эта доля выше — от 43% в колледжах до 50% в профессиональных училищах. В Высшей школе экономики в рамках проек-

та «Мониторинг экономики образования», опираясь на представленные Росстатом данные, отмечали, что «наиболее приверженными полученной в вузе специальности оказались выпускники в области здравоохранения и медицинских наук (97%), образования и педагогических наук (80%), искусства и культуры (79,6%), а также обороны и безопасности государства (79%)».

«Реже всех по специальности работают те, кто недавно получил диплом о высшем образовании в области сельского хозяйства (44%), математических и естественных наук, наук об обществе (по 66%). Вопреки сложившемуся стереотипу выпускники гуманитарных специальностей работают по специальности чаще, чем дипломированные инженеры» [5].

В 2019 году сервис Headhunter также провел исследование на эту тему: тогда 41% респондентов с высшим образованием заявили, что не работают по специальности. 54% сообщили, что «пытались работать по специальности», но затем все же оставили эту работу. При этом 37% соискателей с высшим образованием вовсе не начинали работать по профессии из-за низкой зарплаты [4].

Пандемия коронавируса представляет собой серьезную проблему для российского рынка труда. Исследование показало, что каждый второй российский работник сталкивается с повышенным риском увольнения или ухудшения характеристик занятости. В то же время треть уязвимых работников испытывают комплексную уязвимость, что значительно ухудшает их положение на современном рынке труда. С точки зрения социально-демографических характеристик молодежь, работники с низким уровнем образования и жители региональных центров сталкиваются с наибольшими рисками снижения доходов в результате пандемии.

Риски падения доходов от занятости также влияют на ожидаемые доходы до-мохозяйств - доля домохозяйств с высоким риском потери доходов из-за блокировки и других последствий пандемии составляет, по нашим расчетам, 39%. Наихудшая ситуация складывается в семьях с детьми

(около 60% уязвимых домохозяйств) и до-мохозяйствах без детей и пенсионеров (51%), то есть в более молодых домохо-зяйствах, доходы которых в гораздо большей степени зависят от рынка труда. Большинство домохозяйств с уязвимыми работниками не получают социальных пособий, что затрудняет им возможность рассчитывать на оперативную помощь со стороны системы социальной защиты.

Рынки труда всех без исключения стран, затронутых коронавирусом, испытывают аналогичный шок. Многие страны приняли меры по поддержке граждан, ситуация на рынке труда которых значительно ухудшилась в результате пандемии. Среди используемых мер-смягчение критериев приемлемости для получения пособия по безработице, возможность получения пособия по безработице не только при увольнении, но и при существенном снижении заработной платы, увеличение срока и размера выплат, содействие в трудоустройстве, содействие в повышении квалификации. Это также важный шаг правительств ряда стран по поддержке предприятий, которые поощряют удержание работников. Эти меры включают субсидии и скидки, отсрочку обязательных платежей для фирм, которые избежали или минимизировали увольнение, государственное со-финансирование заработной платы работников, меры по стимулированию занятости в стратегически важных отраслях [4].

В настоящее время в России активно разрабатывается комплекс мер по поддержке занятости. Так, в частности, уже принято решение о поддержке отраслей, наиболее пострадавших от пандемии, и увеличено пособие по безработице для граждан, потерявших работу из-за пандемии. Такие меры должны быть существенно более широкими, охватывающими различные формы ухудшения параметров занятости граждан и должны быть комплексными. Понимание особенностей и закономерностей уязвимости поможет директивным органам сформировать как эффективную политику на рынке труда, так и эффективные целевые меры социальной поддержки, направленные на поддержание благосостояния российских граждан.

Библиографический список

1. Бобков В.Н. 2017. Неустойчивая занятость в формальной экономике России - основная причина неформальной занятости // Уровень жизни населения регионов России. -№1 (203). - С. 7-16.

2. Бобков В.Н., Квачев В.Г., Локтюхина Н.В., Риччери М. 2017. Критерии, вероятность и степень неустойчивости занятости с учетом особенностей российского рынка труда // Экономика региона. №3. - С. 672-683.

3. Кулькова И.А. Адаптация поведения предпринимателей к вызванным пандемией коронавируса изменениям // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10. -№ 10. - С. 2529-2540.

4. Малева Т.М., Салмина А.А., Гришина Е.Е., Карцева М.А., Кузнецова П.О., Хасано-ва Р.Р. 2020. Оценка эффективности антиэпидемиологических и социальных правительственных мер по различным регионам - Северная Европа, Центральная Европа, Южная Европа, Китай, Америка. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2020/0853/coronavirus01.php (дата обращения: 21.06.21.)

5. Мишина В. Карьеры разошлись с дипломами в разные стороны // Коммерсантъ. -2020. - 15.09.

ECONOMIC CONSEQUENCES OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

ON THE LABOR MARKET

E.A. Rykov, student

Supervisor: P.V. Pankin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Bunin Yelets State University (Yelets, Russia)

Abstract. The paper assesses the scale of the possible impact of the coronavirus epidemic on the Russian labor market and household incomes. For this purpose, vulnerable employment is considered, which includes employees with increased risks of dismissal, wage cuts and other negative events that reduce labor income. Currently, Russia is actively developing a set of measures to support employment in the conditions of the consequences of the pandemic. This list should be comprehensive and cover various forms of deterioration of employment in the domestic labor market.

Keywords: labor force, COVID-19, quarantine, labor market, vulnerable employment, household income.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.